Значение колыбельной песни в развитии ребенка

Значение колыбельной песни в развитии ребенка thumbnail

Колыбельная песня – как много в этих звуках! Тепло и внимание, заботу и нежность, искреннюю привязанность и неисчерпаемую любовь передают родители своим малышам через эти простые и столь важные мелодии.

У меня две дочки и они обе, пока были маленькими, очень любили слушать мое пение перед сном, по крайней мере, мне так казалось. И могу сказать на собственном опыте, что это хорошо сближает.

Во-первых, во время исполнения колыбельной песни успокаивается не только ребенок, но и родитель – тихие напевы действуют умиротворяюще. Во-вторых, что может быть лучше и прекраснее спящего на руках младенца!

Дети очень быстро вырастают, поэтому нужно успеть дать им свою любовь и тепло – в частности через народные колыбельные песни. Тогда, я думаю, неразрывная связь с ребенком сохранится на всю жизнь.

В моей заметке вы сможете не только почитать о народных колыбельных песнях, но и насладиться их звучанием.

Что такое народные колыбельные песни: историческая справка

Вполне возможно, что сколько человек существует на этой планете, столько и сопровождают его эти простые напевы. Ведь корни возникновения народных колыбельных песен уходят в глубокую древность, когда люди даже представить себе не могли современные блага нынешней цивилизации.

Могу предположить, что в пещерное время мама своему ребенку не пела, а скорее всего, просто издавала тихие, спокойные звуки в ритме укачивания, один раз попробовав и уяснив для себя, что они успокаивающе действуют на дитя.

[[widget_id=23]]

Позже эти мелодии перестали быть лишь усыпляющими мотивами – у них появилась функция заговоров (оберегов) от напастей, болезней и горя, от всего зла, с которым ребенок мог встретиться на протяжении своей жизни. Ведь каждый день мог стать для него последним, кругом подстерегала опасность: дикие звери или враги из соседнего племени.

Конечно с того времени совершенно не сохранилось упоминаний о колыбельных песнях. Выяснить, что в действительности пелось в них и какие образы использовались, стало возможно только после изучения образцов письменности.

Изучением колыбельных песен и их видов в России стали заниматься относительно недавно, примерно 200 лет назад. Для этого специалисты ездили и собирали песни по деревням, записывая слова и мелодии.

Причем происходило это, думаю, не специально, а вкупе с другими народными обрядовыми песнями. Не было цели собрать именно колыбельные, так как считалось, что это не столь значимый материал, как, например, свадебные, трудовые, солдатские и другие песни.

Среди собирателей фольклора самыми известными являются: писатель и этнограф Владимир Иванович Даль; писатель и переводчик Пётр Васильевич Киреевский; музыкант и исполнитель Митрофаан Ефиимович Пятницкий; революционер и этнограф Иван Александрович Худяков.

После изучения подобного материала у разных народов стало ясно, что в простые напевы колыбельных песен вкладывались внутренние переживания и надежды матерей на то, какими вырастут их дети.

Каждой из них, конечно, хотелось, чтобы мальчики стали добрыми, сильными и смелыми воинами, а девочки стали красивыми и могли подарить здоровое потомство своему народу.

У некоторых народов было принято, чтобы мать придумала своему ребенку индивидуальную колыбельную песню, которая бы сопровождала его всю жизнь. Заключенные в ней слова-пожелания были для него оберегом и придавали сил в тяжелые времена.

Существовали в то время и такие колыбельные песни, которые, как считалось, помогали быстрее отойти в мир иной больному ребенку. Могу предположить, что делалось это из-за высокой смертности новорожденных: ведь лечения особого, кроме заговоров, не производилось, поэтому из жалости родители пели такие песни.

Разновидности колыбельных

Сюжеты народных колыбельных песен весьма разнообразны и на практике они зависят от настроения мамы, ее внутренних переживаний, чаяний и желаний. Различается несколько направлений.

  1. Колыбельная-просьба.
  2. Многие родители согласятся, что когда ребенок вечером очень долго засыпает, то это очень изматывает. Причины могут быть разные: яркий, насыщенный впечатлениями, день или наоборот – малыш много спит днем. В таком случае большинство мам предпочитают петь именно колыбельную-просьбу, упрашивая в них ребенка поскорее успокоится и уснуть.

    Баю-баю, спи, дружок,
    Повернись на правый бок.
    Только ты один не спишь,
    Закрывай глаза, малыш!
    Лунный лучик-озорник
    Сквозь окошечко проник,
    Примостился на подушке,
    Шепчет песенку на ушко.

  3. Колыбельная-убеждение.
  4. В таких колыбельных песнях сюжет построен на том, что в доме все уже давно спят – и родные, и животные. А раз они уже в постели, то и малышу пора уснуть.

    Ночь пришла, темно вокруг.
    Рыбка спит и спит петух.
    Спит коровка, спит щенок.
    Засыпай и ты, сынок…

  5. Колыбельная-угроза.
  6. Такие песни сочинялись, видимо, по той причине, что остальные виды колыбельных уже не работали. Не знаю, зачем еще было народу сочинять колыбельные-страшилки для своих любимых чад.

    Конечно, в наше время детей подобными текстами не запугать, но в прошлом малыши были более впечатлительные, и подобные напевы действительно могли на них действовать. В них говорилось про разных страшных зверей, про плохих и злых людей, про бабайку, который приходит и забирает непослушных и долго не засыпающих детей.

    Баю-баюшки-баю, не ложися на краю –
    С краю свалишься, переплачешься.
    Придёт серенький волчок, тебя схватит за бочок,
    тебя схватит за бочок и утащит во лесок,
    И утащит во лесок под ракитовый кусток,
    Где волки воют, детям спать не дают.

  7. Колыбельная-повествование.
  8. В подобных напевах мама, бабушка или няня рассказывали ребенку о том, что происходит сейчас дома. В крестьянских домах всегда было работы невпроворот, поэтому перечисляли дела, которыми будут заниматься члены семьи, после того как малыш уснет.

    Я качаю, зыбаю,
    Отец ушел за рыбою,
    Мать ушла пеленки мыть,
    Бабушка — коров доить,
    Дедушка — дрова рубить,
    Братец — печку растоплять,
    А я Катеньку качать, аа – а, аа- а…

  9. Колыбельные-грёзы.
  10. В них рассказывается о том, что малыш увидит в своих сновидениях. О добрых сказочных героях, о полетах и путешествиях, о возможности увидеть все, о чем он мечтает.

    В сказке можно покататься на луне,
    И по радуге промчаться на коне,
    Со слоненком подружиться
    И поймать перо жар-птицы…

  11. Колыбельная-молитва.
  12. В зависимости от веры родителей тексты подобных напевов были разными. Схожи в одном – все они были наполнены просьбами о том, чтобы их любимые малыши росли здоровыми, сильными, крепко спали и были послушными.

    Успения Мать,
    Уложи младенца спать
    На тесовую кровать…
    Мимо ангелы летели,
    Сына крылышком задели,
    Сына крылышком задели,
    Сыну спать дольше велели…

Образы в колыбельных песнях

Вне зависимости от места проживания, языка, цвета кожи и верований, в народных колыбельных песнях присутствуют схожие образы и персонажи.

  1. Довольно часто в них пелось о различных предметах быта, которые окружали ребенка в доме, объяснялось их назначение и применение. Повседневная работа членов семьи и праздники также были темой для колыбельных.
  2. Еще в этих песнях рассказывалось об окружающем мире: о звездах, луне и солнце, ветре и дожде, цветах и деревьях. В них воспевалась красота и сила природы.
  3. Постоянными героями колыбельных были домашние животные, среди которых особо выделялся кот. Его усыпляющее урчание и тепло благотворно действовало на ребенка, его проказы и шалости были темой для песен, сами эти животные считались оберегами от сил зла. Не менее популярными в колыбельных напевах были петушки и курочки, собачки, коровки, овечки и лошадки.
  4. Нередко можно встретить в текстах этих песен и представителей дикой природы. Это медведи и волки, лисы и зайцы, птицы и даже лягушки. В основном о них пелось как о защитниках и покровителях, охраняющий здоровый сон ребенка.
  5. Есть колыбельные, в которых главными героями выступают страшные сказочные герои – Мамай, Бабай. Считалось, что страшилка перед сном отпугивает плохие сны и болезни, поэтому если ребенок часто плакал во сне или заболел, то такие напевы были одним из проверенных народных средств от подобных недугов.
  6. Дрема и Угомон – сказочные герои, которыми пугали непослушных малышей, не желающих засыпать. В таких колыбельных песнях пелось о том, что эти персонажи обязательно забирают таких вредных ребятишек и никогда не отпускают.
  7. В зависимости от вероисповедания родителей в колыбельных песнях разных народов часто присутствовали религиозные образы, которые знакомили малышей с немаловажной частью семейного уклада.

Колыбельные разных народов мира

Во всем мире миллионы матерей, отцов, бабушек и дедушек укладывают спать своих детей с помощью умиротворяющего ритуала пения и раскачивания младенца.

Этот обычай существует во всех культурах, начиная с самых ранних дней человечества – кажется, он проистекает из фундаментальной, глубоко человеческой потребности сопровождать самых маленьких, когда они засыпают, чтобы дать им чувство безопасности и принадлежности к своему роду.

Есть много сходств между колыбельными разных народов, но также много контрастов между отдельными регионами и континентами. В течение некоторого времени русские матери пели свои «баю, баюшки, баю», а южноафриканские бабушки и дедушки усыпляли малышей под «тула баба».

Далее я немного расскажу вам о колыбельных разных народов мира, а вы сможете бесплатно послушать эти песенки онлайн.

Русские народные колыбельные песни

В них встречается очень много персонажей-животных, например: кот, волк, заяц, птицы и другие. Также присутствуют сказочные образы Дрёмы, Бабайки и т.д. В связи с поголовной воцерковленностью в то время, часто в колыбельных можно было услышать слова мольбы к Богу, ангелам и святым.

Русские колыбельные песни были наполнены любовью, заботой и надеждой на то, что ребенок вырастет здоровым, сильным и счастливым. В крестьянских семьях няня или мама во время укачивания ребенка в люльке почти всегда одновременно занималась рукоделием.

В спокойные русские напевы вкладывалась любовь и мудрость поколений, которая воспитывала в малышах доброту и уважение к старшим. Подрастая, ребята сами становились нянями и, перенимая семейные традиции, исполняли своим младшим братьям и сестрам знакомые с детства напевы.

Украинские и белорусские народные колыбельные песни

Напевы украинских и белорусских колыбельных очень схожи с русскими. Даже смысл текста песен может быть понятен без перевода из-за схожести языка. Они такие же протяжные, нежные и певучие.

Украинская колыбельная называется «колисовка», а белорусская – «колыханка». В их основе использовались воспитательные образы. Они рассказывали о мужестве, решительности и стойкости мужчин, о красоте, чистоте и трудолюбии женщин.

Армянские и грузинские народные колыбельные песни

Эти песни протяжные и очень мелодичные. Однако это не просто успокаивающие мелодии – в них воспеваются героические подвиги предков, рассказывается о чести и достоинстве, храбрости и силе духа. Причем колыбельные песни по этой теме пелись для мальчиков.

Девочкам часто пели о материнстве и супружестве, мире и уюте в доме. Воспевалась женская красота и житейская мудрость. Уже с младенчества детей приучали почитать и хранить традиции своего народа.

Английские народные колыбельные песни

В отличие от мелодий кавказских народов, в английских колыбельных песнях не пелось об истории народа, о боевых сражениях и победах, не прославлялись подвиги героев. В них так же, как и в русских напевах, часто использовались образы разных животных.

В них пелось о родительской любви и заботе. Добрые сказочные существа были частыми персонажами мелодичных английских колыбельных песен.

Венгерские народные колыбельные песни

Венгерские народные колыбельные песни наполнены целыми сказочными историями о волшебных существах и природе. В них часто пелось об уснувшем небе, звездах и луне.

В лиричных и напевных мелодиях венгерских колыбельных можно было услышать истории о лесных животных, уснувших пастушках и их многочисленных стадах, рассказы о сказочных снах.

Польза колыбельных песен для малыша

О чём бы ни пелось в колыбельной песни, главным всегда был успокаивающий эффект. Проводилось целое исследование на тему влияния колыбельной песни на ребенка и родителей, в ходе которого был выявлен и доказан ряд положительных терапевтических эффектов. В частности:

  • дети, вне зависимости от пола, одинаково восприимчивы к колыбельным песням;
  • колыбельные песни укрепляют иммунную систему. Учеными доказано, что дети, которым поют перед сном, меньше подвержены вирусным заболеваниям;
  • как и детей, так и самих родителей, колыбельная успокаивает и расслабляет;
  • голос мамы или папы придает ребенку уверенность и доверие к окружающему миру;
  • спокойные и нежные напевы колыбельной песни укрепляют нервную систему и развивают головной мозг.

Повторюсь, что это не пустые слова, а доказанные учеными из разных стран факты! Польза народных колыбельных песен для малыша очевидна.

Возрастные рекомендации

Ребенку до трех лет важно, чтобы родители сопровождали колыбельные песни простыми, понятными словами – это помогает малышу освоить речь. Народный фольклор идеально подходит для этих целей.

С трех лет возможно использование в качестве колыбельных не только песни, но и записи инструментальных спокойных мелодий.

Детям старшего возраста можно включать записи колыбельных исполненных голосом других исполнителей, главное, в этом возрасте присутствие родителей рядом.

Колыбельные песни очень важны в жизни маленького человека. Они не только успокаивают его, но и очень сближают с родителями.

Вывод

Многочисленные народные колыбельные песни не дают нам возможности отказаться от их исполнения своим малышам. Ведь сегодня любой человек может найти для себя ту самую колыбельную, которая будет передавать частичку любви вашему ребенку с помощью магии слов и волшебного, плавного напева.

И совет папам — не стоит стесняться своего голоса, даже если кажется, что вам «медведь на ухо наступил» – напевать своему ребёнку стоит однозначно! Поверьте, ребенку не так важно, как вы поёте, намного важнее просто слышать ваш успокаивающий голос!

Эта заметка, как и все другие на моем онлайн-дневнике, создана благодаря моему участию в проекте «Одна семья».

Напишите, пожалуйста, в комментариях, как вы относитесь к народным колыбельным песням? Какие вы знаете? Желаю вам семейного благополучия и удачи вам во всех делах! С уважением, Соколов Павел.

Источник



Песня матери — главная песня в мире,

начало всех человеческих песен.

Расул Гамзатов

Детство ассоциируется с ласковыми мамиными руками и нежным голосом, звучанием тихой мелодии и успокаивающими словами колыбельной песни. Текст незатейливой колыбельной песенки прост, но её интонация полна теплоты и заботы, понимания и спокойствия. Первые слова, с которыми сталкивается ребенок, это речь мамы, колыбельная которую она напевает, успокаивая малыша.

Созданные в далеких веках, передаваясь из поколения в поколение, колыбельные песни дошли и до нашего времени. В них утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного психического развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире — самое хорошее, его мама — самая лучшая, а дом — самый родной. [1]

Нежность, ласку, сердечность, задушевность, расслабление, успокоение несут колыбельные песни. Они снимают тревожность, возбуждение. Колыбельная — это как бы материнские руки, сомкнутые вокруг ребенка, не допускающие проникновение зла. [2]

Сегодня колыбельные песни стали уходить из нашей жизни. Современные мамы редко поют колыбельные своим детям, ссылаясь на отсутствие музыкальных способностей, не знания слов и дефицита времени. Очень часто, вместо колыбельной песни просто ставят тихую музыку, или ребенок засыпает под звуки телевизора. Сегодня мало кто из мам понимает важность колыбельной песни как средства развития ребенка и общения с ним. С колыбельной ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах и начальные представления о жизни. [3]

При проведении НОД в средней группе по теме «Колыбельная пеня» выяснилось, что только семь детей сказали, что им поют мамы перед сном. После этого мною было проведено анкетирование среди родителей. Приняли участие 23 мамы, которые отвечали на заданные вопросы:

— Поёте ли вы своему ребенку колыбельные песни перед сном?

— Какие колыбельные вы знаете?

— Пели ли вам колыбельные в детстве?

— Как вы считаете: влияет ли колыбельная на развитие ребенка и общение с ним?

В результате часто поют колыбельные песни 30 %, иногда 22 %, не поют 48 %. Это натолкнуло меня реализовать проект «Баю — баюшки-баю», основной задачей которого стало приобщить родителей и детей к колыбельным песням, как неисчерпаемому источнику воспитательных и образовательных возможностей.

В рамках проекта я подобрала серию колыбельных в работе с детьми. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых песнях нежности, любви. Они удовлетворяют рано возникающую у ребенка потребность в ласке, теплоте, внимании. Дети не только слушали колыбельные, но и сами пели куклам и про кота — воркота, и про гулей, приучая слух к интонационному строю родной речи.

D:копия раб столадокументы мамыфотки 10 группыSAM_0521.JPGD:копия раб столадокументы мамыфотки 10 группыSAM_0525.JPGD:копия раб столадокументы мамыфотки 10 группыSAM_0526.JPG

В беседах дети узнавали: для чего нужны колыбельные песни, что такое зыбка, люлька, кто такой Дрёма. В уголке «Русская изба», созданной в нашем саду, ребята знакомились с предметами старинного русского быта, им интересно было увидеть в действии прялку, колыбельку, расшитые вручную полотенца, подушечки, самовар, предметы домашней утвари. Все это помогло им «освоить» необычные для современного быта предметы.

D:копия раб столадокументы мамыфотки 10 группыSAM_0530.JPGD:копия раб столадокументы мамыфотки 10 группыSAM_0531.JPGD:копия раб столадокументы мамыфотки 10 группыSAM_0532.JPG

D:копия раб столадокументы мамыфотки 10 группыSAM_0534.JPGD:копия раб столадокументы мамыфотки 10 группыSAM_0529.JPG

В ходе реализации проекта в родительском уголке мною были размещены консультации о происхождении и значении колыбельных песен. Родители включились в творческую работу по сбору информации о колыбельных песнях. Многие мамы приносили мне тексты колыбельных, обменивались между собой. В итоге для родителей были созданы буклеты из авторских и русских народных колыбельных песен, записан диск с колыбельными, где после исполнения певцами, записана вторая часть минусовок этих песен, чтобы родители могли их выучить и затем сами петь своим детям.

Заключительным этапом практической части проекта стала драматизация детьми «Сказки о глупом мышонке» С. Я. Маршака, где мама мышка, тетя свинка, утка и т. д. пели мышонку свои колыбельные, которые мы сочинили вместе с детьми.

D:копия раб столадокументы мамыфотки 10 группыDSC00078.JPGD:копия раб столадокументы мамыфотки 10 группыDSC00080.JPGD:копия раб столадокументы мамыфотки 10 группыDSC00083.JPG

D:копия раб столадокументы мамыфотки 10 группыDSC00091.JPGD:копия раб столадокументы мамыфотки 10 группыDSC00093.JPGD:копия раб столадокументы мамыфотки 10 группыDSC00095.JPG

Это способствовало развитию творческих способностей детей, коммуникативных навыков, эмоционального отклика на музыку.

В результате проект помог организовать активную творческую деятельность, которая способствовала гармонизации отношений: педагог — дети — родители.

Образовательный проект для детей средней группы

Тема: «Баю — баюшки-баю»

Сроки: 2 месяца

Участники: дети средней группы, музыкальный руководитель Меркулова С. И., родители.

Актуальность: Колыбельные песни оказывают эмоциональное воздействие на ребенка, устанавливают тесную связь между матерью и ребенком. По своей сути колыбельная очень близка детям, они живо воспринимают её спокойный, ласковый характер. Образы персонажей колыбельных песен связаны с окружающим миром и бытом людей, поэтому в доступной форме ребенку открываются нормы и правила жизни, формируются смысловые установки на взаимоотношения с родителями, другими людьми, предостережения о возможных опасностях, на подсознательном уровне закладывается образ взрослой жизни.

Цель: Формировать интерес детей к колыбельным песням, традициям использования их в быту.

Задачи:

− Знакомить детей с жанром колыбельных песен.

− Развивать творческие способности, коммуникативные навыки, эмоциональный отклик детей на музыку.

− Учить детей петь русские народные колыбельные песни.

− Помочь осознать родителям важность колыбельных песен в современной жизни.

Подготовительный этап

Деятельность музыкального руководителя:

− изучение материалов о колыбельных песнях;

− подбор репертуара колыбельных песен;

− подбор сюжетных картинок, создание презентации по данной теме;

− подготовка СD записей с колыбельными;

− анкетирование родителей «Колыбельные песни в жизни вашего ребенка».

Деятельность детей:

− беседы «Мамина колыбельная», «Ходит сон близ окон», «Русская изба»;

− слушание колыбельных песен: «Серенький волчок» р.н.п., «Ай, качи, качи, качи, прилетели к нам грачи» р.н.п., «Уж ты, котенька-коток» р.н.п., «Бродит Дрема» р.н.п., «Люли, люли! Налетели гули» р.н.п., «Колыбельная» сл. С. Свиридова, муз. В. А. Моцарта, «Сон приходит на порог» В. Лебедева — Кумача.

− просмотр презентации и сюжетных картинок по данной теме;

− знакомство с предметами русской избы.

Деятельность родителей:

− помощь в подборе колыбельных песен;

− заполнение опросника, анкеты.

Основной этап

Деятельность музыкального руководителя:

− разучивание с детьми колыбельных песен: «Серенький волчок» р.н.п., «Ай, качи, качи, качи, прилетели к нам грачи» р.н.п., «Уж ты, котенька-коток» р.н.п., «Бродит Дрема» р.н.п., «Люли, люли! Налетели гули» р.н.п., «Баю-бай» сл. М Чарной, муз. М. Красевой.

− создание игровых ситуаций «Кукла хочет спать», «Игрушки устали»;

− разучивание ролей с детьми для драматизации «Сказки о глупом мышонке»

− включение записей колыбельных песен детям в тихий час в детском саду.

Деятельность детей:

− пение колыбельных песен;

− обыгрывание ситуаций по содержанию колыбельных песен;

− разучивание по ролям «Сказки о глупом мышонке» С. Я. Маршака;

− попытки импровизировать мелодию колыбельной на текст из сказки;

− слушание колыбельных перед сном в тихий час.

Деятельность родителей:

− консультация «Значение колыбельных песен в жизни маленького ребенка», «Пойте детям перед сном»;

− создание буклетов из авторских и русских народных колыбельных песен.

Заключительный этап

Деятельность музыкального руководителя:

− запись СD диска с колыбельными для родителей;

− организация и проведение драматизации «Сказки о глупом мышонке».

Деятельность детей:

− участие в показе «Сказки о глупом мышонке» детям младшего возраста с пением колыбельных для мышонка.

Деятельность родителей:

− помощь в изготовлении костюмов для показа сказки;

− использование буклетов и СD диска с колыбельными песнями для слушания и пения их своим детям дома.

Конечный продукт

− Проявление у детей эмоциональной отзывчивости при прослушивании и пении колыбельных песен.

− Изменения в игровой деятельности детей с куклами (укладывая кукол спать, напевают колыбельные песни, качают на руках).

− Использование воспитателями колыбельных песен в саду в режимных моментах.

− Родители стали чаще петь колыбельные своим детям перед сном.

Литература:

  1. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. «народная педагогика в воспитании дошкольников» Москва 1995 с.7
  2. Панова С. «Влияние колыбельных песен на детей и взрослых»
  3. www.happy-kidspage.php.
  4. Радынова О. П. «Баюшки-баю». Слушаем и поем колыбельные песни. «Владос» 1995. с.12
  5. Фаустова Н. «Колыбельные для всей семьи» https://wwwdreamsong.ru
  6. Русские колыбельные песни. http:rospil.rufolklorehtm

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, песня, глупый мышонок, песнь, музыкальный руководитель, деятельность детей, деятельность родителей, колыбельная песнь, родитель, заключительный этап.

Источник