Жкт у ребенка в 4 года

Жкт у ребенка в 4 года thumbnail

В период новорожденности и в детском возрасте, острые и хронические заболевания желудочно-кишечного тракта не являются редкостью. Существуют отдельные заболевания, которые чаще возникают у детей определенной возрастной категории, что связано с незрелостью иммунной системы, нерациональным питанием, неправильным введением прикорма у детей первого года жизни, а также наличием врожденных структурных изменений в органах пищеварительной системы.

Любые расстройства пищеварительной деятельности в детском возрасте, при несвоевременном лечении, с возрастом могут привести к развитию тяжелых патологий. Родителям важно знать, как правильно ребенку восстановить микрофлору после антибиотиков, а также с какими патологиями ЖКТ можно столкнуться в детском возрасте.

Дети первого года жизни

Дети грудного возраста, чаще всего сталкиваются с такими функциональными расстройствами ЖКТ, как острая и хроническая диарея, дисбактериоз кишечника, острый и хронический энтероколит. Подобные нарушения могут быть обусловлены врожденными аномалиями развития толстого и тонкого кишечника, искусственным вскармливанием с использованием молочные смеси, которая не подходит ребенку, ранним введением прикорма, а также проникновением инфекционных возбудителей бактериальной или вирусной природы. Лечение симптомов энтероколита у детей проводится только после установления точной причины развития патологии.

Хроническая и острая диарея, обусловленная нарушением баланса кишечной микрофлоры или инфекцией, несет прямую угрозу не только здоровью, но и жизни младенца. Если говорить о том, как восстановить микрофлору кишечника ребенка, то в данной ситуации не обойтись без пробиотиков и пребиотиков.

Дети дошкольного возраста

Организм дошкольника продолжает находиться на этапе становления, а иммунная система всё ещё остается незрелой. Кроме того, рацион детей дошкольного возраста значительно расширен по сравнению с грудничками, что может послужить причиной развития пищевой аллергии, а также таких заболеваний органов ЖКТ:

  1. Хронические запоры. Нарушение моторно-эвакуаторной функции толстого кишечника у ребёнка дошкольного возраста может быть обусловлено аномалиями строения кишечных петлей, несбалансированным питанием, психологическими проблемами и приёмом отдельных групп лекарственных медикаментов. Лечение запоров у детей 3 лет и старше проводится с использованием не только щадящих слабительных средств, но и с помощью препаратов, нормализующих баланс кишечной микрофлоры.
  2. Хронический гастрит. Нарушение режима питания и скудный рацион способен провоцировать хроническое воспаление желудка у ребенка. Нередко данное состояние развивается при попадании хеликобактерной инфекции, которая во взрослом возрасте также является причиной развития гастрита и язвенной болезни желудка.
  3. Хронический дуоденит. Это состояние является дополнением к хроническому гастриту.

Дети младшего школьного возраста и подростки

С момента начала посещения дошкольного или школьного учреждения, ребёнок ежедневно находится в коллективных условиях. Учащиеся младших классов и подростки, чаще сталкиваются с такими нарушениями со стороны пищеварительного тракта:

  1. Острый гастрит. Как правило, данное состояние развивается под воздействием инфекционных возбудителей.
  2. Дискинезия желчевыводящих путей. Ускоренное выведение желчи или её задержка в желчном пузыре, чаще всего провоцируется нерациональным питанием, когда в меню ребенка преобладают так называемые перекусы. Кроме пищевого фактора, спровоцировать дискинезию у ребенка и подростка могут врождённые аномалии развития желчевыводящих путей.
  3. Острые и хронические гепатиты. Основной причиной развития воспалительного процесса в печени являются вирусы гепатита. Чаще всего дети и подростки сталкиваются с гепатитом А. Инфицирование происходит при употреблении некачественной воды, с немытыми руками, а также с грязными овощами и фруктами.

В отличие от взрослых, при лечении детей необходимо соблюдать особый подход. Для лечения симптомов дисбактериоза кишечника у детей, назначаются средства, содержащие бифидум и лактобактерии. При выборе лекарственных средств отдается предпочтение медикаментам щадящего действия, которые имеют минимальный список побочных эффектов. Одним из главных звеньев лечения инфекционных и неинфекционных патологий желудочно-кишечного тракта у детей являются пробиотики и пребиотики, которые восстанавливают нормальный баланс кишечной и желудочной микрофлоры.

Особенности применения пробиотиков и пребиотиков у детей

Препараты из группы пробиотиков и пребиотиков очень часто назначаются детям разного возраста с лечебно-профилактической целью. Препараты, сочетающие в себе пробиотический и пребиотический компоненты, являются незаменимой составляющие комплексной терапии инфекционного и неинфекционного гастроэнтерита, энтерита и кишечного дисбиоза в периоде новорожденности. Для восстановления микрофлоры после антибиотиков, ребенку назначают пробиотики и пребиотики с первого дня начала антибактериального лечения.

С точки зрения эффективности, комбинированный прием антибиотиков и пробиотиков малоэффективен, так как от общего количества принимаемых бактерий, жизнеспособными остаются не более 25%. Решить эту проблему позволило изобретение метапребиотика, который содержит комбинацию из фруктоолигосахаридов и фруктополисахаридов, а также лактат кальция. Метапребиотик Стимбифид Плюс для детей не нормализует кишечную микрофлору за счёт содержания бифидум и лактобактерий, но при попадании в просвет желудочно-кишечного тракта, компоненты Стимбифид Плюс создают максимально благоприятные условия для размножения нормальной микрофлоры.

Читайте также:  Ребенок не может держать ручку в 4 года

При контакте с антибиотиками, эффективность метапребиотика не снижается, поэтому Стимбифид для детей одинаково совместим с любыми антибактериальными препаратами. Восстанавливая нормальную микробиоту желудка и кишечника, Стимбифид Плюс повышает иммунитет и помогает гармонизировать все процессы в организме ребенка. Компоненты метапребиотика благоприятно влияют на интеллектуальное развитие детей, и помогают улучшить школьную успеваемость. Метапребиотик для детей полностью безопасен, поэтому может быть использован с лечебно-профилактической целью уже с первых дней жизни. В инструкции по применению Симбифид Плюс, для детей обозначена дозировка и кратность приёма.

/ Доктор Стимбифид

Источник

У новорожденных и детей первых месяцев жизни полость рта относительно мала, язык большой, хорошо развиты мышцы рта и щек, в толще щек имеются жировые тельца (комочки Биша), отличающиеся значительной упругостью в связи с преобладанием в них твердых (насыщенных) жирных кислот.

Эти особенности обеспечивают полноценное сосание груди. Слизистая оболочка полости рта нежная, суховатая, богата кровеносными сосудами (легко ранима). Слюнные железы развиты слабо, продуцируют мало слюны. Активно функционировать слюнные железы начинают к 3-4-му месяцу жизни, но даже в возрасте 1 года объем слюны (150 мл) составляет 1/10 от количества ее у взрослого человека. Ферментативная активность слюны в раннем возрасте составляет 1/3-1/2 от ее активности у взрослых, однако уровня взрослых она достигает в течение 1 -2 лет.

Ферментативная активность слюны в раннем возрасте

Хотя ферментативная активность слюны в раннем возрасте низкая, ее действие на молоко способствует его створаживанию в желудке с образованием мелких хлопьев, что облегчает гидролиз казеина. Гиперсаливация в 3-4-месячном возрасте обусловлена прорезыванием зубов, слюна может вытекать изо рта из-за неумения детей глотать ее. Реакция слюны у детей первого года жизни нейтральная или слабокислая – это может способствовать развитию молочницы слизистой оболочки полости рта при неправильном уходе за ней. В раннем возрасте в слюне низкое содержание лизоцима, секреторного иммуноглобулина А, это обусловливает ее низкую бактерицидность и необходимость соблюдения правильного ухода за полостью рта.

Пищевод, желудок у ребенка, детей

Пищевод у детей раннего возраста имеет воронкообразную форму. Длина его у новорожденных составляет 10 см, с возрастом она увеличивается, при этом диаметр пищевода становится больше. В возрасте до года слабо выражены физиологические сужения пищевода, особенно в области кардиального отдела желудка, что способствует частому срыгиванию пищи у детей 1-го года жизни.

Желудок у детей грудного возраста расположен горизонтально, дно его и кардиальный отдел развиты слабо, что объясняет склонность детей первого года жизни к срыгиванию и рвоте.

По мере того как ребенок начинает ходить, ось желудка становится более вертикальной, и к 7-11 годам он расположен так же, как у взрослого. Емкость желудка у новорожденного составляет 30- 35 мл, к году увеличивается до 250-300 мл, к 8 годам достигает 1000 мл.

Секреторный аппарат желудка у детей 1-го года жизни развит недостаточно, в слизистой оболочке желудка у них меньше желез, чем у взрослых, и функциональные способности их низкие. Хотя состав желудочного сока у детей такой же, как у взрослых (соляная кислота, молочная кислота, пепсин, сычужный фермент, липаза), но кислотность и ферментативная активность более низкие, что определяет низкую барьерную функцию желудка и иное рН желудочного сока (4-5; у взрослых 1,5-2,2). В связи с этим белки недостаточно расщепляются в желудке пепсином (расщепляются в основном катепсинами и гастриксином, вырабатываемыми слизистой оболочкой желудка). Липаза желудка (вырабатываемая пилорическим отделом желудка) расщепляет в кислой среде вместе с липазой женского молока до половины жиров женского молока. Эти особенности необходимо учитывать при назначении различных видов питания ребенку.

Кишечник у детей, ребенка

Кишечник у детей относительно длиннее, чем у взрослых. Слепая кишка подвижна из-за длинной брыжейки, поэтому аппендикс может располагаться в правой подвздошной области, смещаться в малый таз и в левую половину живота, что создает трудности в диагностике аппендицита у детей раннего возраста (осмотр детский хирург поликлиника «Маркушка»). Сигмовидная кишка относительно длинная, это предрасполагает к запорам у детей, особенно если молоко матери содержит повышенное количество жира. Прямая кишка у детей первых месяцев жизни также длинная, со слабой фиксацией слизистого и подслизистого слоя, в связи с чем при тенезмах и упорных запорах возможно ее выпадение через анальное отверстие. Брыжейка более длинная и легко растяжимая, что может приводить к перекрутам, инвагинациям и другим патологическим процессам. Особенностью кишечника у детей является лучшее развитие циркулярной мускулатуры, чем продольной, что предрасполагает к спазмам кишечника и кишечной колике. Особенностью органов пищеварения у детей является также слабое развитие малого и большого сальника, поэтому инфекционный процесс в брюшной полости (аппендицит и др.) часто приводит к разлитому перитониту.

Читайте также:  Ребенок 4 года говорит что уйдет из дома

Секреторный аппарат кишечника к моменту рождения ребенка в целом сформирован, в кишечном соке находятся те же ферменты, что и у взрослых, но активность их низкая. Под влиянием кишечных ферментов, главным образом поджелудочной железы, происходит расщепление белков, жиров и углеводов. Однако рН сока двенадцатиперстной кишки у детей раннего возраста слабокислый или нейтральный, поэтому расщепление белка трипсином ограничено (для трипсина оптимальный рН – щелочной). Особенно напряженно идет процесс переваривания жиров из-за низкой активности липолитических ферментов. У детей, находящихся на грудном вскармливании, эмульгированные желчью липиды на 50 % расщепляются под влиянием липазы материнского молока.

Переваривание углеводов происходит в тонком кишечнике под влиянием амилазы поджелудочной железы и дисахаридаз кишечного сока.

Особенности строения кишечной стенки и большая ее площадь определяют у детей раннего возраста более высокую, чем у взрослых, всасывательную способность и вместе с тем недостаточную барьерную функцию из-за высокой проницаемости слизистой оболочки для токсинов и микробов.

Двигательная функция желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста

Двигательная функция желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста также имеет ряд особенностей. Перистальтическая волна пищевода и механическое раздражение нижнего его отдела пищевым комком вызывают рефлекторное раскрытие входа в желудок. Моторика желудка складывается из перистальтики (ритмические волны сокращения от кардиального отдела до привратника), перистолы (сопротивление, оказываемое стенками желудка растягивающему действию пищи) и колебаний тонуса стенки желудка, которое появляется через 2-3 ч после приема пищи.

Моторика тонкого кишечника включает маятникообразное движение (ритмические колебания, которые осуществляют перемешивание кишечного содержимого с кишечным секретом и создают благоприятные условия для всасывания), колебание тонуса кишечной стенки и перистальтику (червеобразные движения по ходу кишечника, содействующие продвижению пищи).

В толстом кишечнике отмечаются также маятникообразные и перистальтические движения, а в проксимальных отделах – антиперистальтика, способствующая формированию каловых масс. Время прохождения пищевой кашицы по кишечнику у детей короче, чем у взрослых: у новорожденных – от 4 до 18 ч, у более старших – около суток. Следует отметить, что при искусственном вскармливании этот срок удлиняется.

Акт дефекации у детей, ребенка

Акт дефекации у грудных детей происходит рефлекторно без участия волевого момента, и лишь к концу первого года жизни дефекация становится произвольной.

Новорожденный в первые часы и дни жизни выделяет первородный кал, или меконий, в виде густой массы темно-оливкового цвета без запаха. В дальнейшем испражнения здорового грудного ребенка имеют желтую окраску, кислую реакцию и кисловатый запах, причем консистенция их кашицеобразная. В более старшем возрасте стул становится оформленным. Частота стула у грудных детей – от 1 до 4-5 раз в сутки, у детей старшего возраста – 1 раз в сутки.

Кишечник ребенка в первые часы жизни почти свободен от бактерий

Кишечник ребенка в первые часы жизни почти свободен от бактерий. В дальнейшем желудочно-кишечный тракт заселяется микрофлорой. В полости рта у грудного ребенка можно обнаружить стафилококки, стрептококки, пневмококки, кишечную палочку и некоторые другие бактерии. В кале появляются кишечные палочки, бифидобактерии, молочнокислые палочки и др. При искусственном и смешанном вскармливании фаза бактериального инфицирования происходит быстрее. Бактерии кишечника способствуют процессам ферментативного переваривания пищи. При естественном вскармливании преобладают бифидобактерии, молочнокислые палочки, в меньшем количестве – кишечная палочка. Кал светло-желтый с кисловатым запахом, мазевидный. При искусственном и смешанном вскармливании в связи с преобладанием процессов гниения в кале много кишечной палочки, бродильная флора (бифидофлора, молочнокислые палочки) имеется в меньшем количестве.

Печень у детей, ребенка

Печень у детей относительно большая, у новорожденных она составляет около 4 % массы тела (у взрослых – 2 % массы тела). У детей раннего возраста желчеобразование менее интенсивное, чем у детей более старшего возраста. Желчь детей бедна желчными кислотами, холестерином, лецитином, солями и щелочью, но богата водой, муцином, пигментами и мочевиной, а также содержит больше таурохолевой, чем гликохолевой кислоты (таурохолевая кислота является антисептиком). Желчь нейтрализует кислую пищевую кашицу, что делает возможной деятельность поджелудочного и кишечного секретов. Кроме того, желчь активирует панкреатическую липазу, эмульгирует жиры, растворяет жирные кислоты, превращая их в мыла, усиливает перистальтику толстого отдела кишечника.

Читайте также:  Чем снять температуру у ребенка 4 года

Система органов пищеварения у детей, ребенка. Обобщение

Система органов пищеварения у детей отличается рядом анатомо-физиологических особенностей, которые отражаются на функциональной способности этих органов. У ребенка на первом году жизни потребность в пище относительно большая, чем у детей старшего возраста. Хотя у ребенка имеются все необходимые пищеварительные ферменты, функциональная способность органов пищеварения ограничена и может быть достаточной только при условии, если ребенок получает физиологическую пищу, а именно женское молоко. Даже небольшие отклонения в количестве и качестве пищи могут вызвать у грудного ребенка расстройства пищеварения (особенно часты они на 1-м году жизни) и в конечном итоге привести к отставанию физического развития.

Источник

: / .: .. , .. , .. , .. , .. . .: – (), 2008. 259 .

10. – . .

: 7- 3- . 78 , 12- 2 : ( ) ( ). . 3- , 3- . , . , . ( ) , , . 1 . 3 : , ; . 1- : , , ; , , .

. ( , ) ( ), .

:

1) 90, , ;

2) 270º, ;

3) , .

, . : . : , . , , , .

, . . .

10- , , .

10- 22- , , , 3840 .

1620- : , , .

, ( ).

. , , , ( ). . . . , . , ( ) . .

, . , . . , . , .

, . 34 . , . 34 , ( ). (, ) . . . , .

; . . .

. , . 34 , . . .

, . III IV , 2 IVV , 12 VIVII . 1012 , 5 16 ; 78 , 1 1 12 1,5 ( ).

, . . – . . . . X XI .

. , X , XII , . . , , , . , , .

, , . (), , , , .

3035 , 1 250300 , 8 1000 .

, , , . . , .

(, ), , , ( ), , ( ). ( ), .

. , – -, .

, : , , , , , , . . . ( ) .

2,53 , , 2040. 11,5 , 2,53 . , – .

, . , , . , . .

, , -, ; -, ; -, . 2- .

. . , . , (, , , ) .

I- . 12 IIIIV . 4 713 ( 2430 ). , 7 , .

, , , ( ).

2/5, 3/5 . .

. , , , . .

, , , . , . .

, 7 ( ).

:

  • ;
  • ;
  • ;
  • .

, – .

57 .

, , . , -, .

, , , .

, . . , , . 34- , .

, , , . . , . .

, 45 , 1 7 ( 9-12 ). – , .

. (29 ), .

, , 4 27 ; 2- . , .

, ; 1 , 5 15 . .

(1229 ). 5 , . . 7 .

. , , . 2- . .

, , 20 .

, , , , . . , , , (, , , , , , ), .

, .

, .

( ), ( ). , , , . , ( ), ( ) ( ). – .

; . , . , .

, , , , – , . , .

, , , , . ; . .

() , , , , . , .

, . ; 2 36 , ; . 23 ( ) – . , , , , . 45 . , , , – – , . – , . , 12 .

1020 . , 79- , , B.bifidus, B. Coli, B. Acidophilus, B. Bifidus .

. , X- , 56 . I- . 3 . , . . , 1012 , .

. : 4% , 2%. , , .

1 3- – 12 – . 7 , .

, . , , . 8 , .

. , , . 3- , .

. -, .

, , . . ( , , ) , .

, , , , .

, , , , , , (, D, , , ) , .

, , – , .

. . ( ). , .

.

. – .

, , .

, , 20% 5 . – , . .

:

  • ( , , , – , ..);
  • (, , , , .);
  • ( , , , ..);
  • (, , , – , -, .).

:

– , , . 30 . , 30-60 , , , , ;

– . . , , . . . , , , , , , . .

– . . , , . (, ). , . . , , .

– . , , , , ( ) . , . , , , .

– , .

.

  • : , , , , . – – .
  • . , , , , , . 1- – (), .
  • . (, , ). .
  • , , .
  • , , , . ( , , , ), – ( , , , , ). . , , .. . 1 , . . , , . , . , , , .

1-2 , – , , , . . . – – . – 7 , 2-3 – .

, , – , , 3-4 6 1-2 . ( ), – , (, ). 1-2 . , :

  • , , , , , ( );
  • , , , , ( );
  • , – ;
  • , – ( ) ;
  • , ( ), , ;
  • ( 15 ), , , , ;
  • ( 10 ) , , , ;
  • ( 100 ), , , ;
  • , , , – ( );
  • , ;
  • 34 , – , ;
  • , – , ;
  • ( 2% ). ( ), ( , ), , ;
  • ( ), – (, , , );
  • ( , , , 23- , ( );
  • ( 48 ) . 13 , (, , , .). , .

, , , , .

:

  • , , ;
  • ;
  • , .

. :

  • ( , ), ; ( 4 );
  • (, , , );
  • (, , .);
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • – ;
  • ;
  • , , .

. , , . , . -, . , ( ), ( ). ( , , ), . , ( -). ( ) ( – ). . : , , : . : , ; , ; , ; – . , , , . (, , , , ).

. . ( , ) , , . . .

, .

, , , , , , , (). . . , , , .

. ( , v.portae), v.portae . , , .

. . . : , . – , . , , 9 : ; (), (), , , . : , . , . , . , .

, . . , , .

, , . , . , 2345 . , , .

. . , . , . .

. , .

:

  • (, , , ).
  • ( , ).
  • , .
  • , .
  • .
  • .
  • .

, . , .

: , , , , , – . , .

. , . , , . , , , . .

, , , . (), . , , , . , , S- ; , . , .

, , . . .

. () . (, , , .). ( ), – .

. – . . .

, . (.. ). ( ) . , , , . , , . , . ( ).

– . 23 , . .

: , , , , , , .

. .

(), . , , – . . – .

, . . , .

, , . . , , . . . 24 .

. . . ( ). ( ) . 1 . , , . , , , , .

, .

, .

, 46 .

.

. – 23 , 57 12 . . 7 . : () . , . . . . .

. () . . , , . . , , . , .

, . , .

, , , , , ( ), .

( ), , . , . .

, , , , , , . , , , , – , , , . ( ).

. () (. ).

, :

  • ( ) ;
  • c ( );
  • a- ( ) ;
  • c 8- ;
  • c 10-11-12 , .

:

  • – ;
  • ( ) ;
  • ( ) .

, : , . , linea axillaris anterior d (), IVVII . linea medioclavicularis d VVI . , . . – , , . 3- .

, . , . , , 1-2 , , .

, 5-7- .

:

  • , V-VI , ( ) ;
  • – , ;
  • – , .

: 9x8x7 1. 5-6 – .

. , , , – .

:

  • – ;
  • . . , ;
  • – ( , , ).

. . , . , . , , , , , .

. . (). . – , , , . .

, ( , .), . , , , .

, . .

() . . . .

, . , , , . , , . .

– . – . .

, ( 0,008 /, 6 /) , -. . ( ), ( 1 ), . . . λ . : 4 15 . . 0,1% 0,25% ( ). 5 1 4 15 . , , 9 , 0,1%- . . . 24.

24. 5

(/)

15-60

27-64

55-165

(. .)

10-30

30-60

30-85

(. .)

20-40

40-80

45-135

(- HCl)

0,75-2,56

1,47-2,8

4,5-11,5

pH / (.)

1,6-2,0/ 20-25

1,2-2,0/10-15

pH

2,0-4,9

2,0-3,9

– ( ) . , ( -24). .

– -. . ( ). 30- 0,5 , 30 ( ). 7,0-8,0, 15-20 . 10 0,1% (0,1 /10 ) 0,025% (6 / ). 30- . :

  • 0-1,5 ,
  • 1,6-2,5 ,
  • 2,6-6,0 .

, – 4 : , , , .

– , – , .

– 10% , ( – 20 2 ).

– .

– , .

() . – , , .

(), – .

– , , .

:

) – , :

  • – , (), ();
  • , , , (II, VII, IX, X), (V );
  • – γ- , Ig M IgG, ( ), ;
  • , (), 5-, -, , ;
  • ;
  • : α – ;
  • HBsAg, HBeAg, HBcAg, HCAg (Ab) ;
  • (, , , ) ;
  • ;
  • ( );

) ( , , , .), ;

) ;

) , ;

) – , , ;

) , , .

. . 55 75 . , . . 15-20 -, . (), .

  • ( 25% , ), . 1,2 /.
  • , . 4 .
  • ( ) – ( ) . 2,5 .
  • ( 25 ). ( 33 ) ( 1,3 /). . 25. .
25.

, /

1,2 0,3 (1,0-1,5)

,

4 2 (2-6)

,

2,5 0,3 (2-3)

,

25 5 (20-30)

/

1,5 0,5 (1-2)

,

33 11 (22-44)

, /

1,3 0,2 (1,1-1,5)

, – (- ) (- ).

. , , , , , . (. 26).

26.

,

20-35

20-50

30

– ()

1007-1015

1016-1032

1007-1010

, /

115

7-14

, /

35

1,0-5,8

, /

4,3

0,8-2,1

, /

4,5

1,4-2,7

1,67-4,45

616 /.

50500 /.

2-4

5-10

2-4

:

  • – – .
  • , .
  • , .

. 27.

27 .

,

100-300

,

( ), ( )

, –

,

,

,

,

,

:

, ,

(. 28).

28.

, ,

, ,

, – , , ,

. ,

, ,

, , ,

, , ,

D- , 5 D- (: 1- 11%, 15%).

– (-, -, -) ( 50 /2).

0,1 /.

;

130150 ./, .

, -31, 5% , .

( ) 80 100 3 ; .

.

, .

, : – , , .

. , , , ..

, .

. – .

“”

. : ” “, ” -“,

” “, ” ” .

Источник