Значение свободной игры в развитии ребенка
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 1-3 года
- 3-7 лет
- 7-12 лет
- игры для развития
Еще несколько десятилетий назад дети играли по своему усмотрению, почти столько, сколько хотели. Конечно, надо было ходить в школу, а кому-то еще «на музыку» или в спортивную секцию. Были домашние обязанности. Но так или иначе, в жизни любого среднего школьника или дошкольника было время, которым он распоряжался по своему усмотрению. Детские компании во дворе, совместные возвращения из школы, игры друг у друга в гостях – это было частью обычной детской жизни.
Сегодня жизнь маленького человека почти полностью контролируется взрослым. Нужно, чтобы ребенок учился в хорошей школе и занимался другими полезными, по мнению родителей, занятиями. Возможности использовать время как хочется почти нет.
Между тем, свободная игра совершенно необходима ребенку для полноценного развития, – считает Елена Пиотровская, Президент ассоциации игровой психотерапии и эксперт сайта «Я – Родитель».
4 правила свободной игры
- Свободная игра – это деятельность, которую ребенок выбирает по своему усмотрению.
- Свободная игра – эмоционально окрашенная, увлекательная, со свободным входом и выходом.
- В свободной игре всегда есть элемент непредсказуемости. Невозможно точно вычислить, как пойдет дело.
- Свободная игра не преследует сиюминутных прикладных целей, она затевается ради творческого процесса.
Зачем детям нужна свободная игра?
1. Развивать навыки самостоятельно принимать решения
Инициативность, умение принимать решения, наконец, ощущение, что ты сам контролируешь свою жизнь, берут начало именно в этой, инициируемой ребенком, активности. Зарубежные ученые связывают большую несамостоятельность современной молодежи именно с уходом свободной игры из реалий детской жизни.
2. Быстро адаптироваться к изменениям в жизни
В игре развиваются нейронные сети головного мозга – ребенок «играющий» готовится к непредсказуемости жизни, развивает возможности гибкого реагирования на самые разные обстоятельства.
3. Возможность справиться с эмоциональными трудностями
Игра – прекрасное средство справиться с эмоциональными трудностями. Играя, ребенок перерабатывает полученные впечатления, раскладывает их «по полочкам». Взрослый человек, взволнованный тем или иным событием, может поделиться своими переживаниями с близкими. Ребенок же говорит о своих переживаниях языком игры. Если он обижен или расстроен, то в его силах, к примеру, «переиграть» событие, которое произошло.
4. Развивать навыки социального взаимодействия
Если в игру вовлечены несколько человек, ребенок получает опыт социального взаимодействия, учится понимать других, строить отношения, разрешать конфликты. Важно, что это происходит в интересной, захватывающей деятельности. Интеллектуальные объяснения, может быть, и хороши, но ничто не может быть лучше реального опыта взаимоотношений.
5. Развивать творческие способности
Свободная игра – это источник чистой радости. Ребенок чувствует себя счастливым, полноценно проживающим жизнь, если у него есть свобода самовыражения в игре: ведь это и физическое, и эмоциональное, и интеллектуальное самовыражение.
Как вернуть свободную игру в жизнь ребенка?
Родители, понимающие, как важна игра для детского благополучия и развития, найдут возможности вернуть свободную игру на подобающее ей место в детской жизни.
С чего начать? С трех базовых принципов.
Создавайте пространство для игры со сверстниками
Компанией для игр вашему ребенку могут быть дети ваших друзей. Или одноклассники, если вы создадите для них возможность поиграть вместе. Безопасное пространство для игр может быть оборудовано своими силами – например, на дачном участке.
Вспомните свои детские игры
Вы можете вовлечь детей в игры, которые затевали во дворе сами, – так, чтобы впоследствии у детей была возможность при желании вернуться к этим играм, проиграть их самостоятельно с друзьями.
Поощряйте ребенка играть самостоятельно
Вы можете сопровождать игру ребенка, не вмешиваясь в его активность и доброжелательно присутствуя рядом. В это время важно не оценивать, не критиковать, не хвалить ребенка, а просто быть рядом – с открытыми глазами, ушами и сердцем. Какой бы странной ни казалась вам игра, в ней есть логика и задачи, которые решает ребенок.
Итак, если вы уже соблюдаете три первых принципа свободной игры, то начало положено. О том, как еще помочь вашему ребенку развиваться через свободную игру, Я – Родитель и наш эксперт Елена Пиотровская расскажут в следующих материалах.
Какой талант у вашего ребенка? Узнайте, пройдя тест Я – Родитель.
Наталья Королева
по мотивам поста из блога Елены Пиотровской
Источник
Введение. Пояснительная записка
Игра является особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребёнка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.
В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью.
У детей есть право на время для игр, потому что только в игре они могут развивать способность к действию, богатую душевную жизнь и силы мышления, только посредством игры они смогут сформировать свою индивидуальность.
Задача взрослых и общества заключается в том, чтобы помогать развивать детям игровую деятельность, как они помогают удовлетворять прочие основные потребности, и при этом осознанно сопровождать и поощрять развитие детей.
Свободная игра – это игра в полном смысле этого слова. Содержание игры полностью определяется самими детьми и может быть иногда совершенно неожиданным. Игра по заранее разработанной программе теряет свой смысл и перестаёт быть игрой в подлинном смысле этого слова. Одна из основных задач воспитателя – побудить детей к многообразной, интенсивной игровой деятельности.
Содержанием игры является то, что ребёнок может наблюдать в своём окружении и, прежде всего, в жизни взрослых. Всё, что относится к освоению окружения, языка, морали основывается на подражании тому, что ребёнок воспринимает в своём окружении, воспринимает неосознанно. Вся жизнь ребёнка до 7-ми лет является непрерывным воспроизведением того, что происходит в окружающем мире. На игру ребёнка не оказывается никакого давления. Поведение воспитателя, оформление и оборудование детского сада должны способствовать свободной, подражательной и игровой активности ребёнка.
Феномен игры универсален. Многочисленные исследования игры последних десятилетий показали, что характер игры и последовательность развития игры оказываются одинаковыми у детей самых разных народов и культур. Различаются только формы выражения, связанные с особенностью культуры, но логика построения игры везде одинакова. Дети развитых стран наполняют и опорожняют пластмассовые ведёрки, африканские дети – глиняные сосуды, а австралийские – полые тыквы.
Но везде ребёнок стремится быть сам хозяином в пространстве своей игры, определить её ход – это важнейший признак игры, необходимое условие для того, чтобы интерес ребёнка к игре иссяк, чтобы игра имела для него смысл.
Ребёнок никогда не играет «понарошку», игра для него – это деятельность,
выполняемая с глубокой серьёзностью. И если сегодня этого нет у некоторых детей,
причина редка кроется в них самих, а скорее в их ближайшем окружении: чаще всего поведение взрослых или игрушка, с которой играет ребёнок , приводит к тому, что он утрачивает способность играть увлечённо, с отдачей. Недостатки эти можно устранить, если знать, что нужно ребёнку для его правильного развития.
Создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей в разновозрастной группе в условиях детского сада неполного дня
Для развития содержательной игры созданы определённые условия:
– Содержание жизни детей даёт детям как можно больше импульсов для активной и содержательной игры, т.е. в основе игры лежит эмоциональная, насыщенная, разнообразная повседневная жизнь. Дети чаще всего воспроизводят в игре то, что они видели и переживали в жизни. В разновозрастной группе младшие получают импульс для игры от старших, учатся у них играть. Кроме того , если в игре участвуют дети разного возраста, она становится более живой и интересной: для каждого возраста находится особая роль. Например, старшие устраивают для маленьких кукольный театр или сооружают парк с аттракционами, куда можно пройти по купленным в кассе билетам. В таких играх большие дети учатся заботиться о младших, приобретают чувство ответственности за свои поступки. В разновозрастной группе у ребёнка есть возможность меняться. Даже если ребёнок робок и слаб, наступает такой момент, когда он становится старшим в группе. Он – на виду, к нему прислушиваются, от него ждут помощи младшие дети и воспитатель. Он помогает освоиться в группе новым детям. Иногда его просят организовать и провести небольшую игру. Вместе с воспитателем или сам показывает кукольный спектакль всем детям. Так ребёнок обретает уверенность в себе, учится устанавливать контакт с другими людьми, что очень важно для его дальнейшей жизни. В разновозрастной группе без каких-либо специальных разъяснений воспитателей, только путём творческого подражания младших детей старшим, у ребёнка формируется действительно правильное социальное поведение.
Для ребёнка важно иметь возможность наблюдать осмысленную деятельность взрослых в открытых, обозримых для сознания трудовых процессов и занятиях искусством. В пособии особая роль уделяется месту воспитателя во время свободной игры и ежедневных комплексных универсальных занятий. Она основана на подражательной способности детей дошкольного возраста и на принципах гуманистического отношения к личности ребёнка. Тот, кто соприкасается с маленькими детьми, не должен забывать, что вся его деятельность, и особенно то, каким образом он трудится, глубоко воздействуют на силы воли детей. Все действия и опыт из мира деятельности взрослых ребенок глубоко воспринимает, охватывает их своей волей и воплощает их в подражательной деятельности, оформляя ими свободную игру. Поэтому важно, чтобы взрослый трудился в присутствии ребёнка так, чтобы пробудить в нём нужные импульсы. Тот факт, что ребёнок учится путём подражания, приводит к заключению, что взрослый должен вести себя при ребёнке так, чтобы быть достойным подражания. Да, он может закрепить это в
своём сознании, что со временем он сможет руководить ребёнком больше через подражание, чем объяснениями и приказами, потому что они обращены к разуму ребёнка, который развивается лишь постепенно.
-Игровое пространство и достаточное время для игры. Спланированы игровые уголки – особая часть помещения в группе, обеспеченная игровым материалом. Детям предоставлен богатый игровой материал, позволяющий им полноценно развернуть в игре деятельность своей фантазии. Для свободной игры ежедневно предусмотрено 1,5 часа. Это время, свободное от каких-либо запланированных занятий.
Актуальность темы очевидна. Не секрет, что традиционные программы перегружены учебным материалом. Количество занятий, хотя и уменьшается, но всё же остаётся значительным и занимает много времени в режиме дня. Это идёт в ущерб главной деятельности дошкольника – игре. В данном пособии говорится, о том, как можно интегрировать различные направления в одно увлекательное занятие – игру.
«Мария Младенца берёт и колыбельную песню поёт…»
Как известно, дети переживают всё гораздо сильнее, ярче и глубже, чем взрослые. И эти переживания особенным образом влияют на рост, развитие, формирование душевного и телесного организма. Для правильного развития детям необходим постоянный контакт с природой. Проживание природных ритмов, участие в повторяющихся каждый год праздниках, возможность приобщиться к различным сезонным работам – всё это вселяет в ребёнка уверенность, укрепляет его волю. Но в обычной жизни такие переживания городскому ребёнку получить трудно. Поэтому ему надо создать возможность проживать
это в форме игры. Одной из таких форм и является ежедневное комплексное универсальное занятие – хороводная игра.
Предлагаемое пособие представляет собой систему ежедневных комплексных универсальных занятий, объединяющую различные виды игр, развивающую необходимые качества, навыки дошкольников, стимулирующую их познавательные процессы. Наряду с тематическим планом работы пособие содержит практический материал для проведения ежедневных комплексных универсальных занятий – «хороводов», объединяющих различные виды игр.
Цель данного пособия – естественное и целостное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальностью. В игре предоставить ребёнка своим собственным силам, тем самым помочь ему развернуть свою фантазию и привести в движение свою волю. Предоставить большое пространство ребёнку для самовыражения в тех видах деятельности, которые он выбирает сам по своему желанию.
«Представьте, что море кругом, море кругом, море кругом,
И но плоту мы куда-то плывём, куда-то плывём, куда-то плывём…»
Воспитательная задача пособия – побудить детей к многообразной, интенсивной игровой деятельности. На игру ребёнка не оказывается никакого давления. Всё поведение воспитателя, а также оформление группы способствуют свободной подражательной активности ребёнка. Поскольку содержанием игры является то, что дети могут наблюдать в жизни, поэтому особенно важной задачей воспитателя является создание богатой и разнообразной жизни в детском саду , которой дети могут подражать : это приготовление завтрака , уборка , показ кукольного театра , рассказывание сказок и , конечно , использование разных видов игр.
Образовательные задачи:
- Умение выстраивать межличностные отношения.
- Развитие творческого воображения, фантазии.
- Развитие речи, внимания.
- Физическое развитие, совершенствование координации движений.
- Ознакомление с окружающим миром, природой.
- Формирование элементарных математических представлений.
- Ознакомление с деятельностью людей в разное время года.
- Ознакомление с профессиями.
- Развитие музыкального слуха, чувства ритма.
- Развитие чувств общности.
- Развитие мелкой моторики.
- Действия с различными предметами в окружающей среде.
- Формирование желания действовать с дидактическими играми.
Накапливание и использование опыта.
Источник
Узнайте, как самостоятельная игра может способствовать развитию вашего ребенка
ЮНИСЕФ
Игра – это не только источник радости, но и средство обучения. Когда ваш малыш рассказывает стишок наизусть, это способствует развитию его речевых навыков. Вашему ребенку нравится подбрасывать и ловить мяч? Это развивает важные навыки крупной моторики и координацию движений.
В условиях пандемии COVID-19 многие дети оказались лишены возможности играть со своими одноклассниками и друзьями, лишились одного из ключевых факторов в своем развитии. Однако, учитывая важность взаимодействия детей со своими сверстниками, самостоятельная игра тоже имеет свои преимущества.
Мы поговорили с экспертами по образованию и развитию детей Сайедой Свзия Заман и Фердоуси Ханом из Института развития и образования при Университете BRAC о том, как и зачем родителям следует поощрять самостоятельную игру.
Почему игра так полезна для детей?
«Игра является основным элементом для развития ребенка, – объясняет Заман, – игры способствуют восприятию и изучению его мира. Во время игры дети исследуют свое физическое окружение, выражают эмоции и пополняют словарный запас». «Игра – естественный процесс для детей во всем мире, – добавляет Ханом, – это действительно важный инструмент для когнитивного, физического, социального и эмоционального развития детей, а также их воображения и творческих способностей”
Что такое «свободная» игра?
Свободная игра – когда дети имеют полную свободу играть самостоятельно. “Они могут выбирать игру по своему усмотрению – и имеют широкий выбор деятельности, игровых материалов и даже сюжета”, – объясняет Заман. Свободная игра дает детям возможность выразить то, что они переживают в определенный день, время или ситуации. “Такая возможность очень важна для развития детей”, – говорит Ханом
Каждый ребенок уникален и неповторим в самовыражении. “Одному ребенку хочется рисовать, когда другому играть в одиночку с головоломкой. У каждого ребенка свой способ выражения творческих способностей”, – объясняет Ханом.
Чем свободная игра полезна для детей?
“Польза от игры детей самостоятельно или в одиночку заключается в том, что это помогает им раскрыть творческий потенциал”, говорит Ханом. Когда ребенок играет в одиночку, он сосредоточен на себе, использует свое воображение, это формирует в нем ощущение независимости с раннего детства, говорит Заман. Воспитание у ребенка самостоятельности продуктивно отразится и на его дальнейшей жизнедеятельности.
Свободная игра также важна для обучения навыкам решения проблем. ” Во время игры дети могут самостоятельно принимать решения. Важно задействовать их собственное мышление. Эти навыки развиваются, когда ребенок играет самостоятельно”, – объясняет Ханом.
С какого возраста родители должны приобщать детей к свободной игре?
Свободная игра дает детям возможность исследовать свой мир самостоятельно, помогает развивать творческие способности и воображение, поэтому Ханом и Заман рекомендуют начинать с раннего возраста. Родители должны поощрять детей младшего и дошкольного возраста к свободным играм на регулярной основе, а при постоянном присмотре можно начинать даже с шестимесячного возраста.
Как приучать ребенка к свободным играм дома?
Хотя свободная игра и подразумевает свободу, все же родители должны принимать участие для того, чтобы процесс самостоятельного развития был веселее и интереснее.
- Обеспечьте безопасность. Играя самостоятельно, дети должны иметь возможность исследовать и делать большинство вещей без вашей помощи, чтобы обрести уверенность и независимость. Однако важно убедиться, что ваш ребенок окружен безопасной средой. Очистите игровые зоны от любых потенциальных опасностей и проверяйте их на протяжении всего игрового процесса для того, чтобы убедиться, что ваш малыш в безопасности.
- Слушайте своего ребенка. Спросите ребенка: “Чем ты сегодня хочешь заняться?” В зависимости от того, как он реагирует, помогите создать среду, в которой ребенок сможет исследовать свои интересы. Например, если ребенок хочет построить дом, вы можете оказать ему поддержку, предоставив материалы и безопасное для работы место. Подумайте о материалах, которые понадобятся вашему ребенку, а затем подумайте о том, что у вас уже есть в наличии. Не бойтесь проявить творческий подход! Например, если ваш ребенок хочет собирать паззл, а у вас дома его нет, можно разрезать на части картинку или календарь.
- Побуждайте и подсказывайте. Когда ваш ребенок сталкивается с проблемой, вы можете помочь ему найти решение, спросив: «Что ты собираешься делать? Как мы можем решить эту проблему?» Как объясняет Заман: «Взрослые не должны делать все за ребенка. Нам просто нужно дать некоторые подсказки или поддержку, чтобы дети могли думать сами и действовать самостоятельно».
- Проявляйте интерес. То, что ваш ребенок играет сам по себе, не означает, что вы не можете в этом участвовать! Если ваш ребенок хочет поиграть с вами, пока вы заняты работой, попробуйте поговорить с ним о том, что он может сделать самостоятельно, а затем, когда он закончит, вы можете вместе просмотреть на результат. Ханом часто применяет такой подход к своей дочери: «Я прошу ее: «Напишешь мне историю?» Я знаю, что она еще не пишет должным образом, но все, что она пишет,принимается. Потом она читает мне это вслух». Применяя такой подход, вы можете помочь своему ребенку заняться различными видами деятельности, в которые он сможет играть самостоятельно.
Источник