Значение умственного воспитания для развития личности ребенка

Значение умственного воспитания для развития личности ребенка thumbnail

Умственное воспитание: сущность и основные задачи

Определение

Умственное воспитание – педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллекта у детей: передача им знаний и навыков, необходимых для разностороннего развития и социализации.

В процессе происходит формирование познавательных возможностей, развитие способов усвоения и использования полученного результата в жизни. Разностороннее совершенствование личности обеспечивается комплексом нравственных, умственных, эстетических и физических методик преподавания. Умственное воспитание характеризуется не только способностью к овладению знаниями и методами мыслительной деятельности, но и формированием определенных свойств ребенка.

Определение

Понятие ум включает функцию мозга, отражающую точность закономерностей, явлений и в организации на этой основе деятельности человека, направленной на изменение, как объективной действительности, так и на совершенствование самого индивида.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Продвинутый ум имеет следующие характеристики: пытливость и любознательность, как перманентные желания познавать неизвестное, увеличивать полученные знания.

Одним из свойств ума, которое проявляется в процессе умственного воспитания, является критичность, определяемая способностью оценить итоги познавательной деятельности (своей и других), избранные методики решения задач, выводы, рассуждения.

Основные задачи умственного воспитания:

  1. Приобретение определенного набора научных знаний.
  2. Развитие любознательности и эрудированности.
  3. Формирование принципов научного мировоззрения.
  4. Развитие умственных способностей: вербальной, счетной, пространственной, беглости речи, памяти, суждения и восприятия.

Основные методики умственного воспитания детей дошкольного возраста

Для детей лучшим средством воспитания является игра. В процессе они получают различные знания, соотносимые с жизненными ситуациями. Игровая деятельность интересна ребенку, поэтому она дает достаточно эффективный результат.

В наше время существует большое количество методик развития интеллекта дошкольников:

  1. Сущность системы Марии Монтессори заключается в следующем: дошкольник самостоятельно выбирает занятие, которым желает заниматься. Воспитатель помогает малышу, если тот его попросит. Этот метод подходит терпеливым и усидчивым детям. Минус в том, что обучаемый не учится работать в коллективе.
  2. Содержание методики Никитиных в том, что развивающие и спортивные упражнения даются в порядке усложнения. Если дошкольник не справляется с задачей, то ее откладывают. Воспитатель не дает решения. Плюс – в рациональном использовании времени, минус – в отсутствии индивидуального подхода.
  3. По методике Зайцевых дети уже с двухлетнего возраста обучаются чтению при помощи кубиков и таблиц, под музыку пропевают части слов. Достоинства: дошкольники рано учатся читать, имеют отличный словарный запас и речевые навыки. Недостаток: в школе с трудом даются фонетический разбор слов и разложение по составу.
  4. Работа по методике Сесиль Лупан заключается в том, что дети выполняют задания по желанию, используя все, что есть под рукой. Педагог должен познакомить малыша со всем, с чем тот взаимодействует.
  5. Задача ментальной арифметики – всестороннее развитие. Техника обучения состоит из двух компонентов. На первом этапе малыш осваивает счет на косточках (абакусе) обеими ручками одновременно. На втором этапе дошкольник постепенно отказывается от счетов и расчеты производит в воображении. Такая форма подачи развивает память, интуицию, творческие способности, воображение. Дошкольник после нескольких месяцев обучения способен с легкостью осваивать иностранные языки, запоминать стихи и прозу, складывать в уме 10-значные числа и т.д.

Задачи и содержание умственного воспитания детей

Главными задачами умственного воспитания являются:

  1. Сенсорное развитие – воспитательный процесс, содействующий формированию чувственного познания, совершенствующий ощущения и восприятие. Детей знакомят с такими показателями как: цвет, габариты, фактура, форма, масса, звук, запах.
  2. Развитие мышления – обучение малышей сравнению, сопоставлению, обобщению, анализу, классификации, побуждению высказывать свое мнение. Индивид решает задачи, учится фантазировать.
  3. Развитие речи – обогащение запасом слов, формирование культуры звуковой речи.
  4. Воспитание любознательности – знакомство малышей со свойствами предметов, явлений, нахождение связей между ними. Значение познавательных интересов – в активном мыслительном процессе. Отражение любознательности ребенка находится в его рисунках, играх, рассказах, творчестве.
  5. Образование системы общих знаний, которые должны соответствовать правилам энциклопедичности и носить воспитательный характер. Полученные в повседневной жизни и на занятиях знания должны систематизироваться и обобщаться. Таким образом, дети приобретают навык определять базовые стороны реальности и укладывать их в мировоззрение. Эта форма теоретического мышления имеет особую актуальность в современной школе.

Цели

Целями умственного воспитания являются:

  1. Улучшение умственных способностей ребенка – свойств индивида, которые создают предпосылки к эффективному овладению определенными видами деятельности. Это свойство характеризуется следующими качествами: сообразительностью, критичностью, пытливостью, вдумчивостью. Примером развития быстроты умственной реакции может служить следующее занятие: в форме игры воспитатель просит ребенка: «Назови следующее число», «Большое – маленькое», «Съедобное – несъедобное».
  2. Приобретение интеллектуальных знаний и навыков: изучение предметов, наблюдение за доступными детскому пониманию явлениями, определение существенных и несущественных характеристик предмета, понимание причинно-следственных связей и т.д.

Средства и методы умственного воспитания

Средства умственного воспитания представляют комплекс объектов, видов деятельности, способствующих решению поставленных задач. Они включают:

  1. Познавательную деятельность, состоящую из нескольких компонентов. Ориентировочный проявляется в способности воспринять и поставить задачу, сделать негативный или положительный прогноз. Исполнительский проявляется в адекватном последовательном применении разных методик и мыслительных процессов. Контрольно-оценочный выражается в проверке полученных результатов, соизмеримости интеллектуальных и физических усилий полученному достижению.
  2. Природные и рукотворные объекты.
  3. Получение информации от взрослых и сверстников.
  4. Система обучения, с помощью которой ребенок реализует познавательные потребности.

В развитии интеллекта огромное значение имеют следующие методы:

  1. Наблюдение – формирование целенаправленного адекватного восприятия объектов, процессов, явлений.
  2. Моделирование – процесс создания и применения моделей (схематичного изображения предметов).
  3. Элементарный опыт – исследование объекта или явления в специализированных условиях.
  4. Эксперимент – преобразование объекта, явления, изменение его свойств с целью решения поставленной задачи.
  5. Беседа – общение ребенка и преподавателя с целью корректировки и уточнения полученных знаний.
  6. Речевая логическая задача – воспитатель предлагает решить задачку с помощью полученных в познавательной деятельности знаний.
  7. Упражнение – неоднократное повторение мыслительных процессов и действий.
  8. Рассматривание картин, фото, иллюстраций помогает в познании окружающего мира, прививает эстетический вкус.
  9. Чтение и пересказ – результат находится в зависимости от того, насколько грамотно подобран материал для чтения.
  10. Другие методы: принятия нестандартных решений, «ошибка учителя», решение изобретательских задач и т. д.

Концепции умственного воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста

На умственное воспитание дошкольника оказывают влияние следующие исследования:

Теория Л.С. Выготского

Л.С. Выготский указывает на социальный аспект «высших» (специфических человеческих функций). Он соотносит социальный (культурный, «высший») и биологический (натуральный, «низший», элементарный, примитивный) в психическом развитии индивида.

Читайте также:  Бланк диагностики развития ребенка

Психическое развитие происходит «от социального – к индивидуальному». Мышление выступает как процесс владения словом, знаком. В навыки дошкольника включается речь, которая постепенно формирует личность, в результате чего мыслительная деятельность поднимается на более высокий, «культурный» уровень.

Концепция П.Я. Гальперина

По мнению П.Я. Гальперина переход от внешнего, практического действия во внутреннее состоит из нескольких этапов:

  1. Первый заключается в создании мотивации.
  2. На втором составляется схема ориентировочной основы действия (ребенок изучает схему последовательности выполнения задачи).
  3. Третьим этапом проводится организация «материально-предметной» деятельности. Дети воздействуют на реальные объекты, модели, схемы.
  4. На четвертом происходит овладение действием на речевом уровне. Дети проговаривают действия вслух.
  5. На пятом этапе действия переносятся на умственный уровень. Это первая форма умственного действия. Вместо речи «вслух» дошкольник проговаривает «про себя». На заключительном этапе действия происходят в умственном плане.

Теория Л.А. Венгера

Способности по Л.А. Венгеру понимаются как универсальный процесс ориентирования в окружающей действительности. Основой при этом является построение и применение образов, подходящих к зафиксированным в культуре формам отображения качеств объектов и явлений, их взаимосвязей и отношений.

Л.А. Венгер как условие роста интеллектуально-познавательного уровня детей предполагает формирование способностей к моделированию и овладению дошкольником сенсорной культурой.

Концепция Н.Н. Поддъякова

Теория поисковой деятельности детей Н.Н. Поддъякова доказывает, что уже в раннем возрасте прогресс в мышлении является итогом освоения конкретной системы знаний, отражающей существенные свойства реальности. Эксперимент – настоящая детская деятельность, в которой дети выступают как исследователи.

Теория А.В. Запорожца

А.В. Запорожец в теории самоценности дошкольного возраста подразумевает отсутствие насилия над детьми, навязывание чуждых интересов и методик обучения. Согласно этой теории, основной путь развития ребенка – это использование наиболее значимых для ребенка форм и способов деятельности.

Умственное развитие и воспитание

Определение

Умственное развитие – количественные и качественные перемены в мышлении ребенка, связанные с возрастом, приобретением опыта, влиянием педагога.

Степень умственного развития отображает комплекс знаний и навыков, приобретенных и успешно применяемых в процессе мышления.

Умственное развитие дошкольников проходит в ходе умственного воспитания. Его методология представлена в виде схемы.

Методология представлена в виде схемы.

Познавательное и умственное развитие и воспитание

Развитие познавательных интересов у детей проявляется и том, что растет потребность заниматься мыслительной деятельностью. Малыш задает взрослым много вопросов, любит сравнивать вещи и явления, спорить. Воспитатель должен поддерживать любознательность, поощрять дошкольника к поиску решения задач. Дети осмысливают действие, ставят цели, планируют, отбирают способы их достижения. Детей нужно приучать к обдуманному пониманию слова, учить осознавать его предметное содержание, какое действие или свойство оно обозначает.

Умственное и физическое воспитание: точки соприкосновения

На занятиях физкультурой возникают познавательные ситуации, связанные с освоением технологии физических упражнений. Разнообразные навыки в сфере физической культуры позволяют эффективно использовать новые знания в жизни.

Укрепление здоровья в процессе занятия спортом способствует лучшему усвоению информации. В результате выполнения оздоровительных задач физического воспитания растет общая жизнедеятельность организма, что способствует продуктивности в умственной деятельности.

Взаимосвязь между физическим и умственным воспитанием студентов

К сожалению, в высших учебных заведениях физической культуре не уделяют должного внимания, но спорт оказывает позитивное влияние на интеллект студента в следующих аспектах:

  1. Развивается внимание, наблюдательность, находчивость.
  2. Студенты, ведущие активный образ жизни, имеют более высокую академическую успеваемость.
  3. Чередование физической и умственной активности приводит к оптимальному графику учебного дня.
  4. Физическая активность укрепляет здоровье студента.

Не случайно лучшие представители человечества уделяли внимание физической подготовке. Спортивные результаты способствовали интеллектуальным свершениям.

Источник

. . . .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru/

,

1

1.1

1.2

2 ,

2.1

2.2

. , , , . . , .. , , , [28]. , , . , . – , , . : , , , , . – . , , – .

, . , . – , , , . , (.., .., .., .. ). – , .

.

– , .

– , .

: .

:

– ;

– ;

– , ;

– ;

– .

. , , .

1

1.1

, . , , – . , . . .. , .. , .. , .. , , . , , . , . , , , , . [1]

, , , . . , , , , .

– , , , , .

. , . , . [6]

.. . -, (1592-1670).

, , . : , , . , , , , ; , ; .

, , . , , , .

. , , , , , , . .

.-. . , , – (1712-1778). , , , .-. .

.-. – . , . .-. , , , , . . ( , ), . [1]

.. . , , , , , . , , , , .

, , , . , , , , [18].

.. . (1782-1852) – , , . . , XIX . . , : , , ( , , ), .

. . (1870-1952) . , . . , . — , (, , ). . , , , , , , , , , , . — . , , . , [18].

. . (1838–1925) — , . . , , ., . , , .

.. . (1824-1870) , , , , , . . . , , , . , . . , . . , ( , , . .). , , . . . , , , , [20].

, , – .. , .. , .. , .. .

.. . – . , ” : , , , .. , , , , .. “, , , . .. .

, .. . “- ” , , , . , . .. , , , , .. , , [14].

– .. . , – , – . , – – . , , [28].

. , . , , . , , . (.. , .. , .. ) : , . .

.. , .. , .. . . , , . [1].

2 7 . . , – -. , .

, , , , – , .

. (. . , . , . , . ). , . — [18].

(. , . ). (. ).

, — . , : , . , , . , .

, . . , , , , . , . , , . . , . (. , . , . , . ) , . , . , [29].

. , . , . . . . . , . . , , – . . . , , , [25].

, , , , . , , , , , , , , – .

1.2

, – , . , — – -. , . , , — . [11].

– : , , . .

, .. , , , , .

, , , . , , , , . , , . , , , ..

, , . , 3-4 , , : . ? ? ? , , , , , .

, , – , .

, , , , , , . – , , , [8].

, , , , , .

, , , , , , ..

– , .. , . , , , , .

. :

– ();

– ( , );

– .

, :

– , .

, ( ), . , , – ( ). , , , , ().

:

– .

. . . : , , , , ? . [1].

: , . , , , . , , (, , ) (, , , .), , . , ( , . .).

, , , .

. , .

– , , , , , .

. , . [3].

. . ( , , . .), . , , , .

, ; , , . ; .

– , . – – . -, . – , , .

– , . , , , . [6].

, , , . – , .

.

, . [5].

, ( ), ( , , , . .), ( , ), .

, , , . , ( , , – .), ; , ; , -.

, . . : , , . . , .

.. , .. , – , , . , , , . , . , , , . – . , – [9].

, , , , . , , .

2 ,

2.1

. , , , , , . , . , , , , , , , . .

. , .

, , : , , , .

, , . [8].

. . : , , . — , , . [12].

— , -, , . . .

, : , , , , , .

— . — -, — — , .

, , , . , .

. . — . , . [13].

, . . – , .

: — , . , , .

. . : , .

, , , .

, . . — , , . , : ( ) , – , , , .

— -. , , ( ). .

, ( , , , . .), , .

, , , , . , . , [31].

: , , . .

. . , , , , . , , , , , [33].

(, , ). .

1. , , . , .

2. , — . , .

3. , .

4. , , .

5. , , . .[27]

. . . .

() , , , .

, , . , (, , . .) , (, . .).

, ( ) . . ( ), . , , ( . .). ( ), , , [27].

, .

:

1) ( , , );

2) ( , , );

3) , [22].

, , , , , .

(- , , , , . .).

, :

) — , ;

) ;

) , ;

) ;

) ;

) ;

) , .

, , .

, , , .

, , , , [22].

(, ), . , . .

, , . : ) – ; ) , , ; ) ; ) , ; ) (. . )[1].

: , , .

— ( ) , , .

— , , .

. , , . , , , , , , , , , , . , — , , . , , . – , , . , . , , .

, ( ), , . . . , , . , , , . —

:

1. , , . .

  • , . . . .

    [118,2 K], 15.09.2010

  • , . .

    [21,4 K], 17.10.2010

  • . . . . .

    [34,0 K], 14.12.2006

  • . – , . .

    [39,0 K], 06.11.2012

  • ?

, , ..

PPT, PPTX PDF- .

.

Источник

Говоря о воспитании, многие подразумевают целенаправленное развитие исключительно нравственных качеств. Однако воспитание умственное в современном обществе не менее актуально. Активно развивающаяся общественная жизнь, которая с каждым днем становится все насыщенней информационно, требует от образовательного процесса новых способов развития ума и воспитания подрастающего поколения.

рыжий малыш

В каждом новорожденном ребенке заложен огромный умственный потенциал, развитие которого зависит от направленного воспитательного воздействия взрослых: семьи, дошкольного учреждения, школы, социума.

Понятие умственного воспитания неразрывно связано с умственным развитием. Это взаимодополняющие единицы педагогического процесса. Можно сказать, что умственное воспитание невозможно без определенных природных задатков и развития ума.

Взаимосвязь развития и воспитания

По мере взросления ребенка и социального воздействия на него изменяется процесс познания и мыслительной деятельности. Эти изменения называются умственным развитием.

Развитие ребенка младшего возраста происходит очень быстро. После поступления в дошкольное учреждение под влиянием коллектива и целенаправленной работы воспитателей у малыша начинают активно проявляться следующие навыки и умения:кубики для детей

  • Развитие коммуникативных умений и общее формирование речи;
  • Интенсивное познание нового через восприятие окружающей действительности;
  • Раскрытие потенциала познавательных возможностей;
  • Овладение простейшими навыками деятельности ума.
Читайте также:  Развивающие методики для раннего развития ребенка

Вся дальнейшая деятельность малыша, базирующаяся на обучении и познании, будет зависеть от того, насколько правильной была организация умственного развития в первые годы его жизни.

Развитие ума происходит исключительно под воздействием общества, в котором проводит все свое время ребенок. Влияние это может быть неосознанным (личный пример и способы подражания) и осознанным (направленное на личность воздействие в виде воспитательных процессов).

Становление интеллектуальной деятельности малыша с трех до шести лет проходит циклично и включает в себя следующие этапы:

школьные друзья

  • Познание через общение;
  • Развитие через предметную деятельность;
  • Формирование интеллекта с помощью игры;
  • Становление интеллектуальных навыков с помощью обучения;
  • Приобщение к трудовой практике;
  • Применение полученных знаний в продуктивной сфере.

Как уже говорилось выше, развитие ума происходит исключительно под воздействием обучения и воспитания.

Считается, что основными показателями умственно развитой личности являются следующие факторы:

  1. Быстрое и качественное усвоение новой информации;
  2. Накопление базы знаний;
  3. Активное творческое мышление;
  4. Умение использовать способы овладения познанием.

мягкие игрушкиРабота по организации умственного воспитания должна использовать специфику и возможности развития ума. Исходя из этих особенностей, ставятся задачи, происходит выбор содержания, методов и средств воспитания.

Педагогика, тесно сотрудничая с психологией, занимается активным поиском возможностей для развития ума дошкольников с целью нахождения оптимального выбора содержания умственного воспитания. Необходимо подобрать такие методы и средства, которые смогли бы гармонично развивать интеллектуальные возможности ребенка, при этом делая акцент на возрастных и индивидуальных особенностях. Недопустимо чрезмерно перегружать малышей информацией. Не менее важно использовать весь имеющийся интеллектуальный потенциал для полного раскрытия возможностей ума детей.

Закономерности развития ума

Содержание умственного воспитания направлено на рассмотрение следующих вопросов:

  • Реализация целей и задач;
  • Развитие ощущений;
  • Анализ восприятия;
  • Исследование наглядного материала;
  • Формирование особенностей познания и интеллекта;
  • Внедрение новых методов, форм и средств.

Работники детских садов должны обеспечить условия для полноценного раскрытия умственного потенциала детей, создавая необходимые для этого условия и осуществляя воспитательное воздействие. К моменту поступления в школу дети должны обладать рядом умений и навыков:

  1. Иметь элементарные понятия об окружающей действительности;
  2. Владеть важными мыслительными операциями (уметь сравнивать, обобщать);
  3. Уметь выделять главное и второстепенное;
  4. Устанавливать правильные причинно-следственные связи;
  5. Обладать определенной подготовкой к учебе.

Итак, умственное воспитание – такое воздействие педагогов и родителей на сознание детей, которое предполагает развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности. То есть задача взрослых показать способы и методы, с помощью которых ребенок сможет добиться интеллектуальных высот, а не преподносить им знания в готовом виде.

занятия на природе

Главная цель воспитания интеллекта в детских садах – подготовить будущих школьников к обучению. Малыш должен уметь отстоять свою точку зрения, быть активным и целеустремленным, выдержанным и самостоятельным.

Для внедрения основ интеллектуального воспитания в обучение педагогам важно правильно и непрерывно работать в следующих направлениях:

  • Совершенствовать представления об окружающем мире;
  • Развивать интерес к познанию и психические процессы, отвечающие за это познание;
  • Формировать навыки любознательности как основы интеллектуальных навыков;
  • Использовать природные задатки для дальнейшего развития ума.

Педагог должен непрерывно и последовательно увеличивать запас детских знаний об окружающей действительности, уточнять их, приводить в определенную систему.

В процессе обучения малыш должен обучиться следующим навыкам и понятиям:

обучение с прогулкой

  • Различать признаки (цвет, форму, величину, вкус);
  • Ориентироваться в их свойствах (может разбиться, сломаться, пролиться и т. д. );
  • Иметь понятия о составляющих природных явлений (смена времен года, особенности поведения животных и растений в различные периоды);
  • Уметь наблюдать за природой, растениями, насекомыми, животными;
  • Иметь необходимые познания об общественно-полезном труде (культуре труда, навыках работы, пользе и важности этого занятия);
  • Понимать суть общественной и социальной жизни, иметь формирующиеся чувства любви к родине.

Онтогенез познавательных процессов психики является приоритетной задачей воспитания ума.

  1. Высокий уровень развития ощущений, умение ими пользоваться и применять для развития умственных способностей позволяет максимально познавать окружающую действительность. Следовательно, сенсорное воспитание – начало воспитание ума.
  2. Коммуникативные умения и навыки – важная составляющая познавательной деятельности. С помощью навыков развитой речи ребенок имеет возможность высказывать свои мысли, понимать речь других. В дошкольном образовании большое значение уделяют расширению словарного запаса детей, работе по грамматическому совершенствованию и развитию речи.
  3. Сформированная способность к запоминанию необходимой информации расширяет возможности памяти. Задача педагогов состоит в том, чтобы максимально развить данную возможность.
  4. Развитие воображения – важная составляющая общего воспитания, так как без нее невозможна творческая деятельность. В первые годы жизни ребенка воображение носит воссоздающий характер, со временем преобразуясь в творческое.
  5. У детей младшего возраста мышление основывается на наглядных действенных и образных особенностях. С их помощью формируется логическое восприятие, основанное на понятийном мышлении.
  6. Природная любознательность, заложенная в каждом ребенке, является мощным стимулом к познанию. Желание все узнать отражается в большом количестве задаваемых вопросов. Воспитатель должен максимально понятно давать на них ответы, направляя ребенка к самостоятельному познанию и поиску необходимых решений. Развитие любознательности детей – важная задача воспитания.

Заложенные природой и генетическими особенностями способности должны сформироваться и развиться в начале жизни.

Способность – особенность личности, создающая возможность овладеть определенными навыками. Умственные способности отражаются в быстроте реакции, критичности и анализе, вдумчивости и пытливости ума.

Необходимость сенсорного воспитания

Богатая палитра эмоционального восприятия позволяет получать сведения о том, что окружает детей. Следовательно, хорошо развитая культура сенсорного восприятия является частью познавательной деятельности.

мягкие кубики для малышей

С помощью сенсорного восприятия развиваются следующие умения:

  • Различать цвета и их оттенки;
  • Группировать предметы по форме и содержанию;
  • Основываясь на высоте и тембре звуков, выделять особенности музыкальных произведений и т. д.

Чтобы развить восприятие, малыши должны исследовать предметы и пользоваться сенсорными эталонами.

Сенсорный эталон – это накопленные обществом за знания, взятые в качестве совершенства.

В начале жизненного пути у малышей формируются только задатки сенсорных эталонов, которые по мере взросления превращаются в совершенные эталоны, часто восходящие к их собственным утверждениям.

рисованиеВ начале 20 века была разработана методика сенсорного развития Марией Монтессори. Она предполагает воспитание ощущений на основе качественного различия детьми цвета и его оттенков, формы и величины предметов. Вся деятельность малышей должна проходить самостоятельно, включая в себя не только работу без помощи взрослого, но и навыки самоконтроля.

Читайте также:  Цели развития ребенка через сказку

Несмотря на очевидные достоинства данной методики, она имеет ряд недостатков, главный из которых – развитие сенсорного восприятия в отрыве от коммуникативных навыков и продуктивной деятельности.

Только комплексное использование форм и методов позволит добиться развития познавательной активности. Например, весьма эффективным является развитие восприятия чувств в игровой деятельности, где могут быть задействованы все органы восприятия в совокупности с другими развивающими факторами.

Современная педагогика расширила традиционное содержание сенсорного воспитания, включив в него ориентирование по времени и развитие музыкального и речевого слуха.

В дошкольном возрасте происходит первое знакомство детей с понятием время. Им пока еще сложно понять, почему «вчера» вдруг становится «сегодня» и т. д. Однако целенаправленная и регулярная работа в этом направлении поможет малышам ориентироваться во временных законах, определять дни недели, месяцы, части суток.

Работа со слуховой чувствительностью тоже является частью сенсорного восприятия. Во время обучения ребенка грамоте важно, чтобы он мог воспринимать звуки речи и соединять их в слова. В отдельную группу восприятия выделяют музыкальный слух, который предполагает умение различать красоту мелодий, различие звуков по высоте и тембру.

Повседневная жизнь предполагает ненавязчивое и регулярное знакомство с ощущениями. Весьма эффективна в этом отношении продуктивная деятельность, которая в процессе повседневных творческих заданий помогает развивать не только восприятие, мелкую моторику и коммуникативные умения, но и предполагает развитие мыслительной деятельности. Конструирование, изобразительное искусство, лепка и другие виды деятельности вызывают необходимость овладения цветом, формой и пространственным ориентированием.

природа

Один из методов сенсорного воспитания, обследование предметов, призван исследовать их свойства, особенности и взаимосвязь. Этот метод позволяет выделять цвет, величину и форму. Учат навыком обследования, учитывая возраст и интеллектуальные особенности детей: с возрастом задания усложняются, количество выделяемых признаков увеличивается, появляется логическое осмысление.

Различные дидактические игры являются прекрасным средством развития сенсорных навыков.

Мысль как фактор умственного развития

Формирование познания является важным аспектом умственного воспитания, так как помогает развитию мыслительных операций, развивает интеллектуальные способности и, соответственно, обеспечивает определенным багажом знаний.

Возникновение мышления возможно только на основе практической интеллектуальной деятельности. С помощью практики ребенок постигает границы объектов, учится их сопоставлению, анализу, группировке. В связи с этим начинается работа первого вида мышления – наглядно-действенного.

Продолжая развивать мыслительные процессы, педагоги обеспечивают базу для появления способности мылить образно.

Вторая половина дошкольного возраста характеризуется развитием логического мышления, которое находится в тесной взаимосвязи с коммуникативными умениями.

Развиваются в этом возрасте память и воображение, без которых невозможно полноценное развитие умственной деятельности.

С помощью памяти происходит сохранение информации, с целью возобновления и пополнения ее в дальнейшем. Успешная интеллектуальная деятельность невозможна без способности накопления фактического материала, знаний.

Воображение помогает создавать ребенку новые образы, базируясь на тех впечатлениях, которые были известны ему ранее. Оно способствует развитию всех мыслительных операций, формирует творческое осмысление действительности.

Коммуникативные навыки и умения

чтение вслухПереоценить роль развития речи в младшем возрасте невозможно. Активное пополнение словарного запаса ребенка расширяет круг его интеллектуальных интересов, помогает овладеть знаниями о предметах окружающей действительности, их специфике и взаимоотношениях. С помощью речи малыш не только может приобрести нужные ему познания, но и сможет развить собственные мыслительные навыки.

Очень важным моментом в развитии коммуникативных навыков является пример взрослых. Ориентируясь на речевое развитие окружающих его людей, малыш повторяет, обобщает и систематизирует услышанное. Вот почему так важно показывать правильный пример грамотной, развивающей и обучающей речи.

Возраст до школы считается отправной точкой в решении важных коммуникативных задач:

  • Активное пополнение словарного запаса;
  • Формирование основ грамматического строя речи;
  • Онтогенез навыков связной речи;
  • Привитие культуры применения диалогических форм общения.

Любознательность – основа интеллектуального развития

Невозможно развивать какие-либо навыки и умения у ребенка без его активного содействия. Интерес к знаниям, который проявляется в любознательности, помогает сделать педагогическую деятельность успешной.

Детям интересно все: почему и как называются предметы, как они устроены, что с ними нужно делать и так далее. Педагогам необходимо направить природный интерес в нужное им образовательное русло.

Что малышу интересно, в каких направлениях он реализуется больше всего, покажут творческие работы крохи: рисунки, ролевые игры, выдуманные истории.

Вопросно-ответная деятельность позволяет не только развить любознательность детей, но и позволит продолжить процесс формирования других мыслительных процессов.

Вопросы, задаваемые детьми, принято делить на две группы:парта для малышей

  1. Познавательные (задаются с целью познания нового материала);
  2. Коммуникативные (используются для привлечения внимания взрослых к проблемам и переживаниям детей).

С помощью вопросов происходит общение со сверстниками и взрослыми, следовательно, развиваются коммуникативные навыки и интеллектуальные способности.

Мир, окружающий ребенка

Наличие сформированных знаний в сознании ребенка еще не говорит о всестороннем умственном развитии. Только умение применять эти знания в соответствии с требованиями окружающей действительности обеспечит полноту интеллектуального развития.

Все, что окружает ребенка с рождения, является источником познания. Однако не все из этого окружения представляет ценность для развития интеллекта. Родители и воспитатели призваны определить объем и содержание получаемых знаний, которые смогут обеспечить полноценное умственное развитие.

В дошкольных учреждениях очерчен следующий круг проблем окружающей действительности, с которыми необходимо познакомить детей:

  • Знания о природных явлениях;
  • Познание мира вещей и предметов;
  • Вовлечение в трудовую деятельность;
  • Привитие знаний о людях труда;
  • Знакомство с важными событиями общественной и социальной жизни.

С первых лет жизни малыш овладевает двумя категориями знаний:

  1. Понятия и явления, которые воспринимаются крохой самостоятельно в ходе его жизни без участия какого-либо руководящего процесса. Как правило, эти знания не систематизированы и не всегда объективно отражают действительность.
  2. Познания, приобретенные в ходе познавательной деятельности, имеющие четкое и целенаправленное руководство. Знания, приобретенные самостоятельно, систематизируются и обобщаются на занятиях под воздействием воспитательных методов.

божья коровка

Подведем итоги

Любое воспитание как педагогический процесс необходимо для развития полноценной и гармоничной личности. Умственное воспитание призвано развить интеллектуальные способности ребенка, его познавательную активность, коммуникативные навыки и умение взаимодействовать с другими членами общества. Развитие ума поможет сформировать все важные качества достойного и ответственного гражданина демократического государства. Интеллектуально развитая личность, умеющая реализовывать полученные знания в повседневной и общественной жизни, в профессиональной сфере по праву является национальным достоянием своей страны.

Источник