Значение ритма для развития ребенка

Значение ритма для развития ребенка thumbnail

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Формирование чувства ритма – важнейшая задача педагога.

Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Музыка эмоциональна. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.

Практика показывает, что развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей.

Именно поэтому педагог должен прекрасно владеть методикой, умением находить такие технические приёмы, которые бы наиболее эффективно способствовали развитию чувства ритма, творческого потенциала.

Движения, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, преподнесённые в форме игры, – находка для увлекательных занятий с детьми.

Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:

• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);

• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);

• притопы (всей стопой, пяткой, носком);

• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Упражнение для младшей группы: «Барабан»

Мне купили барабан – бам,бам,бам!

Я на нем играю сам – бам,бам,бам!

Варианты исполнения:

1. Проговаривая текст, ритмично хлопать в ладошки.

2. Хлопать ладошками по барабану.

3. Ритмично ударять кулачком о кулачок.

4. Притопывать двумя ногами.

Упражнение для средней группы: «Колобок»

Колобок, колобок – По 3 хлопка в каждую сторону,

У тебя румяный бок – ритмичные хлопки по бокам двумя руками,

Ты от бабушки ушел – 4 прыжка на двух ногах,

Ты от дедушки ушел – Топать ногами на каждый слог.

Упражнение для старшей группы: «Дворник»

Дворник дверь два дня держал. –Качать руками вперед-назад.

Деревянный дом дрожал. – Топать ногами.

Ветер дергал эту дверь,- Стучать по коленям поочередно

Дворник думал: это зверь. – Потирать ладоши и на слово «Зверь»-хлопок.

Упражнение для подготовительной группы: «Храбрый воробей»

Чики-рики, чик-чирик! – Хлопать в ладоши.

Воробьишка с ветки – прыг!-3 щелчка в воздухе и на слово «Прыг»-подпрыгнуть.

Воробей,воробей! –По 3 хлопка по коленям.

Во дворе он всех храбрей! – топающий шаг на месте.

– Берегись,крадется кошка! –Походить на месте,показывая руками «коготки»

– Подразню ее немножко,-Погрозить пальчиком.

А потом – на ветку вмиг…-Машут руками.

Прыг! –Прыжок на двух ногах.

Упражнения по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое муз. занятие, как неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года.

Необходимо приучать детей к самостоятельному творчеству, предлагать детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей.

Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, даёт определённый психотерапевтический эффект.

Большими возможностями в развитии чувства ритма обладают творческие игры, в которых ребенок воссоздает определенный образ персонажа или свободно комбинирует известные ему движения, передавая характер и ритм музыки, меняющиеся в ходе музыкальной игры.

Например, я использую на своих занятиях такие игры: «Шаг и бег».

Цель игры: дать детям представление о долгих и коротких звуках.

 «Ритмическое эхо». точно воспроизвести ритмический рисунок хлопками, шлепками и притопами.

«Угадай мелодию»-прохлопать ритмический рисунок фразы из любой знакомой детям песни.

Очень интересно проходит работа с палочками и песнями Е. Поляновой. Дети любят эти образные песни-танцы.

Упражнения решают следующие задачи:

• Совершенствование умения передавать ритмический рисунок слова.

• Развитие ритмичности и интонационной выразительности речи.

• Совершенствование движений артикуляционного аппарата.

• Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

• Формирование фонематического слуха ,например:

«Большие ноги шли по дороге»  

Большие ноги шли по дороге:

Топ-топ-топ…

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ…

Дайте в руки малышу две палочки. Договоритесь с ним о том, что это будут «ножки». Первые две строчки сопровождаются движениями, которые изображают большие папины шаги. Приговаривать нужно низким голосом, неторопливо. Следующие две строчки-шаги самого малыша. Они более лёгкие и подвижные. И голос ваш будет звучать более звонко и легко. Только следите, чтобы движения были точно в ритм стихов. А хотите – спойте песенку.

ЛЯГУШКА-ХОХОТУШКА 

Весёлая лягушка чечётку танцевала

И пузыри пускала по вечерам в реке.

А днём она смеялась, шутила, кувыркалась

И даже умудрялась стоять на голове.

Первые две строчки сопровождаются весёлым постукиванием палочек восьмыми.

Затем, ещё две строчки рисуем в воздухе палочками «пузыри-кружочки».

Следующие две – снова постукиваем палочками. И в заключении стихов, стучим обеими палочками одновременно о стол или колени то одним концом, то другим. А в конце резко наклоняемся вперёд, вниз головой, руки с палочками поднимаем вверх.

ШЛА КОЗА НА КАБЛУКАХ

1. Шла коза на каблуках. Ах! Ах! Ах! Ах!

В модных красных сапогах. Ах! Ах! Ах! Ах!

По дорожке: цок-цок-цок, чок, чок, чок, чок.

Поломала каблучок. Ох!

2. Вот коза на одной ножке прыг-скок, прыг-скок.

Поскакала по дорожке, прыг-скок, прыг-скок.

Зацепилась за сучок, чок-чок, чок-чок.

Вновь сломала каблучок, Ох!

3. Вот коза сняла сапожки, так-так, так-так.

Побежала по дорожке, так-так, так-так.

Стала прыгать высоко. Их-вох! Их-вох!

Как без каблуков легко! Их-вох! Их-вох!

Вариантов этой игры может быть несколько. Первый с палочками, в сопровождении стихов.  Начальные четыре строчки исполняются вместе с «шагами» палочек. (по четыре шага на каждую строчку) На слова «Ах!» – удары палочек друг о друга.

В следующих строчках стучим восьмыми длительностями. На возглас «Ох!» – удар палочками и остановка.

Следующие четыре строчки сопровождаются «прыжками» одной из палочек. Затем три строчки читаются со скользящим движением одной палочки о другую. На возглас «Ох!» – удар палочками и остановка. Дети кладут палочки на пол. Дальше четыре строчки сопровождаются переменными шлепками ладошек по коленям (восемь шлепков на одну строчку.) Последние четыре – сопровождаются ударами обеих ладошек по коленям. При  этом ладошки высоко подбрасываются вверх. Надо следить чтобы движения выполнялись точно под ритм стихов.

Источник

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Ритмы пронизывают жизнь человека. Наша планета и вся Вселенная в целом тоже подчиняются ритмам – прилив, отлив, вращение Земли вокруг Солнца. Для маленькой вселенной малыша – ритм тоже очень важен и является одним из важнейших принципов здорового развития.

Что же такое Ритм?

Ритм – это повторение схожих процессов в схожих ситуациях. Дыхание человека – это ритм: каждый вдох немного отличается от другого, но все-таки каждый вдох похож на предыдущий. Если такт представляет собой абсолютно равномерное “мертвое” деление, то ритм – это свойство всего живого. Ритм живого организма в своей основе имеет моторную природу и является одним из его врожденных устойчивых свойств. Согласно результатам биоэлектрических исследований, внешние ритмические стимулы любой модальности обязательно вызывают ответные реакции не только в мышцах, но и, в первую очередь, в биоритмах мозга.

М. Н. Ливановым и другими учеными выявляется, что выработка прочного двигательного условного рефлекса (т. е. навыка) облегчается при действии ритмического раздражителя разной природы, в то время как аритмичная стимуляция затрудняет его формирование.

Жизненные процессы целостного организма обеспечиваются сложной иерархией соподчиненных структур центральных механизмов, характеризующихся разными по сложности ритмами. Строгая система внутренних ритмов организма и их четкое согласование с внешними ритмами сохраняют гомеостаз и поддерживают его на оптимальном уровне жизнедеятельности.

Ритм музыки и других звуковых стимулов, т. е. ритмическое пространство окружающей среды, влияет на наше психофизическое состояние и отражается на нашем поведении.

Ритм речи относится к наиболее сложным видам ритмической активности организма, участвует в реализации важнейшей деятельности человеческого мозга – восприятии, порождении и воспроизведении речи, которая представляет собой одну из наиболее сложно организованных психофизиологических систем человеческого организма.

Исследования ученых показали, что ритм и повторение необыкновенно важны именно для маленького ребенка, дошкольника. Ритм – это основа любого процесса адаптации. Для ребенка упорядоченное течение дня является существенным облегчением. Не происходит ничего непредвиденного, травматичного, приобретается опыт постоянства и последовательности, сохраняется ощущение защиты. В свою очередь, нерегулярность и недостаток предсказуемости в окружении ребенка ведут к нарушениям развития. Многие родители замечают, что ребенок может бесчисленное количество раз просить почитать одну и ту же сказку, ему не надоедает гулять в одном и том же дворе ( в отличие от родителей). Это не прихоти, это все тот ж процесс адаптации. Маленькие дети не могут самостоятельно организовать свою жизнь в соответствии со здоровыми ритмами. Ребенок отдан всему, что происходит в его окружении. Если окружающие его люди будут ночью бодрствовать и заниматься какой-либо деятельностью, а днем спать, то и у ребенка будет формироваться именно такой ритм. Очень важно, чтобы взрослые осознанно помогали ребенку войти в здоровый жизненный ритм.

Несформированность ритмических процессов у детей приводит к нарушению их моторного и психического развития. И, как правило, к отставанию в развитии речи.

К сожалению, в отечественной специальной психологии и педагогике проблеме взаимосвязи ритмических и психических процессов уделяется недостаточно внимания. Есть немногочисленные исследования ритмических процессов в специальной педагогике и психологии, проведенные С. А. Баскаковой, И. В. Евтушенко, Л. В. Лопатиной, Л. С. Медниковой, свидетельствующие о том, что у детей с ограниченными возможностями здоровья имеется недостаточное развитие чувства ритма.

В работах В. И. Бельтюкова, И. Н. Мусатова, Е. З. Яхниной отмечается, что у детей с нарушением слуха речь неритмичная, монотонная, нестабильная по громкости.

В общей моторике у таких детей имеются трудности координации, выполнения последовательных движений, их недостаточная ритмичность, нарушение восприятия музыкального ритма.

В коррекционной работе с данной категорией детей давно используется речевая ритмика и музыкально-ритмические занятия, что, по мнению исследователей, положительным образом сказывается как на формировании произносительных навыков детей, так и на развитии их слухового восприятия.

У детей с интеллектуальной недостаточностью (И. В. Евтушенко, Л. С. Медникова) выявляется низкая способность к восприятию и воспроизведению ритмических структур в различных видах деятельности. Только в условиях специально созданной коррекционно-развивающей работы дети дошкольного и школьного возраста, имеющие отставание в интеллектуальном развитии, могут овладевать разными ритмами.

Исследования чувства ритма у слабовидящих детей школьного возраста, проведенные В. А. Кручининым, свидетельствуют о замедленности у них восприятия заданных ритмических сигналов.

В единичных работах отмечается взаимосвязь между степенью с отечформированности моторной функции и чувством ритма у детей с дизартрией .

Изучение Л. А. Поздняковой ритмических структур в моторике детей с дизартрией показывает, что трудности воспроизведения ритмического рисунка и передачи акцентированных ударов наиболее выражены у детей с преимущественными проявлениями экстрапирамидных и псевдобульбарных явлений при дизартрии, что, по мнению автора, обусловлено не только нарушением динамического праксиса, но и недостаточностью двигательной памяти.

Наличие нарушений ритма движений и речи у детей с ограниченными возможностями здоровья учитывается в специальной педагогике и психологии при разработке методик специальных ритмических воздействий, которые используются в процессе коррекционно-развивающей работы.

Так, например, при недоразвитии речи занятия и уроки по логоритмической ритмике, проводятся один-два раза в неделю, соотносясь с этапом логопедической коррекции.

На наш взгляд значение развития ритмических процессов в формировании психики ребенка столь значимо, что необходимо проводить профилактическую работу среди родителей, объясняя им значение режимных моментов для ребенка, пения им песен, чтения стихов, качания и т.д. Также необходимо создание новых интегрированных коррекционных программ, в которых формирование ритмических процессов будет иметь первостепенное значение.

Список литературы:

1. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей, 1982.

2. Евтушенко И. В. Музыка и пение, 2010.

3. Ливанов М. Н., Современные проблемы электрофизиологии центральной нервной системы, 1967.

4. Кручинин В. А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в процессе школьного обучения. СПб., 1991

5. Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010

6. Медникова, Л.С. Развитие чувства ритма у дошкольников с отставанием в умственном развитии, 1995.

Источник

Ольга Тишунина
Советы родителям «Для чего нужно развивать чувство ритма у ребенка?»

“Для чего нужно развивать чувство ритма у ребенка?”

Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом. Учёные уже давно доказали, что даже уже в утробе матери ритм её сердца успокаивает и убаюкивает ребёнка. Так, когда же человек начинает чувствовать ритм? Выходит, ещё до появления на свет! А если чувство ритма является врождённым, то оно просто не может отсутствовать, а может быть только в неразвитом состоянии, на уровне скрытого потенциала.

1. Уравновешивание (гармонизация) всех движений при любом виде деятельности. Человек начинает лучше чувствовать и понимать свое тело (его состояние, а, следовательно, лучше управлять им. Отсюда – он меньше устает (выносливость, меньше времени требуется на отдых.

2. Речь (пение) становится более управляемой, выразительной, правильно акцентированной. Это позволяет правильно выделять смысловые оттенки и, следовательно, облегчает понимание тем, кто слушает.

3. В эмоциональной сфере тоже происходят изменения, за счет переживания «чувства полета». Это происходит потому, что правильно отрегулированные движения (усилия) не создают мышечных зажимов. Хороший кровоток в мышцах и органах способствует улучшению тканевого обмена и питания, связки и суставы становятся более гибкими. Все это укрепляет организм, повышает резистентность (сопротивляемость) организма агрессивным факторам внешней среды (иммунитет). Уравновешенный организм обретает твердую точку опоры (в том числе, в психологическом смысле) и вся наша деятельность становится направленной, максимально эффективной, что приносит чувство удовлетворения и, соответственно, улучшает самочувствие и настроение.

4. Изменяется отношение ко времени. Вместо суетливости и торопливости вырабатывается оптимальная скорость действий и реакций.

5. Пространство и объем переживаются более полно, ощущение расстояния, глубины, высоты становятся более соразмеренными (чувство метра).А это часть обучающей программы детей: ориентация в пространстве и сравнительный анализ.

Единственное отличие чувства ритма от всех остальных чувств — это то, что ритм напрямую связан со слухом. Ритмические ощущения, по сути, — это часть слуховых ощущений. Поэтому любые упражнения для развития чувства ритма направлены и на развитие слуха.

Идеальная ситуация, когда родители занимаются комплексным развитием ребёнка сразу после рождения, в том числе и ритмическим развитием. Песенки, стишки, звуки, которые издаёт мама во время, когда занимается с малышом ежедневной гимнастикой – всё это можно включить в понятие «развитие чувства ритма».

Детям постарше: дошкольного и младшего школьного возраста,можно предложить:

декламировать стихи с определёнными ударениями на сильную долю, ведь стих — это тоже ритмическое произведение;

декламировать стихи с хлопками или притопами на сильную и слабую долю поочерёдно;

выполнять элементарные танцевальные ритмичные движения под музыку;

играть в ударно-шумовом оркестре.

Барабаны, погремушки, ложки, колокольчики, треугольники, бубны — самое эффективное средство для развития чувства ритма. Если вы купили один из этих инструментов своему ребёнку и желаете заниматься с ним дома самостоятельно, то предложите ему повторять за вами элементарные упражнения для развития чувства ритма: последовательности одинаковых равномерных ударов или наоборот ударов в каком-нибудь прихотливом ритме. Сложных ритмов не нужно бояться – в них нужно разбираться, так же как и в математических уравнениях.

Надо сказать, что над развитием чувства ритма нужно работать целенаправленно. При деловом подходе у одного ребенка результаты становятся ощутимыми после одной-двух тренировок, а у другого – гораздо длительное время. Даже взрослые люди с неразвитым чувством ритма зрительно выделяются среди других.

Дети с развитым чувством ритмалидируют в музыкальном воспитании: ритмично двигаются, танцуют в такт музыки,поют вместе с музыкальным сопровождением, не отставая и не опережая его, уверенней читают стихи, играют в оркестре на музыкальных инструментах индивидуальные партии. Уважаемые родители, будьте внимательнее и участливее к своим детям, помогайте им развиваться и радовать вас своими успехами.

Советы родителям «Для чего нужно развивать чувство ритма у ребенка?»

Источник

Жанна Шипунова
Значение ритмики в жизни ребёнка

Тема моего выступления: «Значение ритмики в жизни дошкольника»

Слайд 2

1. Характеристика ритмики, как вида музыкальной исполнительной деятельности.

2. Значение музыкально ритмического воспитания для формирования личности ребёнка, цели и задачи ритмики.

3. Виды музыкально ритмических движений в детском саду.

4. Принципы отбора музыкально ритмических заданий, этапы обучения.

Слайд 3

Ритмика – один из видов музыкальной деятельности в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движении.

Развитие чувства ритма – это развитие способностей детей в области эмоционального восприятия и воспроизведение целостных музыкальных образов.

Движения составляют основу детской деятельности. Ограничения двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма. Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение его особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой системой, дыхательной, нервной. Движение – фундамент настоящего и двигательного здоровья детей.

Слайд 4

Значение музыкально ритмического воспитания для формирования личности ребёнка, цели и задачи ритмики.

В музыкально ритмическом движении совершенствуется работа нервных центров, развивается мышечный аппарат, развиваются творческие способности, эмоциональная отзывчивость на музыку.

Цель ритмики– углубление и дифференциация восприятия музыки, её образы и формирование навыков выразительного движения.

С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей.

Слайд 5

Задачи ритмики

– укрепление здоровья дошкольника.

учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях

– развивать основы музыкальной культуры, музыкальные способности, творческие способнности

– учить определять музыкальные жанры, различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп и т. д.)

– формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным выражениям в игре, танце, хороводе, упражнении

Решение этих задач направлено на воспитание гармонично развитой личности.

На занятиях ритмикой идет одновременно развитие физических качеств и формирование базы изящных движений тела. Двигательная культура во многом зависит и от психических проявлений личности, в первую очередь от развития внимания, памяти, мышления, представления, воображения ребенка. Занятия ритмикой в большей степени способствуют развитию как моторной, так слуховой и зрительной памяти. Это происходит в сочетании с другими задачами физического воспитания.

Ритмикой дети могут заниматься с самого раннего возраста, поскольку испытывают постоянную потребность в движении. Общеизвестно, что музыка снимает утомление мышц, заставляет ребенка почувствовать себя комфортно.

В наше время встречается очень много гипер активных детей, которые нуждаются в дополнительной двигательной активности. Системные занятия благотворно влияют на развитие детей.

Слайд 6

Принципы соблюдаемые при отборе музыкально-ритмических заданий.

Ритмические занятия являются формой педагогической работы при обучении детей в детском саду движениям. Максимальная эффективность занятий может быть обеспечена, если деятельность детей организуется с учетом выполнения принципов систематичности, доступности, активности, сознательности.

Доступность (основное условие является преемственность и постепенность усложнения задач)

Индивидуализация (задача6 улучшить враждённые способности и задатки)

Постепенное повышение требований (условие: чередование нагрузок с отдыхом)

Систематичность (непрерывность, регулярность занятий)

Повторяемость материала (при многократном повторении образуется двигательный стереотип)

Наглядность и показ педагога.

Слайд 7

Этап начального обучения – создание предварительного представления упражнения.

Этап углубленного разучивания – совнршенствование деталей техники.

Закрепление и совершенствование – образование двигательного навыка перевод его в творческое самовыражение.

Заключение

Таким образом, занятия ритмикой являются мощным эмоционально-положительным фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих технологий.

Подводя некоторые итоги к вышесказанному, необходимо отметить, что главная задача педагога – приобщить детей к удивительному миру музыки и танца, способствовать их всестороннему эстетическому развитию, используя накопленный опыт, а также способствовать оздоровлению и сохранению самого ценного, что есть у наших детей – их здоровья.

Источник