Значение развития моторики ребенка раннего возраста
Значение развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста
Никитина Татьяна Владимировна
Воспитатель, ГБДОУ Детский сад №34
Санкт-Петербург
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Правильная тренировка мелкой моторики ребенка – основополагающий аспект детского развития в целом. Эта сфера умений закладывается уже в тот период, когда ребенок считается новорожденным. Вместе с развитием нервной системы ребенка происходит становление мелкой моторики.
Все учёные, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. И. М. Сеченов в своих работах отмечал, что «ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать, не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое». Интересен онтогенез развития действий рук ребенка. И. М. Сеченов был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движении ребенка как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства – положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета – это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.
Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.
Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:
– в связи с развитием познавательных способностей;
– в связи с развитием речи;
– развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.
Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Д.Б. Эльконин).
С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становиться ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. [9;2] Проведенные М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два, три («сделай вот так», – показывали, как надо делать). Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив – вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается.
В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.
Этапы развития мелкой моторики в раннем возрасте
С самого рождения вместе с развитием нервной системы ребенка происходит становление мелкой моторики. Сначала ребенок непроизвольно сжимает и разжимает кулачки.
Около трех месяцев он уже рассматривает свои руки, играет пальцами, тянет кулаки в рот. В этом же возрасте он начинает осваивать захват, сперва непроизвольно, а с четырех месяцев уже намеренно схватывая предметы всей ладонью.
К полугоду ребенок держит игрушку, трясет ею, может сводить руки по средней линии, играет со своими ногами, тянет их в рот. Семимесячный ребенок учится хлопать в ладоши, перекладывает предметы из руки в руку, держит игрушку двумя руками сразу, учится держать объекты двумя пальцами. Последний навык к десяти месяцам активно развивается, в этом возрасте развитие моторики у детей уже позволяет брать все более мелкие предметы пальцами, рассматривая, вертеть их в руках, бросить. Примерно к году пинцетный захват сформирован, ребенок берет кончиками указательного и большого пальца самые мелкие крошки, бусинки.
В полтора года ребенок успешно строит башни из кубиков, возит машинки за веревочку, стучит молоточком, раскручивает крышки, рисует пальцами, любит играть в игрушки, которые надо соединять и разъединять (пирамидки, рамки-вкладыши). Ближе к двум годам развитие моторики у детей достигает того уровня, когда они с удовольствием рисуют каракули карандашами, чертят прямые линии, легко листают книги с тонкими страницами.
В два, два с половиной года башни из кубиков уже насчитывают не менее пяти этажей, появляются стены из разных деталей конструктора. Любимое занятие – пересыпание крупы и переливание жидкости из одной емкости в другую. Со знанием дела ребенок раскладывает мелкие предметы по местам. Учится резать ножницами, складывать бумагу и рисовать окружности.
К трем годам ребенок уже рисует круг, а также пересекающиеся линии, может обводить по контуру квадрат и круг. Учится работать с пластилином – катает колбаски и шарики. Любит играть с мячом – катает его, бросает и иногда успешно ловит. [5; 40]
Развитие моторики – процесс поступательный и индивидуальный у каждого ребенка. Сначала новые движения у ребенка выходят довольно неуклюже, но с практикой они приобретают плавность, точность, ловкость.
Роль игр и упражнений в развитии мелкой моторики детей раннего возраста
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: массаж пальчиков, пальчиковые игры, лепка, рисование, аппликация. Также интересна система развития мелкой моторики в играх Марии Монтессори. В работе используется накопленный многолетний опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. При подборе игр и упражнений учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.
Для гармоничного разностороннего развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на расслабление, на растяжение. Для этого используются следующие приемы:
– систематичность проведения игр и упражнений. Автоматизация навыка развивается многократным его повторением;
– последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений;
– все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно иметь положительную оценку;
– недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к нежеланию продолжать игру.
Для развития и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук предлагаются разнообразные методы, как традиционные, так и нетрадиционные. К традиционным методам относятся:
– массаж рук – способствует более эффективному развитию моторики;
– различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;
– игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);
– игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать – наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.;
– рисование карандашом (фломастером, кистью);
– застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;
– одевание и раздевание игрушек;
– игры с бумагой прекрасно подойдут для самых маленьких детей;
– игры с крупой и песком.
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
Пальчиковые игры – это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости, которые помогают не только в развитии мелкой моторики, но и стимулируют работу мозга. При выполнении упражнений пальчиковой гимнастики происходит возбуждение в речевых центрах головного мозга и усиление согласованной деятельности речевых зон, что соответственно стимулирует развитие речи. [6;3]
Игры с пальчиками используются в режимных моментах.
Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Я вас всех приветствую (пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками).
С целью формирования у детей элементарных представлений о своем организме и практических умений по уходу за ним используются движения пальцев кисти в сочетании с движением рук.
Кто зубы не чистит,
Не моется с мылом (пальцы рук поочередно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами),
Тот вырасти может
Болезненным, хилым (ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребенка).
Дружат с грязнулями
Только грязнули (пальцы рук соединены в замок),
Которые сами
В грязи утонули (движение, имитирующее пловца).
У них вырастают
Противные бяки (пальцы сжать в кулак, затем выпрямить, руки согнуть в локтях, ладони друг за другом около носа),
За ними гоняются
Злые собаки (руки вперед, правая ладонь лежит на левой, пальцы чуть согнуть, каждый палец правой руки касается одноименного пальца левой руки).
Грязнули боятся
Воды и простуд,
А иногда и вообще не растут фуки скрещены на груди, согнуться, выпрямиться, поднять руки вверх).
Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки».
С добрым утром, глазки!
(Поглаживаем веки глаз)
Вы проснулись?
(«Смотрим в бинокль»)
С добрым утром, ушки!
(Поглаживаем ушки!)
Вы проснулись?
(Прикладываем ладонь к ушам.)
С добрым утром, ручки!
(Поглаживаем кисти рук)
Вы проснулись?
(Хлопаем в ладоши)
С добрым утром, ножки!
(Поглаживаем ноги)
Вы проснулись? (Притопываем)
С добрым утром, солнце! (Руки раскрываются навстречу солнышку)
Я проснулась! (Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться).
Все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, помогают развивать мелкую моторику рук наших малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.
Нетрадиционное использование различных материалов и предметов стимулирует умственную деятельность, увеличивает словарный запас, развивает координацию движений пальцев рук, способствует хорошему настроению, приучает ребенка к точным целенаправленным движениям. Также у ребенка развивается концентрация внимания.
К нетрадиционным методам развития мелкой моторики можно отнести инновационные идеи, нестандартное оборудование, например,
– самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, каштанами, воздушными шарами, логопедическими перчатками с нашитыми пуговицами;
– рисование пальчиками;
– аппликации из необычных материалов, например, ватные диски, куски ткани , природные материалы, пластилин;
– в играх с пальчиками можно с использовать разнообразный материал: природный, хозяйственно-бытовой, бросовый и др.
Для таких игр подойдут:
– мячи;
– кистевые эспандеры – которые развивает мышечную силу кисти;
– бытовые прищепки;
– щётки для волос;
– бусы разного диаметра;
– платочки;
– зубные щетки;
– бигуди;
– грецкие орехи;
– счётные палочки.
Широко используется продуктивная деятельность в развитии мелкой моторики – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Необходимо привить детям любовь к природным материалам. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь – учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и так далее. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
Список литературы:
. Гаврилина, С.Е. Развиваем руки, чтобы и писать и красиво рисовать. / С.Е. Гаврилина, Н.Л. Долбишева, А.Ю. Куров, Москва: Академия развития, 2003 – 192 с.
Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 228 с.
. Пименова, Е.П. Пальчиковые игры. / Е.П.Пименова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 224с.
Ермакова, И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. / И.А.Ермаков. – СПб: Литера, 2008. – 32с.
Лазаренко, О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. / О.И. Лазаренко. – Москва: АЙРИС-пресс, 2015. – 32 с.
Шишкова, С.Ю. Буквограмма. От 0 до 3. Развиваем мышление, речь, память, внимание. Уникальная комплексная программа развития малышей. / С.Ю. Шишкова. – Москва: АСТ, 2016. – 177с.
Вавилова, А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи. Молодой ученый. / – 2014. – №5. – С. 495-497. [Электронный ресурс] Режим доступа https://moluch.ru//64/10336/
Источник
Значение развития мелкой моторики для детей раннего возраста.
И.П. Павлов придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Собственно, она является ее частью. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Согласно данным психологов и физиологов у детей раннего возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не законченно окостенение запястий и фаланг пальцев. У большинства детей пальцы малоподвижны, движение их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие малыши держат ложку в кулаке, с трудом правильному берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторике педагоги и психологи все больше уделяют внимание, решая сразу две задачи:
- Косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка
- Готовят к владению навыка письма изначально, что в будущем поможет избежать многих проблем.
Работа по развитию моторики проходит в течение всего дня: как в ходе режимных моментов, так и в непосредственной образовательной деятельности.
Игры и упражнения, развивающие моторику
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на группы:
- Самомассаж
- Пальчиковые игры
- Продуктивная деятельность
При подборе игр и упражнений учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей. Один из важных аспектов – это принцип последовательности (от простого к сложному), сначала на одной руке, потом на другой, затем двумя руками одновременно. Все игры проводятся только по желанию детей. Любое достижение ребенка должно иметь положительную оценку.
В своей работе я использую как традиционные, так и нетрадиционные методы.
Традиционные:
Самомассаж
Приемы самомассажа, разработанные еще древними врачами, является одним из средств профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих к коре головного мозга от двигательных зон, к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
Массаж лица
Положить ладони на лоб, чтобы кончики пальцев обеих рук касались друг друга. От середины лба медленно поглаживать ладонями до околоушной области лица. Движения производить:
- От переносицы к ушам;
- От желобка под носом к ушам;
- От околоушной области лица к подбородку и обратно;
Вибрационный массаж лица.
Повторить вышеуказанные движения, но только способом постукивания пальцами.
Массаж шеи.
Необходимо:
- Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз;
- В области горла гладить попеременно то левой, то правой руками;
- От околоушной области лица, делать движения по боковой части шеи, близкой к затылку.
Массаж рук.
Поглаживание – воздействия на нервные окончания поверхностного слоя кожи. Он расслабляет, поэтому движения очень нежные. Поглаживать нужно всей ладонью.
Растирание – более интенсивное и глубокое поглаживание, способствует расслаблению мышц и снижению возбудимости. Растирание производится одним, двумя или тремя пальцами.
Вибрация – ритмичные надавливающие движения пальцев рук. Слабая вибрация повышает тонус, а сильная – оказывает болеутоляющее действие, активизирует обменные процессы, улучшает кровообращение и регенерацию кожи.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Мною собрана картотека пальчиковых игр по временам года, лексическим темам. Детям раннего возраста более доступны для понимания народные песенки и потешки, поэтому пальчиковые игры «Ладушки, ладушки», «Сорока, сорока», «Улитка», «Сидит белка на тележке», «Как у нашего кота» и др., являются самыми любимыми и часто повторяемыми.
К пальчиковым играм можно отнести:
- Игры с мелкими предметами ( пуговицы, пластиковые крышки .)
- Игры, где требуется насыпать – высыпать, сжимать – разжимать, выливать – наливать.
- Застегивание и расстегивание молний, пуговиц.
- Игры с крупами, песком.
Продуктивная деятельность.
Традиционно к продуктивной деятельности относятся – лепка , рисование , аппликация, создание различных поделок. В раннем возрасте они все тесно переплетаются с игрой. На занятиях кружка можно совмещать самомассаж рук (или пальчиковые игры) с продуктивной деятельностью. Отличительной особенностью кружка является нетрадиционное использование различных материалов и предметов, которые стимулируют умственную деятельность, увеличивают словарный запас, развивают координацию рук, способствуют созданию положительного эмоционального настроя.
К нетрадиционным методам относятся инновационные идеи, нестандартное оборудование.
Самомассаж нестандартным оборудованием.
Для самомассажа можно использовать такие предметы:
- Массажные мячи
- Платочки
- Пластиковые массажные коврики
- Прищепки
- Счетные палочки
- Длинные пластичные бигуди
- Зубные щетки
- Резинки для волос
- Орехи, шишки
- Шестигранные карандаши
Массажные действия проводятся в сопровождении со стихотворным текстом.
Бежит ежик по дорожке.
Бежит ежик по дорожке, Дети катают мячик в руках,
У него кривые ножки, делая движения вперед-назад,
Весь иголками оброс,- вправо-влево между ладонями.
Жалко ежика до слез.
Горка.
Ехали мы, ехали Дети проводят щеткой круговыми движе-
И к горке приехали! ниями по правой руке, затем по левой ладони.
На горку – ух! Держат щетку в левой руке, проводят
Ею от ладони до плеча по правой руке,
Затем меняют руки.
А с горки – бух! Держа щетку в левой руке, проводят ею
от плеча до ладони по правой руке, затем
меняют руки.
Игры, которые лечат
Пальчиковая живопись.
Такой вид живописи благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Пальчиковая живопись помогает выразить эмоциональное состояние ребенка: гнев, радость, обиду, боль. Прикосновение к краскам, их размазывание по бумаге позволяет более полно включиться в процесс творчества, мобилизует внутренние резервы организма. Малыши могут довольно долго заниматься раскрашиванием предметных силуэтов пальчиками, создавать оригинальные работы. Наши ребята могут рисовать как отдельно пальчиками , так и ладошками. У детей раннего возраста хорошо развито воображение, они способны быстро включиться в игровую ситуацию, понять для кого и для чего он будет рисовать. Так например, мы разукрашивали пальчиками силуэт бабочки, рисовали ладошками солнышко.
Работа с соленым тестом
Соленое тесто – приятный на ощупь, мягкий, эластичный, «живой» материал. С ним намного легче обращаться чем с пластилином или глиной.
Работа с соленым тестом оставляет приятные ощущения, помогает расслабиться. Лепка из этого материала позволяет ребенку самостоятельно создавать нечто новое и интересное, а не только наслаждаться чужими изобретениями. Лепка из соленого теста – одна из техник арт-терапии. Процесс работы с тестом снимает напряжение, успокаивает, уравновешивает нервную систему. Дети раннего возраста с огромным удовольствием мастерят поделки из соленого теста: «Угощение для гостей», «Пряник для мамы», «Разноцветные улитки».
Игры с песком.
Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:
-при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;
-развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирует произвольное внимание памяти;
В играх с песком ребята выполняют такие упражнения:
1.Скользят ладошками по песку. Такие же движения можно выполнять ребром ладони.
2.Делают отпечатки ладошками, кулачками, пальчиками.
3.Рисуют пальчиком по поверхности разные предметы.
4.Закапывают или находят различные небольшие игрушки.
Используемая литература.
О.А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».
Л.В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
Источник