Значение бега для физического развития ребенка

Влияние оздоровительного бега на физическое развитие ребенка дошкольного возраста.

Бег для ребенка-это естественное движение, свойственное ему с

раннего возраста. При беге работают практически все группы мышц, что улучшает работу сердца, органов дыхания и внутренних органов.

Сегодня быть здоровым – актуально. «Береги здоровье смолоду» – этот

девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни, ведь главная и великая ценность каждого человека – его здоровье.

Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.

Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.

На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%, с нарушением осанки 50-60%, с плоскостопием – 30%. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Рождение здорового ребёнка стало редкостью, растёт число недоношенных детей, число врождённых аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Более 20% детей старшего дошкольного возраста имеют 3-ю группу здоровья.

Не утешают результаты состояния здоровья детей, поступающих в детский сад. Особенно важно заложить основы здорового образа жизни ребенка в младшем возрасте, когда психика ребенка находится в состоянии интенсивного развития. И то или иное воздействие на этот процесс может оказать значительное влияние на восприятие ребенком мира, на его участие в совместной, коллективной деятельности и в том числе, на его участие в физкультурной деятельности группы в условиях детского дошкольного учреждения.

Возможность постоянного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование у них основ здорового образа жизни, разностороннего развития двигательных способностей убеждает в том, что необходим поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей.

Практическое применение нетрадиционных методов оздоровления детей, коллектив нашего детского сада видит в реализации программы «Оздоровительный бег»

Положительное влияние оздоровительного бега на все системы органов, обеспечивающих жизнедеятельность человека

Общее влияние бега на организм связано с изменениями функционального состояния центральной нервной системы, положительными изменениями в системе кровообращения и снижением заболеваемости.

Влияние оздоровительного бега на функционирование центральной нервной системы.

В результате занятий оздоровительным бегом снимается нервное напряжение, улучшается сон и самочувствие, повышается работоспособность. Бег является лучшим природным транквилизатором – более действенным, чем лекарственные препараты. Повышается не только физическая, но и умственная работоспособность, творческие возможности человека.

Положительное влияние бега на систему кровообращения.

Повышение иммунной защиты организма.

Занятия оздоровительным бегом оказывают существенное положительное влияние на систему кровообращения и иммунитет.

В результате занятий оздоровительным бегом важные изменения происходят и в биохимическом составе крови, что влияет на восприимчивость организма к раковым заболеваниям. Таким образом, положительные изменения в результате занятий оздоровительным бегом способствуют укреплению здоровья и повышению сопротивляемости организма действию неблагоприятных факторов внешней среды.

Благоприятное влияние бега на деятельность сердечнососудистой системы.

Специальный эффект беговой тренировки заключается в повышении функциональных возможностей сердечнососудистой системы. Повышение функциональных возможностей проявляется прежде всего в увеличении сократительной и «насосной» функций сердца, росте физической работоспособности.

Влияние занятий бегом на опорно-двигательный аппарат.

Регулярные тренировки в оздоровительном беге положительно влияют на все звенья опорно-двигательного аппарата. Циклические упражнения (бег, велосипед) увеличивают приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам.

Изменение мышц под влиянием физической нагрузки.

Мышечная ткань принимает участие во всех движениях, совершаемых человеком. Она способствуют продвижению крови по сосудам, пищи – по пищеварительному тракту, продуктов обмена – по мочевыводящим путям, секрета желез – по протокам.

Еще мыслители Древней Греции говорили:

«Хочешь быть здоровым- бегай!

Хочешь быть красивым- бегай!

Хочешь быть умным – бегай!

Источник

Подольская Олеся Александровна1, Бизина Татьяна Александровна2

1Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, преподаватель, кафедры дошкольного и специального образования

2МБДОУ центр – развития №27 «Березка», г. Елец

Аннотация

В статье рассматривается бег как одно из составляющих физического развития ребенка в ДОУ. Анализируются экспериментальные данные по развитию уровня бега у детей старшего дошкольного возраста и предлагаются методические рекомендации по организации деятельности педагогов для развития бега как необходимой физической составляющей развивающегося организма дошкольника.

Podolskay Olesya Aleksandrovna1, Bizina Tatyana Aleksandrovna2

1Yelets e Ivan Bunin University, lecturer, chairs of preschool and vocational education

Читайте также:  Развитие ребенка весна март

2Municipal budgetary preschool educational institution the center of developmtnts № 27 “BEREZKA”, Yelets

Abstract

In the article running as one of components of physical development of the child is considered in preschool educational institution. Experimental data on development of level of running of the children of the advanced preschool age are analyzed and methodical ations the organization of activity of teachers for running development as a necessary physical component of the developing preschool child’s organism are offered.

Библиографическая ссылка на статью:

Подольская О.А., Бизина Т.А. Бег как одно из составляющих физического развития ребенка в ДОУ // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/03/9904 (дата обращения: 15.04.2021).

Древнегреческие мудрецы говорили:

Хочешь быть здоровым – бегай!

Хочешь быть красивым – бегай!

Хочешь быть умным – бегай!

Этими словами они подчеркивали огромное значение бега для укрепления здоровья, достижения гармоничного телосложения, развития умственных способностей [1]. Ребенок в дошкольном детстве должен получить всестороннее развитие: физическое, духовное, нравственное. Физическое развитие должно включать разные виды движений: бег, прыжки, ходьбу, метание, лазанье, которые позволяют дошкольнику активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем заниматься спортом.

Двигательный опыт необходим дошкольнику во всех проявлениях его жизненной индивидуальности. Мышцы ребенка в движении работают интенсивно, приводя в функциональные действия все системы жизнедеятельности организма дошкольника.

Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы, углубляется дыхание, улучшается легочная вентиляция, которая помогает повысить умственную и физическую работоспособность детей.

Быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость становится эффективнее за счет разнообразия основных движений.

Экспериментальное исследование предполагало выявление уровня развития бега у старших дошкольников. В эксперименте участвовало 14 детей старшего дошкольного возраста.

Старшим дошкольникам были предложены следующие упражнения: бег приставным шагом, бег на носках, приседания на бегу, подъем колен на бегу и др.

Анализ результатов показал, что в процессе обследования мы выделили три качественные группы:

– дети с достаточно высоким уровнем развития бега;

– дети со средним уровнем развития бега;

– дети с низким уровнем развития бега.

Анализ результатов наблюдения за организацией игровой деятельности старших дошкольников в течение дня показал, что работа с детьми проводится, но игры используются однотипные, очень мало игр с бегом. У дошкольников сформированы определенные игровые навыки: играть по правилам игры, действовать в игре согласованно. Дети проявляют интерес к подвижным играм, с удовольствием играют в них.

Анализ анкетирования родителей показал, что большинство (75%) родителей играют с ребенком дома, но не всегда. В основном большое внимание родители уделяют сюжетно-ролевым играм. Инициатором игр выступает ребенок.

Подвижная игра занимает последнее место, потому что нет условий, а на улице ребенок предпочитает играть с друзьями в те игры, которые они любят. Пятая часть родителей (25%) смогли назвать подвижные игры с бегом.

Анализ беседы с детьми по организации игровой деятельности в ДОУ и дома показал, что спортом необходимо заниматься, чтобы «быть сильным и защищать маму», «вырастить и ходить в школу» и др.

В ДОУ дети играют в разные игры: «Дочки-матери», «Магазин», «Лото», «Лохматый пес», «Детский сад», «Домино», «Летает не летает» и др. Старшие дошкольники знают подвижные игры, такие как «Мышеловка», «Зайцы и волк», «Гуси-лебеди», «Лохматый пес», «Пузырь» и др. Детям очень нравится играть в подвижные игры.

Предметно-развивающая среда в ДОУ построена с учетом возрастных особенностей детей. Она разнообразна и динамична. В группе организован спортивный уголок с современным оборудованием, в музыкальном и спортивном залах проводятся детские праздники, вечера досуга для детей и родителей.

В результате анализа физкультурного оборудования в спортивном зале, игровой комнате старшей группы, на площадке в ДОУ имеются следующие виды:

1. Оборудование в спортивном зале: гимнастические скамейки, обручи, мячи, кегли, воротца, скакалки, палки, велотренажеры и др.

2. Оборудование на площадке: баскетбольная корзина, кольца разного диаметра, гимнастические скамейки, качели, лесенки «Глобус», горки, ступеньки, переносные пособия, используемые в помещении и др.

3. Оборудование в игровой комнате: мячи, крупные бусы для нанизывания, скамейки, горка, скакалки, пуфики из поролона, шведская стенка и др.

Также в процессе непосредственной образовательной деятельности по физической культуре используется нестандартное оборудование, изготовленное своими руками. Весь инвентарь поддерживается в хорошем рабочем состоянии.

Таким образом, для проведения коррекционно-педагогической работы по формированию бега у старших дошкольников мы разработали следующую методику:

Читайте также:  Что делать если ребенок отстает в развитии от сверстников

1. Создать у детей старшего дошкольного возраста – наглядную картину игровой ситуации, выделить игровые образы, воздействовать на воображение и эмоции дошкольников, активизировать их творческую инициативу.

2. Разучить с детьми игры, объяснить правила, непонятные моменты, отметить значение и своеобразие подвижных игр.

3. Познакомить старших дошкольников с новыми подвижными играми, включающие в себя определенные движения, способствующие развитию у них навыков бега.

4. Вовлекать в игры малоактивных детей. Принимать активное участие в подвижных играх детей не только в роли ведущего, что будет примером для менее активных дошкольников.

5. Использовать положительный пример, выделять и поощрять стремление детей в выполнении бега.

6. Для распределения ролей в играх использовать народные считалки.

7. При необходимости провести дополнительную работу по организации подвижных игр по подгруппам (особенно с детьми, у которых наблюдается низкий уровень развития бега).

8. Провести беседу с родителями о значении подвижных игр, бега в развитии детей.

Библиографический список

  1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. М., 1986.

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «lesik»

Источник

Бег – одно из важных для здоровья ребенка движений, позволяющих хорошо регулировать нагрузку, укреплять сердечно-сосудистую и дыхательную системы, различные группы мышц, суставы и связки. Бег способствует гармоничному физическому и умственному развитию ребенка.

Бег – это естественное движение, привычное для детей с раннего возраста. Оно выполняется преимущественно на свежем воздухе, не требует специального оборудования. Необходимый минимум для занятий – удобная спортивная одежда и обувь.

Умение быстро и ловко бегать помогает ребенку успешно участвовать в подвижных играх, эстафетах, спортивных упражнениях. Эффективен бег для воспитания выносливости, улучшения физической работоспособности. Беговые нагрузки легко дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей: для ослабленных ребят бег на короткое расстояние в невысоком темпе постепенно укрепляет их здоровье, а тренированный ребенок пробегает больше, и темп его бега выше.

Привычка бегать поможет получить ежедневную дозу движений, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма человека.

Почему детям полезен бег

  1. Развивается дыхательная система (увеличивается объем легких, исчезает одышка).
  2. Укрепляется сердечно-сосудистая система (при физических нагрузках уменьшается сердцебиение, повышается выносливость).
  3. Повышается иммунитет (ребенок становится меньше подвержен простудным заболеваниям).
  4. Для детей, страдающих ожирением, бег – замечательное средство для похудения.
  5. Бег развивает костно-мышечную систему и тренирует практически все группы мышц, укрепляет суставы.
  6. При регулярных занятиях бегом нормализуется сон.
  7. Повышается аппетит. Но надо следить, чтобы питание ребенка было здоровым.
  8. Происходит очищение организма от шлаков и токсинов, которые выделяются с потом.
  9. Улучшается деятельность мозга.
  10. Повышается стрессоустойчивость, исчезают неприятные мысли.

Когда можно начинать обучение бегу?

Обучать ребенка бегу можно уже в довольно раннем возрасте – к концу 3-го года жизни. Чередуйте десятиметровые кроссы с увлекательными играми: оббегайте препятствия, бегайте змейкой, играйте в догонялки.

Хорошей мотивацией для пробежки станет покупка новых красивых кроссовок, тогда малыш обязательно захочет их опробовать.

Не стоит забывать, что для каждого ребенка дистанция индивидуальна. Дети в возрасте 4-5 лет вполне способны бегать в течение 1,5-2 минут.

В возрасте 7-8 лет дети чаще проводят время на улице и больше бегают, играя в активные игры. В этот период они перестают нуждаться в дополнительных тренировках бегом. Однако, когда дети начинают ходить в школу, их активность уменьшается за счет большого объема домашних заданий, посещения кружков, игр в планшете и т. д. Для обеспечения достаточного уровня активности самостоятельные занятия бегом могут быть отличным решением проблемы.

Бегать начинайте с 1 раза в неделю, постепенно увеличивайте до 2 раз. И, если не наступает сильного утомления, можно бегать 3-4 раза в неделю. Ежедневные нагрузки организм будет легко переносить через 3-4 месяца, но стремиться бегать каждый день совсем не обязательно.

Обязательно начинайте пробежку с разминки, а сам бег с ходьбы, ею же и заканчивайте дистанцию.

Чрезвычайно полезно бегать во все времена года, используя преимущества свежего воздуха для закаливания детей, укрепления и тренировки дыхательной системы. В разных условиях особенно проявляется прикладной характер бега, умение бегать по разным поверхностям, в разных метеорологических условиях, в разной одежде и обуви. По возможности надо чаще использовать бег босиком по песку, мелкой воде, земляным и травянистым дорожкам с поворотами и уклонами.

Для детей решающее значение имеет пример взрослого. Совместные семейные беговые прогулки на стадион, в парк или лес создают у ребенка привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями, больше быть в движении, что очень необходимо для нормальной жизнедеятельности организма человека.

Читайте также:  Развитие творческого потенциала ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Занятия бегом всей семьей не только улучшают здоровье, но и делают вас настоящей командой с едиными целями и победами! Бегите вместе с Алматы Марафоном!

Источник

Страница 1 из 7

Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с., ил.

Маленький ребенок проявляет большую потребность в движении. Это физиологически обусловлено. Помочь дошкольнику своевременно овладеть дви­гательными умениями – важная задача педагога детского сада. Автор раскрывает методику обучения детей основным видам движений: бегу, прыжкам, лазанью, метанию с учетом условий воспитания в сельском детском саду. В книге уделено внимание проведению игр-эстафет, соревнований с элементами спортивных развлечений.

Умение быстро и ловко бегать необходимо в основной дея­тельности ребенка – игре. Бег чаще других движений исполь­зуется в повседневной жизни всеми детьми независимо от того, посещают ли они детское учреждение или играют на площад­ках во дворах.

Бег входит в содержание многих видов движе­ний: от умения правильно выполнять бег зависит, например, успешность прыжков в высоту и длину с разбега, выполнение спортивных упражнений, включающих элементы игр в бад­минтон, волейбол, баскетбол. Бег составляет основу комплекса ГТО. В последние годы широкое распространение среди всех слоев населения получил оздоровительный бег.

Как и ходьба, бег является упражнением циклического типа, в котором отталкивание от опоры ногой (правой или левой) чередуется с полетом. Это является отличительным признаком бега в сравнении с ходьбой. В беге, как и в ходьбе, необходима хорошая координация движений рук и ног, правильная осанка, целесообразная в зависимости от вида бега постановка ноги на опору, Многократное повторение отдельных циклов (толчка, полета и приземления) позволяет совершать бег длительное время, не испытывая перенапряжения, развивая выносливость.

Внешняя легкость бега связана с наличием оптимальных уси­лий при совершенной координации движений. Одним из основ­ных моментов, обеспечивающих хорошие результаты (высокую скорость или продолжительность бега), является ритмичность бега. Бег на местности, связанный с неровностями почвы, резки­ми поворотами, подъемами и спусками, теряет свою циклич­ность и ритмичность, характерные при беге в зале или на спе­циальной дорожке. Такой бег требует умения хорошо и быстро перестраивать координацию движений.

Детей дошкольного возраста нужно научить бегать быстро, легко и ритмично, с хорошей координацией движений рук и ног. Дети должны уметь использовать наиболее целесообразный вид и технику бега в зависимости от конкретных условий. Так, на неровной поверхности эффективнее бег в замедленном тем­пе с сохранением равновесия; в горку – мелким шагом, с го­ры – широким, в играх о ловлей и увертыванием – бег в пе­ременном темпе, с поворотами, неожиданными остановками.

В своей повседневной деятельности и играх дети чаще все­го используют бег на слегка согнутых ногах в среднем темпе со сменой направления. Но необходимо научить детей и другим видам бега (на скорость, в медленном темпе, бег высоко под­нимая колени), имеющим важное значение для всестороннего физического воспитания, развития двигательных качеств, таких, как ловкость, быстрота, выносливость.

Бег как новый вид двигательных действий появляется у де­тей на втором году жизни после того, как они научатся уверен­но ходить. Сначала это просто ускоренная ходьба частыми и мелкими шагами. Туловище при этом сильно наклоняется впе­ред, ноги согнуты в коленях. Создается впечатление, что ребе­нок как бы падает. В начале третьего года жизни ребенка эта своеобразная ускоренная ходьба становится собственно бегом, появляется характерная его особенность – полет, хотя шаги все еще семенящие, неравномерные, а нога ставится на поверх­ность тяжело, сразу всей стопой – «шлепает». Движения рук не всегда согласуются с движениями ног.

За период от 2 до 7 лет бег у детей становится легким, рит­мичным, в нем хорошо выражен полет, движения рук и ног со­гласованы. Стопа ставится эластичным перекатом с пятки на носок. Дети уже способны выполнять разные виды бега, при­меняя различную его технику. Например, на коротком отрезке при задании пробежать быстро они выполняют энергичный бег на носках, с активными движениями рук. При беге на большую дистанцию они бегут в спокойном темпе, ставя ногу перекатом с пятки на носок, движения рук слегка расслабленные.

Для того чтобы дети постепенно совершенствовали разные виды бега, необходимо создавать им соответствующие условия.

Источник