Значение монтессори среды для развития ребенка

Значение монтессори среды для развития ребенка thumbnail

История появления

Мария Монтессори – итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей 19 века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость – во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем!

Поэтому Мария вместе с мужем начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально – только для ребят с задержками развития. Но убедившись в успехе выдвинутой ей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны. Так появилась методика развития Монтессори, названная в честь автора.

‍ Мария Монтессори

В чём суть педагогики Монтессори

Автор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему соответствующую среду для интересных занятий и учит его пользоваться ей.

Основные принципы методики

  • Ребёнок волен сам выбирать вид деятельности. Чтобы ребёнок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств. Дети учатся всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Каждый ребёнок занимается тем, что ему нравится, единой программы в системе не предусмотрено.
  • Монтессори – методика раннего развития. Но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты и одновременно учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество.
  • Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната обычно разделена на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую.
  • Взрослый в обучении играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником. Задача взрослого – только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
  • Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.
  • Принципы Монтессори-педагогики направлены на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
  • В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре – таким образом дети учатся договариваться между собой.
  • Обязательно присутствуют правила, которые помогают упорядочить жизнь в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.

Преимущества системы

Одно из главных преимуществ системы методики Монтессори – то, что дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы. Поэтому на занятиях детям не скучно, они любознательны и инициативны. Также дети могут сами себя занять, уважают потребности других и неплохо справляются с бытовыми обязанностями.

Минусы системы

  • Идеи Монтессори-педагогики направлены на развитие только интеллекта и практических навыков.
  • Творчеству не уделяется должного внимания – нет зоны, в которой дети могут просто творить.
  • Отсутствие подвижных и ролевых игр.
  • После методики Монтессори детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ, где все вместе делают одно и то же, и педагог должен восприниматься как авторитет, а не как помощник.
  • Дети не играют в ролевые игры, они только индивидуально занимаются, поэтому договариваться они умеют, но играть вместе и дружить – нет.
  • Пособия довольно дорогостоящие, они должны быть разнообразными, чтобы оставаться интересными детям, и их должно быть достаточное количество.

Кому подойдёт система Монтессори

Родителям, для которых важен индивидуальный подход к их ребёнку, такая система подойдёт. А вот авторитарных родителей, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка в свободное плавание, метод, скорее всего, не устроит.

Если ребёнок любит творчество, то ему может быть скучно в Монтессори-группе, поэтому необходимо будет задуматься о дополнительных творческих занятиях.

В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. У стеснительных детей проблемы с общением могут усугубиться, поскольку дети в группе мало общаются между собой.

Резюме

Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку доступную среду и свободу. Взрослые играют лишь второстепенную роль – они наставляют ребёнка, а не навязывают своё видение. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь с остальными ровесниками.

Но методика имеет и минусы – например, она достаточно изолирована от традиционного образовательного процесса, и после Монтессори-сада или школы ребёнку может быть трудно влиться в обычный коллектив.

Источник

Среда и зоны Монтессори

Система, разработанная Марией Монтессори, существует более ста лет. Долгое время из-за запрета западной пропаганды она была недоступна для отечественных специалистов. Но относительно недавно (в конце 20-го века) они смогли наконец познакомиться с идеями великого педагога, чья методика изменила всю систему воспитания детей. На сегодняшний день, зная принципы данной методики, можно организовать Монтессори среду дома.

Среда Монтессори: принципы зонирования

Принцип Марии Монтессори заключается в простой фразе: «помоги мне сделать это самому». На этом постулате построена вся методика. Основная задача взрослого заключается в организации подготовленной среды Монтессори, которая будет максимально способствовать развитию дошкольника. Именно правильно организованная развивающая среда Монтессори – ключевое понятие в авторской методике.

Правильно организованная развивающая среда Монтессори

И в ее организации (дома или в детском саду) очень важно придерживаться следующих принципов:

  • помещение Монтессори должно быть просторным (на 1 человека в группе не менее 5-6 квадратных метров класса);
  • предпочтительно, если будет возможность переноса части занятий на свежий воздух;
  • натуральное яркое освещение. В идеале панорамное окно для максимального доступа солнечного света;
  • в помещениях бытового и санитарного назначения (туалет, ванная) выключатели света располагаются на уровне детского роста;
  • в зоне УПЖ (практических навыков) устанавливаются розетки;
  • ковры на полу нежелательны, лучше отдать предпочтение деревянным или керамическим покрытиям;
  • свободный доступ к воде. В условиях квартиры достаточно сделать доступной (для ребенка) ванную комнату, в учебных групповых классах точка доступа должна быть непосредственно в помещении;
  • организация среды по Монтессори предполагает максимальную самостоятельность ребенка, поэтому туалет должен быть оборудован в соответствии с его ростом. Допустимо использование специальных подставок;
  • в помещении должно быть много живых растений. Они помогут развить в детях навык ухода за ними, а также создают комфортную среду;
  • мебель не ставится вплотную друг к другу, но и нельзя оставлять больших свободных пространств. Оптимально островное расположение с группировкой по зонам;
  • все материалы, что находятся в среде Монтессори, ребенок может достать самостоятельно;
  • материалы, включая книги, должны быть только в единственном экземпляре. Это способствует развитию социальных навыков.

Организация среды по Монтессори

Организация квартиры в соответствии с идеями Марии Монтессори – более сложная задача. В данном случае зона УПЖ не имеет конкретной локализации, но при этом все бытовые приборы должны быть доступны для использования ребенком. Принцип организации среды по Монтессори заключается в создании максимально доступных условий для самостоятельной деятельности. Это предполагает:

  • уровень мебели, которой пользуется ребенок (кровать, стул, стол), должен быть подобран с учетом его роста;
  • полочки с книгами и игрушками Монтессори расположены доступно;
  • вешалка для верхней одежды также занижена;
  • сама одежда должна быть удобной, желательно из натуральных тканей. Застежки в соответствии с возрастом (он должен раздеваться самостоятельно);
  • свободный доступ к воде и столовым приборам, посуде.

Домашняя Монтессори среда помогает воспитывать самостоятельную и уверенную в себе личность. Но, к сожалению, ее организация в полном объеме не всегда возможна в условиях стандартных отечественных квартир.

Домашняя Монтессори среда

Зона практических навыков

В возрасте от 2 до 4 лет ребенок находится в периоде активного познания окружающего мира, поэтому практическая зона Монтессори его особенно привлекает. Именно с зоны УПЖ в Монтессори среде начинаются занятия. Это дом малыша, где он не просто учится взаимодействовать с реальными бытовыми предметами, но и осваивает самостоятельную «взрослую» жизнь. Освоение этой части Монтессори среды закладывает фундамент к дальнейшему развитию математических и языковых навыков. Эта зона должна располагаться на входе в класс. Занятия в остальной части Монтессори среды рекомендовано начинать не ранее, чем через две недели после упражнений в УПЖ.

Многие родители склонны недооценивать ее значимость, а, тем не менее, именно зона практической жизни по Монтессори играет важнейшую роль в развитии личности. Ее задачи:

  • адаптация к реальной жизни и социуму,
  • развитие самостоятельности и самоуважения,
  • формирование бытовых навыков самообслуживания,
  • социализация,
  • развитие координации и мелкой моторики,
  • развитие самоконтроля и способности к концентрации на определенной задаче,
  • формирование понятия последовательности и причинно-следственных связей,
  • развитие волевых качеств личности,
  • формирования чувства порядка.

Помимо этого, зона УПЖ в Монтессори среде помогает детям отдохнуть от тяжелой интеллектуальной деятельности, отвлечься и успокоиться.

Важно! Все дидактические материалы должны быть настоящими, из реальной жизни.

Успешное освоение других зон развития по методике Марии Монтессори невозможно без положительного опыта в зоне УПЖ.

Зона практической жизни по Монтессори

Зона сенсорного восприятия

С 2 до 6 лет проходит этап сенсорного развития. Это время, когда мозг получает огромное количество информации об окружающем мире посредством органов чувств. Ребенок не только накапливает сенсорный опыт, но и учит анализировать и систематизировать его. Очень важно обеспечить его в это время достаточным количеством сенсорных раздражителей.

Подбирая материал для сенсорной зоны Монтессори среды, важно учитывать, что предмет должен быть направлен на развитие одного чувства, изолируя другие.

Материалы сенсорной зоны по Марии Монтессори:

Назначение

Пример дидактических материалов

Изучение размеров, соотношения «больше-меньше»

  • блоки,
  • цилиндры разных размеров,
  • одноцветная пирамида,
  • лестница

Различение цветов

  • таблички,
  • кубики,
  • цветные блоки

Развитие тактильного восприятия

  • шероховатые таблички,
  • ткани,
  • мешочки с зерном

Формирование слуха

  • музыкальные (простейшие) инструменты,
  • колокольчики,
  • шумовые цилиндры

Формирование стереогностики (изучение объемных фигур)

  • геометрические тела,
  • основания для них

Развитие обоняния и вкуса

Вкусовые баночки и набор запахов (коробочки с различными приправами)

Формирование барического чувства (ощущение веса)

Весовые цилиндры, гирьки

Восприятие тепловых ощущений

Бутылочки с горячей и холодной водой, лед

В сенсорной зоне развития по Монтессори занятия начинаются с формирования тактильного восприятия. Первые упражнения можно проводить уже в полгода, постепенно усложняя задачи и расширяя набор материалов.

Важно! Знакомство с зоной и материалами должно проходить самостоятельно. Это позволит ребенку чувствовать себя свободно и уверенно.

Сенсорная зона развития Монтессори

Математическая зона

Математическая зона Монтессори среды направлена на формирование понятия количества, пространства, а также способствует развитию логики. Монтессори среда в детском саду предполагает тесную связь сенсорной и математической зоны. Многие дидактические материалы используются в обеих зонах среды. Связано это с тем, что знакомство с простейшими математическими понятиями осуществляется при помощи конкретных предметов. Детский мозг на этом этапе развития еще не в состоянии оперировать абстрактными значениями.

Материалы математической зоны в Монтессори среде:

  • штанги,
  • цепочки,
  • бусины,
  • таблицы сложения, вычитания, умножения и деления,
  • геометрический комод,
  • игра с марками,
  • доски Сегена и многое другое.

Придерживаясь принципа «от простого к сложному», дети в Монтессори среде еще до школы осваивают счет до 1000, сложные арифметические действия, понятие доли и дробей.

Математическая зона Монтессори

Зона языковых навыков

После 4 лет у ребенка наступает период, когда он проявляет интерес к буквам. Это самое благоприятное время для занятий в зоне языковых навыков. Важно, чтобы материалы в зоне также были разными по фактуре. Различная текстура карточек, коробочек помогает ребенку лучше усвоить информацию.

Развивающая среда по Монтессори в ДОУ должна содержать следующие материалы для формирования языковых навыков:

  • набор карточек с рисунком и понятием (помогает расширить словарный запас);
  • звуковые и музыкальные игры (развитие фонематического слуха);
  • рамки и вкладыши для обведения фигур и заштриховки (тренировка кисти к будущему письму);
  • набор букв, вырезанных из разноцветной бумаги с разной текстурой (изучение алфавита);
  • подвижный алфавит, кубики (первые навыки написания слов);
  • карточки со словами (обучение чтению).

Занятия в Монтессори среде не предполагают скучных и утомительных уроков и заданий. Изучение родного языка должно проходить в форме игры и только в те моменты, когда ребенок действительно проявляет интерес.

Языковая зона Монтессори

Космическая зона

Космическая зона или зона формирования представления об окружающем мире появилась значительно позже. В классической теории Марии Монтессори все навыки, получаемые здесь, относились к зоне родного языка, математики и сенсорики.

Космическая зона Монтессори формирует целостное восприятие внешнего мира и затрагивает сферы географии, биологии, истории, этики, науки.

Здесь используются:

  • энциклопедии, справочные материалы,
  • карты и глобусы,
  • календари,
  • часы,
  • макеты солнечной системы,
  • карточки с животными и растениями,
  • гербарии и горшки с живыми цветами,
  • материалы для практических научных опытов.

Космическая зона Монтессори

Основной принцип космической зоны заключается в том, что материал не имеет возрастных ограничений. Любая справочная литература, независимо от ее сложности, доступна детям всех возрастов.

Преимущество обучающей среды по Монтессори заключается в том, что зоны не меняются с взрослением ребенка, достаточно постепенно заменять дидактические материалы.

Видео

057

Источник

Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, ещё сто лет назад придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Сначала – для детей с особенностями развития, а потом и для всех остальных. Некоторые родители до сих пор мечтают отдать своего ребёнка в Монтессори-сады, а кто-то даже пытается сам учить ребёнка по такой системе. Разбираемся со всеми особенностями системы.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Кто такая Монтессори и что это за система?

Мария Монтессори, первая в Италии женщина-врач и педагог, придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Суть её метода можно описать в пяти словах: «Помоги мне это сделать самому».

Монтессори считала, что каждый ребёнок от рождения стремится к знаниям. Всё, что нужно сделать родителям и педагогам, – создать развивающую среду, научить детей пользоваться предметами и позволить им самим выбирать, с чем, как и сколько играть.

Значение монтессори среды для развития ребенка

Мария Монтессори / Фото: Wiki Commons

После института Монтессори работала ассистентом врача психиатрической клиники, где находились умственно отсталые дети – они были одиноки, у них не было игрушек и с ними никто не занимался. Она стала носить им коробки, лоскутки, бусины – и дети ожили.

Затем Мария Монтессори стала директором Ортофренического института, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе этого института была школа, где она занималась с детьми. Эксперимент удался: многие ученики таких школ смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ.

Через какое-то время Монтессори начала работать с «обычными» детьми. Ей предложили заняться организацией детских садов для детей трёх-семи лет для жильцов некоторых домов. Так появился первый «Дом ребёнка». В нём Монтессори продолжила разрабатывать свои методики развития и открыла сенситивные периоды.

2. Что такое сенситивные периоды? Их много?

Если коротко, сенситивные периоды – это возраст, в котором ребёнок легко, естественно учится тем или иным вещам. Если время ещё не пришло или, наоборот, упущено, ребёнку будет неинтересно и трудно. Среди основных сенситивных периодов Монтессори выделяла шесть:

1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). То есть четырёхлетнего малыша сложнее научить убирать за собой, чем двухлетку. Кстати, соблюдение чистоты – один из принципов метода. Детей учат не только класть игрушки на место, но и, например, вытирать за собой пролитую воду, подметать рассыпанную крупу, мыть посуду и участвовать в общей уборке.

2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). Время детских площадок, лестниц, горок и качалок. Когда ребёнок должен активно развивать коррдинацию и укреплять разные группы мышц, которые помогут ему в будущем.

3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). Длительный период, когда ребёнок познаёт мир через звуки, запахи и ощущения. В это время формируются его представления о цвете, форме, размере и так далее.

4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Та самая мелкая моторика ребёнка. Монтессори предлагала использовать простейшие материалы: перекладывать бусины, фасоль, горох и другую крупу, нанизывать бусины на шнурки, собирать пазлы.

5. Период речевого развития (от 0 до 6 лет). Если ребёнок не говорит в год – ничего страшного. Детская речь развивается вплоть до шести лет. Помогают в этом плане карточки, наглядные предметы, книжки. И, конечно, присутствие рядом взрослого – родителей или воспитателя.

6. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). Но при этом насильно заставлять ребёнка здороваться или быть вежливым – нет смысла.

Значение монтессори среды для развития ребенка

Занятия в школе по методу Монтессори, 1913 год / Фото: Flickr (NSW e s)

3. Как сделать развивающую среду для ребёнка?

По большому счёту, сделать дом «развивающей средой» может каждый родитель – достаточно разрешить ребёнку полноценно участвовать в жизни семьи: готовить, убирать, ремонтировать, рукодельничать, ухаживать за растениями и животными. Лучше, если предметы, которые он при этом использует, будут не игрушечными, а настоящими, просто удобными для детской руки.

Если говорить о классической игровой комнате, то она разделяется на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Все игрушки и пособия располагаются так, чтобы ребёнок мог сам их взять и убрать на место. Все они в одном экземпляре: во-первых, так дети, если их несколько, учатся договариваться и ждать своей очереди, во-вторых, сохраняется автодидактичность предмета, то есть приспособленность для самостоятельной игры – никто не вмешивается, не подсказывает и не поправляет.

Монтессори уделяла много внимания развитию мелкой моторики и осязания. Она считала, что точные, аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание, память и творческие способности. Поэтому в её системе много игр, связанных с сортировкой, нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь по форме и по фактуре. Много манипуляций с природными материалами – камушками, шишками, деревяшками, ракушками. Игрушки должны обладать простыми, понятными свойствами, считала Монтессори. Пестрота и многофункциональность сбивает детей с толку, несёт лишнюю эмоциональную нагрузку.

4. Что такое обучение даёт детям?

Пожалуй, одно из главных преимуществ системы – то, что дети учатся всему легко и с удовольствием, в своём темпе, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Поэтому на занятиях им не страшно и не скучно, они любознательны, инициативны. Кроме того, дети, которые обучались по системе Монтессори, всегда могут сами занять себя, неплохо справляются с бытовыми обязанностями, умеют организовывать своё время и уважают потребности других.

Значение монтессори среды для развития ребенка

Монтессори-материалы / Фото: Shutterstock (YakyCorbalan)

В 2006 году в журнале Science опубликовали результаты исследования об эффективности системы Монтессори. В исследовании участвовали 53 ученика Монтессори-школы в штате Висконсин, США – детей разбили на две группы – от 3 до 5 лет и от 6 до 12 лет. Учёные оценивали учеников по нескольким критериям. Оказалось, что по некоторым показателям дети, которые ходили в Монтессори-школу, превзошли тех, кто посещал другие школы. Например, они лучше справлялись с тестами по чтению и математике.

5. Где этому учат?

Методика Монтессори популярна в России, и частные Монтессори-сады есть практически в каждом городе. Кроме того, иногда по инициативе родителей и педагогов Монтессори-группы открываются и в государственных детских садах. Группы всегда разновозрастные: младшие учатся, глядя на старших, а старшие заботятся о малышах.

Сама Монтессори предлагала начинать заниматься с детьми трёх лет, но её последователи опустили планку до двух. Сейчас группы обычно делятся по возрастам 0-3 года и 3-6 лет

Логическим продолжением такого обучения может стать начальная школа, но из-за жёстких стандартов российского образования с этим всё сложно: работают либо экспериментальные площадки на базе обычных школ (но это редкость), либо частные школы, которые занимаются по Монтессори, хотя «на бумаге» являются обычными, либо семейные школы. Обучение по системе Монтессори заканчивается в 10-12 лет.

В системе Монтессори оценка выставляется только качественная: прошёл – не прошёл, освоил – не освоил. То есть как стандартные оценки в Монтессори-школах не ставят. При этом ученики всё равно должны проходить государственные аттестации. Для этого педагоги составляют программу и набор знаний и навыков, которые должны обязательно проработать с детьми.

Значение монтессори среды для развития ребенка

Подготовленная среда Монтессори-класса / Фото: Wiki Commons (Ilya WWW)

Для взрослых, которые хотят стать Монтессори-педагогами или профессионально заниматься дома с детьми, есть много курсов. Например, Международная Ассоциация Монтессори (AMI) организует их в Москве и Питере.

6. Зачем вообще нужен педагог, если он не вмешивается в процесс?

Во-первых, наставник показывает, как пользоваться тем или иным материалом. И от его презентации зависит, поймёт ли ребёнок суть упражнения, захочет ли его выполнять.

Во-вторых, он внимательно наблюдает за ребёнком и помогает ему осваивать новые навыки. Например, когда педагог видит, что в ребёнке просыпается интерес к букварю или кубикам с буквами, то он создаёт вокруг ребёнка языковую зону, показывает ему и другие игры – карточки со слогами, подвижный алфавит, рамки для обвода и штриховки, учит всем этим пользоваться.

Монтессори-педагоги общаются с детьми, но не «продавливают» собственное мнение, не подводят детей к желаемым ответам на вопросы

Помогают детям организовать работу, но не выполнять её. И в то же время заботятся о том, чтобы ребёнок заканчивал работать с чувством удовлетворения. В редких случаях педагоги всё-таки вмешиваются, и это отдельное умение – понять, когда это действительно нужно, а когда без этого можно обойтись

7. В чём минусы такой системы?

Ребёнку, который привык заниматься в Монтессори-группе, бывает непросто в обычном классе, где дети сидят за партами и все вместе делают одно и то же. К тому же у него совсем другое отношение к педагогу – не как к авторитету, а как к помощнику. Так что, помимо всего прочего, шансов повстречать своего Учителя у него меньше.

С точки зрения отношений со сверстниками тоже не всё так просто: в классической Монтессори-системе дети не играют в ролевые игры, они только занимаются – причём индивидуально. Поэтому договариваться и помогать они умеют, а вот играть вместе и дружить им только предстоит учиться.

Значение монтессори среды для развития ребенка

Монтессори-среда / Фото: Shutterstock (YakyCorbalan)

8. Кому это не подходит?

Метод не подходит родителям, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка «в свободное плавание». В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. И ещё если у ребёнка проблемы с социализацией, то они могут усугубиться, потому что дети мало общаются между собой.

Насчёт развития мелкой моторики с крупой, бусинами и прочим – всё просто. Достаточно первые разы сидеть рядом с ребёнком и объяснять, что в рот тащить нельзя, а играть – можно. Потом ребёнок и сам понимает, что перебирать её интереснее, чем есть. Если всё равно опасаетесь, подождите, пока будете уверены, что ребёнок точно не будет есть лишнее.

9. Где узнать про систему Монтессори больше?

Можно почитать книги самой Монтессори, а можно – её последователей: Эдуарда Стэндинга, Фаусек или современных экспертов Монтессори-движения: Сумнительного, Хилтунен. Коротко и по делу метод Монтессори описывает Рапопорт в «Энциклопедии методов раннего развития». Ещё можно почитать сайт «Монтессори.дети», их же YouTube-канал.

Кроме того, родители с удовольствием сами экспериментируют с материалами и упражнениями и делятся результатами в социальных сетях: прогулки по тэгу Montessori вполне хватит для вдохновения.

Источник