Значение проектной деятельности в развитии ребенка
Значение проектной деятельности для развития ребенка.
Трактовка сущности метода проектов с учетом расширения сферы применения от обучения до воспитания, развития личности ребенка – способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды (природной и социальной), педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, – это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это – звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, не следует ставить пред ними слишком отдаленные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Но индивидуальные кратковременные проекты могут быть объединены в определенную систему – сложные длительные проекты или программы. Спецификой проекта является его комплексный интегрированный характер (например: взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экономическим воспитанием; практическая направленность, включение ребенка в творческую деятельность, организация взаимодействия ребенка социальной городской средой).
Реализация проекта осуществляется в игровой форма, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды, практические полезные дела.
Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей дошкольников, посещающих ДОУ, в социуме микрорайона и т.д.), может быть разделен на несколько возрастных уровней их реализации.
Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисково-исследовательской деятельности. Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке можно поставить яркие книги – энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке необходимо систематизировать и поставить игры на экологическую тему.
Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. А также, способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.
Общей целью опыта в проектной деятельности в педагогической системе детского образовательного учреждения должно быть совместное переживание эмоций радости, удовлетворения от достижения успеха. Эффект от внедрения любого рода проектной деятельности в образовательно-воспитательную практику ДОУ, колоссален. Это результат содействия всех составляющих педагогической системы, который приводит к их полноценному и быстрейшему развитию.
Таким образом, метод проектов способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.
Источник
Елена Викторовна Капустина
Значение метода проектов в развитии познавательных и творческих способностей детей
Мы живём в стремительно развивающемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, осваивать, находить неординарные решения в различных ситуациях. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определённому признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребёнок сам действует с объектами, он лучше познаёт окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: проектам, экспериментам, опытам.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности, творческих способностей является одной из составляющих успешности обучения детей в школе.
Интерес дошкольника к окружающему миру, желание узнать и освоить всё новое – основа формирования интегративных качеств дошкольников. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий.
С рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Пятилетних детей называют “почемучками”. По-чему радуга разноцветная? Откуда прилетает ветер? Почему вымерли динозавры? Почему вода мокрая? Сколько ещё разных вопросов приходится слышать и искать ответы для маленьких “почемучек”. Дети часто задают вопросы и моментально хотят получить ответы на них. Познавательная активность детей высокая, но самостоятельно они ещё не могут найти ответы на свои вопросы – им помогают педагоги. В своей работе мы используем методыпроблемного обучения: вопросы, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, решение кроссвордов и т. д. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер.
Взаимосвязь между разделами программы не даёт такой высокой результативности в развитии познавательных и творческих способностей, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе говоря, их интеграция. По-этому внедрение в практику работы с дошкольниками метода проектов является эффективным средством развития познавательно-творческих способностей детей. Понятие “проектная деятельность” в образовательной сфере появилось не так давно. Суть работы над проектом направлена на достижение реального результата, который можно получить при решении какой-либо проблемы. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Трудность заключается в том, что до-школьники не умеют самостоятельно ни читать, ни писать, но практика показывает, что интерес у них к этому виду деятельности проявляется, тематика и содержание проектов могут быть самыми разнообразными. Применение комплексно-тематического планирования позволяет нам эффективно внедрять в практику проекты, которые бывают индивидуальные и групповые, краткосрочные и длительные.
Использование метода проектов в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, повышает самостоятельную активность детей, развивает творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Суть взаимодействия семьи и детского сада заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребёнка, раскрытии и развитии скрытого в нём потенциала. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союз-никами в своей работе, используются разнообразные формы взаимодействия с семьёй, одна из которых – совместная реализация проектов.
Метод проектной деятельности является одним из перспективных методов, способствующим решению проблем. Основываясь на личностно- ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Суть метода проектов в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-творческого отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и практическую ценность.
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию ещё не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателя. Готовые проекты в детском саду могут стать первой ступенькой. Но сначала воспитатель составляет свой педагогический проект,который включает несколько этапов:
– постановка обучающей цели проекта и осмысление его продукта;
– планирование работы по подготовке воспитанников;
– прогнозирование процесса деятельности воспитанников и ожидаемых результатов;
– практическая работа по подготовке необходимых материалов.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой техно-логии, как метод проекта, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Проектная деятельность в ДОУ должна быть приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребёнка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных и творческих способностей ребёнка. В этот период происходит интеграция между общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается мелкая моторика рук, активизируется и обогащается словарный запас, легко устанавливаются контакты со взрослыми и другими детьми, развивается умение самостоятельно мыслить и делать выводы. Метод проектов предоставляет хорошую возможность для реализации своих творческих способностей для не уверенных в себе, застенчивых детей. Работа в подгруппах развиваеткоммуникативные и нравственные качества: умение договариваться, проявлять терпение и уважение друг к другу, умение выслушивать мнение другого. Большое значение имеет взаимосвязь педагога и родителей, которые становятся не сторонними наблюдателями, а вовлечёнными в учебный процесс участниками, что впоследствии снимает проблемы общения родителей и детей.
Источник
Эльмира Велиева
Проектная деятельность и важность проектной деятельности в дошкольном образовании
Основное образование и воспитание ребенок дошкольного возраста получает в семье и детском саду, это ни для кого не секрет. Дошкольные учреждения служат своего рода первой ступенью в образовании.
Проектная деятельность в таком случае играет очень большую роль, так как она помогает детям связать процессы обучения, воспитания и познания с событиями, которые происходят в жизни ребенка. Малыш заинтересовывается и увлекается этой деятельностью, потому что имеет непосредственное участие в ней.
Проектная деятельность положительно влияет не только на самих детей, но и на родителей и воспитателей, потому что во время реализации проекта, происходит объединение, дети учатся работать в коллективе, учатся проявлять себя, в них появляется уверенность.
Под понятием проект сегодня понимается метод изучения ребенком окружающей среды, который организован с педагогической точки зрения, который имеет определенные этапы и спланирован заранее. Производится практическая деятельность для достижения поставленных целей.
Также под проектом можно понимать самостоятельную или коллективную работу, творческой направленности, но которая обязательно имеет социально-значимый результат. В основу проекта ложится определенная задача, для ее решения нужен исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Понятие метода проектов включает в себя педагогическую технологию, основой которой является самостоятельная работа детей. Эта работа может быть любого направления – исследовательская, познавательная, продуктивная. В процессе ребенок познает окружающий мир и использует полученные знания. По сути своей метод проектов представляет собой организацию образовательного процесса таки образом, чтобы дети, которые участвуют в проекте, получали знания и умения, творческий опыт и т. д. А также очень важно, что дети могут выполнять постепенно усложняющиеся практические задания. Важно, чтобы ребенок понимал, что все, что он знает и умеет, он может где-то применить.
В методе проектов принято выделять три этапа.
1. Первый этап – подражательско-исполнительный, в основном он используется при работе с детьми в возрасте от 3,5 до 5 лет. При реализации проектов на этом этапе, дети имеют косвенное отношение к проекту, они действуют либо путем подражания взрослому, либо выполняют поставленную задачу на прямую.
2. Второй этап- развивающий, проектная деятельность этого этапа больше подходит для более старшего возраста, примерно 5-6 лет.
3. Третий этап – творческий, здесь задействованы дети 6-7 лет. В этот период очень важно поддерживать творческую деятельность и активность детей, создавать благоприятные условия для того, чтобы дети сами определили цель и содержание предстоящей деятельности.
При работе над проектом, задача воспитателя произвести правильную работу, чтобы она была максимально продуктивной.
Первым этапом в подготовке проекта является выбор темы для проекта. Тема должна отвечать на основные три вопроса, которые дети могут задать себе, в ходе выбора темы. ” Что я знаю? Что я хотел бы узнать? Как я могу это узнать?”
Когда дети участвуют в выборе темы для проекта, это положительно влияет на их развитие в целом потому, что они таким образом познают собственные интересы, могут оценить имеющиеся знания, а также развивается речь и речевой аппарат, потому что им приходится отвечать на вопросы, поставленные педагогом, рассуждать на те или иные темы, отвечать полностью и развернуто. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.
Вторым этапом является сама реализация проекта, он может быть как долгосрочным, так и длиться не продолжительное количество времени.
В данном случае задачей является реализация детских замыслов в условиях группы. Реализация может происходить через разные виды деятельности – творческую, продуктивную, экспериментальную и т. д.
Третий этап представляет собой презентацию. Основа этой презентации должен быть материальный продукт, который имеет непосредственную ценность для самих детей. В ходе реализации и создания этого продукта, дети раскрывают свой творческий потенциал, применяют уже имеющиеся знания и получают новые знания, которые они смогут использовать уже в последующих проектах и различных мероприятиях.
Здесь перед воспитателем ставится задача таким образом, что условия должны позволять детям рассказать о своей работе, осмыслить свои результаты. В процессе выступления перед сверстниками, ребенок приобретает такие навыки как владение своими эмоциями и невербальными способами общения.
Четвертый заключающий этап, это этап рефлексии. Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
Последовательность работы педагога над проектом:
• педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
• вовлекает дошкольников в решение проблемы;
• намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
• обсуждает план с семьями на родительском собрании;
• обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
• вместе с детьми и родителями составляет план? схему проведения проекта;
• собирает информацию, материал;
• проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта,
• даёт домашние задания родителям и детям;
• поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
• организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляет книгу, альбом совместно с детьми;
• подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Примером проектной деятельности можно привести проект “Семья” в старшей подготовительной группе № 5 “Антошка” ГБОУ Школа 1454 “Тимирязевская” ДОП “Тимирязевская”.
Проект являлся долгосрочным и длился на протяжении 2 лет. Перед проектом были поставлены определенные цели.
• Создание условий для формирования у детей желания и интереса к изучению истории своей семьи, ее традициям и обычаям
• Воспитание в детях любви и уважения к старшему поколению
• Привлечь родителей к совместной исследовательской деятельности и совместному творчеству.
• Укрепление связи между преподавателями ДОУ и семьей ребенка.
В ходе проекта, он был разделен на 4 части. В первое полугодие родители и дети должны были сделать “паспорт ребенка”. Собой он представлял небольшую анкету с данными ребенка, его фамилию, имя, отчество, адрес, любимый цвет, любимое животное и блюдо, и само собой, имена мамы и папы, братьев и сестер, и небольшой рассказ о них.
Второе полугодие было посвящено традициям семьи. Дети должны были составить небольшой рассказ о традициях, которые сложились в их семье.
В третье полугодие родители совместно с детьми должны были нарисовать герб семьи, который бы максимально правильно охарактеризовывал их семью.
Заключительным этапом проекта стало составление генеологического дерева.
Этот проект очень сильно сблизил родителей и детей, помог воспитателям узнать много нового о семьях своих воспитанников.
Дети же получили уникальные знания о своей семье, своих родственниках, о их жизни в прошлом и настоящем
Источник