Знания умения навыки ребенка 3 года

В 3 года ребенок переживает очередной возрастной кризис развития. Сменяется ведущая деятельность, появляются новые психические образования, малыш приобретает новые знания об окружающем мире, осваивает бытовые, социальные и поведенческие навыки и умения.

Знания и умения ребенка в 3 года

Согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, ребенок в 3 года переходит из раннего детства в дошкольный возраст. Ведущей деятельностью остается предметно-манипулятивная игра, но уже появляется стремление к социально-ролевым играм. У малыша уже сформировано наглядно-действенное мышление и «Я»-концепция, ему предстоит усвоить нравственные нормы социума.

Развитие речи у трехлетнего ребенка

В возрасте трех лет у малыша уже хорошо сформирована речь. Ребенок бегло рассказывает, во что любит играть, идет на контакт со взрослыми. Трехлетка знает свои имя и фамилию. Если родители занимаются с ним, то может рассказать, где живет: город, название улицы, номер дома.

В трехлетнем возрасте малыши становятся более социальными. Во время игры на детской площадке они ведут диалоги со сверстниками, могут общаться как с ровесниками, так и со взрослыми. Обычно у малышей, которых воспитывают в домашних условиях, а не в детском саду, социальные навыки развиты немного хуже.

Грамматическая составляющая их речи становится более сложной:

  • словарный запас составляет около 1000 слов;
  • речь состоит из коротких, но осмысленных и согласованных предложений;
  • в речи используются существительные, прилагательные, глаголы и предлоги;
  • слова согласованы по падежам и временам.

Улучшается артикуляция, почти все слова понятны взрослым. Ребенок выговаривает большинство звуков, однако могут возникнуть проблемы при произношении дрожащих и шипящих звуков.

Развитие речи во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от того, насколько хорошо с ним занимаются родители. Некоторые детки в возрасте трех лет только начинают говорить, другие же в этом возрасте декламируют стишки, пересказывают услышанные сказки, поют и начинают изучать буквы.

Мышление и память

К трем годам у ребенка уже полностью сформировано наглядно-действенное мышление. Это самый примитивный этап когнитивной деятельности, который необходим для развития способности мыслить. Развитие происходит через манипуляции с предметами. Трехлетки решают возникшую проблему сразу же, перебирая возможные варианты, а не формируют образ решения в воображении, чтобы потом претворить его в жизнь.

Ближе к возрасту 4 лет начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже способен вообразить пути решения проблемы, предположить возможные последствия своего решения.

Если родители занимаются с малышом, то у него начинает формироваться математическая логика. Трехлетка может различать один предмет, два и несколько, знает, что у него, например, один нос, но два глаза.

Именно в трехлетнем возрасте происходит активное развитие когнитивных процессов:

  • Восприятие является ведущим когнитивным процессом. Именно на нем основывается развитие памяти, внимания, воображения. Трехлетка подмечает одну-две яркие характеристики предмета: лимон кислый, небо голубое, мяч круглый, и воспринимает эти качества как неотделимые от самого объекта.
  • Внимание имеет непроизвольный характер. С наступлением 3 лет ребенок может удерживать внимание одновременно на 2 предметах, а ближе к 4 годам способен сконцентрироваться уже на 4 объектах. Длительность концентрации внимания составляет 7-8 минут.
  • Память также носит непроизвольный характер. Преобладает процесс узнавания. Объем памяти составляет 4 объекта. Развивается долговременная память, ребенок помнит, где лежат его вещи, может рассказать, где был на прошлой неделе.
  • Воображение пока развито слабо. Малыш только учится «преобразовывать» предметы в воображаемые, например представлять, что палочка — это вилка, а листики — это конфеты.

Формировать когнитивные способности помогают развивающие занятия. Доктор Комаровский предлагает развивать умения в игровой форме: сделать яркие, цветные карточки с названиями животных, купить кубики с буквами, конструктор для развития мелкой моторики.

Бытовые навыки

В 3 года наступает очередной возрастной кризис, характеризующийся резкой перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт. Благодаря формированию понимания собственного «Я» ребенок старается быть более самостоятельным, негативно относится к попыткам помочь ему.

Конечно, все получается не сразу, малыш застегивает кофту через пуговицу, разбивает чашку во время попытки помыть ее, неправильно складывает игрушки. Однако родителям важно не подавлять самостоятельность трехлетки, правильное воспитание предполагает ее поощрение и направление, ведь именно так формируются личные границы маленького человечка.

Трехлетка обязательно должен научиться обслуживать себя перед детским садиком. Какие бытовые навыки должны быть сформированы:

  • самостоятельно ест вилкой и ложкой;
  • умывается и пользуется зубной щеткой;
  • садится на горшок;
  • умеет обуваться, застегивать обувь на липучках;
  • застегивает пуговицы, натягивает носочки;
  • складывает после игры свои вещи.

Представление об окружающем мире

В 3 года дети активно интересуются окружающим миром. Они становятся «почемучками», их интересует все происходящее вокруг: почему небо голубое, почему светит солнце, почему конфета сладкая. Родители не должны отмахиваться от любопытного малыша, им следует просто и понятно отвечать на любые, даже самые странные и неудобные вопросы.

В этом возрасте ребенок впервые начинает интересоваться различиями между полами, задает вопросы, как он появился на свет. Родителям важно не пугаться такого интереса, не отмахиваться и не ругать ребенка. Необходимо кратко, понятным трехлетке языком объяснить, откуда появляются дети. Если мамы и папы понимают, что им трудно общаться с детьми на такие деликатные темы, они могут приобрести книжки для дошкольников, доступно освещающие подобные темы.

У ребенка складывается собственное представление об окружающем мире, появляется ориентация в пространстве. Он видит взаимосвязь между вещами, может соотносить объект и его признак: кошка пушистая, игрушка круглая, апельсин кислый. Малыш различает цвета, формы предметов. Ему понятны родственные связи между людьми: бабушка — это мама мамы, девочка постарше — это его сестра, тетя, которая часто приходит в гости, – это папина сестра.

Двигательные навыки

Трехлетки уже обладают хорошей координацией движения. Они активны, энергичны, не могут усидеть на месте. Взрослым кажется, что их дети неутомимы — они просыпаются рано, отказываются спать днем, а вечером их не уговоришь лечь в кровать.

В 3 года детки умеют:

  • спускаться и подниматься по лестнице шаг за шагом;
  • играть в мяч — бросать его и ловить;
  • прыгать и бегать;
  • стоять и ходить на цыпочках;
  • ходить назад;
  • стоять на одной ноге;
  • ездить на трехколесном велосипеде.

Родители часто жалуются, что они не могут справиться с шумными трехлетками, не знают, чем их занять. Не нужно ругать ребенка за физическую активность и шумные игры, это естественное состояние для его возраста. Чтобы направить энергию в нужное русло, многие мамы и папы предпочитают отдавать своих детей в спортивные секции. 3 года — это подходящий возраст, чтобы начать ходить на танцы, игровые виды спорта, гимнастику. Важно, чтобы ребенку нравилось посещать занятия. Если трехлетка теряет интерес, отказывается ходить на занятия, не нужно его заставлять.

Творческие навыки

Важно развивать у дошкольника творческие способности. Рисование, лепка, игра с конструктором — это не только приятное времяпрепровождение, но и формирование полезных умений:

  • Мелкая моторика. Когда малыш рисует карандашами или пальчиками, лепит из пластилина или глины, делает куколок из ткани или бумаги, у него развивается мелкая моторика. В будущем это поможет ему лучше осваивать такие бытовые процессы, как пользование столовыми приборами, застегивание пуговиц, завязывание шнурков. Стимуляция кончиков пальцев и мелкой моторики оказывает прямое влияние на развитие когнитивных способностей.
  • Эмоциональный интеллект. С помощью творчества ребенок учится распознавать, формулировать и выражать эмоции. Сочиняя сказку, рисуя человечков и животных, малыш приписывает им переживание своих чувств, может отреагировать свои страхи.
  • Познавательные способности. Творчество развивает воображение, усидчивость, память. Ребенок учится различать цвета, материалы, лучше запоминает, как выглядят те или иные предметы, животные (рекомендуем прочитать: когда ребенок начинает четко различать цвета?).

Развитие мальчиков и девочек

Если спросить у трехлетки, кто он — мальчик или девочка, ребенок отчетливо назовет свою половую принадлежность. Уже в столь раннем возрасте проявляются гендерные отличия. Дочки проявляют интерес к платьям и маминой косметике, стараются подражать взрослым женщинам. Сыновья ассоциируют себя с папами, интересуются машинками, инструментами.

Последние исследования показали, что различий в мозге мужчины и женщины, которые бы объясняли разные интересы и разную психологию, нет. То, что разнополые дети начинают интересоваться разными игрушками, обусловлено воспитанием и влиянием социума. Именно поэтому девчонки-сорванцы и спокойные, усидчивые мальчишки — это тоже норма.

По когнитивным, двигательным, социальным умениям разницы между мальчиками и девочками нет. Все различия в трехлетнем возрасте обусловлены индивидуальными особенностями ребенка и стилем воспитания, принятым в его семье.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник

Двигательные навыки:

Что должен уметь ребёнок в 3 года?

1. Уверенно и быстро бегает;

2. Играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит; легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикально, чередуя ноги, более развитые физически дети могут перескакивать через ступеньки;

3. Сам забирается на горку и скатывается с неё;

4. Держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние;

5. Ходит задом наперёд;

6. Ездит на трёхколёсном велосипеде;

7. Держит равновесие и прыгает на одной ноге;

8. Кувыркается вперёд и назад.

Бытовые навыки:

Что должен уметь ребёнок в 3 года?

1. Сам уверенно одевается, некоторые даже могут различить правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде;

2. Знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свою зубную щётку и полотенце;

3. Расстегивает и застёгивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи;

4. Убирает за собой игрушки, расставляет их по места: кубики в коробку, мягкие игрушки на полки, остальное – в корзину;

5. Самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой;

6. Использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;

7. Моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;

8. Снимает обуви и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.

Речевые навыки:

1. Правильно произносит своё имя и фамилию, имена родителей и близких людей;

2. Составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;

3. Предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;

4. Запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу;

5. Легко узнаёт и называет знакомые ему предметы;

6. Составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений;

7. Употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;

8. Знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;

9. Различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий – низкий);

10. Ведёт диалог, связано отвечает на вопросы.

Мышление:

Что должен уметь ребёнок в 3 года?

1. Составляет несложные логические цепочки, основываясь на собственных наблюдениях и рассказах взрослых. Так, ребёнок вполне способен определить, что ночью шёл дождь, если утром в окно увидел лужи;

2. Сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку. Умеет выявлять “лишний” предмет в представленном ряду;

3. Вспоминает события недавнего прошлого, рассказывает о том, что произошло несколько дней назад;

4. Собирает пазлы состоящие из 6-8 элементов. Без труда собирает пирамидку, учитывая величину колец. Из кубиков составляет башенку, стараясь ставить их ровно;

5. Владеет понятиями “один – много”, считает до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах;

6. Знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные геометрические фигуры, понятия времён года, названия овощей, фруктов, цветов и прочее;

7. Сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру – от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку.

Это были основные навыки ребёнка, и немного полу-юмористических навыков:

Ребёнок в 3 года должен уметь…

1. Отбирать игрушки, которые ему понравились;

2. Толкаться, кусаться, щипаться, если его что-то не устроило;

3. Говорить маме – я тебя не люблю/ты плохая, если мама что-то запретила;

4. Выдворять папу/маму/бабушек и любых других близких людей, если они мешают ему побыть с другим близким человеком;

5. Швырять предметы в стены, если ему что-то запретили;

6. Валяться на полу и биться в истерике, если ему что-то не купили;

Прошу не относиться слишком серьёзно к этому списку «навыков», его цель – показать, что для этого возраста такое поведение нормальное. Но это не значит, что родители не должны с этим ничего делать. Роль родителя – научить ребёнка добиваться желаемого культурными, социально допустимыми способами.

Как? Собственным примером, лаской, добротой, поучительными сказками, разговорами и объяснениями что можно, что нельзя, и, самое главное – ПОЧЕМУ.

А ваши 3-х летки это умеют?

Источник

Источник

Навыки ребенка 3-4 лет

Эта статья поможет родителям определить уровень психологического развития ребенка в возрасте от 3 до 4-х лет, покажет, какими навыками обладает хорошо развитый ребенок в этом возрасте, достаточно ли развивается его память и мышление. Возраст трехлетки – важный переломный момент в психологическом развитии ребенка, главное не упустить те моменты, в которых необходима помощь и углубиться в те знания, где можно преуспеть.

Данный раздел «Детям от 3 до 4 лет» поможет родителям проверить знания своего ребенка, подтянуть их до необходимого уровня и подготовить к следующим навыкам и умениям. Материалы, собранные в этой статье можно использовать как при домашних занятиях, так и в группе дневного пребывания или в детсаду.

Математика

Малыш уже должен уметь считать, достаточно до трех, но обязательно показывая пальчиком по порядку называемую цифру.
Малышу должны быть понятны простые антонимы: быстрый-медленный, много-мало, твердый-мягкий, полный-худой и другие.
Обязательно знание цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Дополнительно: белый, черный.
Малыш должен знать элементарные фигуры из геометрии и правильно их показывать. Чаще всего речь идет о круге, прямоугольнике, квадрате и треугольнике.
Необходимо уметь сравнивать предметы по разным признакам: окрасу, размеру, объему и сделать вывод.
Ребенку надобно уметь правильно подбирать похожие по определенному признаку предметы и объяснять, чем они едины.

Мышление, память и способность запоминания в 3-4 года

  1. Необходимо уметь складывать пазл из 2-5 частей.
  2. Малыш должен уметь выбирать лишний предмет из общего количества, объясняя свой выбор.
  3. Ребенок должен запоминать 4 слова, повторенные взрослым и 2-4 картинки, им показанных.
  4. Малыш должен уметь повторить за взрослым движения.
  5. Ребенок должен уметь увидеть и объяснить сходства и различия в предметах.
  6. Усидчивости должно хватать на 5-7 минут, чтобы можно было выполнить одно несложное задание.

Речевое развитие

Малыш должен разговаривать простыми предложениями из 2-4 слов и пытаться создавать сложные из 5-8 слов.
Ребенок должен разбирать группы предметов по свойствам: вещи, животные, книги и так далее.

  1. Малыш должен знать название предметов и вещей, его окружающих, а также действий, которые можно с ними или самому проводить. Например: собака, кошка, стул, кровать, сидеть, одевать, гладить.
  2. Малыш должен знать свое имя и фамилию, а также своих родителей.
  3. Ребенок должен уметь кратко, но полно описать какой-либо увиденный образ. Например: я видел Катю, она ела яблоко, яблоко было зеленое.
  4. Ребенок должен иметь представление о силе своего голова и уметь им управлять, уметь говорить шепотом, кричать, говорить нормальным тоном.

Мир вокруг ребенка

Все основные домашние и часть диких животных должны быть известны малышу(утки, кролики, коровы, гуси, поросята, лисы, верблюды, слоны, медведи). При необходимости ребенок должен показать определенное животное на картинке.
Желательно малышу знать несколько названий встречающихся в городе птиц (сойка, снегирь, синица, дрозд) и насекомых(жук, божья коровка, сверчок).

  1. Малыш должен знать названия и отличать 3-5 растений(груша, вишня, тополь) и цветов (нарцисс, ромашка, фиалки).
  2. Малыш должен знать времена суток и определять, какое сейчас. Например: сейчас рано, значит утро; мы ложимся спать, значит ночь.
  3. Ребенку необходимо знать, что означают и включают в себя следующие понятия: овощи, фрукты, грибы, ягоды.
  4. Ребенок должен уметь коротко рассказать о погоде на улице и погодных явлениях, которые бывают (гроза, град, идет снег, светит солнце)

Навыки домашнего обихода

  1. Малыш должен самостоятельно одеваться и обуваться, если обувь не на шнуровке.
  2. Ребенку надобно хорошо держать ножницы в руках, знать, для чего они нужны и уметь ими разрезать бумагу.
  3. Малыш должен уметь рисовать несложные фигуры и линии и знать, чем можно рисовать и различать предметы.
  4. Малышу надобно самостоятельно раскрасить заданную картинку.
  5. Ребенок должен уметь умываться и чистить зубы, знать, что руки нужно протирать полотенцем до и после еды.

Источник

Физическое развитие.

1. Ребенок умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

2. Ребенок приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослого) .

3. Ребенок пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой, туалетной бумагой).

4. Ребенок владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания.

5. Ребенок умеет ходить прямо, не шаркая ногами, в заданном направлении.

6. Ребенок умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя, сохраняет равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости.

7. Ребенок может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.

8. Ребенок энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см.

9. Ребенок может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы, ударять мячом о пол, бросать вверх 2-3 раза подряд и ловить.

10. Ребенок может метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.

Речевое развитие.

1. Ребенок отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.

2. Ребенок рассматривает игрушки, сюжетные картинки.

3. Ребенок использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

4. Ребенок пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, вопросы воспитателя.

5. Ребенок называет произведение (в произвольном изложении, прослушав отрывок из него.

6. Ребенок может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.

Формирование познавательных действий, конструктивно-модельная деятельность.

1. Ребенок знает, называет и правильно использует детали строительного материала.

2. Ребенок умеет располагать кирпичики, пластины вертикально.

3. Ребенок изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

4. Ребенок умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме.

ФЭМП

1. Ребенок может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.

2. Ребенок умеет находить в окружающей обстановке один и несколько одинаковых предметов.

3. Ребенок правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же».

4. Ребенок различает круг, квадрат, треугольник, предметы с углами и круглые формы.

5. Ребенок понимает смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, над – под; понятия времени суток: утро – вечер – день – ночь.

6. Ребенок называет знакомые предметы, объясняет их значение, выделяет, называет признаки (цвет, форму, материал).

7. Ребенок ориентируется в помещениях детского сада и на участке.

Формирование целостной картины мира и представлений о социальных ценностях.

1. Ребенок называет свой город (поселок).

2. Ребенок знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей.

3. Ребенок выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.

4. Ребенок проявляет бережное отношение к природе.

Социально-коммуникативное формирование позитивных установок к различным видам труда.

1. Ребенок может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками от имени героя.

2. Ребенок умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию, отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.

Социально-игровая деятельность.

1. Ребенок может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками от имени героя.

2. Ребенок умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию, отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.

3. Ребенок способен придерживаться игровых правил в дидактических играх.

4. Ребенок способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться.

5. Ребенок разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок.

6. Ребенок имитирует движения, мимику и интонацию воображаемого героя.

7. Ребенок может принимать участие в беседах о театре (театр – актеры – зрители, правила поведения в зрительном зале).

Формирование основ безопасного поведения.

1. Ребенок соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.

2. Ребенок соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.

3. Ребенок имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.

Музыкальная деятельность.

1. Ребенок способен слушать музыкальные произведения до конца. Узнает знакомые песни.

2. Ребенок различает звуки по высоте (в пределах октавы). Замечает изменения в звучании (тихо – громко, быстро – медленно).

3. Ребенок поет, не отставая и не опережая других. Испытывает удовольствие от пения.

4. Ребенок умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами.

5. Ребенок называет и различает детские музыкальные инструменты: погремушки, бубен, металлофон.

Изобразительная деятельность.

Рисование.

1. Ребенок изображает отдельные предметы, простые по композиции сюжеты.

2. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.

3. Правильно пользуется кистью, красками.

Лепка.

1. Умеет отделять от большого куска глины маленькие, раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями ладоней.

2. Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разные приемы.

Аппликация.

1. Создает изображения предметов из готовых фигур.

2. Украшает заготовки из бумаги разной формы.

3. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию, умеет аккуратно использовать материалы.

Источник