Значение ознакомления с природой для развития ребенка

Значение ознакомления дошкольников с природой.

Влияние родной природы является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, шелест травы и многое другое позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного воспитания. Их привлекают зелёные луга, яркие цветы, птицы, ручейки и т.п.

Отсутствие у детей знаний о природе, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей и ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили важные сведения о природе.

Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного и физического.

Великий педагог К.Д. Ушинский придавал огромное значение осознанному усвоению знаний и считал, что обучение даёт детям полноценные знания только тогда, когда оно отличается ясностью, систематичностью и последовательностью. Доказывая необходимость наглядного обучения, он разработал теорию наглядности. Он подчёркивал, что наблюдения над явлениями природы и их обобщения должны быть основными источниками знаний. Он говорил, что природа является естественной средой, в которой человек развёртывает свою деятельность, используя её в своих целях. Человек постигает законы природы и заставляет её служить себе. «Естественные науки – писал он, во всём их объёме представляют собой эту вечную борьбу человеческого разума со скрытностью природы». «До тех же пор, – указывал К.Д.Ушинский, – покуда мы не знаем своей Родины и пока это знание не распространится в массе народа, мы не будем в состоянии воспользоваться и теми средствами, которые представляют нам природа и население нашей страны, и будем бедны, потому что невежественны».

Далее он отмечал, что педагог обязан научить детей сначала наблюдать, затем делать умозаключения. Он считал, что непосредственные наблюдения в природе имеют огромное воспитательное значение для развития детей, что с ними трудно соперничать слову педагога.

Наглядность понималась К.Д. Ушинским не только как непосредственное знакомство детей с природой, но и как использование на уроках картин, карт, глобусов, коллекций и других пособий, помогающих детям создавать в их сознании определённый образ предмета и явления. Он считал, что именно непосредственное наблюдение окружающей природы «составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Далее в этой работе он отмечает, «чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что всё «что есть в речи логического проистекает из наблюдений человека над природой…» а сама логика и есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».

Умение наблюдать вырабатываемое в процессе познания природы рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс.

Многие педагоги обращали внимание воспитателя на необходимость открыть ребёнку книгу природы как можно раньше, чтобы она каждый день приносила что-то новое. В книге В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» отмечается – «чтобы каждый шаг был путешествием и истоком мышления и речи – к чудесной красоте природы. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи».

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность её связей и зависимость обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребёнок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретённых знаний. Процесс познания природы во всём её многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предметы и явления со всех сторон.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в педагогическом процессе дошкольного учреждения ознакомлению с природой с целью развития мышления и речи детей должно уделяться особое внимание.

Основная задача в умственном воспитании – образование у детей знаний о неживой и живой природе, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями природы. Нужно показать детям природу такой, какая она есть в действительности, воздействуя на их органы чувств.

Источник

Значение ознакомления дошкольников с природой. Влияние родной природы является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, шелест травы и многое другое позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного воспитания. Их привлекают зелёные луга, яркие цветы, птицы, ручейки и т.п. Отсутствие у детей знаний о природе, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей и ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили важные сведения о природе. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного и физического. Великий педагог К.Д. Ушинский придавал огромное значение осознанному усвоению знаний и считал, что обучение даёт детям полноценные знания только тогда, когда оно отличается ясностью, систематичностью и последовательностью. Доказывая необходимость наглядного обучения, он разработал теорию наглядности. Он подчёркивал, что наблюдения над явлениями природы и их обобщения должны быть основными источниками знаний. Он говорил, что природа является естественной средой, в которой человек развёртывает свою деятельность, используя её в своих целях. Человек постигает законы природы и заставляет её служить себе. «Естественные науки – писал он, во всём их объёме представляют собой эту вечную борьбу человеческого разума со скрытностью природы». «До тех же пор, – указывал К.Д.Ушинский, – покуда мы не знаем своей Родины и пока это знание не распространится в массе народа, мы не будем в состоянии воспользоваться и теми средствами, которые представляют нам природа и население нашей страны, и будем бедны, потому что невежественны». Далее он отмечал, что педагог обязан научить детей сначала наблюдать, затем делать умозаключения. Он считал, что непосредственные наблюдения в природе имеют огромное воспитательное значение для развития детей, что с ними трудно соперничать слову педагога. Наглядность понималась К.Д. Ушинским не только как непосредственное знакомство детей с природой, но и как использование на уроках картин, карт, глобусов, коллекций и других пособий, помогающих детям создавать в их сознании определённый образ предмета и явления. Он считал, что именно непосредственное наблюдение окружающей природы «составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Далее в этой работе он отмечает, «чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что всё «что есть в речи логического проистекает из наблюдений человека над природой…» а сама логика и есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы». Умение наблюдать вырабатываемое в процессе познания природы рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс. Многие педагоги обращали внимание воспитателя на необходимость открыть ребёнку книгу природы как можно раньше, чтобы она каждый день приносила что-то новое. В книге В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» отмечается – «чтобы каждый шаг был путешествием и истоком мышления и речи – к чудесной красоте природы. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи». Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность её связей и зависимость обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребёнок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать, описывать. Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретённых знаний. Процесс познания природы во всём её многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предметы и явления со всех сторон. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в педагогическом процессе дошкольного учреждения ознакомлению с природой с целью развития мышления и речи детей должно уделяться особое внимание. Основная задача в умственном воспитании – образование у детей знаний о неживой и живой природе, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями природы. Нужно показать детям природу такой, какая она есть в действительности, воздействуя на их органы чувств.

Читайте также:  Проблемы развития ребенка в период дошкольного детства

Источник

. . . .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru/

1.

1.1

1.2

1

2.

2.1

2.2

2

, . , : , , , , . , , . , , , . , . .

– ?

– .

– .

– .

: .

:

1. .

2. , .

3. .

:

– ;

– – ;

– ;

, .

. , , , . . . .

1.

1.1 –

.

. . (1592-1670) . , , . , . . , , . , .

. . , , , , . . . [ ]. – : www.gumer./bibliotek_Buks/Pedagog/galag/08.php . . , . , , , , , , , , . ?? .

, . . , . , .

.. . , , , . . . . , , , , , , .. , .

.. , – . .-. .

(1712-1778).

, , . , , , . , . , , , , .-. . [ ]. – : www.gumer./bibliotek_Buks/Pedagog/galag/12.php.

. . , , , , – , .

. . (1746- 1827) . . [ ]. – : 31.detirkutsk.ru/upload/31//%20.pdf, . , . . , . , , – , . , . . , . , – . , , . , .

. (1782-1852).

, ., , , , , . , , , . . . [ ]. – : www.twirpx.com/file/513480/. , . , , , , .

(1870-1952), , . . [ ]. – : www.twirpx.com/file/231555/ , .

, , . , , , . – .

. , , .

. , , , . , , . , .

. . (1804- 1869) , , . . . , , . . . , . . [ ]. – : https://fantlab.ru/work103388 . , , . . , : , , . , . , , , .

. . (1824-1871). . . . , , , , , . . . , , .

, . . , , , , , . – – . , , , .

. . . , , , , , , . , , . , . , , . . , , , . . : [ ]. – : dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_chelovek1.html.

, . . , . .

1.2

. , , . – , , – .

:

1. : , , .

2. . , , , .

3. . , , , . , , , , .

4. , , , . , , .

5. . . . . , , . , . . : . / . . – . : , 1992. – 240 ..

: , , .

. ( ), ( ), ( ). . , , . – , . , . , . – // . – 2003. – 12. – . 52-58..

. , , , , . . , , , , , .

. , , .

, . , .

, , – , – . . , , , , .

, , 2-3. . . . , – . , , , . – , . , , , . . : . / . . – . : , 1992. – 240 ..

. , .

, – , , , . , , .

, . , , , .., .

: ) – ( ); ) -; ) -.

, . , .

. . .. . – ., 1913. – 250 ., . . , , , , , . , , , .

, , , , , . , . , .

, , . , , , , , .

, .

. – . , , . : , , ? ?

– : : , , , . : , – . , ?

– . , .

– : .

: , . , . , , .

, . . , : , , . . : . / . . – . : , 1992. – 240 ..

.

. , , . . , , , , .

: -, , .

– (, , , , , ) . , . , ( ). , , , , . . , .

. , . , , -, , . , , , . , .

: 1) ; 2) ; 3) .

: 1) ; 2) ( . . -); 3) ; 4) .

1

. , , . . , , , , .

2.

2.1

, , , , .

. . , . , .

, (, ) , , .

– . – , , , , , , .

. , , ( ), , , .

, , . , , .

– , , , , . .

, , . – , , . . : . / . . – . : , 1992. – 240 ..

, , , . : // . – 2009. – 7. – . 62-65..

, . – , (). , .

, . , , , , , , , ; – , , , , , .

. , .

, , . , , , , , (, ), , .

, , , , , . , , . // . – 2005. – 7. – . 3-9..

. , , , . , . , . , , , , , , . . : // . – 2009. – 7. – . 62-65..

, . (, , , ).

, : , , , . , , , . , .

, , . . , , . .

, 5- 10. (, ) , , . // . – 2005. – 7. – . 3-9..

. . , , , .

, . , . . : . / . . – . : , 1992. – 240 ..

(, , , ), , , , , .

, , , .

: , , , .

. . , , , .

, . ( ), . ( ) , . .

. , . , , , , , .

. , , . . . , , . .

2.2

– , , . , , , , , , .

. , , , , .

, , , . , .

, , , , , , : , , . .

, . , – . . : . / . . – . : , 1992. – 240 ..

, . , , . : // . – 2009. – 7. – . 62-65..

, , , . , , . , , . .

, , , , , . , . , , , .

, . . , . . , , .

, , , , . . : . / . . – . : , 1992. – 240 ..

. , . , . : , , , , , – , , , , .

, , , , , – , .

. , , .

( )

. : , .

: , , , , .

.

. , . , , .

( ). , , . ? ? , , .

– . ( ). , . . . . .

– , . , .

, . , . . . , . – – . .

, , .

, . , , .

?? , , , : , , , .

.

: , , . .

, , . , , , , . , , .

, , : ? ?

, .

. ( , ).

. , .

. .

, . , . . ( ). , . .

, . ( .)

. ?

. , . , .

. .

. , . , .

. , , .

. , , , .

. , . ( ). , , . .

. ?

. , , . . ( , , , ).

. , , !

.

. ?

. , .

.

. . . ( )

, ( ) , (, ).

2

, .

, . , , , . , , – , , , .

, , . , – , – , – . .

, . , : , , , , . , , . , , , .

. . , , , , , . . , , , .

, .

. , . , , , , , .

, .

, . , , , . , , – , , , .

, , . , – , – , – . .

1. . : // . – 2009. – 7. – . 62-65.

2. . . // . – 2007. – 1. – . 10-12.

3. . – :

// . – 2010. – 4. – . 38-43.

4. . – // . – 2003. – 12. – . 52-58.

5. .. . – ., 1913. – 250 .

6. . // . – 2005. – 7. – . 3-9.

7. . .

// . – 2005. – 3. – . 50-53.

8. . .

// . – 2011. – 4. – . 55-61.

9. . . // . – 2009. – 1. – . 33-37.

10. . . : . / . . – . : , 1992. – 240 .

11. . . [ ]. – : www.gumer./bibliotek_Buks/Pedagog/galag/08.php

12. . // . – 2004. – 8. – . 17-19.

13. . . [ ]. – : www.twirpx.com/file/231555/

14. . : – // . – 2005. – 7. – . 87-89.

15. . . // . – 2006. – 4. – . 77-79.

16. . . [ ]. – : https://fantlab.ru/work103388

17. . . [ ]. – : 31.detirkutsk.ru/upload/31//%20.pdf

18. .-. . [ ]. – : www.gumer./bibliotek_Buks/Pedagog/galag/12.php

19. . . : [ ]. – : dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_chelovek1.html

  • , . .

    [137,7 K], 10.09.2011

  • , , . , .

    [38,3 K], 18.11.2009

  • , . .

    [462,6 K], 06.03.2016

  • . . .. . .

    [255,4 K], 05.11.2014

  • , . . .

    [27,7 K], 01.03.2010

  • ?
Читайте также:  Влияние музыки на развитие ребенка книги

, , ..

PPT, PPTX PDF- .

.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Кадошкинский детский сад комбинированного вида «Теремок»

«Ознакомление дошкольников с природой и развитие у них познавательных интересов.»

Подготовила и провела:

Воспитатель Кислова М.И.

-2016-

«Ребёнок- непризнанный гений средь буднично серых людей»- М.Волошин. Мир радости, добра и красоты… Приоткроем завесу этого удивительного мира, в который мы поведем наших милых, любознательных и восторженных ребятишек- дошкольников по волнам творчества. Мир, в котором мы живем – огромный, бесконечный, сложный и загадочный. Но человек всегда стремится создать свой мир- добрый, уютный, где бы он чувствовал себя в безопасности, где бы ему было хорошо и спокойно. Ребёнок живет в этом реальном мире, в котором многое для него пока не понятно , но он стремится познать его, познать что его окружает. И в этом ему поможет воспитатель и детское стремление познать окружающий мир.

1. Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе.

Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия. Формирование и совершенствование ощущений и восприятия – сенсорное воспитание – составляет неотъемлемую часть любой детской деятельности. В практической работе исследователи и воспитатели уделяют, прежде всего внимание организации наблюдений за объектами природы. Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с активной двигательной воспроизводящей деятельностью.

Самые первые наблюдения можно организовывать с детьми уже 3-4 лет: за изменениями температуры – на улице тепло/холодно/жарко; за осадками – идет снег/дождь. При этом не только констатируются факты, а используются различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении. Например, снег падает хлопьями, спокойно ложится на землю. Внимание малышей неустойчиво, организовать всю группу сразу трудно. На первых порах возможно проведение работы по подгруппам из 2-3 человек.

Во время наблюдений за растениями, дети рассматривают форму листьев, следят за их движением, слушают шум деревьев при порывах ветра.

Организуя наблюдение со старшими дошкольниками, возможно увеличение подгруппы до 5-6 человек. Также можно удлинить сроки наблюдения и расширить тематику. Например, не только наблюдали за характером погоды, но и обращали внимание детей на небо: голубое, чистое, без облаков; в такой день ярко светит солнце. Это ясное небо. Если на небе тучи и оно темное, серое, то будет пасмурный день.

Изменяется и характер наблюдения за растениями, отмечались окраска листьев, цветков, вид посадки (рядами, одиночными растениями).

В ненастные дни, когда пребывание на воздухе прекращается, можно проводить наблюдение за комнатными растениями, сравнивать размер, форму и окраску листьев и цветков.

Наблюдение за одним и тем же объектом периодически повторяем. Этот дает возможность закрепить образ предмета, явления, уточнить его детали.

Таким образом, важнейшим средством умственного воспитания ребенка является окружающая природа. Она постепенно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

2. Познавательное отношение к природе как задача экологического воспитания детей

Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольника может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов.

Ребенка старшего дошкольного возраста, у которого развит познавательный интерес, характеризует желание задавать вопросы и способность находить ответы на них. Такой школьник склонен к экспериментированию, к активной поисковой деятельности. Он может длительно сосредотачиваться на интересующей его проблеме: изучать жизнь муравейника; экспериментировать – какие предметы плавают, а какие тонут, придумывать новые конструкции. При усвоении новых знаний он задает взрослому много вопросов, пытается самостоятельно найти связь с личным опытом, высказывает оригинальные догадки, предположения, другими словами, проявляет творческое отношение к объекту и процессу познания. Таким образом, показателем интереса ребенка служат его вопросы и суждения, благодаря которым малыш постигает мир вокруг себя.

Развитие любознательности, потребности узнать новое – одна из задач воспитания дошкольника, подготовки его к обучению в школе. Постановка и постепенное усложнение данной задачи ведет к формированию у детей поисковой деятельности, познавательных интересов, что оказывает влияние на их умственное развитие. Знания детей и уровень развития познавательных интересов способствуют усвоению знаний, так как являются побудительной силой к их приобретению; с другой стороны, познавательные интересы развиваются на основе знаний.

До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.

Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми.

Побуждение к интеллектуальной активности с помощью элементарной поисковой деятельности в процессе овладения знаниями о природе приведет к формированию познавательного интереса у детей

старшего дошкольного возраста. Указанный выше факт доказан в исследовании, проведенном и описанном Л.М.Маневцовой. Так, данное исследование проходило в три этапа. На первом этапе необходимо было накопит запас конкретных представлений у детей о тех явлениях природы, которые впоследствии будут осваиваться ими с помощью поисковой деятельности, сформировать элементарную деятельность наблюдения. На втором этапе следовало научить детей использовать поисковую деятельность в решении познавательных задач, поставленных воспитателем. На третьем этапе надо было совершенствовать поисковую деятельность детей за счет усиления самостоятельности в решении познавательных задач, поставленных воспитателем, а также в процессе решения задач, поставленных детьми самостоятельно.

В результате проведенной работы по обучению детей поисковой деятельности в процессе освоения знаний о природе можно сделать следующие выводы:

Организация поисковой деятельности наиболее эффективна при освоении детьми причинно-следственных и других связей и отношений между предметами и явлениями природы, их свойствами и качествами. При этом необходим постепенный переход от усвоения связей и отношений однозначного характера к усвоению причин, лежащих в основе ряда сходных факторов, и к усвоению более сложных связей.

Организация систематической поисковой деятельности приводит к познавательному интересу, который проявляется в активном включении всех детей в занятия, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.

Развитие познавательного интереса проходит путь от проявления эмоциональной отзывчивости к окружающему и выделения внешних качеств предметов к выделению внутренних связей и отношений, к самостоятельной постановке познавательных задач и первым попыткам решать их с помощью наблюдений, опытов, рассуждений.

Читайте также:  Уровень развития ребенка 6 лет ниже среднего

Познание природы детьми раннего возраста – это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных, ярких объектов и явлений мира животных, растений, неживой природы, практическое экспериментирование с ними.

Взрослый обращает внимание малыша на яркий цветок, летящую бабочку, красивый камушек, пушистые хлопья снега. Помогая ребенку активно познавать природу (нюхать, трогать, слушать, насыпать, переливать, крошить) следует ненавязчиво предлагать ему экологически целесообразные виды деятельности в природе взамен тех, которые он иногда практикует. Если малыш хлещет веткой по траве, то можно предложить ему послушать, как она шуршит, а затем практически убедится, насколько звучнее стучать по асфальту, камням, увлекательнее ходить по песку.

При оказании поддержки вхождению наших маленьких воспитанников в мир природы, знакомству, приобщению, единению с ней важны опора на чувственное познание, сенсомоторику малыша, его наглядно-действенное мышление, особенности эмоциональной сферы, содействие в накоплении позитивного опыта общения с природой, зарождение интереса, радости от этого процесса

Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств. Уроки творчества среди природы оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.

Решающую роль в экологическом воспитании младших школьников играет взаимодействие детского сада с семьей воспитанника. Подобное сотрудничество необходимо во всех возрастных группах, но в младшем дошкольном возрасте без него фактически невозможна реальная организация экологического воспитания и обучения. Без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у дошкольника. Действенная, настоящая любовь к природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример положительного отношения к природе взрослого.

Воспитание у ребенка гуманного отношения к природе строится на триединстве знаний об общевитальных признаках человека, животного и растения (движение, питание, рост, дыхание, чувствительность), эмпатии к живому и разнообразной деятельности ребенка в природе (самостоятельной и совместной со взрослыми).

Таким образом, детям особенно интересны предметы и явления окружающего мира. Именно эта детская любознательность, подогретая темой и содержанием дидактической игры, может зародить искру для новых поисков, проектов, открытий и станет стимулом для заинтересованного изучения экологической дисциплины.

3. Методы и приемы воспитания у детей познавательных интересов к природе

Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других же занятиях уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида – обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике.

В любом случае, деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи. Чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает. Учитывая особенности возраста, воспитатель широко использует дидактические игры, применяет во время занятий игровые приемы и упражнения, предлагает детям несложные умственные задачи.

Перейдем к более детальному и подробному рассмотрению методов воспитания у детей познавательных интересов к природе:

– наблюдение. Организованное наблюдение живых объектов и практическое экспериментирование с ними; рассматривание картинок (предметных и с простым сюжетом), игрушек. Происходит знакомство детей с животными ближайшего окружения: кошка, собака, корова, курица. Детей учат узнавать и называть животных по ярким признакам внешнего вида (цвету шерсти, форме и размеру ушей, хвоста, длине передних и задних лап), характеру передвижений (кролик прыгает, птица летает), издаваемым звукам (кошка мяукает, петух кукарекает). Малыши узнают и называют растения ближайшего окружения – дерево, куст, трава, комнатные цветы.

– дидактические игры. В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться), что и делает дидактическую игру особой формой обучения – легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний.

При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:

1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;

2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям;

3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;

4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

5. Конкретно и четко объяснять правила.

– Речевые логические задачи. Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения), это стимулирует развитие самостоятельности, мышления, гибкости ума. Речевые логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуя умение рассказывать, четко формулировать свои мысли. Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности речевую логическую задачу, воспитатель использует различные методические приемы: предлагает им вспомнить, что они наблюдали на прогулках, экскурсиях, задает наводящие вопросы, помогает правильно сформулировать мысль.

– Экскурсии – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.

По содержанию экскурсии делят на два вида: природоведческие – в парк, в лес, на реку; экскурсии на сельскохозяйственные объекты – поле, на птицефабрику, в сад, огород. Экскурсии привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы.

Кроме названных приемов можно использовать еще и следующие: инсценировка с игрушками животными и растениями, специально организованное наблюдение, чтение коротких рассказов и стихов, беседы с детьми, отражение впечатлений о природе в продуктивных видах деятельности, самостоятельное и совместное со взрослым разнообразное практическое экспериментирование ребенка в природе («Как ты чувствуешь окружающий мир»), экологические сказки.

Источник