Зеньковский о воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

Зеньковский о воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста thumbnail

Рус­ское зару­бе­жье, вклю­чив­шие в себя цвет интел­ли­ген­ции, эми­гри­ро­вав­шей из нашей страны в годы рево­лю­ции, оста­вило боль­шое насле­дие в виде науч­ных тру­дов, кото­рые так долго были неиз­вестны рус­ским чита­те­лям. Одним из направ­ле­ний рос­сий­ской науки, воз­вра­ща­ю­щейся к нам из рус­ского зару­бе­жья, явля­ется педагогика.

В отли­чие от совет­ской школы, бази­ро­вав­шейся на прин­ци­пах клас­со­во­сти и пар­тий­но­сти, рус­ская зару­беж­ная педа­го­гика во главу угла ста­вила цен­ность пра­во­сла­вия для обра­зо­ва­ния, куль­туру, сво­боду лич­но­сти и тра­ди­ции доре­во­лю­ци­он­ной школы. Для нее харак­те­рен под­ход к про­бле­мам педа­го­гики исходя из осо­бен­но­стей рус­ского рели­ги­оз­ного созна­ния, из неот­де­ли­мо­сти пра­во­сла­вия от рус­ской наци­о­наль­ной куль­туры и этики. Яркий пред­ста­ви­тель рус­ской зару­беж­ной педа­го­гики – В.В. Зень­ков­ский, про­то­и­е­рей, про­фес­сор.

 Родился В.В. Зень­ков­ский 4 июля 1881 г. в Проску­рове Подоль­ской губер­нии (ныне г. Хмель­ниц­кий) в семье учи­теля. Поскольку его отец был одно­вре­менно цер­ков­ным ста­ро­стой, вся семья была веру­ю­щей и цер­ков­ной. В 1913–1914 годах слу­шал лек­ции в уни­вер­си­те­тах Гер­ма­нии, Австрии и Ита­лии. По воз­вра­ще­нии стал про­фес­со­ром пси­хо­ло­гии в Киев­ском уни­вер­си­тете св. Владимира.

В 1920 году он уехал из страны и в эми­гра­ции в раз­ное время ста­но­вился про­фес­со­ром фило­со­фии Бел­град­ского уни­вер­си­тета, заве­ду­ю­щим кафед­рой экс­пе­ри­мен­таль­ной и дет­ской пси­хо­ло­гии Выс­шего педа­го­ги­че­ского инсти­тута в Праге, заве­ду­ю­щим кафед­рой фило­со­фии Париж­ского Пра­во­слав­ного бого­слов­ского инсти­тута. В 1920-е-1930‑е годы воз­глав­лял одно из направ­ле­ний педа­го­ги­че­ского обще­ствен­ного дви­же­ния — Педа­го­ги­че­ское Бюро по делам сред­ней и низ­шей рус­ской школы за гра­ни­цей. В 1942 году Зень­ков­ский при­нял свя­щен­ни­че­ский сан, а в 1944 году был избран дека­ном педа­го­ги­че­ского факуль­тета Бого­слов­ской Ака­де­мии. Скон­чался В.В. Зень­ков­ский 5 авгу­ста 1962 г., похо­ро­нен в рус­ской части клад­бища Сент-Жене­вьев де Буа.

Для нас наи­бо­лее инте­рес­ным в его рабо­тах явля­ется вопрос о цели вос­пи­та­ния, кото­рый для педа­го­гики как искус­ства явля­ется, конечно, глав­ным. В.В. Зень­ков­ский счи­тал, «что нельзя вос­пи­ты­вать, не созна­вая цели вос­пи­та­ния» [1, с. 50]. По мне­нию уче­ного, «наше вме­ша­тель­ство в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том слу­чае, что бы помочь рас­кры­тию образа Божия в ребенке и устра­нить все то, что замед­ляет это рас­кры­тие. Рас­кры­тие образа Божия, ста­нов­ле­ние внут­рен­него чело­века» [1, с.51].

В.В. Зень­ков­ский в своей книге «Про­блемы вос­пи­та­ния в свете хри­сти­ан­ской антро­по­ло­гии» сде­лал попытку опре­де­лить цели вос­пи­та­ния, осно­вы­ва­ю­щи­еся на нача­лах хри­сти­ан­ской антро­по­ло­гии. В раз­ных вари­ан­тах фило­соф будет их повто­рять неод­но­кратно. Итак, «цель вос­пи­та­ния в свете пра­во­сла­вия есть помощь детям в осво­бож­де­нии от вла­сти греха через бла­го­дат­ное вос­пол­не­ние, нахо­ди­мое в Церкви, помощь в рас­кры­тии образа Божия, … рас­кры­тие пути веч­ной жизни» [2, с 152].

В вос­пи­та­тель­ном про­цессе, по мысли В.В. Зень­ков­ского, есть два основ­ных направ­ле­ния: пер­вое — это «под­го­то­вить дитя к Веч­ной жизни, к жизни в веч­но­сти, в Боге и с Богом, чтобы зем­ные дни не про­пали даром и чтобы смерть не была духов­ной ката­стро­фой» [1, с. 51]. Это одно из направ­ле­ний вос­пи­та­ния, име­ю­щее в своей основе заботу о духов­ном раз­ви­тии ребенка.

Не менее важ­ным явля­ется вто­рое направ­ле­ние — «это под­го­товка к этой жизни, так как эта жизнь дает не только воз­мож­ность при­об­ре­сти Веч­ную жизнь, но дает воз­мож­ность и поте­рять ее. Как будет прой­дена эта жизнь — так она отзо­вется и в Веч­ной жизни, мы живем так, что эта жизнь явля­ется сту­пе­нью в веч­ность» [1, с.51]. Гип­ноз зем­ной жизни настолько силен, что зача­стую, сию­ми­нут­ные цели и задачи мы ста­вим на пер­вый план, совер­шенно забы­вая о веч­но­сти. Задача вос­пи­та­ния должна быть опре­де­лена так, что пер­вен­ству­ю­щей в ней была устрем­лен­ность к небу и веч­но­сти, а не к земле и тлену. Но вопрос о том, куда устре­миться, в землю или на небо, решать только нам – людям, кото­рым Хри­стос пода­рил сво­боду выбора. Таким обра­зом, рас­смат­ри­вая цели и задачи вос­пи­та­ния, В.В. Зень­ков­ский допол­няет ее тем, «что путь вос­пи­та­ния есть путь под­го­товки к сво­боде во Хри­сте. Сво­бода есть дар Хри­ста. Однако овла­деть этим даром хри­сти­ан­ской сво­боды очень трудно, ведь сво­бода — это самое цен­ное и самое основ­ное в нас» [1, с.53].

Зень­ков­ский убеж­дает нас, что очень важна необ­хо­ди­мость «вос­пи­та­ния ребенка к сво­боде». Система вос­пи­та­ния к сво­боде есть система при­об­ще­ния к истине — «послед­няя для нас зало­жена в Церкви, и потому позна­ние истины для нас заклю­ча­ется в при­об­ще­нии к Церкви» [1, с.55]. Нельзя мыс­лить вос­пи­та­ние вне сво­боды, и она, по сло­вам В.В. Зень­ков­ского, све­тит чело­ве­че­ской душе не как реаль­ность, не как дан­ная сила, но как воз­мож­ность, как зада­ние. Сво­бода не дана, а задана. В вос­пи­та­нии ста­вится вопрос об осво­бож­де­нии, то есть о вос­хож­де­нии к сво­боде [3, с.377].

Таким обра­зом, вос­пи­та­ние должно быть лич­ностно ори­ен­ти­ро­вано на педа­го­ги­че­ское «обна­ру­же­ние» кре­ста и вопло­ще­ние его в жизнь. Вос­пи­тать ребенка — это зна­чит рас­крыть его лич­ность, «но не в линиях так назы­ва­е­мого «гар­мо­ни­че­ского» раз­ви­тия есте­ства, а в линиях внут­рен­ней иерар­хич­но­сти цен­но­стей в чело­веке». То есть вос­пи­та­ние – это раз­ви­тие основ­ного начала в лич­но­сти – духов­ной жизни, а уже инстру­мен­таль­ное зна­че­ние в этом при­об­ре­тает вос­пи­та­ние физи­че­ское, нрав­ствен­ное, соци­аль­ное, рели­ги­оз­ное, мораль­ное, эсте­ти­че­ское [2, с. 153].

1. Зень­ков­ский В.В., Педа­го­гика, Фонд «Хри­сти­ан­ская жизнь», Клин, 2002

2. Зень­ков­ский В.В., Про­блемы вос­пи­та­ния в свете хри­сти­ан­ской антро­по­ло­гии. Фонд «Хри­сти­ан­ская жизнь», Клин, 2002

3. о. Геор­гий (Шестун), Пра­во­слав­ная школа, Изд-во «Вос­крес­ная школа», М.:2004

Автор: Ольга Туранская

Источник

ЗАЯВКА

на участие в педагогических чтениях, посвященных

педагогическому наследию В.В. Зеньковского

23 января 2015г.

Фамилия, имя, отчество Скляренко Ирина Юрьевна

Название ОУ, которое Вы представляете МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ»

Должность, учитель русского языка и литературы

Е-mail hfoegrbyf@mail.ru телефон 89501251698

Научное направление конференции Гуманистическая направленность педагогики В.В.Зеньковского

Название доклада (публикации) Принципы и направления в воспитании

по В.В. Зеньковскому

Участие (в качестве слушателя/ выступающего)

Принципы и направления в воспитании

по В.В. Зеньковскому

Зеньковский Василий Васильевич – русский религиозный философ, богослов, педагог – оставил русской педагогике большое наследие. В основе его трудов лежит первостепенная ценность православия для образования, принцип свободы личности и традиции дореволюционной школы, неразрывная связь между православием и русской национальной культурой.

Зеньковский В.В. много размышлял над целью воспитания, утверждая, что без правильной ее постановки невозможно добиться ожидаемого результата. Цель воспитания он видел не в том, чтобы избежать внутренних конфликтов в человеке, и не в том, чтобы дать простор духовному его началу, цель воспитания в «исцелении духовного начала» [3, 2], в «подготовке к жизни в вечности уже здесь, на земле» [3, 2]. Иначе это можно сформулировать как помощь детям в освобождении их от греха, в раскрытии ими образа Божьего.

Особое значение Зеньковский В.В. придавал дисциплине как воспитательной функции. Дисциплина, по его мнению, является своеобразным регулятором между духовным и эмпирическим воспитанием. Смиряя буйство влечений, она развивает самообладание и дает возможность воплотить в жизнь лучшее из задуманного.

В своей работе «Педагогика и психология» Зеньковский В.В. говорит о принципе иерархичного строения человека. Силы и свойства человека должны располагаться в нем в строгой иерархии. Созданная Богом иерархия была разрушена грехопадением Адама и Евы, и теперь человек, стремясь к совершенному соотношению своих сил и свойств, развивается. Важно показать ребенку этот путь, направить его на работу над собой, на овладение даром свободы.

Идея внутренней иерархичности человека не противоречит принципу «всецелой личности» [2, 241], согласно которому физическая, психическая и социальная жизни в человеке неразрывно связаны между собой. Более того, эти стороны являются инструментарием для развития основного начала в личности – его духовной жизни.

Каждое направление Зеньковский В.В. рассматривает, опираясь на принципы православной педагогики.

Физическое направление в воспитании педагог считает не только оправданным, но и необходимым, так как это основа устроения человеческого тела. Здесь главное – правильно установить формы и границы спорта и других форм физического воспитания.

Что касается психического направления, то здесь имеется в виду, прежде всего, воспитание дара свободы от тяжелых внешних и внутренних конфликтов современного человека. Особое значение приобретает авторитет, послушание которому при правильном его истолковании приводит к духовному здоровью, а при неправильном к еще более трагической раздвоенности в человеке.

Социальное направление в воспитании тесно связано у Зеньковского В.В. с национальным. Церковь рассматривается в рамках идеи «благодатной соборности» [2, 243]. Ни исторические, ни современные конфликты межнациональных отношений не могут зачеркнуть «сверхнационального единства перед Богом» [2, 243]. Помимо терпимости к другим национальностям воспитывается любовь и уважение к родному народу, его традициям.

Моральное воспитание рассматривается в рамках христианства. На пути к «исцелению болезней духа» [2, 244] недостаточно соблюдать законы и правила, установленные обществом. Только раскаяние через таинство покаяния, только истинное служение добру с преданностью Богу есть проводники морального воспитания.

Эстетическому воспитанию Зеньковский В.В. отводит значительную роль, выделяя две функции этого направления: низшую и высшую. Низшая функция эстетики служит развлечениям и играм, высшая питает душу через приобщение ее к красоте. Обе эти функции связаны друг с другом, нуждаются одна в другой. Выполняя только низшую функцию, эстетическое воспитание может привести к бесплодному созерцанию, не приводящему к эстетическому вдохновению, выполняя только высшую функцию, оно может привести к отрыву от живой реальности.

Важность интеллектуального воспитания неоспорима. Оно развивает инициативу ума, интуицию, творческие силы, расширяет кругозор, углубляет мировоззрение.

Религиозное воспитание происходит в поисках истины, правды, при участии в жизни церкви. Особое место здесь отводится развитию религиозного вдохновения, погруженности души в церковную жизнь.

Зеньковский В.В. говорит о принципах воспитания в свете христианской антропологии. Все эти принципы имеют место в современной школе, возможно, не совсем в понимании профессора, но ни одному из них нельзя отказать в важности и значимости, ведь «в воспитании мы ведем дитя, помогаем ему» [1, 15]. Аксиомой для современного учителя служит то, что задача педагога «зажечь детскую душу любовью к добру и правде» [3, 245].

Наследие Василия Васильевича Зеньковского, пронизанное гуманизмом и христианским миропониманием, и сегодня сохраняет свою актуальность, а принципы и направления в воспитании могут быть примером педагогического подвижничества. «Связать проблему воспитания с темой спасения значит уяснить себе смысл воспитания» [3, 245].

Список использованной литературы:

  1. Зеньковский В.В. Педагогика и психология / Русская школа за рубежом. Прага, 1925.

  2. Зеньковский В.В. Принципы православной педагогики / Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.

  3. Зеньковский В.В. Что и как воспитывать / Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.

Источник

Василий Васильевич Зеньковский – философ, психолог. До революции 1917 года преподавал в Киевском университете. Впоследствии эмигрировал. Во время эмиграции преподавал в Белградском университете, заведовал кафедрой детской психологии русского педагогического института в Праге, заведовал кафедрой Православного богословского института в Париже. В 1942 году принял сан священника.

Статьи: «Педагогика», «Социальное воспитание, его задачи и пути». В работах В.В.Зеньковского раскрывается взгляд на христианское и социальное воспитание.

В.В.Зеньковский полагал, что смысл воспитания заключается в том, чтобы развить и укрепить находящиеся в душе ребенка силы, освободить душу от страстей, помочь ребенку в раскрытии образа Божия в нем. Школу нужно строить так, чтобы опираясь на натуральные данные в душе ребенка, развивать в нем высшие силы. В детях есть много первозданной красоты, считал Зеньковский, – « в них есть отблеск рая… мы должны охранять детей от оскудения в них духовных богатств».

В.В.Зеньковский критиковал школу за излишний интеллектуализм, желание обучить всему. «Неправильно, когда школа хочет всему обучить ученика – лучше оставлять учеников кое в чем голодными. Пробудить в них чувство умственного голода – это значит оставить детям жажду искать дальнейшего».

Должен быть восстановлен идеал целостности воспитания, чтобы оно охватывало всю личность ребенка, должна быть одновременно восстановлена иерархия педагогических ценностей. Развитие ума должно занимать второе место, нужно развивать умственные силы и умения ставить и разрешать вопросы, которые ставит жизнь. Развитый духовно человек не тот, кто только понимает, но тот кто правильно оценивает и верно действует.

По мнению Зеньковского, целостная школа без религиозного воспитания невозможна, так как религия есть основная центрирующая сила, все объединяющая.

Задача христианского воспитания – это задача раскрытия образа Божия в человеке. Образ Божий не лежит на поверхности индивидуума, и поэтому раскрытие его предполагает известные ступени. При этом нужно помнить и то, что природа ребенка может иметь в себе дефекты, извращения (греховность) и думать, что они не нуждаются в исправлении или могут сами собой исправятся наивно.

В.В.Зеньковский считал, что принцип свободного воспитания Ж.Ж. Руссо нужно переработать в соответствии с христианской педагогикой. Свободу нужно, по словам Гете, завоевывать каждый день.

В духовной жизни воспитание к свободе – самая трудная вещь, нужно чтобы человек овладел своими силами. Разумеется, эта свобода должна быть соразмерна возрасту, то есть, предъявлена в той мере, в какой человек владеет своим разумом.

Задача педагогики заключается в том, чтобы подвести дитя к свободе. Христианское воспитание состоит в усвоении дара свободы. Если должны быть ступени на этом пути, то они должны развивать сознание свободы, чувства ответственности и умение владеть своей свободой.

Повороты во внутреннем усвоении свободы для ребенка происходят только тогда, когда он чувствует и видит в жизни равенство себя и всех окружающих перед лицом Бога. Поэтому воспитание к свободе дается через христианскую жизнь, а не через одно усвоение идей о свободе.

Последний мотив целостности воспитания – это задача школы связать воспитание ребенка с устроением его жизни, чтобы воспитание вело его в жизни, а не уводило от нее. Школа должна помочь построить лучшую жизнь, а не просто технически овладеть той жизнью, которой мы обычно живем.

Следовательно, нельзя воспитывать, не осознавая цели воспитания. Если дитя не подвергается воспитанию, то оно, пользуясь свободой неразумно, может сделать непоправимые ошибки в устроении своей жизни. Таким образом, обе задачи воспитания (воспитание в вечной и в земной жизни) должны образовывать единую задачу воспитания.

В.Зеньковский о социальном воспитании.

Воспитание должно отвечать за запросы времени, должно пойти навстречу нуждам жизни и подготовлять людей нового склада с иными навыками, с иными понятиями. Школа (как и другие органы воспитания) должна взять на себя задачи социального воспитания, должна готовить не только образованных людей, не только дельных работников, но и граждан способных к общественной работе, воодушевленных идеалами солидарности.

Весь Х1Х век в педагогике шел под знаменем индивидуализма. В ХХ веке появились новые направления в педагогике, одним из наиболее интересных было направление известное под названием социальной педагогики. Социальная педагогика, отдавая должную дань индивидуальности ребенка и считаясь со всеми его особенностями, отказалась «видеть в ребенке центр тяжести и перенесла свой взор на ту социальную среду, в которой развивается дитя».

В.В.Зеньковский считал, что индивидуальность никогда и нигде не развивается изолированно, и «если мы искусственно сосредоточимся на ребенке, то воспитаем его не изолированно от социальной среды (что совершенно невозможно), а воспитаем в нем эгоиста, пользующегося всеми благами социального развития, но всецело погруженного в свои задачи». Жизнь всегда и везде социальна, она знает не отдельных людей, а их живую и целостную совокупность, и только в этой живой и целостной совокупности развивается отдельный человек, (так считал и П.Наторп – прим автора).

В.В.Зеньковский отмечал, что организация воспитания должна соответствовать действительности, так как «смысл организации воспитания означает только одно – что – то бессознательное, случайное воздействие общества на детей, которое, должно стать сознательным и планомерным». Следовательно организация воспитания должна исходить не из отдельного ребенка, а из социального целого, от того социального взаимодействия, которое лежит в основе всего развития ребенка.

С другой стороны, «смысл воспитательного воздействия обнаруживается в том, что мы готовим дитя для жизни, а не для какой – то искусственной обстановки, а это значит, что мы должны, прежде всего, способствовать развитию в ребенке социальных сил его души, развитию в нем духа солидарности». Это нисколько не устраняет задачу развития индивидуальных способностей и особенностей, но только придает этой задаче новый смысл.

Следовательно, основная задача социального воспитания заключается в развитии социальной активности, в развитии «вкуса» к социальной деятельности, в воспитании духа солидарности, способности подниматься над личными замыслами. Зеньковский считал, что нельзя социальное воспитание отождествлять только с воспитанием политической активности – это лишь частная задача. Но социальное воспитание нельзя смешивать также и с национальным воспитанием. Национальное воспитание наполняет душу национальным содержанием, главным образом через язык и литературу, вводит человека в понимание природы, экономической жизни, всех форм культурной жизни и делает более сознательными и полезными гражданами своей страны; через историю, традиции передается социальная наследственность. Таким образом, социальное воспитание близко по своим задачам к национальному воспитанию, но оно стоит выше его и захватывает душу ребенка шире и глубже.

Вместе с тем ясно и другое: социальное воспитание не должно быть космополитическим. Воспитывая те черты личности, которые должны в итоге привести к братству народов, социальное воспитание не устраняет национального момента в личности человека.

Факторы социального воспитания Зеньковский называет корпорациями, среди них следует различать те, которые охватывают только определенное время жизни – учебное заведение, армия; и такие, которые охватывают всю жизнь – государство, нация, церковь, семья.

Зеньковский характеризовал особенности толпы, в которой социальное взаимодействие людей проявляется в большей степени – в толпе возможен такой подъем чувств, какой никогда не бывает под силу отдельному человеку. Некоторые социологи утверждают, что толпа всегда и морально и интеллектуально ниже каждого из ее участников. Следует сказать, что толпа вообще живет иной, более яркой эмоциональной жизнью. Она часто падает ниже уровня ее участников, она способна к самой ужасной низости и жестокости, но толпа бывает, способна и к такому героизму, к таким высоким движениям, которые никогда не бывают под силу отдельным участникам.

Зеньковский считал, что человек никогда не принадлежит к одному социальному целому, а одновременно может принадлежать к нескольким социальным целым или к нескольким социальным кругам. Чем ниже социальное развитие человека, тем к меньшему числу социальных кругов он принадлежит. У людей есть политическая, национальная, религиозная жизнь; каждый имеет свою профессию, семью, участвует в различных обществах, читает газеты, журналы – приходит в соприкосновение в различными социальными кругами. Индивидуальное самосознание крепнет именно по мере расширения социальных связей – к такому выводу пришел Зеньковский.

Индивидуальность и социальная среда как бы воспроизводятся в глубине самой личности, образуя два полюса. Ребенок с самых первых лет учится социальному ориентированию. Личность «выйдет однобокой, если один полюс будет развиваться за счет другого».

Социальная среда не должна подавлять личность, но личность не должна забывать о социальной среде – лишь одновременное развитие индивидуальной силы и социальных навыков намечает путь нормального развития личности.

Таким образом, социальная среда является необходимым фактором в развитии индивидуального самосознания.

В.В.Зеньковский выделил несколько социальных групп людей, в зависимости от особенностей их социального поведения.

При нормальном развитии индивидуальной и социальной стороны личности формируется группа истинно социальная. Люди, относящиеся к данной группе, живо интересуются социальной жизнью, находят в социальной деятельности необходимое питание для себя, двигают социальную жизнь вперед и сами идут вперед. Впрочем, такие натуры могут силой обстоятельств оказаться в антисоциальной группе, поскольку в данной социальной среде, застывшей или нездоровой, трудно ужиться здоровому и морально крепкому человеку. Он вступает с борьбу со средой именно потому, что сам является здоровым и сильным человеком. Иногда такие люди попадают временно и случайно в антисоциальную группу – просто в силу закона контраста, который играет вообще огромную роль в социальной динамике.

Также в группу истинно социальную могут входить люди, у которых социальная активность развилась за счет подавления индивидуальности (люди мягко забитого типа по классификации П.Ф. Лесгафта – прим автора). Это люди, которые с детства были подавлены, не могли развить свою личность, потому что их родители, окружив их лаской и заботой, делали для них все, не оставляя их личной инициативе никакого простора. Мягкая атмосфера любви, окружающая их с детства, не давала места протесту; за них думали родители – от детей требовалось только постоянное исполнение того, что предлагалось родителями. При таком воспитании развивается социальный полюс в личности ребенка, развиваются навыки к приспособлению, послушанию и смирению. При всей социальной ценности таких натур они все же являются недоразвившимися. Они являются благородным социальным материалом, незаменимыми исполнителями своих обязанностей. В случае уклонения общества с правильного пути такие натуры не в состоянии противопоставить обществу силу морального убеждения.

Антисоциальную группу могут составлять натуры злобно забытые, когда они созревают – вся заглушенная личная жизнь вспыхивает с огромным напряжением, именно это подготавливает антисоциальные наклонности, и им хочется не служить обществу, а мешать, разрушать его. Именно это и подготавливает антисоциальные склонности в людях: разрушительные тенденции часто являются отзвуком того озлобления, которое было вызвано подавлением личности. Нередко на этой почве возникают преступные склонности.

Для представителей псевдосоциальной группы характерно одностороннее развитие индивидуальной стороны за счет социальной. Это люди, лишенные всяких социальных навыков, эгоистичны и социально инертны. Они выходят социально равнодушными, социально тупыми. Обнаженный, цинический эгоизм, презрение к морали, ироническое использование всех лучших достижений человеческой души в свою пользу часто ведет к тому, что такие натуры надевают маску общественных деятелей, но преследуют личные цели.

Зеньковский отмечал, что жизнь всегда выдвигает некоторое число социально активных личностей, благодаря которым не распадаются социальные связи, движется социальный прогресс. Но также жизнь выдвигает социально инертных людей, эгоистов – и главное выдвигает их всегда в большем количестве.

Поэтому роль социального воспитания заключается в повышении социальной активности личности, стремлении уравновесить развитие индивидуальное и социальное.

Социальная педагогика В.В.Зеньковского основывалась на том, что человека не понять, если не изучить окружающую его среду. Важное значение имеет влияние семьи, школы, народных традиций, религии. Среда – главный фактор социализации.

Дата добавления: 2015-04-22; просмотров: 9 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | | 12 | 13 | 14 |
lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.02 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник