Значение соревнований для развития ребенка

Значение соревнований для развития ребенка thumbnail

Влияние соревнований на мотивацию достижений у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является сензитивным для формирования основ личности ребенка и мотивационно-личностной сферы, и является основой для дальнейшего развития и вхождения в новую систему социальных отношений (школьный возраст).

На сегодняшний день большинство детей приходят в начальную школу с несформированной познавательной  мотивацией. Поэтому необходимо в дошкольном возрасте формировать желание ставить цель и искать способы достижении и достигать их.

Сформированость мотиваций в дальнейшем будет являться прочной основой для формирование основ учебной мотиваций.

Процесс игрового соперничества вызывает желание быть лучшим в игре (т.к. ведущая деятельность в дошкольном возрасте игровая).

Наиболее ярко соперничество проявляется в соревнованиях. Это дает возможность в социально приемлемой форме показать себя с лучшей стороны и раскрыть личностные качества: целеустремленность, настойчивость, быстроту реакции, ловкость, смелость . Не мало важную роль играет награда (игрушки, сладости) за достижение поставленной цели, так как любые старания ребенка должны иметь поощрение со стороны взрослых и не оставаться незамеченными.

Дети выходя на соревнования между группами или между детскими садами  чувствуют свою важность, значимость и ответственность как за свои личные результаты, так и командные достижения. Не простой задачей является для ребенка осознать, что он – часть команды и его действия должны быть согласованны с остальными участниками и подчиняться общим требованиям.

Обсуждение результатов соревнования (положительных и отрицательных) закладывает основы адекватной самооценки. Беседы помогают увидеть ребенку свои сильные и слабые стороны и поставить новые цели для самосовершенствования. Когда дети оказываются победителями, их радости и буре эмоций нет предела, они начинают прыгать кружиться, обниматься, сопровождая это громкими высказываниями. В случае проигрыша поведение различно: кто-то начинает плакать, переживая свое поражение задавая вопрос :  «А почему не я выиграл, ведь я так старался? », кто-то начинает проявлять агрессию говоря: «Я больше никогда сюда не приду, здесь все неправильно, потому что я не выиграл!», но некоторые дети воспринимают известие о проигрыше казалось бы спокойно, но как правило за этим спокойствием кроются сильные внутренние переживания: обида, разочарование, замыкание в себе. В любом из этих случаев необходимо беседовать с детьми, находить их сильные стороны, обсуждать удачные моменты, но и не пропускать те ситуации, где были промахи проговаривая как надо было сделать то или иное движение и сделать его еще раз, чтобы ребенок знал, что он это умеет и в следующий раз у него все должно получиться.

Косвенное влияние оказывается и на остальную группу детей. Видя как воспринимаются достижения других их значимость, в этом возрасте, дети стремятся к достижению не меньших результатов, ставя себе задачи на будущее. Каждый раз после обычного занятия по физической культуре они спрашивают: «Вы видели как я сегодня старался и совсем не баловался? А Вы возьмете меня на соревнования?» Поэтому в конце каждого учебного года мы проводим «Веселые старты» со всеми детьми, на которых всегда побеждает дружба и все дети получают желанные медали за свои спортивные достижения

Таким образом можно сделать вывод, что соревнования оказывают большое влияние на формирование мотивации достижений у детей дошкольного возраста .

Источник

Для некоторых родителей слово “соревнование” несет в себе отрицательный смысл. Эта форма деятельности представляет собой борьбу, соперничество за достижение первого места, выигрыша, приза и т. п. По мнению благонамеренных мам и пап, соревнования не только оказывают слишком большое давление на детей, но и могут вызывать ненужный стресс, а в случае проигрыша оставить детей разочарованными. Чтобы защитить своих отпрысков от негатива, родители либо объявляют всех победителями, либо вообще избегают соревновательных ситуаций. Но психологи придерживаются другого мнения. Они считают, что здоровая конкуренция полезна для ребенка. Давайте узнаем, чем конкретно.

Ценность саморазвития

Значение соревнований для развития ребенка

“Конкурс помогает детям узнать, что побеждает не тот, кто более талантлив от природы, а тот, кто упорно работает над собой, придерживается дисциплины”, – говорит Тимоти Ганн, педиатр-невропатолог из Южной Калифорнии, доктор психологических услуг. Более того, она утверждает, что дети, которые участвуют в конкурсах, зарабатывают критические социальные навыки, взаимодействуя с другими детьми, одновременно изучая ценность тяжелой работы, эффективность правильной самооценки и саморазвития.

Тренер должен научить детей позитивно оценивать конкуренцию, определять достижение не только как выигрыш в соревновании, но и как постановку цели для чего-то, к чему они прикладывают усилия.

Конечно, родители должны поддерживать своих детей, но здоровое стремление к победе нужно регулярно подкреплять сообщениями о том, что проигрыш – это всего лишь этап на длинном пути развития своих способностей. Горький опыт поражения принесет позитивные плоды, если не обвинять ребенка, а похвалить за проявленные усилия и старания, вместе с тренером обсудить причины отставания и построить дальнейшую стратегию.

Польза для физического состояния

Значение соревнований для развития ребенка

Еще один плюс: здоровый образ жизни для вашего ребенка. Чтобы стать эффективным игроком в команде, ему придется прилагать много физических усилий, а это обязательно даст свои плоды: ребенок станет сильнее и выносливее, научится терпеть и преодолевать себя. Важно и то, что малыш освоит понятие дисциплины, через командное взаимодействие научится следовать принятым в обществе нормам и требованиям правил распорядка.

Командная работа

Значение соревнований для развития ребенка

“Совместные игры учат детей решать проблемы в команде и помогают им освоить правила поведения для общего блага всей группы”, – говорит Ронда Клостерман, учитель физкультуры в школе Святого Иосифа в Лонг-Бич, Калифорния.

Здоровая конкуренция

Значение соревнований для развития ребенка

Преподаватель или тренер должен обеспечить в коллективе атмосферу конструктивной конкуренции.

Если ваши дети растут в среде здоровой конкуренции, тогда принимая участие в каком-либо мероприятии, они будут в состоянии одинаково изящно как победить, так и проиграть. Дети в любом случае будут наслаждаться процессом, и их самооценка не пострадает.

Читайте также:  Что важно для становления и развития ребенка

Нездоровая конкуренция отрицательно сказывается на психике ребенка, он будет всеми силами стараться избежать активного участия в соревнованиях: проявит признаки депрессии, беспокойства, потеряет сон или аппетит, сымитирует болезнь.

“Большинство конкурирующих детей испытывают некоторую тревогу перед большой игрой (или тестированием), но это нормально и не следует этого бояться”, – предупреждает доктор Ганн.

Умение сочувствовать, сопереживать и дружить

Значение соревнований для развития ребенка

Помимо того, что позже маленькие спортсмены станут жертвами побед и поражений, сегодня они активно взаимодействуют, учатся дружить и мириться, проходят важный этап социализации. Это поможет им во взрослой жизни.

Также работа в команде помогает развивать сочувствие к тем, кто сегодня проиграл, ведь завтра на этом месте можешь оказаться ты. Потеря главного приза или отставание – это нелегко для всех, и дети, вкусив поочередно сладость победы и горечь поражения, научатся радоваться успехам соперников или сопереживать их неудачам.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник

“Зачем моему ребенку участвовать в соревнованиях? Он еще не готов, мы недавно начали заниматься. Мы занимаемся не ради призовых мест, а для того что бы ребенок развивался.”

Примерно такие фразы иногда приходится слышать от родителей, когда речь заходит об участии ребенка в соревнованиях.

В клубе робототехники мы проводим соревнования для всех детей 2 раза в год, я сейчас я расскажу почему.

Вот несколько плюсов участия в соревнованиях:

  • Опыт. На своих первых соревнованиях ребенок очень волнуется, это для него новый опыт, и часто бывает, что от волнения ребенок не проявляет себя в полную силу. Но чем больше раз ребенок будет соревноваться, тем меньше он будет волноваться, и скоро ваш гений будет чувствовать себя комфортно на таких мероприятиях.
  • Мотивация к дальнейшему развитию. Часто, перед соревнованиями ребенок считает что он отлично знает предмет (или спортивную дисциплину), и пропадает мотивация к занятию. Соревнования здорово отрезвляют, показывают тот уровень, которого можно достичь и к которому можно стремиться. И довольно часто после первых соревнований по робототехнике ребенок уже ждет следующие, чтобы еще лучше подготовиться и показать себя.
  • Команда единомышленников. На соревнованиях собираются такие же увлеченные дети (и часто увлеченные родители). Дети общаются между собой, проявляют себя в компании таких же детей, хвастаются своими достижениями и в целом весело проводят время. Важно, что бы соревнования были веселым времяпрепровождением, а не самым важным в жизни событием.
  • Развитие самостоятельности и активной позиции. На соревнованиях ребенок должен делать все сам, без помощи, и тут он проявляет себя, смотрит как другие ребята справляются с задачей самостоятельно и включается в работу. К тому же такого рода события формируют в ребенке потребность активно проявлять себя во всех жизненных сферах.
  • Развитие лидерства у мальчиков. Для мужчин желание быть первым, быть быстрее/выше/сильнее – естественная природная потребность. И как этого достигать, если не соревноваться среди сильнейших? На этом пути обязательно получать опыт побед и поражений, ставить новые цели и достигать их. А стараясь сберечь ребенка от того, что бы он вдруг не расстроился из-за проигрыша, вы просто душите этот порыв и это желание быть лидером.

“Конкурс помогает детям узнать, что побеждает не тот, кто более талантлив от природы, а тот, кто упорно работает над собой, придерживается дисциплины”, – говорит Тимоти Ганн, педиатр-невропатолог из Южной Калифорнии

Участие в соревнованиях не всегда подразумевает обязательную победу ребенка. Важно то, какую окраску придают соревнованиям родители, и как они реагируют на успех или неудачу ребенка. Ведь в любом случае ребенок получил опыт, и важно подержать, похвалить его за проявленные усилия и старания. И проигрыш – это один из этапов на долгом пути развития ребенка.

Старайтесь не придавать сверх важность соревнованиям, это не олимпийские игры, а возможность классно провести время в первую очередь. Закрепляя в сознании ребенка понимание того, что соревнования это классно, весело и интересно, мы даем возможность ребенку проявлять себя полностью, а не зажиматься.

Ну и в завершении хочется сказать, что важно сделать так, что бы ребенок был счастлив в детстве, и получил разный опыт и разные эмоции. И соревнование – это один из важных этапов становления ребенка как личности, и проявления его Я.

А как вы считаете, нужно что бы ребенок участвовал в соревнованиях для получения нового опыта?

Источник

Слайд 1

Для чего нужны соревнование для детей дошкольного возраста? Инструктор по Физической культуре Хитина Ольга Александровна

Слайд 2

Зачем ребенку участвовать в соревнованиях? “Зачем моему ребенку участвовать в соревнованиях? Он еще не готов, мы недавно начали заниматься. Мы занимаемся не ради призовых мест, а для того что бы ребенок развивался.” Примерно такие фразы иногда приходится слышать от родителей, когда речь заходит об участии ребенка в соревнованиях. Вот несколько плюсов участия в соревнованиях мы расскажем.

Слайд 3

Опыт. На своих первых соревнованиях ребенок очень волнуется, это для него новый опыт, и часто бывает, что от волнения ребенок не проявляет себя в полную силу. Но чем больше раз ребенок будет соревноваться, тем меньше он будет волноваться, и скоро ваш гений будет чувствовать себя комфортно на таких мероприятиях.

Слайд 4

Мотивация к дальнейшему развитию. Часто, перед соревнованиями ребенок считает что он отлично знает предмет (или спортивную дисциплину), и пропадает мотивация к занятию. Соревнования здорово отрезвляют, показывают тот уровень, которого можно достичь и к которому можно стремиться. И довольно часто после первых соревнований по робототехнике ребенок уже ждет следующие, чтобы еще лучше подготовиться и показать себя.

Читайте также:  На развитие индивидуальности ребенка влияет его взаимодействие

Слайд 5

Развитие самостоятельности и активной позиции. На соревнованиях ребенок должен делать все сам, без помощи, и тут он проявляет себя, смотрит как другие ребята справляются с задачей самостоятельно и включается в работу. К тому же такого рода события формируют в ребенке потребность активно проявлять себя во всех жизненных сферах.

Слайд 6

Команда единомышленников. На соревнованиях собираются такие же увлеченные дети (и часто увлеченные родители). Дети общаются между собой, проявляют себя в компании таких же детей, хвастаются своими достижениями и в целом весело проводят время. Важно, что бы соревнования были веселым времяпрепровождением, а не самым важным в жизни событием.

Слайд 7

Развитие лидерства у мальчиков. Для мужчин желание быть первым, быть быстрее/выше/сильнее – естественная природная потребность. И как этого достигать, если не соревноваться среди сильнейших? На этом пути обязательно получать опыт побед и поражений, ставить новые цели и достигать их. А стараясь сберечь ребенка от того, что бы он вдруг не расстроился из-за проигрыша, вы просто душите этот порыв и это желание быть лидером.

Слайд 8

Участие в соревнованиях не всегда подразумевает обязательную победу ребенка. Важно то, какую окраску придают соревнованиям родители, и как они реагируют на успех или неудачу ребенка. Ведь в любом случае ребенок получил опыт, и важно подержать, похвалить его за проявленные усилия и старания. И проигрыш – это один из этапов на долгом пути развития ребенка.

Слайд 9

Старайтесь не придавать сверх важность соревнованиям, это не олимпийские игры, а возможность классно провести время в первую очередь. Закрепляя в сознании ребенка понимание того, что соревнования это классно, весело и интересно, мы даем возможность ребенку проявлять себя полностью, а не зажиматься.

Слайд 10

Ну и в завершении хочется сказать, что важно сделать так, что бы ребенок был счастлив в детстве, и получил разный опыт и разные эмоции. И соревнование – это один из важных этапов становления ребенка как личности, и проявления его Я.

Слайд 11

Спасибо за просмотр!!!

Источник

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ «ОБЛАСТНОЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР УЧАЩИХСЯ»

Значение конкурсов для развития личности ребёнка

Статья

Автор: О.И. Свирина – методист ГОУ ДОД ТО «Областной эколого-биологический центр учащихся»

2017 год

Человек стремится к знанию,

и как только в нём угасает

жажда знания, он перестаёт

быть человеком.

Фритьоф Нансен

Среди многочисленных задач современной школы одной из главных является создание необходимых условий для развития личности каждого ребенка, формирование его активной позиции. Решение этой задачи особенно актуально для дополнительного образования, так как с позиции психологов

в начальной школе у ребёнка формируются основные элементы учебной деятельности: учебная мотивация, необходимые учебные умения и навыки, самоконтроль и самооценивание. Развивается теоретическое мышление, обеспечивающее усвоение научных понятий. Под влиянием учебной деятельности формируются основные психические новообразования младшего школьного возраста: рефлексия, способность действовать в уме и планировать свою деятельность. В его учебной деятельности формируются частные виды деятельности: чтение, письмо, изобразительная и другая творческая деятельность, работа на компьютере.

Для подростка ведущей становится общественная деятельность, осуществляемая в рамках других видов деятельности: организаторской, культурной, спортивной, трудовой, неформального общения. Во всех этих видах деятельности подросток стремится утвердить себя как личность, стать общественно значимым человеком. Он принимает на себя разные социальные роли, учится строить общение в разных коллективах с учётом принятых в них норм взаимоотношений. Учебная деятельность становится для подростка одним из видов осуществляемой активности, способных обеспечить его самоутверждение и индивидуализацию. Таким образом, учебная деятельность в данные периоды является ведущей в психическом развитии детей.

Старшеклассник как субъект учебной деятельности спицефичен тем, что он уже сделал выбор продолжить учение. Его социальную ситуацию развития характеризует главным образом направленность на будущее: выбор профессии, дальнейшего образа жизни. Соответственно, в старших классах важнейшей для учащегося становится активность по поиску ценностных ориентаций, связанная со стремлением к автономии, правом быть самим собой, личностью, отличающейся от окружающих, даже самых близких. Основными предметами учебной деятельности старшеклассников являются организация и систематизация своего индивидуального опыта за счёт его расширения, дополнения, внесения новой информации, а также развитие самостоятельности и творческого подхода к решению учебных задач. В целом можно сказать, что старшеклассник учится не ради самого учения, а для чего-то более значимого, только ожидаемого в будущем.

Во всестороннем развитии личности школьника большое значение приобретает использование современных педагогических технологий, методов. Одним из таких методов является метод проектов, который представляет собой способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, завершающуюся вполне реальным, осязаемым практическим результатом. Научно-исследовательские и проектные работы, стали одной из основных форм работы многих учеников, они носят творческий, поисковый, исследовательский характер, помогают в развитии самостоятельности, индивидуальности ребенка. Полезность проекта в дополнительном образовании заключается в том, что у ребенка есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, ребенок сталкивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна. Выполнение проекта – одна из сторон воспитания. Воспитываются значимые качества личности: трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, уважительное отношение к людям и их труду, ответственность

Читайте также:  Скороговорки для развития речи и дикции для ребенка 7 лет

Конкурсы исследовательских работ и творческих проектов подростков и старших школьников распространены широко, что легко объяснимо – старшеклассники – потенциальные студенты и они интересны именно в этом качестве. Проектная деятельность уникальна, она может быть использована в изучении любого предмета, любого вида деятельности. Её уникальность заключается в том, что она ориентирована на достижение целей самих обучающихся, формирует огромное количество умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей и научить их работать коллективно, планомерно. Ребенок ощущает личную значимость, у него формируется способность испытывать радость от процесса и результата труда, тех творческих, интеллектуальных, волевых и физических сил, которые им были затрачены.

В ходе исследовательской деятельности учащимся приходится искать ответы на основополагающий вопрос проекта, не имеющий однозначного тривиального ответа, и проблемные вопросы – вопросы, отражающие сущность, основное противоречие рассматриваемой темы. Поиски ответа на проблемные вопросы активизируют самостоятельное творческое критическое мышление учащихся.

Министерством образования Тульской области и государственным образовательным учреждением дополнительного образования Тульской области «Областной эколого-биологический центр учащихся» проводятся многочисленные и разнообразные конкурсы проектных работ. Например, Всероссийский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Целью Конкурса является воспитание у детей и молодежи ценностного отношения к природному и культурному окружению, а также толерантности и уважения к культурам других этносов, населяющих территорию России, направленных на формирование экологической культуры подрастающего поколения.

В ходе подготовки к Конкурсу у подрастающего поколения формируется экологическая культура, этическое отношение к природе на основе общечеловеческих нравственных ценностей. Внимание детей и взрослых обращается к комплексному изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины, национального ландшафта.

У молодого поколения развивается патриотическое отношение к родной земле, поддерживается чувство гордости за свою малую родину, содействие духовной привязанности к ней. Развивается толерантность в межкультурном и межэтническом диалоге, направленном на поиск путей формирования экологической культуры. Путём привлечения подростков к деятельности по тематике Конкурса происходит содействие социальной адаптации и самоопределению их. Происходит активизация потенциала образовательных организаций Тульской области в патриотическом и духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Участниками Конкурса являлись обучающиеся общеобразовательных учреждений, организаций дополнительного образования детей, государственных профессиональных образовательных учреждений Тульской области в возрасте 12 18 лет.

Конкурс проводился по двум возрастным группам:

первая группа – обучающиеся общеобразовательных учреждений, организаций дополнительного образования детей в возрасте 12 – 13 лет;

вторая группа – обучающиеся общеобразовательных учреждений, организаций дополнительного образования детей, государственных профессиональных образовательных учреждений в возрасте в возрасте 14 – 18 лет.

Конкурс проводился в нескольких номинациях:«Живой символ малой родины», «Гуманитарно-экологические исследования», «Традиционная культура», «Эколого-краеведческие путеводители», «Публицистика в защиту природы и культуры».

В первой номинации первое место заняла серия работ ««Иван-чай как символ сохранения традиций земли Тульской» (автор – Анискин Алексей),

hello_html_6252f33.jpghello_html_m6c1290c1.jpg

В номинации «Публицистика в защиту природы и культуры» внимание жюри привлекла работа обучающейся экологического центра Валуевой Марии. В своей работе девочка даёт рекомендации по бережному отношению к бумаге, электричеству, в целом по вопросам экологии окружающей среды.

«Не тратьте лишнюю бумагу во время работы. Не выбрасывайте испорченный листок, отложите его в сторону, чтобы в дальнейшем использовать его, как черновик. При распечатке документа используйте обе стороны листа. Если есть возможность, старайтесь уместить как можно больше текста на одной странице – уменьшайте шрифт, интервалы между строками и ширину полей. Неиспользованную бумагу копите в определенном ящичке или коробке. Когда накопится большое количество, сдайте ее на переработку. Не используйте пластиковую одноразовую посуду. Таким образом, вы сократите количество мусора, который сложно утилизировать. При переработке пластика в воздух выбрасывается большое количество вредных химических веществ. Соответственно, чем меньше мусора, тем более чистым будет воздух. Начните с малого – выключайте свет и воду, когда они вам не нужны. Следите за своими действиями, и вскоре правильное отношение к экологии войдет у вас в привычку».

Объективная оценка творческой деятельности очень важна для детей, чтобы осознать полезность и важность своего труда. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Исследуя, подросток ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности. Особенностью проектной деятельности является то, что ребёнок ёще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем мире, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие ребенок, педагог и родители. В результате такой деятельности формируется творческая личность. Педагогу необходимо помогать детям увидеть смысл их проектной деятельности, поощрять творческие находки ребёнка, его стремление к поиску. Важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки, поддержать их в любой ситуации, не подавлять порыв, творческую идею. Очень важно, чтобы исследование было посильным для ребенка и доступным для детского восприятия. Работа над исследовательским проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческом поиске у ребёнка. Проектная деятельность помогает проявить себя, развить творческую, активную, самостоятельную личность. Итак, проектная деятельность – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной жизни.

Список литературы.

  1. Алейникова И. Интеллект будущего. Управление школой: изд. дом Первое сентября. – 2007. – № 1;

  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000;

  3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9;

  4. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9;

  5. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в обучении. Москва, 2009;

Источник