Значение дидактической игры для всестороннего развития ребенка

Значение дидактической игры для всестороннего развития ребенка thumbnail

Значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста

https://pbs.twimg.com//EEaW3q7WsAAoT-t.jpg:large

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление:

  • – она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста;
  • – и формой обучения;
  • – и самостоятельной игровой деятельностью;
  • – и средством всестороннего воспитания личности

Основная особенность дидактической игры – это игры обучающие, создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих основу обучения.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:

  • 1. игры-занятия;
  • 2. дидактические или авто дидактические игры.

В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы за тем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, уделанный вес которых должен быть в жизни ребенка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры – занятия, поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных приемов. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Дидактическая игра, к сожалению, реже используется при обучении детей старшего дошкольного возраста. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их. На занятиях используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально со всеми детьми. Но более широкий простор для воспитания самостоятельности в дидактической игре представляется детям в отведенные часы игр. Здесь дети самостоятельны не только в выполнении правил и действий, но и в выборе игры, партнера, в создании новых игровых вариантов, в выборе водящего.

Дидактическая игра является эффективным средством всестороннего воспитания личности ребенка. Содержание дидактической игры формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, активизирует и углубляет знания о Родине, Армии, людях разных профессий и национальностей. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях, находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.

Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. К их числу относятся народные игры «Фанты», «Краски», «Что летает» и другие.

Сущность дидактических игр заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения. Дидактические игры – это игры обучающие. Их основное назначение – способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений и навыков, развитию умственных способностей. Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль: они являются методом и формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью.

Читайте также:  Развитие ребенка по неделям беременности с размерами

Велика роль дидактических игр во всестороннем воспитании и обучении детей. Дидактические игры, используемые в дошкольном учреждении требуют сложной умственной деятельности, поэтому и способствуют решению задач умственного воспитания. Например: игры, способствующие сенсорному воспитанию, игры на развитие и усвоение родного языка, игры отражающие явления природы и т. д.

Большое значение дидактических игр отмечается и в решении нравственных задач, где особая роль принадлежит правилам игры. Как справедливо отметил А.Н. Леонтьев, «овладеть правилом – это значит овладеть своим поведением, научиться подчинять его определенной задаче». Они способствуют формированию правильных взаимоотношений между детьми: умению вместе играть, согласовывать свои интересы с интересами коллектива Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. [4; 6].

Дидактические игры в ДОУ развивают главным образом умственные способности детей. Они основаны на какой-нибудь умственной задаче, в решении которой и заключается смысл игры.

В дидактических играх развиваются органы чувств ребенка, заостряется и развивается его внимание, память и логическое мышление. Содержание и правила дидактических игр составляются с дидактической или учебно-воспитательной целью. Но дидактическая игра, хотя и является эффективным методом закрепления знаний, не должна превращаться в занятие. Это означает, что в ней должен присутствовать игровой момент. Дидактическая игра в ДОУ увлечет ребенка только тогда, когда она интересна, когда она принесет детям радость и удовольствие.

Содержание дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.) Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения. Они воспитывают у детей умения сдерживаться, управлять своим поведением. Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемой образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.

Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию – совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность. Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежа, обувь, продукты).

Дидактические игры – незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Таким образом, дидактическая игра является средством всестороннего воспитания личности. Она представляет очень удачно найденную форму обучения, когда ребенок обучается играя. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, на базе игровых приемов создаются интеллектуальные способности. В дидактической игре ребенок учится самостоятельно мыслить, использовать полученные знания, сравнивать, классифицировать, делать выводы. В формировании интеллектуальной готовности дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью. Увеличение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

https://spb.repetitors./pfiles/ShubnitsinaUV/6931fb11083eb2251f72f3178d68936a-ppage1000.jpg

Подготовила А.В. Герасимова

Источник

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ВО ВСЕСТОРОННЕМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.

Дидактическая игра не случайно заняла прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их в самостоятельной игровой деятельности.

В процессе игры дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем в самостоятельной игре.

Любая д/игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).

  1. Прежде, чем раскрыть роль д/игры в умственном развитии детей, напоминаем о задачах.
Читайте также:  Влияние семьи на физическое развитие ребенка

Основными из них являются:

-формирование системы научных знаний о природе и обществе;

-развитие умственной деятельности, мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда;

-воспитание познавательных интересов, любознательности;

-формирование речи, пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной речи.

Все названные задачи решаются успешно с помощью д/игр. Через содержание д/игр у детей формируются правильные представления, отношение к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира. В игре у детей систематизирует и углубляется знание о Родине, о Армии, о людях разных профессий, о труде людей разных национальностей.

Д/игре всегда придавалось большое значение в развитии у детей умственной активности. С помощью д/игры воспитатель приучает детей к самостоятельному мышлению. Ребенок должен думать, правильно анализировать и синтезировать. Активизируя мышление, д/игра воздействует на эмоции детей, ребенок испытывает радость, удовлетворение от удачного найденного и быстрого решения, одобрения его воспитателем, а главное от самостоятельности в решении задач.

Велика роль д/игры в развитии сенсорных способностей детей. Известно, что процессе ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды.

Все д/игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей ,пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Задачи многих д/игр и состоят в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни. В д/играх мышление и речь находятся и развиваются в неразрывной связи.

2 Большое значение д/игры имеют в нравственном воспитании развития детей. Задачи:

-формирование нравственного сознания ,овладение нравственными представлениями и понятиями;

-формирование нравственного поведения;

-формирование нравственных чувств и отношений;

-развивается бережное отношение к окружающим их предметам, игрушкам, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

В развитии нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит правилам игры. Овладеть правилами -это значит овладеть своим поведением, научиться управлять им, научиться подчинять его определенной задаче.

Д/игры: «Уложу куклу спать», «Завтрак куклы», «День рождения Машеньки», «Оденем куклу». Играя в эти игры, дети усваивают культурно-гигиенические навыки, нормы поведения.

Формируются качества личности ребенка, такие как коллективизм, доброта, способность к сопереживанию. Вырабатываются навыки согласованной совместной деятельности.

3 Д/игра используется и в целях трудового развития.

Игра «Кто построил этот дом», дети узнают о том, что дои строят много специалистов. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении наглядного материала для д/игры. Если дети сами готовят атрибутику для игры, они потом бережней к ней относятся. Воспитания трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.

4 С помощью д/игр решаются задачи эстетического развития.

Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание ребят, вызывают желание играть с ним.

5 Значение д/игры также занимает место и физическом развитии.

Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем определенное напряжение нервной системы.

Двигательная активность детей во время игры повышает умственную деятельность, развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, изобразительной деятельности, т.е. к будущему обучению в школе.

Коллективная деятельность- игра детей, является сама по себе мощным образовательным фактором.

Для физического развития особенно важны игры, где движения сочетаются со словом. Дети что-то прячут, ищут, двигаются в соответствии с сигналом. Все это создает радостное настроение, повышает эмоциональный тонус, вызывает у ребенка положительный отклик, что также отражается на его самочувствии.

ИГРЫ ДЕТЕЙ ОТ ТРЕХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ.

Ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, возрастает стремление утверждаться: я сам. Но внимание малыша неустойчиво, он быстро отвлекается. Значительность игры возрастает, если в нее включаются элементы загадочности.

– Игры с предметами:

«Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Новая кукла», «Что изменилось», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Такой листок- лети ко мне», «Кто скорее соберет», «Найди предмет по описанию», «Больше-меньше».

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка с зпр в саду образец

-Игры настольно-печатные:

«Парные картинки», «Сложи картинку», «Лото», «Чьи детки», «Домино», «Когда это бывает».

-Игры словесные:

«Угадай кто позвал», «Игра с пальчиками», «Коза рогатая», «На птичьем дворе», «Заинька», «У медведя во бору», «Конь», «Петушок», «Сова», «Уточка», «Птички», «Солнечные зайчики», «Воробушки и автомобиль», «Вороны», «Пчелки», «Курочка-рябушечка», «Еду-еду».

Воспитатель : Мочалова Вера Михайловна,

МКДОУ д/с№1, стаж-30лет, высшая

квалификационная категория.

Источник

Значение дидактической игры для всестороннего развития личности ребенка младшего возраста.

Дидактическая игра является для ребенка младшего возраста наиболее подходящей формой обучения. Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточиться на том, что им показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, связные слова.

Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена вовремя занятий, тем более, что не все дети в равной мере овладевают этими качествами.

Вызывая подражание своим действиям и словам, воспитатель учит детей внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих возможностей делать то, что от них требуется.

Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких как, форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому обучение различной деятельности входит в программу дидактических игр и занятий. Дети постепенно учатся собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрешки и т.п., возводить не сложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе этой деятельности у детей вырабатывается целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий. Таким образом, роль дидактических игр и занятий в умственном развитии детей несомненна.

Дидактические игры и занятия имеют определенное значение в нравственном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников, что вначале дается нелегко. Сначала ребенок учится делать что то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и сам не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельности: вместе смотреть игрушки, картинки, животных, вместе плясать, ходить и т. д. Здесь зарождаются первый интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.

Во время занятий формируется некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. У детей формируются навыки осторожного пользования игрушкой, картинкой и бережного отношения к ним. Уже на этой ступени можно формировать первые отношения к окружающему.

Занятия имеют значения и для эстетического развития маленьких детей. Подбор и оформление дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых занятий прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т.п. Поэтому очень важно, что бы музыкальный и литературный материал был подлинно художественным. Очень важно помнить, что занятия должны создать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего развития.

Источник