Значение воображения на развитие ребенка родительское собрание презентация

И на последок :

-Не забывайте похвалить своего ребенка за выученные стихи,

песни или рассказы, или какие-либо другие выполненные им дела.

-Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

– Снабжайте ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.

-Приучайте его самостоятельно мыслить.

– Помогайте ребенку строить его собственные планы и принимать решения.

– Побуждайте ребенка фантазировать и рассказывать различные истории.

-Не забывайте брать ребенка в поездки по интересным местам., расширяйте его кругозор.

-Не стесняйтесь подчеркивать, что вы гордитесь им!

         По улице ехал грузовик

Корж второй

так у Деда Мороза выросла зелёная борода.

Корж Первый

На острове в Тихом Океане произошло извержение вулкана, который спал тысячу лет.

Корж второй

Поэтому наш кот поехал на всё лето в деревню к бабушке.

Разумеется, Вы уже догадались, что задача всех игроков – придумать то, что будет поставлено в середину – между этими двумя фразами. Приготовить начинку для сказочного пирога.

Играйте со своими детьми, и тогда ни у них, ни у Вас никогда не возникнет вопроса, чем себя занять, когда нет денег на дорогие и бессмысленные развлечения в торговых центрах.

г. Сургут, ул. 30лет победы 11/а

Контактный телефон:

Директор Хайруллина Л.Х. 37-51- 54

Email: IRAIDA-5@mail.ru

Вашему вниманию

Предлагается замечательных упражнения-игры, которые разовьют воображение и креативные способности Вашего ребёнка

Упражнение1 «Серый волк и золотая рыбка»

Это упражнение можно назвать и по-другому: «Встреча героев из разных сказок».

Группа из трёх (не более человек) получает простое задание: вспомнить и назвать имя одного сказочного персонажа. После того, как каждый участник назвал по одному персонажу, их имена записываются на доске и утверждаются. Можно попросить, чтобы каждый устроил короткую «презентацию» своего героя: сказал, из какой он сказки, рассказал о нём, «показал» его… Это делается для настройки на игру, а также для того, чтобы героев нельзя было «отыграть» назад.

После того, как герои утверждены, ведущий даёт задание №2: рассказать сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи. Как правило, рассказывает один человек, а остальные помогают ему наводящими вопросами и просьбами уточнить. На роль рассказчика «вызывается», таким образом, один человек. Если Вы хотите, чтобы в придумывании сказки участвовали все дети, тогда сказки записываются в тетрадку, придумываются как сочинение в тишине и только затем «озвучиваются», читаются по очереди вслух.

 Если Вы играете со своим ребёнком, в кругу семьи, то возрастных ограничений нет.

Упражнение 2. «Семь волшебных слов»

В самом простом варианте этой игры фигурируют не семь, а всего три слова. С этого упрощённого варианта лучше всего начинать знакомство с этой техникой сказкотерапии.

Игрокам даётся задание: придумать сообща семь (три) слова, которые, по их мнению, должны обязательно встречаться в настоящих сказках. Эти слова записываются на доску (на большой ватманский лист), а затем каждый придумывает сказку с этими словами.

Если в Вашей семье есть навык рассказывать и придумывать сказки сообща, то сказка придумывается совместными усилиями – это всегда интереснее.

КОУ ХМАО – Югры

«Сургутская школа – д/с для

обучающихсяс ОВЗ»

«Игры со сказками:

как развить воображение ребёнка с помощью сказкотерапии»

                                Выполнила педагог-психолог

       Карелина Светлана Геннадьевна

Упражнение 3. «Начинка для пирога»

Ведущий (их может быть в этой игре – два) «выпекают два коржа», то есть произносят первую и последнюю фразу будущей сказки. Это должны быть абсолютно «не сказочные» безумные фразы, абсурдные.

Например:

Первый корж: «В среду вечером по дороге ведущей из города в садовое товарищество шёл странный человек в одной лыже, хотя на дворе стоял август»

Второй корж: «Тётушка Полли выглянула в окно и загадочно хмыкнула. На поляне, где стояла тарелка с пришельцами опять росли её любимые маргаритки…»

Если речь идёт о детях, то зачин и концовка могут быть проще и короче. Типа:

Корж Первый Упражнения для развития воображения учащихся дома.

Упражнение 4. Предложите своему ребенку на несколько секунд превратиться в :

– Тигра, крадущегося по джунглям;

– Робота;

– Парящую над скалами птицу;

– Инопланетянина;

– Вождя индейского племени;

– Пограничника.

Упражнение 5. Предложите своему ребенку объяснить вам на что похожи:

– облака;

– солнце;

– яблоко;

– кривая линия;

– окно;

– треугольник.

Упражнение 6.

Предложите своему ребенку найти сходство и различие между предметами:

– мальчик и мужчина;

– цветок и ягода;

– платье и костюм;

– закат и рассвет;

– страна и город;

– квадрат и круг.

Упражнение 7. Назовите ребенку сказочных персонажей из разных историй и попросите составить рассказ, в котором бы они были главными действующими лицами. Например, Баба Яга и Колобок.

Упражнение 8. Предложите ребенку составить рассказ из предложенных вами слов. Каждое слово должно быть употреблено не более одного раза. Слова должны употребляться в том порядке, в котором вы их детям предложили. Например, солнце, дорога, шляпа, волк, остров, корабль, черепаха, радость, лес, слезы.

Читайте также:  Методы исследования творческого развития ребенка

Упражнение 9. Предложите ребенку рассказать сказку, которую он хорошо знает, на новый лад. Для этого к тому традиционному тексту сказки добавьте новые современные слова. Например, к сказке «Колобок» – велосипед, мотор, соревнование, успех, награда.

Упражнение 10. Предложите ребенку дорисовать рисунок, который вы начали рисовать и дать ему название.

Упражнение 11. (развитие пространственных предложений) Отрабатывайте с ребенком дома понятия «выше, ниже, слева, справа, впереди, позади». Для этого поиграйте в игру, которая называется «Путаница». Вы называете предложение: «Шкаф стоит слева от окна. Ты согласен?». Ребенок должен либо согласиться, либо возразить вам.

Упражнение 12. (развитие речи) Предложите ребенку крылатое выражение и попросите его составить с этим выражением рассказ. Например, «У семи нянек дитя без носу».

Упражнение 13. Начните с ребенком читать какой-нибудь рассказ и превратите его чтение, спустя несколько минут. Предложите ему самому придумать окончание рассказа. Затем предложите ребенку сравнивать свой рассказ с прочитанным.

Упражнение 14. Предложите ребенку придумать предложения со словами, у которых несуразные смысловые связи. Например, жук-стул, рыба-пожар, кит-сигарета, мухомор-диван.

Упражнение 15.  «Сказка-шиворот-навыворот»

Это очень старый и уважаемый всеми психологами (даже не сказкотерапевтами) приём развития воображения.

Выбирается известная всем и не очень сложная сказка с чётким сюжетом, в общем, хрестоматийная сказка. Задание: рассказать эту сказку так, чтобы в ней было всё наоборот. Например, Маленький волчонок живёт с папой в лесу. И в один прекрасный день он посылает своего папу в город – навестить дедушку, который нисколько не заболел, а наоборот, собирается жениться в пятый раз. Волчонок предупреждает папу, что в городе – опасно и просит ни в коем случае не разговаривать с особой по кличке Красная шапочка. Но наивный папа-волк встречает Красную шапочку, та узнаёт у него адрес дедушки и спешит по адресу. …

Сказки «наоборот» круто замешаны на карнавальной смеховой культуре – на низовом юморе и двусмысленных шутках – такова природа юмора-наоборот. Поэтому в эту игру лучше всего играть подросткам и совершенно взрослым людям.

Источник

Роль воображения в развитии ребёнка

Комментарии к слайдам

Слайд 1.

Вступление.

Возможность создавать что-либо новое, необычайное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка.  Развитие воображения у ребенка дошкольного возраста имеет важное значение для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может проходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение.

 Период с дошкольного возраста до двенадцати лет ученые называют сензитивным, то есть наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.

Слайд 2.

Что же такое воображение и каковы его виды?

Воображение – это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний. Оно тесно связано с мышлением, так как образ и мысль всегда выступают в единстве.

Слайд 3.

Виды воображения.

1. Воссоздающее – это представление образов по заранее составленному описанию. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.

2. Творческое – это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют “из головы”.

3. Неуправляемое – это то, что называют “буйной фантазией”, несуразностью, набором несвязанных нелепиц.

Слайд 4.

Зачем развивать фантазию и воображение?

  • Говорят: “Без воображения нет соображения”.
    А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.

 – Воображение влияет на интеллектуальное развитие дошкольника.

В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы интеллектуального развития, чем в последующие возрастные периоды. Важно не упустить возможности в это время.

Воображение самым тесным образом связано с познавательными психическими процессами и личностью в целом. Ребёнок перерабатывает прошлый опыт.

 – И в этом отношении оно неразрывно связано с процессами памяти и преобразует то, что есть в памяти.
– Воображение взаимосвязано и с процессом восприятия. Включаясь в восприятие, воображение обогащает создаваемые образы, делает их более продуктивными

содержательным, эмоциональным, когда в нем участвует воображение.

 – Воображение играет значительную роль в составлении плана и программы предстоящих действий.

 – Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.

 – С помощью воображения дети могут творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления.  

  – Воображение способствует умственной концентрации, повышает интенсивность внимания.

 – Воображение помогает  предвосхищать возможные последствия своих действий, предвидеть развитие и исход какой-либо ситуации, заранее представлять конечный результат

Слайд 5.

  • Хорошо развитое, смелое, управляемое воображение – это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления!

Воображение дает начало способности к открытиям, помогает находить новые способы решения задач и проблем, возникающих перед ребенком.

Читайте также:  Роль общения в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Креативность и способность создавать что – то новое является одним из качеств умного человека. Если раньше при приеме на работу ценились знания и опыт, то сейчас необходимо обладать хорошим воображением и талантом. Творческие люди в наши дни востребованы практически во всех сферах.

 – Нельзя не отметить влияние воображения на эмоциональную сторону развития ребенка. Оно усиливает эмоциональный тонус личности, повышает настроение, вызывает подъем.

Слайд 6.

Три закона развития творческого воображения:

1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.
2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта.
3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот –  предмет фантазии влияет на наши чувства.

Слайд 7.

Способы развития воображения.

1.Формирование мотивации!

2. Убеждаем, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку.  Нужна игра и яркие эмоции.

3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.

4. Влюбить детей в себя (аттракция). На этой “волне любви” они больше вам доверяют и охотнее слушаются.

5. Собственным примером!

Слайд 8-15.

Способы развития воображения.

Слайд 16.

«Создание творческой личности, — писал Л.С. Выготский, — устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем»

Пусть дети “изобретают свои велосипеды”. Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести!

Задача взрослых – всячески развивать у детей способности к воображению. В основе развития умственных способностей лежит овладение разными формами опосредованного решения интеллектуальных задач, т.е., построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений.

Источник

Родительское собрание

«Значение воображения в интеллектуальном развитии ребенка»

        Задачи:

  1. Показать родителям значение развития воображения для формирования учебных умений младших школьников.
  2. Предложить родителям конкретные задания и упражнения по развитию воображения учащихся.

    Природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором он родился: ощущать и воспринимать окружающий мир – людей, природу, культуру, различные предметы и явления; помнить, думать, соображать; говорить и понимать речь других людей; быть внимательным.

    Все эти способности развиваются, совершенствуются, приобретают индивидуальную окраску не сами по себе, а в активной познавательной деятельности ребенка.

    Развитие ребенка происходит только в деятельности. Только собственными силами можно усвоить опыт и знания, накопленные человечеством.

    Психические процессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей, называются познавательными процессами или познавательными способностями. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение.

        – Сегодня мы поговорим о воображении. 

        – Психологи считают творчество критерием развития человека. Если человек не умеет быть творцом, ему будет трудно в будущей профессиональной деятельности, будет трудно взаимодействовать с людьми.

            Основой творчества является воображение. Без воображения нет мыслительной деятельности.

            Воображение – это процесс создания новых образов и идей путем преобразования предшествующего опыта. Складывается он постепенно с опорой на речь, восприятие, память, операции мышления.

           Ни секрет, что воображение строится из элементов, взятых из реальной действительности, и находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия приобретенного опыта.

           Поэтому одним из главных путей развития детского воображения является расширение опыта ребенка и понятийного мышления, включая обязательно эмоциональную сферу.

         Если взрослый, которому ребенок доверяет, поддерживает познавательный интерес ребенка, то он проявляется в потребности в новых впечатлениях, в стремлении активно пробовать, преобразовывать, изобретать.

          В школе ребенок получает эту возможность, но она только будит интерес ребенка, а в семье этот интерес должен целенаправленно развиваться.

          Ребенку свойственно познавать мир, ему хочется все попробовать и потрогать. Но это не всегда удается и тогда на помощь приходит фантазия. С помощью нее ребенок попадает в такие ситуации и пробует такую деятельность, какая в реальной жизни может быть недоступна. Это стимулирует его интерес к деятельности, в том числе и учебной.

           Результаты анкетирования детей.

   Не любят делать творческие проекты – 10 чел.

   Не любят придумывать на уроках по заданию учителя  – 8 чел.

   Не любят конструировать – 7 чел.

            Не все дети любят наблюдать за облаками, за явлениями природы. Рисовать, сочинять, фантазировать, делать необычные вещи –  любят все.

Читайте также:  Развитие мышления ребенка до года

           Результаты анкетирования родителей

      На вопрос «Как вы развиваете в своем ребенке наблюдательность, умение представлять» были интересные ответы:

    Путешествуем по другим городам, отдыхаем на озерах, стараемся спрашивать обо всем в подробностях, рассказываем, что и где может быть интересного и увлекательного, наблюдаем за окружающим, посредством игр, чтения, бесед, развития зрительной памяти и др.

(Родители получают распечатку с упражнениями по развитию воображения у детей).

                Игры и упражнения для развития творческого воображения

  1. Незаконченные фигуры. Задание на дорисовывание незаконченных фигур является одним из наиболее популярных при изучении и развитии воображения и творческих способностей. Детям дается лист с изображением простых геометрических фигур и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги и т. п. Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении.
  2. Игра «Волшебные кляксы». До начала игры изготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметы изображения они видят в кляксе или в отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет большее число  предметов.
  3. Игра «Фантастические гипотезы». Ее придумал всемирно известный сказочник Дж. Родари. В этой игре ребенок должен придумать разные ответы на вопрос: «Что было бы, если…?» Для вопроса  можно взять первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Пусть подлежащим будет «город», сказуемым – «летать». «Что было бы, если бы город начал летать?»

      Для игры надо приготовить 10 карточек: 5 – с существительными и 5 – с глаголами. Например, на пяти карточках – стол, телефон, светофор, ложка, утюг; а на остальных – летать, изобретать, рисовать, мечтать, дружить. Карточки складываются в две стопки. В одну – существительные, в другую – глаголы. Перед каждым новым туром игры карточки перемешиваются.

     Играющий должен, не глядя, вытащить из каждой стопки по одной карточке и соединить полученные слова вопросом: «Что было бы, если…?»

      Можно придумать множество заданий такого типа: например, во время экскурсии, прогулки: «Представьте, что мы заблудились», «Вообразите, что мы в разведке», «Мы на необитаемом острове», «Мы открыли неизвестную планету».

4). «Придумай продолжение сказки». Упражнение может выполняться с группой детей. Взрослый начинает рассказывать новую, незнакомую детям сказку. Желательно, чтобы героем этой сказки был ребенок того же возраста, что и слушатели. В критический момент жизни героя, в тот момент, когда с ним что-то произошло или он должен принять решение, рассказ прерывается и детям предлагается придумать как можно больше вариантов того, что они бы подумали или сделали на месте героя.

5).Сочинение сказок и  историй. Ребенку предлагается придумать сказку или рассказ с каким-нибудь заданным героем – живым существом (например, балериной, полководцем, маленьким лисенком, вылезшем из норы) или предметом (например, окном, компьютером или старым чемоданом).

6). Сочинение рассказа по отдельным словам. Например:

а) ветер, солнце, тропинка, снег, ручьи, птицы;

б) девочка, дерево, птица;

в) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.

7). Игра «На что это похоже?» В эту игру может играть несколько человек. Один – водящий. Он выходит из комнаты, а остальные задумывают какого-нибудь реального человека, персонаж или предмет. Водящий должен угадать, что именно было задумано, задавая вопросы типа: «На какой цветок это похоже?», «На какую погоду это похоже?», «На какую марку машины это похоже?» и т. п.

8). Игра «Нелепицы» также состоит в обучении детей пониманию и интерпретации нелепиц и их самостоятельному придумыванию.

9). Игра «Необычное использование». Детям предлагается представить как можно больше способов использования какого-либо известного предмета (например, большой пластиковой бутылки из-под воды или веревки).

10). Упражнение «Музыкальные инструменты». Посмотреть на вещи, лежащие на парте или в портфеле, и решить, какие из них могут быть использованы как музыкальные инструменты, и сыграть на них.

11). Упражнение «Поделки». Сделать поделки, используя один и тот же предмет в разных функциях (например, скорлупу грецкого ореха как лодочку, шапочку, панцирь черепахи и т. п.)

12). Игра «Рисунок в несколько рук». Предлагают всем участникам придумать какой-либо объект и не говорить о том, что придумано. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу товарища воплощения своего замысла. Точно так же поступает третий и т. д. Конечный результат чаще всего представляет нечто абстрактное, поскольку ни одна из форм не завершена, но все плавно перетекают друг в друга.

13). Группа игр с использованием рисунков. Задания на: угадывание предмета по его частям («Угадай, что за зверь?»),  по контуру («Чья это тень?»), поиск признаков сходства и различия, нахождение «спрятавшихся» предметов в лабиринте линий.

Источник