Значимость развития речи ребенка

МБДОУ «ЦРР – детский сад №194»

РОЛЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

Говорить умеют почти все, но говорят правильно далеко не все из нас. Мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевых возможностей весьма сложно. Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а так же развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена не предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним. Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 – 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов с их конкретными значениями, а в 5 – 6 лет – с системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.

Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации.

Задачи речевого развития в дошкольном возрасте:

  • формирование звуковой культуры, фонематического слуха;
  • развитие лексики;
  • формирование грамматики речи;
  • развитие связной речи дошкольников;
  • обучение детей общению и речевому этикету;
  • знакомство с различными жанрами детской литературы.

(задачи решаются в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни, но приёмы и методы работы усложняются на каждом возрастном этапе)

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность. Следовательно, в центре внимания педагогов должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами. В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Новые потребности общения и ведущей игровой

деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его

словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь

становится более связной. (Д. Б. Эльконин).

Воспитатель Шуткина Н.А.

Источник

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. В наше время различаются следующие виды речи: внутренняя и внешняя.

Внутренняя речь – то, что мы произносим в своих мыслях.

Внешняя речь делится на диалогическую, эгоцентрическую, письменную и монологическую.

Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность.

Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста.

Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.

Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого они используют чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают звукоподражательные игры.

Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, так же знакомство с художественной литературой и разучивание стихов, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.

Развитие речи ребенка дошкольного возраста как отражение ФГОС ДО

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь обычно определяют через ее коммуникативную способность, т. е. как исторически сложившуюся форму общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать из прошлого и передавать в будущее. Речь имеет непосредственное отношение к сознательным формам психической и произвольной деятельности (регулирующая функция).

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым.

Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные формы и виды. Речь – специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка.

Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через память психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

В целях развития речи детей раннего возраста используются игры и занятия, которые включают:

– потешки, хороводы, игры сюжетными игрушками, игры – инсценировки звукоподражательные и др. ;

– чтение и рассказывание сказок, стихов, историй;

– рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;

– игры – занятия с предметными и сюжетными картинками;

– разгадывание простых загадок;

– игры направленные на развитие мелкой моторики.

Все эти игры и занятия способствуют развитию у детей речи.

Игры, потешки и хороводы полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов. Важно, что входе, таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребенком. По мере овладения он начинает самостоятельно играть в эти игры. В звукоподражательных играх развивается фонетический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи.

Чрезвычайно полезно для развития речи совместное чтение книг, рассматривание иллюстраций.

Особое место в работе по развитию речи принадлежит занятиям и играм с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают персонажей, охотно называют их, вспоминают, что знали раньше. Привлекательность для детей занятий с картинками связана с их наглядностью, сочетающейся со словом. Каждая картинка изображает реальные предметы и явления, имеющие определенные словесные обозначения и названия. В педагогическом процессе можно использовать тематические наборы картинок (посуда, одежда, овощи, фрукты) ; сюжетные картинки с изображением действий (кошка пьет молоко, дети катаются на санках) .

Дети не только называют изображенные на картинках предметы и действия, но и подбирают их по словесной инструкции, развернуто начинают отвечать на вопросы.

Картинки играют важную роль в формирование способности оперировать образами, вызванными словом. Особое место в играх, направленных на развитие речи, занимают игры на развитие мелкой моторики. Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центрального мозга, ведающего, в том числе, развитием мелкой моторики.

Таким образом, речь выступает как основа существования сознания – качественного своеобразия психической деятельности людей, как центральная духовная потребность, обеспечивающая сознательную, глубоко человеческую мотивацию поступков. Речь – основа всей познавательной деятельности личности, самостоятельный познавательный процесс, и, наконец, она выступает как средство общения, в котором объективируются содержания сознания человека и его личностные качества.

Проблемы в развитии речи детей дошкольного возраста

21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Все дети любят рассматривать игрушки, картинки в книгах – делайте вместе сними и обязательно просите их рассказывать, что изображено, описать игрушку. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас. Необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное. Начните с самых маленьких сказок, в которых много повторений. Читайте до тех пор, пока ребенок сможет сам хорошо пересказать, но помните, что детям читать надо выразительно, стараясь голосом и интонациями выделять разговорную речь. Считалки, потешки, загадки легко запоминаются и развивают память, что способствует расширению активного и пассивного словаря. Чистоговорки помогают выработать правильное звукопроизношение. Кроме того, необходимо научить ребенка слышать и дифференцировать звуки.

М. М. Кольцова установила, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Поэтому надо постараться увлечь ребенка кубиками, мозаикой, мелким строителем и другими предметами. Детям вначале легче играть с крупными игрушками, но постепенно размер кубиков, конструктора должен уменьшаться, чтобы ребенок мог построить домик даже из палочек размером со спичку. Старайтесь не просто дать ребенку задание построить дом, собрать картину в мозаике, но при необходимости помогите ему, не забыв показать, как надо брать предмет, закрепите цвет фигуры, форму. При развитии мелкой моторики комплекс игр поможет вашему ребенку узнать, как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Пусть ребенок сам скомкает листы белой бумаги, а затем, обмотав их цветными нитками, вот и готовы мячики для игры: попробуйте вместе кидать их в коробку или в мишень. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша, показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, малыш начнет сам мастерить игрушки. Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный рисунок – развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша. Иногда плохое звукопроизношение связано с вялостью мышц языка, губ, нижней челюстью. В этом случае ребенку можно рассказать сказку о «веселом язычке», которому нельзя выходить из домика, но он озорной и все время ищет лазейку, чтобы выбраться на улицу, поэтому при широко открытом рте кончик языка все время упирается, то в верхние, то в нижние зубы. Язык выходит из домика и его кончик старается достать до кончика носа, то подбородка. Язык можно сделать то широким, то узким. Можно предложить пощелкать языком «Как лошадка». Предложить поговорить по секрету, т. е. шепотом, при этом работа артикуляционного аппарата усиливается – тем самым вы укрепите мышцы губ, языка. Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Вы ведете ребенка в детский сад, гуляете во дворе, в парке, в лесу обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Помогите малышу заметить в старой коряге притаившегося «дракона», в еловой шишке сказочного старичка. Тогда ребенок и сам сможет увидеть множество интересных деталей для будущих поделок из желудей, опавших листьев, старых веток, древесной коры. Обратите внимание на цвет листьев осенью весною, на то, как воробушки купаются в луже и т. д.

Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Помните, что взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.

Литература.

1. Тихеева Е. И. Развитие речи у детей. – М. ; 1981.

2. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – М. ; 1982.

Источник