Значение игры для развития ребенка младшего школьного возраста

Значение игры для развития ребенка младшего школьного возраста thumbnail

Игра представляет собой особую деятельность, которая возникает.в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание педагогов, психологов, философов, социологов, этнографов, искусствоведов и биологов.

Фридрих Фребель, известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста, писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни».

Взрослые знают, что «как ребенок играет – так и будет жить». Наблюдая за игрой, многое можно узнать о ребенке, во-многом ему помочь., своевременно скорректировать. Родители и педагоги, наблюдая за игрой ребенка, должны задавать себе вопросы. Умеет ли ребенок достигать цели в игре? Умеет ли договариваться и обсуждать? Может ли уступить? Умеет ли не только выигрывать, но и проигрывать? Не боится ли трудностей?

Ф. Фребель писал: «Дитя, которое играет самодеятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» (книга «Воспитание человека»)

Нельзя переоценить значение игры в развитии и воспитании личности. Игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Игра влияет на жизненное самоопределение младших школьников, на становление коммуникативной компетентности, эмоциональной стабильности, способности принимать различные ролевые позиции и ответственно к ним относится.

Игра выступает у младших школьников в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. Во-первых, она предоставляет ребенку сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. Во-вторых, игра направлена в будущее, так как в ней часто прогнозируются и моделируются жизненные ситуации, закрепляются важные качества, умения и способности. В.Л.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка.… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».

В игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период, а также не исчезающую деятельность в младший школьный период.

Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика. ” В школьном возрасте, – отмечал он – игра не умирает, а проникает в отношении действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…”

С приходом ребенка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную. Основным видом его деятельности должно стать учение. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого в обучении младших школьников широко используются игровые формы активности детей. Учебная деятельность младшего школьника в Павловской гимназии Московской области пронизана игровыми моментами.

На уроках русского языка, математики, окружающего мира игра выполняет мотивационную и социокультурную функции. На уроках английского языка в полной мере выполняется коммуникативная функция игры. На занятиях с психологами и логопедами – реализуются терапевтическая, диагностическая и коррекционная функции, а функция развлечения – на уроках музыки, физической культуры, технологии, во внеурочной деятельности. Терапевтическая функция игры включает в себя релаксационный смысл, так как уменьшает эмоциональное, физическое, интеллектуальное перенапряжение. Это особенно актуально в современной школе с ее постоянным нарастанием физических, психических и социальных нагрузок на учащихся. Процесс игры позволяет реализовать ребенку свой жизненный опыт, знания, отдельные свойства характера, проверить накопленный опыт, обеспечивает саморазвитие ребенка, что стимулирует активное освоение предметов и явлений реального мира. В процессе игры осуществляется самопознание. Ребенок может сам проверить свои силы и возможности.

Игра в школе выступает самостоятельным видом развивающей деятельности младших школьников. самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения. Игра вбирает в себя многие стороны иных видов деятельности, выступая в жизни ребенка многогранным явлением. Игра – главная сфера общения детей, в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества.

Читайте также:  Роль искусства в развитии ребенка консультация для родителей

Игра выполняет особую роль в развитии воли у младших школьников. Каждый вид игровой деятельности вносит свой, особый вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в развитии ребенка, способствуют формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами решают задачу укрепления саморегуляции поступков. Игра дает возможность ребенку ощутить себя значащим, всемогущим, желанным.

Источник

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.

Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.

Не секрет, что в наш быстро переменчивый век, живущий в невероятном темпе, важным звеном общественного развития является система образования в целом, и начальное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные умения и навыки, необходимые в дальнейшем обучении. Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество.

Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.

Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра – один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

“Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.”, – писала Н.К. Крупская.

Там же она указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.

Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, З.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Эта работа представляет собой анализ психолого-педагогического материала по проблеме игровых методов обучения.

  • В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
  • Игра имеет социальную и историческую природу, а среда выступает как источник развития. Характер игры, её виды и структура определяется обществом.
  • Дидактические игры широко используются на различных уроках в начальной школе

Эффективность применения дидактических игр на уроках в начальной школе была доказана опытом многих педагогов и психологов.

Читайте также:  Книги для развития ребенка в утробе матери

Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.

Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные игры.

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они – в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.

Подвижные игры-важнейшее средство физического воспитания детей, особенно в школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Специалисты отмечают, что основные особенности подвижных игр школьников – их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.

Сюжетно-ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе.

Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские. Сюжет конструкторские игры и игры с элементами труда.

Компьютерные игры имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо. Образцом таких игр могут стать народные сказки и произведения фольклора. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни. Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях. Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций. Все компьютерные программы для детей должны быть положительно нравственно направленными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. Игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений. Иногда игры соотносятся с материалом: игры с дидактическими игрушками, настольно-печатные игры, словесные игры, псевдосюжетные игры.

Можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся: Игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги).

Источник

Значение игровой деятельности в развитии младших школьников.

Э.В. Гирусов выделяет игру, как метод экологического воспитания, где целью является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. [3]

По мнению ученых, на всех этапах развития личности игра воспринимается как интересное, необходимое для ее жизнедеятельности занятие. Чем старше ребенок, тем больше он чувствует развивающее и воспитывающее значение игры. На эти специфические особенности игры большое внимание в своей практической деятельности обращали известные исследователи Л. Выготский, А. Запорожец, Д. Эльконин, А. Усова, Ж. Пиаже, П. Лесгафт, С. Русова, К. Ушинский, В. Сухомлинский, Н. Михайленко, Н. Короткова.

Д. Б. Эльконин считает, что игра по своему содержанию приближается к труду взрослых. Наблюдая за тем, как дети играют, взрослые считают, что игра не имеет ничего общего с серьезными занятиями (например, приготовление уроков, труд). Но выполнение домашнего задания – это обязанность, а труд – тяжелая необходимость. С каждой игрой ребенок желает узнавать новое, понимать и выполнять те же вещи, что и взрослые. [1]

Младший школьный возраст – это особенно ответственный период психологического развития ребенка, интенсивного развития всех психических функций, формирования сложных видов деятельности, закладывания основ творческих способностей, формирования структуры мотивов и потребностей, нравственных норм, самооценки, элементов волевой регуляции поведения. Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности: учебная и творческая деятельность.

Младший школьный возраст является благоприятным для того, чтобы продолжить формирование экологических представлений, которое было начато еще в дошкольный период, так как в этот период развития ребенка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком. Отсюда преимущественно умозрительное, без предметной раздробленности истолкование мира, рассматриваемого в его целостности. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.

Читайте также:  Театрализованные игры как средство развития связной речи у ребенка

Однако традиционное ознакомление учащихся начальных классов с окружающей действительностью долгие годы строилось на искусственном разъединении представлений о природе и социуме. Ознакомление с природным окружением сосредоточено в курсе «Окружающий мир».

Для учащихся начальных классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем в младшем школьном возрасте происходит переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней. [2]

Игровая обстановка на определенном этапе урока способствует развитию познавательных интересов каждого ребенка, дает возможность участвовать в обсуждении, что позволяет ученику, даже самому слабому, понять и усвоить новый материал, научиться применять его на практике.

Игра присутствовала в жизни каждого ребенка до поступления в школу. Поэтому и в дальнейшем она не должна исчезать из его жизни, продолжая свое существование в школьном обучении.

Использование игры наиболее рационально на уроках «окружающий мир» тогда, когда материал сложный для восприятия и понимания школьникам. Через игру у детей можно формировать представления о живой и неживой природе, нормах нравственного поведения в ней, связях в ней. [16]

Игра – это наиболее естественный и занимательный вид деятельности, который помогает формировать характер учеников. Из уже известных игр подбираются такие, в которых присутствовала бы активная экологически правильная игровая деятельность, благодаря которой дети развивались бы в соответствии с поставленными воспитательными задачами.

Далеко не каждую игру можно назвать экологической по своим целям и содержанию. Существует ряд требований, опираясь на которые можно подбирать игры для более эффективного формирования экологических представлений у младших школьников. Во-первых, применение игры должно давать ребёнку возможность применять уже имеющиеся у него знаний на практике и давать своеобразный толчок (стимул) для усвоения новых. Во-вторых, игровые действия должны происходить с учетом правил и норм поведения в природе и не должны противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности. Также должно отдаваться предпочтение тем играм, которые не только решают задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка.

Игры придают урокам, внеурочным и внеклассным мероприятиям эмоциональную окраску, делают их живыми, а следовательно, и более интересными для детей. Игры позволяют развивать у младших школьников самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний. [17]

Требования к организации игровой деятельности младших школьников:

  1. Выбор игры, приглашение в игру.

  2. Подготовка необходимого инвентаря.

  3. Распределение ролей между участниками игры.

  4. Ознакомление детей с правилами игры.

  5. Организация игрового действия.

  6. Завершение игры, подведение итогов.

Выделяют наиболее значимые функции игровой деятельности:

  1. Обучающая (способствует решению конкретных задач обучения и воспитания младших школьников, направленные на усвоение определённого программного материала).

  2. Развивающая (способствует развитию ребёнка).

  3. Воспитательная (способствует выявлению индивидуальных особенностей детей, позволяет скорректировать характер детей).

  4. Коммуникативная (способствует развитию потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игровой деятельности, общаться с ними и устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность).

  5. Развлекательная (способствует установлению эмоционального контакта между взрослым и ребёнком, повышает настроение).

  6. Психологическая (способствует развитию творческих (креативных) способностей школьников).

  7. Релаксационная (способствует восстановлению физических и эмоциональных сил ребёнка).

Имея такое разнообразие функций, игровая деятельность заслуживает того, чтобы её включали в учебный и во вне учебный процессы, так как она хранит и передаёт огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.

Для ребенка особая ценность игры заключается не только в том, что она дает возможность как общего, так и физического, духовного роста, но и готовит к различным сферам жизни. Игра для ребенка, особенно в младшем школьном возрасте, обладает исследовательским содержанием, что позволяет моделировать все то, что существует за ее пределами. Именно через игру ребенок быстрее узнает о правилах и нормах общения с миром природы, с людьми, скорее овладевает навыками культурного поведения.

Игра способствует предотвращению психической перегрузки младших школьников, помогает реализовать учебную цель быстрее и интереснее, чем другие педагогические средства.

Источник