Зона ближайшего развития ребенка пример
Алёна Рыбалко
Консультация «Зона ближайшего развития ребенка»
Зона ближайшего развития ребенка.
Зона ближайшего развития (ЗБР) – уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, в ходе совместной с ним деятельности, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие «зона ближайшего развития» было впервые открыто Л. С. Выготским в начале 1930-х годов.
Чтобы определить зону ближайшего развития необходимо знать зону актуального развития.
Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.Дети растут очень быстро: то, что сегодня требовало помощи, завтра будет выполняться самостоятельно. В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще не уверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с помощью взрослого – завтра будут делать сами, и это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот, каждое действие, для которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически, подстегивает его развитие. И это очень важно понимать! Именно здесь происходит таинство развития.
Как пишет Л. С. Выготский, «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития.
Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день.
Зона ближайшего развития, логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта. Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, – писал Л. С. Выготский, – когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», – писал Л. С. Выготский.
Этим отличается обучение ребёнка, целью которого является его всестороннее развитие, от обучения специализированным, техническим умениям, как писание на пишущей машинке, езда на велосипеде, которые не обнаруживают никакого существенного влияния на развитие.
Поэтому обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития. Этот период называют многие современные педагоги, как Фортуин, Монтессори и др., сензитивным периодом.
По мнению Л. С. Выготского, в сотрудничестве ребенок способен сделать намного больше, чем самостоятельно. Сотрудничество – это один из параметров социального окружения, который является источником развития в онтогенезе. Сотрудничество может приобретать и форму подражания, но подражание возможно только потому, что лежит в «зоне ближайшего развития» ребенка. Подражание делает возможным «культурное развитие ребенка», формирование у него высших психических функций.
Введение феномена «зона ближайшего развития»позволило педагогике выработать стратегическое направление в процессе организации обучения: развивает только то обучение, которое ориентировано на «зону ближайшего развития» данного ребенка. Обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться, опираясь при этом на достигнутый уровень развития.
Одно из них связано с включением понятия ЗБР в диагностику психического развития. Основным методологическим принципом, на котором должна основываться диагностика, включающая ЗБР, является специальным образом организованное сотрудничество ребенка со взрослым и сверстником. Традиционно способом определения ЗБР является использование дозированной помощи при решении ребенком тестовой задачи. Взрослый оказывает помощь ребенку при возникновении у него трудностей. «Количество» и качество помощи – показатель ЗБР. Тот ребенок, который с минимальной помощью взрослого решает задачу, имеет наибольшую ЗБР (Иванова, 1976). По мнению автора анализа, метод дозированной помощи связан с более глубокой диагностикой актуального развития, изучением механизмов, которые обеспечивают решение интеллектуальных задач. Этот метод показывает, что актуальный уровень развития также не гомогенен, он имеет определенную внутреннюю структуру. Помощь взрослого выступает как инструмент изучения этой индивидуальной, или возрастной, структуры.
Помощь взрослого ребенкуможно подразделить на несколько этапов:
первая «доза» – подсказать, как сделать;
вторая – показать наглядный пример на такой же картинке (тренажере, как сделать, или же показать промежуточный вариант выполнения;
третья – показать на картинке ребенка, в случае с письмом – водить рукой ребенка, т. е. показать способ действия.
Вместе с тем концепция зоны ближайшего развития подвергается критике со стороны ряда ученых (Э. Эриксон и др., которые отмечают, что одна из опасностей, непосредственно связанная с зоной ближайшего развития в трактовке Л. С. Выготского, заключается в том, «… что нельзя пытаться подтолкнуть ребенка вперед до того, как у него разовьются способности, соответствующие той стадии развития, на которой он находится в данный момент. Это особенно важно с точки зрения эпигенетического принципа, сформулированного Э. Эриксоном. Как показано в работах самого Э. Эриксона и его последователей, игнорирование актуальных потребностей развитияприводит к серьезным личностным деформациям и, более того, психическим расстройствам. Как демонстрирует это практика, чрезвычайно «модные» сегодня попытки родителей «развивать» своих детей дошкольного возрастапосредством обучения их счету и письму, иностранным языкам, музыке и т. п. зачастую нередко не только наносят ущерб физическому и психическому здоровью, но и редко снижают мотивацию ребенка к обучению по достижении им дошкольного возраста.
Тем не менее, сама по себе идея зоны ближайшего развития является, бесспорно плодотворной, о чем свидетельствует и интерес, проявленный к ней не только у нас в стране, но и за рубежом. Основная идея этой теории направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей.
В статье «Проблема возраста» он расширил это понятие и использовал его для характеристики индивидуальных различий детей, показал связь зоны ближайшего развития и сенситивных периодов развития, подчеркивая, что обучение более эффективно, если осуществляется в период созревания психических функций.
Я предлагаю рассмотреть это понятие на примере 10ти месячного малыша. Итак, наш малыш умеет замечательно ползать и можно сказать, что он достиг в этом умении совершенства. Значит, ползание является для малыша зоной активного развития – умение уже достигнуто и не представляет собой для малыша никакой сложности. Само по себе ползание уже практически ничего не дает для развития ребенка, но при этом оно – важнейшее опорное средство для дальнейшего развития множества иных навыков. Ребенок подползает к маме и встает на ножки. Он хочет идти, но пока не получается. И мама, слегка поддерживая малыша, помогает ему шагать. Ходьба, в данном случае, – умение, которое ребенок только осваивает. Она то и находится в зоне его ближайшего развития. То есть навык скоро появится, но пока еще ходьба доступна только с помощью. Далее малыш пополз к своим игрушкам и взял, скажем, небольшую пирамидку. Сам стряхнул кольца, но одеть их в правильном порядке самостоятельно пока не может. Мама протягивает малышу нужные колечки и – пирамидка собрана. Собирание пирамидки – это тоже зона ближайшего развития, скоро это действие станет доступным и без помощи. А вот стряхивание колечек – это уже действие вполне освоенное и являющееся опорой для дальнейшего развития. Каждое действие, для выполнения которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически подстегивает его развитие. Однако, необходимо помнить, что польза от такого развития будет лишь тогда, когда новые навыки опираются на уже достигнутые. Резкое форсирование развития вещь неуместная, поскольку слишком часто приводит не к развитию психических функций, а к комплексам неполноценности, к детскому «перегоранию».
Особенно актуально понятие зоны ближайшего развития для тех детей-дошкольников, чьи родители всерьез увлечены методиками раннего развития. Ориентация в зоне ближайшего развития ребенка позволяет родителям одновременно находится на полшага впереди своего малыша и на полшага позади.
Позади – для того, чтобы следовать интересам ребенка, не навязывая ему собственных представлений о том, что ему должно быть интересно. А впереди – чтобы гибко подстроиться под индивидуальный темп ребенка, чтобы создавать должную мотивацию (без нее будет банальное натаскивание, а также необходимую для развития навыка среду.
Подрастая, малыш одновременно осваивает огромное количество самых разных умений – и катание на велосипеде, и рисование, и счет, и речь, и так далее. И у каждого из этих умений своя зона ближайшего развития. У некоторых умений она очень обширная – ребенок с ходу ловит движение или некое знание. А следом за ним образуются все новые и новые навыки.
Обычно, в таком случае говорят о наличии способностей. Но практически у каждого ребенка есть такие умения, которые ему даются очень непросто и порой требуется существенная помощь взрослого для их освоения. В этом случае зона будет не слишком большой и необходимы дополнительные усилия для того, чтобы максимально возможно расширить ее. К счастью, зона ближайшего развития подвижна – в процессе занятий она постоянно расширяется, приобретается новый опыт, а на основе него ребенок все более и более совершенствуется. Главное – заметить, что именно в этом месте у малыша возникают проблемы и помочь ему преодолеть их.
У постоянного нахождения внутри зоны ближайшего развития ребенка есть и еще одно очень важное свойство. Определение зоны невозможно без теснейшего общения и сотрудничества со своим ребенком. А общение с взрослым и со сверстниками, в том числе и опосредованно, через игру – мощнейший развивающий стимул. И тут хотелось бы напомнить, что любые методики раннего развития нужны лишь для примерного направления. В результате живого общения с ребенком вы обнаружите, что создали вашу собственную методику – такую, какая нужна вашему конкретному малышу исходя из его интересов. Надо лишь пристально посмотреть на него – у каждого ребенка всегда есть то, от чего можно оттолкнутся. Это как раз и будет та область, где у малыша зона ближайшего развития наиболее обширна. Продолжая постепенно расширять ее, добавляя новые знания порой буквально по крупинкам, поощряя ребенка к собственным выводам в один прекрасный день вы поймете, что ваш труд оказался не напрасным. Но пожалуйста, никогда не забывайте, что главное, это ваша дружба с ребенком и ваше взаимное уважение. Лишь в этом случае вам удастся помочь ребенку вырасти гармоничным и счастливым человеком.
Развитие и обучение ребенка должно идти вслед за его внутренней потребностью и возможностью к восприятию в данный момент. Ребенку нужно предлагать то, что он, во-первых, легко усвоит в данный период, что ему будет естественно усваивать, а во-вторых, давать ему то, в чем он нуждается в данный момент, что обеспечивает прочный базис для дальнейшего развития.
Таким образом, с точки зрения Л. С. Выготского, может быть получено лишь представление об актуальном уровне развития ребенка, но никак не о его способности к усвоению нового материала. Для того, чтобы оценить потенциал развития, необходимо оценить «разрыв» между результатами самостоятельной деятельности ребенка и тем, что он может достичь при помощи взрослых.
Эту идею Л. С. Выготский иллюстрировал результатами эксперимента, в рамках которого двум мальчикам предлагалось выполнить стандартный тест интеллекта для 8-летних детей (что соответствовало их реальному возрасту). После того, как каждый из них успешно справился с заданием, им предлагалось при помощи экспериментатора решить более сложные задачи. На этом этапе один из испытуемых показал результат, соответствующий уровню развития 9-летнего ребенка, в то время как другой – 12-летнего. По мнению Л. С. Выготского, это является доказательством различного потенциала к обучению у двух данных детей, а выявленная таким образом «дистанция между уровнем фактического (актуального) развития, определяемым по результатам самостоятельного выполнения заданий, и уровнем потенциального развития, определяемым по результатам выполнения заданий под руководством взрослого или в сотрудничестве с более способными сверстниками»2 и является зоной ближайшего развития.
В качестве эмпирического подтверждения теории зоны ближайшего развития Л. С. Выготский приводил и результаты некоторых зарубежных исследований. Так, например, в работе «Умственное развитие детей в процессе обучения»он пишет: «Американская исследовательница Мак-Карти показала в отношении дошкольного возраста, что если ребенка от 3 до 5 лет подвергнуть исследованию, то у него окажется группа функций, которую ребенок уже имеет, но есть и другая группа функций, которой ребенок самостоятельно не владеет, но владеет под руководством, в коллективе, в сотрудничестве. Оказывается, что эта вторая группа функций в возрасте от 5 до 7 лет находится в основном на уровне актуального развития. Этим исследованием показано, что то, что ребенок умеет в 3-5 лет делать только под руководством, в сотрудничестве и коллективно, тот же самый ребенок от 5 до 7 лет умеет делать самостоятельно.»
Источник
Âñå äåòè íåïîâòîðèìû. Ðàçâèòèå êàæäîãî ðåáåíêà ïðîõîäèò ñ ðàçíîé ñêîðîñòüþ è ñòåïåíüþ ýôôåêòèâíîñòè. Îäíèì èç ôàêòîðîâ, êîòîðûé ìîæåò ñóùåñòâåííî ïîâëèÿòü íà ñòàíîâëåíèå ïñèõèêè è ôîðìèðîâàíèå ó÷åáíûõ íàâûêîâ ìàëûøà ÿâëÿåòñÿ ïîìîùü âçðîñëûõ.
Îäíàêî ðîäèòåëè, à ïîðîé è ïåäàãîãè ïðåäëàãàþò äåòÿì ëèáî ñëèøêîì ïðîñòûå çàäà÷è, ñ êîòîðûìè ìàëûøè ëåãêî ñïðàâëÿþòñÿ, è ïîýòîìó íå äâèãàþòñÿ âïåðåä â ñâîåì ðàçâèòèè; ëèáî îáúÿñíÿþò ñëèøêîì ñëîæíûå âåùè, òàê è îñòàþùèåñÿ çà ãðàíüþ äåòñêîãî ïîíèìàíèÿ äàæå ïîñëå ïîÿñíåíèé âçðîñëîãî.
×òîáû âàø ðåáåíîê ìîã óñïåøíî äâèãàòüñÿ âïåðåä, íóæíî ïðàâèëüíî îïðåäåëèòü åãî çîíû àêòóàëüíîãî è áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ.
Ïîíÿòèÿ, ââåäåííûå Ë. Âûãîòñêèì
Ýòè ïîíÿòèÿ ââåë â 1930-õ ãîäàõ âûäàþùèéñÿ ïåäàãîã è ïñèõîëîã Ë. Âûãîòñêèé, òåì ñàìûì îïðåäåëèâ ñâÿçü ìåæäó óðîâíåì îáó÷åíèÿ ðåáåíêà è åãî ïñèõè÷åñêèì ðàçâèòèåì. Îòêðûòèå, ñäåëàííîå Ë. Âûãîòñêèì, è ñåãîäíÿ àêòóàëüíî äëÿ ðîäèòåëåé, êîòîðûå íåðåäêî ôîðñèðóþò ðàííåå ñîâåðøåíñòâîâàíèå íàâûêîâ è ñïîñîáíîñòåé ìàëûøåé, ïðèòóïëÿÿ èõ èíòåðåñ ê îáó÷åíèþ è ñîçäàâàÿ óñèëåííóþ íàãðóçêó íà äåòñêóþ ïñèõèêó.
Çíàíèå î òîì, ÷òî òàêîå çîíà áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ (ÇÁÐ), ïîìîæåò âçðîñëûì îïðåäåëèòü, â ÷åì ñòîèò «ïîäòÿíóòü» ñâîåãî ðåáåíêà, à â ÷åì îí ìîæåò ðàçâèâàòüñÿ áûñòðåå ñâîèõ ñâåðñòíèêîâ.
Çîíà áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ – ýòî òå çàäà÷è, êîòîðûå ìàëûø âûïîëíÿåò íåóâåðåííî. ×òîáû óñïåøíî ñ íèìè ñïðàâèòüñÿ, åìó òðåáóåòñÿ ïîìîùü âçðîñëîãî.
Âîò êàêîå îïðåäåëåíèå äàííîìó ïîíÿòèþ äàåò Ë. Âûãîòñêèé: «Çîíà áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ îïðåäåëÿåò ôóíêöèè, íå ñîçðåâøèå åù¸, íî íàõîäÿùèåñÿ â ïðîöåññå ñîçðåâàíèÿ…»
Íàðÿäó ñ ÇÁÐ Ë. Âûãîòñêèé îáðèñîâûâàåò çîíó àêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ – ñîçðåâøèå ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè, óìåíèÿ è íàâûêè, áëàãîäàðÿ êîòîðûì äåòè ñàìè ñïðàâëÿþòñÿ ñ îïðåäåëåííûìè çàäà÷àìè.  ðàìêàõ ÇÁÐ ïîìîùü âçðîñëîãî ðåáåíêó íå òðåáóåòñÿ.
Åñëè æå ìàëûø äàæå ïîñëå ñîâìåñòíîé ðàáîòû ñî âçðîñëûì íå íàó÷èëñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî ñïðàâëÿòüñÿ ñ çàäà÷åé, çíà÷èò, îíà ïîêà íàõîäèòñÿ â çîíå àêòóàëüíî íåäîñòóïíîãî, è òðåáóåòñÿ âðåìÿ, ÷òîáû ýòà çàäà÷à ïåðåøëà â ÇÁÐ.
Òåïåðü ðàçáåðåìñÿ ñ îïèñàííûìè ïîíÿòèÿìè ïîäðîáíåå è ðàññìîòðèì, êàê îíè ðàáîòàþò â æèçíè. Ïðèâåäåì íåñêîëüêî ïðèìåðîâ, ÷òîáû âû, óâàæàåìûå ÷èòàòåëè, ìîãëè «íàùóïàòü» ãðàíèöû ÇÁÐ:
Ïðèìåð ïåðâûé. Íà äåòñêîé ïëîùàäêå ãóëÿþò Âèòÿ è Ïåòÿ ñ ìàìàìè. Âèòÿ ïûòàåòñÿ âçîáðàòüñÿ ïî ëåñòíèöå íà ãîðêó. Ìàìà, âûòÿíóâ ðóêè, ñòðàõóåò åãî îò ïàäåíèÿ, íî íå ïîìîãàåò, à ïîäñêàçûâàåò, êóäà ëó÷øå ïîñòàâèòü íîãó èëè ðóêó. Ïåòÿ òîæå õî÷åò íà ãîðêó: îí ïðîòÿãèâàåò ê ìàìå ðóêè, è îíà ïîäñàæèâàåò åãî íà ñàìóþ âåðøèíó.  ðåçóëüòàòå ÷åðåç ïàðó ïðîãóëîê Âèòÿ íàó÷èëñÿ ñàì çàëàçèòü íà ãîðêó, à Ïåòÿ íå îñâîèë íîâûé äëÿ íåãî íàâûê. Îøèáêà Ïåòèíîé ìàìû êðîåòñÿ â òîì, ÷òî îíà íå èñïîëüçîâàëà ÇÁÐ ñâîåãî ñûíà, âûïîëíèëà çàäà÷ó ÇÀ ÍÅÃÎ, à ÍÅ ÂÌÅÑÒÅ Ñ ÍÈÌ. Ìàìà Ïåòè äåéñòâîâàëà â ðàìêàõ çîíû áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ ñûíà, è ëèøü íàïðàâëÿÿ åãî, ïîëó÷èëà ðåçóëüòàò.
Ïðèìåð âòîðîé. Ïàïà Ñàøè íàñòîëüêî èäåàëèçèðîâàë ñïîñîáíîñòè ñâîåãî ãîäîâàëîãî ñûíà, ÷òî êóïèë åìó êîíñòðóêòîð äëÿ ìàëûøåé îò 3 ëåò. Îäíàêî ñûí ðàçî÷àðîâàë åãî. Ñàøà ñòàë òÿíóòü â ðîò äåòàëè, èíòåðåñîâàëñÿ ÿðêîé êîðîáêîé, à ê îáúÿñíåíèÿì ïàïû îñòàëñÿ ðàâíîäóøíûì. Ïàïà íåïðàâèëüíî îïðåäåëèë ÇÁÐ Ñàøè, ïîýòîìó âñå äåéñòâèÿ, ïðîèçâîäèìûå ñ èãðóøêîé, îêàçàëèñü äëÿ ðåáåíêà â çîíå íåäîñòóïíîãî.
ÇÁÐ – ýòî òå çàäà÷è, ê êîòîðûì ìàëûø ïðîÿâëÿåò èíòåðåñ, ñ êîòîðûìè ñïîñîáåí ñïðàâèòüñÿ, åñëè âçðîñëûå ñîçäàäóò îïîðó èëè íàïðàâÿò åãî ñîáñòâåííûå ìûñëè è äåéñòâèÿ â íóæíîå ðóñëî. Òî, ÷òî ðåáåíîê ñåãîäíÿ âûïîëíÿåò ñ ïîìîùüþ ðîäèòåëÿ èëè ïåäàãîãà, íî óæå çàâòðà ñïîñîáåí áóäåò âûïîëíèòü ñàìîñòîÿòåëüíî, è ÿâëÿåòñÿ åãî çîíîé áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ, êîòîðàÿ â õîäå äåòñêèõ óñèëèé è ïîñèëüíîãî óìñòâåííîãî íàïðÿæåíèÿ ñòàíîâèòñÿ çîíîé àêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ.
 õîäå ñâîèõ íàáëþäåíèé Ë. Âûãîòñêèé çàìåòèë åùå îäíó èíòåðåñíóþ îñîáåííîñòü: îáó÷åíèå âûâîäèò ïñèõè÷åñêèå ïðîöåññû ðåáåíêà íà íîâûé óðîâåíü. Ïðè ýòîì äëÿ îñâîåíèÿ îïðåäåëåííûõ íàâûêîâ åñòü îïòèìàëüíûå âîçðàñòíûå ïåðèîäû, íàçûâàåìûå ñåíçèòèâíûìè. Íàïðèìåð, ëó÷øèé âîçðàñò äëÿ òîãî, ÷òîáû ðåáåíîê íàó÷èëñÿ õîäèòü, – îò 8 ìåñÿöåâ äî 1,2 ãîäà. Îäíàêî âðåìåííûå ðàìêè ñåíçèòèâíûõ ïåðèîäîâ èíäèâèäóàëüíû, è ó êàæäîãî ðåáåíêà ìîãóò îòëè÷àòüñÿ.
Íåëüçÿ ñðàâíèâàòü äåòåé äðóã ñ äðóãîì! Ñðàâíèâàéòå ñâîåãî ðåáåíêà òîëüêî ñ íèì ñàìèì, îöåíèâàÿ åãî íàâûêè è óìåíèÿ â ïðîøëîì è íàñòîÿùåì ïåðèîäå. Òàêîå ñðàâíåíèå ïîìîãàåò óâèäåòü ïðîãðåññ è ïîðàäîâàòüñÿ íå òîëüêî ðîäèòåëÿì, íî è äåòÿì!
Êàê îïðåäåëèòü çîíó áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ?
Êàê ïðàâèëî, äèàãíîñòèêó ÇÁÐ ïðîâîäÿò ïðîôåññèîíàëüíûå ïñèõîëîãè è ïåäàãîãè íà îñíîâå ñïåöèàëüíûõ îïðîñíèêîâ äëÿ ðîäèòåëåé è â õîäå íàáëþäåíèé çà äåòüìè. Ðîäèòåëÿì, íå çíàêîìûì ñ òîíêîñòÿìè ïåäàãîãèêè, ñäåëàòü ýòî áóäåò ñëîæíåå, íî âñå æå ïîä ñèëó. Ïîïðîáóéòå äåéñòâîâàòü ñëåäóþùèì îáðàçîì:
Íà ëèñòî÷êå ñîñòàâüòå ñïèñîê íàâûêîâ, êîòîðûìè âàø ðåáåíîê óæå õîðîøî âëàäååò, îïèøèòå çàäà÷è, ðåøàåìûå ìàëûøîì áåç âàøåãî ó÷àñòèÿ. Íàïðèìåð, êðîõà óìååò çàñòåãèâàòü ïóãîâèöû, íàäåâàòü øòàíèøêè è ò.ä.
Íàïðîòèâ êàæäîãî ïóíêòà â ñîñòàâëåííîì ñïèñêå íàïèøèòå íàâûêè, ëåæàùèå â òîé æå îáëàñòè, ÷òî è îñâîåííûå, íî ñ êîòîðûìè ðåáåíîê ïîêà íå ñïðàâëÿåòñÿ áåç âàøåé ïîìîùè. Íàïðèìåð, åñëè ìàëûø íàó÷èëñÿ çàñòåãèâàòü ïóãîâèöû, ñëåäóþùèì øàãîì ìîæåò áûòü óìåíèå çàâÿçûâàòü øíóðêè íà áîòèíêàõ. Ýòî è áóäåò çîíà áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ.
Ñîñðåäîòî÷üòåñü íà îñâîåíèè óñëîæíåííîé çàäà÷è. Ïîêàæèòå êðîõå, êàê âûïîëíÿòü íàìå÷åííîå äåéñòâèå. Ïðåäëîæèòå ñäåëàòü ñàìîñòîÿòåëüíî, ïîïðàâëÿéòå, íî íå âûïîëíÿéòå óïðàæíåíèå çà íåãî. Ïåðåõîäèòå ê ñëåäóþùåé çàäà÷å â çîíå ÇÁÐ òîëüêî ïîñëå òîãî, êàê ïðåäûäóùèé íàâûê ïîëíîñòüþ óñâîåí.
Çîíà áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ – ýòî ïðîìåæóòî÷íûé ýòàï â ðàçâèòèè ðåáåíêà, ëåæàùèé ìåæäó çîíàìè àêòóàëüíîãî è íåäîñòóïíîãî. Åãî ìîæíî îïðåäåëèòü è êàê ïîòåíöèàëüíûé óðîâåíü ðàçâèòèÿ ìàëûøà, ïðè ýòîì ó êàæäîãî ðåáåíêà îí áóäåò ñâîé, íåïîâòîðèìûé.
Ïðîäóêòèâíîå ñîòðóäíè÷åñòâî ñî âçðîñëûì ïîìîãàåò ïåðåâåñòè çàäà÷ó èç çîíû áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ â çîíó àêòóàëüíîãî. È åäèíñòâåííîå óñëîâèå óñïåõà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ðåáåíîê è âçðîñëûé äåéñòâóþò íà ðàâíûõ, à ïåäàãîã èëè ðîäèòåëü âûñòóïàåò â ðîëè ñîâåò÷èêà, íå âûäàâàÿ ñâîå ïðåâîñõîäñòâî!
Èñòî÷íèê: https://i-pp.ru/articles/%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8…
Источник