Значение бега для развития ребенка
Мелёхина Татьяна
Консультация «Роль бега в жизни ребенка»
Здоровье — важнейшее условие нормальной жизнедеятельности и состояния общества и каждого человека. Здоровье надо рассматривать не только как нормальную структуру и функцию организма, отсутствие жалоб и каких-либо болезненных проявлений, но и как уровень адаптации организма к условиям среды, возможность приспособиться к повышенным и меняющимся ее требованиям без болезненных проявлений.
Поскольку период дошкольного детства является, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, педагоги дошкольного образования должны максимально интенсивно использовать этот период для формирования основ здоровья ребенка и его представлений о здоровом образе жизни.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического здоровья ребенка. Максимальную пользу для укрепления здоровья детей оказывает АЭРОБНАЯ нагрузка. В условиях дошкольного учреждения из всего многообразия аэробных упражнений наиболее доступен бег.
н не требует создания специально подготовленной материально-технической базы и больших финансовых затрат. Во время бега увеличивается потребление кислорода, увеличивается газообмен, происходит щадящая тренировка сердечной мышцы, укрепляются все системы организма. Глубокое и частое дыхание является прекрасной дыхательной гимнастикой, во время которой массируются легкие, печень, селезенка, желудок, кишечник. В классическом значении оздоровительный бег рекомендуется, как средство формирования и совершенствования сердечнососудистой системы ребенка.
ег — прекрасное средство укрепления психики. При систематических аэробных пробежках происходит улучшение подвижности нервных процессов. Дети, регулярно занимающиеся бегом, менее подвержены плохому настроению и угнетенным состояниям. Бег уравновешивает нервную систему и является профилактикой повышенной тревожности, агрессии и невропатических состояний детей дошкольного возраста.
Результаты работы заметны уже после одного года работы по данному направлению. И в заключении, хочу напомнить, что любые оздоровительные мероприятия, в том числе и оздоровительный бег, должны, прежде всего, приносить радость ребенку и проходить на высоком эмоциональном фоне, что значительно усилит оздоравливающий эффект.
Здоровье — важнейшее условие нормальной жизнедеятельности и состояния общества и каждого человека. Здоровье надо рассматривать не только как нормальную структуру и функцию организма, отсутствие жалоб и каких-либо болезненных проявлений, но и как уровень адаптации организма к условиям среды, возможность приспособиться к повышенным и меняющимся ее требованиям без болезненных проявлений.
Поскольку период дошкольного детства является, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, педагоги дошкольного образования должны максимально интенсивно использовать этот период для формирования основ здоровья ребенка и его представлений о здоровом образе жизни.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического здоровья ребенка. Максимальную пользу для укрепления здоровья детей оказывает АЭРОБНАЯ нагрузка. В условиях дошкольного учреждения из всего многообразия аэробных упражнений наиболее доступен бег. Он не требует создания специально подготовленной материально-технической базы и больших финансовых затрат. Во время бега увеличивается потребление кислорода, увеличивается газообмен, происходит щадящая тренировка сердечной мышцы, укрепляются все системы организма. Глубокое и частое дыхание является прекрасной дыхательной гимнастикой, во время которой массируются легкие, печень, селезенка, желудок, кишечник. В классическом значении оздоровительный бег рекомендуется, как средство формирования и совершенствования сердечнососудистой системы ребенка. Бег — прекрасное средство укрепления психики. При систематических аэробных пробежках происходит улучшение подвижности нервных процессов. Дети, регулярно занимающиеся бегом, менее подвержены плохому настроению и угнетенным состояниям. Бег уравновешивает нервную систему и является профилактикой повышенной тревожности, агрессии и невропатических состояний детей дошкольного возраста.
Результаты работы заметны уже после одного года работы по данному направлению. И в заключении, хочу напомнить, что любые оздоровительные мероприятия, в том числе и оздоровительный бег, должны, прежде всего, приносить радость ребенку и проходить на высоком эмоциональном фоне, что значительно усилит оздоравливающий эффект.
Источник
Влияние оздоровительного бега на физическое развитие ребенка дошкольного возраста.
Бег для ребенка-это естественное движение, свойственное ему с
раннего возраста. При беге работают практически все группы мышц, что улучшает работу сердца, органов дыхания и внутренних органов.
Сегодня быть здоровым – актуально. «Береги здоровье смолоду» – этот
девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни, ведь главная и великая ценность каждого человека – его здоровье.
Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.
Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.
На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%, с нарушением осанки 50-60%, с плоскостопием – 30%. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Рождение здорового ребёнка стало редкостью, растёт число недоношенных детей, число врождённых аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Более 20% детей старшего дошкольного возраста имеют 3-ю группу здоровья.
Не утешают результаты состояния здоровья детей, поступающих в детский сад. Особенно важно заложить основы здорового образа жизни ребенка в младшем возрасте, когда психика ребенка находится в состоянии интенсивного развития. И то или иное воздействие на этот процесс может оказать значительное влияние на восприятие ребенком мира, на его участие в совместной, коллективной деятельности и в том числе, на его участие в физкультурной деятельности группы в условиях детского дошкольного учреждения.
Возможность постоянного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование у них основ здорового образа жизни, разностороннего развития двигательных способностей убеждает в том, что необходим поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей.
Практическое применение нетрадиционных методов оздоровления детей, коллектив нашего детского сада видит в реализации программы «Оздоровительный бег»
Положительное влияние оздоровительного бега на все системы органов, обеспечивающих жизнедеятельность человека
Общее влияние бега на организм связано с изменениями функционального состояния центральной нервной системы, положительными изменениями в системе кровообращения и снижением заболеваемости.
Влияние оздоровительного бега на функционирование центральной нервной системы.
В результате занятий оздоровительным бегом снимается нервное напряжение, улучшается сон и самочувствие, повышается работоспособность. Бег является лучшим природным транквилизатором – более действенным, чем лекарственные препараты. Повышается не только физическая, но и умственная работоспособность, творческие возможности человека.
Положительное влияние бега на систему кровообращения.
Повышение иммунной защиты организма.
Занятия оздоровительным бегом оказывают существенное положительное влияние на систему кровообращения и иммунитет.
В результате занятий оздоровительным бегом важные изменения происходят и в биохимическом составе крови, что влияет на восприимчивость организма к раковым заболеваниям. Таким образом, положительные изменения в результате занятий оздоровительным бегом способствуют укреплению здоровья и повышению сопротивляемости организма действию неблагоприятных факторов внешней среды.
Благоприятное влияние бега на деятельность сердечнососудистой системы.
Специальный эффект беговой тренировки заключается в повышении функциональных возможностей сердечнососудистой системы. Повышение функциональных возможностей проявляется прежде всего в увеличении сократительной и «насосной» функций сердца, росте физической работоспособности.
Влияние занятий бегом на опорно-двигательный аппарат.
Регулярные тренировки в оздоровительном беге положительно влияют на все звенья опорно-двигательного аппарата. Циклические упражнения (бег, велосипед) увеличивают приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам.
Изменение мышц под влиянием физической нагрузки.
Мышечная ткань принимает участие во всех движениях, совершаемых человеком. Она способствуют продвижению крови по сосудам, пищи – по пищеварительному тракту, продуктов обмена – по мочевыводящим путям, секрета желез – по протокам.
Еще мыслители Древней Греции говорили:
«Хочешь быть здоровым- бегай!
Хочешь быть красивым- бегай!
Хочешь быть умным – бегай!
Источник
Методика обучения детей разных возрастных групп бегу.
БЕГ— циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий.
Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и системы, повышая обменные процессы, способствует общему физическому развитию, совершенствует деятельность центральной нервной системы.
ВИДЫ БЕГА
– бег на носках;
– бег с высоким подниманием бедра, тренирующий мышцы брюшного пресса, спины и стопы;
– бег с различными заданиями, выполняемыми по сигналу;
– бег между предметами, с предметами — обручем, скакалкой и др.;
– бег на ограниченной площади;
– челночный бег, развивающий координацию движений, ориентировку в пространстве;
– бег наперегонки; врассыпную;
– с увертыванием и ловлей.
Различные виды бега воспитывают ловкость, быструю реакцию на изменение обстановки. Бег способствует развитию скоростно-силовых качеств, воспитывает выносливость, формирует нравственно-волевые качества.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП БЕГУ
Возраст | Особенности выполнения движения детьми | Программные требования | Педагогические требования при обучении движению |
1 | 2 | 3 | 4 |
Младший дошкольный возраст | Малыши еще не могут хорошо оттолкнуться от земли, пола, бегут тяжело, шаг у них мелкий, координация движений не у всех хорошо развита. Трудным для детей является коллективный бег | – Приучать детей бегать легко, естественно размахивая руками; – Учить детей бегать в определенном направлении; – Учить детей использовать все пространство комнаты или площадки; – Упражнять в беге с остановками на сигнал воспитателя, с поворотом | – Обращать внимание на осанку детей во время бега; – Длительность бега в младших группах составляет 30 – 40 с; – Бег нужно чередовать с другими движениями, так как дети быстро устают; – Обращать внимание на легкость бега, координацию движений; – Учить бегу целесообразно небольшими группами; – Бег сочетать с отдыхом; – Каждый ребенок бежит в своем темпе, стараясь не наталкиваться на других – при беге стайкой в указанном направлении |
Средний дошкольный возраст | Трудности в беге группой. Некоторые дети по прежнему наступают на всю стопу | – Приучать детей бегать легко, естественно размахивая руками; – Учить детей бегать в определенном направлении; – Учить детей использовать все пространство комнаты или площадки; – Упражнять в беге с остановками на сигнал воспитателя, с поворотом | – Особое внимание обращать на естественность, легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега; – По мере освоения бега повышаются требования к его технике |
Старший дошкольный возраст | Сравнительно высокий уровень координации движений, что дает возможность выполнять сложные упражнения | – Воспитывать выносливость, ловкость, внимание; – Создавать привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями | – Предлагаются дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими видами движений – ходьбой, прыжками и др.; – Добиваться правильной техники выполнения бега. Длительность бега составляет 2 – 3 мин.; – Увеличивается беговая дистанция; – Дети соревнуются в беге на скорость (20 –30 м); – Более продолжительным становится бег в медленном темпе (1,5 – 2 мин) |
Чтобы дети МЛАДШИХ ГРУПП лучше освоились в коллективе, научились использовать свободное пространство, обучение бегу целесообразно начинать с небольшими группами. Вначале они бегают так, как хотят, особенно интересно им бегать с ленточками, возить за собой машины, каталки, коляски. Такой бег чередуется с остановками. Малыши по своей инициативе приседают, идут, вновь бегут. Получаются как бы естественные перерывы для отдыха в беге. Воспитатель наблюдает за детьми, по мере необходимости предлагает, например, малоподвижному ребенку пробежать до дерева, с ярким платочком в руках, а ребенку, долго бегающему с машиной, нагрузить ее песком, мелкими камешками, листьями.
Самое простое задание – бежать стайкой в указанном направлении, за воспитателем, к игрушке, стульчику. Бег одного ребенка в этом случае мало связан с бегом других детей. Каждый бежит в своем темпе, сохраняя направление бега, стараясь не наталкиваться друг на друга.
Бег в колонне, по кругу, парами требует от каждого умения соразмерять свои движения с бегом других детей, не обгонять впереди бегущего. Эти виды бега осваивают постепенно, начиная с небольших подгрупп. Воспитатель сам активно действует, бежит впереди детей, увлекая их за собой. Предлагает интересные игровые задания типа: «Добежать до дерева», «Обежать пенек» и др. Бег в колонне чаще используется на утренней гимнастике, физкультурных занятиях. Бег стайкой, бег по кругу составляют содержание многих подвижных и хороводных игр: «Воробушки и автомобиль», « Кошка и мышки» и др.
При обучении бегу детей младшего возраста большое значение имеет пример воспитателя. Поэтому в упражнениях и играх педагог выполняет задание вместе с детьми, обращая их внимание на легкость бега, координацию движений. Использует при этом игровой образ, например, бегите, как мышки. При выполнении таких имитационных действий не всегда нужно показывать движения, но воспитатель должен быть уверен, что детям понятен и знаком предложенный для подражания образ.
Не нужно давать детям много порой непонятных указаний, например «выше поднимайте ноги» или «сильнее двигайте руками». Нередко это приводит к обратному результату: дети начинают топать, бег становится тяжелым, резким, разлаживается уже наметившаяся координация движений рук и ног.
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ по мере освоения бега повышаются требования к его технике. Особое внимание воспитатель должен обращать на естественность и легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега. Например, при ускорении темпа делать более частые шаги, энергичнее работать руками; при переходе к медленному темпу шаги реже, движения рук спокойнее.
В беге на скорость дети должны быстро начать движение по сигналу, бежать энергично, целеустремленно, смотреть вперед не отвлекаясь. Воспитатель следит, чтобы при беге дети ставили стопы ближе одна к другой, не разводили в стороны носки ног. С этой целью предлагает пробежать по узкой дорожке, доске шириной 30-20 см.
Во время бега в колонне так же усложняются задания: обегать поставленные в ряд предметы поворотами вправо и влево, не отбегая далеко в стороны от предметов. Следует напомнить о том, что в этом беге несколько больше согнуты ноги в коленях, нога ставится на переднюю часть столы, руки помогают сохранению равновесия.
При беге парами ставится требование соразмерять свои движения с движениями партнера, соблюдать необходимый интервал от впереди бегущей пары.
Увеличиваются скорость и продолжительность бега, совершенствуются ловкость, быстрота, выносливость. Бег широким шагом уже требует больших мышечных усилий для энергичного отталкивания, хорошего полета и активных движений рук. При условии частого использования бега во всех формах работы применяется бег на отрезках 40—б0 м, чередуя его со спокойной ходьбой.
Широко используется бег в подвижных играх.
Упражнения в беге для детей СТАРШЕЙ ГРУППЫ усложняются. Воспитатель добивается от ребят умения выполнять разные виды бега технически правильно: на носках короткими и частыми беговыми шагами; бег широким шагом с большим легким полетом и размашистыми движениями рук. Педагог поощряет детей, умеющих применять соответствующие заданию виды бега, и во всех случаях положительно оценивает легкий свободный бег с естественными движениями рук.
Для того чтобы не снижался интерес к бегу, детям старших групп следует предлагать дополнительные задания при беге в среднем темпе: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, сменить ведущего, выполнить поворот кругом, перестроиться из колонны в пары, чередовать бег с другими движениями — ходьбой, перелезанием, прыжками и др.
Также в среднем темпе выполняется бег по пересеченной местности. Дистанция такого бега типа кросса для детей 6 лет находится в пределах до 150-200 м. По возможности включаются препятствия, которые дети должны преодолеть на бегу: подлезть, перепрыгнуть, ловко обежать.
В старшей группе ведется специальная работа над развитием у детей двигательных качеств быстроты и выносливости, для чего увеличивается длина беговых дистанций. Дети соревнуются в беге на скорость на дистанции 20-30 м или повторяют 3-4 раза быстрый бег на10 м.
С целью воспитания выносливости детям предлагается пробежать от б0 до100 м, затем пройти часть пути и вновь пробежать такое же расстояние. Более продолжительным становится бег в медленном темпе – до 1,5-2 минуты. Воспитатель вначале сам показывает, как бежать в медленном темпе, а затем кто-либо из детей демонстрирует свое умение равномерно и неторопливо бежать. Медленный бег целесообразнее проводить в естественных условиях на воздухе.
Источник