Значение подросткового периода в развитии ребенка
Место и значение подросткового периода в развитии ребенка.
Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношение.
Важнейший фактор развития личности подростка – его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми т товарищами, наконец, на самого себя.
Однако процесс становления нового растянут во времени, он зависит от многих условий и поэтому может происходить неравномерно по всему фактору. Это определяет, с одной стороны, сосуществование в подростке «детскости» и «взрослости», а с другой – наличие у подростков одного и того же паспортного возраста существенных различий в степени развития разных сторон взрослости. Это связано с тем, что в обстоятельствах жизни современных школьников есть моменты двоякого рода: 1. Тормозящие развитие взрослости: занятость детей только учением при отсутствии у большинства из них других постоянных родителей освобождать ребят от бытового труда, забот и огорчений, опекать во всем; 2. Овзросляющие: огромный поток разнообразной по содержанию информации: большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого – ранняя самостоятельность детей, интенсивное развитие общения с товарищами; акселерация физического развития и полового созревания.
Общее направление в развитии взрослости подростков может быть разным, и каждое направление может иметь множество вариантов. Важность подросткового периода определяется тем, что в нем закладываются основы и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности.
Почему этот возраст трудный.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость. Депрессия, многие из них порой начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими из-за несовпадения темпов роста разных частей тела и резкой смены его пропорций и т.п. важно отметить, что даже у абсолютно нормальных подростков возраст, в котором появляются первые признаки полового созревания, ровно как и последовательность появления этих признаков, колеблется в значительных пределах. Это нередко ведет к мучительным переживаниям подростка, обусловленным тем, что уровень его физического и физиологического развития отличается от такового у большинства сверстников. Следствием таких переживаний может быть снижение самооценки. Подростку испытывающему множество резких физических и физиологических изменений, связанных с половым созреванием, вообще бывает нелегко удерживать субъективное ощущение целостности и стабильности своего «Я», или чувство идентичности, что в свою очередь порождает множество личностных проблем. Одна из них, в частности, связано с появлением в подростковом возрасте полового влечения, часто изменяющего всю систему мотивов и переживаний.
В подростковом возрасте могут впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний или значительными затруднениями процесса формирования личности. «Переходный возраст, – писал Л.С. Выготский, – предъявляет совокупность условий, в высшей степени благоприятствующих как внешним травматическим воздействиям, так и обострению и проявлению внутренних конституциональных задатков и предрасположений, которые до того находились в латентном состоянии».
В этом возрасте мы встречаемся с самым большим количеством так называемых «трудных» детей. Но даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций. Этот возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что некоторые исследователи склонны рассматривать его как о.дин сплошной затянувшийся конфликт, как «нормальную патологию»
Самопознание, самоопределение, самореализация.
Для обозначения аффективных, когнитивных и поведенческих компонентов, сфокусированных на «я» подростка как некоторой целостности, интенсивно развивающейся в данный возрастной период, многочисленные исследователи этого процесса используют самые различные термины: самосознание, я –концепция, я- схема, образ Я, самоидентичность и т.п.
Анализ содержания и динамики переживаний подростков на протяжении этого возраста говорит о том, что и для младших, и особенно для старших подростков характерны переживания, так или иначе связанных с их отношением к себе, к собственной личности. Почти все переживания, относящиеся к процессу познания подростком себя, оказываются отрицательными. Количество таких отрицательных переживаний, связанных с нахождением у себя все новых недостатков и негативных качеств, с возрастом все время растет. Есть все основания думать, что это не просто некоторая возрастная характеристика развития самосознания, а во многом результат интериоризации, усвоения подростком тех представлений и оценок, которые имеют на его счет окружающие подростка взрослые, прежде всего учителя и родители. Суждения о недостатках были всегда предельно конкретными, разнообразными, менялись с возрастом подростка.
Мощным фактором саморазвития в старшем подростковом возрасте становится возникновение у школьников интереса к тому, какой станет их личность в будущем. И эти переживания недооцениваются взрослыми, которые считают их характерными только для старших школьников. Соответственно воспитание подростков с учетом перестройки их мотивационной сферы, связанной с более ранней ориентацией на будущее, не осуществляется.
Общение со сверстниками.
Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.
Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком – то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения детей в средних классах. Как показывают исследования, именно недоумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений подростков.
Содержание общения младших подростков сосредоточивается главным образом вокруг вопросов учения и поведения, а старших – вокруг вопросов личностного общения, развития индивидуальности. На этом фоне у семиклассников, а особенно у восьмиклассников возрастает критичность по отношению к собственным недостаткам, которые могут сказываться в общении с другими людьми. Подросток в этом возрасте нуждается в помощи взрослого, но взрослые мало чем могут ему помочь, не воспринимая его проблем.
Дружба подростков.
Важная роль в развитии личности и социально – моральной взрослости подростка принадлежит особому роду отношений – с близкими товарищами и другом. С каждым годом они становятся все более необходимыми ему. Подростки стремятся к общению и дружбе с одноклассниками, которые пользуются уважением , авторитетом, выделяются продвинутостью в чем – то. Привлекать может разное: товарищеские качества, знания, многосторонняя умелость, спортивные достижения, взрослость внешнего вида и манеры поведения, опыт в отношениях романтического характера, самостоятельность в отношениях со взрослыми. Часто подростка привлекают ребята очень разные, с противоположными интересами, круг общения бывает широким, но не устойчивым.
Для сближения ребят большое значение имеет сходство в интересах и любимых занятиях, привлекательность разговоров. Подросток легко заражается интересами симпатичного ему сверстника сам старается приобщить его к собственным занятиям. Общение с товарищами – источник возникновения новых интересов подростка.
Достоинства понравившегося сверстника часто заставляют подростка увидеть и осознать отсутствие у себя тех качеств, которые ему импонируют и ценятся товарищами. Появляется желание быть таким же и даже лучше. Товарищ становится образцом для подростка.
Расширение и углубление содержания, осознаваемого как важное и личное, рождает острую потребность в друге, с которым можно поделиться и посоветоваться, найти у него поддержку и помощь.
Поэтому возникают особые требования к дружеским отношениям – взаимной откровенности и понимания, чуткости и отзывчивости, сопереживания, умения хранить тайну.
Идеал дружбы подростков – «всегда все вместе, все пополам!» Под этим разумеется не только абсолютное соблюдение кодекса товарищества
Источник
Границы подросткового периода охватывают возраст от 11/12 до 14/15. Особое положение подросткового периода отражено в его названии «переходный», «трудный», «переломный», «критический». Основное содержание всех сторон развития – переход от детства к взрослости.
Важнейший фактор развития личности подростка – его собственная большая социальная активность, направленная на построение удовлетворительных отношений со взрослыми и сверстниками, на самого себя (проектирование своей личности, будущего).
Но процесс становления протекает неравномерно (гетерохронность). В подростке сочетается детство и взрослость, имеются существенные различия в степени развития разных сторон у сверстников.
Факторы, тормозящие развитие взрослости: сохранение социального статуса, зависимость от взрослых, резкая граница между детством и взрослостью, стремление родителей оберегать детей.
Факторы, взрослящие: поток разнообразной информации, занятость родителей, ранняя самостоятельность, акселерация.
Важность подросткового периода определяется тем, что в нем закладываются общие направления в формировании моральных и социальных установок личности.
Подростковый возраст считается критическим. Это обусловлено, во первых, качественными сдвигами (иногда ломкой прежних особенностей, интересов, отношений ребенка. Во вторых, происходящие изменения сопровождаются появлением у самого ребенка субъективных трудностей разного порядка, а также трудностей в его воспитании.
На протяжении почти всего ХХ века шел спор о роли биологических и социальных факторов в возникновении критических периодов. Например, С. Холл и Фрейд считали, что кризис подросткового возраста неизбежен, т.к. обусловлен биологическими факторами: перестройка энодокринной системы, скачок роста, пропорции тела приближаются к взрослым, увеличивается мышечная сила. Перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии, сердце растет быстрее, чем кровеносный сосуды – возможны нарушения, сердцебиения, утомляемость, головные боли. Утрачивается баланс в деятельности эндокринной и нервной системы – общая неуравновешенность, раздражительность, периоды апатии. Изменения в анатомии и физиологии подростка столь значительны, что для их описания используются такие выражения как «гормональная буря», «эндокринный шторм», «скачок роста» и т.д. Это влечет за собой: 1) ощущение собственной взрослости; 2) начало полового созревания – интерес к другому полу.
В ходе бурного роста у подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие чувствуют себя неуклюжими из-за непропорциональности изменений. Рост, вес и внешность – источники тревоги подростков. Многие очень чувствительны к своему внешнему виду (у мальчиков: малый рост и физическая сила; у девочек: высокий рост, полнота).
Но психологи считают, что анатомо-физиологические изменения сами по себе не являются прямой причиной психологического развития подростков. Это изменения имеют опосредованное значение, преломляясь через отношение окружающих, сравнение себя с ними, культурные традиции взросления.
Американский антрополог М. Мид, изучавшая детей-аборигенов с о. Самоа, чтобы выяснить, что в человеке определяется природой, а что культурой, доказала несостоятельность представлений о неизбежности кризиса подросткового возраста и показала его социальную обусловленность.
Они выделили 2 типа перехода к взрослости: 1) непрерывный (в условиях сходства основных важных норм и требований к детям и взрослым переход происходит плавно, ребенок постепенно учится формам взрослого поведения). 2) наличие разрыва между тем, чему ребенок учится в детстве и тем, что ему необходимо для осуществления роли взрослого, характерное для высокоразвитой цивилизации, определяет трудности перехода.
Антропологи рассматривали подростковый возраст как период, когда ребенок находится в пути к своему месту в мире взрослых. В обществе существует группа детей и группа взрослых. Ребенок стремится перейти в группу взрослых и пользоваться их привилегиями. Однако взрослыми он еще не принят и находится в положении между группами. Степень трудности и конфликтов зависит от степени разрыва между взрослыми и детьми.
Взаимоотношения с окружающими.
Центральное и специфическое новообразование в личности подростка – возникновение у него представления о себе как уже не о ребенке, он начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть им и считаться.
Чувство взрослости – основное новообразование, выражающее новую жизненную позицию подростка по отношению к самому себе, людям и окружающему миру. Это проявляется в наличии собственной линии поведения, взглядов, оценок и их отстаивании, несмотря на несогласие окружающих.
Т.В. Драгунова выделяет несколько направлений в развитии взрослости.
- 1. Подражание внешним проявлениям взрослости: особенности поведения, качества, внешние характеристики, права и привилегии.
- 2. Ориентация на качества взрослого: умения, черты характера (сила, смелость, настойчивость и т.д.).
- 3. Взрослый как образец деятельности: становление социальной зрелости в сотрудничестве со взрослым, помощь взрослому в сочетании с его доверием – чувство ответственности, самостоятельности и т.д.
- 4. Интеллектуальная взрослость: стремление что-то знать и уметь по-настоящему. Потребность в знаниях, выходящих за пределы школьной программы – самообразование.
Претензии подростка на новые права распространяются, прежде всего, на всю сферу отношений со взрослыми. Существующий в детстве тип отношений (отражающий неравноправное положение ребенка) становится для подростка неприемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной взрослости. Права взрослого он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности, т.е. на известное равноправие. Неудовлетворенность подростка отношением взрослых приводит к различным формам протеста, от грубости и непослушания до противопоставления себя взрослым.
Благополучная форма перехода к новым отношениям возможна, если взрослый сам проявляет инициативу и перестраивает отношение к ребенку. Однако сохранению прежнего типа отношений способствует ряд моментов: 1) неизменность общего положения подростка; 2) зависимость от родителей; 3) привычка взрослого к контролю; 4) сохранение детских черт.
В начале подросткового возраста складывается ситуация, чреватая возникновением противоречий, если у взрослого сохраняется отношение к подростку как к ребенку. Это отношение препятствует развитию социальной зрелости и вступает в противоречие с представлениями подростка о степени собственной взрослости. Именно это противоречие – источник основных проблем и трудностей в отношении взрослого и ребенка. Старые способы взаимоотношений ребенка со взрослыми постепенно вытесняются новыми, но какое-то время они сосуществуют. Это создает большие трудности и для подростка и для взрослых. Насколько безболезненно пройдет смена типа отношений зависит от того, кто является инициатором этой смены. При инициативе взрослого существует возможность избежать трудностей, если отношения строятся по типу дружеского сотрудничества, что позволяет подростку почувствовать себя в положении помощника, товарища взрослого. При инициативе подростка вероятность возникновения конфликтов выше и зависит от существующего у взрослого отношения к подростку еще как к ребенку или уже как к достаточно взрослому. Несовпадение в оценке степени взрослости у подростка и у взрослых способно породить конфликт. При этом, затягиваясь и превращаясь в хронический, он способен тормозить развитие личности, калечить ее (появление ответных агрессивно-деспотичных тенденций, лживости, приспособленчества и т.д.)
Источник
ПРИЧИНЫ ПОДРОСТКОВОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мне, как психологу работающему с Центре психолого-медико-социального сопровождения, часто приходится иметь дело с детьми, которые значительно отличаются от своих сверстников. Просьба к психологу “как-то воздействовать” на того или иного “трудного” ученика – одна из наиболее частых со стороны учителей и родителей. При этом в категорию “трудных” попадают самые разные школьники: неуспевающие, недисциплинированные, с разного рода нервными и психическими расстройствами, подростки, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, наконец, просто дети из так называемых “неблагополучных семей”. Это делает весьма сложной проблему выбора адекватных методов психологической и педагогической работы с “трудными” детьми.
Низкая успеваемость – один из симптомов, которые вызывают беспокойство у родителей и учителей, и важнейший показатель адаптированности ребенка. Другим симптомом дезаптации является неадекватное поведение. В данную группу входят дети с невротическими реакциями, гиперактивные, с преобладающим пониженным настроением, агрессивные и с трудностями в общении.
Таким образом, в данном случае, целью работы психолога является выявление личностных предпосылок к сниженной школьной неуспеваемости подростков с эмоционально-личностными расстройствами. Практически подтверждено, что факторами дезадаптации подростков, с различными эмоционально-личностными расстройствами к ситуации учебной деятельности являются дисгармоничные когнитивные стили, высокая межличностная конфликтность и агрессивность, повышенный уровень тревожности, а также ярко выраженные акцентуации характера.
Значение подросткового периода в развитии ребенка
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 – 8 классах средней школы и охватывают возраст от одиннадцати-двенадцати до четырнадцати-пятнадцати лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5 класс и происходить на год раньше или позже.
Особое положение подросткового периода в цикле детского развития отражено в других его названиях – “переходный”, “трудный”, “критический”. В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, типа отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержательной стороны морально-этических инстанций, опосредующих поведение, деятельность и отношения.
Первым фактором развития личности подростка является его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений с взрослыми и товарищами, наконец, на самого себя (проектирование своей личности и своего будущего с попытками реализовать намерения, цели, задачи).
Однако процесс становления нового растянут во времени. Он зависит от многих условий и потому может происходить неравномерно по всему фронту. Это определяет, с одной стороны, сосуществование в подростке “детскости” и “взрослости”, а с другой – наличие у подростков одного и того же паспортного возраста существенных различий в уровнях развития различных сторон взрослости. Это связано с тем, что в обстоятельствах жизни современных школьников есть моменты двоякого рода: 1) тормозящие развитие взрослости (занятость детей только учением при отсутствии у большинства других постоянных и серьезных обязанностей, тенденция многих родителей освобождать ребят от бытового труда, забот и огорчений, опекать во всем); 2) моменты овзросляющие (огромный поток информации, акселерация физического развития и полового созревания, большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого – ранняя самостоятельность детей).
Все это вызывает огромное разнообразие условий, определяющих развитие, а отсюда – пестроту проявлений и существенные различия в развитии тех или иных сторон взрослости. Например, в 7 классе есть мальчики еще с детским обликом и интересами, но есть и очень взрослые ребята, уже приобщившиеся к некоторым сторонам взрослой жизни; есть “интеллектуалы” с устойчивыми содержательными интересами, но есть подростки и без таких интересов, не умеющие самостоятельно усваивать даже учебный материал; есть увлеченные только общением с товарищами и спортом, но с неясными планами на будущее, а у других сознательная подготовка к будущей профессии уже началась; одни девочки учатся с увлечением, многим интересуются, много читают, а другие думают только о модах и мальчиках; одни ребята стали избалованными эгоистами, а другие сами заняли дома позицию помощника и опоры матери и т.д.
Общее направление в развитии взрослости подростков может быть разным, и каждое направление может иметь множество вариантов. Например, для одного “интеллектуала” книги и знания – главное в жизни, а во многом остальном он – “дитя”; другой – тоже классный “интеллектуал” – дома читает статьи по электронике и увлечен радиотехникой, но бездельничает на уроках, чрезвычайно занят вопросом соответствия своего облика моде и превыше всего ценит общение с более взрослыми ребятами, с которыми можно поговорить обо всем, начиная от смысла жизни и кончая вопросом о лучшей парикмахерской; третьего “интеллектуала” особенно не манит взрослость в ее внешних проявлениях, но он усиленно воспитывает в себе качества мужественности, а в отношениях с девочками ведет себя, по их мнению, как ребенок – дергает за галстук, лохматит прически. В этих трех вариантах, сходных по одному параметру, развитие взрослости происходит по-разному, и при этом формируются различные по содержанию жизненные ценности. Важность подросткового периода определяется тем, что в нем закладываются основы и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности. В юношеском возрасте продолжается их развитие.
Кардинальные изменения в структуре личности ребенка, вступающего в подростковый возраст, определяются качественным сдвигом в развитии самосознания, благодаря чему нарушается прежнее отношение между ребенком и средой. Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение у него представления о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости); действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Своеобразие этой особенности заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя есть стремление к ней и потребность в признании его взрослости окружающими.
Это новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, ее структурным центром, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и аффективных реакции.
Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Это имеет далеко идущие последствия потому, что взрослые и дети представляют две разные группы и имеют разные обязанности, права и привилегии. Во множестве норм, правил, ограничений и в особой “морали послушания”, которая существует для детей, зафиксирована их несамостоятельность, неравноправное и зависимое положение в мире взрослых.
Для ребенка многое из доступного взрослым еще запретно. В детстве ребенок овладевает нормами и требованиями, которые общество предъявляет к детям. Эти нормы и требования качественно меняются при переходе в группу взрослых. Возникновение у подростка представления о себе как о человеке, уже перешагнувшем границы детства, определяет его переориентацию с одних норм и ценностей на другие – с детских на взрослые. Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к некоторым сторонам их жизни и деятельности, приобрести их качества, умения, права и привилегии, причем, прежде всего те, в которых наиболее зримо проявляется отличие взрослых и их преимущества по сравнению с детьми.
Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 4 | Нарушение авторских прав
| 2 | 3 | 4 | 5 |
lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2021 год. (0.007 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Источник