Значение потешек в развитии ребенка

Значение потешек в развитии ребенка thumbnail

ЗНАЧЕНИЕ ПОТЕШКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Очень большое значение в воспитания малышей имеют потешки. Они вызывают в ребенке чувство сопереживания, дружелюбие, доброжелательность. Простота и мелодичность звучания потешкек помогает детям запомнить их. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры во время кормления кукол или укладывании кукол. Потешки должны соответствовать уровню развития детей. Интонация, с которой они произносятся, должна быть понятна детям. Читая потешку, необходимо менять интонацию голоса в соответствии со смыслом стишка. Учите эмоционально реагировать на «строгую» и «ласковую» интонации вашего голоса. Но не в коем случае не пугайте ребенка! Повторяйте потешку 2-3 дня, пока он проявит к ней интерес. На 4-5 день целесообразно поменять потешку.

Простые, короткие потешки побуждают детей к действию, произнесенные же на распев, ласково не громко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.

На все режимные моменты детей раннего возраста существуют различные потешки. Чтобы заставить детей двигаться, например, можно использовать такую потешку:

Встань малыш еще разок,

Сделай маленький шажок,

Топ, топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом.

Топ, топ!

Или

Ай таточки, ай таточки.

Встал мальчик на пяточки.

Стал на пяточках ходить,

Свою бабушку любить.

Или

Киска, киска, киска брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже дети, которые отказываются от еды, начинают есть с удовольствием, например,

Травка – муравка со сна поднялась,

Птица – синица за зерно взялась,

Зайка – за капустку,

Мишка- за корку,

Дети – за молоко.

Или

Умница Раинька

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Дневной сон для малыша просто необходим, а о ночном и говорить не приходится, он тем более нужен ребенку. Чтобы помочь быстрее уснуть, а после сна проснуться как можно спокойнее, можно использовать такие потешки:

Баю,бай, байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.

Баю, баю, баюшок,

Кладу Раю на пушок,

На пуховую кровать,

Будет Рая крепко спать.

Ночь пришла, темноту принесла,

Задремал петушок,

Уже поздно сынок,

Ложись на бочек,

Баю-бай, засыпай.

Ай качи, качи ,качи.

Петушок не кричи.

А приди к нам ночевать,

Нашу Сашеньку качать.

Петя – петушок качал,

Сашу убаюкивал.

Ходит сон по хате

В сереньком халате,

А сониха под окном

В сарафане голубом.

Ходят вместе они,

А ты доченька усни.

После сна можно использовать такие потешки:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся моя дружок,

Встань мой Юрочка.

Тяги, тяги, потягушеньки,

На дочку порастушеньки.

Ты расти здоровая во все время времечко

Как пшеничное тесточко.

Некоторые дети не любят умываться, некоторые при купании боятся воды. В таких случаях можно использовать такие потешки:

Ай, лады, лады, лады.

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок,

Чтобы щечки краснели,

Чтобы глазки блестели.

Чистая водичка

Умоет Коле личико,

Раечке – ладошки,

А пальчики – Антошке.

Во время сборов на прогулку с потешками легче и веселее одеваться. Вот например:

Вот они сапожки

Этот с левой ножки

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдет

Наденем мы сапожки

Этот с левой ножки

Этот с правой ножки.

Завяжите шарф потуже

Буду делать шар на стуже

Снежный шар я покачу

Побыстрей, гулять хочу.

У детей, как и у взрослых, бывает плохое настроение и хочется поплакать, бывает что они устали, или поссорились, можно приласкать их такой потешкой:

Это что тут за рев?

Уж не стадо ли коров?

Это не коровушка –

Это Юра – ревушка,

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Для всестороннего развития детей особое значение приобретают игры-забавы, развлечения с использованием фольклора (потешек). Необходимо вводить в игры с детьми хорошо известные им потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Вот некоторые из них: «Сорока-белобока кашу варила», «Идет коза рогатая, идет коза бодатая», «Наши уточки с утра –кря, кря, кря» и т.д.

Потешки и прибаутки, главными героями которых являются животные и птицы, помогают активизировать речь детей, побуждают их к высказываниям, повторению текстов, звукоподражанию голосом животного. Такие потешки учат добру, гуманному отношению к «братьям нашим меньшим». Например,

Курочка – тараторочка

По двору ходит

Хохолок раздувает

Своих деток подзывает

-Куд-куда,куд-куда!

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы…

Петушок, петушок,

Золотой гребешок

Шолкова бородушка

Масляна головушка

Что ты рано встаешь

Деткам спать не даешь.

Потешки помогают наблюдать за природныеми явлениями, любоваться ее красотой.

Ой, ты радуга-дуга

Ни давай дождя

Давай солнышка – колоколнышка!

Дождик, дождик поливай!

Будет хлеба урожай.

Дождик, дождик припусти

Дай капусте подрасти.

Солнышко – ведрышко,

Взгляни в окошечко!

Твои детки плачут,

По камушкам скачут!

Сосна, сосна,

От чего красна?

От того я красна

Что под солнышком росла.

Существуют потешки отражающие любовь е родине, дети познают быт, родственные связи

Ладушки, ладуши!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Рае два, Антошке два,

Юре два, Никите два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки.

Ладушки, ладушки

Где были?

– у бабушки.

что ели?

– кашку

Что пили?…

Этот пальчик – бабка,

Этот пальчик – дедка,

Этот пальчик – папенька,

Этот пальчик – маменька,

А вот этот – наш малыш
и зовут его Денис!

Особое внимание надо обращать на эмоциональное чтение произведений народного творчества, т.к. ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям. Потешки не оставляют ни одного ребенка быть равнодушным, если их доброжелательно преподнести.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, побуждает с раннего детства к познавательной активности. Развивает зрительное, слуховое восприятие, способствует созданию положительного эмоционального настроя. Помогает увеличить словарный запас, развивает память, внимание, воспитывает дружелюбие, сострадание, учит быть добрыми и ласковыми.

Источник

Юлия Бакулина
Консультация «Значение и роль потешек в жизни ребенка»

Очень большое значение в воспитания малышей имеют потешки.

Потешка – малый жанр устного народного творчества, она связана напрямую с жестами. Их использовать нужно в самом раннем возрасте.

Потешки, служат помощниками в воспитании звуковой культуры речи, у детей развивается речевой слух и произношение звуков.

Потешки, вызывают в ребенке дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания. Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их.

Во время игры ребенок, начинает вводить понемногу, народные потешки, когда кормит куколку или укладывает ее спать. Каждая потешка должна соответствовать своему возрасту. С помощью потешек, развивается мелкая моторика рук, все это взаимосвязано с развитием речи детей. Почти каждая потешка содержит в себе глаголы, в связи с этим происходит обогащение словарного запаса ребенка. Наряду с этим происходит формирование грамматического строя речи, развитие монологической и диалогической речи. Чем раньше мы начнем знакомить ребенка с фольклором, тем раньше он станет говорить, научится раньше связно выражать свои мысли, свои эмоции. Ребенок, подражая взрослому, постепенно начинает играть словами и звуками.

Потешки – развивают детскую фантазию, они являются самым доступным для понимания ребенка, музыкальным и развивающим средством, они помогают заложить прочный фундамент психофизического развития ребенка в дошкольный период детства.

Интонация, с которой произносятся потешка, должна быть понятна детям. Читая потешку, необходимо менять интонацию голоса в соответствии со смыслом стишка. Учите эмоционально реагировать на «строгую» и «ласковую» интонации вашего голоса. Но не в коем – случае не пугайте ребенка!

Читайте также:  Особенности физиологического развития ребенка

Для запоминания потешки, ее повторяют 2-3 дня, когда ребенок запоминает ее, меняют.

Короткие и простые потешки побуждают детей к действию, произнесенные же на распев, ласково не громко, успокаивают, настраивают на отдых, сон.

На все режимные моменты детей раннего возраста существуют различные потешки.

Нужно использовать как можно больше потешек, для развития речи малыша, чтобы интересно проводить время.

Каждый родитель развлекает детей потешками, играя пальчиками, ручками, ножками («Ладушки-ладушки», «Сорока-сорока», подбрасывая их на руках или коленях, многие дети любят, чтобы их гладили, прижимали к себе, обнимали, держали за ручки. В физическом контакте, как раз и способствуют насыщению потребности в ласке, фольклорные произведения.

Чтобы заставить детей двигаться, например, можно использовать такую потешку:

Чтобы ребенок начал двигаться, можно использовать такую потешку:

Киска, киска, киска брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Даже во время кормления, помогают некоторые потешки, детки с удовольствием начинают кушать,например:

Умница Раинька

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Чтобы помочь детям быстрее уснуть, а после сна проснуться как можно спокойнее, можно использовать такие потешки:

Ночь пришла, темноту принесла,

Задремал петушок,

Уже поздно сынок,

Ложись на бочек,

Баю-бай, засыпай,

Когда детки просыпаются можно использовать такие потешки:

Тяги, тяги, потягушеньки,

На дочку порастушеньки.

Ты расти здоровая во все время времечко

Как пшеничное тесточко.

Некоторые детки при купании боятся воды. В таких случаях можно использовать такие потешки:

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок,

Чтобы щечки краснели,

Чтобы глазки блестели.

Таким образом, в процессе игры больше разговаривайте со своим малышом, поощряйте двигательную и познавательную активность, в скором будущем, у малыша появится, красивая и эмоционально богатая речь.

Источник

      Очень большое значение в воспитания малышей имеют потешки.  Они вызывают в ребенке чувство сопереживания, дружелюбие, доброжелательность.  Простота и мелодичность звучания потешкек  помогает детям запомнить их. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры во время кормления кукол или укладывании кукол. Потешки должны соответствовать уровню развития детей. Интонация, с которой они произносятся, должна быть понятна детям.  Читая потешку, необходимо менять интонацию голоса в соответствии со смыслом стишка. Учите эмоционально реагировать на «строгую» и «ласковую» интонации вашего голоса. Но ни в коем случае не пугайте ребенка! Повторяйте потешку 2-3 дня, пока он проявит к ней интерес. На 4-5 день целесообразно поменять потешку.

    Простые  короткие потешки  побуждают детей к действию, произнесенные же на распев, ласково не громко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.

   На все режимные моменты детей раннего возраста существуют различные потешки. Чтобы заставить детей двигаться, например, можно использовать такую потешку:

Встань малыш еще разок,

Сделай маленький шажок,

Топ, топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом.

Топ, топ!

Или

Ай таточки, ай таточки.

Встал мальчик на пяточки.

Стал на пяточках ходить,

Свою бабушку любить.

Или

Киска, киска, киска брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже дети, которые отказываются от еды, начинают, есть с удовольствием, например,

Травка – муравка со сна поднялась,

Птица – синица за зерно взялась,

Зайка – за капустку,

Мышка – за корку,

Дети – за молоко.

Или

Умница Раинька

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Дневной сон для малыша просто необходим, а о ночном  и говорить не приходится, он тем более нужен ребенку. Чтобы помочь быстрее уснуть, а после сна проснуться как можно спокойнее, можно использовать такие потешки:

Баю,бай, байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.

Баю, баю, баюшок,

Кладу Раю на пушок,

На пуховую кровать,

Будет Рая крепко спать.

Ночь пришла, темноту принесла,

Задремал петушок,

Уже поздно сынок,

Ложись на бочек,

Баю-бай, засыпай.

Ай качи, качи ,качи.

Петушок не кричи.

А приди к нам ночевать,

Нашу Сашеньку качать.

Петя – петушок качал,

Сашу убаюкивал.

Ходит сон по хате

В сереньком халате,

А сониха под окном

В сарафане голубом.

Ходят вместе они,

А ты доченька усни.

После сна можно использовать такие потешки:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся моя дружок,

Встань мой Юрочка.

Тяги, тяги, потягушеньки,

На дочку порастушеньки.

Ты расти здоровая во все время времечко

Как пшеничное тесточко.

Некоторые дети не любят умываться, некоторые при купании боятся воды. В таких случаях можно использовать такие потешки:

Ай, лады, лады, лады.

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок,

Чтобы щечки краснели,

Чтобы глазки блестели.

Чистая водичка

Умоет Коле личико,

Раечке – ладошки,

А пальчики – Антошке.

Во время сборов на прогулку с потешками легче и веселее одеваться. Вот например:

Вот они сапожки

Этот с левой ножки

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдет

Наденем мы сапожки

Этот с левой ножки

Этот с правой ножки.

Завяжите шарф потуже

Буду делать шар на стуже

Снежный шар я покачу

Побыстрей, гулять хочу.

У детей, как и у взрослых, бывает плохое настроение и хочется поплакать, бывает что они устали, или поссорились, можно приласкать их такой потешкой:

Это что тут за рев?

Уж не стадо ли коров?

Это не коровушка –

Это Юра – ревушка,

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Для всестороннего развития детей особое значение приобретают игры-забавы, развлечения с использованием фольклора (потешек). Необходимо вводить в игры с детьми хорошо известные им потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Вот некоторые из них: «Сорока-белобока кашу варила», «Идет коза рогатая, идет коза бодатая», «Наши уточки с утра –кря, кря, кря» и т.д.

    Потешки и прибаутки, главными героями которых являются животные и птицы, помогают активизировать речь детей, побуждают их к высказываниям, повторению текстов, звукоподражанию голосом животного. Такие потешки учат добру, гуманному отношению к «братьям нашим меньшим». Например,

Курочка – тараторочка

По двору ходит

Хохолок раздувает

Своих деток подзывает

-Куд-куда,куд-куда!

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы…

Петушок, петушок,

Золотой гребешок

Шелкова бородушка

Масляна головушка

Что ты рано встаешь

Деткам спать не даешь.

Потешки помогают наблюдать за природными явлениями, любоваться ее красотой.

Ой, ты радуга-дуга

Ни давай дождя

Давай солнышка – колоколнышка!

Дождик, дождик поливай!

Будет хлеба урожай.

Дождик, дождик припусти

Дай капусте подрасти.

Солнышко – ведрышко,

Взгляни в окошечко!

Твои детки плачут,

По камушкам скачут!

Сосна, сосна,

От чего красна?

От того я красна

Что под солнышком росла.

Существуют потешки отражающие любовь е родине, дети познают быт, родственные связи

Ладушки, ладуши!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Рае два, Антошке два,

Юре два, Никите два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки.

Ладушки, ладушки

Где были?

– у бабушки.

что ели?

– кашку

Что пили?…

Этот пальчик  – бабка,

Этот пальчик – дедка,

Этот пальчик – папенька,

Этот пальчик – маменька,

А вот этот – наш малыш
и зовут его Денис!

Особое внимание надо обращать на эмоциональное чтение произведений народного творчества, т.к. ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям. Потешки не оставляют ни одного ребенка быть равнодушным, если их доброжелательно преподнести.

    Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, побуждает с раннего детства  к познавательной активности. Развивает зрительное, слуховое восприятие, способствует созданию положительного эмоционального настроя. Помогает увеличить словарный запас, развивает память, внимание, воспитывает дружелюбие, сострадание, учит быть добрыми и ласковыми.

Читайте также:  Методика развития мышления ребенка старшего возраста

Источник

Несмотря на то, что потешки называют малыми фольклорными формами, они играют большую роль в развитии и воспитании ребенка. Детские песни и потешки очень важны для развития речи. Кроме этого, они развлекают детей, воспитывают их, побуждают к активности, налаживают эмоциональный контакт ребенка с родителями, формируют чувство юмора.

В этой статье вы узнаете, в чем заключается польза потешек для малышей, познакомитесь с лучшими их примерами для развития движений, для отвлечения от боли, для успокаивания ребенка, для игр и инсценировок. Вы увидите, как усложняется содержание потешек в соответствии с возрастом ребенка.

Содержание:

  • Польза потешек для малышей
  • Виды потешек
    • Потешки-действия с повторяющимися движениями
    • Потешки, сопровождающие различные гигиенические мероприятия
    • Потешки для привлечения внимания ребенка к общению
    • Потешки для отвлечения от болезненных и нелюбимых действий
    • Потешки для успокаивания малыша
    • Потешки-диалоги
    • Потешки-песенки
    • Потешки-игры
  • Потешки по возрастам
    • Для детей до года
    • Для детей 1-2 года
    • Для детей 3-4 года
    • Для детей 4-5 лет
    • Для детей 5-6 лет
    • Для детей 7 лет
  • Основные выводы

Польза потешек для малышей

Потешки для развития речи ребенка очень важны, но их значение только этим не ограничивается. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка.

Чем полезны малые фольклорные формы для всестороннего развития малышей:

  • Способствуют эмоциональному и тактильному контакту малыша и взрослого

Взрослый, напевая или рассказывая потешку, обычно улыбается. Видя маму или папу в хорошем настроении, малыш получает сигнал о том, что все благополучно. Такое психологическое состояние способствует полноценному эмоциональному развитию. Пение потешек, сопровождающихся прикосновениями, объятиями и поцелуями, дает повод для тактильного контакта и сближения детей и взрослых.

  • Развивают речь

С помощью потешек развивается фонематический слух. В этих малых фольклорных формах используются часто повторяющиеся сочетания звуков – наигрыши. Они произносятся с разной интонацией, в различном темпе. Роль потешек в развитии речи ребенка трудно переоценить — она становится образной и эмоциональной.

  • Развивают мелкую моторику

Стихи с движением позволяют совершать различные действия, развивая мелкую и крупную моторику. Это способствует физическому развитию малышей. Имитация слов потешек координирует движения детей, связь текста с моторикой развивает внимание. Поскольку речь и мелкая моторика тесно связаны, такие потешки, как «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки», с раннего возраста готовят почву для стимуляции речевых навыков.

  • Имеют отвлекающий от боли, лечебный эффект

Ласковые слова потешек, произнесенные нежным голосом мамы или бабушки, отвлекают от боли, заставляют забыть об огорчениях. Существует мнение, что слушание потешек настраивает организм ребенка на биоритмы Земли. Поглаживая и массажируя пальчики малыша под известную «Сороку-ворону», мама стимулирует работу мозга, желудочно-кишечного тракта и других внутренних органов.

  • Развивают музыкальный слух

Многие потешки произносятся нараспев, тем самым позволяя петь их даже тем, кто не обладает музыкальными талантами. Эти небольшие фольклорные произведения, отшлифованные до совершенства многими поколениями, с раннего возраста знакомят малышей с лучшими образцами народного музыкального творчества.

  • Развивают эмоции

Нередко в потешках слова используются в уменьшительно-ласкательном варианте (головушка, бородушка, петушок), что вызывает любовь и уважение к герою этих малых фольклорных форм. Животные очеловечиваются — они продают орешки, метут избушку, несут воду.

  • Развивают чувство ритма

Звукоподражания (ду-ду-ду, ту-ту-ту, баю-бай) и рифмы (на дубу, во трубу) придают тексту потешек особую ритмичность. Ритм и рифма, разнообразные интонации в голосе родителей вызывают у детей чувство тепла и безопасности.

  • Воспитывают малыша, дают образец для подражания

Во многих потешках рассказывается о пользе умывания, правильного поведения во время еды, о том, что нужно заботиться о своем организме.

  • Учат доброте, сопереживанию

С помощью потешек ребенок получает образец правильного поведения: нужно делиться с другими, не обижать маленьких, быть добрыми, отзывчивыми, дружить и приходить на помощь друзьям.

Виды потешек, лучшие примеры. Утешаем, потешаем, купаем, играем, засыпаем с потешкой

Развитие речи с помощью потешек идет параллельно с воспитанием малыша, с формированием у него гигиенических навыков, с игрой и развитием эмоций. Тренировка слуха, зрения, чувства ритма, развитие фантазии и воображения – все под силу этим маленьким стишкам.

Потешки-действия с повторяющимися движениями

потешки с повторяющимися движениямиЭти потешки помогут закрепить движения для развития мелкой и крупной моторики. Сочетание стихов с движениями закрепляет полученные умения.

  • Мы ногами топ-топ-топ (топаем),

А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп (хлопаем),
По дорожке мы шагаем (топаем),
И в ладошки ударяем (хлопаем),
Топ, топ, ножки топ!
Хлоп, хлоп, ручки хлоп!
Ай, да малыши! Ай, да крепыши! (кружимся, руки на поясе)

  • Застучали ножки по ровненькой дорожке (топаем),

Застучали много раз, будет весело у нас (хлопаем),
Кулачком сильнее бей (кулачком по ладошке),
Только ручек не жалей,
Постучим мы кулачком и покружимся волчком! (кружимся)

  • Жил-был зайчик, длинные ушки (приставляем к голове),

Отморозил зайчик носик на опушке (прикрываем рукой),
Отморозил носик, отморозил хвостик,
И поехал греться (обнимаем себя)
К ребятишкам в гости.

  • Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,
И туда, и сюда повернемся без труда.

  • Мишка косолапый

По лесу идет.
Шишки собирает, песенки поет.
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб..
Мишка рассердился
И ногою – топ!

Потешки, сопровождающие различные гигиенические мероприятия

Маленькие песенки в лаконичной манере помогут малышу научиться умываться, одеваться, делать зарядку, подстригать ногти, есть, причесываться.

  • Вот проснулись, потянулись,

С боку на бок повернулись,
Потягушечки, потягушечки!,
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!

  • Водичка, водичка,

Умой Насте личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку,
Помоги, водичка,
Умыть Насте личико.

  • Тетка Агашка

Сшей мне рубашку,
Надо нарядиться –
Едем прокатиться!

  • Ванечка-Ванюша,

Кашку всю ты скушай.
Стукни ложкой, топни ножкой,
Хлопни ты в ладоши,
И погладь ты кошку!

  • Это кто у нас? Мизинчик!

Бегал с нами в магазинчик!
Покупал игрушки, сладкие ватрушки!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!

  • Ай, лады, лады!

Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!

  • Ай, бай, бай, бай!

Ты, собачка, не лай!
Ты, корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
А наш мальчик будет спать,
Станет глазки закрывать.

Потешки для привлечения внимания ребенка к общению и совместной деятельности

Нередко очень хочется рассказать малышу о своей любви, сказать ему ласковые слова, позвать что-то сделать вместе, просто привлечь внимание. И здесь тоже помогут потешки:

  • Ой, мой маленький,

Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький!

  • Ой, люли, та-ра-ра! На горе стоит гора,

А на той горе дубок, а на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах, в позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу, он играет во трубу.
Труба точеная, позолоченная.
Ту-ту-ту! Ду-ду-ду!
Утром он в трубу трубит, ночью сказки говорит.

  • Пошел котик на торжок, купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку, купил котик булочку.
Самому ли съесть, или Ване снесть?
Я и сам укушу, да и Ванечке снесу.

  • Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,
Зайки – за капустку,
Мышки – за корку,
Детки – за молоко.

  • Стуки-стуки, глянь в ворота: верно в гости едет кто-то.

Едет целая семья, впереди идет свинья,
Гусли гусь настроил, а петух – с трубою.
Кот и песик удивились – даже помирились.

Потешки для отвлечения от болезненных и нелюбимых действий

отвлекающие потешкиЭти потешки служат не только для развития речи малышей, но и заставляют забыть о боли.

  • От моей Оли
Читайте также:  Герб семьи развитие ребенка

Уйдите боли,
На чисто поле,
На синее море,
На темный лес,
На калину, на малину,
На горькую мать-осину.

  • У кошки боли,

У собачки боли,
У лошадки боли,
У Ванюши заживи.

  • У лисы боли,

У волка боли,
У моего сыночка
Боль на березку в лес улети!

  • Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки
Для Машиной потешки.

  • У киски болит,

У собачки болит,
А у Машеньки моей
Не болит-не болит.

  • Раз зубок, два зубок –

Скоро Машеньке годок,
Хнычет Машенька опять,
Будем Машу утешать:
Уж вы зубки вырастайте
Потихонечку, полегонечку –
Не мешайте Маше спать,
Не мешайте ей играть!
Будем прыгать и скакать,
Маму нежно обнимать!

Потешки для успокаивания малыша

  • Выйдет киска не спеша

И погладит малыша,
Мяу-мяу – скажет киска,
Наша детка хороша.

  • Ах, кокля-мокля,

Глазоньки промокли,
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.

  • Придет киска не спеша

И погладит малыша.
«Мяу-мяу» скажет киска,
Наша детка хороша.

  • Не плачь, детка,

Прискачет белка,
Принесет орешки
Тебе для потешки!

  • Не плачь, не плачь,

Куплю калач.
Не вой, не вой,
Куплю другой.
Не реви, не реви,
Куплю сразу три!

Потешки-диалоги. Учим по ролям, проговариваем, выполняем

Забавные диалоги – это своеобразные мини-спектакли, которые можно разыграть и дома, и на прогулке. Они развивают внимание, память, учат выразительности, помогают освоить богатство интонаций.

  • — Кисонька-мурысенька! Ты где была?

— На мельнице.
— Кисонька-мурысенька! Что ты там делала?
— Муку молола!
— Кисонька – мурысенька, что из муки пекла?
— Прянички!
— Кисенька – мурысенька, с кем прянички ела?
— Одна! (грозим пальцем)
— Не ешь одна, не ешь одна!

  • — Ножки, ножки, где вы были?

— За грибами в лес ходили!
— А вы, ручки, помогали?
— Мы грибочки собирали!
— Мы искали да смотрели,
Все пенечки оглядели.
Вот и Ванечки с грибком,
С подосиновичком.

  • Котятки, котятки, малые ребятки!

А кто у вас больший! А кто у вас меньший?
— Мы все подрастем, за мышами пойдем.
Один дедушка кот будет дома сидеть,
Да на печке лежать, нас с добром поджидать.

  • Тень-тень-потетень, выше города плетень.

Сели звери на плетень, похвалялись целый день.
Похвалялася лиса: «Всему свету я краса!»,
Похвалялся зайка: «Пойди, догоняй-ка!»,
Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!»,
Похвалялся медведь: «Могу песни я петь!»

  • — Чики-брики, ты куда?

— Чики-брики, на базар!
— Чики-брики, ты зачем?
— Чики-брики, за овсом.
— Чики-брики, ты кому?
— Чики-брики, я коню!
— Чики-брики, ты какому?
— Чики-брики, вороному!

Потешки-песенки. Двигаемся, поем

потешки с движениямиСтихотворные игры, в которых дети подражают действиям взрослых, очень нравятся малышам. Они разыгрывают целые инсценировки, сопровождаемые пением и движениями:

  • Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили,
Вот так, вот так, головой своей крутили (поворачиваем голову).
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так –
Дружно дерево качали (наклоняемся влево-вправо).
И вразвалочку ходили,
И из речки воду пили.
Вот так, вот так –
И из речки воду пили (наклоняемся вперед).
А еще они плясали,
Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так –
Кверху лапы поднимали! (поднимаем ручки)

  • Пошел старик дорогою,

Дорогою, дорогою.
Нашел козу безрогую,
Безрогую, безрогую.
— Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
Да ножками подрыгаем, подрыгаем.
А коза бодается,
Бодается, бодается.
А старик ругается,
Ругается, ругается.

  • Ой, лады, лады (показать ладошки),

Не боимся мы воды (топнуть ножкой),
Чисто умываемся (имитация умывания),
Маме улыбаемся (развести ручки в стороны и улыбнуться)

  • Вот болотце на пути!

Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок!
Веселей скачи, дружок!

  • На лошадке ехали, в огород заехали (руки держат воображаемые вожжи),

Гоп-гоп-гоп! Гоп-гоп-гоп! (хлопаем в ладоши)
Нам машине ехали, до угла доехали (руки держат воображаемый руль),
Би-би-би! Би-би-би! (давим на сигнал),
Паровозом ехали, до горы доехали (движения руки вверх-вниз),
У-у-у-у! (движение рукой сверху-вниз).

Потешки-игры. Играем, инсценируем

Развитие речи ребенка плавно стимулируют потешки-игры. Подражая движениям взрослого, малыш в игровой форме освоит точные движения рук, ног, языка, губ, выучит названия частей тела.

  • У меня пропали ручки (спрятать их),

Где вы, рученьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять!
(аналогичные действия с ушками, глазками, носиком)

  • В руки мы берем совочек,

Сыплем желтенький песочек,
Помоги мне, не ленись,
Наш куличик, получись!

  • Идет коза рогатая

За малыми ребятами.
Кто кашку не ест?
Кто молочко не пьет?
Забодает, забодает, забодает!

  • Еду, еду! К бабе, к деду

На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом…в яму!
Бух!

  • Три-та-тушки! Три-та-тушки!

Едет Ваня на подушке!
На подушечке верхом!
Бух! С подушки кувырком!

Потешки по возрастам

Растет малыш, усложняется и содержание потешек. Если потешки для развития речи детей 1,5 года напоминают ласковые песни, их чтение обязательно сопровождается выразительными жестами, то по мере взросления ребенка на первый план выходит содержание. Шести-семилетние дети с удовольствием инсценируют их и самостоятельно рассказывают в лицах.

Для детей до года

Ритмичность веселых потешек, чтение которых сопровождается маминым пением и ласковым поглаживанием ручек, ножек и животика, помогают малышу знакомиться с окружающим миром и налаживать контакт с близкими людьми.

  • Ой, качи, качи, качи!

В головах-то калачи,
В ручках прянички,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.

  • Как у нашего кота

Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

  • Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.
Чьи же это пятки –
Мягкие да сладкие?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорее, не зевай.
Одеяльцем накрывай!

  • Где же наши ушки?

Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!

  • Петушок, петушок,

Золотой гребешок!
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь?
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

потешки по возрастам

Для детей 1-2 года

Именно в 1,5-2 года у малыша интенсивно развивается активный словарь. Рассказывание потешек способствует его пополнению, развитию образной речи.

  • Котя, котенька-коток,

Котя, серенький лобок!
Приди, котя, ночевать,
Мою детоньку качать, прибаюкивать.
Уж как я тебе коту за работу заплачу:
Дам кувшин молока, дам кусок пирога.

  • Ладушки, ладушки

Пекла бабушка оладушки,
Маслом поливала, детушкам давала.
Даше два, Паше два,
Ване два, Тане два.
Хороши оладушки у нашей бабушки.

  • Огуречик, огуречик!

Не ходи на то тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет!

  • Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
Наши курочки в окно –
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А наш петя-петушок
Раным-рано поутру нам споет ку-ка-ре-ку!

  • Сидит-сидит зайчик

Под кустом, под кустом.
Охотнички едут
Едут-скачут в поле пустом,
Во поле пустом.
-Вы, охотнички, скачите,
На мой хвостик поглядите.
Я не ваш, я ушел.

Для детей 3-4 года

  • Тили-тили! Тили-тили!

Две козы траву косили.
Козочки молоденькие,
Хвостики коротенькие.

  • Как товар-то мой хорош!

Я продам его за грош,
Куплю волку кафтан,
А лисице – сарафан!
Белочке — сережки,
Зайчику – сапожки.
А медведю – балалайку,
Косолапый, поиграй-ка!

  • У медведя во бору

Сладких ягод наберу.
Не аукай, не кричи –
Спит хозяин на печи.
Ты на ц?