Значение пирамидки в развитии ребенка
Детская пирамидка – классическая развивающая игрушка, которая остается популярной несколько десятилетей. Игры с таким изделием, сборка и сортировка деталей развивает детский интеллект и мышление, моторику рук и координацию движений. Они учат малыша различать цвета, формы и размеры. В статье мы узнаем, в каком возрасте дети должны начать играть с пирамидкой. Рассмотрим, как правильно подобрать игрушку и научить кроху собирать изделие.
Польза пирамидки для детского развития
1. Учит ребёнка воспринимать и различать цвета. Кстати, малыши до года лучше реагируют на чистые оттенки, среди которых красный, желтый, синий и зеленый;
2. Формирует понимание причинно-следственных связей. Малыш станет понимать, чтобы получить итоговую фигуру, услышать музыку или увидеть подсветку, нужно сложить детали конкретным образом. Некоторые модели в конце сборки играют музыку, издают звуки или светятся;
3. Развивает мелкую моторику рук, координацию движений и тактильные ощущения. Ребенок берет в пальцы предметы различных форм и размеров, пытается совместить отверстия элементов со стержнем игрушки, трогает фактуру и материал;
4. Учит соизмерять и сравнивать предметы, знакомит с такими понятиями, как “снизу” и “сверху”, “больше” и “меньше”;
5. Малыш узнает различные формы и виды фигур, так как современные пирамидки включают не только классические кольца, но и квадраты, треугольники, шарики, кубики и другие элементы;
6. Развивает мышление и внимательность, умственные и логические способности, память и интеллект. Формирует усидчивость выдержку и целеустремленность, умение сосредотачиваться и концентрироваться на конкретной задаче;
7. С помощью пирамидки можно научиться считать. В процессе игры считайте каждую одетую деталь. Спрашивайте у крохи, сколько колец у игрушки, сколько колец уже одето, а сколько еще нужно одеть;
8. Положительно влияет на общее развитие детей, на зрение и восприятие, на правильное и своевременное развитие речи;
9. Учит малыша понимать и выполнять просьбы, типа “возьми”, “одень” и “сними”, “достань” и “положи”. Расширяет словарный запас и понимание речи взрослых;
10. Развивает скорость реакции, ловкость и наблюдательность. Учит доводить начатое до конца, сопоставлять и анализировать, выявлять и исправлять ошибки;
11. Музыкальные пирамидки развивают слух малыша, а классические модели тренируют воображение, пространственное мышление и глазомер, расширяет кругозор;
12. Совместные игры с пирамидкой налаживают контакт с родителями и другими детьми, что благотворно влияют на развитие детской психики и эмоциональное состояние, на социализацию ребенка.
Со скольки месяцев нужна пирамидка
Первая пирамидка может появиться у ребёнка уже в два месяца. Конечно, в этом возрасте кроха еще не сможет собрать изделие, однако новая игрушка привлечет внимание малыша яркими цветами и деталями.
Для таких деток изготавливают специальные модели без стержня из безопасного материала и крупных деталей, чтобы грудничок случайно не поранился. Что должен уметь ребёнок в два месяца, читайте здесь.
Чтобы ребенок смог складывать пирамидку, он должен уверенно сидеть. Как правило, это происходит после шести-семи месяцев. Тогда и можно приобретать классическую модель из колец и стержня. Однако пока сборка пирамидки станет для детей трудной задачей. В таком возрасте малыши любят разбрасывать кольца и перекладывать из рук в руку, разбирать и переворачивать игрушку.
Ближе к году малыш осваивает нанизывание колец на стержень, однако пока не в нужном порядке. Как показывает практика, такой навык развивается к полутора-двум годам. А в два годика кроха уже самостоятельно правильно собирает и разбирает пирамиду.
Какую игрушку выбрать
Важно подобрать ребёнку надежное и безопасное изделие с интересным дизайном, который бы привлек кроху. Классическая пирамида представляет стержень с кольцами разных диаметров и цветов.
По форме она представляет конус. В некоторых моделях колечки заменены на квадраты, звездочки, цветочки и другие фигурки. А сами пирамидки представлены в виде круга, животного, дерева или даже человечка.
Обратите внимание на материал изготовления игрушки. В магазинах вы встретите варианты из дерева, резины, пластмассы и даже ткани. Для самых маленьких выбирайте мягкие тканевые изделия с нашитыми элементами, которые подойдут для развития моторики в раннем возрасте.
Экологичным, безопасным и гипоаллергенным материалом считается дерево. Деревянные игрушки должны быть обработаны, покрыты гипоаллергенными красками и лаком. Они выглядят эстетично и приятны на ощупь, но для маленького ребенка весят тяжело. Поэтому подходят для малыша постарше. На поверхности деревянного изделия не должно быть зазубрин, а краска не должна стираться и оставлять следы.
Пластиковые изделия – легкие и практичные. Такие игрушки можно мыть и чистить, удобно хватать и держать. Резиновые изделия чуть тяжелее, но они тоже комфорты для удерживания в маленьких ручках. Кроме того, детали можно использовать для игры в ванне. Они не утонут, а станут держаться на поверхности воды и сделают купание интересным.
Первой выбираем простую тканевую пирамидку без стержня. Для деток старше шести месяцев подойдет игрушка из пластика или резины с толстым и коротким стержнем виде конуса, с 2-4 кольцами одинакового размера, но разных цветов. Отверстия последних не должны быть сильно больше диаметра стержня, чтобы малыш мог легко одевать детальки.
Для ребенка старше года покупаем более сложные изделия, с 4-6 гладкими кольцами разных размеров, цветов и фактур. Детали могут выполняться с разными наполнителями, чтобы шуршать и издавать звуки. Это усилит развитие детской моторики. Подойдут эстетичные деревянные игрушки.
После полутора лет обратите внимание на различные вариации этой игрушки. Здесь уже может быть свыше шести колец. Можно приобрести модели с несколькими стержнями, деталями разного вида и форм. Интересны пирамиды-стаканчики, где стаканчики нужно ставить друг на друга или вкладывать друг в друга.
Кроме того, можно найти пирамиды-каталки и даже неваляшки. Подобные модели подходят для ребенка, который уже освоил классическую игрушку и может легко самостоятельно собрать пирамидку.
Игры с детской пирамидкой
– Снимите колечки и выстройте в ряд по размеру. Расскажите о форме и цветах. Покажите самое большое и самое маленькое кольцо. Сравните несколько изделий. Это научит ребенка выстраивать простой логический ряд и расширит словарный запас. Донесет до малыша такие понятия, как цвет, величина, форма и объем, цвет;
– Научите кроху выбирать большее из двух колец. Затем постепенно увеличивайте число деталей;
– Когда ребенок научится выбирать из нескольких элементов меньшее и большее, можно постепенно учить кроху собирать пирамидку. Проверьте, комфортно ли ребёнку нанизывать кольца на стержень. Сначала выстройте пирамидку на полу без стержня, а уже затем нанизывайте на основание;
– Когда малыш научится нанизывать колечки, начинайте считать изделия. Используйте специальные стишки и потешки с числами. Для дальнейшего развития используйте пирамиды-кубики с алфавитом или цифрами;
– С помощью деталей можно научится рисовать фигуры. Положите колечко или другую фигуру на большой лист бумаги и обведите фломастером. А полученный рисунок потом раскрасьте;
– Чтобы развить ловкость и координацию движений, кидайте колечки или другие элементы в корзину либо коробку. Также можно кидать предметы на дальность;
– Устраивайте соревнования, кто быстрее соберет пирамидку. А детей старше трех лет можно учить собирать игрушку закрытыми глазами;
– Пластмассовые и резиновые детали можно брать для купания в ванне. Пусть ребенок кидает изделия в воду или пытается утопить;
– В отверстия колец посадите маленькие игрушки и соорудите поезд или машинку. Эти же отверстия можно залепить пластилином или глиной, что тоже развивает детскую моторику.
Как научить собирать пирамидку
В первое время, когда ребенок начинает собирать пирамидку, можно помочь ему и научить делать это правильно. Приобретите яркую и красивую игрушку, которая привлечет внимание крохи. Сядьте рядом и покажите, как правильно собирать изделие. Спокойно показывайте и рассказывайте, что делаете. Используйте специальные стишки и потешки.
Разнообразьте игру и покажите, что еще можно сделать с колечками. Например, переложить из руки в руку, надеть на запястье, покатить или бросить. Дайте малышу игрушку, пусть он изучит и рассмотрит ее. Поощряйте любые манипуляции и действия.
Расскажите о цветах и формах деталей. Рассказывайте о том элементе, который сейчас кроха держит в руках или рассматривает. Не торопитесь. Пусть малыш спокойно рассмотрит и изучит каждую отдельную деталь и пирамидку в целом. Играйте и занимайтесь с крохой, когда тот в хорошем и бодром настроении.
Если малыш не проявляет интерес к игрушке, не настаивайте и не заставляйте играть насильно! Не кричите и не ругайтесь, если у крохи что-то не получается. Наоборот, подбадривайте, хвалите и поддерживайте ребенка. Давайте малышу пробовать и играть самому, при этом при необходимости осторожно и ненавязчиво помогайте крохе.
В первое время игры с одним и тем же предметом, обучающие занятия не должны продолжаться дольше десяти минут, так как ребёнку трудно так долго сосредотачиваться на одном объекте. Как только вы видите, что малыш устал, потерял интерес, начал капризничать или отвлекаться, прекращайте игру.
Источник: https://vskormi.ru/children/kak-nauchit-rebenka-sobirat-piramidku/
Источник
Пирамидка. Что это за игрушка?
Пирамидку собирает
Николаша, младший брат.
По колечку одевает.
Получилось! Очень рад
И. Даль
Детская пирамидка — это одна из самых первых, ранних игрушек ребёнка. Мы все с ней знакомы.
Придумана она много-много лет назад, но до сих пор не теряет своей актуальности и занимает достойное место на полке среди огромного количества развивающих игрушек.
В чем же заключается популярность этой нехитрой игрушки? Чем она полезна? Почему так часто используется для определения уровня развития малыша? Как использовать пирамидку на занятиях и в игре?
Попробуем ответить на некоторые вопросы вместе с дефектологом и руководителем КНСЦКиР «Кораблик» Ковель Н.Г.:
Если внимательно посмотреть на пирамидку, то мы увидим, что она собой представляет ось – палочку, на которую надеваются детали в виде колец, дисков, шариков, кубов и других геометрических фигур. Цвета, в которые окрашивают пирамидку, обычно стандартные – красный, синий, жёлтый и зелёный. Иногда можно встретить оранжевый, оттенки зелёного, фиолетовый. Современные пирамидки разнообразны по форме, материалам (пластик, ткань, дерево), а так же по размерам. Так же можно увидеть пирамидки – каталки и пирамидки – неваляшки.
Но, несмотря на простоту, пирамидки хороший материал для занятий с ребёнком.
- Развивает:
– моторику рук
– глазомер (насколько необходимо протянуть руку, чтобы достать до кольца и снять его),
- Формирует:
– знания о цвете, материале, величине и весе
- Способствует:
– развитию памяти, мышления, внимания.
Разнообразие современных пирамидок поможет в развитии тактильных и зрительных ощущений, а так же превратит игру в увлекательное занятие (кольца от пирамидки использовать как трафареты при рисовании, в игре заменит тарелки для кормления кукол и руль автомобиля).
Как и для чего мы используем пирамидку при диагностике и на первых занятиях с ребёнком?
- Смотрим, какая рука у ребёнка ведущая (какой рукой малыш берет колечки, нанизывает, а какой только придерживает);
- Как развита моторно – двигательная координация (попадает ли ребёнок отверстием на ось);
- Соотносит ли размеры деталей (зависит от возраста ребёнка).
Иногда ребёнок в год может собрать пирамидку в другом, «неправильном» порядке. Но, всё же, он собирает. И то, что кольца установлены не по порядку, не диагностируем в этом возрасте.
- Знает и различает ли понятия “большой-маленький”, “высоко-низко”;
- Знает ли названия цветов (для более старшего возраста).
Как играть с пирамидкой? Когда можно начинать знакомство?
Игра зависит от возраста ребёнка. А знакомство с пирамидкой может произойти у ребёнка в любом возрасте.
Вы можете приобрести пирамидку уже с 2 месяцев. Малыш, увидев яркую, красивую пирамидку, обязательно возьмёт её или отдельные детали в рот, попробует укусить, рассмотрит, попробует сфокусировать взгляд, покрутит в маленьких руках и, возможно, бросит.
До 6 месяцев ребёнок будет рассматривать, кусать, бросать, стучать по неё. Но, знакомство произойдёт и это не будет чем то необычным. Так же наблюдая за действиями взрослого, малыш будет пробовать копировать, запоминать.
Вместе с ребёнком на руках мама с ребёнком снимает колечки. Можно придерживать ручки ребёнка, снимая и нанизывая их. Ребёнку нравится пробовать самостоятельно проделывать манипуляции, нанизывая кольца в произвольном порядке. Пусть иногда промахиваясь, громко и немного неловко. Это опыт ребёнка и очень важно ваше спокойствие и наслаждение общением.
Одновременно он слышит и учится понимать: сними колечко, дай мне колечко, надень.
Одевание колец на стержень для маленького ребёнка сложнейшая задача. Ведь они только учатся координировать свои действия. Даже снять кольца, разбросать их, перевернуть – сложно, но интересно!
Когда ребёнку от 1 года до 1,5 лет, можно пробовать пирамидки с кольцами одного цвета. В данном случае будет важен размер колец (большое и маленькое). Проговаривая размер, ребёнок запоминает и понимает, что сперва САМОЕ большое, а затем САМОЕ маленькое.
Можно использовать и разные по цвету 2 кольца: одно большое, другое маленькое, постепенно увеличивая количество.
Приблизительно к 2 годам ребенок учится собирать пирамидку из 3-4 колец разного цвета (большое, поменьше, маленькое).
Когда пирамидка уже собрана, можно провести по ней ладошками малыша, погладить, показать ребенку, что игрушка узкая сверху и широкая снизу.
В возрасте от 2 до 3 года ребёнок способен составить пирамидки из 4-5 колец разного цвета. Предварительно можно вместе с ребенком разложить колечки по величине от самого большого к самому маленькому и наоборот. Собирать пирамидку также можно не только с большого кольца, но и с маленького. А так же чередуя их.
После 2,5 -3 лет ребёнку нравится составлять разнообразные пирамидки: по форме, цвету, материалу. Пальчики становятся более ловкими и размер пирамидки тоже может меняться.
Вот тут и будет интересно разнообразие в пирамидках: пирамидки – каталки, пирамидки – неваляшки, пирамидки с разными расцветками и фигурками.
С детьми после 3 уже игра с пирамидкой становится более интересной. Можно собирать по схеме, пропускать кольцо какого то одного цвета, находить. А так же подбирать предметы подходящего цвета.
Пирамидки с разными геометрическими формами помогут познакомить малыша с кругом, квадратом, треугольником.
Подобные игры развивают внимание и мышление ребенка, память.
ВНИМАНИЕ!!!
Все дети разные,
и точных норм относительно умения собирать пирамидку не существует!!!!
В старшем дошкольном возрасте детская пирамидка помогает справляться с речевыми трудностями. C ее помощью ребенок сможет освоить произнесение длинных многосложных слов, нанизывая кольца на стержень и проговаривая слово по слогам.
Если на кольца наклеить картинки со звуками, ребёнок будет их произносить правильно и отрывать.
Если наклеить изображения предметов, то называя их правильно, ребёнок сможет снять картинку.
Если наклеить изображение животных, ребёнок должен звукоподражать.
А если наклеить простые слова и слоги, можно произносить их правильно, поворачивая пирамидку вокруг оси.
Если ребёнка не привлекает пирамидка?
Конечно, такое тоже может быть.
Тут возможно разные причины:
– Надоела и уже ребёнок её не воспринимает. Попробуйте убрать на какое – то время, а затем достаньте и попробуйте познакомиться снова.
– Туго одеваются кольца, неустойчива, неприятна ребёнку. Можно проверить самостоятельно: снять – одеть, погладить.
– Малыш очень активный, ему нравится ползать, прыгать, бегать, играть в мяч. Он знает цвета, может показать большой предмет и отличить от маленького. Ребёнок просто другой и развивается по – другому. Пирамидка ему просто не интересна.
Случается, что у ребёнка интерес к пирамидке появляется позже. Лет в 5. И это нормально.
Давайте попробуем найти ей другое применение.
– Кольца можно нанизывать на крючки на стене, вдевать в них верёвку,
– Наклейте на кольца изображение любимых персонажей или животных, перечисляя, называя их.
– Пирамидку (желательно пластиковую) можно использовать в ванной, во время купания. Особенно если в деталях есть дырочки. Вода попадает внутрь и выливается тоненькой струйкой. А если надавить на кольцо – струя усиливается.
Надувная пирамидка будет удерживаться на воде. Вот и первый опыт – тонет – не тонет.
– Во время рисования можно показать как использовать её детали как трафарет. Положили, обвели, удивились, закрасили, сравнили.
– Возьмите с собой в гости, поездку, поход. Возможно, ваш ребёнок играя совместно с другим ребёнком, увидит, что пирамидка интересна и её можно использовать в игре.
– Подарите. Подарите другому ребёнку, если малыш согласен.
Помните! «Собрать пирамидку» – это ваша цель, а не ребёнка.
Источник
Больше всего пользы принесет ребенку игра с детской пирамидкой, незаменимой развивающей игрушкой. В процессе игры с ней (разборка и сборка, сортировка составных частей по цвету и размеру) у ребенка намного быстрее развивается логическое мышление, улучшается моторика ручек, формируется правильная координация движений.
Практически все онлайн-магазины предлагают огромный выбор детских пирамидок, начиная от крохотных и заканчивая размером в рост ребенка игрушек. Материалы, из которых сделаны игрушки, также отличаются большим разнообразием, это может быть пластик, дерево, резина, бывают пирамидки, изготовленные на тканевой основе. Каждая из них отличается на ощупь, имеет свою плотность, текстуру и вес. Форма игрушки может быть как классической (конусовидная или цилиндрическая), так и нестандартная (в виде дерева, человека или животного). Составляющими частями конструкции могут быть кольца, многоугольники или фигурки в форме цветов.
При выборе пирамидки необходимо принимать во внимание возраст ребенка.
Для деток до полугода оптимальной будет игрушка попроще, с широким не очень длинным стержнем и небольшим количеством фигурок, лучше всего до пяти колечек. Важно чтобы фигурки имели отверстия, размер которых позволял бы ребенку свободно надевать их на стержень. При выборе материала игрушки, предпочтение следует отдать пластмассе либо резине.
Когда малышу исполнится годик, игрушку нужно немного усложнить. Добавить количество фигурок, разнообразить их по размеру и форме (кольца дополнить простыми геометрическими фигурами). Можно использовать элементы с наполнением, которые, при игре с ними, создают разные звуки. Чтобы вызвать у малыша интерес, неплохо будет добавить фигурку в виде какого-нибудь популярного мультяшного персонажа.
После полутора лет ребенку подойдет пирамидка, состоящая из фигурок с краями, имеющими сглаженные углы. Правильно собрать такую игрушку можно только при соблюдении определенной очередности элементов.
Начиная с двух лет, ребенок должен осилить самые сложные варианты игрушки. Это пирамидки с разной толщиной и формой стержня, сложными геометрическими фигурами, с большим количеством элементов разных цветов, в виде фигурок животных и растений.
Сложно переоценить всю пользу для ребенка этой замечательной игрушки. Например, пирамидка с разноцветными фигурками – отличное пособие для изучения цветов. Совсем маленьких детей хорошо привлекают ярко выраженные тона, среди них: красный, синий, зеленый и желтый. Есть пирамидки, которые после правильной сборки, светятся или издают звуки, проигрывают мелодии. Они очень хороши для становления причинно-следственных ассоциаций у ребенка. Как правило, малышам бывает непросто собрать новую пирамидку, нужно перебрать ручками множество фигурок, оценивая их размер и форму, после чего попасть отверстием на стержень. Все это отличная тренировка правильной координации движений и моторики.
Особенно важна пирамидка для развития логического мышления. Ребенку нужно компоновать фигурки по размеру от большего к меньшему, выбирать необходимую форму, для того чтобы игрушка в конечном итоге сложилась правильно.
Играя с пирамидкой, ребенок начинает понимать, что такое верх и низ, большее и меньшее, над и под. Быстрее опознает основные цвета и формы предметов, учится считать с помощью простых действий, таких как прибавление и вычитание фигурок. Начинает осознавать и выполнять простейшие указания, типа – надень, сними или положи.
Пирамидка – уникальная игрушка с давней историей, не потерявшая, актуальности до сих пор, и скорее всего, в дальнейшем будет также востребована. Она растет вместе с малышом, который, играя с ней, развивается быстро и гармонично.
Источник