Значение игры в развитии восприятия ребенка

Значение игры в развитии восприятия ребенка thumbnail

Екатерина Пастухова
Роль дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры являются ведущим средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Большой вклад в разработку теории игры внесла Надежда Константиновна Крупская.

Она считала, что во время игры ребенок учится преодолевать трудности, у него развивается сообразительность, находчивость, инициатива.

Н. К. Крупская отмечает, что получение знаний возможно не только сидя над книгой, но и через игру, которая помогает детям познать жизнь и самих себя. С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы. Игра применяется, как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.

В работе Коломинской Я. Л. и Панько Е. А. говорится о том, что дидактическая игра построена на том, что детям предлагается решить умственные задачи, составленные взрослыми в интересной игровой форме. Целью дидактических игр является содействие формированию познавательной активности ребёнка. Дидактическую игру используют не только как средство закрепления знаний, но и как одну из форм обучения.

Дидактическаяигра включает в себя несколько компонентов: содержание, игровые действия, правила, дидактическую задачу.

В исследованиях Сорокиной А. И. показано, что основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интересней для детей сама игра и тем успешнее решаются игровые и познавательные задачи. Детей необходимо учить игровым действиям. Игровые действия не всегда подразумевают практические внешние действия, когда нужно что – то сравнить, рассмотреть. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, припоминания раннее усвоенного.

В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребёнка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными.

Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой.

Сорокина А. И. указывает на то, что дидактические игры различают по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношения детей. Перечисленные признаки присуще всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные.

Обучающее содержание в дидактических играх определено «Программой воспитания в детском саду».

По мнению Сорокиной А. И. руководство дидактическимииграми включает следующее:

а) отбор и продумывание программного содержания, конкретное определение дидактических задач, определение места и роди игры в системе обучения и воспитания, установление взаимосвязи с другими формами обучения;

б) проектирование игры, определение игровых действий, правил и результата игры;

в) руководство ходом игры и обеспечение активности всех детей, оказание помощи робким, застенчивым, поощрение инициативы.

По мнению Усовой А. П. дидактическая игра является наиболее популярным средством обучения детей дошкольного возраста. В процессе дидактической игры ребёнок самостоятельно получает знания. Взрослому остается только следить за ходом игру и вносить необходимые поправки. В лучшем случае взрослый может действовать на одном уровне с играющими детьми, т. е. в рамках правил игры и игровых действий.

По мнению Е. И. Удальцовой необходимо иметь разнообразные дидактические игры. Но это не означает, что их должно быть очень много, так как большое количество игр и игрушек рассеивает внимание детей и не позволяет им хорошо овладеть дидактическим содержанием и правилами. При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот – слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.

Введение новых игр должно осуществляться постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

По мнению Сорокиной А. И. для развития интереса к дидактической игре у старших дошкольников нужно включать более сложные интеллектуально – волевые задачи. Практическая деятельность детейстановится более осознанной: она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс.

Игра должна быть интересной, умной, а не бездумным развлечением. Если игра слишком развлекательная, то она утрачивает способность быть формой обучения.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний.

В работе Сорокиной А. И. говорится о том, что дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних выступают отчетливее одни, а в других иные.

В разных сборниках указано множество дидактических игр, но четкой классификации по видам до сих пор нет. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по оформлению математических представлений и др.Иногда игры соотносят с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настольно – печатные игры.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

а) с игрушками и предметами;

б) настольно-печатные;

в) словесные.

Удальцова Е. И. считает, что для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.

Для каждого периода развития характерны свои особенности развития восприятия. Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер. Все свойства предмета, например, величина, цвет, форма, вкус – не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом. Действуя с предметом, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

В среднем дошкольном возрастеребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: наложения, прикладывания предметов друг к другу, измерения.В процессе активного познания ребенок знакомится разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха. Он учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки и особенности.

В старшем дошкольном возрасте ребенок учится различать разновидности этих свойств, обнаруживать их сочетание в целостных предметах. Ребенок способен различать предметы по определенным признакам, выявлять между предметами и явлениями связи и отношения. У старшего дошкольника восприятие предметов и явлений опирается на систему эталонов, которая сформировалась ранее, благодаря практическим действиям с предметами. Процесс восприятия на данном этапе протекает во внутреннем плане. Ребенок мысленно способен расчленить видимый предмет на части и затем объединить их в единое целое. Он даже мысленно может переворачивать предметы, прикладывать, измерять их. Такие сложные действия помогают целостно воспринимать предмет. Ребенок быстро узнает знакомые предметы, замечает их отличия и сходства.

Васильева М. А. считает, что дети старшего дошкольного возраста уже способны к самостоятельным выводам, заключениям, обобщениям. Неоценимую помощь оказывают для развития этих способностей дидактические игры.

Задания многих игр, рассчитанных на детей старшей группы, предполагают сотрудничество ребят, совместный выбор картинок, игрушек, маршрутов, их сравнение, обсуждение особенностей предметом, способов их классификации. Это способствует активизации, имеющихся у детей знаний, способов их применения в реальной и условной ситуациях. В процессе совместного выполнения задания происходит взаимный обмен знаниями, опытом. [8, с. 78]

Итак, к концу дошкольного возраста у ребенка должно быть хорошо развито восприятие.С ним тесно связаны другие психические процессы: мышление, память, внимание, речь, воображение. Если в дошкольном возрасте ребенок не получит благоприятных условий для развития восприятия, то и связанные с ним психические процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в школе.

Развитие восприятия в педагогическом процессе может осуществляться различными средствами.В качестве них могут выступать различные виды деятельности: лепка, рисование, чтение художественных произведений и другие. Наиболее эффективным средством развития восприятия в старшем дошкольном возрасте выступают логические дидактические игры. В процессе решения игровых задач у детей формируется наблюдательность, причем это происходит непреднамеренно, в интересной, занимательной для ребенка игровой форме. В играх дети сравнивают чем похожи, и чем отличаются предметы и почему; учатся классифицировать предметы по определенному признаку.

Игры, стимулирующие развитие восприятия, могут быть использованы на занятиях, в свободной деятельности, на прогулке.

Источник

Екатерина Михальчёнок
Значение игры в развитии ребенка-дошкольника

Значение игры в развитии ребенка дошкольника.

«Игра – путь детей к познанию мира,

в котором они живут…».

А. И. Горький

Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Уже на ранних и старших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию обобщать со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Игра в жизни каждого человека имеет очень большую роль. Значение игры в жизни дошкольника вообще трудно переоценить. Для ребёнка она имеет особое значение, т. к. посредством игр развивается личность ребёнка, формируется характер. И нет такого человека, который никогда ни во что не играл, хотя бы сам с собой. Игра – отражение жизни. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления из жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актёры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актёры; они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящее время. Поэтому игра – всегда импровизация. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный мир. Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольника.

Игра – важное средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребёнок рассуждает над тем, что видел, о чём ему читали и говорили, смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным. В игре ребёнок формируется как личность; у него развиваются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть его успешность в учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Публикации по теме:

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольникаЗначение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника
СЛАЙД3 В своей работе большое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм, так как сюжетно- ролевая игра – это основной вид игры ребенка.

Значение экспериментирования в развитии ребенка
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование,.

Консультация для родителей «Значение изобразительной деятельности в развитии ребенка»
И. М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони.

Консультация для родителей «Значение лепки в развитии ребенка-дошкольника»
Консультация для родителей. «Значение лепки в развитии ребенка-дошкольника» Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности,.

Консультация для воспитателей «Значение лепки в развитии личности дошкольника»
Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому.

Литературная гостиная «Значение чтения в развитии ребенка»
Литературная гостиная на тему: “Значение чтения в развитии ребенка”‘ Воспитатель: Дорогие родители, сегодня мы поговорим с вами о роли.

Совместное чтение: польза и значение в развитии дошкольника
Совместное чтение: польза и значение в развитии дошкольника. Корхова Юлия Александровна – воспитатель Структурное подразделение детский.

Сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации. Их значение в развитии дошкольников
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.

Значение общения в психическом развитии ребенка
Значение общения в психическом развитии детей дошкольного возраста Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики,.

Значение пальчиковых игр и упражнений в развитии речи ребенка
Еще древнее китайское учение утверждало, что упражнения, выполняемые руками, увеличивают мозговую активность человека. Ловкая и слаженная.

Источник

Статья: “Значение игры в личностном развитии ребенка дошкольника”.

Ранее детство – период становления личности, формирования сознания ребёнка, которое происходит в процессе общения с окружающим миром и взаимодействия с предметами той культуры, в которой он воспитывается. Обладая повышенной потребностью к восприятию информации, современные дети стремятся к общению с близкими людьми и познанию окружающей действительности. В ходе общения и познания в сознании ребёнка появляются первые представления о мире, и моделируется определённая система отношений к объектам этого мира: так начинает формироваться «детская картина мира», «детская субкультура». Ранний возраст – это самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Как показывают исследования поведения детей, система отношений современного ребёнка к окружающему миру является определяющей и доминирует в его сознании. Если раньше можно было сказать и показать ребёнку, что и как нужно делать, и он выполнял действия, подражая и доверяя взрослому, то современные дети будут готовы услышать взрослого только после того, как будет выстроена система отношений на основе доверия и понимания.

Дошкольная педагогика целенаправленно изучает способы продуктивного воздействия на 2-3 летних детей по прочному усвоению ими знаний об окружающем мире. Насколько ребенок уверенно чувствует себя в окружающей действительности, настолько он социально развит, адаптивен к новым условиям, общителен. Узнавая мир через предметную деятельность, ребенок получает незаменимый материал для психологического, мыслительного, речевого, физического развития (Н. М. Аксарина, С. Л. Новоселова, Л. Ф. Обухова,

 П. Я. Гальперина. Д. Б. Эльконин и др ). И задача взрослых – сделать этот процесс максимально интересным и плодотворным для ребенка.

Начиная с 2-х лет ведущая деятельность ребенка – предметная, в которой происходит усвоение способов действий с предметами. В этот период возрастает роль взрослого, как примера ребенку в предметной деятельности (Н.М.Щелованов, Г. Г. Филиппова и др.)

Появляются новые задачи ознакомления ребенка с окружающим миром, усложняется информация, раскрывающая более детально реалии окружающего мира. По-прежнему малыша интересуют чувства, эмоции и физические состояния людей (заплакал, засмеялся, устал, обиделся, проголодался и т.п.). Но теперь ребёнку важно понять, почему тот или другой взрослый, ребёнок испытывают определенные состояния: мальчик заплакал – он упал, ему больно; девочка смеётся, потому что ей подарили воздушный шарик; дедушка сел на лавочку, потому что устал и т.п. Значительно усложнилось восприятие мира, к ребёнку приходят обобщения более высокого порядка. Малыш продолжает овладевать собирательными именами существительными: «овощи», «фрукты», «животные», «растения», «мебель», «одежда», «игрушки» и др. Но теперь малыш начинает более тонко классифицировать уже знакомые для него понятия. Например, к обобщённому слову «животные» даются уточнения: «домашние животные» и «дикие животные», «животные жарких стран» (экзотические, живущие в зоопарке) и их детеныши. К концу 3-го года жизни малыш не просто констатирует увиденное (например, показывает пальчиком и произносит: «Птичка-воробушек» или «Кисонька-Мурысонька», или «Солнышко-ведрышко» и др.), а начинает делать обобщения более глубокого содержания. Ребенок начинает ориентироваться в более сложных категориях, например, «человек и его дом», «человек и животные», «человек и растения», «большие и маленькие животные», «на чём люди ездят (виды транспорта)». Эти знания приходят к малышу в эмоциональной форме и доступном содержании. Воспитание у ребёнка интереса к окружающему миру начинается с умения всматриваться, любоваться окружающими растениями, живыми обитателями; проявлять наблюдательность и заботливое отношение к миру природы. Развитие познавательной активности малыша является приоритетной целью деятельности педагога.

Одним из средств формирования представлений об окружающем мире у детей раннего возраста является игра. В концепции дошкольного воспитания игра названа «академией детской жизни». Привлекательность игры, как свободной, творческой деятельности, возникающей по инициативе детей, обуславливается её потенциальными возможностями, местом и ролью как основой, ведущей деятельности.

Своеобразие игры заключается в том, что она является генеральной формой поведения, внутри игровой деятельности зарождаются другие виды деятельности.

Взрослый в игре «пробует», уже не использованные возможности жизни, а ребенок переживает еще не использованные, не реализованные возможности. Именно это и делает игру средством социализации, приобщения ребенка к миру взрослых, к ценностям общества. Для раннего возраста характерно возникновение подражания взрослым в предметной деятельности как предпосылка к началу имитационных игр. Становление творческой (изобразительной, конструкторской и др.) деятельности детей. Начало индивидуальных предметных игр, появление и развитие символической функции в игре. Совершенствование предметных игр детей с включением в них ориентировочно-исследовательских, конструктивны и сюжетно-ролевых моментов. Переход к групповым предметным и сюжетно-ролевым играм. Значение таких игр для психологического развития детей. Возникновение произвольности и целенаправленности в конструкторской деятельности детей. Дальнейшее развитие подражания. Самостоятельная деятельность детей в этот период включает разные виды игр (сюжетные, подвижные, дидактические, со строительными материалами, игры-забавы); самостоятельную ходьбу, бег, лазанье; рассматривание книг, картинок; наблюдения за окружающим; общение со взрослыми, с детьми; элементарные практические (трудовые) действия; первые попытки изобразительной деятельности.

Игра детей дошкольного возраста – это школа мышления и суждения. Играть значит то же, что и экспериментировать. Всякая новая игра – это открытие непознанного, это радость победы и удовлетворения.

Таким образом, игра для детей 2-3 года жизни – своеобразная «экспериментальная площадка» для освоения предметного и социального миром. Взрослый предлагает разнообразные обучающие (автодидактические предметные, сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные) и досуговые игры (игры-забавы, развлечения, отдельные празднично-карнавальные игры). С его помощью дети осваивают некоторые народные игры обрядового, тренингового и досугового характера.

Под руководством взрослого и самостоятельно дети учатся отражать в играх несложный сюжет, представленный рядом последовательных действий. Постепенно игра становится не столько сюжетно-отобразительной, сколько сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевые игры помогают детям усвоить назначение и свойства предметов, понять логику простых жизненных ситуаций (кормим куклу обедом, купаем медвежонка, идём в гости и т.д.). В таких играх ребёнок выражает свои эмоции и чувства, что в определённой мере позволяет ему в реальной жизни справляться с трудными ситуациями.

Каждый ребенок открывает для себя такой большой и постоянно изменяющийся окружающий мир. Важно чтобы взрослые, находящиеся рядом постоянно «подпитывали» его познавательный интерес, расширяли его. Иногда является недостаточным просто рассказать ребенку о чем-либо, для наиболее полного понимания ребенком того или иного предмета или явления необходимо и поиграть, слепить, нарисовать, а возможно и послушать сказку, потешку и пр. Все это ведет к тому, что ребенок со временем, начинает наблюдать, сравнивать, обобщать, выделять свойства и качества предметов; задавать больше вопросов «Что это?», «Почему?» и др.

Игра наиболее эмоциональна, красочна для детей раннего возраста. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д.Б. Эльконин, в игре интеллект направляется за эмоционально — действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально — действенная ориентация в содержании человеческой деятельности. В период раннего детства процесс познания происходит эмоционально — практическим путем.

Признаваемое психологами и педагогами приоритетное значение обучения детей раннего возраста через развивающие игры является базисом развития. Играя ребенок получает полный набор внешних впечатлений (зрительных, слуховых, тактильных) и разнообразных движений. Все это вызывает у ребенка положительные эмоции и интерес ко всему окружающему, а с возрастом превращается в познавательную деятельность.

В предметно – развивающей среде маленьких детей необходимы игрушки и пособия для выполнения предметно-орудийных действий, способствующих формированию наглядно – действенного мышления (молоточек с втулочкой, совочки с формочками для песка; набор предметов для уборки в доме – щетка, совок, веник, набор предметов для труда на огороде – лопата, грабли, ленка и пр.).

Многие авторы (Л.Н.Павлова, Г.Григорьева, Г.М Лямина и др.) советуют     использовать для ознакомления с окружающим и развития речи, для инсценировки и показов интересных и знакомых сюжетов тематические наборы — «Скотный двор», «Дом с куклами», «Чьи детки?», сказка «Колобок», сказка «Курочка Ряба» н др.

В практике работы групп раннего возраста широко применяются пособия и материалы для развития мелкой моторики пальцев ребенка. Используются дидактические материалы, «воспитательная» гимнастика итальянского педагога Марии Монтессорн (различные шнуровки, застежки, комплекты – игрушки «Черепаха». «Краб», «Божья коровка» и пр.).

Учитывая ведущие линии развития детей раннего возраста необходимы игрушки для развития движений, сенсомоторной активности, развития координации в пространстве, чувства равновесия (велосипеды, качели, качалки, дорожки «Следочки», шары и мячи разных размеров, кольцебросы, машины, коляски, каталки и пр.).

В итоге можно сделать следующие выводы:

– ознакомление с окружающим миром в игре играет значительную роль в умственном развитии ребенка;

– формирование целостного знания об окружающем мире в процессе игровой деятельности возможно в психолого-педагогических условиях под руководством взрослого;

– необходимо постоянно поддерживать интерес и познавательную активность, для чего использовать самые разные игры.

Источник