Зпр у ребенка 4 года лечение
Задержка психического развития (3ПР) у детей обусловлена тем, что процесс эмоционального и психического восприятия окружающего мира у них нарушен. С точки зрения физиологии дети с ЗПР могут быть полностью здоровы, но у них страдает умственная или эмоциональная деятельность. Ребенок ведет себя так, как будто он значительно младше своего возраста.
Несмотря на то, что в названии заболевания используется слово «задержка», что подразумевает его временный характер, это довольно грозный диагноз. Без своевременной коррекции оно приводит к более сложным и тяжелым нарушениям: страдает память, внимание, речь, формирование мыслительных процессов, способность к социальной адаптации. ЗПР часто сочетается с задержкой речевого развития (ЗРР). Такой диагноз обычно ставится детям в возрасте от 2 до 8 лет.
Если нарушена умственная деятельность, ребенок обычно спокойный и застенчивый, но с трудом осваивает новые навыки и знания. В случае, когда тормозится эмоциональное развитие, ему сложно концентрировать внимание, соблюдать правила поведения, контролировать эмоции.
Как понять, что у ребенка ЗПР?
При раннем выявлении нарушения развития, оно успешно корректируется, и ребенок вскоре догоняет сверстников, может посещать обычный садик и школу. Терять время категорически нельзя, чем он старше, тем ниже вероятность благоприятного прогноза. Самая опасная ошибка со стороны родителей – закрывать глаза на то, что с ребенком что-то не так или ждать, когда он «выровняется» сам собой.
Как правило, признаки ЗПР можно определить с 2-3 лет. В этом возрасте дети начинают активно осваивать речь, общаться со сверстниками и взрослыми, изучать мир, и если есть какие-либо отставания от возрастной нормы, то их можно заметить. В 4 года отклонения в психическом развитии уже становятся явными.
Читайте также: Признаки и лечение ЗПРР у детей
Общие признаки ЗПР
- Ребенок плохо слушается взрослых, часто капризничает, может вести себя агрессивно.
- Очень быстро утомляется.
- Имеет весьма смутное представление об окружающем мире, не задает вопросов, мало интересуется общением со сверстниками.
- Не может удерживать внимание на одном предмете.
- Трудно концентрируется на любом занятии, связанном с умственной деятельностью, так как страдают все виды мышления.
- Плохо произносит звуки, которые по возрасту должны уже сформироваться.
- Крайне бедный словарный запас.
- Делает грубые грамматические ошибки в построении простых фраз.
- Не контролирует эмоции.
- Стремится к играм и развлечениям, но они быстро ему надоедают.
- Обладает слабой памятью, но хорошо реагирует на помощь и может что-то выполнить по образцу.
- В рассуждениях не может выделить главную мысль.
- Во время сна постоянно пробуждается.
Многие малыши существенно позже своих сверстников начинают держать голову, учатся ползать, ходить, говорить, пользоваться ложкой. Навыки самообслуживания у них развиты очень слабо. Они либо слишком активны, либо, наоборот, очень вялы и замкнуты.
Отстает ли ваш ребенок в психическом развитии?
Для того чтобы понять, развивается малыш в соответствии с возрастной нормой или нет, необходимо знать, что должен уметь ребенок в том или ином возрасте.
В два года дети активно интересуются всем, что их окружает, и задают много вопросов. Словарный запас в этом возрасте состоит из 200-400 слов, обычно это имена родственников, названия бытовых предметов, игрушек. В речи появляются смягченные звуки с, з, н, б, м, т, н.
Ребенок умеет:
- выполнять просьбы взрослых;
- составлять простые фразы из 2-4 слов;
- умываться;
- есть ложкой;
- снимать и надевать одежду;
- ходить на горшок.
Три года часто называют возрастом почемучек. Ребенок активно интересуется всем, что происходит вокруг него. Его словарь вырастает до 1500 слов. Он в состоянии выучить короткий стишок или песенку, помнит события, которые произошли какое-то время назад. Трехлетки обычно очень активны и стремятся сделать все самостоятельно.
Они должны уметь:
- говорить свою имя и фамилию, как зовут родителей;
- рисовать и раскрашивать, выходя за контуры;
- различать основные цвета;
- застегивать обувь и одежду, прибегая к помощи взрослого;
- соблюдать правила в подвижных играх.
В четыре года дети обладают довольно развитой речью, могут построить связное высказывание из нескольких простых предложений. Они хорошо ориентируются в знакомом пространстве, знают дорогу домой. По картинке четырехлетка может вспомнить содержание сказки.
Он умеет:
- собирать крупные паззлы;
- рассказывать о событиях, которые произошли в недавнем прошлом;
- определять право-лево, вверх – вниз, спереди – сзади;
- находить отличия между схожими предметами;
- называть свою фамилию и имя, как зовут родителей, чем они занимаются;
- выучить песенку, стихотворение, считалку,
- играть по правилам;
- повторить движения за взрослым в определенном порядке;
- собрать блочную фигуру из конструктора по образцу;
- лепить из пластилина, рисовать по просьбе взрослого, вырезать ножницами по контуру;
- убирать на место свои игрушки, выполнять посильные домашние дела;
- соотносить предметы по форме, цвету, размеру.
Это только общий список умений и навыков по возрастам, но внимательным родителям он поможет определить, все ли в порядке с их малышом.
Читайте также: Признаки и симптомы дизартрии у детей 2-4 года
Что делать, если у ребенка ЗПР?
Диагноз задержка психического развития ставится только после комплексного обследования у дефектолога, невролога, психолога, логопеда, психотерапевта. Для диагностики обычно назначается нейропсихологическое тестирование, ЭЭГ, МРТ головного мозга.
Коррекция ЗПР должна начинаться как можно раньше, и в этом процессе от родителей требуется не меньше усилий, чем от логопедов, дефектологов и врачей.
Обучение детей с этим заболеванием строится на следующих принципах:
- чередование разных видов деятельности;
- наглядность;
- многократное повторение материала;
- поэтапное обобщение и усложнение материала;
- образцы и подробные инструкции.
Что касается медицинской помощи, то невролог выписывает малышу препараты, улучшающие деятельность головного мозга, назначает массаж, микротоковую рефлексотерапию, лечебную физкультуру.
Дефектолог и психолог занимаются развитием внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, вырабатывают навык нахождения причинно-следственных связей, формируют представления о мире. Для этого используются методы игровой терапии, арт-терапии и другие.
Логопед помогает поставить звуки родного языка, сформировать звуковой образ слова, расширить словарный запас, убрать грамматические ошибки, добиться связности речи, предотвратить развитие дислексии и дисграфии в будущем.
Опыт показывает, что при своевременном выявлении ЗПР и грамотном лечении, дети через некоторое время нагоняют сверстников и успешно учатся в обычной школе.
Дата публикации: 09.02.2020. Последнее изменение: 07.07.2020.
Источник
Статья:
В последнее время с аббревиатурой ЗПР встречается все больше и больше родителей. Следовательно, актуальность вопроса коррекции поведения и снятия в дальнейшем диагноза, не удивляет.
Особенности ЗПР
Психологические особенности развития – это индивидуальные понятия, как результат – личностный подбор коррекционных занятий и разная скорость восстановления. Многие родители воспринимают диагноз ЗПР как приговор по причине недостаточности информации.
Заболевание находится между нормальным психическим развитием и серьезными патологическими отклонениями. Под данную категорию не относятся дети с патологиями речевого и слухового аппарата, а также маленькие пациенты с синдромом Дауна или иными серьезными генетическими заболеваниями, связанными с развитием и полноценной функциональностью мозга.
Основные признаки ЗПР – это:
- неустойчивое внимание;
- отсутствие способности концентрировать внимание;
- повышенный уровень отвлекаемости;
- низкое восприятие и запоминание речевой информации (проще воспринимается наглядная информация);
- отсутствие навыка воспринимать и анализировать информацию.
Дети с диагностированным ЗПР нуждаются в особом отношении, но все вышеперечисленные причины развития заболевания не позволяют считать его приговором на всю жизнь. За счет индивидуального изучения особенностей, навыков и потребностей ребенка, подбираются коррекционные методики и упражнения.
Дети с ЗПР: кто они?
Условно причины появления ЗПР можно разделить на 2 группы:
- Развитие патологии по причине воздействия социальных и педагогических факторов. Такие дети классифицируются, как педагогически запущенные. Также в данной категории важную роль отводят и наследственной предрасположенности: антисоциальные родители = дети с ЗПР.
- Развитие патологии связано с органическими повреждениями мозга в перинатальном и постнатальном периоде. В процессе диагностики важно учитывать все факторы для возможности подобрать комплексную помощь.
Причинами развития патологии могут быть:
- частые волнения и стрессы мамы в период беременности;
- вредные привычки матери (курение алкоголь при беременности);
- хронические заболевания матери;
- токсоплазмоз;
- гипоксия мозга в утробе матери или при родах;
- тяжелое протекание беременности;
- генетические нарушения.
Типы ЗПР
В психологии различают 4 типа нарушений познавательной деятельности:
- Конструкционного генеза или наследственный инфантилизм – характеризуется низким уровнем адаптации, освоение информации в игровой форме, частые эмоциональные перепады. Внешне такие дети вполне здоровые и не вызывают подозрения, а вот эмоционально-волевая зрелость притормаживается, что негативно влияет на способность формирования умений и навыков.
- Соматогенного генеза – ЗПР обусловлен наличием разного рода болезней, как у ребенка, так и у матери.На фоне могут развиваться следующие заболевания: частые простуды, аллергические проявления, инфекции хронического типа, врожденный порок сердца.Среди симптомов: снижение познавательной деятельности и сниженное внимание.
- Психогенного генеза – на фоне неблагоприятных условий для воспитания, без проведения корректирующей работ состояние ребенка будет только усугубляться, и кроме стандартных, присущих ЗПР, симптомов, будут проявляться агрессивность, несамостоятельность, стеснительность, замкнутость, чувство страха перед всем новым.Стоит отметить, что неблагоприятные условия для воспитания – это не только отсутствие внимания со стороны родителей, но и чрезмерная опека. Не лишайте детей права выбора и приобретения опыта методом проб и ошибок.
- Церебрально-органического генеза – травмирование ребенка в период родовой деятельности или при вынашивании. Один из часто встречаемых разновидностей патологии, который имеет меньше шансов на полноценное восстановление.
Кто может диагностировать у ребенка ЗПР?
На просторах интернета много информации относительно симптомов и диагностики ЗПР, но обычно постановкой диагноза занимается детский невропатолог по рекомендации педиатра.
Важно помнить: врач-невропатолог не имеет полномочий для единоличного диагностирования заболевания!
- Окончательный диагноз ставится исключительно по решению психо-медико-педагогической комиссии.
- ПМПК вправе как поставить, так и в дальнейшем снять диагноз ЗПР.
- На комиссии присутствуют следующие специалисты: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, администрация учебного заведения, учитель, родители ребенка.
- На основании общения, изучения заключений иных врачей, тестирований на проверку умений и навыков, комиссия делает соответствующие выводы.
Как показывает практика, диагностируют ЗПР в пределах 5-6 лет (перед школой), а снимают (при условии правильно подобранных коррекционных действий) приблизительно в возрасте 10-14 лет.
Памятка родителям
- ЗПР не является приговором, это заболевание, поддающееся полной или частичной коррекции.
- По статистике, снять диагноз ЗПР школьнику можно к 10 годам.
- Для постановки диагноза мало одного доктора, нужно собрать ПМПК.
- Без решения комиссии ребенка не имеют права переводить на индивидуальное обучение, в специализированный класс или на обучение в интернат.
- На родителей со стороны членов комиссии не должно оказываться никакого давления.
- За родителями остается право отказа от прохождения ПМПК.
- Диагноз комиссии оглашается без присутствия ребенка!!!
- Для постановки диагноза учитывается комплекс симптомов, а не только неврологические показатели.
Что нужно сделать, чтобы снять с ребенка диагноз ЗПР?
Как снимают ЗПР? Прежде всего – это проведение коррекционных работ, а именно:
- посещение коррекционных школ;
- занятия со специалистами: психо-неврологами, логопедами-дефектологами и т.д.;
- применение дидактических игр на развитие умений и навыков ребенка;
- посещение занятий по ФЭМП и приучение к самостоятельному выполнению определенных действий.
После того, как вы увидите, что ваш ребенок в полной мере догнал по психологическому развитию своих сверстников, необходимо посетить консультацию невропатолога и получить направление на ПМПК. Комиссия вновь проведет комплексный опрос и тестирование, и, если все параметры будут в норме, диагноз, поставленный в детстве, могут снять.
Как снять диагноз ЗПР у ребенка: отзывы
Положительные | Отрицательные |
Снять диагноз ЗПР можно только при условии постоянных и регулярных занятий. Нам для этого понадобилось 2,5 года, и уже к восьми годам мы спокойно перешли в обычный класс с уклоном изучения математики. Вот так вот, все реально. (Яна) | Ой, нашим доХторам только верить. Перед школой обязательно нужно проходить комиссию, там уйма разнообразных специалистов, которых мы прошли спокойно и без каких-либо замечаний. Но вот невропатолог – это нечто. Во-первых, дочь попросили раздеться до трусиков, а потом выполняя нелепые как по мне упражнения еще и отвечая на еще более глупые вопросы. Понятное дело, мой стеснительный ребенок просто замкнулся. Дочь попросту перестала демонстративно идти на контакт с доктором, тем более та начала насильно ее заставлять делать упражнение и хамить. После чего у нас в карте появился дикий диагноз! Но я-то знаю, что ребенок полноценно развит, пришлось идти в частную клинику, где нас полностью обследовали и опровергли все эти «бредни сумасшедшей»! Выбирайте правильно врачей! (Екатерина) |
Диагноз на первой комиссии поставили быстро, а вот чтобы снять пришлось больше часа выполнять разного рода упражнения, на логику, письмо, чтению, математику, память, воображение и т.д. Хорошо, что сын не растерялся и все выполнил на отлично. ЗПР с нас сняли, хотя, почему-то неохотно. (Марта) | Нас невропатолог отправил на ПМПК, тестировали порядка часа, где заставили выполнять сложные и непонятные задания (не соответствующие возрасту ребенка). Ребенок уже был уставший, так как мы сначала прошли логопеда, психиатра, офтальмолога и ЛОРА. Ясно-понятно, что сын растерянный, рассеянный, напуганный, нормально среагировать на ситуации не мог. Как результат, нам не просто не сняли подозрение на ЗПР, а его подтвердили! Короче я в шоке, знаю, что все в норме, теперь вот думаем, требовать перекомиссию или походить в спецкласс все же, выработать у сына уверенность в себе… (Надя) |
Не верьте прогнозам некомпетентных врачей, ЗПР поддается коррекции, важно только подобрать правильные упражнения, занятия и методы. Удачи всем. (Нина) | С нас ПМПК снял диагноз ЗПР с ребенка-школьника в 9 лет, при том, что никакого особенного сдвига в развитии с 6 лет так и не случилось, на мои вопросы мне просто пригрозили, что сейчас выставят с кабинета. Где справедливость в этом мире, ну не пойму. (Ольга) |
Снять можно, только ПМПК собирается у нас редко (в определенные месяцы и дни), вот и приходится долго ждать. (Соня) | В нашем случае я добивалась 3 года постановки диагноза, с подтверждением на комиссии, поставили диагноз на 3 года с последующей пере комиссией. По итогу, на перекомиссию мы пришли, дочь сложно шла на контакт, задания выполняла только с помощью взрослых, при этом не проронив и слова, и знаете, нам успешно сняли ЗПР. Как я не возмущалась, не ссорилась, просто дали заключение и отправили… Ну как так… Теперь директор школы решает, что с нами делать, так как в обычный класс нас перевести не может, так как видит наши особенности, а в спецклассе оставить не может по законодательству, вот как тут не нервничать! (Ирина) |
Сначала испугалась диагноза. А потом взяла себя в руки, не доверяя прогнозам невропатолога (утверждал, что надо просто принять ситуацию), и начала заниматься по разным методикам с ребенком. Результат? 4 года и у нас официально нет ЗПР, мы развиваемся полноценно. (Елена) | А нам отказались снимать диагноз, хотя у нас уже все хорошо и только по причине того, что я написала отказ от медикаментозного лечения. Ну не понимаю я, зачем пичкать ребенка седативкой! Теперь обиваю пороги главврачей и остальных инстанций, чтобы все-таки нас взяли на перекомиссию. (Алина) |
Вывод
Да, после того как слышишь диагноз ЗПР после очередного посещения невропатолога, а потом все это подтверждает ПМПК, опускаются руки, и перспектива не просматривается. Но ЗПР – это не приговор, и поддается коррекции, в одних случаях можно избавится от проблем полностью, а во-вторых – частично. Все будет зависеть от происхождения заболевания и методам коррекции.
Не стоит отчаиваться, статистика показывает, что большая часть детей к 10 годам догоняет по развитию сверстников, и ПМПК снимает диагноз.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник
Задержка психоречевого развития (ЗПРР) – это группа расстройств, которые объединены по клиническим симптомам отставания развития речи и психики. Сюда относятся расстройства экспрессивной и рецептивной речи, неуточненные диагнозы, а также смешанные специфические расстройства в области психологического развития человека (специфические расстройства развития речи, школьных навыков, двигательных функций без преобладания одного из симптомов для возможности поставить точный диагноз).
Они обычно связаны с нетипичной работой центральной нервной системы, что в итоге приводит к изменениям темпов всего психического развития и затрагивает следующие компоненты:
- память;
- внимание;
- мышление;
- речь;
- эмоционально-волевую сферу;
- поведение.
Задержка психоречевого развития не является синонимом умственной отсталости ребенка. Ключевое различие в том, что ЗПРР поддается коррекции и компенсации, в то время как умственная отсталость не исправляется. Сложности могут возникнуть, если не своевременно обратиться к специалисту, т.к. проблемы с речью и когнитивный дефицит имеют стойкую динамику к увеличению.
Синдром ЗПРР определяется врачом (психиатром, неврологом) на основании присутствующих симптомов. После определения вида психоречевой задержки разрабатывается индивидуальный план коррекции, а также возможное направление в специализированный детский сад, школу или группу развития (если речь идет об учреждении комбинированного типа).
Причины ЗПРР
ЗПРР возникает вследствие органического поражения мозговых структур и различных расстройств нервной системы. Факторы, провоцирующие задержку психоречевого развития:
- генетические заболевания, связанные с нарушениями подкорки головного мозга;
- инфекционные заболевания и недостаток кислорода во время беременности;
- проблемные роды (травмы, обвитие пуповиной, стремительные или преждевременные роды, гипоксия);
- нарушение обмена веществ в ЦНС;
- органические поражения мозга (скопление жидкости, высокое внутричерепное давление, опухоли);
- патологии психиатрического спектра, включая эпилепсию;
- тяжелые инфекционные заболевания в раннем возрасте.
Кроме органических причин важную роль играют и психологические факторы. Психические травмы и неправильное воспитание (гиперопека, жестокое обращение, недостаточный уход и внимание) могут приводить к задержке развития или полному исчезновению речи (мутизму, речевому негативизму).
Симптомы ЗПРР
Диагностировать нарушение психоречевого развития можно уже с 2-3-летнего возраста, при этом точный диагноз ставится в 3-5 лет, когда нарушения проявляются наиболее всего. Такие возрастные нормы связаны с тем, что к данному возрасту отсутствие внутренней речи начинает отражаться на психическом развитии ребенка и развитии мышления, понимании абстрактных понятий.
До двух лет врачи прежде всего обращают внимание на моторное развитие (крупную и мелкую моторику) и на развитие речи. При темповом отставании возможны диагнозы: ЗРР, задержка моторного развития.
А при наличии таких симптомов, как узкий набор эмоциональных проявлений, быстрая утомляемость, агрессивность и пр. врачи могут зафиксировать синдром ЗПРР с 2 лет. С этого же возраста может быть поставлен и точный диагноз, который и вызывает ЗПРР.
Кроме непосредственной задержки речевого развития у детей с ЗПРР наблюдаются такие сопутствующие признаки, как гиперактивность, агрессивность или бедность эмоционального реагирования, а также затруднения социальных контактов, связанные как с поведенческими, так и с речевыми трудностями. Дети не успевают усваивать школьную программу не из-за умственной отсталости, а вследствие снижения работоспособности, памяти, внимания и некоторых мыслительных процессов. Несмотря на то, что речевая заторможенность обычно связана с нарушениями мышления, уже в школьном возрасте может активизироваться обратный процесс (когда из-за речевых нарушений появляются психические и когнитивные отклонения).
Часто фиксируют синдром ЗПРР с аутичными чертами, что подразумевает не только проблемы с речью, но также и следующие поведенческие особенности:
- ребенок не вступает в эмоциональный контакт, не улыбается, практически никогда не тянется к родителям и сверстникам;
- присутствует стереотипное поведение (ходьба по кругу, раскачивания на одном месте, склонность к сортировке предметов);
- негативная реакция на любые перемены, будь то обстановка, одежда или привычный маршрут;
- использование игрушек и предметов по собственной логике, возможна привязанность к одной игрушке.
- нарушения сенсорной обработки;
- повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами;
- психомоторная возбудимость, тики, заикание;
- протестные формы поведения.
В таких ситуациях рекомендуется не только медикаментозное лечение главной патологии, но и психологическая адаптация в обществе. Необходима психолого-педагогическая коррекция (дефектолог, логопед, психолог, нейропсихолог) и неврологическое лечение.
Лечение ЗПРР
Терапия психоречевых нарушений проводится комплексно, поэтому в реабилитации участвуют:
- невролог (назначает медикаментозное лечение, направленное на устранение органических поражений);
- логопед (проводит коррекцию произношения и темпа речи. Вызывает речь, если речь отсутствует);
- детский психолог (работает с психологическими причинами задержки речи, способствует адаптации к социуму);
- дефектолог (занятия направлены на развитие памяти, внимания, мышления).
Чем раньше диагностируется задержка психоречевого развития и начинается ее лечение, тем лучше. С каждым годом вследствие ЗПРР добавляются задержки когнитивных и мыслительных функций, из-за чего коррекция длится намного дольше.
Первые признаки задержки развития появляются еще до года, а соответственно, компенсаторную терапию можно начинать проводить с такими малышами, чтобы не усугублять степень отставания от норм. Занятия с логопедами и дефектологами рекомендованы с 2 лет, когда специалисты помогут развить понимание обращенной речи и собственную речь. Можно начинать заниматься с ребенком и раньше, нужно консультироваться со специалистами.
Медикаментозное лечение со стороны невролога и психиатра направлено на устранение основной патологии и начинается сразу же после диагностики и вынесения окончательного заключения. Для этого врач предварительно должен провести необходимые аппаратные обследования: ЭЭГ, допплерография, вызванные потенциалы, нейросонография.
Консультация у детского нейропсихолога необходима, чтобы выявить, какие отделы мозга не формируются в достаточном объеме относительно возраста. Нейропсихолог дает свои рекомендации по составлению программы занятий с логопедом и дефектологом в зависимости от нейропсихологической структуры дефекта.
Психолог консультирует семью по вопросам воспитания и адаптации ребенка в детском коллективе. Именно в психологической части реабилитации необходимо активное участие родителей, которым выдаются все необходимые рекомендации по коррекции общей обстановки, системы общения и других индивидуальных моментов.
Часто у ребенка вторично развиваются психологические проблемы – отношения с родителями и другими близкими, сверстниками, сложности с адаптацией и поведением. В этом случае также необходимо заниматься с психологом.
Поскольку ЗПРР часто сопровождается соматическими нарушениями, то как часть дополнительной реабилитации показаны различные занятия по развитию физических навыков. Отлично зарекомендовали себя анимало-терапия, адаптивные танцы, АФК/ЛФК, плавание и массаж.
В центре Ember используется комплексный подход в коррекции синдрома ЗПРР. На психолого-педагогическом консилиуме, в котором принимают участие логопед, дефектолог и нейропсихолог, специалисты оценивают уровень развития ребенка, его навыки. С учетом особенностей развития конкретного ребенка составляется коррекционный маршрут.
В практике нашего центра было много сложных случаев с ЗПРР у детей. Наши сотрудники смогли помочь всем детям, обратившимся к нам, восстановить психическое и речевое здоровье. Но важно помнить, что занятия по коррекции должны быть регулярными, а период коррекции достаточно длительный и зависит от возраста ребенка – чем ребенок старше, тем менее пластичен его мозг и тем сложнее коррекция синдрома ЗПРР. У здоровья вашего ребенка нет выходных, праздников и каникул, поэтому лучше заранее настроиться на то, что придется уделять много времени и сил на занятия со специалистами.
Запишитесь на консультацию по телефону +7 (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.
Источник