Значение ползания и лазания для развития ребенка

Значение ползания и лазания для развития ребенка thumbnail

Контрольная работа

по дисциплине : “Методика

физического воспитания и развития детей”

Специальность 050704

“Дошкольное образование”

Студентки группы 64 (1)

Заочного отделения

Васильевой Екатерины Геннадьевны

вариант 4

Тема: “Методика обучения ползаннию и лазанью детей дошкольного возраста.”

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Основная часть.

Значение упражнений в ползании и лазанье для разностороннего развития детей.

Виды и способы ползания и лазанья. Техника выполнения.

Последовательность обучения.

Особенности выполнения упражнений в ползании и лазании детьми дошкольного возраста.

Методика обучения.

Игры на ползание и лазание.

Заключение.

Список литероатуры.

Введение:

Лазание — это циклическое движение. В лазании и слезании с лесенки имеется кратковременная повторяемость элементов движений, похожих на ходьбу. Лазание осуществляется посредством поочередного движения рук и ног с опорой каждой ноги на рейки лестницы и задержкой обеих ног на них. Непрерывность повторения циклов при лазании определяется высотой гимнастической стенки (от 1 до 2 м).

Ребенок овладевает следующими видами лазания: подлезание, перелезание, пролезание, ползание на четвереньках по горизонтальной и наклонной плоскости (на полу, на гимнастической скамейке), лазание по вертикальной (гимнастической) стенке, стремянке, веревочной лесенке, канату и шесту.

Физиологическую основу лазания определяет формирование системы координированной деятельности ребенка. Лазание способствует познанию ребенком окружающей среды. Ползая на четвереньках, ребенок снимает отягощение с позвоночника, что способствует укреплению опорно-двигательного аппарата.

Лазание является сложным условным рефлексом, вырабатываемым в процессе многократных повторений. Оно вовлекает в работу значительную массу мышц и повышает функциональную деятельность всего организма ребенка, а также помогает формированию правильной осанки.

Достаточно разнообразные действия, характеризующиеся тем, что в перемещениях участвуют не только ноги, но и руки. Эти упражнения способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, укреплению основных групп мышц (особенно косых мышц, мышц живота, стопы и кисти). Кроме того, они оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, на воспитание гибкости, координации движений, глазомера, а также смелости и других качеств.

Ползание, лазание, перелезание способствуют укреплению мышц спины, брюшного пресса, позвоночника. Эти движения оказывают положительное влияние на формирование координированного взаимодействия в движении рук и ног, на укрепление внутренних органов систем. В связи с тем, что многие умственно отсталые дети в своем развитии минуют этап ползания, одна из задач физического воспитания – восполнить этот пробел в психическом развитии.

Большую группу разнообразных движений составляют ползание, подползание, переползание, пролезание и лазанье. Движения эти чрезвычайно полезны для детей, так как они способствуют укреплению крупных групп мышц — туловища, плечевого пояса, рук, ног, развитию гибкости позвоночника. С их помощью воспитываются ловкость, смелость, привычка к высоте.

Ползание и лазанье выполняются по циклическому типу, как ходьба и бег, т. е. при передвижении повторяются одинаковые движения рук и ног.

Чередование напряжения и расслабления мышц позволяет совершать движение длительное время не уставая и тем самым дает возможность укреплять организм, воспитывать выносливость.

Перелезание, ползание, лазанье относятся к любимым движениям маленького ребенка, Он часто повторяет их в игровых ситуациях и просто в виде упражнений, особенно в тот период, когда движение только осваивается.

Многократно влезает малыш в ящик и вылезает из него, лазает по ступенькам. Процесс выполнения активных действий ползания или влезания чередуется с моментами отдыха, когда ребенок стоит или сидит в ящике, на ступеньке, заборчике.

Основная часть.

Значение упражнений в ползании и лазанье для разностороннего развития детей.

Ползать ребенок начинает с 5—6 месяцев. Дети раннего возраста любят ползать, и это стремление надо поддерживать, предусматривая по возможности больше разнообразных упражнений в данном виде движения (подползание, переползание) не только во время занятий, но и в момент самостоятельной игровой деятельности.

Упражнения в лазаний и ползании полезны для ранних дошкольников. В их выполнении берут участие крупные мышечные группы (спины, живота, рук и ног). Эти упражнения требуют большого физического напряжения. Для их выполнения нужно иметь несложное оборудование, которое используется в домашних условиях (стулья, скамейка, обруч, палка). На детских площадках, в парках и скверах следует использовать гимнастические стенки, доски, кубы, бревно и г. д.

Дети дошкольного возраста довольно рано и быстро овладевают такими видами движений, как ползание по полу, пролезание в обруч, подлезание под палку (веревку, натянутую на высоте 50 см), перелезание через бревно, скамейку и т. д.

При ползании в упоре стоя ногами опираются на носки, а руками — на кисти (как медвежонок). Согнутую правую ногу подтягивают к груди, левую руку одновременно выставляют вперед, и тело перемещается вперед до полного выпрямления левой ноги. После этого подтягивают к груди левую ногу, правую руку выставляют вперед, и тело перемещается вперед до полного выпрямления правой ноги. Далее движение выполняется в той же последовательности. Ползать можно на коленях и кистях, а также на коленях и локтях (рис.1).

Рис. 1

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Значение ползания и лазания для развития ребенка
Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда…

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Значение ползания и лазания для развития ребенка
Мы поможем в написании ваших работ!

Значение ползания и лазания для развития ребенка
Мы поможем в написании ваших работ!

Значение ползания и лазания для развития ребенка
Мы поможем в написании ваших работ!

Источник

Особенности обучения ползанию и лазанию в разных возрастных группах

Автор: Масьярова Людмила Викторовна

инструктор по физической культуре

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – Детский сад № 56»

Г.Глазов, Удмуртская Республика

Ползание и лазание.

По исследованиям психологов дети, у которых наблюдается отставание в формировании основных моторных навыков, неуклюжесть, проблемы с удержанием равновесия и координацией движений; имеющихдислексию и дисграфию (нарушения чтения и письма),пропустили стадию ползания.

Читайте также:  Матрица возрастного развития ребенка дошкольного возраста

— 1,5 — 2 месяца — ребенок удерживает голову.
— 2,5 — 4 месяца — удерживает голову и поворачивает. Может лежать на животе с опорой на локти, подняв голову, голова на оси с туловищем. Этот навык нужен для начала формирования вертикальной оси тела.
— 3–4 месяцам – лежа на животе, ребенок опирается на раскрытые ладони.
— 4-5 месяцев — переворачивается со спины на живот. Чуть позднее — с живота на спину.
— 5-6 месяцев — ребенок вертится в положении на животе вокруг пупка. Это также нужно для формирования вертикальной оси тела и подготовки мышц к ползанию, сидению и прямохождению.
Следующий этап – раскачивание на четвереньках. Ребёнок опирается на колени и ладони, пытается начать движение, но мышцы пока еще плохо слушаются его, поэтому движения получаются только качательные.
5 -7 месяцев — ползание.
6 — 7 месяцев — сидение.
Ходить ребенок начинает к 1 году (без опоры).

Ползание необходимо для координации движений нижней и верхней половины тела, для поочередного включения правого и левого полушария головного мозга. Развитая координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие важны для большого спектра движений, таких как бег, прыжки, ловля мяча, вырезание ножницами, рисование, письмо, и других.

На этапе ползания закладываются навыки пространственной ориентации. Если пространственные связи недостаточно усвоены, будет искажено восприятие пространства, которое так важно и для способности правильно писать, для ориентации во времени (отсюда могут быть проблемы с чувством времени, с организованностью),

Ползание развивает тактильную чувствительность, формируются пространственные представления о собственном теле (схема тела), о соотношении тела и внешних объектов, а это важно для понимания и правильного употребления предлогов и слов в будущем, правильного восприятия сложных речевых конструкций – пространственно–временных, причинно–следственных. То есть ползание формирует предпосылки для освоения грамматики родного языка.

Таким образом, нарушение программы моторного развития, пропуск ползания, может в дальнейшем оказывать отрицательное влияние на целый спектр когнитивных функций, в том числе и речь.

Здесь важно понять, что речь идет о рисках, а не о прямом следствии. Мозг человека, особенно ребенка, удивительно пластичен. Многие проблемы частично или полностью могут быть компенсированы в будущем.

Ползание даёт возможность разгрузки позвоночника, который оказывается в горизонтальном положении. Получаемая детьми нагрузка распределяется более равномерно на руки и ноги, При ползании активнее работает верхний плечевой пояс, мышцы рук и шеи, что создает хорошие предпосылки для воспитания у детей правильной осанки.

Ползание и лазание полезно всем дошкольникам и должно использоваться в работе с детьми всех возрастных групп, не исключая и старших.

Основы ползания закладываются с раннего возраста.

С Первой младшей группы ( дети 2-3 лет) ребёнка учат ползать на четвереньках по прямой ; по доске, лежащей на полу; по наклонной доске, по гимнастической скамейке.

Во 2 младшей и средней добавляется ползание змейкой между предметами, ползание по скамейке на высоких четвереньках; на животе, подтягиваясь руками, по-пластунски. Высота скамейки увеличивается.

Следует обращать внимание на характер движения малыша: движение рук и ног должно быть переменным. (не одновременно руки или ноги). Желательно перекрёстное движение. При ползании по скамейке следить за хватом рук за края. Научить подниматься и спускать со скамейки.

Подниматься детей на скамейку можно научить разными способами (но лучше одним, а остальные разучивать со средней группы):

Спереди – подойти к концу скамейки, наклониться, опереться руками, затем поочередно поставить на скамейку одно и другое колено (ступню);

С боку – встать сбоку скамейки, наклониться, взяться за ее края, опираясь на руки, поставить одно, а затем другое колено;

Из положения сидя -сесть верхом на скамейку, взяться руками впереди себя за ее края, опереться на руки и поставить поочередно колени ног на скамейку сзади.

Слезть со скамейки можно разными способами:

Опустить ноги сбоку на пол, отпустить руки, выпрямиться.

Подняться на скамейке, выпрямиться и сойти со скамейки вперед, вправо, влево или спрыгнуть с нее;

Сползти со скамейки, опираясь руками о пол.

В старших группах ползание совершенствуются и усложняются.

При ползании на животе, подтягивать тело можно и одной рукой.

Используется ползание на спине нужно захватить края скамейки согнутыми руками на уровне пояса и, разгибая их, скользить по ней. Хват руками за края скамейки можно сделать за головой и подтягиваться одновременно двумя руками или одной. Сначала можно помогать скольжению, отталкиваясь двумя ногами или поочередно, а затем держать ноги прямыми.

Можно добавить ползание на полу из положения сидя, упор сзади. Рационально использовать одноимённый и разноимённый способ ползания.

С 1мл.группы используется подлезание под воротца, веревку на четвереньках(высота 40-30 см), со 2 мл. – 50см, прямо не касаясь пола. пролезание в обруч.

со средней группы – подлезание боком

Прямо,не касаясь руками пола – При подлезании под веревку головой вперед сначала ребенок, наклонившись, проносит голову, затем, прогибаясь в спине, передвигает одну ногу, потом другую.

Боком– При подлезании правым (левым) боком – встать к препятствию боком – сначала передвигается правая (левая) нога, затем прогибается спина и проносится голова, а после этого переставляется левая (правая) нога.

Пролезание в обруч выполняется разными способами:

ребенок держит обруч в руках горизонтально, пролезает сначала одной ногой, потом другой, затем поднимает его вверх над головой и возвращает в исходное положение;  

обруч поднимается прямыми руками над головой, затем опускается сверху вниз и ребенок перешагивает через него сначала одной ногой, потом другой.

Пролезание проводится также в вертикально поставленные обручи (сначала голова, рука и нога, потом вторая рука и нога), в пролеты между рейками лестницы, поставленной на ребро (из одного окошечка в другое).

Читайте также:  Игры на развитие речи с ребенком карточки

С 1 мл.группы учат перелезаниючерез бревно. гимнастическую скамейку

из положения лёжа – Для перелезания через бревно, нужно, держась руками лечь вдоль предмета на живот и, перенести вначале на противоположную сторону ноги, затем – руки или одну ногу и руку, а потом вторую ногу и руку.

Из положения стоя – обхватить края скамейки, перенести по очереди ноги на другую сторону, отпустить руками скамейку.

Во 1 и 2 мл. группах учат Лазанию по лесенке-стремянке вверх -вниз , гимнастической стенке вверх и вниз (высота 1,5 м) удобным для ребенка способом. Упражнения в лазании начинаются тогда, когда дети уверенно умеют ползать как по полу, так и по скамейке.

В средней добавляется перелезание с одного пролета на другой вправо и влево приставным шагом.

Со старшей группы лазанье по гимнастической стенке (высота 2,5 м)с использованием перекрестного и одноименного движения рук и ног.

С подготовительной группы – перелезание с пролета на пролет по диагонали.

В младшем дошкольном возрасте дети влезают на стенку удобным для них способом.Задача: преодоление страха высоты, правильный хват за перекладину, поочерёдное передвижение рук и ног. В начале обучения лучше использовать поэтапное объяснение: воспитатель называет действие, дети (небольшая подгруппа) воспроизводят его, взрослый при крайней важности тут же исправляет. Далее выполняется следующее действие.

Воспитатель, показывая и объясняя движение, главное внимание обращает на хват руками за рейку (большой палец снизу рейки, остальные сверху) и на постановку ноги на рейку (серединой стопы).

Руки ставятся на уровне глаз ребёнка.(не выше головы, не ниже груди)

При влезании руки слегка согнуты, раздвинуты примерно на уровне плеч, туловище не прижимается к лестнице и не откланяется на уровень прямых рук.

Обратить внимание на лишние сгибания и разгибания рук,«хват»локтем. На последовательность движений рук и ног. Не правильно: руки поднялись несколько раз, а потом ноги поднимаются чуть ли не до рук. Нельзя пропускать рейки.

Самый простой способ лазания – приставной шаг. С него начинается работа в младшей группе. Обращаясь к малышам, воспитатель говорит: “Подойдите к гимнасти­ческой стенке и возьмитесь руками за рейку, на которую смотрят глазки…” Надо помочь каждому малышу уви­деть эту рейку. Поставьте ногу на нижнюю рейку так, чтобы носочки выступали вперед… Вторую ногу поставь­те рядышком… Теперь возьмитесь руками за реечку по­выше… Переставьте ноги… «Поднимаем Ручки – поднимаем ножки».

Дети должны упражняться в лазании обязательно со страховкой воспитателя (стоит сзади) и с матами на полу.

Со средней группы дети начинают осваиватьпе­ременный (чередующийся шаг), им нужно подсказывать: “Возьмитесь одной рукой за реечку напротив глаз, а вто­рой – за следующую повыше…” При спуске: “Надо на­чинать спускаться с ноги, которая стоит выше, потом опустить руку, которая выше…” На этом уровне обучения, как правило, в каждый мо­мент опираются на три точки – две ноги и одну руку, или две руки и одну ногу.

По мере того как дети осваивают переменный шаг, их начинают учить ритмичным согласованным действиям – одноименному и разноименному способам, характерным для старшей группы. Легче осваивается одноимённый.

Перед лазанием проводим имитационные движения, подводящие упражнения.

Одноимённый – Медведь. Разноимённый – Паук.В случае если освоение разноименного спо­соба подходит ползание по-пластунски – движения похожие.

При лазании обращаем внимание на одновременную постановку руки и ноги. “Возьмитесь правой рукой за реечку выше той, на которую смотрят глазки… Поставьте правую ногу на нижнюю рейку. А теперь сразу поставим на следующие рейки левую руку и левую ногу… Я буду подсказывать: “Левые… правые… Начали!”

Переход с одного пролета гимнастической стенки на другой выполняется приставным шагом влево и вправо на одном уровне на высоте 1-2 рейки снизу – для средних (младших); 3-4 для старших.

Переход с одного пролета гимнастической стенки на другой по диагонали выполняется снизу вверх и сверху вниз.

Таким образом, использование упражнения в равновесии, ползание, лазание с раннего возраста, как на физкультурных занятиях, так и в повседневной жизни ребёнка в саду и дома, будет способствовать не только моторному развитию ребёнка, но и развитию когнитивной сферы, Ведь моторные навыки и когнитивная функция — это один и тот же неврологический процесс.

Источник

Титова Н.А. МБДОУ ДС № 16 «Тополёк» г. Николаевска – на – Амуре

Управление образования Николаевского муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

 по художественно – эстетическому развитию детей

№ 16 «Тополёк» г. Николаевска – на – Амуре,

 Хабаровского края

Консультация для педагогов и родителей

«Ползание и лазание как основной вид движений в развитии двигательной активности детей раннего и дошкольного возраста»

Подготовила старший

воспитатель Титова Н.А.

2019г.

       С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Главным образом это члены семьи дошкольника. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей.

       Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовательном учреждении позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению ослабленных от рождения детей, а так же укреплять внутрисемейные отношения.

       Занятия по физкультуре проводятся 2-3 раза в неделю в первой половине дня. Их продолжительность, как и остальных занятий в детском саду, — 15-30 минут. Это связано с тем, что очень сложно удержать внимание ребенка дольше этого времени.

Читайте также:  Как помочь развитию ребенка с рождения

Занятия по физкультуре проводятся в специально оборудованном спортивном зале.

       Физкультура проводиться, как с музыкальным сопровождением, так и без него. На занятиях по физкультуре детей в игровой форме учат прыгать в длину, в высоту, запрыгивать на «ступеньку», прыгать на одной и на двух ногах, бегать, приседать, ходить паровозиком, ползать, лазать по шведской стенке, ловить и кидать в цель мячик. Помимо этого изучаются разные виды ходьбы: ребенок учится ходить, «как мишка косолапый», «как лисичка» и так далее (то есть опираться на разные части стопы), прыгать, «как зайчик попрыгайчик», высоко поднимать колени при ходьбе.

В старших группах для детей проводятся эстафеты с преодолением препятствий (подлезть под перекладину, перепрыгнуть через барьер, бежать змейкой).

Содержание занятий по физкультуре напрямую зависит от имеющегося инвентаря в спортивном зале.

 Помимо непосредственно занятий по физкультуре ежедневно проводится утренняя гимнастика, которая состоит из поворотов и наклонов головы, махов руками, наклонов туловища, приседаний. Продолжительность утренней гимнастики – 5-10 минут.

В перерывах между сидячими занятиями и после дневного сна тоже устраиваются, так называемые, физкультурные пятиминутки, дающие ребенку возможность размять тело.

Теперь остановимся на конкретном виде движений ползание и лазание, как меняются виды движений в разных возрастных группах. Стремление и ползанию и лазанью у детей очень велико. Воспитателям следует поддерживать это стремление, вовлекающие в работу крупные мышечные группы.

Ползать дети начинают еще в раннем возрасте под дугу, веревку, по наклонной доске, по ограниченной поверхности. Такие виды ползания используются в играх, например «Доползи до погремушки», «В воротики», «Не наступи на линию» и т.д.

Сложным видом движений для детей раннего возраста является лазаньем. Дети лазают не уверенно, передвигают сначала руки, потом ноги, смотрят в низ, прежде чем поставить ногу. Постепенно добавляются новые виды движений, увеличивается дозировка выполнения движений, исходя из возраста детей.

Во 2 младшей группе дети широко пользуются ползанием в творческих играх. Ползая на четвереньках, они применяют разные способы: опираясь на колени и ладони, колени и предплечья. Движения ползанья ловки и уверенные. Гораздо сложнее ползание в сочетании с упражнениями в равновесии. Например, ползание по бревну, по гимнастической скамейки, ползание по наклонной доске и сползание с нее.

 Лазанье на этом возрастном этапе требует от детей большого напряжения и внимания, значительной мышечной силы, ловкости. Эти качества еще слабо развиты, поэтому лазают они медленно и в произвольном темпе. Лазая, дети чаще выносят вперед разные руку и ногу. Это увеличивает уверенность ребенка в лазанье, подводит его к применению чередующегося попеременного шага.

Средняя группа. Дети продолжают упражняться в разных способах ползания. Вводится ползание на четвереньках с опорой на колени и на предплечья, пальцы рук вытянуты вперед. Как и прежде, воспитатель требует от детей, что бы они проползали все указанное расстояние. По гимнастической скамейке дети ползают, захватывая руками кроя скамейки. Они взбираются на скамейку двояко: встав с боку скамейки, наклоняются, и берутся за кроя опираясь на руки. Ставят одну, а затем другую ногу на колени; садятся верхом на скамейку, берутся впереди себя за ее края, опираются на руки и потом поочередно ставят ноги на скамейку.

Передвигаясь по наклонным доскам, дети не только вползают по ней на четвереньках вверх, но и сползают в низ. Дети пробуют ползать по круглому бревну, а также ходить «по – медвежьи» опираясь на рейки, положенной на пол лестницы.

Лазанье по стремянки усложняется заданием перелезть через нее на другую сторону. Показом и пояснением воспитатель побуждает детей к лазанью по гимнастической стенке переменным шагом. Новым в этой группе является переход от одного пролета гимнастической стенки на другой.  Выполняется приставным шагом в одну и в другую сторону.

Для старших дошкольников ползание не менее полезно, чем для малышей. Особенно благоприятны они для развития силы рук, плечевого пояса и туловища. Дети легко осваивают новые комбинации движений на полу, скамейке, лестнице и т.д. Например, детям предлагается переползти через 2 – 3 скамейке, поставленные параллельно, встать, повернуться и, перешагивая через скамейки пройти в обратном направлении. Для подлезаний и перелезаний в старшей группе имеются приставные лестницы. Дети, например, ползают между рейками поставленной на бок лестнице на животе, опираясь на предплечья, только слегка помогая себе ногами.

Значительно больше времени уделяется лазанью по вертикальным лестницам, трибунам, гимнастическим стенкам. Все дети должны уметь влезать до самого верха стенки, переходить с пролета на пролет приставным шагом на высоте 4 – 6 рейки и выше. Также осваивают переход с пролета на пролет  с одновременным подниманием вверх по диагонали. Знакомятся с лазанием чередующимися шагами одноименным и разноименным способом.

В подготовительной группе дети не разучивают новых способов ползания, они упражняются в уже знакомых движениях, для которых создаются более сложные условия. Например, пройти на четвереньках по рейкам горизонтальной  лестницы, приподнятой от пола на 50 см. и более. Проползти по гимнастической скамейке, спиной вперед на четвереньках. Дети пробуют скользить по скамейке на спине. В этом упражнении оно или берутся за края скамейки руками на уровне пояса, или берутся по дальше за головой и подтягиваются руками.

Во время лазанья по наклонным и вертикальным лестницам продолжается освоение одноименного и чередующегося попеременного шага. В подготовительной группе дети переходят с пролета на пролет гимнастической стенки, поднимаясь и опускаясь по диагонали. Кроме того,  разучивают перелезание через верх стенки на другую сторону.

Источник