Зеньковский о воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста
Русское зарубежье, включившие в себя цвет интеллигенции, эмигрировавшей из нашей страны в годы революции, оставило большое наследие в виде научных трудов, которые так долго были неизвестны русским читателям. Одним из направлений российской науки, возвращающейся к нам из русского зарубежья, является педагогика.
В отличие от советской школы, базировавшейся на принципах классовости и партийности, русская зарубежная педагогика во главу угла ставила ценность православия для образования, культуру, свободу личности и традиции дореволюционной школы. Для нее характерен подход к проблемам педагогики исходя из особенностей русского религиозного сознания, из неотделимости православия от русской национальной культуры и этики. Яркий представитель русской зарубежной педагогики – В.В. Зеньковский, протоиерей, профессор.
Родился В.В. Зеньковский 4 июля 1881 г. в Проскурове Подольской губернии (ныне г. Хмельницкий) в семье учителя. Поскольку его отец был одновременно церковным старостой, вся семья была верующей и церковной. В 1913–1914 годах слушал лекции в университетах Германии, Австрии и Италии. По возвращении стал профессором психологии в Киевском университете св. Владимира.
В 1920 году он уехал из страны и в эмиграции в разное время становился профессором философии Белградского университета, заведующим кафедрой экспериментальной и детской психологии Высшего педагогического института в Праге, заведующим кафедрой философии Парижского Православного богословского института. В 1920-е-1930‑е годы возглавлял одно из направлений педагогического общественного движения — Педагогическое Бюро по делам средней и низшей русской школы за границей. В 1942 году Зеньковский принял священнический сан, а в 1944 году был избран деканом педагогического факультета Богословской Академии. Скончался В.В. Зеньковский 5 августа 1962 г., похоронен в русской части кладбища Сент-Женевьев де Буа.
Для нас наиболее интересным в его работах является вопрос о цели воспитания, который для педагогики как искусства является, конечно, главным. В.В. Зеньковский считал, «что нельзя воспитывать, не сознавая цели воспитания» [1, с. 50]. По мнению ученого, «наше вмешательство в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том случае, что бы помочь раскрытию образа Божия в ребенке и устранить все то, что замедляет это раскрытие. Раскрытие образа Божия, становление внутреннего человека» [1, с.51].
В.В. Зеньковский в своей книге «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» сделал попытку определить цели воспитания, основывающиеся на началах христианской антропологии. В разных вариантах философ будет их повторять неоднократно. Итак, «цель воспитания в свете православия есть помощь детям в освобождении от власти греха через благодатное восполнение, находимое в Церкви, помощь в раскрытии образа Божия, … раскрытие пути вечной жизни» [2, с 152].
В воспитательном процессе, по мысли В.В. Зеньковского, есть два основных направления: первое — это «подготовить дитя к Вечной жизни, к жизни в вечности, в Боге и с Богом, чтобы земные дни не пропали даром и чтобы смерть не была духовной катастрофой» [1, с. 51]. Это одно из направлений воспитания, имеющее в своей основе заботу о духовном развитии ребенка.
Не менее важным является второе направление — «это подготовка к этой жизни, так как эта жизнь дает не только возможность приобрести Вечную жизнь, но дает возможность и потерять ее. Как будет пройдена эта жизнь — так она отзовется и в Вечной жизни, мы живем так, что эта жизнь является ступенью в вечность» [1, с.51]. Гипноз земной жизни настолько силен, что зачастую, сиюминутные цели и задачи мы ставим на первый план, совершенно забывая о вечности. Задача воспитания должна быть определена так, что первенствующей в ней была устремленность к небу и вечности, а не к земле и тлену. Но вопрос о том, куда устремиться, в землю или на небо, решать только нам – людям, которым Христос подарил свободу выбора. Таким образом, рассматривая цели и задачи воспитания, В.В. Зеньковский дополняет ее тем, «что путь воспитания есть путь подготовки к свободе во Христе. Свобода есть дар Христа. Однако овладеть этим даром христианской свободы очень трудно, ведь свобода — это самое ценное и самое основное в нас» [1, с.53].
Зеньковский убеждает нас, что очень важна необходимость «воспитания ребенка к свободе». Система воспитания к свободе есть система приобщения к истине — «последняя для нас заложена в Церкви, и потому познание истины для нас заключается в приобщении к Церкви» [1, с.55]. Нельзя мыслить воспитание вне свободы, и она, по словам В.В. Зеньковского, светит человеческой душе не как реальность, не как данная сила, но как возможность, как задание. Свобода не дана, а задана. В воспитании ставится вопрос об освобождении, то есть о восхождении к свободе [3, с.377].
Таким образом, воспитание должно быть личностно ориентировано на педагогическое «обнаружение» креста и воплощение его в жизнь. Воспитать ребенка — это значит раскрыть его личность, «но не в линиях так называемого «гармонического» развития естества, а в линиях внутренней иерархичности ценностей в человеке». То есть воспитание – это развитие основного начала в личности – духовной жизни, а уже инструментальное значение в этом приобретает воспитание физическое, нравственное, социальное, религиозное, моральное, эстетическое [2, с. 153].
1. Зеньковский В.В., Педагогика, Фонд «Христианская жизнь», Клин, 2002
2. Зеньковский В.В., Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Фонд «Христианская жизнь», Клин, 2002
3. о. Георгий (Шестун), Православная школа, Изд-во «Воскресная школа», М.:2004
Автор: Ольга Туранская
Источник
ЗАЯВКА
на участие в педагогических чтениях, посвященных
педагогическому наследию В.В. Зеньковского
23 января 2015г.
Фамилия, имя, отчество Скляренко Ирина Юрьевна
Название ОУ, которое Вы представляете МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ»
Должность, учитель русского языка и литературы
Е-mail hfoegrbyf@mail.ru телефон 89501251698
Научное направление конференции Гуманистическая направленность педагогики В.В.Зеньковского
Название доклада (публикации) Принципы и направления в воспитании
по В.В. Зеньковскому
Участие (в качестве слушателя/ выступающего)
Принципы и направления в воспитании
по В.В. Зеньковскому
Зеньковский Василий Васильевич – русский религиозный философ, богослов, педагог – оставил русской педагогике большое наследие. В основе его трудов лежит первостепенная ценность православия для образования, принцип свободы личности и традиции дореволюционной школы, неразрывная связь между православием и русской национальной культурой.
Зеньковский В.В. много размышлял над целью воспитания, утверждая, что без правильной ее постановки невозможно добиться ожидаемого результата. Цель воспитания он видел не в том, чтобы избежать внутренних конфликтов в человеке, и не в том, чтобы дать простор духовному его началу, цель воспитания в «исцелении духовного начала» [3, 2], в «подготовке к жизни в вечности уже здесь, на земле» [3, 2]. Иначе это можно сформулировать как помощь детям в освобождении их от греха, в раскрытии ими образа Божьего.
Особое значение Зеньковский В.В. придавал дисциплине как воспитательной функции. Дисциплина, по его мнению, является своеобразным регулятором между духовным и эмпирическим воспитанием. Смиряя буйство влечений, она развивает самообладание и дает возможность воплотить в жизнь лучшее из задуманного.
В своей работе «Педагогика и психология» Зеньковский В.В. говорит о принципе иерархичного строения человека. Силы и свойства человека должны располагаться в нем в строгой иерархии. Созданная Богом иерархия была разрушена грехопадением Адама и Евы, и теперь человек, стремясь к совершенному соотношению своих сил и свойств, развивается. Важно показать ребенку этот путь, направить его на работу над собой, на овладение даром свободы.
Идея внутренней иерархичности человека не противоречит принципу «всецелой личности» [2, 241], согласно которому физическая, психическая и социальная жизни в человеке неразрывно связаны между собой. Более того, эти стороны являются инструментарием для развития основного начала в личности – его духовной жизни.
Каждое направление Зеньковский В.В. рассматривает, опираясь на принципы православной педагогики.
Физическое направление в воспитании педагог считает не только оправданным, но и необходимым, так как это основа устроения человеческого тела. Здесь главное – правильно установить формы и границы спорта и других форм физического воспитания.
Что касается психического направления, то здесь имеется в виду, прежде всего, воспитание дара свободы от тяжелых внешних и внутренних конфликтов современного человека. Особое значение приобретает авторитет, послушание которому при правильном его истолковании приводит к духовному здоровью, а при неправильном к еще более трагической раздвоенности в человеке.
Социальное направление в воспитании тесно связано у Зеньковского В.В. с национальным. Церковь рассматривается в рамках идеи «благодатной соборности» [2, 243]. Ни исторические, ни современные конфликты межнациональных отношений не могут зачеркнуть «сверхнационального единства перед Богом» [2, 243]. Помимо терпимости к другим национальностям воспитывается любовь и уважение к родному народу, его традициям.
Моральное воспитание рассматривается в рамках христианства. На пути к «исцелению болезней духа» [2, 244] недостаточно соблюдать законы и правила, установленные обществом. Только раскаяние через таинство покаяния, только истинное служение добру с преданностью Богу есть проводники морального воспитания.
Эстетическому воспитанию Зеньковский В.В. отводит значительную роль, выделяя две функции этого направления: низшую и высшую. Низшая функция эстетики служит развлечениям и играм, высшая питает душу через приобщение ее к красоте. Обе эти функции связаны друг с другом, нуждаются одна в другой. Выполняя только низшую функцию, эстетическое воспитание может привести к бесплодному созерцанию, не приводящему к эстетическому вдохновению, выполняя только высшую функцию, оно может привести к отрыву от живой реальности.
Важность интеллектуального воспитания неоспорима. Оно развивает инициативу ума, интуицию, творческие силы, расширяет кругозор, углубляет мировоззрение.
Религиозное воспитание происходит в поисках истины, правды, при участии в жизни церкви. Особое место здесь отводится развитию религиозного вдохновения, погруженности души в церковную жизнь.
Зеньковский В.В. говорит о принципах воспитания в свете христианской антропологии. Все эти принципы имеют место в современной школе, возможно, не совсем в понимании профессора, но ни одному из них нельзя отказать в важности и значимости, ведь «в воспитании мы ведем дитя, помогаем ему» [1, 15]. Аксиомой для современного учителя служит то, что задача педагога «зажечь детскую душу любовью к добру и правде» [3, 245].
Наследие Василия Васильевича Зеньковского, пронизанное гуманизмом и христианским миропониманием, и сегодня сохраняет свою актуальность, а принципы и направления в воспитании могут быть примером педагогического подвижничества. «Связать проблему воспитания с темой спасения значит уяснить себе смысл воспитания» [3, 245].
Список использованной литературы:
Зеньковский В.В. Педагогика и психология / Русская школа за рубежом. Прага, 1925.
Зеньковский В.В. Принципы православной педагогики / Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.
Зеньковский В.В. Что и как воспитывать / Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.
Источник
Василий Васильевич Зеньковский – философ, психолог. До революции 1917 года преподавал в Киевском университете. Впоследствии эмигрировал. Во время эмиграции преподавал в Белградском университете, заведовал кафедрой детской психологии русского педагогического института в Праге, заведовал кафедрой Православного богословского института в Париже. В 1942 году принял сан священника.
Статьи: «Педагогика», «Социальное воспитание, его задачи и пути». В работах В.В.Зеньковского раскрывается взгляд на христианское и социальное воспитание.
В.В.Зеньковский полагал, что смысл воспитания заключается в том, чтобы развить и укрепить находящиеся в душе ребенка силы, освободить душу от страстей, помочь ребенку в раскрытии образа Божия в нем. Школу нужно строить так, чтобы опираясь на натуральные данные в душе ребенка, развивать в нем высшие силы. В детях есть много первозданной красоты, считал Зеньковский, – « в них есть отблеск рая… мы должны охранять детей от оскудения в них духовных богатств».
В.В.Зеньковский критиковал школу за излишний интеллектуализм, желание обучить всему. «Неправильно, когда школа хочет всему обучить ученика – лучше оставлять учеников кое в чем голодными. Пробудить в них чувство умственного голода – это значит оставить детям жажду искать дальнейшего».
Должен быть восстановлен идеал целостности воспитания, чтобы оно охватывало всю личность ребенка, должна быть одновременно восстановлена иерархия педагогических ценностей. Развитие ума должно занимать второе место, нужно развивать умственные силы и умения ставить и разрешать вопросы, которые ставит жизнь. Развитый духовно человек не тот, кто только понимает, но тот кто правильно оценивает и верно действует.
По мнению Зеньковского, целостная школа без религиозного воспитания невозможна, так как религия есть основная центрирующая сила, все объединяющая.
Задача христианского воспитания – это задача раскрытия образа Божия в человеке. Образ Божий не лежит на поверхности индивидуума, и поэтому раскрытие его предполагает известные ступени. При этом нужно помнить и то, что природа ребенка может иметь в себе дефекты, извращения (греховность) и думать, что они не нуждаются в исправлении или могут сами собой исправятся наивно.
В.В.Зеньковский считал, что принцип свободного воспитания Ж.Ж. Руссо нужно переработать в соответствии с христианской педагогикой. Свободу нужно, по словам Гете, завоевывать каждый день.
В духовной жизни воспитание к свободе – самая трудная вещь, нужно чтобы человек овладел своими силами. Разумеется, эта свобода должна быть соразмерна возрасту, то есть, предъявлена в той мере, в какой человек владеет своим разумом.
Задача педагогики заключается в том, чтобы подвести дитя к свободе. Христианское воспитание состоит в усвоении дара свободы. Если должны быть ступени на этом пути, то они должны развивать сознание свободы, чувства ответственности и умение владеть своей свободой.
Повороты во внутреннем усвоении свободы для ребенка происходят только тогда, когда он чувствует и видит в жизни равенство себя и всех окружающих перед лицом Бога. Поэтому воспитание к свободе дается через христианскую жизнь, а не через одно усвоение идей о свободе.
Последний мотив целостности воспитания – это задача школы связать воспитание ребенка с устроением его жизни, чтобы воспитание вело его в жизни, а не уводило от нее. Школа должна помочь построить лучшую жизнь, а не просто технически овладеть той жизнью, которой мы обычно живем.
Следовательно, нельзя воспитывать, не осознавая цели воспитания. Если дитя не подвергается воспитанию, то оно, пользуясь свободой неразумно, может сделать непоправимые ошибки в устроении своей жизни. Таким образом, обе задачи воспитания (воспитание в вечной и в земной жизни) должны образовывать единую задачу воспитания.
В.Зеньковский о социальном воспитании.
Воспитание должно отвечать за запросы времени, должно пойти навстречу нуждам жизни и подготовлять людей нового склада с иными навыками, с иными понятиями. Школа (как и другие органы воспитания) должна взять на себя задачи социального воспитания, должна готовить не только образованных людей, не только дельных работников, но и граждан способных к общественной работе, воодушевленных идеалами солидарности.
Весь Х1Х век в педагогике шел под знаменем индивидуализма. В ХХ веке появились новые направления в педагогике, одним из наиболее интересных было направление известное под названием социальной педагогики. Социальная педагогика, отдавая должную дань индивидуальности ребенка и считаясь со всеми его особенностями, отказалась «видеть в ребенке центр тяжести и перенесла свой взор на ту социальную среду, в которой развивается дитя».
В.В.Зеньковский считал, что индивидуальность никогда и нигде не развивается изолированно, и «если мы искусственно сосредоточимся на ребенке, то воспитаем его не изолированно от социальной среды (что совершенно невозможно), а воспитаем в нем эгоиста, пользующегося всеми благами социального развития, но всецело погруженного в свои задачи». Жизнь всегда и везде социальна, она знает не отдельных людей, а их живую и целостную совокупность, и только в этой живой и целостной совокупности развивается отдельный человек, (так считал и П.Наторп – прим автора).
В.В.Зеньковский отмечал, что организация воспитания должна соответствовать действительности, так как «смысл организации воспитания означает только одно – что – то бессознательное, случайное воздействие общества на детей, которое, должно стать сознательным и планомерным». Следовательно организация воспитания должна исходить не из отдельного ребенка, а из социального целого, от того социального взаимодействия, которое лежит в основе всего развития ребенка.
С другой стороны, «смысл воспитательного воздействия обнаруживается в том, что мы готовим дитя для жизни, а не для какой – то искусственной обстановки, а это значит, что мы должны, прежде всего, способствовать развитию в ребенке социальных сил его души, развитию в нем духа солидарности». Это нисколько не устраняет задачу развития индивидуальных способностей и особенностей, но только придает этой задаче новый смысл.
Следовательно, основная задача социального воспитания заключается в развитии социальной активности, в развитии «вкуса» к социальной деятельности, в воспитании духа солидарности, способности подниматься над личными замыслами. Зеньковский считал, что нельзя социальное воспитание отождествлять только с воспитанием политической активности – это лишь частная задача. Но социальное воспитание нельзя смешивать также и с национальным воспитанием. Национальное воспитание наполняет душу национальным содержанием, главным образом через язык и литературу, вводит человека в понимание природы, экономической жизни, всех форм культурной жизни и делает более сознательными и полезными гражданами своей страны; через историю, традиции передается социальная наследственность. Таким образом, социальное воспитание близко по своим задачам к национальному воспитанию, но оно стоит выше его и захватывает душу ребенка шире и глубже.
Вместе с тем ясно и другое: социальное воспитание не должно быть космополитическим. Воспитывая те черты личности, которые должны в итоге привести к братству народов, социальное воспитание не устраняет национального момента в личности человека.
Факторы социального воспитания Зеньковский называет корпорациями, среди них следует различать те, которые охватывают только определенное время жизни – учебное заведение, армия; и такие, которые охватывают всю жизнь – государство, нация, церковь, семья.
Зеньковский характеризовал особенности толпы, в которой социальное взаимодействие людей проявляется в большей степени – в толпе возможен такой подъем чувств, какой никогда не бывает под силу отдельному человеку. Некоторые социологи утверждают, что толпа всегда и морально и интеллектуально ниже каждого из ее участников. Следует сказать, что толпа вообще живет иной, более яркой эмоциональной жизнью. Она часто падает ниже уровня ее участников, она способна к самой ужасной низости и жестокости, но толпа бывает, способна и к такому героизму, к таким высоким движениям, которые никогда не бывают под силу отдельным участникам.
Зеньковский считал, что человек никогда не принадлежит к одному социальному целому, а одновременно может принадлежать к нескольким социальным целым или к нескольким социальным кругам. Чем ниже социальное развитие человека, тем к меньшему числу социальных кругов он принадлежит. У людей есть политическая, национальная, религиозная жизнь; каждый имеет свою профессию, семью, участвует в различных обществах, читает газеты, журналы – приходит в соприкосновение в различными социальными кругами. Индивидуальное самосознание крепнет именно по мере расширения социальных связей – к такому выводу пришел Зеньковский.
Индивидуальность и социальная среда как бы воспроизводятся в глубине самой личности, образуя два полюса. Ребенок с самых первых лет учится социальному ориентированию. Личность «выйдет однобокой, если один полюс будет развиваться за счет другого».
Социальная среда не должна подавлять личность, но личность не должна забывать о социальной среде – лишь одновременное развитие индивидуальной силы и социальных навыков намечает путь нормального развития личности.
Таким образом, социальная среда является необходимым фактором в развитии индивидуального самосознания.
В.В.Зеньковский выделил несколько социальных групп людей, в зависимости от особенностей их социального поведения.
При нормальном развитии индивидуальной и социальной стороны личности формируется группа истинно социальная. Люди, относящиеся к данной группе, живо интересуются социальной жизнью, находят в социальной деятельности необходимое питание для себя, двигают социальную жизнь вперед и сами идут вперед. Впрочем, такие натуры могут силой обстоятельств оказаться в антисоциальной группе, поскольку в данной социальной среде, застывшей или нездоровой, трудно ужиться здоровому и морально крепкому человеку. Он вступает с борьбу со средой именно потому, что сам является здоровым и сильным человеком. Иногда такие люди попадают временно и случайно в антисоциальную группу – просто в силу закона контраста, который играет вообще огромную роль в социальной динамике.
Также в группу истинно социальную могут входить люди, у которых социальная активность развилась за счет подавления индивидуальности (люди мягко забитого типа по классификации П.Ф. Лесгафта – прим автора). Это люди, которые с детства были подавлены, не могли развить свою личность, потому что их родители, окружив их лаской и заботой, делали для них все, не оставляя их личной инициативе никакого простора. Мягкая атмосфера любви, окружающая их с детства, не давала места протесту; за них думали родители – от детей требовалось только постоянное исполнение того, что предлагалось родителями. При таком воспитании развивается социальный полюс в личности ребенка, развиваются навыки к приспособлению, послушанию и смирению. При всей социальной ценности таких натур они все же являются недоразвившимися. Они являются благородным социальным материалом, незаменимыми исполнителями своих обязанностей. В случае уклонения общества с правильного пути такие натуры не в состоянии противопоставить обществу силу морального убеждения.
Антисоциальную группу могут составлять натуры злобно забытые, когда они созревают – вся заглушенная личная жизнь вспыхивает с огромным напряжением, именно это подготавливает антисоциальные наклонности, и им хочется не служить обществу, а мешать, разрушать его. Именно это и подготавливает антисоциальные склонности в людях: разрушительные тенденции часто являются отзвуком того озлобления, которое было вызвано подавлением личности. Нередко на этой почве возникают преступные склонности.
Для представителей псевдосоциальной группы характерно одностороннее развитие индивидуальной стороны за счет социальной. Это люди, лишенные всяких социальных навыков, эгоистичны и социально инертны. Они выходят социально равнодушными, социально тупыми. Обнаженный, цинический эгоизм, презрение к морали, ироническое использование всех лучших достижений человеческой души в свою пользу часто ведет к тому, что такие натуры надевают маску общественных деятелей, но преследуют личные цели.
Зеньковский отмечал, что жизнь всегда выдвигает некоторое число социально активных личностей, благодаря которым не распадаются социальные связи, движется социальный прогресс. Но также жизнь выдвигает социально инертных людей, эгоистов – и главное выдвигает их всегда в большем количестве.
Поэтому роль социального воспитания заключается в повышении социальной активности личности, стремлении уравновесить развитие индивидуальное и социальное.
Социальная педагогика В.В.Зеньковского основывалась на том, что человека не понять, если не изучить окружающую его среду. Важное значение имеет влияние семьи, школы, народных традиций, религии. Среда – главный фактор социализации.
Дата добавления: 2015-04-22; просмотров: 9 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | | 12 | 13 | 14 |
lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.02 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Источник