Значение изобразительного искусства в развитии ребенка
Значение изобразительного искусства в
формировании личности ребенка
С уверенностью можно сказать, что каждый ребенок рождается с природными творческими задатками, но творческими людьми вырастают только те, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя. Многое зависит от того, кто рядом с детьми, когда они будут делать первые шаги в сложный и многогранный мир искусства.
Мир искусства безграничен. Познавать его будем не день, не год, а всю жизнь. Поэтому, начиная с детского сада, педагог призван развивать у детей художественный вкус, воспитывать важную для человека качество – любовь к искусству, к прекрасному. Зрительные образы, созданные искусством, легко запоминаются и остаются в памяти надолго. Они обогащают эмоциональный мир, учат ярче воспринимать окружающую жизнь.
Истоки творческих сил человека идут с детства, с тех пор, когда творческие проявления часто непроизвольные и жизненно необходимы. Детская художественная творчество имеет свои особенности, поэтому необходимо научиться управлять особенностями ее обнаружения, разрабатывать методы, пробуждают и развивают детское творчество. Под понятием развития творческой активности ребенка мы понимаем качественные изменения в познавательной деятельности детей, происходящих вследствие развития умений и навыков художественной деятельности. Ученые отводят значительную роль занятием художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них умение воспринимать красоту в окружающем мире и в произведениях искусства, которые играют большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а еще более возрастает.
Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития личности. В процессе создания изображения у ребенка формируются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Изобразительная деятельность позволяет доступными средствами выразить эмоциональное состояние ребенка, его отношение к окружающему миру, умение самостоятельно создавать прекрасное, а также видеть его в произведениях искусства.
Благоприятное развитие детского творчества зависит от правильного руководства со стороны взрослых. Большое значение в организации изобразительной деятельности детей приобретает умение воспитателя связать особенности создания художественного образа в искусстве с собственно художественной деятельностью детей; адаптировать выразительные средства искусства живописи, графики в такой вид изобразительной деятельности, как рисование; выразительные средства скульптуры – в лепке; учить детей создавать декоративные работы по мотивам народного декоративно – прикладного искусства, использовать элементы конструкторских решений архитектуры в конструктивнийтворчости детей.
Важнейшим условием раскрытия творческой активности детей является создание общей атмосферы доброжелательности, свободы, возможности достичь успеха для каждого ребенка. Такая задача требует особого внимания. Во время выполнения детьми заданий им необходимо оказывать помощь. Следует пытаться организовать общение таким образом, чтобы каждый ребенок мог открыто радоваться результатам как собственной, так и чужой творческой удаче.
Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорно-моторным развитием. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляют линию сенсорного воспитания.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, слепить любой предмет, предварительно нужно хорошо с ним ознакомиться. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качестве, форму, цвет, величину, положение в пространстве. Дети находят эти качества, сравнивают предметы, находят сходство и различие, то есть выполняют умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность способствует сенсорному воспитанию, развитию наглядно – образного мышления.
Обучение изобразительной деятельности способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением, детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение элементов в предмете, цвет. Изображения различных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и отличное, объединять предметы по сходным признакам.
На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, а также при рассмотрении иллюстраций, репродукций картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Использование образных сравнений, стихов для эстетической характеристики предметов способствует развитию выразительной речи.
При проведении занятий возникают благоприятные условия для формирования таких качеств, как инициативность, любознательность, умственная активность и самостоятельность, интерес.
Большое значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства.
Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре, произведениях прикладного искусства помогают детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Детское изобразительное искусство имеет общественный направление. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно- волевые качества: потребность и умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п. Изобразительная деятельность должна использоваться для воспитания доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые у них возникают.
Формирование трудолюбия связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, настойчивость, выдержка. У детей воспитывается умение работать, достигать желаемого результата.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, скульптуры, аппликации необходимо приложить усилия, выполнить те или иные действия, овладеть определенными умениями.
Итак, произведения изобразительного искусства формируют интеллектуальную, эмоционально – чувственную и волевую сферы, нравственное здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и ко
Источник
Роль изобразительного искусства в развитии личности ребёнка
Наступает такая пора, когда ребенка необходимо социализировать. Лучший способ сделать это – определить малыша в детский сад. В группе он будет учиться вместе с другими детьми и дальше познавать этот удивительный мир, которые окружает его. И помогать теперь в этом важном деле ему будут не только родители, но и воспитатели. Поскольку понятия о явлениях, предметах и образах становятся более детализированными к моменту поступления в детское дошкольное учреждение, то необходимо определенное выражение и закрепление этого навыка. А развитие сенсомоторного опыта необходимо осуществлять посредством определенных занятий в группе с воспитателями. Прекрасным способом является привлечение детей к занятиям ИЗО. Детская изобразительная деятельность в детском саду поможет ребенку научиться лучше выражать свое «я» в рукотворных творческих заданиях. Личность будет развиваться всесторонне, ведь задача перед воспитателем – не столько сделать из малыша второго Малевича или Церетели, сколько помочь ему лучше понять мир, приобрести полезные навыки и умения, позволить проявиться во всей широте фантазии, а также научиться сосредотачиваться на конкретном деле.
Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: предметное, сюжетное и декоративное.
Предметное:
Основная задача обучения рисованию изобразительной деятельности – формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.
Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие:
- Научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;
- Научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;
- Передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;
- Развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.
Сюжетное рисование:
Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности
Задачи и содержание обучения сюжетному рисованию.
Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:
- Научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;
- Научить передавать взаимодействия между объектами;
- Научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.
Декоративное рисование
Задачи обучения декоративному рисованию в детском саду. Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции.
Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту.
Задачи:
- Развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;
- Развивать чувство цвета;
- Развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;
- Совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.
Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.
В настоящее время приоритетное направление в методике обучения изобразительной деятельности – развитие самостоятельности, инициативы и активности, которые должны повышать у детей интерес к творчеству, к процессу овладения средствами и способами создания художественных образов. Эти задачи воспитатель должен осуществлять на каждом этапе: 1 этап – возникновение замысла; 2 этап – процесс создания художественного образа 3 этап – анализ результатов творчества взрослым и детьми.
На 1 этапе для возникновения замысла – наблюдения окружающего, использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, эстетическое восприятие художественного образа с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером образа в картине, скульптуре, графике.
На 2 этапе – выбор материалов, изобразительных средств, способов «вживления в образ» для передачи настроения, характера персонажа, животного или человека; синтез искусств для создания атмосферы творчества, эмоционального обогащения образа; создание поисковых ситуаций; использование игровых приёмов, диалоговой формы общения с целью развития творческой деятельности ребёнка.
На 3 этапе – восприятие детьми результатов творчества; анализ и оценка работ с учётом мнений каждого «автора»
Любой вид изобразительной деятельности положительно влияет на развитие восприятия, пространственного мышления, художественного вкуса дошкольника. На основе перечисленного формируются способности к творчеству. Поэтому изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей считается одной из самых результативных.
Изобразительное искусство способствует развитию творческого потенциала благодаря обучению видеть прекрасное, умению самостоятельно создавать красивые объекты. Улучшается эстетическое и зрительное восприятие.
Рисование является синтетической деятельностью, способствующей развитию пространственных представлений и мышления дошкольника. Ребенок учится соотносить размеры и формы реальных предметов и создавать их проекции на листе. Рисование опирается не только и не столько на восприятие, как на мыслительные операции, требуя анализа и выявления характерных признаков того объекта, который послужит моделью изображения.
Лепка и аппликация, как уже было замечено, развивает мелкую моторику и умелость рук. Создание творческих изделий невозможно без предварительного продумывания хотя бы нескольких шагов, поэтому у детей формируются навыки планирования.
В процессе изобразительной деятельности закладываются навыки самоконтроля. Рисуя или изготавливая модель из пластилина, дошкольник постоянно сверяет свой результат с тем, как он представляет образ. Это существенное достижение становления личности и непременное качество в организации самостоятельной деятельности в дальнейшем.
Изобразительное искусство играет важную роль в развитии личности ребенка, поскольку:
- Вырабатывается эстетический вкус малыша;
- Улучшается мелкая моторика рук;
- Ребенок становится более внимательным к деталям, учится из всего потока зрительной информации выбирать главные и второстепенные вещи;
- Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста больше напоминает игру, где каждый хочет быть первым, нарисовать лучше, разукрасить ярче. Такие безобидные, но очень интересные игры воспитывают в ребенке стремление к первенству, к желанию сделать рисунок лучше, чем у других. А когда детей хвалят за их успехи, в следующий раз они будут стараться еще больше;
- Маленькие художники учатся таким понятиям, как свето-тени, сочетание цветов, холодные и теплые цвета, оттенки, основные правила перспективы, оптические законы (удаление предмета к горизонту), идеальные пропорции тел и предметов. Как это может пригодиться в жизни? Во-первых, малыш будет еще на капельку умнее своих сверстников, что возвысит его на ступеньку вверх по образовательной лестнице. А во-вторых, применение этих законов в жизни будет весьма кстати в том возрасте, когда наши дети становятся самостоятельными и начинают подбирать себе одежду, правильно сочетая цвета и оттенки;
- Рисунок – это дело не 5 минут, для него нужна усидчивость, терпение, стремление, настойчивость и желание довести дело до конца. А эти качества личности являются очень важными в последующей жизни;
- Возможно, именно изобразительное искусство станет для ребенка главенствующим родом занятий во взрослой жизни. Кто знает? Может, именно ваш малыш станет именитым художником или реставратором, всемирно любимым скульптором или простым учителем рисования, который будет получать массу удовольствия от своей работы. Учите детей рисованию, и даже если вы не увидите шедевральных результатов, не опускайте руки, ведь изобразительное искусство для детей, как и для взрослых, полезно, прежде всего, для души и для морального удовлетворения, а удовлетворенная своими успехами личность априори не может быть несчастливой.
Воспитатель первой категории
Зенова Елена Николаевна
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 30 «Березка»
(МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 30 «Березка»)
Городского округа Луховицы Московская область
Источник
ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Ребёнок всё воспринимает по-своему, и процесс рисунка для него очень важен. Многие деятели науки и искусства очень трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не нарушать примитивную целостность и эстетического освоения мира, не навязать своё взрослое мироощущение.
Вместе с тем, многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных учёных убедительно показали, что без целенаправленного руководства, понимания и поощрения со стороны взрослых, дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности.
Что делать? Очевидно, что руководить развитием детей в изобразительной деятельности необходимо. Но при этом педагогам и родителям надо найти золотую середину между беззаботным отношением детей к рисованию и овладением средствами изодеятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие. Требования к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения, к характеру взаимодействия педагогов с детьми, к среде развития ребёнка представлены в Государственном стандарте дошкольного образования.
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Это, прежде всего, познавательная деятельность. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Дети воспроизводят в своих работах то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы, но чаще появляются работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений даёт пищу работе воображения.
Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Успешное овладение изобразительной деятельностью требует осуществления сенсорного воспитания, и само содействует этому воспитанию.
В процессе занятий по изодеятельности у детей воспитываются нравственно – волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца; во время создания коллективных работ у них воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства (чувство цвета, чувство ритма, чувство пропорции), содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Чем более осознанно начинает ребёнок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся чувства. Это позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств, которые можно обозначить различными определениями (радостный, изящный, праздничный и др.). Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, произведениях прикладного искусства вызывает эстетическое переживание, помогает детям глубже и полнее воспринимать явления и находить образные выражения своих впечатлений в своих работах. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Известно значение игры в жизни ребёнка: «… В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности.» (С. Рубинштейн). Передавая в игре свои впечатления о жизненных ситуациях, дети заново переживают их и своё отношение к ним; при этом их впечатления углубляются, уточняются, осмысливаются по – новому. Это объединяет игру с процессом изобразительной деятельности, что и позволяет установить их взаимосвязь в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
Процесс создания рисунка приближается у детей к игре – в начале они просто получают удовольствие от своих действий с изобразительными материалами. Но постепенно ребёнок начинает вкладывать в свою работу конкретное содержание. След на бумаге, вмятины на пластических материалах приобретают для него зрительное значение, а это положительно влияет на дальнейшее развитие в изобразительной деятельности. Ведь теперь ребёнок способен создавать образы, отражающие его отношение к окружающей действительности. Рисуя то, что его волнует и интересует, ребёнок получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а не хранить их в себе.
Переживания детей могут быть связаны, в первую очередь, с наступившими в его жизни переменами – разлукой с родными и близкими, адаптацией к новым условиям жизни в детском саду. Эти эмоции не из радостных. Они травмируют детскую психику, и поэтому возможность переживать их в изодеятельности имеет терапевтический эффект и способствует успокоению ребёнка. Так же сильные чувства могут быть вызваны и новыми яркими впечатлениями (увиденная молния, движущийся поезд, новая игрушка и др.). Предоставив детям возможность рисовать то, что они хотят, можно обнаружить, что ничему специально не обучавшиеся дети точно и выразительно передают в рисунке характерные черты занимающегося их мысли предмета. Однако эта удивительная способность не распространяется на изображение других предметов – объектов. Причина в том, что предметы, постоянно занимающие или поразившие мысли и чувства ребёнка, как бы стоят у него перед глазами. Поэтому неожиданно выразительно изображая их, он не в состоянии изобразить ничего другого без специального обучения. Это происходит по следующим причинам:
- Без внимания и поощрения со стороны взрослых дети быстро утрачивают интерес к действиям с изобразительными материалами. А это значит, что не будет реализовано их возрастное стремление к самостоятельности, активности, направленное на познание окружающей действительности.
- От степени элементарной подготовленности детей зависит своевременное начало развития их творчества на следующих возрастных этапах. Известный отечественный художник-график В.А.Фаворский писал:«Было бы чрезвычайно радостно, если бы удалось детское творчество, не ломая и не отрывая, но и не консервируя его, а постепенно усложняя, переводить в творчество взрослых, не теряя богатств, завоёванных ребёнком.»
Рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка. Самоценным является не конечный продукт- рисунок, а развитие личности (формирование уверенности в себе и своих способностях, целенаправленность деятельности).
Выдающийся русский скульптор А.Голубкина писала:«…так как руки, глаза, чувства, мысли у каждого свои, не похожие ни на кого другого, то и техника не может не быть индивидуальной, если не вмещать в неё постороннего, обезличивающего. Раскованное воображение отучает от механического копирования. Благодаря ему ребёнок раскрепощается, и появляется в композициях то сокровенное, что является самобытным, личностным в даровании и творчестве художника.»
Источник