Значение сказки развитии ребенка

Значение сказки развитии ребенка thumbnail

Значение сказки в развитии ребенка

                                                          “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”

I. Сказка! Как много хороших, добрых воспоминаний связано у каждого из нас с этим понятием. Формируется любовь к сказке в раннем детстве. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка “Репка” учит быть дружными, трудолюбивыми; сказка “Маша и медведь” предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из  

сложной ситуации; сказка “Теремок” учит дружить.

Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Таким образом, именно через сказку малыш начинает познавать мир. Детская сказка – это общение с малышом на понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни.

Сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш учится мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение – основа для любой творческой деятельности.

Сказка – это школа развития чувств детей.  Выразительные  высказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях,   которые  им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры – все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.

Использование сказочных сюжетов помогает развитию  речи детей (накоплению словарного запаса, помогает верно строить диалоги, способствует развитию связной речи). Кроме того, в игры  со сказками легко и органично включаются задания на развитие эмоциональной сферы детей: покажи, как зайка испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась…

У детей, перевоплощающихся в героев сказок, активнее развиваются воображение, творческая фантазия,  

                                                           формируется интонационная выразительность речи.

II. Наши занятия с детьми ориентированы на психологическую защищенность ребенка, его потребность в эмоциональном общении со взрослым. Это могут быть сказки-инсценировки, дидактические сказки-игры, где дети одновременно и участники и зрители происходящего.  Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.

Учитывая ограниченные речевые возможности детей раннего возраста, взрослый  сначала сам рассказывает сказку, а ребенку предлагается звукоподражанием сопровождать рассказ. Для лучшего запоминания и произнесения слов воспитатель использует различные приемы: это может быть настольный театр, куклу бибабо, различные настольно-печатные пособия.

                           

Взрослый просит ребенка воссоздать знакомую для него сюжетную линию сказки с помощью фигурок персонажей, поддерживая высокий положительный эмоциональный фон игры-сказки. Перевоплощаясь в сказочных героев, ребенок принимает на себя их роль. Постепенно задания  усложняются: от рассматривания картинок и звукоподражаний ребенок переходит к договариванию знакомой фразы и , наконец, пересказывает сказку. Позднее малыши способны сравнивать несколько сказок,        

 давать характеристику героям.

III. Выбирая сказку для ребенка, важно учитывать особенности его психического развития. Каждому возрасту – свою сказку!

В два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как “Репка”, “Теремок”, “Колобок”. Подобная организация речи “сказителя”, помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и “освоиться” в нём. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное с помощью кукол.

                         

Читайте также:  Особенности возрастного развития ребенка 4 лет

IV. Чтение сказок дает очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогает им сблизиться душой. Только не доверяйте вечернюю сказку магнитофону! Ведь даже самое выразительное чтение с кассеты менее полезно для малыша, чем личный контакт, живой рассказ. Вечерняя сказка – это своего рода пожелание спокойной ночи. Здесь не нужно говорить голосами героев, не стоит сильно выделять эмоции. Ровное, спокойное повествование поможет малышу уснуть.

V. Читайте сказки вместе со своим ребенком: и когда он еще совсем маленький, и когда он уже вырос и умеет читать сам. Сказки нужны не только малышу, но и взрослым людям, ведь они дают ненадолго забыть о суете и шуме большого города, помогают “поверить в сказку”, где добро всегда побеждает, и все обязательно закончится хорошо!

 ГБДОУ №38 Невского района г. Санкт-Петербурга

 Воспитатель: Ладыгина Галина Владимировна

Источник

Валентина Серенко
Значение сказки в развитии ребенка

I. Сказка! Как много хороших, добрых воспоминаний связано у каждого из нас с этим понятием. Формируется любовь к сказке в раннем детстве. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка “Репка” учит быть дружными, трудолюбивыми; сказка “Маша и медведь”предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из

сложной ситуации; сказка “Теремок” учит дружить.

Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Таким образом, именно через сказку малыш начинает познавать мир. Детская сказка – это общение с малышом на понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни.

Сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш учится мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение – основа для любой творческой деятельности.

Сказка – это школа развития чувств детей. Выразительные высказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры – все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.

Использование сказочных сюжетов помогает развитию речи детей (накоплению словарного запаса, помогает верно строить диалоги, способствует развитию связной речи). Кроме того, в игры со сказками легко и органично включаются задания на развитиеэмоциональной сферы детей: покажи, как зайка испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась…

У детей, перевоплощающихся в героев сказок, активнее развиваются воображение, творческая фантазия, формируется интонационная выразительность речи.

II. Наши занятия с детьми ориентированы на психологическую защищенность ребенка, его потребность в эмоциональном общении со взрослым. Это могут быть сказки-инсценировки, дидактические сказки-игры, где дети одновременно и участники и зрители происходящего. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.

Учитывая ограниченные речевые возможности детей раннего возраста, взрослый сначала сам рассказывает сказку, а ребенку предлагается звукоподражанием сопровождать рассказ.Для лучшего запоминания и произнесения слов воспитатель использует различные приемы: это может быть настольный театр, куклу бибабо, различные настольно-печатные пособия.

Взрослый просит ребенка воссоздать знакомую для него сюжетную линию сказки с помощью фигурок персонажей, поддерживая высокий положительный эмоциональный фон игры-сказки. Перевоплощаясь в сказочных героев, ребенок принимает на себя их роль.Постепенно задания усложняются: от рассматривания картинок и звукоподражаний ребенок переходит к договариванию знакомой фразы и, наконец, пересказывает сказку. Позднее малыши способны сравнивать несколько сказок, давать характеристику героям.

III. Выбирая сказку для ребенка, важно учитывать особенности его психического развития. Каждому возрасту – свою сказку!

В два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как “Репка”, “Теремок”, “Колобок”. Подобная организация речи “сказителя“, помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и “освоиться” в нём. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное с помощью кукол.

Читайте также:  Сургут центр развития талантов ребенка сургут

IV. Чтение сказок дает очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогает им сблизиться душой. Только не доверяйте вечернюю сказку магнитофону! Ведь даже самое выразительное чтение с кассеты менее полезно для малыша, чем личный контакт, живой рассказ. Вечерняя сказка – это своего рода пожелание спокойной ночи. Здесь не нужно говорить голосами героев, не стоит сильно выделять эмоции. Ровное, спокойное повествование поможет малышу уснуть.

V. Читайте сказки вместе со своим ребенком: и когда он еще совсем маленький, и когда он уже вырос и умеет читать сам. Сказки нужны не только малышу, но и взрослым людям, ведь они дают ненадолго забыть о суете и шуме большого города, помогают “поверить в сказку“, где добро всегда побеждает, и все обязательно закончится хорошо!

Источник

Раиса Митина
Значение сказок в развитии дошкольников

Сказки занимают довольно прочное место для развития воображения и восприятия художественных произведений, которое ярко проявляет себя в игре у детей дошкольного возраста. Сказочный вымысел произведений стирает грань между игрой и реальностью, а простой и доступный язык сказки помогает детям увидеть происходящее действие в увлекательном, красочном и ярком виде. Сказочные образы помогают детям разобраться в ситуации, как надо лучше поступить, создавая разнообразие детского воображения и постоянный интерес к происходящему действию. Сказка помогает формировать у детей нравственные понятия, помогая сопоставить себя наравне с положительными героями, приучая их к тому, что необходимо делать людям добро и быть примером для всех.

Художественное восприятие становится активным процессом у детей дошкольного возраста, помогая формированию нравственных качеств, главное из которых человечность. Вживаясь в образ полюбившихся героев, дети дошкольного возраста проникают в их внутренний мир и, копируя их характер, сопереживают вместе с ними. С помощью своего воображения, дети становятся участниками происходящих сказочных событий. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую.

Сказка становится содержательной основой развития человеческих чувств, способствуя ненавязчивому воспитанию дошкольников. На основе сказок эффективно осуществляется трудовое воспитание, формируя готовность и способность к творческому труду, развивая хорошие качества, такие как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность.

Сказка имеет большое значение в эстетическом развитии дошкольников, развивая у них благородство души, чуткость и сострадание к чужому горю. Познавая сказочный мир не только умом, но и сердцем, дети откликаются на события, выражая своё справедливое отношение к добру и злу. Благополучное окончание сказки помогает воспитать у детей оптимизм и уверенность в своих силах для преодоления любых трудностей.

Для формирования правильной и красивой речи также помогает сказка. Для развития речи дошкольников можно воспользоваться испытанным методом, при котором дети придумывают новые названия к известным сказкам, не изменяя при этом идеи произведения. Так для сказки «Рукавичка»,можно придумать новые названия: «Новый дом для зверей», «Домик дружбы», «Потерял дед рукавичку», «Рукавичка, дед и звери» и т. д.

Благодаря сказке у детей также развивается чувство ко всему прекрасному не только в жизни, но и в природе. Сказка может в воображении детей нарисовать различные картины природы, ведь основном на фоне природы происходят все действия сказок. В сказке можно увидеть и «чистое поле», и «быструю речку с крутым бережком», и «белую берёзоньку», и «яблоньку, с наливными яблочками» и многое другое.

Благодаря таким описаниям природы у детей развивается эмоциональное восприятие, и они впервые начинают понимать красоту окружающего их мира.

Волшебные сказки и сказки о животных всегда были любимыми у детей и своим содержанием служат раскрытию жизненной правды. Дети узнают о животных, об их образе жизни и повадках, а также о многих интересных особенностях поведения животных, недоступных для наблюдения, но видных в процессе действия сказок. Детям старшего дошкольного возраста можно рассказать об особенностях жизни животных в природных условиях, о том, как они устраивают свои жилища, заботятся о своих детёнышах, добывают пищу.

Читайте также:  Заведующий центром развития ребенка

Также можно объяснить значение животного в природе. У детей дошкольного возраста такие первичные представления о животных узнаются под влиянием сказок.

Сказочные образы в сознании детей живут долго и всегда эмоционально и ярко окрашены. Сказка усиливает у детей мыслительную деятельность, учит мечтать, обобщать в индивидуальном образе существенные признаки, подчёркивая главное. Сказочный вымысел используется как средство обогащения внутреннего мира детей, воспитывая в них лучшие человеческие качества. Герои сказок становятся для детей родными и близкими, они любят своих героев и становятся примером для подражания. Главная роль взрослых в том, чтобы тактично направить в нужное русло чувства и мысли малышей.

Источник

Ходарева Л.В.

воспитатель высшей категории

ЦРР д/с №45 «Жаворонок»

г. Нерюнгри РС(Я)

Значение сказки в воспитании и развитии

детей дошкольного возраста.

Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить – это неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка.

Сказка – один из наиболее популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира. Особенность их в устном повествовании с фантастическим вымыслом. Здесь не только поэтический вымысел или игра фантазий через содержание, язык, сюжеты и образы в сказке отражаются основные культурные ценности народа ее создавшего.

Творчество немыслимо без фантазии и воображения, которые в свою очередь тесно связаны с развитием чувств. На эту связь указывал Л.С. Выгодский, отмечая, что с деятельностью воображения тесно связано движение наших чувств. Фантастический, загадочный мир сказки влечет к себе не только взрослых, он всегда был объектом пристального внимания детей всех времен и народов. Ребенок наполовину живет в воображаемом, нереальном мире и не просто живет, а активно действует в нем, преобразовывает его и себя.

Живой и выразительный язык народной сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Сказка раскрывает перед ребенком выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми образными сравнениям, выражениями. Ребенок не любит наставлений и сказка не учит его напрямую. Так или иначе, слушая сказку, дошкольник знакомится с положительными и отрицательными поступками, дающими пример ребенку и почву для размышления. Быть жадным или щедрым, помогать слабым или помыкать ими… Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивает жизненно важную информацию. Герои сказок либо хорошие или наоборот – это очень важно для определений симпатий дошкольника. Для понимания значения добра и зла, а так же отождествления ребенком себя с положительными героями. Таким образом, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке.

Благодаря сказкам, дети узнают ранее неизвестные понятия (аршин, верста, кафтан, падчерица, мачеха и др.) Сказка проста и в то же время загадочна. Слушая, ребенок покидает реальный мир и уносится в мир фантазий. Сказка способствует развитию воображения, мышления, речи.

К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою.

Сказка для ребенка – не просто вымысел, это особая реальность, которая раздвигает рамки обычной жизни, в которой зашифрованы всевозможные ситуации. Многие внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом, что усиливает воспитательное значение и оптимизм.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки эффективным педагогическим средством. Поэтому правомерно утверждение, что в сказке учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми не способными еще к абстрактному мышлению. В герое сказок акцентируется внимание на национальных традициях и отваге народа, трудолюбие, находчивость, остроумие. Тот или иной поучительный поступок сказочных героев, как бы исподволь складывается в сознании ребенка.

Сказка является действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольника. В.А.Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что сказка неотделима от красоты и способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

Таким образом сказка – открывает перед дошкольником новые горизонты и способствует его развитию и воспитанию, как личности.

Литература:

  1. Чуковский К. И « От двух до пяти»

Собр. Соч:, в 2т.М.1990г.

2.Кузнецова И.Н. « Как сказку сделать былью»

Коммуникативная методика. 2002г.

Источник