Зеркало и развитие ребенка

Зеркало и развитие ребенка thumbnail

Рано или поздно у каждого малыша происходит знакомство с зеркалом. Если верить таким признанным авторитетам в области детской психологии и развития, как Мерилин Сигал “Ребенок играет: от рождения до года”, то подобное знакомство маме с малышом полезно провести уже в двухмесячном возрасте.

Мерилин Сигал предлагает повесить недалеко от детского столика зеркало, время от времени переодевать ребенка перед ним и играть с ним в игру “Посмотри в зеркало”. Как показывает практика, дети реагируют на зеркало и свое отражение в нем по-разному. Кто-то замечает себя сразу и начинает с интересом рассматривать. Кто-то даже не смотрит на отражение и стремится заняться чем-то другим. Однако рано или поздно малыш начинает проявлять интерес к своему отражению: сначала удивляется, потом восхищается, а по мере того, как он становится старше, игра с зеркалом доставляет ему все большее удовольствие.

Большинство психологов относят период активных игр с зеркалом к возрасту от 7 месяцев до 1,5 лет. Восторг и ликование ребенка, его бесконечные опыты с зеркалом на этом этапе связаны с самоидентификацией и развитием способности смотреть на себя со стороны, что в конечном итоге является частью процесса формирования личности. Наблюдая за ребенком восьми месяцев, вы заметите, что он признает в зеркальном образе нечто, что касается его непосредственным образом, является ему в качестве реальности, которая как-то скоординирована с его собственным поведением: жестикуляцией, мимикой, движениями и т.п. Ребенок криком и мимикой показывает свой интерес именно к этому объекту, он захвачен постоянно возобновляемой игрой с зеркалом, он наблюдает за повторением собственных движений и мимики в зеркале, играет со сменой местонахождения, а иногда даже проявляет “личные” чувства по отношению к своему отражению, например, целует его. Все это позволяет говорить об “узнавании” себя в зеркале. По всей видимости, в психике ребенка в этот момент происходит открытие возможности связать между собой разрозненные, фрагментарные переживания самого себя и собственного тела, которыми он располагал до этого момента, в единое, целостное телесное пространство.

Безусловно, игра с зеркалом — лишь одна из возможностей проявиться для той тенденции, которая уже наметилась в развитии ребенка. Не нам судить, как развивались бы дети, если бы люди не пользовались зеркалами в повседневной жизни, но, скорее всего, восьмимесячные малыши нашли бы какой-нибудь непредсказуемый способ установления собственной идентичности. Как раз в этом возрасте ребенок начинает ощущать себя как целостность, как существо, имеющее имя, тело, разум, восприятие. Зеркало в данном случае помогает ему связать внутренние ощущения с видимым целостным образом и положить начало психической работе, свойственной исключительно человеку. Впервые для ребенка возникает “Я”, хотя это “Я” еще не является “сформулированным” для него. Для сравнения: “пристрастность” и субъективность по отношению к образу, которые проявляет семи-восьмимесячный ребенок, ярко контрастирует с безразличием, проявляемым, например, детенышем шимпанзе, тоже замечающим свой образ в зеркале, но практически сразу теряющим интерес к этому объекту, поскольку этот объект не способен напрямую взаимодействовать с ним. У шимпанзе отсутствует осознание себя, ребенок же в своих первых играх с зеркалом себя постулирует. Да, он осознает себя как личность гораздо позже, но психофизическая основа для этого осознания заложена уже сейчас. Это различие между животным и человеком выглядит особенно поразительно, если учесть, что семимесячный ребенок в своем инструментальном интеллекте отстает от шимпанзе, которую догонит только примерно к одиннадцати месяцам.

По мере взросления у ребенка изменяется реакция и поведение перед зеркалом. Чтобы проиллюстрировать эти изменения, приведем исследование, проведенное американскими учеными Льюис и Брукс-Ганн (описано в книге Г. Крайга “Психология развития”). Для того чтобы проследить прогресс в развитии самопознания ребенка, они провели с детьми разного возраста несколько экспериментов с зеркалом. Согласно результатам этих исследований, развитие самопознания в раннем детстве обнаруживает ряд стадий.

До 6 месяцев детей явно привлекает образ малыша в зеркале, но непонятно, узнают ли они свое собственное изображение (это трудно проверить). Иногда 6-месячные дети сознают, что их собственные движения соответствуют тем движениям, которые они наблюдают в зеркале.

Между 7 × 11 месяцами младенцы способны понять различие между собственным изображением в зеркале и зеркальными образами других людей, явно отличающихся от них, например ребенка старшего возраста или взрослого. В этот период дети начинают связывать конкретные особенности внешности с чувством “Я”. Тем не менее, иногда ребенок этого возраста может ползать вокруг зеркала, пытаясь найти “другого” малыша. Если исследователь поставит губной помадой красную метку на носу малыша, тот ее заметит, но станет показывать на нос в зеркале, а не на свой собственный.

Примерно в 12 — 15 месяцев начавшие ходить дети уже более не нуждаются в каких-то внешних подсказках, чтобы установить связь между малышом в зеркале и собой. То есть они понимают, что видят свой собственный образ. Теперь, если исследователь поставит на носу ребенка красную точку, последует типичная реакция: малыш укажет на свой нос, отвернется от зеркала, опустит глаза, улыбнется, и будет выглядеть смущенным.

К 2-м годам познание себя расширяется еще больше и включает не только знание своей внешности, но и осознание того, чем сам ребенок занимается. Так, двухлетний ребенок, прихорашиваясь перед зеркалом, любуется собой, а если видит на губах молочные “усы”, — смеется и стирает их. После 2 лет дети ведут себя перед зеркалом так же, как взрослые.

Данные этого исследования говорят о том, что восприятие ребенком своего зеркального образа развивается от идентификации с ним до осознания того, что отражение — это не он сам. Ребенок начинает учиться смотреть на себя со стороны. Этот процесс отражает, в конечном счете, таящееся в глубинах психики человека противоречие, которое стало камнем преткновения для философии и получило множество имен и трактовок. Как писал Ж. Лакан, при встрече с зеркалом ребенок “присваивает” себе свой образ, “проверив” путем бесконечных манипуляций и экспериментов, что этот образ — его собственный. Соответственно, этот образ тела становится для ребенка той матрицей, которая формирует его дальнейшие представления о себе. Внешний образ становится основой для развития внутреннего восприятия и мышления: отныне малыш будет “представлять” себя в определенном образе. При этом собственный образ ребенка будет изначально отчужден от него, так как в скорости он откроет, что это только образ (к тому же, обратный), а не он сам. В какой-то момент подрастающий ребенок осознает (и это будет уже следующий этап его развития) свое несоответствие собственной реальности.

Все описанные этапы — лишь естественный ход развития психики маленького человечка. Однако многие дети в результате самых разных нарушений в ходе этого процесса теряют связь со своим телом, а значит, и с частью своей личности. Они не могут воспринять свои переживания, блокируют их в своем теле и подсознании. Развитие умственных способностей (“разумной” и “социальной” личности) оказывается оторванным от развития тела (личности “телесной” и “эмоциональной”). Для восстановления контакта со своим телом и эмоциями существует множество упражнений, в том числе (как ни парадоксально) с зеркалом. Это чаще всего упражнения на развитие эмоциональной сферы, когда с помощью зеркала ребенок учится осознавать свои эмоции, их телесное выражение, и посредством этого, соединяться со своими чувствами и телесными переживаниями.

Само по себе тело является одновременно и “внешним” и “внутренним” объектом. Внешним — поскольку оно подвергается воздействию окружающего мира как любой другой предмет, внутренним — поскольку является “вместилищем” чувств и состояний конкретного человека. В нашей культуре внимание больше всего уделяется развитию “социальной” личности, которая, на самом деле является отчужденным, “вторичным” “продуктом” и к человеку как таковому отношение имеет лишь опосредованное. Чтобы помочь малышу избежать нарушений в психологическом развитии, нужно помочь ему установить полноценный контакт со своим телом. Существует много методов, помогающих это сделать. Это массаж, йога, кинезотерапия.

Итак, когда вы снова увидите малыша перед зеркалом, то уже будете знать, что интересная игра и необычное поведение ребенка перед ним — не что иное, как отправная точка в развитии самосознания ребенка. Не упустите этот момент. И вы многое сможете понять в своем ребенке, а главное — сможете помочь ему в дальнейшем развитии его личности.

Вера Берёзова, Анна Ершова

Статья предоставлена магазином развивающих игр и игрушек “Умный ребенок”

Источник

Интерес малыша к зеркалу проявляется еще в раннем возрасте. Не думайте, что это праздное любопытство. Именно обычное зеркало является не просто игрушкой, а играет огромную роль в развитии ребенка.

Ребенок до года
Примерно к 3-4 месяцам ребенок начинает проявлять первый интерес к зеркалу. Подвесьте его к кроватке или прикрепите к развивающему коврику, на котором проводит время кроха. Он с интересом будет вглядываться в отражение, разглядывая свои глазки, носик, ротик. Сейчас малыш видит перед собой только интересного человечка, не более.

В 4-5 месяцев кроха радуется, увидев себя в зеркале — гладит себя, хлопает по стеклу, тянет ручки к зеркалу, эмоции выражает в виде радости и взвизгивания. Однако кроха не в силах понять, что это отражение является его собственным. Радость вызывает не только появление своего отражения, но и маминого. Попробуйте показать крохе в зеркало игрушку. Ребенок обрадуется ее появлению, будет тянуть к ней ручки, пытаясь ее схватить. Осознание того, что она рядом еще нет.

К 6-7 месяцам ребенок может подолгу сидеть возле зеркала, рассматривая уже не только свое лицо, но и части тела. Сейчас крохе нравится видеть, как его «веселый друг» повторяет за ним все движения и жесты: ребенок улыбается и он ему в ответ, кроха делает движение ручкой – и он тоже.

Ребенок от 1 года до 2
В возрасте одного года кроха по-прежнему воспринимает зеркало, как хорошего друга. С ним он лепечет, улыбается ему. Может рисовать по нему красками.

Только к 1,5 годам ребенок начинает осознавать, что отражение в зеркале – это он сам. Чтобы проверить, произошло ли осознание своего отражения, проведите небольшой тест. Нарисуйте пятнышки на лице крохи пальчиковыми красками или помадой. Отпустите малыша побегать возле зеркала. Если ребенок, увидев свое отражение в зеркале, будет пытаться дотронуться до пятнышек, тереть их, значит ваш малыш осознает видимое отражения, как свое. Если же нет – т.е. ребенок продолжает играть со «своим другом» как обычно, значит осознание не произошло. Однако не стоит расстраиваться по этому поводу. Помните, что даже сейчас зеркало выполняет огромную роль – развивает социальную активность малыша.

Многие психологи говорят, что развитие самосознания – это одна из сложных способностей. И это важная ступенька в развитии ребенка. Эти новые для ребенка эмоции и ощущения играют важную роль в формировании будущей самооценки.

Можно ли повлиять на развитие самосознания ребенка?
Да, можно. Первое зеркало для крохи – это лицо его родителей. Показывайте крохе веселые рожицы, издавайте различные звуки, изображайте мимику. Это не просто шутка или забава. Это важный пункт развития. Благодаря таким играм малыш начинает понимать, что у него есть свое собственное лицо, отдельное от мамы или папы.

Ребенок от 2 до 3 лет
В этом возрасте ваш ребенок уже многое умеет делать самостоятельно. Зеркало – хороший способ научить ребенка элементарным правилам гигиены — причесываться, умываться. Повесьте зеркало в детской на уровне ребенка, чтобы он часто мог обращать на себя внимание. Ведь кроха может видеть себя самым разным – расстроенным, с капающими слезками, улыбающимся, измазанным вареньем. Кроме всего, малыши в этом возрасте копируют движения, мимику родителей, их жесты. Конечно – мама и папа эталон для подражания!
Таким образом, зеркало играет важную развивающую функцию для ребенка почти с самого рождения для формирования правильной самооценки, мнения о себе, как отдельной личности. Попробуйте понаблюдать за вашим ребенком возле зеркала – оно может о многом вам рассказать.

Источник

Зеркало издавна служило поводом для различных суеверий. Одно из таких суеверий гласит: младенцам (детям до года) ни в коем случае нельзя смотреть на себя в зеркало. Правда ли это, или всего лишь глупый вымысел?

Стремясь защитить своего малыша от всевозможных “опасностей”, родители часто вспоминают различные поверья и приметы. Одна из таких примет гласит, что младенцам (детям до года) ни в коем случае нельзя смотреться в зеркало. На чем основано такое мнение? Существует реальная опасность или это всего лишь предрассудки людей? А если это все-таки выдумка, то когда и как это можно показать младенцу зеркало?

ребенок смотрит в зеркало

Зеркало с далеких времен считается магическим предметом, имеющим связь с потусторонним миром. Славянские же народы и вовсе были убеждены, что детям до одного года вообще не следует смотреться в него. Последствия, по их мнению, могли быть плачевными: заикание, пугливость, задержка развития речи, запоздалый рост зубов, косоглазие и болезненность. К тому же славяне считали, что если ребенок посмотрится в зеркало, он «проглядит» свое будущее счастье, а негативная энергия, накопленная в зеркале, способна перейти в его душу, отчего она может покинуть его и перенестись в зазеркалье. С чем это связано, в поверье не рассказывается. Но самое удивительное это то, что среди других народов подобных суждений о зеркале и его влиянии на развитие ребенка нет.

А что думают специалисты

Наукой фактов, подтверждающих негативное влияние зеркала на здоровье детей, доказано не было. Современный человек окружен большим количеством различных предметов, имеющих потенциальную опасность для его жизни. Зеркало никак не относится к их числу, если только оно не разбитое и не способно травмировать ребенка. Иного «пагубного» влияния за зеркалом не замечалось. Напротив, своим запретом смотреться в зеркало, вы лишаете своего малыша возможности познавать мир и проявлять интерес ко всему окружающему.

Трехмесячный малыш уже способен обращать внимание на находящиеся в его поле зрения вещи. Он с любопытством изучает лицо своей мамы, рассматривает игрушки и разглядывает обстановку в комнате. Зеркало не является исключением. Для ребенка это абсолютно такой же предмет окружения, как и занавески на окнах. Поэтому не стоит нервничать и переживать из-за каких-то выдумок и примет. Лучше подумайте, как правильно познакомить своего малыша с зеркалом и своим отражением в нем.

Играем с зеркалом

При помощи зеркала вы можете научить малыша не только изучать свою внешность, но также и ориентироваться в пространстве.

Возьмите малыша на руки в вертикальном положении и приблизьте его лицо к зеркалу на расстоянии не меньше, чем 30 см. Это нужно для того, чтобы малыш мог сконцентрировать свой взгляд на отражении, так как объекты, расположенные очень близко к нему, кажутся ему немного расплывчатыми.

После того, как он «поймает» отражение, улыбнитесь ему в зеркале и скажите: «Привет. Это я, твоя мама. Видишь, какая я у тебя. Смотри, какие у меня глазки. Я умею открывать и закрывать их. А еще могу поднимать бровь, вот так. Погляди, как у меня это получается». Вы обязательно должны проделывать все то, о чем говорите ребенку. Следите, чтобы он улавливал все ваши движения.

Попросите своего кроху показать пальчиком, где мама. Потом спросите его: «А где ты, Сашенька (Никита, Оля, Дима)?». Если ребенку трудно понять, что вы от него хотите, возьмите его пальчик и покажите сами. Играть так можно несколько раз в день. Помните, от вас должна исходить только мягкая и теплая интонация. Такая интонация должна всегда сопровождать малютку, когда вы держите его на своих руках.

Важно!

  • Подобные игры можно устраивать только в случае хорошего самочувствия ребенка, приблизительно через час после еды;
  • Предметы вблизи малыша кажутся ему размытыми. Старайтесь располагать их на расстоянии его вытянутой руки, тогда ему будет хорошо их видно;
  • Детям очень интересно играть с различными предметами, контуры и края которых кривые или изогнутые.

Трёхмесячный малыш и зеркало:

Каким видит наш мир малыш

Зрительные способности новорожденных начинают развиваться с момента их рождения.

  • Если малышу всего от 1 до 3 месяцев он может сфокусировать свой взгляд только на предмете, удаленном от него на расстоянии не менее 25-30 см;
  •  С 4 месяцев он активно реагирует на подсвеченные или немного освещенные предметы;
  • В 6-7 месяцев ребенок живо интересуется отражением в зеркале других лиц. Он с интересом приближает свое лицо к зеркалу и пытается дотронуться до его поверхности пальчиками, «разыскивая» забавного малыша-двойника с тыльной стороны зеркала;
  • С 8 месяцев малыш отчетливо понимает разницу между своим отражением в зеркале и отражением других лиц.

зеркало-и-ребенокПсихологи считают, что одним из способов самопознания и развития ребенка как раз является изучение им своего отражения в зеркале. Малыш видит себя, пытается понять, что же он собой представляет и как двигается его тело. Зеркало может быть неплохим помощником, чтобы показать ребенку, что он запачкался и как это некрасиво выглядит со стороны. Это поможет развитию его внутреннего восприятия себя со стороны, а также влияет на развитие его мышления.

Специалисты в области психологии для диагностики или лечения каких-либо психосоматических заболеваний зачастую используют зеркало. С его помощью можно выявить многие проблемы и болезни психического характера у маленьких деток. К примеру, дети, страдающие аутизмом, плохо улавливают связь между собой и своим отражением в зеркале. Этап восприятия себя происходит у них гораздо позже.

Различные приметы и суеверия, связанные с зеркалами

Зеркало, как никакой другой предмет домашнего обихода, наиболее часто связывают с потусторонним миром. Взять, к примеру, святочные гадания, во время которых при помощи зеркал молодые девушки пытались узнать свою будущую судьбу, «встретить» своего суженого. Еще наши предки считали, что зеркальная поверхность – это своеобразная грань между реальным и загробным миром. Было поверье, что если эту грань разбить или повредить, непременно случится что-то ужасное. Это навлечет несчастье на тех, кто разбил его или на того, кто смотрелся в разбитое зеркало.

Возможно, такое суеверие связано с тем, что в далекие времена изготовление зеркал было связано с большими материальными затратами. При их производстве использовались дорогие металлы – золото, бронза, серебро, олово  и медь. Приобрести зеркала могли лишь высокопоставленные чины. Даже для особей королевского рода покупка зеркал была особым событием, на это требовалось много денег из казны.

Что же касается суеверия, которое запрещает детям до одного года смотреться в зеркало, можно сказать однозначно – никакой опасности зеркало для ребенка не представляет. Есть мнение, что подобная примета произошла из-за особенностей изготовления зеркал в XVI веке. Именно в то время мастера по изготовлению зеркал научились делать их плоскими. Для того чтобы стекло хорошо отражало, в его сплав стали добавлять ртуть. Если ребенок постоянно находился возле такого зеркала, то риск отравиться ее парами был очень высок, а это приводило к тому, что он плохо себя чувствовал, не спал, постоянно плакал.

В наше время зеркала делают из безопасных для здоровья человека материалов, поэтому о подобных приметах и суевериях можно забыть. Детские психологи уверены, что зеркала нужны для развития ребенка точно так же, как кубики, игрушки, машинки и пирамидки. С 2-х месяцев можно начинать безбоязненно «знакомить» своего малыша с таким интересным предметом, как зеркало. Главное, чтобы оно было целым и небьющимся. Сейчас изготавливают специальные детские зеркала, которые отличаются своей прочностью и устойчивостью к ударам.

Памятка родителям:

  1. look at meМалыш должен смотреться в зеркало и проявлять к нему интерес. Если он радостно агукает, машет ручками и заглядывает в него, значит, с развитием все в порядке.
  2. Если случилось такое, что малыш по непонятной причине испугался своего отражения, не паникуйте. Скорее всего, его первый опыт «общения» с зеркалом был не совсем удачным. Сделайте перерыв, «забудьте» о зеркале на недельку-другую. Если спустя время ваш малыш будет пугливо вздрагивать при виде своего отражения, обратитесь к детскому невропатологу. Ничего страшного нет, просто вам необходимо мнение специалиста по этому поводу. Быть может, маленький кроха просто испугался размеров зеркала или вы поднесли его слишком близко к нему. Рекомендуем брать игрушечное небьющееся зеркальце, которым снабжены многие игровые коврики, рассчитанные на деток до года и старше.
  3. Обязательно находитесь рядом с малюткой в тот момент, когда он смотрится в зеркало. Это позволит вам наблюдать за ним, а малыш будет чувствовать себя комфортнее, когда вы рядом. Ведь у него происходит важный этап в жизни – он знакомится с собой и познает мир.

Трогательный ролик: Малыш и зеркало. Ребенок впервые увидел свое отражение

История маленького Данила

ребенок играет с зеркаломСветлана, мама двухлетнего Данилки:

«Данил увидел себя в зеркале, когда ему было три месяца. Я хотела сделать это раньше, но прислушалась к мнению моей бабушки, которая считала, что до крещения смотреться ребенку в зеркало нельзя. Так случилось, что нам подарили погремушку, на которой было зеркальце, но очень маленького размера. Данил явно заинтересовался этой погремушкой и приблизил ее к себе. Он увидел в отражении зеркальца свой глаз (ничего больше туда не помещалось). Весь этот процесс сопровождался радостным лепетанием.

Месяц спустя я поднесла Данила к зеркалу в коридоре. Оно было не очень большое, в нем могла отражаться только голова и плечи. Он заагукал, стал подпрыгивать на моих руках. Тогда я решила перевесить это зеркало над пеленальным столиком. Каждый раз после того, как Данил «переодевался», он старался заглянуть в него и посмотреть, что делает «другой Данил».

Шестимесячный Данил уже стал подползать к моему шкафу, в котором зеркало было на всю его длину. Он стал таскать к нему игрушки, чтобы посмотреть, как они отражаются в зеркале. Это зрелище его очень забавляло, подобные игры продолжались довольно долгое время.

Сейчас Данилу уже 2 года. Он прекрасный малыш во всех смыслах этого слова. Он болтает без умолка, зубы у него растут своевременно, болеет нечасто и вообще растет настоящим крепышом. Поэтому я уверена, что моя бабушка все-таки была неправа, но знать ей об этом, я думаю, совсем необязательно!».

Вот что говорят мамочки с форумов:

Мои родители ругают меня когда я подношу свою 3-х месячную дочку к зеркалу, говорят что ребенка нельзя показывать в зеркало до года. Почему? Это предрассудки или есть вполне объяснимая причина?

>>> Ерунда, я свою подносила, всё в порядке, кажется говорят, что ребенок испугается своего изображения.

>>> Тоже пыталась найти этому разумное объяснение…не нашла, говорят хуже спать будет, думаю что это все же предрассудки и пережитки прошлого))) я сыночка подносила к зеркалу с месяца где то, по немногу и пока никто не видит, что не спорить и не конфликтовать)))ему жутко нравилось,а сейчас побегает и целует его)))так здорово)))

>>> Я так думаю, что эта примета из тех времен, когда дома освещались лучинами. Там такие страшные тени по стенам метались, а что уж в зеркале отражалось – бррррр. Попробуйте в темноте перед зеркалом чиркнуть спичкой – обкакаетесь. Тогда это было справедливо, ребенок мог шок получить. Сейчас – бога ради. Но это только мои предположения. Если ваши родители нашли какое-то другое объяснение, более логичное, то мне было бы интересно его узнать

>> Бредятина какая. Наоборот советуют к зеркалу подносить что бы ребенок себя изучал, это способствует его развитию. Мой как себя в зеркале увидит, уже узнает, улыбается сразу.

>>> Да забейте вы. Страшилок этих море всяких. Сначала беременных всяким бредом пугают, потом мамашек. В зеркало не давай смотреть, волосы стриги-брей в год, лицо ребенку закрывай на улице, не давай в коляску заглядывать – сглазят, чего там еще есть из бредятины.

>> Я тоже про такое слышала. В книге прочитала, что во сколько-то месяцев ребенок уже узнает свое отражение в зеркале, наш с удовольствием разглядывал ноги с зеркальцами у развивающего банана, когда еще сидеть не мог, а потом подруга говорит, “Ты даешь ему смотреть в зеркало?! До года нельзя!” Почему нельзя не сказала, а я подумала, как тогда в несколько месяцев ребенок будет знать, как он выглядит?:-) Не пойму с чем связанно это суеверие. А от такого объяснения, что бояться будет, я долго хохотала (сквозь боль в горле) представляю, как жизнерадостный ребенок подползает к зеркалу и увидев себя в зеркале начинает истошно орать:-D От чего?!

>>> В классических книгах о развитии ребенка написано, что один из основных развивающих предметов в доме – это большое зеркало! А Вы представьте, как деть испугается, когда наконец-то, года через три, первый раз увидит себя в зеркале!

Читаем также: нужно ли стричь ребенка в год? Правила стрижки годовалых детей

12 зеркальных суеверий

Источник