Жестокость ребенка в 2 года
Всё чаще темой новостей в СМИ и роликов на YouTube становится детская жестокость. «Избиения в школе», «Осторожно! Злые дети!», «Насилие ради забавы», «Страшней ребёнка зверя нет», «Дети-мишени и дети-убийцы» — это тот самый случай, когда кричащие заголовки видеоматериалов отнюдь не приукрашены и лишь подчёркивают злободневность проблемы.
Далеко не все родители придают значение тому, что малыш таскает котёнка за хвост или подросток с увлечением рассказывает об однокласснице, которую затравили за отсутствие iPhone или аутизм. «Характер такой», «наследственность», «возраст», «пройдёт» — взрослые находят множество оправданий своему бездействию. Результатом становятся покалеченные жизни, постановка на учёт в ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних), уголовная ответственность, и серьёзные психические отклонения.
Ни в каком возрасте жестокость детей не является закономерным явлением в развитии. Её нужно сразу же пресекать, проводить воспитательные беседы, отправляться на консультации к психологу или психотерапевту.
Суть проблемы
Каждый родитель должен быть немного психологом и разбираться в том, что происходит с ребёнком. В частности — понимать различия между такими понятиями, как злость, агрессия и жестокость.
Агрессия вызывается причинами естественного характера: стремлением добиться желаемого любой ценой, борьбой за выживание или жизненное пространство. Её активирует определённый фактор раздражения, стресса. Например, ребёнку нужна игрушка — чтобы её заполучить, он может ударить или укусить.
Злость — вспышка гнева, которая провоцируется каким-то внешним обстоятельством. Это реакция на несправедливость или оскорбление. Характеризуется сильным раздражением, которое быстро проходит. Например, школьнику незаслуженно поставили плохую оценку. В ответ он нагрубил учителю, швырнул тетрадь на пол, вышел из класса прямо во время урока, громко и демонстративно хлопнув дверью.
Жестокость — это уже черта характера, которая проявляется в осознанном грубом отношении и обращении с другими людьми или животными. Часто сопровождается причинением боли, нанесением повреждений (не только телесных, но и душевных). При этом ребёнок испытывает удовлетворение от того, что он заставил кого-то страдать. Психотерапевты связывают данное качество с садистскими наклонностями. Например, подростки избивают одноклассника за то, что он не дал им списать контрольную работу.
В последнее время проблема детской жестокости приобрела масштаб общественно-социальной катастрофы. На YouTube чуть ли не ежедневно публикуются видеоролики с драками, избиениями, преследованиями, издевательствами, в которых главными героями являются дети разного возраста. Причём далеко не всегда они носят статус проблемных. Многие хорошо учатся, учителя отзываются о них положительно, дома они примерные сыновья и дочери. Объектами ненависти становятся животные, сверстники или кто помладше и даже взрослые. Зверство, садизм, беспощадность, бесчеловечность, которые льются с экранов, поражают.
Из-за острой злободневности проблемы психологи и психотерапевты бьют тревогу, призывая родителей и учителей пристальнее вглядываться в детей и больше уделять времени их воспитанию.
Причины
Существуют разные причины детской жестокости, и в каждом отдельном случае они индивидуальны. Если взрослые не поймут, почему ребёнок вдруг стал бессердечным и беспощадным, решить проблему не удастся. Обзор самых распространённых факторов, способствующих развитию данного качества, сориентирует, в каком направлении двигаться.
Семейные:
- дефицит родительской любви, нехватка внимания;
- равнодушие;
- неправильное воспитание, отсутствие нравственных и моральных ценностей;
- несправедливость;
- вседозволенность, избалованность, полная бесконтрольность;
- физическое насилие, жестокие наказания;
- слишком большое количество запретов и ограничений, чрезмерный контроль;
- отрицательный пример со стороны взрослых;
- агрессия родителей по отношению друг к другу, драки и ссоры между ними.
Социальные:
- стремление самоутвердиться;
- страх несостоятельности;
- желание привлечь к себе внимание;
- влияние толпы;
- желание быть как все;
- мода в соцсетях на видеоролики с драками, избиениями, издевательствами, погоня за лайками.
Техногенные:
- мультфильмы со сценами жестокости;
- компьютерные игры, где убийство — норма;
- открытое обсуждение громких скандалов на тему детской жестокости в СМИ;
- сцены насилия в фильмах, видеороликах;
- увлечение боевиками и «ужастиками»;
- отсутствие родительского контроля за контентом, который просматривают дети.
Педагогические:
- педагогическая запущенность;
- равнодушие учителей к буллингу, отсутствие ответных мер, а иногда и поощрение.
Психические:
- конфликтный характер;
- гиперактивность (выброс энергии);
- низкая самооценка;
- холерический темперамент;
- возбудимый тип нервной системы;
- садизм;
- склонность к манипулированию.
В научной среде ведутся споры о том, может ли жестокость иметь наследственную, генетическую, врождённую природу. Одни категорически отрицают данный факт. Другие приводят в пример исследования, проводившиеся над убийцами, которые выросли в благополучной семье и были достаточно успешны в школе и среди сверстников. У большинства из них были обнаружены аномалии головного мозга. На основании этого сделали вывод, что в таких людях с рождения заложена определённая генетическая программа поведения.
У дошкольников причинами жестокости чаще всего выступают любопытство и протест. Они ещё только знакомятся с окружающим миром, им интересно, как он устроен. Но ради этого они неосознанно совершают бесчеловечные поступки. Например, отрывают бабочкам крылья и наблюдают, смогут ли они без них летать. Нередко они делают больно другим из-за того, что возмущаются запретами или требованиями взрослых. Например, могут специально наступить кошке на хвост, потому что их попросили убрать за ней лоток.
Если родители не могут самостоятельно определить причину жестокости (не хотят признаться в собственной некомпетентности или поведение ребёнка продиктовано чем-то очень личным), не стоит отказываться от помощи психотерапевта.
Проявления
Во-первых, есть целый ряд тревожных звоночков, которые могут сигнализировать о склонности ребёнка к жестокости. Если родители своевременно их заметят и предпримут соответствующие меры, она не станет устойчивой чертой характера. Что указывает на зарождающуюся проблему:
- любит не просто командовать и руководить, но и манипулировать, устраивать интриги;
- шутки полны желчи и ненависти, зло высмеивает всех подряд;
- обзывается, вешает на людей ярлыки;
- делит мир на белое и чёрное, людей — на своих и чужих;
- чётко очерчивает круг общения, не подпуская к себе близко какую-то определённую категорию людей;
- постоянно кого-то осуждает, недоволен поступками других, видит в окружающих только плохое;
- редко выказывает сочувствие;
- равнодушно относится даже к самым милым животным;
- упрямство, своеволие, непреклонность, бескомпромиссность — основные черты характера.
Во-вторых, непосредственно сама детская жестокость может иметь разные формы проявления. Различают вербальную (обзывания, словесные издевательства, мат) и физическую (драки, толкания, кусания). Может быть направлена на разные объекты.
По отношению к другим детям
Чаще всего детская жестокость проявляется в школе и носит название буллинга. Большинство издевается над теми, кто младше и слабее. За счёт них они самоутверждаются в обществе, но при этом сами имеют низкую самооценку. Те же, кто воспитывался в семье как единственный избалованный и залюбленный ребёнок, которому всё разрешено, безжалостны даже к сверстникам.
По отношению к животным
Часто наблюдается у дошкольников и учеников начальных классов. Если ребёнка дома наказывают физически, он не может ответить и вымещает злобу на беззащитных животных. Подростки нередко участвуют в групповых издевательствах над кошками или собаками из-за влияния толпы или для размещения шокирующего видео у себя на страничке в соцсети, чтобы получить как можно больше лайков. Им кажется, что это «круто», что таким образом они приобретают авторитет в глазах других.
По отношению к взрослым
В последнее время участились случаи, когда дети демонстрируют неприкрытую жестокость по отношению к родителям. Факторов может быть множество. Если отец постоянно бил и унижал мать, повзрослевший подросток, накопив в себе негатив, способен избить и изувечить его в отместку. Если родители не обращали внимания на ребёнка, устраивали дома пьянки, издевались над ним, в конце концов он станет поступать с ними так же и даже хуже. Не так давно в СМИ получило огласку преступление 14-летнего мальчика. Он напоил мать и её сожителя (они много лет были алкоголиками и заставляли его бегать за водкой и закуской), жестоко избил их и поджёг квартиру.
Не только родители оказываются мишенями для детской жестокости. Бомжи, алкоголики, инвалиды, старики, немощные люди часто становятся объектами издевательств со стороны подростков. Так они вымещают свою злобу на мир взрослых, из-за которых им приходилось терпеть несправедливость.
Типичные проявления жестокости:
- получение почти физического удовольствия от чужой боли и мучений;
- немотивированная агрессия, конфликтность, бескомпромиссность;
- предпочтение отдаётся играм и фильмам с насилием и убийствами;
- ненависть по отношению к большинству окружающих людей и животным;
- манипулирование близкими людьми;
- отсутствие жалости и сочувствия;
- в драке не могут остановиться;
- непроизвольные гримасы злобы и ненависти;
- отсутствие самоконтроля.
Обычно детская жестокость видна невооружённым глазом. Родителям и учителям нужно лишь быть внимательнее к поведению детей и не скрывать случаи её проявления.
Что делать
Шаг 1
Не делать вид, что всё в порядке, не игнорировать ситуацию. Детская жестокость — серьёзная проблема, которую необходимо срочно решать, чтобы не испортить жизнь ни своему ребёнку, ни его окружающим. Самим себе признаться в том, что упустили какие-то моменты в воспитании, которые теперь придётся исправлять.
Шаг 2
Постараться выяснить причину. Если получилось, начать методичную работу по её устранению.
Шаг 3
Пересмотреть стиль воспитания:
- наблюдать за поведением ребёнка во время игр, пресекая любые проявления жестокости;
- отслеживать публикации в соцсетях, чтобы своевременно увидеть первые тревожные звоночки: кровавые рисунки, сцены насилия и убийств, видеоролики с драками и издевательствами;
- не наказывать, не бить, не кричать — только воспитательные беседы ровным, спокойным тоном;
- больше времени проводить в семейном кругу, открыто разговаривать, доверять;
- искренне интересоваться его увлечениями, друзьями;
- направить энергию в мирное русло: записать в кружок, увлечь рыбалкой, спортом, путешествиями (хорошо помогает арт-терапия);
- научить находить компромиссы, быть более толерантным;
- завести домашнее животное, делегировать ребёнку уход за ним;
- исключить проявления агрессии в семье.
А самое главное — надо прививать такие качества, как милосердие, доброта, сочувствие, жалость, сострадание. Для этого — тщательно подбирать книги и фильмы. После чтения и просмотра устраивать совместные обсуждения: какие герои отрицательные, а какие — положительные; что руководило их поступками; на кого стоит быть похожим, а кто из них плохой пример для подражания и т. д.
Шаг 4
Поговорить об этом с учителями, школьными психологами. Если ситуация слишком запущена (жестокость граничит с садизмом), необходимо психотерапевтическое лечение.
Детская жестокость — не только личная боль столкнувшихся с ней родителей, но и актуальная социальная проблема. И она требует повышенного внимания со стороны взрослых во избежание дальнейшей деградации личности и увеличения криминальных элементов современного общества.
Читайте также: Компьютерная зависимость у детей
Вам также может быть интересно:
Источник
«Почему он это делает? Мы его этому не учили!»
Первые проявления жестокости у ребёнка можно заметить примерно в полтора года. Малыш просто-непросто не задумывается о том, что наносит вред, поскольку не способен в этом возрасте «примерить» на себя чужую боль.
Это начинает развиваться примерно к 3 годам (у кого-то позже). Он уже начинает разделять существ на живых и неживых. А к 5-7 ребёнок уже может контролировать свои порывы к жестокости.
То есть до этого возраста ребёнок слишком подвержен импульсам, идущим из головы. Как именно: к примеру, ему хочется взять игрушку – он берет, ему захотелось схватить кошку за хвост – он хватает и т.д.
В этот период развития ребёнка перед родителями стоит важнейшая задача – не только контролировать действия своих детей, но и сделать так, чтобы проявления жестокости не остались подавленными желаниями, которые в будущем, когда он станет взрослым, ему захочется воплотить в жизнь.
Какие правила стоит запомнить родителям, чтобы не вырастить ребёнка жестоким?
1. Ценность жизни с пелёнок.
Если малыш будет чувствовать себя любимым и дорогим для своих родителей, то он сможет осознать ценность человеческой жизни (своей и других людей).
2. Чувства других людей.
Если малыш будет видеть страдания матери (например, отец распускает руки) или сам подвергаться насилию, то в его голове так и засядет, что это вариант нормы.
3. Гуманность к живому начинается с малого.
Как губка ребёнок впитывает поведение своих родителей. Если они сами не так бережно относятся к живой природе, то стоит ли сомневаться в том, что малыш не будет вести себя аналогично?
4. Не уставать с ребёнком говорить.
Мы, родители, как я уже неоднократно говорила, – проводники наших детей во взрослую жизни. Наша первая задача – познакомить их с миром.
Ребёнок потянулся рукой к кошечке? Учим взаимодействовать правильно! Кошечку мы гладим, нежно. Замахнулся на кошечку? Останавливаем и объясняем, что кошечку бить нельзя, кошечке будет больно.
5. Схема «Дашь на дашь» не работает!
Некоторые родители ошибочно полагают, что ребёнку надо обязательно давать такую же ответную реакцию на его «плохое» поведение. То есть ударил маму по лицу? Мама – его в ответ. Пусть знает, как это БОЛЬНО.
В этой ситуации три исхода – 1) ребёнок «всё поймёт», 2) ребёнок пугает и становится тревожным, 3) ребёнок бьёт в ответ и дерётся до первой крови.
Какой именно исход будет – не сможет предугадать никто. А стоит ли рисковать?
6. Исключить игнор проявления жестокости.
Нельзя закрывать глаза, – вот нельзя! Сегодня ребёнок издевается над животным, а завтра его жертвой станет другой ребёнок.
К примеру, малыш хочет узнать, что у аквариумной рыбки внутри, разрезав её. Если позволить сделать это – вы удовлетворить интерес, рыбка будет «смешно» извиваться (вероятно ребёнку понравится за этим наблюдать). В дальнейшем ему станет интересно, как устроен щенок… Продолжать не хочется.
Если не позволить ребёнку порезать рыбку (объясняя, конечно, что рыбке будет больно и она умрёт), то интерес к тому, как она устроена изнутри не пропадёт. Зато можно вместе посмотреть картинки в книжке или адаптированные видео-уроки – таким образом интерес будет удовлетворен.
7. Наказание за жестокость.
Когда дети становятся старше, они могут проверять правила, установленные взрослыми, на прочность.
Ему запретили во дворе стрелять в кошек из рогатки? А он всё равно это делает. Проигнорировали? Значит, правило не такое уж твёрдое, его можно нарушать. И так далее.
Лично я придерживаюсь мнения, что проявления жестокости нужно пресекать сразу. Если молча наблюдать – сработает спусковой крючок, назад вернуться будет сложно.
8. Направить агрессию в нужное русло.
То есть найти альтернативу, куда деть негативную энергию.
Помочь ребёнку справить с агрессией – это, конечно, тема для отдельной статьи. В этой я укажу один из способов – установить дома Детский дарст (у которых вместо дротиков – шарики с липкой лентой). Это замечательный способ справиться со своими эмоциями.
Когда обращаться к психологу?
Если в 2,5 – 3 года ребёнок постоянно находится в состоянии агрессии.
Если Вы чувствуете, что не понимаете, как реагировать на проявления жестокости у ребёнка, не знаете, как себя вести (детские психологи работают не только с детьми, но и с их родителями), если ребёнок внезапно стал жестоким (необходимо проверить, не подвергался ли он сам насилию).
Как вы реагировали на детскую жестокость? Встречались ли Вам по-настоящему жестокие дети?
Если статься понравилась, нажимайте «палец вверх» и подписывайтесь на мой канал.
Благодарю за внимание!
Источник
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 1-3 года
- 3-7 лет
- 7-12 лет
Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос добрым, отзывчивым и неконфликтным. И если вдруг их чадо внезапно становится агрессивным, дерется со сверстниками, замахивается на маму с папой и в приступах гнева начинает кричать, ломать игрушки и топать ногами, родители оказываются к этому просто неготовыми. «Я-родитель» расскажет о причинах агрессии, о том, как ее предупредить и как вести себя, если вы начали замечать ее проявления.
Причины детской агрессии
Некоторые проявления агрессии вполне вписываются в естественный этап взросления. Дети очень эмоциональны, и в большинстве случаев они просто не умеют сдерживать себя и свои порывы. На непозволительные действия их толкает обида, а о том, поступают ли они правильно и что может повлечь за собой их поведение, они просто не задумываются. Например, ребенка в садике толкнул его сверстник, и он, недолго думая, толкает его в ответ. Завязывается драка, а когда воспитатель пытается разобраться в том, что произошло, слышит лишь: «Он меня ударил, и я его ударил!».
Очень часто агрессивность развивается у детей, в семье которых считается нормой физическое наказание за любую провинность или где родители часто ссорятся, громко ругаются, а иногда и дерутся при ребенке. Дети по своей природе очень наблюдательны, и, если они видят, что люди, которые являются для них образцами поведения – мать и отец – позволяют себе общаться на повышенных тонах, сыпать оскорблениями и даже поднимать друг на друга руку, они начинают думать, что такое поведение является нормой, даже если сами родители постоянно твердят об обратном.
Еще одной причиной жестокости у детей является трусливость. Чужая жестокость вызывает аналогичную ответную реакцию. Если над ребенком издеваются сверстники, и он долгое время является объектом жестокости, рано или поздно у него появляется мысль наказать своих обидчиков их же способом, и это часто приводит к трагическим последствиям.
Часто агрессивное поведение провоцирует вседозволенность со стороны родителей. Если ребенок никогда не слышит слова «нет», у него складывается убеждение, что ему все можно и что все вокруг ему что-то должны. Он чувствует себя безнаказанным и проявляет агрессию тогда, когда ему этого хочется.
1-1,5 года
В этом возрасте основной причиной агрессии становится недовольство ребенка любыми ограничениями и запретами. Малыш упрямится, отказывается от еды, не хочет спать, постоянно плачет. Родителям стоит доходчиво, но четко объяснять каждое свое «нет», поддерживать свой авторитет в глазах ребенка, но ни в коем случае не применять силу и не трясти ребенка. Не реагируйте на его капризы фразой «поплачет и перестанет!», сразу приходите ему на помощь, как только услышите плач.
1,5 – 3 года
С полутора до трех лет агрессия ребенка связана с периодом его самоидентификации. Ребенок впервые начинает ощущать себя самостоятельной личностью, но еще не может обходиться без родительской помощи, из-за чего его желания и потребности зачастую конфликтуют с родительской волей. Выражается это в криках, бросании игрушек, щипании, царапании, попытках укусить и ударить взрослого.
В этот период родителям важно не подавлять детскую ярость, а дать ей возможность выплеснуться. Нельзя смеяться над малышом или отвечать на его действия агрессивно. Необходимо отвлечь ребенка игрой или перевести его внимание на другие интересные занятия, призвать его к правильному поведению спокойно и доброжелательно, но при этом твердо.
3-6 лет
Это очень сложный возраст. Дети постоянно проявляют любопытство и всеми доступными способами познают окружающий мир, их переполняет энергия. При этом они начинают ревновать свою маму к другим людям: посторонним детям во время прогулки, к гостям и даже к младшим братьям и сестрам. Агрессия в этот период выражается в частых капризах, плаче, желании сделать все назло. Ребенок может использовать бранные слова, чтобы спровоцировать родителей.
Бороться с агрессией в таких случаях нужно спокойно, без криков и повышения голоса. Не стоит поддаваться на детские провокации, но и полностью игнорировать такое поведение тоже нельзя. Нужно больше разговаривать с ребенком, просто и доступно, с чувством юмора объясняя ему, как нужно себя вести. Не стоит читать ему нотации и призывать к морали, поскольку это приведет лишь к усилению агрессии.
7-12 лет
В этот период многим детям свойственна естественная возрастная агрессивность, которая проявляется, как правило, в конфликтах, перебранках и драках со сверстниками. Родителям в это время нужно постараться направить энергию ребенка в позитивное русло: на подвижные игры, занятия в различных кружках и секциях. Надо учить своего ребенка проявлять эмоции не через физическую силу, а через слова, объяснять ему важность социальных ценностей. Также стоит следить за тем, какие телепрограммы смотрит ребенок, в какие игры играет на компьютере, и по возможности оградить его от передач и игр со сценами чрезмерной жестокости.
Если агрессия ребенка выходит за естественные возрастные рамки, обязательно нужно обратиться за помощью к детскому психологу, чтобы понять истинные причины такого поведения и принять соответствующие меры.
Как предупредить агрессию?
Профилактика лучше, чем лечение – эта истина работает и в отношении агрессивности. Чтобы ваш ребенок не вырос жестоким, с первых лет жизни внушайте ему, что агрессивность всегда будет наказана. Разумеется, вы не должны отвечать агрессией на агрессию и хвататься за ремень, но если ребенок “распускает руки”, говорить с ним на эту тему надо жестко.
Личным примером показывайте малышу, как нужно себя вести. Не выясняйте отношения при ребенке, не кричите друг на друга, не устраивайте скандалов. Не отзывайтесь нелестно в присутствии ребенка о своих знакомых, и тем более не стройте никаких «планов мести».
Реализуйте активность ребенка в подвижных и коллективных играх, но лучше, если это будут не какие-либо единоборства. Развивайте у ребенка чувство юмора, научите его бороться со вспышками гнева с помощью релаксации и визуализации, читайте ему хорошие книги и показывайте поучающие мультфильмы, агрессивные герои в которых всегда получают наказание или пересматривают свое поведение и становятся добрыми. Больше разговаривайте с ребенком, просите его делиться любыми эмоциями – и позитивными, и негативными, вместе анализируйте ситуации, которые происходят с ним в детском саду и школе, чтобы он чувствовал, что вы всегда его поддержите и поможете найти выход из сложного положения.
Виктория Котлярова
Дети не могут управлять своим гневом и идти на уступки. «Я-родитель» предлагает вам пройти тест на определение уровня конфликтности своего чада и узнать, какая помощь нужна ему со стороны взрослых.
Пройти тест
Источник