Значение сна для роста и развития ребенка

Все хорошо знают, что человек проводит во сне примерно треть своей жизни. Еще большее место занимает сон в детском возрасте: новорожденный спит в среднем 18 часов в сутки, а сон ребенка в возрасте одного года составляет около 13 часов. Эта закономерность справедлива также и для всех сухопутных животных – в раннем детстве все они имеют минимальную двигательную активность и максимальную продолжительность сна. По мере взросления активность возрастает, а продолжительность сна сокращается.

Сон – это естественное, регулярное и необходимое состояние практически любого животного. Чередование сна и бодрствования находится под влиянием циркадных ритмов и регулируется посредством гормональных и средовых факторов. Сон является восстановительным процессом для головного мозга и организма в целом, и о физиологической необходимости сна свидетельствуют, в частности, те многочисленные симптомы, которые возникают в организме подопытных животных, лишенных сна (так называемая «депривация сна»).

Сон – это временное «отключение» человека от внешнего мира. Вопрос о назначении сна до настоящего времени полностью не решен. Однако большинство ученых сходятся на двух важнейших функциях сна. Первая – анаболическая функция сна (накопление), приносящая чувство физического отдыха, позволяющая накопить энергетический потенциал и восстановить способность воспринимать новую информацию. Вторая – функция психической защиты, тесно связанная с бессознательными процессами, активно функционирующими во сне.

Роль сна в физиологии и патологии изучается в многочисленных лабораториях во всем мире. Предметами исследования чаще всего служат такие состояния, как бессонница, ночное апноэ, нарколепсия и другие. Кроме того, в последнее время возник особый интерес к изучению роли сна для здоровья ребенка, формирования его познавательных способностей и развития мозга.

Цикл сон/бодрствование регулируется, с одной стороны, определенными структурами мозга, а с другой стороны, различными гормонами, продуцируемыми гипоталамусом. Установлено, что для состояния сна и бодрствования характерен различный гормональный профиль.

Со сном тесно связана и зависима от него функция памяти. Быстрая (REM) фаза сна связана с процессом запоминания, в отличие от фазы сна, сопровождающейся медленными волнами (non-REM). Когда лицам, участвующим в каком-либо исследовании, дают определенный материал для запоминания, то в их памяти он лучше всего закрепляется именно после ночного сна.

REM-фаза сна особенно важна для развивающегося организма. Экспериментальные исследования показали, что подавление быстрой фазы сна у подопытных животных в раннем возрасте впоследствии сказывается на проблемах поведения (склонность к агрессии), вызывает стойкие расстройства сна, приводит к снижению массы мозга и увеличивает скорость отмирания нейронов.

Продолжительность сна в детском возрасте за последние несколько десятилетий уменьшилась во многих странах: в США, например, эксперты считают, что треть детей недополучает здоровый сон.

Установлено, что недостаток сна может проявляться плохим поведением детей. Так, в недавнем исследовании финские ученые доказали, что у детей, у которых продолжительность сна ограничена, повышен риск появления проблем с поведением и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Исследователи из университета Хельсинки и Национального института здоровья Финляндии оценили, каким образом недостаток сна влияет на проблемы с поведением и на появление симптомов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВ ГА). В эксперименте приняло участие 146 девочек и 134 мальчика в возрасте 6-15 лет. Информацию о сне детей получали от родителей, а также благодаря мониторингу сна с помощью специальных устройств, одеваемых на запястье (прибор «Актиграф»). Дети, продолжительность сна которых, согласно показаниям прибора, была менее 7,7 часов, набирали более высокие баллы в психологических тестах на импульсивность и гиперактивность, а также имели более высокий общий балл на проявления СДВ ГА. На основе статистического анализа короткая продолжительность сна оказалась статистически значимым фактором, влияющим на гиперактивность и импульсивность. Однако связи между продолжительностью сна и трудностями засыпания обнаружено не было.

Короткий сон усиливает симптомы расстройства поведения, поэтому детям необходимо обеспечивать адекватную продолжительность сна, чтобы избежать проявления симптомов расстройства поведения.

Недостаток сна выражается в том, что люди все меньше проявляют желание общаться, не жаждут развлечений, которые радовали их раньше, их не так как ранее заботит качество пищи. Значительно возрастают раздражительность и грубость обращения с окружающими.

Потеря четырех часов сна за одну ночь замедляет реакцию человека на 45%. Потеря, равная полноценному ночному сну, может удвоить время, необходимое человеку для поисков правильного ответа. Известно, что если человека лишать сна в течение нескольких дней, то у него развиваются психические расстройства.

Новорожденный ребенок проводит во сне большую часть времени. Какие задачи решает сон для младенца, который только начал взаимодействовать с внешним миром, не успев проявить ощутимую и понятную для взрослого активность по освоению окружающего пространства? Сложно даже представить, какой огромный труд совершает младенец, «выброшенный» из стабильной и спокойной атмосферы материнского чрева в сложноорганизованный внешний мир. Уровень психического напряжения появившегося на свет младенца можно сопоставить, и то не в полной мере, только с состоянием тотальной мобилизации, направленной на борьбу за выживание в экстремальной ситуации, угрожающей жизни для взрослого человека. Надо ли обосновывать интенсивность работы по адаптации и переработке огромного объема информации, которую младенец совершает каждую минуту бодрствования? Именно поэтому значение сна для ребенка трудно переоценить. В дальнейшем, освоение нового, неожиданного для ребенка неизбежно сопряжено со стрессами, которые при недостатке сна способны привести к серьезным расстройствам эмоционального состояния, поведения ребенка.

В отличие от взрослого, организм ребенка активно растет и развивается. Известно, что процесс роста зависит от взаимодействия нескольких гормонов. Главный среди них вырабатывается в гипофизе. В течение дня гормон роста спрятан, зато ночью, в то время как дети спят, в крови содержится наибольшее количество гормона. Ученые установили, что гормон роста (соматотропный гормон) секретируется в наиболее значительных количествах (80%) в первые два часа сна. Недостаток сна в детском возрасте может повлечь за собой отставание в росте и замедление физического развития. Кроме того, он снижает работоспособность, нарушает работу нервной системы.

С первых месяцев жизни ребенка необходимо соблюдать режим сна, так как, согласно учению И. П. Павлова, сон имеет «спасительное», охранительное значение для мозга. Отсутствие отдыха привело бы нервные клетки сперва к истощению, а затем к гибели. Особенно это важно для ребенка, так как его головной мозг к моменту рождения еще не закончил своего развития. Во время сна отдыхает и весь организм, замедляются все жизненные функции: спокойнее работает сердце, реже делается дыхание, расслабляются мышцы. Постепенно выносливость мозговой коры увеличивается и сон ребенка изменяется, а именно увеличиваются периоды бодрствования. Необходимо помнить, что приготовление ко сну, сон и пробуждение всегда должны совершаться строго в одни и те же часы, так как фактор времени является условным раздражителем, способствующим наступлению нормального сна. Профессор Н. И. Красногорский, который длительно изучал влияние недосыпания на общее состояние ребенка, установил, что даже двухчасовое недосыпание глубоко изменяет состояние ребенка. У грудных детей можно отметить суточное колебание в весе: при нормальном сне они прибавляют в весе, при плохом убавляют.

Полноценный сон – показатель здоровья детей, их психического благополучия, в то время как его нарушения – повод для серьезного беспокойства и вмешательства специалистов.

Продолжительность сна

  • В норме новорожденный ребенок бодрствует в сутки не более 2-3 часов.
  • До 3 месяцев ребенок должен спать 10 часов ночью и четыре раза днем по 1,5 часа.
  • После 3 месяцев ребенок может спать 3 раза днем с сохранением 10-часового ночного сна.
  • С 10 месяцев до 2 лет ребенок должен спать два раза днем по 2 часа и с 3 лет один раз днем в течение 2-3 часов.
  • С 5 лет ребенок должен спать не меньше 12 часов в сутки с обязательным дневным отдыхом в течение 1,5 часов.
  • Сон в возрасте 7 лет должен быть 12 часов, без дневного сна, 10 лет – 11 часов, 12 лет – 10,5 часов, 13 лет – 10 часов, для детей 14-15 лет – 9,5 часов.

Нарушения сна могут быть различны: бессонница, расстройство механизма засыпания, расстройство глубины сна, его продолжительности и, наконец, расстройства пробуждения. Причины, вызывающие эти нарушения, также могут быть различны.

Наиболее частые причины детской бессонницы

  1. Переедание или недоедание.
  2. Перевозбуждение активными играми или эмоциональными сказками на ночь.
  3. Жажда внимания у детей, мамы которых работают.

Если вы устраните хотя бы одну из существующих проблем, сон вашего ребенка улучшиться.

Помните, ребенок не сможет самостоятельно найти и преодолеть проблемы. Помогите ему в этом, чтобы он смог всегда вас радовать своей улыбкой. Ведь сон – это важное звено в правильном развитии детского организма!

Проблема детского сна одна из наиболее часто обсуждаемых среди мам на детской площадке. «Он у меня совсем не спит!» – жалуется измученная мама. На самом-то деле ее малыш спит, как и все младенцы, 16-17, а то и 20 часов в сутки. Но делает он это так «нелогично» с точки зрения взрослого человека, так прерывисто и беспокойно, что впечатление складывается прямо противоположное – ребенок не спит! Очевидно, что главный вопрос не в том, сколько всего спит ребенок, а в том, как именно и когда он это делает.

Чтобы сон малыша был глубоким, спокойным рекомендуется

  • Укладывать ребенка в одно и то же время.
  • За пару часов до сна перейти к более спокойным играм или чтению. Не волнуйте ребенка перед сном ни задорными играми, ни появлением гостей, ни шумным обсуждением прошедшего дня. Хорошим завершением вечера будет прогулка на свежем воздухе, за которой последует ванна, вечернее кормление и милый ритуал, знаменующий скорый отбой.
  • Проветривайте. В комнате должно быть прохладно.
  • Выключить источники громкого звука и приглушить свет.
  • Громкая музыка, согласно исследованиям, не дает малышу глубоко заснуть, а вследствие неглубокого сна ребенок не получает необходимого отдыха. Если семья живет в одной комнате, то это не должно служить препятствием для соблюдения режима. Можно и говорить друг с другом, но не очень громко; можно включить радио, телевизор, но не на полную мощность. Эти монотонные раздражители даже способствуют развитию сонного торможения, и никогда не следует забывать открывать форточку: свежий воздух способствует развитию нормального сна.

Постельные премудрости для самых маленьких

Детский матрас должен быть ровным, упругим, точно соответствовать размерам кроватки и плотно прилегать к ее стенкам, чтобы голова, рука или нога малыша случайно не оказались в этом проеме. Если модель кроватки позволяет устанавливать матрас на разной высоте, сначала зафиксируйте его на самой верхней отметке – так вам будет удобнее доставать кроху из кроватки. А как только он научится вставать на колени, опустите матрас вниз.

Подушки грудничкам не положены, но можно положить под голову сложенную вчетверо пеленку: она будет впитывать влагу, если малыш вспотеет или срыгнет.

В холодное время года попробуйте заменить одеяло на спальный мешок. Он не позволит малышу нечаянно раскрыться. Кроме того, ребенок не будет чувствовать себя «потерянным», лежа в большой кровати. Чтобы уложить маленького в «спальник», раскройте его, поместите ребенка внутрь и только потом наденьте рукава и застегните «молнию».

Правильная атмосфера: поставьте кроватку подальше от окна и радиаторов отопления. Окно – источник света, который может будить кроху раньше времени, сквозняки опасны простудами. А рядом с батареями малыш может перегреться, ведь комфортной для сна считается температура 18-21°С. Поэтому не забывайте проветривать комнату перед сном.

Чтобы ребёнок быстрее осознал разницу между временем суток, лучше укладывать его ночью в темноте, а днем в полутьме. Для ее создания днем пригодятся не только плотные шторы, но и бамперы или бортики в кроватку. Они должны быть не слишком толстыми, чтобы через них мог проходить воздух. Надежно прикрепите их к перегородкам кроватки и почаще проверяйте – хорошо ли держатся завязки.

  • Автор – Полухина Анастасия Александровна
  • 15.12.2016
  • Все консультации автора

Источник

Быкова О.К., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 13 компенсирующего

вида Приморского района Санкт-Петербурга

Значение сна для развития дошкольника

Правильно организованный режим дня способствует нормальному росту и развитию детей, укрепляет их здоровье, улучшает аппетит. Приучать к правильному режиму – это значит не только способствовать физическому развитию детей, но и прививать им полезные привычки.

Режим дня – это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.

Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Режим дня это и есть тот самый важный компонент подготовки к школе, который во многих семьях еще не готов.

При отсутствии режима в семье чаще приходится сталкиваться с детскими капризами. По детям в детском саду хорошо заметны последствия нарушенного режима. Если ребенок приходит в детский сад не к завтраку, как обычно, а позже, то он сложнее расстается с родителями, демонстрирует слабый аппетит за обедом, дольше засыпает в тихий час. Только уснул – всех уже поднимают к полднику – и не выспавшийся ребёнок капризничает.

Очень важно, чтобы режим дома совпадал с режимом дошкольного учреждения. Поинтересуйтесь, как складывается распорядок дня вашего ребенка в детском саду.

Поведение ребенка в детском саду, его настроение и работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни.

Режим дня будущего школьника, и ребенка вообще очень важен, и если придерживаться всех этих простых, но эффективных правил, то каждый день будет приносить ребенку только положительные эмоции!

Как научить будущего школьника жить по режиму? Составить расписание, повесить на видное место и чаще смотреть на часы. Недели через три вырабатывается привычка. Режим дня – это не занудные правила, мешающие свободной жизни. Режим дняэто эффективное управление временем.

Сонэто очень важно.

Нужно приучить детей ложиться спать и вставать в определённое время, следить, чтобы перед сном они занимались спокойными играми. Необходимо исключить просмотр телевизионных передач перед сном. Лучше всего, если перед сном дети 30 минут гуляют. Ужином ребёнка рекомендуется кормить не менее чем за 1,5 часа до сна. Дети должны спать в отдельной просторной чистой не слишком мягкой постели. Комнату перед сном нужно хорошо проветрить, лучше всего приучать детей спать при открытой форточке.

«Спать или не спать днем?» – многие родители задают вопрос.

Дневной сон – это своего рода передышка для детского организма. И в какой-то степени для вас.

Обычно многие дети засыпают днем спустя длительное время после укладывания. Вот почему так важно создавать благоприятную обстановку для сна. Если ребенок днем не спит, надо, прежде всего, выяснить причину и постараться ее устранить. Чаще всего в этом виноваты сами взрослые, говоря: «Ну, просто полежи, отдохни». Это неверно.

Чаще всего не спят днем дети с неустойчивой, неуравновешенной нервной системой. Но именно они-то больше всего нуждаются во сне. Привычка ребенка не спать днем не проходит бесследно для его здоровья и развития. Обычно он долго засыпает и беспокойно спит ночью.

Если ребенок не досыпает 1,5 ч в сутки, то значительно снижается выносливость нервных клеток коры головного мозга, а, следовательно, активная работоспособность. У ребенка могут появиться неправильные, неадекватные реакции на те или иные замечания взрослых. Он может расплакаться из-за пустяка, делать все наоборот и т. д.

Длительное недосыпание нередко бывает причиной невротических состояний, характеризующихся раздражительностью, плаксивостью, ослаблением внимания, памяти. В этих случаях дети становятся возбужденными, драчливыми или, наоборот, вялыми, безучастными к окружающему. Невротические состояния могут сопровождаться и головными болями, снижением аппетита, сопротивляемости организма к заболеваниям.

Почему так важно планирование деятельности в режиме дня у детей старшего дошкольного возраста? С одной стороны, потому, что это напрямую связано с эффективностью их учебы, с другой – для того, чтобы оставаться здоровым и работоспособным, ребенку необходимо отдыхать. Ни в дошкольном, ни в младшем школьном возрасте подавляющее большинство детей не могут самостоятельно организовать и соблюдать без внешнего контроля со стороны взрослых режим дня. Ведущая роль в постановке этого важного процесса чаще всего принадлежит родителям.

Преимущества режима дня для ребенка:

  • Своевременный прием пищи в одно и то же время позволяет избежать любых проблем с пищеварением.
  • В режиме дня ребёнка необходимо максимально использовать солнце, воздух и воду. Солнечные лучи имеют огромное значение для нормального роста и развития детского организма.
  • Врачи единодушно утверждают, что иммунитет ребенка, соблюдающего распорядок дня, выше. Подсознание склонно быстро усваивать, что для всего существует свое время, и аппетит просыпается как раз в нужное время, а сон приходит быстрее и становится глубоким.
  • Порядок действий позволяет родителям планировать хоть что-то наперед. Это помогает избегать хаоса, беспорядка, утомленности невозможностью влиять на свою жизнь.
  • Дети, живущие по режиму, спокойнее, увереннее. Они ощущают ежедневную стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Ведь дети – те еще консерваторы, и когда их жизнь вместе с родительской представляет собой хаос, они ощущают беспокойство и беспомощность предугадать ход событий.
  • Если дети привыкли жить, соблюдая примерный режим дня, у них меньше вопросов к родителям, и нет насущной необходимости постоянно командовать и указывать детям, что им делать.

Эти полезные привычки легче вырабатываются, если родители сами стремятся соблюдать правильный режим.

Таким образом, режим дня имеет огромное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста и подготовки их к обучению в школе. Постоянство режимных процессов, их последовательность и постепенность, а также единство требований к детям со стороны воспитателей и семьи поможет нам вырастить детей здоровыми, бодрыми, деятельными и дисциплинированными.

Источник