Значение детства для развития ребенка как личности
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«Рязанский
государственный университет имени
С.А.Есенина»
Факультет
психологии, педагогики и социальной работы
Контрольная
работа
по психологии развития
Тема:
«Значение детства для развития
личности»
Выполнила:
студентка 1 курса ОЗО
Специальность:
«Психолого-педагогическое
образование»
Группа
: 53
Зозуля
В.С.
Проверила:
Рязань
– 2013 г
План
Введение…………………………………………………………………………………………………………3
1Понятие детства……………………………………………………………………………………………4
2Характеристика и понятие личности………………………………………………………..…10
3 Значение детства для развития личности………………………………………………….14
4Заключение………………………………………………………………………………………………….22
Список использованной
литературы…………………………………………………………….23
Введение
Период детства
является одним из главных компонентов
составляющих процесс развития личности.
Становясь взрослым и рассматривая с
позиции взрослого человека, свое детство,
можно сказать одно: «Детство является
отправной точкой при закладке психологического
портрета ребенка в будущем!» Разбираясь
в вопросе детства и его значения, психологи
отмечают фундаментальность этого периода
и от того как прошло детство ребенка зависит
весь дальнейший путь построения им своей
дальнейшей жизни. Детство это период
интенсивного роста и развития ребенка
во всех направлениях. В детстве мы получаем
нравственные нормы поведения и жизни
в обществе. Сначала в малом – это наша
семья, ну а затем дошкольные и школьные
учреждения и уж потом самостоятельная
жизнь в обществе.
Благополучность,
успешность, уверенность в себе ребенка
воспитывается через общение, росточки
зарождения человеческой личности тоже
идут через общение. Сначала мамы с ребенком,
затем всех его родных и близких, а затем
уже самостоятельная жизнь и построение
своей семьи.
Общение – это
взаимодействие двух или более людей,
направленное на согласование и объединение
их усилий с целью налаживания
отношений и достижения общего результата.
Оно всегда тесно связано с деятельностью.
Общение выполняет разнообразные функции
в жизни людей. От усвоенной в детстве
манеры общения будет зависеть благополучие
или же наоборот не востребованность человека
в окружающем его мире, обществе.
Желая воспитать
ребенка как уверенную в себе личность, способную лабильно
существовать в обществе, родителям
необходимо позаботиться о комфортном,
не только в материальном, но и в психологическом
плане, существовании ребенка в период
его детства.
1. Понятие детства
Сегодня любой
образованный человек на вопрос о
том, что такое детство, ответит,
что детство — это период усиленного
развития, изменения и обучения.
Но только ученые понимают, что это
период парадоксов и противоречий, без которых невозможно
представить «себе процесс развития. О
парадоксах детского развития писали
В. Штерн, Ж. Пиаже, И. А. Соколянский и многие
другие. Д. Б. Эльконин говорил, что парадоксы
в детской психологии — это загадки развития,
которые ученым еще предстоит разгадать.
Свои лекции в Московском университете
Д. Б. Эльконин неизменно начинал с характеристики
двух основных парадоксов детского развития,
заключающих в себе необходимость исторического
подхода к пониманию детства. Рассмотрим
их.
Человек, появляясь на свет,
наделен лишь самыми элементарными механизмами
для поддержания жизни. По физическому
строению, организации нервной системы,
по типам деятельности и способам ее регуляции
человек — наиболее совершенное существо
в природе. Однако по состоянию в момент
рождения в эволюционном ряду заметно
падение совершенства — у ребенка отсутствуют
какие-либо готовые формы поведения. Как
правило, чем выше стоит живое существо
в ряду животных, тем дольше длится его
детство, тем беспомощнее это существо
при рождении. Таков один из парадоксов
природы, который предопределяет историю
детства.
В ходе истории непрерывно
росло обогащение материальной и
духовной культуры человечества. За тысячелетия
человеческий опыт увеличился во много
тысяч раз. Но за это же время новорожденный
ребенок практически не изменился. Опираясь
на данные антропологов об анатомо-морфологическом
сходстве кроманьонца и современного
европейца, можно предположить, что новорожденный
современного человека ни в чем существенном
не отличается от новорожденного, жившего
десятки тысяч лет назад.
Как же получается, что при
сходных природных предпосылках
уровень психического развития, которого
достигает ребенок на каждом историческом
этапе развития общества, не одинаковый?
Детство — период, продолжающийся
от новорожденности до полной социальной
и, следовательно, психологической зрелости;
это период становления ребенка полноценным
членом человеческого общества. При этом
продолжительность детства в первобытном
обществе не равна продолжительности
детства в эпоху Средневековья или в наши
дни. Этапы детства человека — продукт
истории, и они столь же подвержены изменению,
как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя
изучать детство ребенка и законы его
становления вне развития человеческого
общества и законов, определяющих его
развитие. Продолжительность детства
находится в прямой зависимости от уровня
материальной и духовной культуры общества.
Как известно, теория познания
и диалектика должны складываться из
истории философии, истории отдельных
наук, истории умственного развития
ребенка и детенышей животных, истории
языка. Заостряя внимание именно на истории
умственного развития ребенка, следует
отличать ее как от развития ребенка в
ортогенезе, так и от неравномерного развития
детей в различных современных культурах.
Проблема истории детства
— одна из наиболее трудных в
современной детской психологии,
так как в этой области невозможно
проводить ни наблюдение, ни эксперимент.
Этнографам хорошо известно, что памятники
культуры, имеющие отношение к
детям, бедны. Даже в тех, не очень частых
случаях, когда в археологических раскопках
находят игрушки, это обычно — предметы
культа, которые в древности клали в могилы,
чтобы они служили хозяину в загробном
мире. Миниатюрные изображения людей и
животных использовались также в целях
колдовства и магии. Можно сказать, что
экспериментальным фактам предшествовала
теория.
Теоретически вопрос об историческом
происхождении периодов детства
был разработан в трудах П. П. Блонского,
Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина. Ход психического
развития ребенка, согласно Л. С. Выготскому,
не подчиняется вечным законам природы,
законам созревания организма. Ход детского
развития в классовом обществе, считал
он, „имеет совершенно определённый классовый
смысл“. Именно поэтому, он подчеркивал,
что нет вечно детского, а существует лишь
исторически детское.
Исторически понятие детства
связывается не с биологическим
состоянием незрелости, а с определенным
социальным статусом, с кругом прав
и обязанностей, присущих этому периоду
жизни, с набором доступных для
него видов и форм деятельности. Много
интересных фактов было собрано для подтверждения
этой идеи французским демографом и историком
Филиппом Ариесом. Благодаря его работам
интерес к истории детства в зарубежной
психологии значительно возрос, а исследования
самого Ф. Ариеса признаны классическими.
Ф. Ариеса интересовало,
как в ходе истории в сознании
художников, писателей и ученых складывалось
понятие детства и чем оно
отличалось в различные исторические
эпохи. Его исследования и области
изобразительного искусства привели его к выводу,
что вплоть до XIII века искусство не обращалось
к детям, художники даже не пытались их
изображать. Детские образы в живописи
XIII века встречаются лишь в религиозно-аллегорических
сюжетах. Это ангелы, младенец Иисус и
нагое дитя как символ души умершего. Изображение
реальных детей долго отсутствовало в
живописи. Никто, очевидно, не считал, что
ребенок заключает в себе человеческую
личность. Если же в произведениях искусства
и появлялись дети, то они изображались
как уменьшенные взрослые. Тогда не было
знания об особенностях и природе детства.
Слово „ребенок“ долго не имело того
точного значения, которое придается ему
сейчас. Так, характерно, например, что
в средневековой Германии слово „ребенок“
было синонимом для понятия „дурак“.
Детство считалось периодом быстро проходящим
и малоценным. Безразличие по отношению
к детству, по мнению Ф. Ариеса, было прямым
следствием демографической ситуации
того времени, отличавшейся высокой рождаемостью
и большой детской смертностью. Признаком
преодоления безразличия к детству, как
считает французский демограф, служит
появление в XVI веке портретов умерших
детей. Их смерть, пишет он, теперь переживалась
как действительно невосполнимая утрата,
а не как вполне естественное событие.
Преодоление равнодушия к детям происходит,
если судить по живописи, не раньше XVII
века, когда впервые на полотнах художников
начинают появляться первые портретные
изображения реальных детей. Как правило,
это были портреты детей влиятельных лиц
и царственных особ в детском возрасте.
Таким образом, по мнению Ф. Ариеса, открытие
детства началось в XIII веке, его развитие
можно проследить в истории живописи XIV-XVI
веков, но очевидность этого открытия
наиболее полно проявляется в конце XVI
и в течение всего XVII столетия.
Важным символом
изменения отношения к детству
служит, по мысли исследователя, одежда.
В Средние века, как только ребенок
вырастал из пеленок, его сразу же
одевали в костюм, ничем не отличающийся
от одежды взрослого соответствующего
социального положения. Только в XVI-XVII веках появляется
специальная детская одежда, отличающая
ребенка от взрослого. Интересно, что для
мальчиков и девочек в возрасте 2-4 лет
одежда была одинаковой и состояла из
детского платьица. Иначе говоря, для того,
чтобы отличить мальчика от мужчины, его
одевали в костюм женщины, и этот костюм
просуществовал до начала нашего столетия,
несмотря на изменение общества и удлинение
периода детства. Отметим, что в крестьянских
семьях до революции дети и взрослые одевались
одинаково. Кстати, эта особенность сохраняется
там, где нет больших различий между работой
взрослых и игрой ребенка.
Анализируя
портретные изображения детей на
старинных картинах и описание детского
костюма в литературе, Ф. Ариес
выделяет три тенденции в эволюции
детской одежды:
1. Феминизация — костюм для
мальчиков во многом повторяет
детали женской одежды.
2. Архаизация
— одежда детей в данное
историческое время запаздывает
по сравнению с взрослой модой
и во многом повторяет взрослый
костюм прошлой эпохи (так у
мальчиков появились короткие штаны).
3. Использование
для детей высших сословий
обычного взрослого костюма низших
(крестьянской одежды). Как подчеркивает
Ф. Ариес, формирование детского
костюма стало внешним проявлением
глубоких внутренних изменений
отношения к детям в обществе — теперь они
начинают занимать важное место в жизни
взрослых.
Открытие детства
позволило описать полный цикл человеческой
жизни. Для характеристики возрастных
периодов жизни в научных сочинениях
XVI-XVII веков использовалась терминология,
которая до сих пор употребляется
в научной и разговорной речи: детство,
отрочество, юность, молодость, зрелость,
старость, сенильность (глубокая старость).
Но современное значение этих слов не
соответствует их первоначальному смыслу.
В старину периоды жизни соотносились
с четырьмя временами года, с семью планетами,
с двенадцатью знаками зодиака. Совпадение
чисел воспринималось как один из показателей
фундаментального единства Природы.
В области искусства
представления о периодах человеческой
жизни нашли отражение в росписи колонн Дворца
Дожей в Венеции, во многих гравюрах XVI-XIX
веков, в живописи и скульптуре. В большинстве
этих произведений, подчеркивает Ф. Ариес,
возраст человека соответствует не столько
биологическим стадиям, сколько социальным
функциям людей. Так, например, в росписи
Дворца Дожей выбор игрушек символизирует
возраст детей, играющих с деревянным
коньком, куклой, ветряной мельницей и
птичкой; школьный возраст — мальчики
учатся читать, держат книги в руках, а
девочки учатся вязать; возраст любви
и спорта — юноши и девушки вместе гуляют
на празднике; возраст войны и рыцарства
— человек, стреляющий из ружья; зрелость
— изображены судья и ученый.
Дифференциация
возрастов человеческой жизни и
в том числе — детства, по мнению
Ф. Ариеса, формируется под влиянием социальных
институтов, то есть новых форм общественной
жизни, порождаемых развитием общества.
Так, раннее детство впервые появляется
внутри семьи, где оно связано со специфическим
общением — „нежением“ и „балованием“
маленького ребенка. Ребенок для родителей
— просто хорошенький, забавный малыш,
с которым можно развлекаться, с удовольствием
играть и при этом учить его и воспитывать.
Такова первичная, „семейная“ концепция
детства. Стремление „наряжать“ детей,
„баловать“ и „нежить“ их могло появиться
только в семье. Однако такой подход к
детям как к „очаровательным игрушкам“
не мог долго оставаться неизменным.
Развитие общества
привело к дальнейшему изменению
отношения к детям. Возникла новая
концепция детства. Для педагогов
XVII века любовь к детям выражалась уже не в баловании
и увеселении их, а в психологическом интересе
к воспитанию и обучению. Для того чтобы
исправить поведение ребенка, прежде всего,
необходимо понять его, и научные тексты
конца XVI и XVII веков полны комментариев
относительно детской психологии. Отметим,
что глубокие педагогические идеи, советы
и рекомендации содержатся и в произведениях
русских авторов XVI-XVII веков.
Концепция рационального
воспитания, основанного на строгой
с дисциплине проникает в семейную
жизнь в XVIII веке. Внимание родителей
начинают привлекать все стороны детской
жизни. Но функцию организованной подготовки
детей к взрослой жизни принимает на себя
не семья, а специальное общественное
учреждение — школа, призванная воспитывать
квалифицированных работников и примерных
граждан. Именно школа, по мнению Ф. Ариеса,
вывела детство за пределы первых 2-4 лет
материнского, родительского воспитания
в семье. Школа, благодаря своей регулярной,
упорядоченной структуре способствовала
дальнейшей дифференциации того периода
жизни, который обозначается общим словом
„детство“. Универсальной мерой, задающей
новую разметку детства, стал „класс“.
Ребенок вступает в новый возраст каждый
год, как только меняет класс. В прошлом
жизнь ребенка и детство не подразделялись
на такие тонкие слои. Класс стал поэтому
определяющим фактором в процессе дифференциации
возрастов внутри самого детства и отрочества.
Таким образом,
согласно концепции Ф. Ариеса, понятие
детства и отрочества связано
со школой и классной организацией
школы как теми специальными структурами,
которые были созданы обществом для того,
чтобы дать детям необходимую подготовку
для социальной жизни и профессиональной
деятельности. Следующий возрастной уровень
также связывается Ф. Ариесом с новой формой
социальной жизни — институтом военной
службы и обязательной воинской повинности.
Это подростковый, или юношеский возраст.
Понятие подростка привело к дальнейшей
перестройке обучения. Педагоги начали
придавать большое значение форме одежды
и дисциплине, воспитанию стойкости и
мужественности, которыми ранее пренебрегали.
Новая ориентация сразу же отразилась
в искусстве, в частности, в живописи: „Новобранец
теперь более не представляется плутоватым
и преждевременно состарившимся воякой
с картин датских и испанских мастеров
XVII века — он теперь становится привлекательным
солдатом, изображенным, например, Ватто“,
— пишет Ф. Ариес. Типичный образ юноши
создает Р. Вагнер в „Зигфриде“.
Источник
ЭССЕ на тему: Значение дошкольного детства в становлении личности
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течении всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапах развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребёнка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обучение необходимо адресуются ко всему спектру психических качеств ребёнка, но адресуются по разному. Основное значение имеют поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно.
Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности – игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении ими коллективного и (по мере накопления детьми соответствующего опыта) свободного самостоятельного характера должны постоянно находиться в центре внимания педагогов. Характерными проявлениями того, что именно традиционно «детские» виды деятельности соответствуют основному руслу психического развития дошкольника, являются, с одной стороны, их безусловная привлекательность для детей и, с другой стороны, наличие в них начал общечеловеческого знания (общение и установление взаимоотношений с окружающими, употребление предметов обихода и простейших орудий, планирование действий, построение и реализация замысла, подчинение поведения образцу и правилу и др.).
Что касается других, предпосылочных психических свойств и способностей, то их формирование не должно идти во вред формированию качеств, непосредственно обнаруживающих себя в сегодняшней жизни ребёнка. Здесь опасен всякий нажим, всякое забегание вперёд, которое может привести к искусственному ускорению развития с неизбежными потерями. Подведение ребёнка к психологическим новообразованиям, полное развёртывание которых осуществляется за пределами дошкольного детства, должно осуществляться не вопреки особенностям возраста. А на их основе. Данные специальных исследований и опыт лучших детских учреждений показывают, что сама логика развития детских видов деятельности и детских форм познания мира, если ими разумно руководить, подводит к зарождению новых психических качеств и, в конечном счёте, к переходу на новую ступень детства. Такой переход носит скачкообразный характер, выступает в виде возрастного кризиса, после которого те психологические новообразования, которые занимали место предпосылочных, становятся стержнем дальнейшего развития.
На любой возрастной ступени ребёнок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и свои собственные, индивидуальные особенности психики и поведения. Быть человеком – это значит не только быть «таким, как все», владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.
Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.
Источник