Значение мяча в развитии ребенка

Значение мяча в развитии ребенка thumbnail

Ушакова Татьяна Васильевна
Значение игр и упражнений с мячом во всестороннем развитии ребенка

Мяч – это рука ребёнка, развитие её напрямую

связано с развитием интеллекта.

Мяч – круглый, как Земля, и в этом его сила!

С. А. Шмаков

Каждый ребенок с раннего детства знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными.

Дети очень любят играть с мячами, особенно с яркими, прыгучими и ловкими. Однако, многие родители уделяют мало времени играм с мячами, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым.

Игры, игры-упражнения с мячом развивают координацию движений, укрепляют мышцы плачевого пояса, развивают и укрепляют мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости.

В играх с мячом развиваются физические качества: быстрота, прыгучесть, сила, ловкость. Такие игры благотворно влияют на работоспособность ребенка. Игры с мячами различного веса и объема увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук; при ловле и бросании мяча, ребенок действует обеими руками – это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы.

А систематические игры и упражнения с мячомактивно влияют на совершенствование основных свойств нервной системы: силы, подвижности, уравновешенности.

Особенно большое значение придается возникновению радостных эмоций. Положительные эмоции самые действенные!

Совместное выполнение движений (трое, четверо, в парах) – прекрасная школа приобщения ребенка к коллективу, к деятельности «вместе». Если ваш ребенок замкнут, плохо вступает в контакт, не умеет дружить с другими детьми – ему очень полезно играть с мячом. В играх, которые проводятся в парах, команде, ребенок учится работать с партнером или партнерами.

Особое место занимают игры – соревнования, эстафеты с мячом, которые развивают чувство ответственности, умение достойно проигрывать. Ведь не только положительные эмоции, но и отрицательные эмоции побуждают к выполнению точных, слаженных действий.

Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную. Упражнения с мячом способствуют развитию сенсорики, движений кистей, пальцев рук, что активизирует кору головного мозга в целом, и речевые центры в частности. Игры с мячом способствуют быстрому восстановлению умственной работоспособности.

Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Он, как магнит, притягивает к себе детей, надо как можно раньше дать ребенку мяч в руки, а не откладывать это до самой школы, надо научить ребенка общаться и играть с мячом.

К сожалению, многие родители не знают игр с мячом, соответственно не могут научить этому своих детей.

Если ваш ребенок совсем не владеет мячом, сделайте с ребенком несколько начальных упражнений:

• Покатать мяч по полу ладонью вправо – влево. Затем перекатывать мяч по полу из одной руки в другую.

Мяч обычный дали нам, нам он очень нравится.

Посмотрите, как легко мячик наш катается.

• Покрутить мяч вокруг своей оси по часовой и против часовой стрелки.

Учим новую игру – мяч раскрутим на полу.

Он кружится, как, волчок, если ощутит толчок.

• Толкнуть мяч по полу к стене и посмотреть, какова будет отдача от неё.

Мяч покатим мы к стене – посмотри-ка сам.

Оттолкнувшись, мяч спешит возвратится к вам.

• Толкнуть мяч так, чтобы он прокатился под столом или между ножками стула.

Мяч наш ловок – посмотри, он уже в воротцах.

Чтоб мячом туда попасть, надо побороться.

• Толкнуть мяч вперед и сбить им какой-либо предмет (кеглю, мяч, кубик).

Мы должны мячом сейчас сбить предмет тяжелый.

Постараться должен мяч – этот друг веселый.

• Подкинуть мяч вверх и поймать его. Затем, прежде чем поймать, надо успеть сделать хлопок в ладоши.

Мяч влетает высоко, осторожно брось его.

Ловкость мы приобретаем – ловим мяч и вновь бросаем.

• Ударить мячом об пол и поймать. Затем отбивать мяч от пола.

Мяч надутый, мяч пузатый, любят все его ребята.

Бьют его, а он не плачет, веселее только скачет.

• Перебрасывать мяч в парах с ударом об пол.

Мяч о землю стукнем ловко, чтоб он к другу улетел.

Друг поймал мяч со сноровкой и назад лететь велел.

• Метание малого мяча в вертикальную мишень.

На стене у нас мишень, мяч кидать в неё не лень.

Тот, кто метко попадает, зоркость глаз приобретает.

• Забрасывание мяча в горизонтальную цель (коробка, корзина)

Вот корзина перед нами, а зачем – скажите сами.

Будем мячик так бросать, чтоб в корзину попадать.

Когда упражнения с мячом сопровождаются стихами, ребенок вовлекается в нужную игру или движение ненавязчиво, без опасений, но в заданной форме и порядке.

Вспомните игры своего детства, научите своих детей играть в «Вышибалы», «Лапту», «Съедобное – несъедобное», да просто погоняйте мяч на лужайке в футбол или в хоккей на траве с друзьями, соседями, родственниками, устройте веселые соревнования с теннисными мячиками, воздушными шарами. Стоит только захотеть и у вас все получится. А в подарок вы получите море удовольствия и позитива!

Игры с мячом – это любимое занятие детей.

Игра воспитывает ребенка пытливым, находчивым и здоровым.

Источник

Изолина Чубукова
Консультация для родителей «Значение мяча в развитии организма ребенка»

Ежегодно мы набираем в младшую группу детей. Какими неуклюжими пингвинчиками они подчас к нам приходят!

Консультация для родителей «Значение мяча в развитии организма ребенка»

Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым, умным – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед детским садом.

Значение мяча в развитии ребенка

Однако, количество детей с ослабленным здоровьем с каждым годом увеличивается.

Значение мяча в развитии ребенка

Ограниченное количество прогулок, недостаточная двигательная активность детей в течение дня (особенно в холодный период года, большая загруженность занятиями в учебный период, в том числе со стороны родителей – значимые факторы, влияющие на ухудшение здоровья наших воспитанников. Иногда родители в домашних условиях приучают детей с раннего возраста к играм в телефонах, бесконечным мультикам.

Читайте также:  На развитие ребенка влияет не только наследственность

Значение мяча в развитии ребенка

Дети часами сидят неподвижно перед экранами. Даже покупая игрушки, родители совсем забывают об игрушках, развивающих движения. Например, мяч!

Значение мяча в развитии ребенка

Мяч хорош, потому что, его можно бросать, катать, прокатывать, подбрасывать, ловить, перебрасывать, ударять об пол и т. д. Упражнения с мячами развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, способствуют выработке хорошей осанки, а также увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, развивая и укрепляя мелкие мышцы рук, усиливают кровообращение, развивают координацию, глазомер, ритмичность, согласованность движений, быстроту, силу, ловкость и т. д. Игры благотворно влияют на работоспособность ребенка, при ловле и бросании мяча, ребенок действует обеими руками – это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы.

Значение мяча в развитии ребенка

Особенно большое значение придается возникновению радостных эмоций, эмоциональной достаточности. Игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, физического и интеллектуального развития ребенка.

Наши малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия с мячом, получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей, у них активизируется весь организм! Обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка.

Значение мяча в развитии ребенка

Можно сказать, что игры с мячом –специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке. Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально – волевую сферу, что особенно важно для детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ. Можно только удивляться, замечая какое разнообразие впечатлений и действий может давать малышу обычный мяч! Простейшие, на наш взрослый взгляд, действия в действительности оказываются исключительно полезны. Развивают наблюдательность, концентрацию внимания, чувства, движение и даже мышление. И зачастую, ребенок самостоятельно подмечает и отыскивает многообразные тайны и сюрпризы.

Значение мяча в развитии ребенка

А это как раз и есть столь желанная для родителей самостоятельность и волевая активность и огромное желание родителей видеть ребенкафизически совершенным: развитым, здоровым, активным.

Работа с мячом занимает одно из главных мест в работе с дошкольниками по физическому воспитанию. Какие задачи стоят перед воспитателями?

– Повышать двигательную активность детей.

– Стимулировать интерес детей к играм с мячом.

– Расширять представления детей о спортивных играх с мячом.

– Формировать двигательные умения и навыки у дошкольников в процессе приобщения их к играм с мячом.

– Совершенствовать координацию движений, укреплять связочно-суставной аппарат, способствовать поддержанию общего тонуса организма.

– Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка, развиватьпсихофизические качества: координацию, силу, выносливость, быстроту; умение играть коллективно, содействовать развитию положительных эмоций.

– Сформировать начальные представления о видах спорта, в которых применяется мяч.

– Поддерживать интерес к физической культуре, прививать стиль здорового образа жизни. – —

– Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

– Воспитывать у детей потребность быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья

Кстати, одним из показателей на выявление физической подготовленности детей к обучению в школе является овладение детьми школой мяча: бросание, ловля, забрасывание мяча в баскетбольную корзину, ведение мяча, различные манипуляции с мячом (выявление показателей правильности развития основных движений по Е. Г. Леви-Гориновской).

Давайте сделаем так, чтобы мяч – игрушка для людей всех возрастов, не пылился в дальнем углу кладовой. Пусть у детей будет много разных мячей! Но самое главное – это чтобы дома родители с детками играли! Радость, которую вы доставите своему ребенку, играя с ним, станет и вашей радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее жизнь своей семьи. А уж мы в детском саду скучать детям точно не дадим! Потому что у нас есть главная задача – укреплять здоровье детей, а еще – много ярких, красивых и разноцветных мячей!

Значение мяча в развитии ребенка

Вот как мы с ними играем! Играйте с нами!

1. «Прокати мяч в ворота»

Взрослый и ребенок встают (или садятся на пол) на расстоянии 4-6 шагов один от другого, в руках у взрослого мяч (диаметром 15-18 см). Посередине, между взрослым и ребенком, устанавливаются ворота из кубиков.Взрослый произносит: «Будем мы сейчас играть, мяч в воротики катать!» Играющая пара начинает прокатывать мяч через ворота друг другу.

2. «Мой веселый звонкий мяч»

Взрослый и ребенок встают друг напротив друга на небольшом расстоянии. Взрослый берт мяч (диаметром 18-20 см) и показывает малышу, как мячик легко и высоко пригает, если отбивать его рукой. Затем кладет мяч на пол немного в стороне, предлагает ребенкувыполнять движения вместе и произносить текст:

Мой веселый звонкий мяч, (выполняют «пружинку», руки на поясе)

Ты куда помчался вскачь (наклоны вправо-влево, руки «полочкой» одна на другую на уровне груди)

Красный, желтый, голубой, (хлопают в ладоши)

Не угнаться за тобой! (наклон вперед, руки вперед, в стороны)

Далее взрослый предлагает ребенку попрыгать вместе с мячом, повторяет текст стихотворения (ребенок прыгает на двух ногах). Закончив читать текст,взрослый произносит фразу: «Сейчас догоню!» Ребенок прекращает прыгать и убегает к заранее оговоренному предмету (стол, диван). Взрослый делает вид, что ловит ребенка. Игра повторяется.

3. «Лови мяч»

Взрослый и ребенок встают друг напротив друга на расстоянии 1,5-2 м. В руках у взрослого мяч. Взрослый бросает мяч ребенку, тот возвращает его обратно. При этом взрослый (впоследствии вместе с ребенком)произносит: «Лови, бросай, упасть не давай!» Каждое слово сопровождается броском мяча. Слова рекомендуется произносить не спеша, чтобы ребенок успел поймать мяч, а затем перебросить его взрослому. При дальнейшем повторении игры расстояние между игроками можно увеличивать.

Источник

«Значение мяча в физическом развитии ребёнка».

Читайте также:  Рекомендации развитию ребенка по месяцам

   Физическое воспитание – одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к активному движению с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, быстроту реакции, повышает самостоятельность, развивает координацию. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений. Главное место во всестороннем физическом развитии детей занимают гимнастические  упражнения, а также элементы спортивных игр. Овладение всеми видами физических упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей.

   Активные действия детей с мячом ребёнок может выполнять начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются по мере усвоения действий за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения. К старшему дошкольному возрасту, кроме подбрасывания мяча разными способами с различными заданиями, метаний на дальность и в цель, предусмотрено формирование умения ведения, отбивание мяча, ловли, передачи, а также забрасывания мяча в корзину. Обычно мяч рассматривают, в основном, как средство для развития физических качеств – ловкости, меткости, силы. Однако возможности мяча  далеко не исчерпываются этим. Мяч может способствовать развитию не только физических, но и многих психических способностей.

   Первая задача обучения ребенка владением   мячом обхватывать и удерживать в руках круглые предметы разного объема (маленький мяч, который он может удерживать в одной руке, или большой надувной, который можно удерживать только двумя руками),  затем – осуществлять броски разной дальности и точности. Для детей от 1 года до 2 лет интереснее просто скатывать мяч с наклонной плоскости или бросать его в произвольном направлении. Для детей постарше задание можно усложнить, побуждая закатывать мяч в определенной ширины воротца, ямку.

Мячи бывают разного размера, изготовленные из разных материалов:

Воздушный шарик;

Большой надувной мяч;

Теннисные мячи (диаметром 5-6 см);

Мячи от пинг-понга;

Спортивные резиновые мячи (средних размеров диаметром 8-12 см, большие мячи диаметром 18-20 см)

Тряпичные мячи;

Ватные мячи;

Клубки из ниток; и т. д.

Старшим детям необходимы волейбольные и набивные мячи весом до 1 кг.

Мяч как основной, наиболее удобный для бросания и метания предмет должен постоянно находиться в свободном распоряжении детей.

   Действие с мячом занимают большое место в работе по физическому воспитанию, используются всеми детьми в самостоятельных играх и упражнениях. Бросание и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости. Они требуют также хорошей координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность в движении.       Взрослый  показывает, что с мячом можно выполнять разнообразные действия, помогает детям приобрести собственный двигательный опыт, умение обращаться с мячом: держать его в двух или одной руке, обхватывая пальцами, отталкивать, катать, бросать. После многочисленных упражнений появляется своеобразное «чувство мяча».

  Детей третьего года жизни можно объединить для игры в подгруппы по трое – пятеро человек, это даёт и дополнительный навык коммуникации.

   В каждой возрастной группе мячи должны быть разных размеров – от маленьких (резиновых и теннисных) до – больших надувных. Упражнения с ними приучают детей без лишнего напряжения владеть разным хватом мяча: маленький мяч плотно обхватывать пальцами одной руки, в действиях с большим мячом пальцы обеих рук расставляются пошире.

Показ движения должен всегда быть правильным с соблюдением всех основных требований техники безопасности.

Источник

Мяч – это рука ребёнка, развитие её напрямую 
связано с развитием интеллекта.
Мяч – круглый, как Земля, и в этом его сила!
                                        С.А.Шмаков

     Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из «практических» ответов на оба эти вопроса – развитие у детей мелкой моторики, улучшение координации движений и пространственных представлений.  

      Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Потому что,                                                                мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые  отвечают за формирование многих сложнейших психических функций таких как: возможность понимания произнесённых слов, долговременная память,  возможность обучаться, прослушивая информацию, соединение потоков слуховой и зрительной информации,  осознание того, что человек увидел, совместно с тем, что он услышал, понимание того, что видимые предметы могут звучать, ответственность за синтез чувств: осязательных, слуховых и зрительных образов, гармонизация эмоционального фона.

      Василий Александрович Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».     Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. И это не простая случайность. В те далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди хорошо понимали большое значение «ловкости рук». Всем нам хорошо известны такие выражения, как «мастер золотые руки», или, наоборот, «руки крюки». Развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.                                                                                                                                

Читайте также:  Развитие ребенка с 2 лет калининград

          Нарушения  моторики могут создать трудности и  в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.
Важным средством развития тонкой моторики рук служат  игры  и  упражнения с предметами, поскольку именно предметно-манипулятивная деятельность лежит, в основе развития двигательных функций рук.
Ведущее место среди разнообразных и многочисленных заданий на развитие предметно-манипулятивной деятельности детей занимают упражнения с мячом.

        Почему с мячом?    Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение дает полноту ощущения формы. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей.  

         Каждый ребенок с раннего детства знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными. Дети очень любят играть с мячами, особенно с яркими, прыгучими и ловкими. Однако, многие родители уделяют мало времени играм с мячами, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым.
       Игры, игры-упражнения с мячом развивают координацию движений, укрепляют мышцы плачевого пояса, развивают и укрепляют мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости.
В играх с мячом развиваются физические качества: быстрота, прыгучесть, сила, ловкость. Такие игры благотворно влияют на работоспособность ребенка. Игры с мячами различного веса и объема увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук; при ловле и бросании мяча, ребенок действует обеими руками – это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы.
       А систематические игры и упражнения с мячом активно влияют на совершенствование основных свойств нервной системы: силы, подвижности, уравновешенности.
     Особенно большое значение придается возникновению радостных эмоций. Положительные эмоции самые действенные!
Совместное выполнение движений (трое, четверо, в парах…) – прекрасная школа приобщения ребенка к коллективу, к деятельности «вместе». Если ваш ребенок замкнут, плохо вступает в контакт, не умеет дружить с другими детьми – ему очень полезно играть с мячом. В играх, которые проводятся в парах, команде, ребенок учится работать с партнером или партнерами.
Особое место занимают игры – соревнования, эстафеты с мячом, которые развивают чувство ответственности, умение достойно проигрывать.  Ведь не только положительные эмоции, но и отрицательные эмоции побуждают к выполнению точных, слаженных действий.
Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную. Упражнения с мячом способствуют развитию сенсорики, движений кистей, пальцев рук, что активизирует кору головного мозга в целом, и речевые центры в частности. Игры с мячом способствуют быстрому восстановлению умственной работоспособности.
Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Он, как магнит, притягивает к себе детей, надо как можно раньше дать ребенку мяч в руки, а не откладывать это до самой школы, надо научить ребенка общаться  и играть с мячом.
      К сожалению, многие родители не знают игр с мячом, соответственно не могут научить этому своих детей.
Если ваш ребенок совсем не владеет мячом, сделайте с ребенком несколько начальных упражнений:

Покатать мяч по полу ладонью вправо – влево. Затем перекатывать мяч по полу из одной руки в другую.

Мяч обычный дали нам, нам он очень нравится.
Посмотрите, как легко мячик наш катается.

Покрутить мяч вокруг своей оси по часовой и против часовой стрелки.

Учим новую игру – мяч раскрутим на полу.
Он кружится, как, волчок, если ощутит толчок.

Толкнуть мяч по полу к стене и посмотреть, какова будет отдача от неё.

Мяч покатим мы к стене – посмотри-ка сам.
Оттолкнувшись, мяч спешит возвратится к вам.

Толкнуть мяч так, чтобы он прокатился под столом или между ножками стула.

Мяч наш ловок – посмотри, он уже в воротцах.
Чтоб мячом туда попасть, надо побороться.

Толкнуть мяч вперед и сбить им какой-либо предмет (кеглю, мяч, кубик).

Мы должны мячом сейчас сбить предмет тяжелый.
Постараться должен мяч – этот друг веселый.

Подкинуть мяч вверх и поймать его. Затем, прежде чем поймать, надо успеть сделать хлопок в ладоши.

Мяч влетает высоко, осторожно брось его.
Ловкость мы приобретаем – ловим мяч и вновь бросаем.

Ударить мячом об пол и поймать. Затем отбивать мяч от пола.

Мяч надутый, мяч пузатый, любят все его ребята.
Бьют его, а он не плачет, веселее только скачет.

Перебрасывать мяч в парах с ударом об пол.

Мяч о землю стукнем ловко, чтоб он к другу улетел.
Друг поймал мяч со сноровкой и назад лететь велел.

Метание малого мяча в вертикальную мишень.

На стене у нас мишень, мяч кидать в неё не лень.
Тот, кто метко попадает, зоркость глаз приобретает.

Забрасывание мяча в горизонтальную цель (коробка, корзина)

Вот корзина перед нами, а зачем – скажите сами.
Будем мячик так бросать, чтоб в корзину попадать.

Когда упражнения с мячом сопровождаются стихами, ребенок вовлекается в нужную игру или движение ненавязчиво, без опасений, но в заданной форме и порядке.

Вспомните игры своего детства, научите своих детей играть в «Вышибалы», «Лапту», «Съедобное – несъедобное», да просто погоняйте мяч на лужайке в футбол или в хоккей на траве с друзьями, соседями, родственниками, устройте веселые соревнования с теннисными мячиками, воздушными шарами. Стоит только захотеть и у вас все получится. А в подарок вы получите море удовольствия и позитива!

Игры с мячом – это любимое  занятие детей.
Игра воспитывает ребенка пытливым, находчивым и здоровым.

Источник