Значение сенсорной культуры и чувственного опыта в развитие ребенка

Значение сенсорной культуры и чувственного опыта в развитие ребенка thumbnail

Значение сенсорной культуры, роль чувственного опыта в развитии ребёнка. Сенсорное воспитание как основа умственного Значение сенсорной культуры, роль чувственного опыта в развитии ребёнка. Сенсорное воспитание как основа умственного развития. Выполнила: студентка 3. 642 гр. Щепина Евгения

План: 1. Значение сенсорной культуры. 2. Роль чувственного опыта в развитии ребёнка. 3. Сенсорное План: 1. Значение сенсорной культуры. 2. Роль чувственного опыта в развитии ребёнка. 3. Сенсорное воспитание как основа умственного развития. 4. Список литературы.

Значение сенсорной культуры. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Значение сенсорной культуры. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных.

Ребенок развивается путем «социального наследования» , которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не Ребенок развивается путем «социального наследования» , которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомиться он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции цвет, положение в пространстве и т. п. )

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

В педагогической литературе ученые сенсорное воспитание определяют поразному. С. А. Козлова, Т. А. Куликова В педагогической литературе ученые сенсорное воспитание определяют поразному. С. А. Козлова, Т. А. Куликова дают такое определение. Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

По Поддьякову Н. Н. , сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных По Поддьякову Н. Н. , сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).

Запорожец А. В. определяет сенсорное воспитание следующим образом. Сенсорное воспитание – направленно на формирование Запорожец А. В. определяет сенсорное воспитание следующим образом. Сенсорное воспитание – направленно на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления и т. д

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека.

Определение Венгер а. Л. А. отличается от предыдущих понятий. Венгер Л. А. указывает, что Определение Венгер а. Л. А. отличается от предыдущих понятий. Венгер Л. А. указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т. е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе. Под сенсорной культурой Венгером Л. А. подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Роль чувственного опыта в развитии ребёнка. Роль чувственного опыта в развитии ребёнка.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервнопсихического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Формированию чувственного опыта способствует сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия (ощущений, восприятий, представлений). Формированию чувственного опыта способствует сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия (ощущений, восприятий, представлений). Уже в раннем детстве большое значение имеет накопление ребенком сенсорных представлений. Необходимо обеспечить ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками и их звучанием в родной речи.

В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.

Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины).

Т. о. сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания Т. о. сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Сенсорное воспитание как основа умственного развития. Сенсорное воспитание как основа умственного развития.

Умственное развитие-это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех ее проявлениях: Умственное развитие-это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех ее проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. (Логинова В. И. )

В отечественной педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка. В отечественной педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка. Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

Начальные этапы познания действительности обеспечиваются процессами ощущения и восприятия. Непосредственное чувственное восприятие окружающего составляет Начальные этапы познания действительности обеспечиваются процессами ощущения и восприятия. Непосредственное чувственное восприятие окружающего составляет основу представлений. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, т. е. от развитости ощущений и восприятий. Особое значение чувственное познание имеет в дошкольном детстве. А. П. Усова указывала, что большая часть накопленного умственного багажа детей дошкольного и младшего школьного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.

Читайте также:  Белки для развития ребенка

Логическое познание, в котором ведущая роль принадлежит мышлению и речи, вырастает из чувственного опыта, Логическое познание, в котором ведущая роль принадлежит мышлению и речи, вырастает из чувственного опыта, отражает его и формируется на его основе. Само освоение речи также имеет сенсорные основы: выделение речи как особого раздражителя, различение интонации слов, звуков обеспечиваются слуховыми и кинестетическими восприятиями.

Логическое мышление и речь перестраивают чувственное познание. Восприятие становится «думающим» , приобретает характер наблюдения. Логическое мышление и речь перестраивают чувственное познание. Восприятие становится «думающим» , приобретает характер наблюдения. Обобщенные и осмысленные знания ускоряют распознавание, накопление навык чувственных данных, способствуют включению этих новых данных в ранее накопленные системы. Таким образом, мышление и речь становятся условием дальнейшего сенсорного развития человека, культуры чувственного познания.

Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Это необходимый этап познания, который связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью познания. В дошкольном возрасте (и далее) происходит Непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью познания. В дошкольном возрасте (и далее) происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожномышечного, обонятельного, вкусового, осязательного. Восприятие формируется на основе ощущений разной модальности.

Информация, которую мы получаем при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т. Информация, которую мы получаем при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т. п. , неисчерпаема. Ученые (С. М. Вайнерман, Л. В. Филиппова и др. ) констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным реакциям, что свидетельствует о незавершенности в этой возрастной фазе процессов и сенсорного, и сенсомоторного ( «сенсо» – чувства, «моторика» – движение) развития.

 В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, — В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, – сенсорными эталонами – для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.

Усвоение сенсорных эталонов — системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.

Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестетическое (двигательное) восприятие детей, способствуют Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестетическое (двигательное) восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз.

Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др. ) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Л. А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на Л. А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В современной же системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями большое место отводится дидактическим В современной же системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями большое место отводится дидактическим играм. В играх сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка проходит в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, соревнования в достижении результата). Большое значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками. Эти упражнения, основанные на практической деятельности каждого ребенка, позволяют совершенствовать его сенсорный опыт, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.

Т. о. сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение Т. о. сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Список литературы. 1. Педагогический энциклопедический словарь [ТЕКСТ]: / под ред. Б. М. Бим-Бад, - Список литературы. 1. Педагогический энциклопедический словарь [ТЕКСТ]: / под ред. Б. М. Бим-Бад, – М. : Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» , 2002 г. 2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [ТЕКСТ]: Кн. Для воспитателя детского сада/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение. 1988 – 144 с. 3. Поддъяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду [ТЕКСТ]: Пособие для воспитателей/ под ред. Н. Н. Поддъякова, В. И. Аванесовой. 2 -е. изд. , испр. и доп. – М. : Просвещение, 1981. – 192 с. 4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [ТЕКСТ]: – М. : , 2002 г – С. 136 -149. 5. Дошкольная педагогика-под редакцией В. И. Логиновой и П. Г. Саморуковой. Часть первая. 1988 г.

Читайте также:  Г м лямина развитие речи ребенка раннего возраста м айрис пресс 2006

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!

Источник

Сенсорное развитие ребёнка – способ познания мира.

Из опыта работы воспитателя 1 категории

Волковой Светланы Борисовны.

МОУ Новоталицкая СОШ, Ивановская обл.

Введение

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е., от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских психологов и педагогов.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другоё стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, школе, и для многих видов труда.

Считаю, что выбранная мной тема, очень важна, т.к. сенсорное развитие ребёнка – это основа формирования полноценного восприятия окружающей действительности и познания мира. Если ребёнка не обучать специально, восприятие может остаться поверхностным и не создать необходимой основы для умственного развития, овладения разными видами деятельности.

В своей работе я использую различные методы и приёмы на занятиях по познавательной деятельности, по развитию речи, по математике, по ИЗО. В свободное от занятий время, в утренние и вечерние часы предлагаю детям различные дидактические игры (закрепление цвета, формы, величины, ориентировка в пространстве); настольно-печатные игры, конструкторы, мозаику, пазлы (развитие мелкой моторики мышц пальцев рук, развитие конструктивных способностей, ориентировка в пространстве и воображение). Во время наблюдений на прогулке, опираясь на опыт детей, даю им представления о внешнем виде животных, птиц, насекомых, растений. В процессе обследовательских действий помогаю развивать обаняние, слух, осязание (опираясь на тактильные ощущения).

Важную роль в освоении сенсорных эталонов играет развитие мелкой моторики пальцев рук. Движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Сенсорное развитие тесно связано с развитием речи. С целью развития мелкой моторики проводятся: пальчиковая гимнастика, работа с пластилином, игры с мелкой мозаикой.

Все приведённые выше приёмы способствуют накоплению сенсорного опыта, усвоению сенсорных эталонов, что является базой для дальнейшего развития умственных, физических, эстетических способностей.

Значение сенсорной культуры для развития ребёнка

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребёнка сенсорной культурой.

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всё это. Но, если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию. Особенно в период дошкольного детства. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.

Сенсорное воспитание – целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.

Задачи сенсорного воспитания детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребёнка впечатлениями. Следует создать для ребёнка условия, чтобы он смог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвёртого года жизни, у детей формируются сенсорные эталоны: устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрические фигуры и отношения по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов.

Понятие « сенсорный эталон».

Сенсорные эталоны – это образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического опыта. такими эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры, различная высота музыкальных звуков, выраженная в нотах. Если ребёнок знаком с эталонами и их словесными обозначениями, ему легче ориентироваться в окружающем мире.

Эталоны цвета. Сенсорными эталонами восприятия цвета служат хроматические (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, чёрный).

Эталонами формы служат геометрические фигуры. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Здесь имеется ввиду умение узнавать фигуру, называть её и действовать с нею.

Особый характер носят эталоны величины. Величина – свойство относительное, её точное определение производится с помощью условных мер. Обычно, величина устанавливается в зависимости от места, занимаемого предметом в ряду однородных предметов, и обозначается словами «большой», «маленький», «самый большой» и т.д.

Знакомство с каждым видом эталона имеет свои особенности.

Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенки, если получали их самостоятельно – при смешивании разных цветов.

Знакомя детей с геометрическими формами, педагог обучает детей приёму обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки.

Читайте также:  Зона актуального развития ребенка по фгос

Формированию представлений о величине способствует выстраивание предметов в ряду убывающей или нарастающей величины.

Представления об основных разновидностях цвета, формы, о соотношении величин, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов.

Более сложным является обучение детей обследованию формы предметов. Прежде всего, возникает необходимость отделить геометрические фигуры от других предметов, придать им значение образцов. При обследовании предмета детей приучают к соблюдению строгой последовательности осмотра по определённой схеме. При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера.

Обучение обследованию проводится с учетом возраста детей: младшим дают предметы более простые по форме(мячик, кубик, башенка), окрашенные в основные цвета, без лишних деталей; старшие могут рассматривать и анализировать все окружающие их предметы, выделять большие количества качеств (цвет, форму, вес, твердость или мягкость, фактуру материала и др.). Дети, с которыми последовательно проводится работа по обследованию, выделяют и называют большое количество признаков каждого предмета. Это и есть аналитическая мыслительная деятельность ребенка, которая позволит ему в будущем вглядываться в предметы и явления, замечать в них существенные и второстепенные стороны, видоизменять их в нужном направлении. В результате систематического ознакомления детей с предметами или их изображениями у них развивается наблюдательность.

Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. Действуя с различными предметами, ребенок получает множество ощущений: его окружают цвета, запахи, звуки.

Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей четвертого года жизни в изодеятельности и конструировании

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование представлений о внешних свойствах и качествах предметов. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание ребенка. Поэтому нормальное эстетическое развитие не возможно без опоры на полноценное восприятие. Развитие восприятия и ощущения происходит успешнее в условиях целенаправленной, содержательной деятельности: -рисование -лепка -аппликация -конструирование. Эти виды деятельности вызывают и потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками на листе бумаги. В период первых трех лет-период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте развиваются речь, совершенствование движений; формируются нравственные качества, складываются черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения. Ребенка обучают различать величину, форму и цвет предмета через дидактические игры. Рассматривая объект, ребенок, как правило, выделяет в это возрасте один наиболее яркий признак и, ориентируясь на него, передает изображение предмета в изобразительной деятельности через цветовую гамму, в конструировании лепки- через форму и цвет. Это основа важнейших способностей, обеспечивающих успехи музыкантов, художников, архитекторов, конструкторов. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В системе дидактических игр дети младшей группы овладевают основными умениями и навыками различных видов продуктивной деятельности в игре и учении. Дидактические игры, проводимые вне занятия, обучают и закрепляют знания в игровой форме.

Дидактические игры позволяют развивать восприятие, чувственность и тактильные ощущения ребенка. Игра – это особый вид деятельности дошкольника, она всегда носит творческий характер. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявлять активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Дидактические игры, проводимые вне занятия и являющиеся составной частью занятия, обучают и закрепляют знания в игровой форме.

Практическая часть

На базе дошкольного учреждения в младшей группе мной была проведена экспериментальная работа. В нее вошли дидактические игры – занятия по изодеятельности: на закрепление у детей представлений о форме, цвете, величине окружающих предметов. Первоначально было проведено обследование 18 детей и выявлены их знания в области цвета, формы, величины. Далее с девятью из 18 детей были проведены специальные игры-занятия:

Цвет: 1. «Спрячь мышку»

Цель: закреплять у детей представления о шести цветах (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый)

2. «Подбери по цвету»

Цель: закреплять представления о шести цветах (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый)

3. «У кого какое платье»

Цель: учить детей выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона.

Форма: 1. «Подбери фигуру»

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования фигур приемом обведения и накладывания

2. «Кому какая форма»

Цель: учить детей группировать геометрические фигуры( овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины

3. «Геометрическое лото»

Цель: учить детей сравнивать форму изображаемого предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу.

Величина: 1. «Башня»

Цель: Закрепить представление об относительности величины предметов, об отношениях по величине между плоскими предметами объёмными

Конструирование: 1. «Узкая и широкая дорожка»

Цель: закреплять умение прикладывать кирпичики длинной стороной друг к другу, распределяя постройку по поверхности.

Вывод:

Данные, полученные в ходе долголетней работы и в результате проведенной работы, подтверждают факт, что дидактические игры о изодеятельности повышают уровень сенсорного развития детей во второй младшей группе. На основании этого можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятия формы, цвета, величины, а так же конструирования – очень велика. Результаты работы дают возможность говорить о необходимости целенаправленного систематического проведения дидактических игр. Обращает на себя внимание факт зависимости знаний детей от постоянства проведения на занятиях и вне дидактических игр. По данным, полученной в ходе проведенной работы, можно утверждать, что девять их 18 детей участвовавших в эксперименте, при повторном обследовании показали лучший результат по сравнению с детьми, с которыми занятия не проводились. Дидактические игры по изодеятельности и конструированию повышают сенсорную культуру детей и развивают сенсорные восприятия основных эталонов.

Источник