Значение физического воспитания в развитии личности ребенка

Значение физического воспитания в развитии личности ребенка thumbnail

Роль физического воспитания в развитии ребенка неоспоримо огромна. Сотрудники детского сада при воспитании ребенка руководствуются специальной теорией. Это теория – физическая культура ребенка. Рассмотрим, какую роль в развитии малыша играет физическое воспитание.

Необходимость физического воспитания для ребенка

Физическое воспитание малыша просто необходимо и его надо развивать. Исследования показали, что здоровыми признано около 15% детей до семи лет. Для гармонического развития ребенка необходимо физическое разностороннее воспитание. В «детсадовском» возрасте организм ребенка бурно развивается. В это время активно развивается костно-мышечная, нервная, сердечнососудистая системы, а также совершенствуется система дыхания. В данном периоде закладывается основа физического развития и основа здоровья. Во многом от физического воспитания ребенка зависит успех в той или иной деятельности. Физическое воспитание – это одна из главных сторон в развитии личности.

Роль, которую играет данное воспитание для ребенка

Роль физического воспитания в детском возрасте – это укрепление здоровья малыша с помощью совершенствования всех систем организма: сопротивляемость и устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды путем закаливания. Это такие факторы, как солнечное излучение, низкая и высокая температура воды или воздуха, большая влажность и т. д.

Физическое воспитание наряду с гигиеническими факторами (полноценным питанием, режимом дня) играет большую роль в укреплении моторного и психического развития. В младшем возрасте происходит сильная перестройка дыхательной и сердечнососудистой систем. При этом масса сердца увеличивается, а также увеличивается его адаптационные возможности и работоспособность к физической нагрузке. Занятия физкультурой положительно влияют на дыхательную систему ребенка. Легочная вентиляция и глубина дыхания возрастает и усиливается насыщение кислородом организма.

Можно сказать, что физическое воспитание является большим педагогическим процессом, который направлен на достижение максимальных аспектов развития у малыша. Роль воспитания физического заключается в следующем.

Выполняя и придумывая различные новые композиции и физические упражнения, малыш учится выражать свои эмоции мысли и чувства. Это помогает развивать его творческие возможности. Во время выполнения различных сложных физических задач происходит процесс преодоления трудностей, у ребенка формируются волевые качества. Развиваются: уверенность в себе и в собственных силах, чувства гордости и самоуважения, когда выполняются с успехом сложные упражнения. Ребенок в этот период учится преодолевать страх и робость. При выполнении легких физических комбинаций, у малыша снижается мышечное и эмоциональное напряжение, а это является профилактикой тревожности.

Но и это еще не вся роль физического воспитания чада. Выполняя физические упражнения с точностью, с определенной скоростью и последовательностью, развиваются у ребенка мышление, устойчивость, концентрация и реакция переключения внимания. Различные физические упражнения, где используются предметы (ленты, мячи, скакалки и т. д.) помогают развивать зрительно-моторную координацию. Выполняя групповые физические упражнения, развивается способность ориентироваться в пространстве, а это имеет существенное значение в любой деятельности человека. Помимо всего этого, систематические занятия упражнениями помогают сформировать навыки здорового образа жизни. Поэтому в развитии ребенка физическое воспитание играет важную роль.

Источник

В результате комплексного подхода педагогического состава к воспитательному процессу, после окончания образовательного учреждения, бывшие ученики становятся всесторонне и гармонично развитыми личностями, обладающими основными навыками двигательной активности, а также другими качествами: ответственностью, целеустремленностью, силой воли, выносливостью.

Физическому воспитанию личности отводится важная роль в воспитательном процессе, поскольку от него зависят моральный облик, сила воли с целеустремлённостью ребенка во взрослой жизни. На педагогов (или тренеров) возлагается большая ответственность, ведь он должен грамотно скомбинировать основные методы воспитания личности (традиционные, инновационно-деятельностные, неформально межличностные, тренингово-игровые, рефлексивные) во время занятий физкультурой.

Рекомендуем: «Методы воспитания физических качеств».

Цели воспитания физической культуры личности

Основные цели воспитания физической культуры личности:

  • создание обстановки, благоприятной по всем показателям, для физического развития детей, от этого повышается их работоспособность, укрепляется иммунитет, закаляется организм;
  • активное развитие двигательной активности, параллельно с которой развиваются сопутствующие качества: выносливость, быстрота, сила воли;
  • формирование с последующим развитием базовых двигательных навыков и умений (шаги, подпрыгивания, бег), а также тех, которые встречаются гораздо реже (например, акробатика);
  • зарождение интереса к систематичным и разнообразным физическим нагрузкам на основе удовольствия от самого процесса, который при систематическом подходе может перерасти в ежедневную привычку или даже потребность;
  • усвоение азов в области медицины, гигиены, физкультуры и спорта.

Связь физического воспитания с другими формами воспитания личности

Физическое воспитание личности результативно в случае тесной взаимосвязи с другими видами воспитания:

  • Умственным воспитанием – проявляется в двух формах:
  • непосредственной – параллельно с развитием физических способностей детей развивается интеллект;
  • опосредованной -умственное развитие детей разных возрастов на достаточном уровне невозможно без должной интенсивности физической активности.

В процессе физического воспитания основополагающими целями умственного воспитания выступает расширение базы знаний относительно специфических особенностей физических нагрузок, развитие умственных способностей на уровне со способностями к самоанализу или самовоспитанию. Средствами воспитания выступают занятия физкультурой, согласно нормам, в утвержденных программах физического воспитания, разработанных специально для общеобразовательных учреждений.

  • Нравственным воспитанием – во время интенсивных тренировок, которые носят регулярный характер, вырабатывается сила воли, дисциплинированность, укрепляется стойкость организма, формируется моральный облик, которые впоследствии прямым образом отображаются на нравственном поведении, ведь дети развиваются не только физически, но и морально.
  • Трудовым воспитанием – благодаря регулярным занятиям, во время которых дети преодолевают значительные нагрузки, развивается их целеустремленность, желание преодолеть любые трудности на своем пути (внешние или внутренние (например, нежелание)). Итогом таких занятий становится обретение элементарных трудовых навыков, воспитание трудолюбия и уважительного отношения к труду.
  • Эстетическим воспитанием – при выполнении физических упражнений формируется осанка и эстетически привлекательные формы телосложения, а закладывается понимание изящества и красоты, присущи многим видам спорта (к примеру, гимнастика).
Читайте также:  Развитие микрофлоры у ребенка

Методология воспитательной деятельности

В процессе воспитания физической культуры личности используются методологические и организационно-методологические установки, формирующие основную стратегию, тактику и технику воспитательного процесса.

Стратегия представляет собой замысел, перспективы с четко выстроенным планом, согласно которому будут достигаться поставленные цели. Благодаря выбранной тактике определяется система организации воспитательной деятельности при занятиях физкультурой в учреждениях разного типа, которая реализуется педагогами с помощью техники воспитания (приемов, манипуляций).

В основе воспитательного процесса идут методы, комплексного воздействия на детей на уроках физической культуры, в результате у них формируются и развиваются качества, наиболее необходимые в социальной среде для гармоничной самореализации, достижения ранее поставленных целей.

Составляющие методы воспитания:

  • средства – слова, лекции, наглядные пособия и другие способы воздействия на воспитуемых;
  • приемы – действия, направленные на использование средств воспитания по прямому назначению.

Максимальную эффективность от использования в воспитательных целях дает только систематическое и грамотное комбинирование методов между собой, поскольку ни один из них не универсален.

Основные методы воспитания

Для формирования личности в физическом воспитании используются группы методов:

  • Традиционные – базовые, чаще всего используемые:
  • Убеждение словом и/или делом – из-за своей роли в формировании основных человеческих качеств, этот метод признан одним главных. Заключается в разъяснении сути стандартных правил (традиции определенного праздника, нормы поведения в обществе и др.) и аморальности проступков, если они совершаются.
  • Упражнение или практическое приучение – используется для повышения сознательности и формирования основных навыков поведения. Системный подход к упражнениям позволяет совершенствовать как моральные, так и профессиональные качества.
  • Поощрение (моральное или материальное) – способствует закреплению полезных черт характера и привычек и может проявляться в форме устной похвалы или одобрения в присутствии других детей или же награждение грамотой или призом за достигнутый результат (например, в спортивно массовых соревнованиях).
  • Принуждение (наказание) – используется в отношении тех, кто нарушает известные ему законы, нормы поведения и/или морали. Основной целью использования является исправление провинившихся и побуждение их к исправлению своего поведения. Наказание может осуществляться в форме осуждения, выговора, исключения из команды и др. (по мнению некоторых ученых наиболее действенно у старших подростков).

Положительный эффект применения наказания может быть достигнут только если выбранный вид соответствует проступку и отношению провинившегося к нему.

  • Пример – педагог служит образцом для подражания, делая это целенаправленно и систематично, ведь благодаря этому восприятие и усвоение возрастают.
  • Инновационно-деятельностные (модельно-целевые, проектирование, алгоритмизация, творческая инвариантность) – использование в воспитательном процессе новых технологий.
  • Неформально межличностные – используется авторитет кого-либо из близкого круга друзей и родственников.
  • Тренингово-игровые (социально-психологические, деловые).
  • Рефлексивные – в основу заложены индивидуальные личностные особенности вместе со способностью к самоанализу.

Средства воспитания физической культуры

Во время физического воспитания личности учителями физкультуры используются следующие средства:

  • Упражнения – это сознательные двигательные действия, выполняемые согласно целям физического воспитания, которые имеют оздоровительное и образовательное значение. Зачастую классифицируются в зависимости от системы средств.
  • Гимнастика (основная, художественная, спортивная и др.) – воздействуя на организм, развивает его отдельные системы. В образовательных учреждениях занимаются только основной гимнастикой с использованием мячей, скакалок, палок или без них (простые акробатические трюки, балансирование и др.).
  • Игры – сопутствуют развитию физических сил, сообразительности, инициативности детей, а также укреплению командного духа.
  • Туризм – включает в себя пешие прогулки, экскурсии по достопримечательностям, путешествия, походы, в процессе которых приобретается физическая выносливость, закалка, навыки ориентирования, а также закладываются основы ответственности по отношению к природе.
  • Спорт – поскольку в него заложено достижение высоких результатов в разных видах упражнений, то дети получают физическую и нервную нагрузку, так как несут ответственность за себя или за команду. От такого напряжения совершенствуются морально-волевые качества на уровне с физическими.
  • Природные факторы – вместе с физической нагрузкой свежий воздух, солнце и др., способны благоприятно влиять на здоровье детей.
  • Гигиенические факторы, которым относятся режим учебного года, рацион питания, достаточное количество часов сна, соблюдение образовательным учреждением нормативов и требований к оптимальной площади помещений, уровню освещения, температуре воздуха и др.

Спортивный инвентарь и оборудование, которое используется во время занятий физкультурой, должны быть исправны, подходить по полу и возрасту ребенка.

Источник

Роль физического воспитания в развитии ребенка

Роль физического воспитания в развитии ребенка неоспоримо огромна. Сотрудники детского сада при воспитании ребенка руководствуются специальной теорией. Это теория – физическая культура ребенка. Рассмотрим, какую роль в развитии малыша играет физическое воспитание.

Читайте также:  Развитие ребенка до года по месяцам неврология

Необходимость физического воспитания для ребенка

Физическое воспитание малыша просто необходимо и его надо развивать. Исследования показали, что здоровыми признано около 15% детей до семи лет. Для гармонического развития ребенка необходимо физическое разностороннее воспитание. В «детсадовском» возрасте организм ребенка бурно развивается. В это время активно развивается костно-мышечная, нервная, сердечнососудистая системы, а также совершенствуется система дыхания. В данном периоде закладывается основа физического развития и основа здоровья. Во многом от физического воспитания ребенка зависит успех в той или иной деятельности. Физическое воспитание – это одна из главных сторон в развитии личности.

Роль, которую играет данное воспитание для ребенка

Роль физического воспитания в детском возрасте – это укрепление здоровья малыша с помощью совершенствования всех систем организма: сопротивляемость и устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды путем закаливания. Это такие факторы, как солнечное излучение, низкая и высокая температура воды или воздуха, большая влажность и т. д.

Физическое воспитание наряду с гигиеническими факторами (полноценным питанием, режимом дня) играет большую роль в укреплении моторного и психического развития. В младшем возрасте происходит сильная перестройка дыхательной и сердечнососудистой систем. При этом масса сердца увеличивается, а также увеличивается его адаптационные возможности и работоспособность к физической нагрузке. Занятия физкультурой положительно влияют на дыхательную систему ребенка. Легочная вентиляция и глубина дыхания возрастает и усиливается насыщение кислородом организма.

Можно сказать, что физическое воспитание является большим педагогическим процессом, который направлен на достижение максимальных аспектов развития у малыша. Роль воспитания физического заключается в следующем.

Выполняя и придумывая различные новые композиции и физические упражнения, малыш учится выражать свои эмоции мысли и чувства. Это помогает развивать его творческие возможности. Во время выполнения различных сложных физических задач происходит процесс преодоления трудностей, у ребенка формируются волевые качества. Развиваются: уверенность в себе и в собственных силах, чувства гордости и самоуважения, когда выполняются с успехом сложные упражнения. Ребенок в этот период учится преодолевать страх и робость. При выполнении легких физических комбинаций, у малыша снижается мышечное и эмоциональное напряжение, а это является профилактикой тревожности.

Но и это еще не вся роль физического воспитания чада. Выполняя физические упражнения с точностью, с определенной скоростью и последовательностью, развиваются у ребенка мышление, устойчивость, концентрация и реакция переключения внимания. Различные физические упражнения, где используются предметы (ленты, мячи, скакалки и т. д.) помогают развивать зрительно-моторную координацию. Выполняя групповые физические упражнения, развивается способность ориентироваться в пространстве, а это имеет существенное значение в любой деятельности человека. Помимо всего этого, систематические занятия упражнениями помогают сформировать навыки здорового образа жизни. Поэтому в развитии ребенка физическое воспитание играет важную роль.

Источник

Общество, которое смотрит вперед, на первый план всегда выдвигает заботу о воспитании здорового поколения. Роль физической культуры трудно переоценить, поскольку она является частью общего воспитательного процесса, тесно взаимосвязана с духовным и нравственным развитием личности. Для процветания государству необходимы гармонично развитые граждане: высокоинтеллектуальные, патриотичные, здоровые.

Планомерная работа с молодежью, привлечение ее к занятиям спортом способствует решению нескольких задач:

  1. Оздоровление и укрепление здоровья, правильное, своевременное развитие функций и систем детского организма.
  2. Формирование физических навыков, знаний о роли занятий спортом, о способах самоконтроля.
  3. Воспитание стремления к самостоятельным занятиям, сознательного подхода к тренировкам.

Роль физического воспитания в раннем возрасте

С самого рождения родители, медперсонал стараются укрепить здоровье ребенка, совершенствуя механизмы сопротивляемости неблагоприятным факторам, включая их с помощью закаливания, простейших упражнений. Продуманный режим дня, полноценное питание – то, что необходимо малышу для моторного, психического развития.

В период роста и становления главных систем физическая нагрузка повышает адаптационные возможности, насыщает кислородом главные органы: сердце, легкие, увеличивая постепенно их возможности.

Чуть позже физкультура помогает проявить свои мысли, эмоции, творческий потенциал. Различные физические игры и упражнения дают толчок к развитию собственных сил, стремлению к преодолению трудностей, развивают волевые качества, самоуважение. Двигательная активность способствует снятию напряжения, зажатости, тревожности.

Поскольку физические упражнения всегда требуют точности и определенной последовательности, такие занятия развивают у малыша концентрацию, умение переключаться, быстро реагировать, быть устойчивым к стрессам. Все эти качества пригодятся в будущем уже взрослому человеку, чем бы он ни занимался.

Актуальные задачи спортивной работы с младшими школьниками

Во всем мире наблюдается интерес к спорту, общество культивирует радость и искусство быть здоровым. Идеально, когда эти цели становятся также смыслом государственной политики. Но важно воспитать подрастающее поколение в таком ключе, чтобы никакие внешние препоны не могли поколебать его твердых моральных принципов, желания заботиться о своей нравственной чистоте и здоровье.

Читайте: Задачи физического воспитания детей школьного возраста.

В школе регулярные занятия спортом, кроме здорового тела, формируют у детей духовно-нравственные качества:

  • сознательное стремление вести здоровый образ жизни;
  • чувство коллективизма, необходимость товарищеской взаимопомощи;
  • понятия честности и справедливости;
  • потребность физической активности;
  • происходит закладка основных волевых качеств: смелости, стойкости, самоконтроля;
  • дети учатся самостоятельно контролировать состояние своего здоровья, двигательную подготовленность, корректировать, в зависимости от них, свою спортивную нагрузку.
Читайте также:  История развития системы физического воспитания ребенка

Здоровый человек формируется многообразием общественной жизни: в процессе учебы, общения во время занятий и отдыха, последующей работе. Занятия физкультурой – это один из «кирпичиков» в построении разносторонне развитой личности.

Нравственные качества

Во время тренировок, особенно состязательных спортивных мероприятий, детям приходится испытывать немалые физические и психологические нагрузки: непредсказуемая обстановка, дух противостояния, осознание персональной ответственности за результат соревнований. В такие моменты происходит воспитание тех самых смелости, выдержки и силы воли. Ребята учатся взаимодействовать с коллективом, подчиняться правилам, поддерживать товарищей по команде, уважать соперников.

Умственное развитие

Спорт повышает не только психологическую устойчивость, он учит наблюдательности, вниманию. Дети, у которых есть регулярные физические нагрузки, становятся более работоспособными, усидчивыми. Спортивная дисциплина становится полезной, когда приобретенные навыки закалки, гигиены переносятся на учебный процесс. Ребятам не потребуется вмешательства взрослых, чтобы правильно организовать подготовку уроков, отреагировать на первые признаки переутомления, экзамены не станут причиной нервного срыва. Формирование двигательной памяти взаимосвязано с развитием органов чувств, избирательности зрения, слуха.

Желание трудиться

Качественная физическая нагрузка в школе важна для развития трудолюбия. Уроки физкультуры, во время которых ставится цель достигнуть определенного результата, заставляют детей преодолевать усталость, повторять многократно определенные действия. Это подготавливает школьников к общественно полезному труду, необходимости достигать целей и в определенной трудовой деятельности. Работать в коллективе школьники тренируются во время совместной подготовки оборудования и инвентаря, усилий по благоустройству спортивной площадки, объединяющей деятельности в спортивно-трудовых лагерях.

Развитие культуры и чувства прекрасного

Занятия физкультурой содержат определенный потенциал для развития у детей эстетического чувства. Спорт учит находить прекрасное в форме тела атлета, доведенных до совершенства движениях гимнаста, природе, окружающей туриста и альпиниста. Спорт увлекателен не только возможностью укрепить здоровье. Дети учатся получать эстетическое удовольствие от окружающего красивого ландшафта, развитого тела, отточенных до совершенства движений.

Интернациональное воспитание

В ходе спортивных состязаний ребятам приходится посещать соседние регионы, выезжать за пределы республики, страны. Контакты спортсменов разных народностей и стран закрепляют привычку уважительно относиться к сопернику, оценивать человека не по внешним отличительным признакам. Впечатления от знакомства с различным бытом людей, культурой разных народов, историческими местами прививают почтение к обычаям, традициям, не дают укореняться расовым предрассудкам, развивают стремление к общению и сотрудничеству.

Средства физического воспитания

Для всестороннего развития детского организма необходимы такие средства, которые обеспечили бы пропорциональное развитие тела, всех групп мышц, фундаментальных физических качеств. Большинство образовательных учреждений и спортивных школ имеют определенный набор средств, способных эффективно подготовить подрастающее поколение к грядущей трудовой или военной деятельности. Они используются педагогическими коллективами с учетом возраста, пола, общей физической подготовленности, других особенностей ребенка.

Читайте подробнее «Средства физического воспитания».

Упражнения служат основной задаче формировать у детей умения и навыки, способствовать развитию физических способностей, адаптации организма к условиям среды, восстанавливать какие-либо функции в случае их утраты. Школьная программа предполагает использование следующих видов:

Плавание

Создает организму всестороннюю мышечную нагрузку. Во время занятий в воде происходит расслабление мышц, после долгого сидения за партой позвоночник ребенка разблокируется, снимается нервное напряжение. Плавание отлично тренирует все группы мышц, дыхание, восстанавливает силы. Этот вид спорта закаляет детей, заряжает бодростью для дальнейшей успешной учебы.

Лыжи

Включены в программы большинства образовательных заведений. Нагрузка во время занятий дозируется по степени интенсивности, распределяется на все группы мышц. Ходьба на лыжах способствует ускорениюпрививает обменных процессов, развивает легкие и сердце, закаляет. Зимний морозный день напоен чистым воздухом, богат кислородом. Прогулки на лыжах поднимают настроение, объединяют семью, детский коллектив.

Гимнастика

Рекомендована для детей любого возраста. Ее элементы используются любым видом спорта, т.к. гимнастика – основа двигательной культуры, способствует координации, отточенности движений, формирует красивое гармоничное тело. С помощью гимнастики можно решать многие педагогические задачи, ее упражнения легко дозируются, комплекс можно подобрать для каждого ребенка или группы детей, варьируя объем, интенсивность нагрузки, длительность отдыха.

Легкая атлетика

Воздействует на многие функции и системы организма, способствует их совершенствованию. Набор упражнений состоит из основных жизненно важных: ходьбы и бега, технических видов: прыжков, метания. Нагрузку можно варьировать. Занятия проводят в закрытых и открытых помещениях, где не потребуется особых условий, чрезмерных вложений.

Игры

Здесь сочетаются элементы всех перечисленных видов спорта. В играх отдельные умения переплетаются и закрепляются. Игра осуществляет комплексное воздействие не только на физические навыки, но также на духовные, нравственные. Играя, дети учатся преодолевать трудности, не пасовать перед препятствиями, оправдывать доверие товарищей.

Игры необходимо подбирать, учитывая физическую подготовленность детей, их двигательный опыт, т.к. во время игры дозировать физические нагрузки будет сложно, индивидуальная дозировка исключается. Это, пожалуй, единственный недостаток игры.

Конечным итогом физкультурного образования являются не исключительно физические качества человека. В процессе нагрузок и игровой деятельности детям внушают основы правил поведения. Физическая культура помогает сформировать мораль, правильные отношения между молодыми людьми, в социуме в целом. Государство, общество, семья заинтересованы в здоровом, развитом, физически и социально активном молодом поколении.

Источник