Значение игры в воспитании и развитии ребенка

Значение игры в воспитании и развитии ребенка thumbnail

Автор: Агбалян Валентина Васильевна

«Значение игры в развитии и воспитании ребенка»

    История провозглашает семь чудес света. История скромно умалчивает о восьмом чуде света – игре. Игра дело серьезное. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учили человеческим отношениям.

    Игра имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста. С её помощью дети активно развиваются, совершенствуются их мировоззрение и мировосприятие. Существует универсальный способ не только проявления интереса, но и развития личности вообще. Это – творчество детей во всем. Дошкольник не может относиться к миру объективно, он во всем ищет свои интересы, формы своего личного участия или причастности к происходящим событиям. Именно творчество позволяет ребенку обживать, наполнять окружающий мир своими желаниями.

Всякая игра имеет неоценимое’ значение для интеллектуального и психического развития дошкольника. Именно в играх успешнее всего развиваются все уровни личности, психические процессы, разные виды деятельности. В ней ребенок впервые начинает различать реальность и фантазию. Взяв на себя какую – то определенную роль животного или человека определенной профессии, ребенок создает особую действительность, в которой он является значимым лицом. Рядом с реальной действительностью ребенок строит воображаемый мир. В этом случае развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей и персонажей, координировать их, проигрывать определенную ситуацию.

Игру для детей дошкольного возраста нельзя заменить другой деятельностью. Игра для ребенка становится смыслом его существования: он общается, развивается физически, укрепляется морально. Если ребенок не играет, то он не получает полноценного знания о жизни, о социальной сфере, о природе. И, наоборот, овладевая в игре определенными умениями и навыками, беря на себя роль других персонажей, дошкольник способен преодолевать все трудности в своем развитии.

В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра – это школа общения для ребенка.

Воспитание детей раннего и дошкольного возраста представляет собой единый процесс. Содержание и методы его изменяются в соответствии с возросшими психическими и физическими возможностями детей. За первые годы ребенок проходит большой и сложный путь развития. В этот период в игре дети учатся договариваться друг с другом о совместных действиях, о распределении ролей, подбору игрушек.

Большое значение для детей имеют игры, которые они создают сами. В них они создают то, что их окружает. Игра, придуманная самими детьми, – это отражение жизни. Изображая игру «Повар», дети варят суп, как это делает мама; играя в «Моряка», понимают что он – не настоящий, но ведет себя храбро, не боится опасностей. Детям свойственно в играх проявлять свою выдумку, фантазию, аналитические способности.

Воспитание детей в игре – это выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей. Раскрываемые темы игр – это быт, семья, школа, праздники. Мальчики обычно играют в «войну», девочки – в «дочки- матери». Наблюдая за детьми во время игры, можно судить о взаимоотношениях в их семье. Изображая работу родителей, дети учатся подметать и пылесосить пол, стирают кукольное белье. В каждой игре есть своя изюминка, которая определяет ее педагогическое значение, её содержание, закрепляет интерес к новым знаниям.

Влияние искусства и художественной литературы на формирование личности ребенка очень велико. Дети подражают героям книг, воплощающих действия в игре.

Для физического и общего развития ребенка большое значение имеют игры на свежем воздухе. На свежем воздухе дети с большим удовольствием чередуют подвижные игры с творческими. При этом дети играют в песочнице, строят сооружения из различного материала. А зимой дети с удовольствием строят из снега крепости, башни. Такая смена игр поднимает настроение.

Все игры для детей разрабатываются с учетом игрового материала и правил игры. Чтобы понять, для чего ребенку нужна та или иная игра и на что она направлена, педагогом ставится цель игры, которая включает в свою очередь два аспекта:

1)    воспитательный, т.е. чему игра может научить ребенка;

2)    познавательный, который подразумевает объем информации и форму ее подачи.

В обоих случаях цель игры должна формироваться не просто как передача навыков, а как развитие способностей ребенка. Игровой материал также является необходимым атрибутом: он нужен для продуктивного обучения и развития детей.

В игровой деятельности любых форм формируются положительные качества личности ребенка; игра совершенствует навыки, полученные на занятиях, развивает память, побуждает к ответственности за порученное дело и т.д. Дети дошкольного возраста усваивают знания гораздо успешнее в игре, чем на занятиях. Им понятен смысл игры, они заинтересованы ею. Дошкольники не замечают трудностей в игре, сами находят правильное решение в игре, они проявляют интерес к роли ведущего персонажа. В дошкольном возрасте необходимо обучать играм, связанными с жизненными ситуациями.

   Игра развивает  и  радует ребенка, делает его счастливым. В игре развивается его воображение,  фантазия, следовательно, создается почва для  формирования инициативной, пытливой личности.

Читайте также:  С а беличева диагностика социального развития ребенка

Игра имеет важное значение в жизни ребенка.  Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в  работе, когда вырастет. Поэтому воспитание  будущего деятеля происходит прежде всего в игре. 

comments powered by HyperComments

Источник

                    «Значение игры в воспитании детей».

«Жизнь – это игра,

 а где игра – там другая жизнь»

       Игра – своеобразная самостоятельная деятельность ребенка дошкольного возраста, особая форма детской деятельности.

       Огромное значение имеет игра как средство воспитания детей, в жизни которых она занимает большое место и делает их счастливыми. Игра для ребенка не только отдых и развлечение, но и необходимый вид деятельности: без игры ребенок не может  нормально расти и развиваться.

       « Речь идет о детском возрасте, у него есть потребность в игре, и ее нужно удовлетворить, и не потому, что делу время, потехе час, а потому, что как ребенок играет, так он будет и работать».                   

       Эти слова принадлежат замечательному педагогу А.С. Макаренко, который большое внимание в своей педагогической практике уделял детским играм.

       Игра является важнейшим средством воспитания детей.

       Во-первых, игра выступает как средство воспитательно-образовательной работы, с помощью которого решаются задачи нравственного и эстетического, умственного и физического воспитания детей, формирования личности ребенка в целом.

       Во-вторых, игра рассматривается как форма организации жизни детей, поскольку она является важнейшей деятельностью ребенка.

       Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх дети всё как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия “работают” синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.

       Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность – словом все, что составляет богатство человеческой личности.

       В игре формируются все стороны детской души: ум, сердце, воля, характер, но при условии, что игра остается свободной деятельностью ребенка.

       В игре больше, чем в какой либо другой деятельности, ребенок может проявить самостоятельность. Он сам выбирает игры, игрушки, различные материалы для игры, сам строит игровые сюжеты, в которых отражает окружающую жизнь, ставит цель и решает, какими средствами ее осуществить, выбирает товарищей по игре. Все это легко заметить, наблюдая сюжетно-ролевые (творческие), подвижные и дидактические игры детей.

      Игра нужна  и при воспитании правильного отношения к труду. Очень часто можно так удачно скомпоновать игру с трудовым процессом, что она украсит труд, воспитает постоянную любовь к нему, поможет успешно овладеть мастерством. Игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины.

       Игры вызывают веселое и бодрое настроение, приносят радость. Увлеченные живой, эмоциональной игрой, дети легче усваивают и приобретают различные полезные навыки и знания, которые понадобятся им в жизни.

       Начиная организовывать игры в детском коллективе, воспитатель опирается уже на достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, способности, а затем планомерно перестраивает существующие интересы детей на желаемые, повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным ростом.

      Нельзя отождествлять игру с развлечением. Пусть некоторые игры будут веселым развлечением, а иные любимым занятием в свободной деятельности. Хорошо, если никто не скучает, все заняты делом, интересной игрой. Но не только это определяет неразрывную связь игры со всем процессом воспитания, зависит от методики и техники их организации, от стиля игры, а главное от ее качества.

      Жизнь детей ярко и значительно проявляется в играх, и если эти игры подбирать продуманно, проводить правильно, то именно в играх можно достичь многого, чего нередко трудно добиться путем бесед, очень утомляющих детей.

      Подмечая, как дети ведут себя во время игры, педагог может вовремя поправить ребенка, помочь ему.

      В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества, и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.

         Несмотря на большое воспитательное значение игры, ее нельзя обособлять, считать моносредством, рассчитывать путем только одних игр воспитывать детей. Игра – это одно из слагаемых средств, методов и форм, применяемых в целях воспитания. Игра подобна белилам в живописи, без которых не получится картины. Белил нужно больше, чем любой другой краски, они  дают необходимый цвет нужную тональность, но одними ими можно написать картину только на темном фоне. Это сравнение игры с белилами приведено для того, чтобы верно представить место игры во всей композиции воспитательного процесса, понять, что игра нужна чуть ли не везде, дело только в большей или меньшей ее дозировке.

Читайте также:  Таблица развития и прикорма ребенка

      Вот почему игры во всем своем многообразии широко применяются в воспитательной работе с детьми.

Источник

Библиографическое описание:


Евдокимова, О. А. Значение игры в воспитании ребёнка / О. А. Евдокимова, О. В. Дунаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 752-755. — URL: https://moluch.ru/archive/87/17048/ (дата обращения: 31.12.2020).

В настоящее время в связи с переходом обучения в начальных классах на новую, более усложненную программу, методистами и научными сотрудниками, занимающимися вопросами методики обучения в начальных классах, был разработан ряд новых эффективных методов обучения, среди которых наиболее интересным и доступным является метод игры. Так как этот метод является одним из самых эффективных методов в обучении детей и их воспитании, то он заслуживает большого внимания и требует более детального изучения.

Игра в детском возрасте — незаменимая деятельность, игра для ребенка — ведущая деятельность, потребность в которой он ощущает все более постоянно и повсеместно, игра для него — выход в большую жизнь, осуществление его мечты, исполнение желаний.

Ребенок живет в игре, фантазирует, проектирует свою будущую жизнь, выбирает себе профессию [1].

В игре, в своем «маленьком царстве», где все происходит по законам детства, он хозяин своего пожелания,

Игра, если она педагогически направляется и верно задумана и сконструирована больше, чем какая-либо другая деятельность, позволяет всесторонне и во всем многообразии развить детское творчество и самодеятельность, применительно к возрастным и психологическим способностям ребенка [3].

Н. К. Крупская рассматривала игру как потребность в коллективном общении. Это все настолько волнует и увлекает каждого ребенка, что задачи, которые ставит педагог в игре в качестве частных педагогических целей, кажутся ему незначительными по сравнению с неожиданной радостью.

В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для тренировки своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности адекватной, то есть соответствующей его внутреннему состоянию.

Игра — это зона воспитания и самовоспитания. В ней дети проявляют максимум способностей, несмотря на то, что часто игровая ситуация вымышленная, чувства и переживания детей в игре реальные. Но, пожалуй, самым привлекательным в игре для ребенка является творчество. В жизни, в силу многих причин, ребенок не всегда может проявить свои творческие способности. Игра выступает как бы посредником между ребенком и внешним миром. Добывая в игре ценные сведения для себя, ребята делают их арсеналом в будущей борьбе за нравственные идеалы [6]. Через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая прямое давление, окрик, наказание и лишнюю нервозность в работе с ребятами. Игра вносит в работу учителя не только романтику увлечения, оживления и подъем, но и помогает проникнуть в самую глубину духовного мира ребенка, понять его радости, горести, уловить настроение. В игре сокращается до минимума расстояние между педагогом и детьми [4]. Именно в играющем коллективе легче и быстрее можно узнать друг друга. В игре раскрываются характеры детей и обнаруживаются их хорошие и плохие черты. Ребята ощущают это, и часто именно игра является переломным моментом в поведении ребенка в жизни. Поэтому создание игровых ситуаций в ребячьем коллективе делает его крепче, сплоченнее.

Игра — явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В лучших детских коллективах вся жизнь пропитана игрой и романтикой. Благодаря этому, они чувствуют свою позицию в жизни несколько выше, чем она есть на самом деле. Это помогает педагогам и воспитателям направить стремление ребят ко всему лучшему и возвышенному. Без игры трудно рассчитывать на успех в работе с детьми. Детский коллектив, сплоченный в игровой деятельности, быстрее развивается и созревает для других видов деятельности.

В творчестве А. С. Макаренко, великого мастера игры с детьми, эта мысль проходит красной нитью. Используя возможности игры, как метода воспитания» А. С. Макаренко стремился посредством игре обеспечить детям радостные мироощущения. Игра, с точки зрения Макаренко имеет для самочувствия ребенка то же значение, какое для взрослого имеет работа: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит в игре. И вся история отдельного человека может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу».

Таким образом, в игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные развивающие познавательные возможности игры [5].

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

Читайте также:  Развитие бытовой сферы у ребенка

Методика игры со школьниками основана, в основном, на их естественной природной потребности играть, потому что игра находит живой отклик в душе детей. Когда в урок включены элементы игры, дети порой даже забывают, что это обыкновенный урок, на котором их учат правилам вычитания и умножения, читать и писать. Для них урок становится необоснованным с тех пор, как в права вступила игра. Даже парта, книга и… сам учитель для них стали загадочными и волшебными. Учитель — волшебник, одним взмахом руки способен изменить все вокруг; он и капитан волшебного корабля с алыми парусами, и самый лучший друг в их играх. И перестали казаться скучными суффиксы и корни, приставки и ударения — кругом живет сказка, царит дух соревнований: «Ну кто же все-таки выиграет?”

Видя то, какую заинтересованность получают дети во время игры, учитель должен разумно и со всей серьезностью подумать над тем, какую игровую ситуацию можно создать на данном уроке, чтобы, не отвлекая детей и не отрываясь игрой от поставленной цели урока, добиться наиболее эффективных результатов.

Да, это действительно очень серьезный вопрос. Ведь игру можно ввести не в любой урок, не любую тему можно преподнести через игру. Вот здесь и встречаются два различных и почти в одинаковой форме ошибочных мнение об игре, как методе обучения, одни учителя начисто отказываются от этого метода, работают «по-старинке», боясь применить новый и не опробованный в достаточном степени на практике метод в своей работе, ссылаясь на то, что неизвестно к чему может привести, игра на уроке с детьми я оправдывает ля себя время, затраченное на уроке на игру. Другие учителя, поддаваясь «модному» новому методу стараются неоправданно часто применять его без всякой на то причины, достигая тем самым только внешней эффективности, чего не должно быть. Конечно же, так ставить вопрос нельзя. Неправильно поступают и одни, и другие учителя. Те учителя, которые применяют игры на уроке постоянно, не помогают детям воспринимать материал, а даже меняют им, то есть они отвлекают детей от восприятия нового материала этими частыми играми, и дети обращают внимание на саму игру, ее процесс, а не на то, какую тему она раскрывает. Здесь игра вместо пользы дает видимый вред, что совершенно противоестественно для нашей школы.

Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.

Задача педагога — помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь управления игрой — создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей.

Важным аспектом организации познавательной деятельности является приобщение детей к духовной культуре [2].

Влияние искусства и художественной литературы на формирование личности ребенка чрезвычайно велико. Книга открывает перед детьми новый мир, впервые заставляет задумываться над тем, «что такое хорошо и что такое плохо». Герои книг часто становятся героями игр. Однако необходимо помочь детям разобраться в их характерах, понять мотивы их поступков, чтобы у ребят появилось желание воплотить в игре образы героев литературных произведений.

Сильное влияние на игру оказывает зрелища, особенно телевидение, которое прочно вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игры возникают под влиянием специальных детских передач, а также передач о событиях, которыми живет наша страна.

Опираясь на интересы детей, на их представления, педагог руководит выбором игры. Различными приемами он вызывает в памяти ребят то, что они видели, о чем им читали.

При организации игры перед учителем встают трудные вопросы: каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения [7].

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

Чтобы работать с детьми, развивать их кругозор, педагог должен не только знать игровые педагогические технологии, но и иметь определенные личные качества, такие как: доброта, умение видеть в ребятах друзей, справедливость, честность, юмор.

Литература:

1.                  Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1987.

2.                  Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.

3.                  Воспитание детей в игре. Под ред. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. — М.: Просвещение, 1983.

4.                  Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: — 1966. — № 6.

5.                  Гельфан Е. М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. — М.: Педагогика, 1971.

6.                  Минскин Е. М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1987.

7.                  Никитин Б. П. Развивающие игры. — 2-е изд. — М.: Педагогика, 1985.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, выбор игры, детский коллектив, духовный мир ребенка, жизнь, игровая деятельность, педагог, работа, урок.

Источник