Значение дидактической игры в развитии ребенка раннего возраста

анна клёнова

Значение дидактических игр в развитии детей раннего возраста.

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий.

В раннем детстве дети приобретают умение различать по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ним действовать.

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества-речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам довольно свободно объясняется с окружающими.

Этот процесс не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития ребенка необходимо активное воздействие на него окружающих взрослых людей.

Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а также непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: пробуждает любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.

Но наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Потешки, прибаутки созданы с тем, чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка. Некоторые прибаутки побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи. Другие включают в себя незаменимый материал для упражнения детей в произнесении звуков.

Богатые возможности для сенсорного развитияи совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевают разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку.

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а также на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия, игры и упражнения. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.

Игровая форма обучения- ведущая на ступени раннего детства. Но уже в этом возрасте она не является единственной. На втором году жизни внимание ребенка привлекает многое из того,что его окружает: ребенок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущийся на улице транспорт. Он с интересом следит за действиями взрослых. Чтобы удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающему, направить их внимание на определенные явления, дать нужные сведения, пояснения, воспитателю необходимо организовать с детьми самостоятельные наблюдения за окружающим и говорить с ними по поводу увиденного.

Дидактические игры и упражнения дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности их организации на ступени раннего детства.

Дидактические игры и упражнения очень важны для умственного развития маленьких детей. Во время их проведения у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает взрослый, опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

Развитие сосредоточенности и способности к подражанию- необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время игр, тем более что не все дети в равной мере овладевают этими качествами. Вызывая подражания своим действиям и словам, воспитатель учит детей внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих возможностей делать то, что от них требуется. Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в играх и занятиях, ждет их, радуется им. В игре и на занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями.Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.

Показывая, рассказывая детям, воспитатель раскрывает перед ними мир доступных для их понимания явлений природы и труда старших, знакомит с некоторыми средствами передвижения. Понять все эти явления ребенок не может без пояснения взрослых. Поэтому на занятиях и в игре ставится задача-научить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим пользоваться речью. Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Дети постепенно учатся собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрешки и т. п., возводить не сложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.

Дидактические игры и упражнения имеют определенное значение и в нравственном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников, что в начале дается нелегко. Сначала ребенок приучается делать что-то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и не отвлекаясь.Затем он привыкнет к совместной с другими детьми деятельности: вместе рассматривать игрушки, картинки, животных, вместе плясать, ходить и т. п. Зарождается первый интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний. Также постепенно формируется некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. У детей формируются навыки осторожного пользования игрушкой, картинкой и бережного отношения к ним. Уже на этой ступени можно формировать первые отношения к окружающему, интерес к трудовым действиям взрослых, желание как-то участвовать в их деятельности; при рассматривании картинок можно вызвать сочувствие к действующему лицу, например, к упавшей и плачущей девочке и т. п.

Дидактические игры и упражнения имеют значения и для эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформления дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному.Содержание некоторых игр и упражнений прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т. п.

При проведении дидактических игр и упражнений воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка. Очень важно помнить, что дидактические игры и упражнения должны создавать у детей хорошее настроение,вызвать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Источник

Значение дидактических игр и игрушек в воспитании детей раннего возраста

Огромную роль в развитии и воспитании ребенка имеет игра, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, в игре реализуются потребность взаимодействия с окружающим миром. Своевременное умственное и речевое развитие это одна из важных задач воспитания детей раннего возраста. В раннем детстве умственное воспитание ребенка осуществляется в его повседневном общении со взрослыми.

Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира).

Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий. К двум – двум с половиной годам он хорошо овладевает ходьбой, бегом, может взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него. В раннем детстве дети начинают различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать. Ребенок овладевает речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам довольно свободно объясняется с окружающими.

Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Покупая игрушку, это делает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка. В то же время, многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых. Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка, взрослым следует осознанно подходить к ее выбору. А для этого они должны понимать, какая роль отведена игрушке в процессе социализации детей, какое влияние она оказывает на развитие психики, особенностей личности и поведения ребенка.

Основная особенность дидактических игр определена их названием – это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Возможность обучать маленьких детей посредством активной и интересной для них деятельности и есть отличительная особенность дидактических игр. Наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо научить.

Дидактические игры существовали много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей – восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учётом возрастных психофизиологических особенностей ребёнка.

Разнообразные двигательные игрушки и пособия – стол-барьер, тележка – помогают ребенку крепко стать на ноги, уверенней делать первые шаги. Большое влияние для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук оказывают народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. Это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку. Дидактические игрушки несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию сенсорной культуры.

Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в дошкольном учреждении и должно стать ведущей формой воспитания и применяться преднамеренно и планомерно, охватывая всех детей группы. Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов (умывания, одевания и др.), а также на прогулках, в играх.

Дидактические игры очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время игры у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, взрослый побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, взрослый закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность.

И так, дидактические игры – это обучающие игры, которые влияют на уточнение и обогащение словаря, развития активной речи детей раннего возраста. Игра отвечает естественным потребностям ребёнка раннего возраста. Игра способствует нормальному развитию психических познавательных процессов: восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.

Игровые действия дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. В дидактических играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.

При проведении дидактических игр взрослому надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка, нельзя водить детей для наблюдений в такие места, где им может грозить какая-либо опасность.

Очень важно помнить, что дидактические игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Дети постепенно учатся собирать и разбирать башенки, стаканчики – вкладыши, матрешки и т.п., возводить не сложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность.

Дидактические игры имеют значения и для эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформление дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых игр прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т.п.

Дидактические игры имеют также определенное значение и в нравственном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников, хотя вначале это дается нелегко. Сначала ребенок приучается делать что-то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и сам не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельности: вместе смотреть игрушки, картинки, вместе плясать, ходить и т. д. Зарождаются первый интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.

Источник

ВИКТОРИЯ Блинова

Значение дидактических игр для детей раннего возраста

Значение дидактических игр для детей раннего возраста.

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. При проведении дидактических игр воспитателю необходимо использовать то стремление к самостоятельности, которое довольно ярко проявляется у детей данного возраста. В то же время взрослый, несмотря на потребность ребёнка действовать независимо, по- прежнему интересен ему как носитель самой разнообразной информации. Именно взрослый помогает ребёнку выделить нужные свойства предметов и явлений, показывает более сложные приёмы работы, нацеливает на игровые действия более высокого уровня, ставит перед малышом ряд задач, решение которых достигается при непременном соблюдении правил.

В раннем детстве дети приобретают умение различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать. Так же ребёнок овладевает речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песни, потешки, игрушки игры, которые забавляют и учат маленького ребёнка. Например,такая потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову).

Народ создал чудесные произведения- потешки, прибаутки, с тем чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка.

Некоторые прибаутки побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи. Другие включают в себя незаменимый материал для упражнений детей в произнесении звуков.Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрёшки, неваляшки, и др. детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребёнок приобретает умение действовать на основе различия формы, величины, цвета предметов,овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И всё это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку. Ценность дидактической игры заключается в том, что воспитатель не только определяет её ход, но и прогнозирует некий результат, являющийся своеобразным критерием уровня развития детей. В ходе дидактической игры у ребёнка развивается наблюдательность, одно из важнейших качеств, необходимых для достижения успешного результата. Активность ребёнка при этом может проявляться в различной моторной деятельности (ощупывание рукой, движение тела, осматривание, слежение глазами и т. п.). Применение воспитателем методов и приёмов прямого руководства (показа, объяснения, упражнения) в дидактической игре возможно лишь в пределах, не разрушающих саму игру, её игровой замысел и игровое действие. В некоторых играх сообщение новых знаний входит в ход игры, в других требуются знания, приобретаемые лишь в процессе систематического обучения.

Многому можно научить ребёнка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов (умывания, одевания и др., а так же на прогулках, в играх.Например во время умывания:

Водичка, водичка, умой моё личико, (водим руками по лицу)

Чтобы глазки блестели, (водим пальчиками по векам)

Чтобы щёчки краснели, (круговые вращение руками по щекам)

Чтоб смеялся роток, (улыбаемся)

Чтоб кусался зубок! (клацаем зубками)

Это способствует нравственному воспитанию ребёнка. Развиваем умение повторять движения и слова за воспитателем.

Во время занятий у ребёнка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается сосредоточенность на том, что ему показывает и говорит воспитатель. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

Развитие сосредоточенности и способности к подражанию- необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время занятий, тем более что не все дети в равной мере овладевают этими качествами. Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность.

В дидактической игре по- разному преломляются различные стороны учебно- воспитательной работы.

Физическое воспитание. Двигательное начало сближает дидактическую игру с подвижной на основе близости структурных элементов, но её обучающее начало выступает гораздо сильнее, что вносит в неё мощный познавательный элемент.

Игра- потешка «Мы ехали…»

Цель: научить детей бегать на носочках, прыгать на двух ногах и приседать на корточки. Развивать способность к подражанию, интерес к играм.

Мы ехали, мы ехали, (бег на носочках)

В город за орехами!

По кочкам, по кочкам, (прыжки на двух ногах)

По узеньким дорожкам!

В ямку бух, (присаживаемся на корточки)

А там сидит петух!

Умственное воспитание. Развивающее значение дидактической игры заключается в том,что она способствует становлению самостоятельности в игре. Посредством игры углубляются познавательные интересы, активизирующие процесс его умственного развития.

Пример: игра «Что изменилось?»

Цель: учить детей определять состояние погоды, закреплять знание характерных особенностей времён года.

Выводим куклу на прогулку и учитывая особенности погоды подбираем карточку с изображением одежды.

Воспитатель приносит куклу одетую в сарафане.Кукла жалуется детям: «Ребята, я так замёрзла пока дошла сюда.» воспитатель побуждает ребят посмотреть в окно и спрашивает «Как оделась кукла, правильно или нет? В такой одежде, как у неё на улицу нельзя выходить, потому что холодно. Когда носят сарафан (летом). Как узнать, как сегодня нужно одеваться, чтобы пойти на улицу?» (посмотреть в окно).потом воспитатель показывает карточки с изображением времён года и дети подбирают одежду кукле. Дети называют несколько явлений по временам года и показывают на карточках.

Нравственное воспитание. Воспитательное значение дидактической игры состоит в том, что она благотворно влияет на формирование взаимоотношений детей, способствует воспитанию коллективистских качеств.Например: «Водичка, водичка…», игра «Проводим уборку», «Помоги мишке».В игре «Помоги мишке»мы преследуем такие цели: научить детейгруппировать предметы: посуда, мебель, одежда. Развить желание помогать другим.

Воспитатель сообщает детям о том, что медвежонок переезжает в другой домик. К новому дому подъехала машина и надо разгрузить вещи. Мишка всё время ошибается, не знает, что к чему относится. Дети помогают сгруппировать привезённые вещи: тарелка, кастрюля,чашка, чайник, сковорода – посуда; куртка, свитер, юбка, платье- одежда; стол, стул, диван, кресло, кровать, шкаф- мебель.

Игра «Чей малыш?»

Цель: развивать знание о животных и их детёнышей, о понятиях «много», «мало», учить правильно подбирать детёнышей к каждому животному, приучать детей к совместной деятельности. Игра «Найдём детёныша!»Цель: закрепить знание о домашних животных, кто как разговаривает, упражнять в правильном звукопроизношении. Воспитывать любовь к животным, стремление помогать другим и сопереживать. Воспитатель ставит перед собой на стол животных-мам, детям раздаёт их малышей. «Ребята, кто у вас в руках (животные, какие они,маленькие или большие (маленькие). А у меня? Они потеряли своих детёнышей, давайте им поможем их позвать! Воспитатель показывает животное и спрашивает «Кто это? Как она разговаривает? Давайте вместе позовём её детёныша.» ребёнок, у которого этот детёныш, подходит к животным и ставит его рядом с мамой.

Трудовое воспитание. В процессе дидактической игры ребёнку приходится преодолевать различные затруднения, что способствует воспитанию не только волевых качеств, но и привычки трудиться. Специально организованные игры по формированию положительного отношения к труду способствуют закладке основ нравственности у детей, воспитанию устойчивой нравственной позиции.

Художественно- эстетическое воспитание. Дидактическая игра имеет некоторое сходство с творческой игрой непосредственно в её игровом начале. Все обучающие цели и задачи должны ставиться в согласии с художественными, а следовательно творческими, поэтому на первый план в игре выступает художественно- творческий смысл упражнения и игры.Например: Игра «Лото игрушки». Эта игра используется самостоятельно и оказывает благотворное влияние на развитие организаторских способностей. Развивает знание о разнообразии игрушек, умение правильно подбирать карточку к рисунку. Приучать детей играть друг с другом.

Игра «Поиграйка».

Цель: Помочь ребёнку развить зрительное восприятие, выбрать устойчивые представления о форме, цвете, величине предметов.

1) Находим окошки к каждой картинке по цвету и величине.

2) Находим каждому зайчику его окошко по цвету.

3) Находим каждому поросёнку свою дверь по величине.

4) Медведям надо помочь найти свою кровать. (Медведь- дедушка, медведь- бабушка, медведь- внук (из сказки «Маша и медведи.»).

Важно помнить, что игры должны создавать у детей хорошее настроение,вызывать радость: ребёнок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению,умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Дидактические игры нельзя рассматривать с точки зрения ценности одной лишь дидактической цели; эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности.

Источник