Значение подвижной игры для развития ребенка
Наталья Нагорная
Значение подвижных игр для дошкольников
СЛАЙД 1
Тема: «Значение подвижных игр для дошкольников»
МБДОУ детский сад №26
Воспитатель Нагорная Наталья Евгеньевна
СЛАЙД 2
Подвижная игра – это сложная эмоционально-окрашенная двигательная деятельность, обусловленная правилами (А. В. Кенеман).
Подвижная игра оказывает всесторонне влияние на физическое развитие и оздоровление организма ребенка.Двигательная активность детей в процессе игры вызывает: усиление всех жизненно-важных функций, обменных реакций.
Педагогическая игра служит методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков.
В процессе подвижной игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Ребенок действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения.
Подвижная игра наиболее характерна для детей дошкольного возраста. Игровая деятельность, в какой бы норме она не выражалась, всегда радует ребенка, а подвижные игры многообразными моментами веселой неожиданности особо благотворно влияет на повышение жизненного тонуса у детей. В этом источнике радостных эмоций заключается великая воспитательная сила.
СЛАЙД 3
Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует быстроту, силу, выносливость. Учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, представления, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей, учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологией.
СЛАЙД 4
Подвижные игры направлены, по своей сути, на развитие физических качеств, таких как ловкость, координация и прочее, и сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
СЛАЙД 5
Подвижныеигры классифицируются по следующим признакам:
1. По возрасту;
2. По содержанию;
3. По преобладающему виду движений;
4. По физическим качествам;
5. По видам спорта;
6. По признаку взаимоотношений играющих (игры с соприкосновением с противником и игры без соприкосновения);
7. По сюжету (сюжетные и бессюжетные);
8. По организационной форме (для занятий физкультурой, активного отдыха, физкультурно-оздоровительной работы);
9. По подвижности;
10. По сезону (летние и зимние);
11. По месту занятий;
12.По способу организации играющих: командные и некомандные.
Отличают элементарные подвижные игры (игры с правилами) и спортивные игры – баскетбол, хоккей, футбол и др., В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры.
СЛАЙД 6
Педагогические условия – целенаправленный комплекс мероприятий, создаваемый педагогом, способствующий развитию физического воспитания.
Условия организации и проведения подвижных игр в ДОУ
Условие 1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
С детьми младшего дошкольного возраста после окончания игры оценивается, как проходила игра, как дети выполняли правила, как относились друг к другу. В старших группах постепенно вводятся элементы соревнования, сравниваются силы команд, а потом и отдельных игроков.
Также должны учитываться гендерная принадлежность детей и характер межличностных отношений.
Условие 2. Оборудование и оснащение игровой площади
Место игры должно соответствовать ее содержанию, подходить по размеру для количества играющих, соответствовать гигиеническим нормативам, быть безопасным, удобным для детей, не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом для посторонних, местом для иных занятий взрослых и детей и т. п.).
Игровые площадки для дошкольных групп оборудуют с учетом высокой активности детей в играх – турниками, гимнастическими стенками, горками, лесенками, качелями, лабиринтами, крупными строительными наборами. Оборудование должно быть надежно закреплено. Поверхность не должна иметь острых выступов, шероховатостей и выступающих болтов.
Условие 3. Соблюдение детьми правил игры
Подвижные игры всегда содержат правила,что придает игре объективный характер: правилам подчиняются все участники игры и наиболее ценна победа игрока, честно соблюдавшего все правила.
Условие 4. Педагогически грамотное распределение ролей
Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Для многих подвижных игр требуются капитаны, водящие, т. е. командные роли. Игровая практика детей накопила немало демократических примеров разделения ролей, таких, как жеребьевка, считалки, очередность выполнения роли в игре, бросание кубика с цифрами и т. п.
При распределении командных ролей педагогу следует исходить из того, что роль должна помогать, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам или ребятам, сторонящимся детского коллектива – проявить себя, сдружиться со всеми.
Условие 5. Постепенный переход от коллективных игр и командных соревнований к подвижным играм, где важен индивидуальный результат.
Цель первого этапа –мотивационная: получение детьми удовольствия от самого процесса игры и укрепление желания играть в подвижные игры.
Цель второго этапа – функциональная, она связана с выполнением правил игры, освоением новых движений, ролей, развитием ловкости и скорости движений.
Цель третьего этапа –соревновательная: ребенок должен добиться результатов, войти в тройку лучших игроков, выиграть.
Условие 6. Создание ситуации успеха
Стремление «быть лучше, чем все» создает мотивы достижения успеха, является одним из условий развития воли и формирования рефлексии, т. е. способности осознавать свои достоинства и недостатки. Следовательно, у детей необходимо повышать уровень притязаний,иногда прибегая к целенаправленному созданию ситуации успеха: начать с простых игр, где каждый ребенок может выиграть. Далее необходимо поддерживать стремление «быть лучше всех», т. к. это позволит ребенку обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности и в общении.
Условие 7. Проведение с детьми беседы о восприятии победы и поражения
В подвижных играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. Стремление «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. Потребность в признании «быть лучше, чем все» проявляется в желании ребенка выиграть.
Исходя из того, что дети будут сильно стремиться выиграть, быть победителем, а, столкнувшись с трудностями и неудачами, они испытают отрицательные эмоции разочарования и страха, целесообразно провести с ними несколько бесед на тему «Сегодня – побежденный, завтра – победитель». В процессе беседы необходимо подвести детей к выводу «Невозможно победить, не рискуя проиграть!».
СЛАЙД 7
Правила и двигательные действия подвижной игры закрепляют в сознании детей представления о существующих в обществе отношениях между людьми, о поведении в реальной жизни.
Образовательное значение имеют игры, по структуре и характеру движений подобные двигательным действиям, которые изучаются во время занятий гимнастикой, легкой атлетикой, плаванием, спортивными играми, лыжным и другими видами спорта. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые в играх, легко перестраиваются при последующем, более углубленном, изучении техники двигательных действий и облегчают овладение ими. Игровой метод особенно рекомендуется использовать на этапе начального освоения движений.
Многократное повторение двигательных действий во время игры помогает формировать у детей умение экономно выполнять их. Надо приучать их использовать приобретенные навыки и умения в нестандартных условиях.
СЛАЙД 8
Не менее важны игры с различными мелкими предметами. Упражнения с мячами, мешочками и другие повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, совершенствуют двигательную функцию рук и пальцев.
При правильной организации занятий, с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности дошкольников, подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки, а также повышают функциональные возможности организма.
Подвижные игры оказывают положительное влияние на нервную систему дошкольников. Для этого педагог обязан оптимально дозировать нагрузку на память и внимание играющих, строить игру так, чтобы она вызывала у детей положительные эмоции. Плохая организация игры приводит к появлению отрицательных эмоций, нарушению нормального течения нервных процессов и возникновению стрессовых ситуаций.
Строгие и четкие правила в подвижных играх способствуют упорядочиванию взаимодействия участников и устраняют излишнее возбуждение.
СЛАЙД 9
Особенно ценно в оздоровительном отношении круглогодичное проведение подвижныхигр на свежем воздухе: дети становятся более закаленными, усиливается приток кислорода в их организм.
СЛАЙД 10
Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.
Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.
СЛАЙД 11
Вывод:
Игра – тот вид деятельности, в процессе которого отражается накопленный детьми жизненный опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются новые навыки и умения, необходимые для успешной трудовой деятельности, воспитываются организаторские способности.
Таким образом, подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом. Обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.
СЛАЙД 12
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Источник
Подвижные игры и их значение в развитии личности ребёнка-дошкольника. Разнообразие подвижных игр.
Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами». Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижные игры способствуют формированию жизненно важных качеств личности таких как: инициатива, целенаправленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, быстроту реакции, координации движений, ловкости. В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Очень важно физически тренировать детей с раннего возраста.
Подвижная игра одновременно оказывает разностороннее воздействие на организм ребенка.
Оздоровительное: совершенствования движений; развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений, активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.
Умственное: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир.
В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.
В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью. В игре происходит: формирование дружного детского коллектива, самостоятельности, положительного отношения к труду, становление личности ребенка, формирование здоровья.
Таким образом, подвижные игры оказывают комплексное разностороннее влияние на ребенка. Подвижные игры проводятся с детьми ежедневно. В утренние часы, до завтрака, целесообразно дать детям возможность поиграть самостоятельно. Подвижная игра, организованная со всей группой детей, может заменить утреннюю гимнастику. Перед занятиями уместны игры средней подвижности, для малышей это игры чаще всего индивидуального порядка. Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки. На утренней прогулке после занятий проводятся разные по характеру подвижные игры. Их количество и длительность в отдельные дни недели не одинаковы. При подборе игр учитываются предшествующие занятия. Для обеспечения достаточной двигательной активности детей в режиме дня программа по физической культуре предусматривает определенную длительность не только физкультурных занятий, но и ежедневных подвижных игр на прогулках (как на утренней, так и на вечерней).
Для детей третьего года жизни в дни, когда проводятся физкультурные занятия, длительность подвижных игр может быть 6-8 мин. В другие дни следует проводить подвижные игры в сочетании с различными физическими упражнениями. Их общая длительность может доходить до 10-15 мин.
С детьми четвертого года в дни физкультурных занятий составляет 6-10 мин. В остальные дни время увеличивается до 15-20 мин.
На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры, как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, но желательны игры малой подвижности. Для этого времени хороши игры с текстом, с пением, хороводные. Их длительность от 5 до 10 мин.
С детьми старшего дошкольного возраста длительность подвижных игр и физических упражнений на прогулке 8- 12 мин. В остальные дни 20 – 25 мин.
Классификация подвижных игр:
Подвижные игры делят на элементарные и сложные.
Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.
Бессюжетные подвижные игры: «Ловишки», «Перебежки» – не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.
В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий.
К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, кольцеброс, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.).
В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.
К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр, и дети играют по упрощенным правилам.
Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений, играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов). В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.
Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.
Очень важно закончить игры своевременно. Преждевременное окончание игры нежелательно, так же и затягивание ее. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий».
Подведение итогов игры:
Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Необходимо разобрать игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике.
Источник