Зрительно моторные координации в развитии ребенка

Хочешь узнать больше о том, как развивается зрительно моторная координация у детей? Ну, мы можем помочь! Пора узнать полезные упражнения, которые ускоряют развитие твоего ребенка. Развитие координации у детей от рождения и до возраста 18 месяцев должно проходить под контролем специалистов и с помощью родителей.
Что такое зрительно моторная координация у детей?
Зрительно моторная координация у детей – это взаимодействие между глазами и руками, чтобы направлять их. Будучи взрослыми, мы используем этот навык даже не задумываясь. Мы берем ключи от машины, играем в видео игры и участвуем в спортивных состязаниях. Без этого навыка мы не смогли бы выполнить даже самые простые задачи.
Почему зрительно моторная координация у детей так важна?
В то время, как новорожденные способны к рефлексивному захвату, они еще не в состоянии координировать то, что они видят с движением своих рук. Изучение этой критически важной способности включает, как умственное, так и физическое развитие твоего ребенка. Развитие зрительно моторной координации – один из первых навыков детей по настоящему взаимодействовать с окружающим миром. Кроме того, это помогает ребенку развить уверенность и желание учиться и развиваться дальше.
Способность твоего ребенка овладеть зрительно моторной координацией – это его первый важный шаг. Шаг к тому, чтобы быть в состоянии прокормить, одеть себя и практиковать важные жизненные навыки. Зрительно моторная координация у детей помогает развить хорошее чувство равновесия. Хотя точная временная шкала варьируется от ребенка к ребенку, увидишь, что твой ребенок начинает экспериментировать с глазами и руками с раннего детства. И есть вещи, которые ты, как мама, можешь сделать, чтобы помочь развить это пожизненное мастерство.
Как улучшить координацию рук и глаз у ребенка?
Как и многие другие развивающие навыки, которые твой ребенок будет получать в раннем возрасте, хорошая координация рук и глаз достигается за счет игр. Сейчас мы обсудим, что происходит во время развития зрительно моторной координации. Разберемся, как ты можешь стимулировать скоординированное развитие движений рук и движений глаз твоего малыша.
Зрительно моторная координация у детей – движение рук
Твой ребенок начинает жизнь еще не зная своего тела. Хватание и попытки тянуться, которые ты наблюдаешь в начале жизни своего ребенка, называются примитивным рефлексом. Как следует из названия, он является рефлексивным ответом организма на внешние раздражители.
Чтобы помочь своему ребенку понять причинно – следственную связь между его движениями и окружением прикрепи погремушку рядом с ним. Такие ранние игры по координации рук и глаз помогут ребенку узнать, что его физическая активность влияет на внешний мир. А еще ребенок поймет, что его руки и тело принадлежат ему и находятся под контролем.
После того, как твой ребенок начинает исследовать свои руки больше, тебе пора начать упражнения, которые требуют от него использования мелкой моторики. Твой ребенок будет сначала добираться до предметов, используя свои ладони, но не сможет подобрать более мелкие объекты таким образом. Позволь своему ребенку взаимодействовать с предметами, которые требуют использования пальцев. Это поможет малышу развивать мелкую моторику.
Зрительно моторная координация у детей – движение глаз
Глаза твоего ребенка обеспечивают сенсорный ввод, необходимый для управления его руками. Глаза и острота зрения твоего ребенка быстро развиваются в течение первых нескольких месяцев жизни.
Тем не менее, многие дети испытывают какие-либо нарушения зрения. Возможно, что ты заметила задержку в развитии координации рук и глаз своего ребенка. Например, такие как большое время реакции или трудность достижения объектов. В таком случае виновником этого может быть зрение ребенка. Сегодня терапия зрения для маленьких детей доступна и эффективна. Обратись немедленно к детскому терапевту.
Зрительно моторная координация у детей – развитие мозга
Мозг – это центр, который обрабатывает визуальный ввод, переводит мысли в физические реакции и проводить сенсорную интеграцию между ними. Двигательная активность твоего ребенка экспериментирует при развитии его зрительно моторной координации. Здесь происходит усиленная тренировка мозга и улучшается когнитивное развитие твоего малыша. Понимать то, как развивается мозг твоего ребенка в это время очень важно. Это является важной частью понимания развития зрительно моторной координации у детей.
Как все это вместе влияет на развитие малыша?
Улучшение зрительно моторной координации потребует интеграции физического, зрительного и умственного развития твоего ребенка. По мере того, как эти навыки развиваются в координации друг с другом, ты заметишь, что ребенок переходит от более простых физических движений к более сложным. Движение обеих сторон тела твоего ребенка симметрично, уступит место двусторонней интеграции. Другими словами – способности ребенка управлять каждой стороной своего тела независимо или совместно. Двусторонняя интеграция моторики развивает способность ребенка делать скоординированные усилия между его руками и пальцами, чтобы манипулировать объектами.
Важной частью способности ребенка к развитию двусторонней интеграции будет освоение срединной линии. Средняя линия – это центр тела, который разделяет правую и левую стороны. Дети осваивают способность перемещать свои руки и ноги через их среднюю линию. В это время они учатся многим другим видам активностей, такими как ползание, чтение и письмо. Вдруг ты заметила, что ребенок использует свою правую руку для действий, которые происходят на правой стороне тела, а затем переключается на левую сторону при работе с действиями, происходящими на левой стороне. В таком случае есть некоторые вещи, которые ты можешь сделать, чтобы помочь стимулировать более двустороннюю интеграцию. Играй с ребенком в простые игры, например твистер. Это, занимательный способ помочь своему ребенку пересечь его среднюю линию спонтанно.
По мере своего роста, дети отдают предпочтение доминирующей руке и совершенствуют навыки координации, которые они изучили ранее в жизни. Когда ребенок становится все более умелым, ты можешь предоставить ему активности и игрушки , которые позволят малышу на практике улучшить координацию рук и глаз. Это могут быть игра в поймать мяч или занятие ребенком йогой. Если твой ребенок не соответствует основным этапам развития зрительно моторной координации, то физиотерапевт может определить проблему и работать с ним, чтобы помочь достичь своих целей.
Читай также о том, КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ФОРМАМ И ЦВЕТАМ.
Зрительно моторная координация у детей – этапы развития
Ниже приведены вехи, которые вы должны ожидать, что ваш ребенок ударил в раннем детстве. В то время как каждый ребенок отличается, эти вехи должны произойти вокруг возраста, данного для каждого.
Симметричное движение рук ребенка
Этот этап развития зрительно моторной координации ребенка наступает в возрасте от 0 до 2 месяцев.
На этом этапе движения рук и ног твоего ребенка будут плавными и симметричными. Он еще не может перемещать левую сторону тела, не двигая правую сторону. И он еще не должен показывать предпочтения при движении какой-либо из сторон своего тела.
Соединяя руки на средней линии
Этап развития наступает в возрасте от 1 до 4 месяцев.
Ребенок сводит руки вместе хлопающими движениями. Как мило!
Помести любимую игрушку или бутылку над грудью ребенка (средняя линия его туловища). Его руки должны двигаться вместе и симметрично.
Малыш обхватывает свои ручки
Этап развития наступает в возрасте от 3 до 5 месяцев.
После того, как ручки малыша находятся в соединенном положении над его средней линией, твой ребенок может начать играть с блокировкой пальцев. В итоге это движение превратится в охватывание одной ручкой другой.
Поддержание ребенком поднятой головы и взгляд вперед
Этап развития малыша наступает с 4 до 5 месяцев.
Теперь твой малыш способен поднимать и держать голову, чтобы смотреть на предметы прямо перед ним. Ты можешь подбодрить младенца делать это удерживая интересный ему предмет на его средней линии.
Ребенок тянется к предметам обеими руками
Этап развития координации рук и глаз у детей с 4 до 5 месяцев.
Твой ребенок еще не может двигать правой рукой, не двигая левой рукой. Поэтому, когда он тянется к предмету, он тянется обеими руками.
Ребенок хватает бутылочку обеими руками
Развитие координации у детей с 4 до 6 месяцев.
Пока он еще не в состоянии держать свою собственную бутылочку. Поэтому твой ребенок начинает класть руки на свою бутылку, пока его кормят.
Держит игрушку в каждой руке
Развитие координации у детей с 5 до 6 месяцев.
Твой ребенок способен держать что-то в каждой руке, пусть даже на несколько секунд.
Чтобы поощрять такое поведение, предложи ребенку маленькую игрушку, пока он уже играет с чем-то другим. Оба объекта должны быть маленькими, легкими и легко удерживаться одной рукой.
Тянется одной рукой
Развитие координации у детей с 5 до 7 месяцев.
Ваш ребенок понял, как использовать одну руку, не двигая другую, и он начнет тянуться к маленьким предметам одной рукой, а не обоими.
Переключает внимание с одной руки на другую
Развитие зрительно моторной координации у детей с 5 до 7 месяцев.
Перемещение игрушки из одной руки в другую является важным шагом вперед в развитии твоего ребенка. Это поведение будет начинаться с того, что ребенок сжимает предмет в обеих руках перед перекладыванием. Но, в конечном итоге, он сможет освободить одну руку и взять игрушку другой одновременно.
Ребенок стукает предметами друг по другу держа их перед собой
Развитие координации у детей с 8 до 12 месяцев.
Основываясь на навыках, которые твой ребенок развил в последние месяцы, он начнет стучать предметами друг о друга прямо перед собой.
Зрительно моторная координация ребенка, когда он научился открывать и разворачивать подарки
Развитие зрительно моторной координации у детей с 10 до 12 месяцев.
Пусть твой ребенок увидит, как ты обернете маленький интересный ему предмет. Затем передай этот сверток ему. Твой ребенок должен уже уметь развернуть игрушку.
Ребенок научился свободно использовать обе руки
Развитие координации у детей с 11 до 13 месяцев.
На этом этапе твой ребенок может свободно использовать обе руки во время игры. Он может начать проявлять преимущественное использование одной руки или другой.
Зрительно моторная координация – использование рук совместно
Этап развития наступает с 16 до 18 месяцев.
Ты можешь начать замечать интересный момент в этом возрасте ребенка. Твой ребенок отдает предпочтение своей доминирующей руке, как только он начинает манипулировать предметами, которые он держит. Твой ребенок будет использовать одну руку, чтобы держать объект во время изучения и трогать его другой.
Первые годы твоего ребенка полны увлекательных этапов и здесь ты много что можешь узнать о этих этапах развития.
Отслеживание этапов развития ребенка позволяет тебе активно участвовать в росте своего ребенка. И это может быть очень увлекательно. Но что будет, если твой ребенок не достигнет этих рубежей? Как родители, мы все разделяем эту озабоченность. Но есть вещи, которые ты можешь сделать, чтобы помочь своему ребенку достичь своих целей в развитии. На нашем сайте есть практические руководства, чтобы помочь тебе. Думаем, что ты сможешь сделать все, чтобы помочь своему ребенку добиться успеха.
Мы надеемся, что ты нашла нужную информацию и советы в этой статье «зрительно моторная координация у детей». Рекомендуем поделиться её с другими родителями, которые могут извлечь из этого пользу!
Ставь лайк нашему женскому журналу в Facebook , Вконтакте и Инстаграм
Мы поможем тебе быть красивой, счастливой и здоровой.
С уважением, редакция женского сайта www.saitzhenskiy.ru
Источник
Развитие зрительно-моторной координации (игры и упражнения)
Развитая зрительно-моторная координация является необходимым элементом определения готовности ребенка к школе. Дети часто теряют интерес к повторяющимся заданиям (раскрашивание, обводка по контуру, штриховка и т. д.), для поддержания интереса необходимо разрабатывать новые задания и упражнения
Зрительно-моторная координация – осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения.
Задачи:
- Формирование способов восприятия движущихся предметов;
- Развитие навыка прослеживания глазами за действием руки;
- Развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи;
- Развитие осязания и мелкой моторики;
- Формирование умения пользоваться карандашом;
- Развитие умения проводить линии (прямые, косые, изогнутые) от заданного начала к заданному концу, между границами, по образцу;
- Развитие умения соединять точки прямой линией;
- Развитие умения выбирать рациональный способ действия при выполнении графических заданий.
Работа с лабиринтами
Материал: лабиринт
Ход работы:
- Ребенок рассматривает лабиринт. Педагог предлагает ребенку привести Колобка (бусинку) к домику, прокатывая его палочкой.
- Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужную геометрическую фигуру.
- Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет квадратик нужного цвета или оттенка.
- Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужный блок Дьенеша.
- Выкладывает путь пуговицами одного цвета (чередуя по цвету; одного размера и т. д.).
Палочки-моталочки
Материал:
1 вариант: дорожки, препятствие в конце дорожки, веревочка один конец которой привязан к палочке, а другой к машинке.
2 вариант: веревочка один, конец которой привязан к палочке, а другой к предмету.
Ход работы:
- 1 вариант: Ребенок наматывает веревочку на палочку (работает пальцами), машинка отъезжает, объезжает препятствие и возвращается. Ребенок следит за машинкой глазами.
- 2 вариант: Ребенок наматывает веревочку на палочку (работает кисть), предмет поднимается вверх. Ребенок следит глазами за предметом.
Пройди по дорожке
Материал:
1 вариант: бланки с дорожками (дорожки имеют различную фактуру), шарик.
2 вариант: дорожка из ленточек на ковролине, каталочка.
3 вариант: дорожка из проволоки, шарик с дырочкой.
4 вариант: бланк с дорожками, металлический шарик, магнит.
5 вариант: дорожка на полу, шарик.
Ход работы:
- 1 вариант: ребенок прокатывает шарик по дорожкам (или проводит пальцем по дорожкам), прослеживает движение глазами.
- 2 вариант: ребенок прокатывает каталочку по дорожке, движение прослеживает глазами.
- 3 вариант: 1. шарик надет на дорожку из проволоки; ребенок прокатывает шарик по дорожке, движение прослеживает глазами.
2. держит дорожку с шариком вертикально; шарик скатывается по дорожке, ребенок прослеживает движение шарика глазами.
4 вариант: ребенок перемещает шарик с помощью магнита по дорожке; прослеживает движение глазами.
5 вариант: ребенок прокатывает шарик рукой (ногой) по напольной дорожке.
Волшебные ниточки
Материал:
1 вариант: силуэтные изображения, веревочка с липучками, ковролин.
2 вариант: силуэтное изображение из бархатной бумаги, лист бархатной бумаги, трафарет, нитки.
Ход работы:
1 вариант: ребенок прикрепляет силуэт к ковролину, «обводит» его веревочкой по внешнему контуру, прослеживает движение глазами.
2 вариант: 1. ребенок выкладывает ниточку по контуру силуэта.
2. ребенок выкладывает ниточку по внутреннему контуру, снимает трафарет.
Обведи точно
Материал:
1 вариант: бланк с заданием, лазерная указка.
2 вариант: лист бумаги с изображенным предметом, фломастер, калька.
3 вариант: бланк с заданием, манка или песок, кульки.
4 вариант: фольга, трафарет, ручка.
Ход работы:
1 вариант: ребенок обводит предмет лазерной указкой.
2 вариант: ребенок обводит предмет фломастером через кальку.
3 вариант: ребенок насыпает манку в кулек (внизу кулька дырочка), обводит изображенный предмет манкой.
4 вариант: ребенок обводит трафарет, вместо листа бумаги фольга; рассматривает полученное изображение.
Волшебное стекло
Материал: волшебное стекло, карандаш, лист бумаги с изображением.
Ход работы:
Ребенок обводит предмет, смотря через «волшебное» стекло.
Игры с природным материалом
Материал: камешки, ракушки, различные крупы и т.д.
Ход работы:
1. Выкладывание различных изображений из камушков и т.д.
2. Поиск предметов в ведерках с крупами.
3. «Продолжи ряд».
Выложи верно
Материал:
1 вариант: бланки с заданием, пластилин.
2 вариант: бланки с заданием, плоские бусины.
Ход работы:
1 вариант: дети выкладывают жгутиками из пластилина предметы по контурным линиям.
2 вариант: дети накладывают на контурные линии плоские бусины.
Заполни трафарет
Материал: трафарет, крупа.
Ход работы: дети заполняют трафарет крупой, снимают аккуратно трафарет, называют полученное изображение.
Ловец мыльных пузырей
Материал: мыльные пузыри, стаканчики.
Ход работы: Ребенок пускает мыльные пузыри, другие дети ловят их стаканчиками.
Игры с прищепками
Материал: прищепки, веревка, геометрические фигуры, различные изображения.
Ход работы:
1 вариант: дети прикрепляют прищепки на одежду друг к другу, затем с завязанными глазами снимают прищепки друг с друга.
2 вариант: ребенок прикрепляет прищепки к предметным изображениям.
3 вариант: ребенок развешивает геометрические фигуры на веревочке, прикрепляя их прищепками (выбирает фигуры определенного цвета, чередует фигуры в разной последовательности и т.д.).
Надень бусы на леску
Материал: бусины различного размера, формы, цвета; леска, шнурок.
Ход работы: Ребенок нанизывает бусины одного цвета, размера и т.д. на шнурок (леску).
Цветочки
Материал: цветы из верхней части бутылок, шнурки, пробка, лепестки.
Ход работы: ребенок вдевает шнурок в отверстия сделанные в пробке, прикручивает пробку к цветку, подбирает лепестки к цветку по цвету.
Занимательные пробки
Материал: поле с прикрепленными горлышками от соков, пробки.
Ход работы:
1 вариант: прикрутить пробки так же, как показано на образце (пробки отличаются по цвету, оттенку и т.д.).
2 вариант: открутить пробки, найти «клад».
3 вариант: прикрутить пробки с буквами так, чтобы получилось слово.
Источник
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО – МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Рекомендации родителям
Зрительно-моторная координация – это согласованные действия рук и глаза. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации.
Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития.
Зрительно – моторная координация занимает важное место в формировании навыка готовности к письму.
«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В.А.Сухомлинский).
Существуют объективные причины, из-за которых у многих первоклассников возникают существенные трудности при списывании с доски, из книг, прописей и других пособий, не вырабатывается каллиграфический почерк. Успешное выполнение работ по визуальным образцам возможно только при наличии координации зрительного анализа с двигательными реакциями, моторикой пальцев ведущей руки.
Связи между зрительным анализом и движениями руки не существует с рождения. Они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Они начинают складываться, когда ребёнку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводить визуально представленную информацию в её двигательно-графический аналог. Только тогда, когда такая деятельность становится систематической, возможно качественное улучшение зрительно-моторной координации.
Если ребёнок много и с удовольствием строит и конструирует по чертежам, выкладывает мозаичные узоры или панно в соответствии с образцами, срисовывает изображения различных предметов или целые картины, то у него постепенно совершенствуется зрительно-моторная координация, формируется умение точно воспроизводить графические образцы. Если в своей дошкольной деятельности ему редко приходится двигательно-графически копировать какие-либо изображения, то связи между затылочными зрительными зонами и передними двигательными отделами коры головного мозга не формируются. Даже у детей, которые много рисуют, но не срисовывают, не копируют образцы, координация движений глаза и руки может быть очень слабой.
Ребёнок может в целом развиваться нормально: хорошо говорить, знать много стихов, легко решать логические задачи, петь, танцевать, изучать иностранные языки. Отсутствие зрительно-моторной координации обычно никак не проявляется в его дошкольной жизни.
Только в первом классе может выясниться, что ребёнок при всём старании оказывается не в состоянии воспроизвести буквы, изображённые в прописях. При списывании или срисовывании с доски или из учебников у него часто получается нечто очень далёкое от исходных образцов. Сравнивая, проверяя свою работу, ребёнок не замечает даже грубые различия. Взрослые, естественно, не могут понять, как можно видеть одно, а нарисовать или написать совсем другое… Такие дети допускают много ошибок при списывании, не видят их, проверяя свою работу. Для них характерны такие ошибки, как пропуск, перестановка, замена, написание лишних букв, слогов, цифр, знаков, перескакивание со строчки на строчку, «зеркальное» письмо… Ребёнок, к сожалению, пишет неграмотно, и именно такое письмо автоматизируется и закрепляется. Избавиться в дальнейшем от неграмотных автоматизмов бывает исключительно трудно.
Лепка, рисование и другие виды творчества развивают мелкую моторику пальцев рук, но просто развитая моторика без координации со зрением малоэффективна! Копирование образцов развивает именно координацию зрения и движения.
ТРЕНИРОВКА ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ.
1. Выкладывание разных узоров из мозаики по образцу.
2. Собирание различных конструкторов по схеме-образцу.
3. Выкладывание рисунков из палочек по образцу.
4. Выкладывание рисунков из геометрических фигур по образцу.
5. Плетение ковриков из бумажных полосок по образцу.
6. Плетение из бисера по образцу.
7. Рисование по клеточкам крестиками по образцу.
8. «Продолжи ряд» (рисование различных бордюров).
9. «Дорисуй левую (правую) половинку рисунка.
10. «Нарисуй такой же».
11. «Заштрихуй так же».
12. «Письмо в воздухе». (Дети рисуют в воздухе различные предметы, цифры, буквы).
Источник