Значение взрослого в развитии ребенка дошкольного возраста

Значение взрослого в развитии ребёнка

«Чтоб маленький росток с земли подняться мог, ты помоги ему…

Духовной красотой как чистою водой, ты напои его…

И в суматохе дней теплом согрей и сохрани его…»

Взрослые могут являться как мощным фактором развития

и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней трудностями поведения и развития ребёнка.

Под влиянием опыта общения с взрослыми у ребёнка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести

и радости как собственные. В общении с взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка

со взрослым и начинается ориентация ребёнка на других, тем более что

он также нуждается в признании окружающих людей.

Формирование высших человеческих чувств, происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм, принятых в обществе. Ребёнок приобретает своеобразную систему эталонов: оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные. Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Первым значимым средством является сама социальная действительность, воздействующая на ребенка, питающая его ум и душу. Полноценное психологическое и психическое развитие ребёнка возможно только в среде себе подобных – человеческом обществе.

Именно с близкими взрослыми ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться с взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться

«по-человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде.

Самый же главным компонент в воспитании ребёнка любого возраста-это родительская любовь и уважение, потому как именно с их помощью вы воспитаете полноценную всесторонне развитую личность.

Велика роль взрослого и в переключении внимания ребёнка с одной деятельности на другую. Потому как для детей дошкольного возраста, предоставляет сложность в кроткий срок переключиться например с игры на учебу. Взрослый помогает тем, что дает ребёнку установку, определяет этапность, переход от одной деятельности к другой.

Взрослый в развитии ребёнка создает все условия для нормального развития и оптимального состояния малыша. Дает тепло души, любовь и ласку, делиться информацией для нормального развития малыша. Доброжелательный тон, спокойное и ровное к нему отношение-залог уравновешенного состояния ребёнка .

Важно всем взрослым, будь то родители или же педагоги, всем, кто участвует в процессе развития малыша, предъявлять единые и доступные по возрасту требования. Отметим, что независимо от возраста детям передается настроение окружающих, особенно это свойственно для детей раннего возраста. Повышенный тон, резкие перепады от ласки до раздражения, отрицательно влияют на психику малыша.

Очень важно при воспитании ребёнка правильно пользоваться запретами. Любой запрет должен быть обоснованным ,а требования должны предъявляться спокойным тоном.

Подготовить ребенка к труду – это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

Воспитывая в детях привычку к труду, мы должны помнить не только о том, чтобы они выросли трудолюбивыми, но и чтобы побуждающие их к деятельности мотивы были высоконравственными. Например, известный отечественный педагог Василий Александрович Сухомлинский считал, что если ребёнок научился трудиться для других людей и это принесло ему радость, то он не может стать злым человеком.

У детей дошкольного возраста легко вызвать желание работать, участвовать даже в тех видах труда, которые им еще мало доступны.

Но гораздо труднее добиться, чтобы желание это было устойчивым.

С азартом взявшись за дело, малыш способен быстро охладеть к нему, отвлечься, заняться чем-нибудь другим. Способность концентрировать внимание пока еще очень невелика. Слабость мускулатуры, несовершенство координации движении, незрелость нервной системы порождают быстрое утомление. Дошкольника, и особенно младшего, обычно не интересует конечный результат труда – его больше увлекает сам процесс.

Задания, которые вы даете ребенку, должны быть прежде всего посильными, и, конечно, приходится думать не столько об их практической пользе, сколько о педагогической значимости.

Важно давать ребёнку красивые образы (речь, игрушки развивающие…) В глубине функции лежат вселенские знания.

Функция речи просыпается и в среде сталкивается с речью. Какой? Если речь красивая, добрая, утончённая, то функция речи развивается. Если наблюдается какая-то какофония звуков, крики, оскорбления, тревога, то у ребёнка учащается пульс, в крови вырабатываются определенные вещества, изменяющие состав крови в отрицательную сторону. Всё это защитная реакция организма на негативные условия среды. Конечно, в этом случае развитие речи замедляется, приостанавливается. Ребёнок становится грубым,

с соответствующей речью.

Влияние взрослого на формирование личности ребёнка осуществляется также в процессе других видов деятельности – рисования, конструирования, лепки, аппликации, выполнения трудовых и учебных заданий. В процессе продуктивной трудовой, учебной деятельности у детей складывается направленность на получение результата, одобряемого взрослыми

и сверстниками, формируется общественная направленность, познавательные мотивы, волевые и другие ценные личностные качества.

История знает много случаев, когда именно родители или первые учителя оказались теми людьми, кто смог оказать благотворное влияние на развитие будущего у ребёнка. И, что обобщение примеров вмешательства позитивной силы, творящей и создающей великую личность, окажется не лишним для думающих родителей. Благодаря мудрости

Читайте также:  Аномальное развитие ребенка книги

и последовательности взрослых, дети вырастают недюжинными личностями, закаленными и защищенными иммунитетом. Успешность ребенка можно рассматривать как фактор его благополучия, что обеспечивает здоровье ребенка, как в психическом, так и в физическом плане.

А. С. Макаренко говорил, обращаясь к родителям: «Не думайте,

что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами – все это имеет для ребёнка большое значение».

Дети склонны к подражанию, они питают безграничное доверие к взрослым. Будьте же для своего ребёнка примером трудолюбия, подчеркивайте не утомительность труда, а его радость, необходимость, красоту!

Источник

Роль взрослого в развитии и воспитании дошкольников

Мостовая Людмила Игоревна,

методист, педагог дополнительного образования,

МБОУ ДОД «ЦДОД «Радуга» г. Калуги

Известно, что ребенок развивается в деятельности, в его взаимодействии с миром людей и предметов. Для того, чтобы младенец чему-то научился, нужна работа и восприятия, и памяти, и мышления, нужна и потребность в достижении результата. Поэтому ребенок развивается в процессе усвоения социального опыта.

Готовность к школе определяется несколькими критериями. И, хотя многие родители считают, что достаточно ребенка научить читать и считать, чтобы подготовить к школе, это далеко не так. Главный критерий школьной готовности – это развитие произвольной сферы.

Особенности интеллектуальной и эмоциональной сферы

Память и внимание дошкольника непроизвольные, т.е. не подчиняются воле. Внимание часто перескакивает на любой другой предмет, который привлек ребенка движением, звуком (машина проехала, муха пролетела, музыка зазвучала, карандаш упал). Поэтому для развития ребенку обязательно нужна помощь взрослого, который ненавязчиво направит внимание малыша, покажет свою заинтересованность в том, чтобы малыш что-то узнал, запомнил, рассказал другим.

Почему же взрослым так часто трудно понять малышей? В основном у взрослых дискретное восприятие окружающей действительности: они все знают, понимают. А дети чувствуют. У них в основном развита 1-ая сигнальная система (вижу, слышу, ощущаю). Дети младшего возраста эмоциональны и в том смысле, что их умственная деятельность, и в частности суждения, окрашены эмоциями. Подкорковые узлы, являющиеся центрами примитивной эмоциональности, или аффективности, в дошкольном и младшем школьном возрасте часто с трудом затормаживаются под влиянием регулирующей работы коры. В этом случае реакция на наглядные пособия может быть неадекватной: «Ох, какая таблица!». Дети эмоциональны и в том смысле, что еще не умеют скрывать и сдерживать внешнее выражение своих чувств. Эмоциональность этого возраста выражается в большой податливости аффектам, кратковременным вспышкам радости и печали, при этом дети прыгают, громко смеются или плачут, бурно негодуют. Эти состояния бывают кратковременными, часто переходят в противоположные. Большая подвижность, обусловленная физиологическими особенностями, и эмоциональность младших школьников может отрицательно влиять на их волю и выдержку. Объясняется это особенностями развития мозга: отставанием развития процессов торможения от возбуждения. Часто, организуя праздники, взрослые ограничиваются подбором различных конкурсов: кто первый, кто меткий и т.п., что чрезмерно возбуждает детей, особенно с симптомами гиперактивности, чего не стоит допускать, т.к. дети становятся неуправляемыми, агрессивными или вдруг начинают плакать. Знания об особенностях развития детской психики помогут родителям и педагогам правильно организовать занятия и развлечения, не допуская перевозбуждения малышей.

В качестве одной из причин недисциплинированности младших школьников педагоги отмечают наличие у них неприятных эмоциональных переживаний, вызывающих обидчивость, вспыльчивость, неадекватное реагирование, конфликты с взрослыми и товарищами. Важно не запрещать детям выражать свои чувства, а проявление их вводить в такие рамки, чтобы не снижалась дисциплина. Ребенок часто не понимает, что с ним происходит. Поэтому помощь взрослого, подоспевшая вовремя, поможет ему проговорить вслух о том, что его беспокоит и постепенно успокоится. На вопрос: что случилось? – вы не получите ответа, т.к. действительно ничего не случилось, действия не произошло. Но ваши слова: тебе грустно, ты обижен, ты злишься, – обязательно найдут отклик у ребенка и помогут найти причину переживаний. Часто простое прикосновение ладони к плечу, мягкое поглаживание по спинке дает лучший результат, чем все увещевания.

Бесполезно ребенку читать нотации о плохом поведении, он в результате может понять, что взрослый чем-то недоволен, но так как понятийное мышление еще не сформировано, то такие фразы, как: «Как тебе не стыдно; как ты мог так поступить; ты что, не знаешь, как на уроке себя ведут и т. п.» – не имеют смысла, он их не поймет. У дошкольника основной тип мышления – наглядно-образный. И если вы хотите ему что-то объяснить, создайте яркий образ.

Часто дети не соотносят общее замечание, обращенное ко всем, лично с собой, пока не назовут его по имени. Важно говорить о действии, а не о личности (Мне не нравится, что Костя вертится; Ваня очень громко разговаривает и т.д.).

Еще раз подчеркнем, что развитие ребенка происходит наиболее успешно при непосредственном участии взрослого. А многократные беседы с детьми позволяют отметить неприятный факт, что родители в основном делают с малышами «уроки», считая это занятие общением, что далеко не так.

Мы уже отмечали, что дошкольники реагируют на яркий образ. И где же еще ему возникнуть, как не в совместной игре, чтении любимой сказки, разговоре по душам. Часто взрослые не следят за своей речью в присутствии детей, а ребенок воспринимает любой поступок и слово значимого для него взрослого за пример для подражания. Последите за речью своего малыша – и вы узнаете себя.

Читайте также:  Роль проектной деятельности в развитии ребенка

Роль игры в развитии дошкольника

Весьма распространены в этом возрасте подвижные игры, которые предоставляют возможность выхода накопившейся и заторможенной во время занятий за столом двигательной энергии детей. Часто малыши предпочитают игры с правилами, с распределением ролей. Взрослым подобные игры стоит поощрять и активно в них включаться, т.к. такая игра позволяет вниманию ребенка сосредоточиться на результате, приобрести целенаправленный и организованный характер. Воспитательное значение игр у детей этого возраста заключается в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формируют волевые черты. В играх происходит и как бы примеривание и проигрывание морально-нравственных качеств. Взрослые могут этим пользоваться, вводя игру в процесс научения и общения, что позволит сделать учение более интересным, а взаимоотношения более легкими и добрыми.

Вспомните свое детство. Какие события помнятся? Наверное, яркие, эмоциональные, которые были пережиты совместно с мамой и папой. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы родители показывали свою заинтересованность в деятельности ребенка, давали положительный пример взаимоотношений в семье. Именно сотрудничество между взрослыми и детьми – залог дальнейшего продуктивного развития ребенка в любом возраст. Не опека, а сотрудничество!

Источник

Консультация для родителей

Роль общения со взрослыми в развитии ребенка

Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.

Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Важным фактором развития коммуникативных умений ребенка-дошкольника является совместная партнерская деятельность дошкольного учреждения и семьи

Общение – это особая потребность человека во взаимодействии друг с другом. Под педагогическим общением мы будем понимать систему взаимодействия взрослых с детьми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного учреждения. Какие факторы способствует успешному общению не только между взрослыми людьми (коллегами, педагогами и родителями, членами одной семьи), но и между взрослыми и детьми? Данные рекомендации помогут родителям найти решение любой проблемы, а также сохранить психическое здоровье всех членов своей семьи.

Условия для успешного общения детей и взрослых

  • Искренний интерес к человеку, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ним.
  • Умение слушать других как конкретное проявление интереса к людям. Признаком интересного собеседника является умение не столько говорить, сколько умение слушать. Простые житейские наблюдения показывают, что многие люди больше испытывают потребность говорить, нежели слушать. К сожалению, имеется явный дефицит благодарных слушателей, и если вам удастся стать хорошим слушателем, симпатии людей потянутся к вам, поскольку им нравятся те, с кем они могут удовлетворить свои потребности, а сильная потребность выговориться есть у многих.
  • Обращение к человеку (ребенку, коллеге, родителям своих воспитанников) по имени. Помните, что имя человека – самый важный для него звук на любом языке. Человека больше интересует его имя, чем любые другие имена во всем мире, вместе взятые. Запомнив это имя, и непринужденно употребляя его, вы делаете такому человеку тонкий комплимент.
  • Доброжелательность в отношении к людям. Если хотите, чтобы люди к вам хорошо относились, старайтесь доброжелательно относиться к ним, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика.
  • Улыбайтесь в общении с людьми. Очень много для взаимных симпатий дает улыбка. Она греет и создает аванс положительного отношения.
  • Удовлетворение потребности человека в общении. Для завоевания симпатии людей полезно уметь удовлетворять их потребности. Потребностей у любого человека много, и их надо изучать, проявлять интерес к интересам другого человека. Самый верный путь к сердцу человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. Поэтому надо говорить о том, что интересует вашего собеседника. Умение дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении.

В каждой группе детского сада всегда найдутся дети с особенностями поведения. Причем эти особенности далеко не позитивные. К сожалению, агрессивность, тревожность, замкнутость, излишняя импульсивность – вот основные личностные характеристики некоторых дошкольников. Отрицательные поведенческие проявления детей, безусловно, поддаются коррекции, но только при правильном психолого-педагогическом воздействии воспитателя и родителей.

Читайте также:  Права ребенка на всестороннее развитие

Наблюдая за процессом образовательной деятельности в группах, занимаясь с детьми, было замечено, что чем больше у ребенка выражены отклонения в поведении, тем больше он ищет внимания со стороны взрослого человека, в частности воспитателя, причем внимания дошкольник добивается любыми способами, далеко не самыми приемлемыми, такими как: ударить сверстника, демонстративно уединиться в спальной комнате или в приемной или напротив же, во время прогулки убежать за территорию участка, а то и вовсе за калитку детского сада. Неудовлетворенная потребность в признании порождает трудности в общении со сверстниками, и как следствие негативные эмоциональные состояния. Испытывая отрицательные эмоции, ребенок не может полноценно развиваться интеллектуально. Такие дошкольники, в большинстве своем, плохо усваивают программный материал.

Причину такого асоциального поведения, конечно, нужно искать в семье. Родители могут проанализировать сложившуюся ситуацию, ответить для себя на следующие вопросы:

– Всегда ли у меня находится время, чтобы поговорить с ребенком?

– Считаю ли я, что у ребенка может быть право на собственное мнение?

– Существуют ли в нашей семье традиции?

– Соблюдается ли единство требований к ребенку со стороны всех членов семьи?

– Применяется ли наказание к ребенку? В адекватной ли форме для данного возраста?

– Допускается ли ребенок к просмотру фильмов агрессивного характера?

– Как проходят выходные дни вместе с ребенком?

Разъясняя родителям секреты правильного общения с ребенком, необходимо особо заострить внимание на том, как ребенок нуждается в поддержке, одобрении и похвале, даже если у него что – то и не получилось с первого раза. Такие фразы типа: «Я уверен, что у тебя получится!», «А давай, сделаем вместе», «Я так рад за тебя», «Я был уверен, что ты справишься!» – повысят у ребенка уверенность в своих силах, дадут ему понять, что неудача может быть поправима.

Но также следует поговорить о другой стороне медали. Конфликтное состояние между ребенком и родителем, воспитанником и воспитателем возникает не так уж редко. Оно порой бывает обостренным, натянутым, иногда протекает, скрыто и длится долго или сразу же гаснет. Как будет преодолен конфликт – зависит, прежде всего, от взрослого.

В условиях конфликтных состояний дети могут вести себя аффективно, вызывающе, а взрослые терять самообладание. На фоне накаленных отрицательных эмоций воспитательный процесс становится неуправляемым и не достигает своих целей. Следовательно, преодоление «основной проблемы» воспитания зависит от того, как взрослые (родители и педагоги) общаются с каждым отдельным ребенком, какие отношения с ним устанавливаются в педагогическом процессе и непосредственно в семье.

Известно, что люди, работающие с детьми, смотрят на них по-разному: некоторым нравится их общество, других возмущает детская неуправляемость, у кого-то есть предпочитаемые дети, кто-то любит заниматься с одним, а играть с другими. Но по – настоящему понять для себя мир ребенка может только тот, кому дети интересны и кто их знает.

Общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять детей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Взрослым следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

Каждый взрослый (родитель и педагог) должен уметь:

  • Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу дома и в группе;
  • Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития;
  • Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном;
  • Поощрять стремление ребенка задавать вопросы;
  • Уважать в каждом ребенке личность.

Взрослым не следует:

  • Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение;
  • Приходить к детям с плохим настроением;
  • Оставлять детей одних с их проблемами;
  • Унижать ребенка.

Факторы, влияющие на успешность общения детей дошкольного возраста:

В развитии навыка общения средний возраст играет значимую роль, именно в этом возрасте появляется желание интенсивно общаться со сверстниками. Потребность в общении с другими детьми появляется у ребёнка на 3-м году жизни. Дефицит общения в данном возрасте способствует формированию агрессивности. Одной из причин нежелания посещать д/с являются проблемы во взаимоотношении со сверстниками. Важно понять, какие причины мешают успешно взаимодействовать со сверстниками. Предлагаем основные группы трудностей в общении, которые создают барьеры, для адекватного взаимодействия в группе:

  1. Ребёнок не знает, как общаться, игровые навыки и навыки взаимодействия находятся на низком уровне.
  2. Ребёнок не хочет общаться по той причине, что при любом общении необходимо управлять собой, что даётся ему с большим трудом. Такие трудности характерны для импульсивных и гиперактивных детей.
  3. Нежелание общаться со сверстниками в связи с индивидуальными особенностями детей. Для таких детей характерны переживания внутреннего плана, как правило, такие же проблемы могли быть и у их родителей.
  4. Трудности в общении со сверстниками могут быть связаны у ребёнка с преобладанием эгоистических мотивов в поведении. В этом случае от окружающих ребёнка сверстников он требует беспрекословного подчинения.

Уважаемые родители! Следует помнить, что дошкольники только учатся успешно взаимодействовать в коллективе сверстников, в своей семье, получают свой первый практический опыт, от того каким он будет, зависит его дальнейшая взрослая жизнь. Поэтому нам, взрослым, следует помочь ему в решении данной проблемы, что поможет сохранить психическое здоровье ребёнка и обеспечить его эмоциональный комфорт.

Источник