Значение развития моторики ребенка
Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста
Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Исследования учёных показали, что уровень развития мышления и речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, ручной моторики. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее будет ребёнок, тем быстрее он начнёт говорить.
Именно поэтому на современном этапе в обучении и воспитании детей пристальное внимание уделяется детской руке. Педагоги и психологи придают большое значение развитию мелких движений пальцев рук, ручной моторики.
В то время как ребёнок выполняет различные действия своими руками и пальчиками, в голове у малыша происходит гигантская, кропотливая работа. Вам кажется, что ребёнок просто забавляется, а он тем временем активно познаёт мир и … умнеет. Поэтому чем больше ребёнок действует, используя руки и пальчики, тем активнее у него развиваются мозг и речь. Ведь как утверждал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский – ум ребёнка сосредоточен именно на кончиках пальцев. Чем больше у ребёнка возможностей для самостоятельного исследования окружающего, тем быстрее развивается его интеллект, тем скорее он начинает говорить.
Человеческая рука как рабочий орган начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Уже к трём годам движения рук ребёнка достигают значительного развития. Но руки ещё недостаточно ловки, подвижны. Не всегда движения целенаправленны, точны, подчиняются задаче деятельности. Особенно это относится к таким деятельностям, в которых используются орудия, инструменты, требующие специальных, точно координированных движений рук. Они развиваются в процессе деятельности, путём систематического обучения и постоянных упражнений ребёнка.
Всем, конечно же, хотелось бы, чтобы ребёнок удивлял окружающих своими познаниями, и интеллектом, своей развитой речью. Для этого нужно совсем немного – заниматься с ним, развивать мелкую моторику рук ребёнка.
Для развития мелкой моторики рук ребёнка существует много различных средств и все они доступны, при этом не требуют существенных затрат.
Средства развития мелкой моторики: пальчиковые игры и упражнения; шнуровки; работа с бумагой; рисование и раскрашивание; конструирование; лепка; графические упражнения, штриховка; игры со счётными палочками…
Для развития у детей рук и пальцев очень эффективны пальчиковые игры и упражнения. Доказано что игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Поэтому об играх с пальчиками и ладошками мы можем говорить как о великолепном универсальном и развивающем средстве. Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Во время игр стимулируется речевое и интеллектуальное развитие.
Кроме перечисленных выше средств эффективно использовать игры с подручными материалами. Подобные игры нравятся детям младшего возраста. Рассмотрим некоторые из них. Нанизывание на шнурок различных предметов: пуговиц, бусинок и т.д.; застёгивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке; закручивание и раскручивание крышек баночек, бутылочек, флакончиков; игры с прищепками; игры с крупой.
Хотелось бы отметить, что подобранные задания и упражнения дети готовы выполнять охотно и многократно, что, в свою очередь, обеспечивает необходимую эффективность в развитии детей.
Не надо забывать, что уровень развития моторики у всех детей разный, поэтому задания и упражнения подбираются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Главное – проявлять терпение, если регулярно заниматься с детьми, их пальчики постепенно станут более ловкими и подвижными, а движения – точными и слаженными. Что в свою очередь будет надёжным фундаментом для общего развития ребёнка. Как уже было сказано ранее дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг. Наряду с развитием мелкой моторики рук, развиваются память, внимание, интеллект.
Помните, что, используя игры с детскими пальчиками, ладошками и ручками, развивая тонкую моторику, вы сможете положительно влиять на всестороннее развитие ребёнка. Играя в подобные игры, наши дети развиваются.
Источник
Умение человека совершать точные мелкие движения пальцами рук и кистями называется мелкой моторикой. Скоординированные движения происходят благодаря работе трех систем организма:
- нервной;
- костной;
- мышечной.
Развитие мелкой моторики для детей имеет огромное значение. Проведенные исследования показали прямую зависимость развития функции рук с развитием мышления и речи ребенка. Чем больше умений, мастерства, точности и активности в движении пальцев ребенка, тем быстрее он начинает говорить и познавать окружающий мир.
Поэтому одной из задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста – развитие мелких движений кистями и пальцами рук – мелкой моторике.
В процессе выполнения каких-либо действий руками и пальцами малыш не просто забавляется – он познает мир и развивает интеллект, благодаря самостоятельному исследованию окружающего пространства.
В младшем возрасте движения пальцев детей неточные и несогласованные.
К трем годам движения пальчиков уже хорошо развиты, но еще не достаточно подвижны и ловки.
Часто даже пятилетние дети держат ложку в кулаке, не без труда работают карандашом и кисточкой, не могут расстегивать пуговицы и завязывать шнурки.
В основном к шести-семи годам происходит формирование зон головного мозга, отвечающих за мелкую моторику. Кисти рук также к этому возрасту достаточно развиты.
Однако трудности по овладению письма имеют многие первоклассники. Письмо требует выполнения тонких скоординированных движений пальчиков и мелких мышц кисти и всей руки. При этом должны быть развиты зрительное восприятие и внимание.
Мелкая моторика развивается путем регулярного обучения, выполнения некоторых специальных упражнения и полезных игр. Для развития речи, интеллекта ребенка с ним нужно постоянно заниматься.
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения
У детей наиболее часто встречаются следующие заболевания зрительных органов:
- миопия (близорукость);
- гиперметропия (дальнозоркость);
- косоглазие;
- амблиопия;
- астигматизм.
Если у ребенка имеются отклонения в органах зрения, то наблюдаются:
- снижение двигательной активности;
- трудности в координации рук;
- задержка в развитии тактильной чувствительности;
- трудности в выполнении мелких координированных движений кисти и пальцев.
Ребенок с нарушениями зрения менее качественно выполняет задания и скорость их исполнения низкая.
Дети со зрительными недугами в большей степени полагаются на ориентирование визуально, не осознавая осязания, как важное средство замещения зрительной функции. Ребенок с нарушением зрения не всегда может подражать действиям взрослых, что не позволяет им овладевать некоторыми практическими навыками. Вследствие этого у таких детей мышцы рук плохо развиты, вялые, часто напряжены. Недоразвитость тактильной чувствительности и мелкой моторики задерживается общее развитие ребенка, его речи.
Зрение и осязание с точки зрения информативности для человека тесно связаны. Поэтому осязание для детей с нарушениями зрения может явиться эффективным способом познания окружающего мира. Развитие мелкой моторики у таких детей – возможность компенсировать недостаточность зрения.
Для развития мелкой моторики с детьми проводятся специальные занятия. Однако такие навыки можно развивать и на общеобразовательных занятиях.
Дети с нарушением зрения часто отличаются двумя крайностями. Часть из них всю свою практическую деятельность выполняют, опираясь на органы зрения. Другая часть, с сильными нарушениями зрения, руководствуются осязанием, практически не используя органы зрения, имеющие нарушения, но, все-таки, дающие определенную информацию.
Обе группы детей лишаются определенных возможностей для ориентировки в пространстве и в практической деятельности. Отклонения у детей могут быть скорректированы с помощью специальных занятий, которые позволят взаимодействовать осязанию, зрению и других анализаторов.
Занятия с детьми проводятся с группами или индивидуально. Это зависит от конкретных дефектов зрения, развития осязательности и содержания занятия.
Для осязательного восприятия у детей с нарушением органов зрения используются различные педагогические приемы и методы.
Виды коррекционных занятий
Обычно занятия имеют две составляющие:
- упражнения для пальцев и рук, позволяющие снять их напряжение, развить гибкость и подвижность;
- приобщение детей к выполнению предметно-практической деятельности, которая развивает мелкую моторику и тактильную чувствительность.
Существуют виды упражнений и занятий:
- пальчиковая гимнастика;
- развитие способностей по работе с мелкими предметами, например, счетными палочками, пирамидками, геометрическими фигурками и пр.;
- получение графических навыков: раскраска изображений, обвод контура, заштриховка заданных фигур и пр.;
- развитие тактильной чувствительности пальчиков и кистей;
- усвоение приемов расслабления и самомассажа;
- работа с предметами, улучшающими мелкую моторику: застегивание/расстегивание пуговиц, плетение кос, складывание из палочек, спичек и др. определенных фигур, разглаживание помятой фольги и пр.
Детям с дефектами зрения в бо́льшей степени требуются коррекционные занятия по развитию мелкой моторики. Тактильная чувствительность, развитые ловкие движения пальцев и кистей рук помогут компенсировать недостаточность зрения.
Источник
Ирина Овчинникова
Важность развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания,как:
– внимание;
– мышление;
– координация;
– воображение;
– наблюдательность;
– зрительная и двигательная память;
– речь.
Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
Недаром педагог В.Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.
Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры,такие как:
– «Сорока-сорока.»,
– «Ладушки-ладушки.»,
– «Идет коза рогатая.»,
– «Пальчик-мальчик, где ты был?.»,
– «Этот пальчик дедушка.» и другие.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой.
Упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, важных для умственного и психического развития. Важной частью являются «пальчиковые игры» и игры «Расскажи стихи руками». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры», игры «Расскажи стихи руками» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук,что дает возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка. Так же эти игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.
Какова же методика проведения этих игр?
Сначала взрослый читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом взрослый еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами.
Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения – это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелким конструктором и другими мелкими предметами.
В этом случае очень хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность:
– застегивание и расстегивание пуговиц;
– всевозможные шнуровки;
– нанизывание колец на тесьму;
– игры с мозаикой;
– игры с конструктором;
– сортировка круп, зёрен (гречка – горох, фасоль бобы).
Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки:
1. Игрушки-шнуровки – дают возможность придумать множество игр;
2. Деревянная пирамидка – помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета; изготовленная из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь;
3. Кубики – развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;
4. Конструкторы – развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;
5. Рамки и вкладыши – способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;
6. Фигурки на магнитах – развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления;
7. Пазлы – развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;
8. Мозаика – способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.
Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.
Вывод: умелыми пальцы становятся не сразу.Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Источник
Консультация для родителей
Тема:
«Значение развития мелкой моторики у детей»
Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение.
Область мелкой моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.
Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.
Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.
Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь.
К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.
Уже классическим стало утверждение о том, что развитие руки помогает развитию речи ребенка дошкольного возраста и развивает мышление. И всем воспитателям и логопедам известны слова М.М. Кольцовой «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Это положение вошло в педагогику в 70-ые годы 20 века и обосновано как результатами проведенного эксперимента с детьми, так и анатомией головного мозга.
Развитие мелкой моторики оказывает решающее влияние на развитие речи, ловкости пальцев, стимулирует речевые зоны головного мозга. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения это не обязательно письмо. Рисование, которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие детей в домашних делах, ежедневная гимнастика, пальчиковая гимнастика – вот краткий перечень тех занятий, которые можно организовать в каждой семье.
Для достижения поставленной цели нужно соблюдать определенные правила:
Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то интересную историю или сказку.
Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
В ходе игры больше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит большое удовольствие.
Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям.
Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
Старайтесь перепробовать как можно больше разных способов развития мелкой моторики.
Ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
Не забывайте хвалить малыша за каждый успех – критика в этом деле не допустима!
Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
Не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!
Постарайтесь, чтобы в дошкольном возрасте ваш ребенок уверенно умел проделывать следующее:
рисовать, используя в изображении мелкие детали;
раскрашивать, не заходя за контур и не оставляя пробелов;
вырезать крупные многоугольные фигуры;
лепить из пластилина мелкие детали;
застегивать и расстегивать пуговицы;
одеваться и обуваться;
шнуровать обувь, завязывать шнурки, застегивать молнии;
наливать в чашку молоко из пакета;
умываться и чистить зубы.
Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать , как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе!
Источник