Живое слово в развитии речи ребенка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 44 «СВЕТЛЯЧОК»

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Консультация для педагогов ДОУ на тему

«Использование методического пособия И.С. Батовой «Живое слово как основа развития речи дошкольника» в развитии речевой деятельности детей»

(Старшая группа)

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

Никулина Т.В.

Мытищи 2017

Живое слово – является одним из действенных средств передачи знаний. Значение устного, живого слова в дошкольном возрасте, когда дети еще не умеют читать, а речь ребенка только формируется, огромно. Слово сопровождает все виды деятельности ребенка, поэтому оно должно оказывать большую помощь не только в воспитательной работе с детьми, но и в обогащении их словаря, в формировании грамматического строя, а также описательно – повествовательной формы речи.

Методическое пособие И.С. Батовой «Живое слово как основа развития речи дошкольника» входит в серию методических пособий «Карточное планирование в ДОО» и состоит из четырех комплектов, представленных посезонно (начиная со второй младшей группы) и состоящих из:

  • 24 технологических карт с двусторонней печатью
  • 16 тематических иллюстраций по работе с живым словом
  • 8 карт с двусторонней печатью – методическим сопровождением

образовательной деятельности, которое включает в себя примерное календарно-тематическое планирование на каждый месяц (по 8 тем).

Технологические карты разработаны таким образом, чтобы педагог мог использовать их, не прибегая к дополнительным источникам. Каждая карта имеет тематическую направленность, в ней указаны задачи, которые должен реализовать воспитатель, цель – результат для детей, и 6 видов деятельности по живому слову, которые должны использоваться в течение одной недели, а именно:

1. Разговор с детьми

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном

общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми. Он не требует особой обстановки тишины, может происходить в любых условиях и в любое время, т.к. это очень гибкая речевая форма.

Общение воспитателя с детьми должно строиться с учетом изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития.

С помощью разговора воспитатель оказывает влияния на все стороны речи ребенка: исправляет ошибки, дает образец правильной речи, развивает навыки диалогической и монологической речи.

Разговоры с детьми могут быть индивидуальными и коллективными,

преднамеренными и непреднамеренными. Самое лучшее время для коллективных разговоров – прогулка, а для индивидуальных – вечерние и утренние часы.

В пособии «Живое слово» представлены преднамеренные разговоры с детьми, которые имеют тему и подчинены следующей структуре:

– Привлечение внимания к теме разговора: педагог заинтересовывает детей темой разговора, обращая внимание на определенный объект или явление;

– Система вопросов – ответов, обсуждений и аргументаций: педагог выстраивает

разговор в соответствии с темой, стимулирует детей к ответам, выслушиванию

мнений;

– Обобщение, краткий вывод по теме, подводящий итог всему разговору.

2. Беседа

Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи. В одних беседах систематизируются и уточняются представления, полученные ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате наблюдений и деятельности. В других педагог помогает ребенку полнее и глубже воспринимать действительность, обращать внимание на то, что недостаточно им осознается. В результате знания ребенка становятся четче и осмысленнее.

Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования.

Речевая деятельность ребенка в беседе отличается от разговора, прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания, большей произвольностью. Дети учатся речи-доказательству, умению обосновывать свою точку зрения, вступать в «дискуссию». Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется, появляется базовая основа для формирования у дошкольников описательно – повествовательного типа речи.

Структура беседы:

– Вводная часть (начало беседы). Цель – вызвать в памяти у детей полученные ранее образные и эмоциональные впечатления. Это может быть осуществлено различными способами: с помощью вопроса-напоминания, загадывания загадки, показа картины, предмета и т.д;

– Основная часть. Педагог дает объяснения, подтверждает детские ответы, обобщает их, вносит добавления, поправки;

– Заключительная часть (конец беседы). Самая короткая по времени часть, обобщение темы беседы.

3. Рассказывание, пересказ

  • Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком

определенного содержания, самостоятельно созданные монологи разного типа. Рассказ является той формой и образцом речи, которые раньше других овладевают вниманием и интересом детей и оказывают влияние на развитие их языка.

В старшей группе нужно закреплять и совершенствовать приобретенные умения, а также учить более сложному – описывать предметы в сравнении, рассказывать о событиях и фактах из своего опыта (по памяти), составлять по картинкам описательные и повествовательные рассказы как с опорой на восприятие (о нарисованном), так и с элементами творчества (по сюжетной картинке).

При составлении рассказа от детей требуется умение самостоятельно составлять описание или повествование, указывать место и время действия, придумывать события, предшествующие как изображенным, так и последующим за ним.

Педагогам необходимо помнить, что система обучения рассказыванию по сюжетной картине со зрительной опорой на готовый сюжет, должна начинаться в такой логике усложнения картинок:

  1. дети;
  2. взрослые;
  3. знакомые животные;
  4. неодушевленные предметы;
  5. изображение двух и более действий.

Также в старшем дошкольном возрасте широко применяется план пересказа. Это могут быть готовый план, предложенный воспитателем, и план, составленный им вместе с детьми. Сначала детям предлагаются вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки произведения, а затем план формулируется в виде указаний.

В пособии И.С. Батовой предлагаются для работы с детьми следующие виды рассказывания:

– рассказывание об игрушке;

– рассказывание по картине;

– творческое рассказывание;

– рассказывание из опыта.

  • Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной

речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Очевидно, что качество детских пересказов зависит от эффективности других видов работы по развитию речи.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

Структура пересказывания:

– Вводная часть. Ее цель создать интерес к занятию, подготовить детей к восприятию текста. Она может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, напоминания о наблюдениях, загадки;

– Первичное чтение. Детям предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор. Новый для детей текст рассказывается (читается) без предупреждения о последующем пересказе, поскольку установка на пересказ ограничивает внимание ребенка, сосредоточивает его на запоминании и тем самым мешает целостному восприятию художественного произведения;

– Вторичное чтение с установкой на последующий пересказ;

– Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста. Педагог обсуждает с детьми последовательность событий в тексте, характеристику героев, сюжетную линию;

– Повторное чтение с установкой на последующий пересказ;

– Пересказы детей (3 – 7 чел.);

– Заключительная часть занятия. Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра, игры-драматизации детей.

4. Поручения и задания

Существует еще один методический прием, направленный на формирование диалогической речи, которому придается большое воспитательное значение. Это методически продуманные словесные поручения, которые дают детям.

Ребенку дается определенное поручение. Желательно, чтобы оно имело практическое осознаваемое ребенком значение. При этом он должен:

– внимательно выслушать, что ему говорят;

– понять содержание обращенной к нему речи;

– запомнить сказанное;

– выполнить поручение;

– дать словесный отчет о выполненном задании;

– оказать помощь сверстникам, отстающим в выполнении задания.

Таким образом, к активности привлекаются внимание, интеллект, память, моторика, речь. Необходимо тщательно продумывать сущность и содержание поручения, которое дается ребенку того или иного возраста. При использовании таких посильных для них и осмысленных поручений у детей развиваются самостоятельность, сообразительность, умение преодолевать препятствия, выходить из затруднительных положений, рассказывать о проделанном.

5. Чтение

Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду.

Задача детского сада, заключается в подготовке к долгосрочному литературному

образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.), с русской и зарубежной классикой.

Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Структура чтения:

– Первая часть (знакомство с произведением). Цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова;

– Вторая часть (беседа о прочитанном). Цель – уточнение содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности;

– Третья часть. Это повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

6. Заучивание стихотворения

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и

эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.

Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса:

слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть рассказывание стихотворения наизусть. Как уже говорилось выше, воспроизведение поэтического текста зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет произведение, прочувствует его. В то же время выразительное чтение – самостоятельная, сложная художественная деятельность, в процессе которой развиваются многие способности ребенка, в том числе и речевые.

Таким образом, четко выстроенная система работы по всем видам речевой деятельности дошкольников оказывает огромное влияние на их всестороннее речевое развитие, развитие мышления и познавательной активности.

Источник

НОД область «Коммуникация» (развитие речи) по теме: «Живые слова» (работа с предложением с использованием ИКТ).

Цели:

  • продолжать учить составлять предложения из трех слов и делить их на слова;
  • продолжать развивать фонематическое восприятие;
  • продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Кукла, чашечка, блюдечко, компьютер, проектор, презентация.

Раздаточный материал:

Фишки разного цвета за правильные ответы.

Программное содержание.

Ребята, сегодня мы продолжим учиться составлять предложения. Но не простые, а живые. Слова в этих предложениях будут живыми. Посмотрите на мой стол. Что вы видите? (Куклу). Что она делает? (Пьет чай). Составьте предложение из трех слов. (Кукла пьет чай). Какое первое слово? Какое второе слово? Третье? Воспитатель называет имена троих детей, которые будут играть роли слов в предложении.

Затем предлагает: «А теперь слово Кукла пусть сядет на место, мы заменим его другим словом. Кто еще может пить чай? (Например: бабушка)» Приглашается ребенок, который становится словом Бабушка. Дети читают: Бабушка пьет чай. Потом воспитатель спрашивает, каким словом можно заменить слово Чай. Дети называют: вода, сок, компот, кефир, и т.д. Каждый ребенок, правильно назвавший слово, выходит к доске и становится вместо слова чай, а остальные дети читают получившееся предложения: Бабушка пьет воду; Бабушка пьет сок; Бабушка пьет молоко; …

Что получится, если первое и третье слово поменять местами? Молоко пьет бабушку. Вывод: слова в предложении должны быть на своих местах, иначе меняется смысл предложения.

Молодцы, сегодня мы продолжим слушать звуки. Для начала подготовим ушки. Я буду хлопать в ладоши, вы запоминайте, потом нужно будет повторить. Готовы? Слушаем.

хлоп хлоп хлоп

хлоп хлоп хлоп

хлоп хлоп

хлоп хлоп хлоп

хлоп хлоп хлоп

Умнички! Справились с заданием. Следующая игра называется «Поймай слова». Посмотрите, какие предметы изображены на картинке? Верно, банан и клетка. Сейчас я буду называть эти предметы, не всегда верно. Если вы услышите правильное название предмета, вы его ловите ладошками (хлопаете ладошками), если неправильное – сидите тихо. Договорились? (Слайд презентации)

баман къетка

паман кветка

банан тлетка

банам кветка

ваван клетка

даван къетка

баван клетта

ванан тлетка

Замечательно. Пора вашим глазкам отдохнуть.

Зрительная гимнастика.

«Буратино».

Буратино потянулся, Встают на носочки, поднимают

руки вверх и смотрят на кончики

пальцев.

Вправо – влево повернулся, Не поворачивая головы, смотрят

Вниз – вверх посмотрел вверх-вниз, вправо-влево.

И на место тихо сел.

Умнички! Вы все правильно выполнили. К вам в гости пришли два гномика: Дин и Дон. Веселый гномик Дин любит все мягкие звуки, а серьезный и строгий Дон – твердые. Живут они в одном доме, и окружают их разные звуки, но не могут гномики все время дружно играть, они часто ссорятся: Дину хочется играть с мягкими звуками, а Дону – с твердыми. И решили они тогда поселиться в разных комнатах, а встречаться тогда, когда захочется поиграть со словами, ведь в словах есть и твердые и мягкие согласные звуки. Комната Дина зеленая, и он выбирает предметы, которые начинаются не мягкие согласные звуки. Комната Дона синяя, он выбирает предметы с начальным твердым согласным звуком. У вас на столах лежат картинки. Ваша задача по очереди называть предмет, выделяя первый звук, и говорить в чью комнату попадет этот предмет: к Дину или Дону.

(Например:

Вввваза; первый звук «в». Это твердый согласный звук. Отдадим эту картинку Дону). (Слайд презентации)

Игра «Придумай слово». А сейчас, ребята, вам нужно придумать слова со звуком «а». За правильный ответ я буду давать фишки. В конце игры посчитаем, кто придумал больше всех слов.

Итак, что интересного вы сегодня узнали? Что больше всего понравилось?

Источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Колокольчик»

Консультация для педагогов на тему:

«Организация единого речевого режима

(живое слово) в детском саду и семье дошкольника».

Подготовила:

Учитель – логопед

О.А. Михайловская

Когалым 2015

Организация единого речевого режима

(живое слово) в детском саду и семье дошкольника.

«Детям очень много можно объяснить,

лишь бы объясняющий сам понимал

ясно предмет, о котором взялся говорить

с детьми и умел говорить человеческим языком».

Н.Г.Чернышевский.

Грамотная речь является основным элементом общей культуры человека. Речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка. Насколько грамотно он выражается педагог, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

В исследованиях Е.И. Тихеевой и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.

1. Основные направления реализации речевого режима в условиях ДОУ.

Формирование педагогических требований к речи сотрудников.

К речи педагога сегодня предъявляются высокие требования проблема повышения культуры речи рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования:

  • Речь должна быть абсолютно правильна: ритмичной, плавной, нормальной громкости – не чрезмерно тихой, но и не чрезмерно громкой. Кроме этого, педагогам необходимо стремиться к искоренению неправильных речевых привычек (диалектное, сленговое коверкание слов, использование слов-эмбол – мусорных слов), преодолению имеющихся дефектов звукопроизношения. Особое внимание следует уделять литературной правильности речи, используемой лексике, грамматической структуре фраз. По форме и по тону речь педагога всегда должна быть безупречно вежливой. Грамматическое оформление обращенной речи следует согласовывать с возрастом детей – чем меньше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи.

2. Формирование единых требований к речи детей на основе учета их возраста и индивидуальных речевых возможностей.

Важным условием создания оптимальных условий правильного речевого развития детей дошкольного возраста является формирование со стороны педагогов единых требований к речи воспитанников, адекватных их речевым возможностям. Реализация данного условия становится возможной на основе изучения состояния речи каждого ребенка. Используя полученные данные, воспитатели определяют индивидуальные задачи развития речи воспитанников, этапы, последовательность и содержание коррекционно-развивающей работы для всей группы и для каждого ребенка (или подгрупп детей) в отдельности. Практически эти задачи включаются в планирование и реализуются педагогами на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях по развитию речи, а также в процессе индивидуального общения с детьми.

В целом при формировании единых требований к речи детей дошкольного возраста необходимо учитывать как возрастные закономерности их языка и речи, которые могут несколько варьироваться в разных группах, так и индивидуальные особенности, что в совокупности и определяет индивидуально-дифференцированный подход к речевому воспитанию дошкольников.

3. Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развитие их речевой активности, потребности в речевой коммуникации.

  • В процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста особого внимания требует создание психолого-педагогических условий для совершенствования коммуникативной функции речи дошкольников, как одного из важнейших социальных навыков. Для данного направления определяются следующие педагогические задачи:
  • Сотрудники ДОУ должны создавать условия для развития речевой активности детей. Этому способствует создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.).
  • Необходимо побуждать детей к речевому общению с взрослыми и между собой (привлекать внимание дошкольников к вопросам и высказываниям других детей, побуждать отвечать на них и высказываться самим, обращаться к взрослому с вопросами, суждениями, высказываниями).
  • Отвечать на все вопросы ребенка, проводить беседы по поводу прочитанного, увиденного на прогулке и т.д.
  • Развивать фонетическую сторону речи дошкольников (проводить артикуляционные и дыхательные упражнения; следить за правильностью звукопроизношения, темпом, громкостью речи дошкольников, в случае необходимости поправлять их; осуществлять коррекцию фонетической стороны речи воспитанников).
  • Развивать и обогащать словарь детей на основе развития представлений об окружающем мире (называть предметы и явления, их свойства, действия, рассказывать о них самостоятельно; организовывать активное наблюдение детей за явлениями окружающего мира с последующей актуализацией усвоенного словаря; знакомить дошкольников со словами синонимами, антонимами, омонимами, образными выражениями; создавать условия для включения детьми изученной лексики в игру, предметную деятельность на занятиях и т.д.
  • Развивать у детей умение строить предложения различной синтаксической сложности (простые, распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные; отвечать на вопросы краткими и полными ответами) с использованием различных вспомогательных опор (по образцу, аналогии)
  • Создавать условия для практического освоения дошкольниками правилами родного языка (на основе активных наблюдений за языковыми явлениями побуждать детей правильно согласовывать слова в падеже, числе, времени, роде; при образовании новых слов пользоваться суффиксами, приставками).
  • Развивать связную речь дошкольников (организовывать диалоги со взрослыми и между детьми на основе вопросно-ответной формы речи – игры типа «Разговор по телефону»; развивать комментирующую, констатирующую и планирующую речь детей; поощрять их к рассказыванию, учить пересказывать содержание сказки, текста; поощрять детское словотворчество – учить составлять загадки, сочинять потешки, изменять и придумывать содержание сказки, рассказа).
  • Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы (читать книги с обязательным обсуждением прочитанного). Это обогащает представления дошкольников об окружающем мире, развивает словарь, речевое внимание, их культуру речи в целом.

4. Создание обогащенной соответствующей возрастным особенностям и образовательным потребностям детей коррекционно-развивающей речевой среды.

  • Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста очень тесно связан с реализацией его потребности в игре. Поэтому создание коррекционно-развивающей среды, учитывающей ведущую деятельность ребенка, направленной на развитие речи дошкольника, а также способствующей преодолению имеющихся у него нарушений речевого развития, является одним из важных направлений деятельности ДОУ.
  • При ее проектировании педагогам необходимо учитывать возрастные особенности речи детей, уровень речевого развития (группы в целом, подгрупп и отдельных детей), уровень общего развития и характер игровой деятельности воспитанников.
  • С целью создания развивающей речевой среды в группах организуют и представляют уголки художественной литературы, различные игры и пособия для развития мелкой моторики пальцев рук, дидактические игры по лексическим темам и направлениям речевого развития дошкольников, картотеки артикуляционных, дыхательных, голосовых упражнений и стихотворений для заучивания с детьми.
  • Кроме того, для активизации речи детей в группах представляются и активно используются игровые модули для сюжетно-ролевых игр, наборы предметных и сюжетных картинок, игрушки-маркеры, наборы для театрализованной деятельности (настольный театр, элементы театральных костюмов).

5. Реализация комплексного профилактического и коррекционно-развивающего воздействия на речевое развитие дошкольников.

  • Как показывает практика, качественная реализация задач развития речи детей в ДОУ возможна только на основе комплексного подхода. Задачи речевого развития должны решаться не только на всех видах занятий в детском саду, но и в процессе совместной деятельности детей с взрослыми, а также в процессе самостоятельной деятельности дошкольников. В этой связи организация комплексного взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ становится важным условием создания единого образовательного пространства для воспитанников с нарушениями речевого развития.
  • Так в процессе занятий учителя – логопеда решаются следующие базовые задачи: постановка диафрагмального дыхания. Укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа. Формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков. Коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза. Совершенствование лексико – грамматической стороны речи. Обучение умению связно выражать свои мысли. Обучение грамоте, профилактика дисграфии, дислексии. Развитие психологической базы речи. Совершенствование мелкой моторики.
  • Коррекционно-развивающие занятия психолога ДОУ направлены на формирование функций психологической базы речи детей с нарушениями речи таких, как восприятие различной модальности, зрительное и слуховое внимание, зрительная и слухоречевая память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Осуществление коррекционно-развивающей работы по данным направлениям способствует комплексному преодолению нарушений речевого развития и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии психических функций дошкольников.
  • Чтение художественной литературы, ознакомление с окружающим миром, развитие представлений о человеке в истории и культуре позволяют создавать основу и развивать речевые возможности детей (обогащать и активизировать словарь воспитанников, практически осваивать построение и использование в речи различных грамматических конструкций, закреплять правильное звукопроизношение, развивать слуховое внимание, связную речь детей).
  • На музыкальных занятиях специалистами особое внимание уделяется развитию у детей координированности работы дыхательного, фонаторного и артикуляционного отделов речевого аппарата, совершенствованию темпо-ритмической стороны их речи, акустического восприятия, навыков использования различных интонационных структур в экспрессивной речи, а также развития моторных функций в процессе выполнения танцевальных движений.
  • Занятия по изобразительной деятельности, особенно выполнение коллективных работ способствуют формированию и развитию у дошкольников навыков общения.
  • На занятиях по физической культуре: сохранение и укрепление общего физического здоровья дошкольников, формирование кинетической и кинестетической основы движений, нормализация мышечного тонуса, развитие функций физиологического и фонационного дыхания в процессе выполнения статических и динамических дыхательных упражнений.
  • В ходе занятий педагоги стараются варьировать требования к устным ответам воспитанников, стимулируя умение практически использовать разные модели высказывания – от простых (ответы одним словом, словосочетанием, простым предложением) до более сложных (ответы с использованием сложноподчиненных и сложносочиненных предложений).

6. Организация работы с родителями, направленная на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье.

  • Активное вовлечение в коррекционно – развивающую работу семей воспитанников играет большую роль в формировании заинтересованности родителей и других близких взрослых в правильном речевом развитии ребенка. Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий по профилактике нарушений речи у детей значительно облегчают работу воспитателей и других специалистов в этом направлении, позволяют создать необходимые психолого-педагогические условия решения задач коррекционно-речевой работы в ДОУ, грамотно их реализовывать в соответствии с возрастом и речевыми возможностями дошкольников.
  • Педагоги и специалисты ДОУ должны оказывать родителям необходимую методическую помощь по вопросам адекватного семейного воспитания ребенка.
  • Взаимодействие всех специалистов и педагогов ДОУ, обогащенная речевая среда, психолого-педагогическое сопровождение детей обеспечивают качественную подготовку к школе в речевом, социальном и психологическом аспектах.

7. Формы организации родителей с ДОУ.

  • День открытых дверей;
  • Родительские собрания;
  • Консультации;
  • Беседа воспитателя с родителями;
  • Родительские конференции;
  • Круглые столы;
  • Семинары – практикумы;
  • Анкетирование;
  • Педагогические поручения.

Источник