Здоровье ребенка 5 лет

Здоровье ребенка 5 лет thumbnail

В период первого детства (3-7 лет) мальчики и девочки мало различаются по внешней форме тела и многим физиологическим параметрам организма. От первого года жизни до 4-5 лет скорость роста детей замедляется. Все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичные прибавки роста составляют 4 до 5 см, массы тела – до 1,5-2 кг.

Костно-мышечная система: в возрастном периоде 3-6 лет у детей идет формирование осанки и свода стопы. Естественные кривизны позвоночника (шейная, грудная) еще не установились и в положении лежа сглаживаются. Костная ткань все ещё богата органическими элементами. Это обусловливает большую эластичность скелета. У дошкольников легко возникают деформации позвоночника при длительном напряжении, подъёме тяжестей, неправильной позе во время занятий за столом. Возможно также уплощение стоп при ношении обуви, не отвечающей своими размерами и материалами требованиям гигиены.

Важно отметить, что в этом возрасте продолжается развитие костей запястья, а окостенение фаланг пальцев далеко от завершения. Указанные особенности формирования кисти руки необходимо учитывать при дозировании таких развивающих видов, как горизонтальная и вертикальная штриховка, рисование, лепка, игра на фортепиано и струнных музыкальных инструментах.

Для нормального развития костной ткани детей дошкольного возраста необходимо также и правильное сбалансированное питание (с обязательным содержанием

минеральных веществ – кальция, фосфора, магния и др.), обилие света и наличие ультрафиолетовых лучей солнца во время прогулок, всегда доброкачественный воздух в помещениях во время игр, занятий и сна, достаточный объём естественных движений.

Пребывание детей на свежем воздухе должно составлять не менее 3,5-4 часов в день.

Кальций содержится в молоке и молочных продуктах, особенно в сыре. Фосфор содержится в продуктах животного происхождения: в мясе, рыбе, молоке, молочных продуктах, желтке. Потребность детей в фосфоре в 1,5 раза выше, чем у взрослых.

Магний содержится в продуктах растительного происхождения. В связи с разным сочетанием пищевых ингредиентов в продуктах питание детей должно быть разнообразным. Некоторые продукты (хлеб, масло, молоко, мясо, овощи, сахар) обязательно включаются в меню ежедневно, другие (сметана, творог, рыба) даются не каждый день. Однако в течение недели полагающийся набор продуктов должен быть использован. О ходе развития и биологическом возрасте дошкольников позволяет судить смена молочных зубов на постоянные, которая начинается с 5-6 лет. Молочные зубы у детей нежные и хрупкие, это следует помнить при организации питания детей. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего они выпадают. В связи с тем, что зачатки постоянных зубов находятся под молочными зубами, следует особо обращать внимание на состояние полости рта и зубов у детей дошкольного возраста. Осмотр ротовой полости стоматологом должен осуществляться не реже двух раз в году с обязательным лечением всех обнаруженных кариозных зубов.

Начало прорезывания первого большого коренного зуба у девочек и мальчиков приходится на 5,5 лет, а переднего резца у мальчиков – в 5,8-6,0 лет, у девочек несколько раньше – в 5,5-5,7 лет. Конец прорезывания центрального резца у мальчиков и девочек приходится на 7,5 лет. В 6 лет начинает прорезываться боковой (второй) резец. Его прорезывание завершается в 8 лет. Постоянные зубы верхней челюсти прорезываются чуть раньше, чем нижние.

С костной системой органически связаны мышечная система и инервационный (нервный) аппарат, ибо они совместно обеспечивают движения человека: от 3 до 5 лет величина мышечных усилий у детей повышается. Постепенно устанавливаются содружественные движения рук и ног.

Дети в 5-6 лет успешно овладевают основными видами движений (ходьба, бег, прыжки, метание), но тонкая координация движений недостаточно совершенна, поэтому производить мелкие и точные движения ребенку еще сложно.

Развитие кисти и фаланг пальцев руки позволяет детям уже на 4-м году жизни держать карандаш. Совершенствование координации движений и зрительно-пространственного восприятия позволяет детям хорошо копировать геометрические фигуры, изображать на рисунке человека, что также говорит о достаточно высоком развитии представлений и понятий. На 6-7-м и последующих годах жизни указанные показатели у здоровых дошкольников и младших школьников успешно совершенствуются. И все же у 1/3 детей отмечаются отклонения в развитии общей и мелкой моторики. Дети 5-6 лет с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и часто болеющие, нередко отстают в развитии моторики и речи.

Дыхательная система. В дошкольном возрасте продолжается развитие органов дыхания. Одной из особенностей бронхолегочной ткани у дошкольников является большое количество кровеносных и лимфатических сосудов. Обильное кровоснабжение слизистой оболочки гортани, трахеи и бронхов является причиной более выраженных воспалительных реакций у детей дошкольного возраста в виде отеков слизистой оболочки и влажного кашля при острых респираторных заболеваниях.

С развитием легких и их функций тесно связано развитие сердечно-сосудистой системы детей. В первые шесть лет жизни интенсивно растёт сердце. Вес сердца на пятом году жизни – 80-83 граммов, пульс – 100-105 ударов в минуту. На 6-7-м годах жизни частота сердечных сокращений (ЧСС) снижается до 95-92 ударов в минуту. Артерии в 4-6 лет относительно шире, чем в период второго детства. С этой особенностью связана небольшая величина артериального давления. Сердечно-сосудистая система детей дошкольного возраста очень активно и быстро реагирует на физическую и эмоциональную нагрузку.

Развитие органов зрения у детей в 4-6 лет ещё не завершено, и интенсивное формирование зрительной функции во многом зависит от внешних условий. Поэтому особое внимание следует уделять соблюдению мер профилактики нарушений зрения и снижения работоспособности мышц глаза. Строго должны соблюдаться требования к достаточной освещённости помещения и рабочего стола, за которым занимается ребёнок, а также пристальное внимание следует уделять правилам общения детей 5-6 лет с компьютером и телевизором. Нарушение требований к продолжительности пребывания у экрана, их частоте и оптимальному цветовому фону экрана видеотерминала вызывают утомление глаз, снижение функционального состояния аккомодационного аппарата. Для детей дошкольного возраста просмотр телепередач или пребывание у видеотерминала компьютера допускается не чаще 3-4 раз в неделю по 15-20 минут.При просмотре TV в помещении должно быть включено неяркое общее освещение.

Система иммунитета. В окружающей человека среде существует множество микроорганизмов, способных вызывать те или иные заболевания. Однако организм человека приспособился к защите от многих инфекционных агентов. Ответственность за это несет иммунная система, в состав которой входят лимфатические узлы, миндалины, вилочковая железа, элементы крови и др.

Миндалины – это часть иммунной системы. Лимфоидное кольцо миндалин, задерживая микроорганизмы, не дает им проникнуть в дыхательные пути. Иммунной системе детей в новинку многие привычные для нас инфекции, и работает она с повышенной нагрузкой. Поэтому миндалины у малышей крупнее, чем у взрослых. По мере взросления такое количество иммунных клеток становится ненужным, и миндалины уменьшаются. К подростковому возрасту миндалины и аденоиды становятся крошечными, а у некоторых и вовсе исчезают. Если миндалины воспаляются, то они перестают выполнять свою защитную функцию и сами становятся очагом инфекции в организме. Воспаление миндалин бывает острым (ангина) и хроническим (тонзиллит). Обычно при острой ангине, сопровождающейся повышенной температурой тела и общим недомоганием ребенка, родители обязательно обращаются за врачебной помощью. При хроническом же тонзиллите внешних признаков может либо не быть, либо единственным проявлением заболевания является общая слабость и утомляемость ребенка. В таких случаях родители могут уделять лечению болезни недостаточно внимания, и впоследствии у ребенка развиваются серьезные осложнения.

Аденоиды расположены там, где в носоглотку открываются и носовые ходы, и евстахиевы трубы, соединяющие носоглотку с полостью среднего уха. Если аденоиды воспалены и увеличены, блокируется носовое дыхание и закладывает уши. Нарушение слуха родители обычно списывают на рассеянность. При аденоидах ухудшается в основном восприятие звуков высокой частоты, то есть шипящих согласных. Еще один признак воспаления глоточных миндалин – у ребенка постоянно приоткрыт рот. В норме воздух должен идти по носовым путям, где он согревается и очищается: бактерии вместе с пылью оседают на вязкой носовой слизи. Если же малыш дышит ртом, холодный воздух вместе со всеми бактериями летит прямиком в трахею и бронхи. Именно поэтому ребенок с увеличенными аденоидами без конца болеет. Аденоидного ребенка вычислишь и по тому, как он говорит: разросшаяся ткань не дает звуку резонировать в придаточных пазухах, и он получается гнусавым. По той же причине аденоидные дети подвержены гаймориту (воспалению пазух носа).

Что должно насторожить родителей ребенок часто болеет, постоянно хлюпает носом, гнусавит – согласную “м” произносит как “б” (“басло”, вместо “масло”); спит с открытым ртом, храпит (здоровые дети не храпят!); постоянно переспрашивает; жалуется на головную боль, часто капризничает, гримасничает, мочится в постель. Как обстоят дела с носовым дыханием, покажет простой тест: поднесите кусочек ваты к одной ноздре ребенка, а другую слегка прижмите пальцем. Попросите подышать носом, и по движению ворсинок сразу увидите, насколько хорошо проходит воздух.

Избавляет от заложенности и облегчает дыхание промывание носа раствором фурацилина, слабой настойкой прополиса, отваром ромашки, зеленым чаем или морской солью (1 чайная ложка на стакан воды).

Подготовлено по материалам сайта “Адалин”.

Читайте также:  Мебель ребенку 5 лет

Источник

Как повысить иммунитет ребенку в 5 лет

Опубликовано: 17 марта 2020

Все родители рано или поздно задумываются о том, как повысить иммунитет ребенка: 5 лет – особый возраст, отличающийся от остальных этапов жизни малыша, поэтому и заслуживает отдельного внимания. Речь пойдет об иммунной системе именно в этот шаткий период формирования организма. Давайте разберемся подробнее.

Что происходит при снижении иммунитета?

Что такое иммунитет? Это реакция организма на негативно воздействующие внешние факторы. Сама реакция подразумевает под собой распознавание антигенов, влияющих разрушительно на клетки человеческого организма, и последующую борьбу с ними.

Если иммунитет ослаблен, то это грозит:

  • Хроническими заболеваниями. Организм, который не в состоянии бороться с антигенами, адаптируется к совместному с ними существованию, разумеется, с периодами обострений.
  • Частыми простудами. Ребенок становится более восприимчивым к негативным воздействиям внешней среды, поэтому легко подхватывает любые инфекции.
  • Ухудшением эмоционального и психологического состояния малыша. Ограниченные контакты со сверстниками, неприятные физические ощущения во время болезней, беспокойный сон – все это не обходится без последствий.

Какие виды иммунитета существуют?

Какие виды иммунитета существуют?

Принято делить иммунитет на два вида:

  • врожденный – формирующийся в утробе матери, заложенный генетически;
  • приобретенный – вырабатываемая реакция организма на уже знакомый вирус после того, как ребенок переболел, либо после введения вакцины.

Как распознать проблему с недостаточным иммунитетом у 5-летнего ребенка?

Симптомы сниженного иммунитета у детей в возрасте 5 лет достаточно размыты, но при этом их совокупность должна заставить родителей насторожиться. Сигналами о наличии проблемы могут послужить:

  1. Излишне частые простудные заболевания (ребенок часто болеет, долго восстанавливается, симптоматика проходит затруднительно).
  2. Появление осложнений практически в каждом случае (даже после обыкновенного насморка).
  3. Плаксивость, снижение активности, быстрая утомляемость.
  4. Нарушение режима сна (короткий и непродолжительный сон, частые пробуждения, подергивания во сне свыше обычного).
  5. Плохой аппетит.
  6. Проблемы со стулом (расстройства, редкий или же, наоборот, частый стул).
Читайте также:  Ребенку 5 лет продуло шею

Главные отличия иммунитета ребенка пятилетнего возраста

Главные отличия иммунитета ребенка пятилетнего возраста

Чтобы лучше понимать, как повысить иммунитет ребенка в 5 лет, нужно разобраться в ключевых особенностях этого возрастного периода. Дело в том, что именно в этом возрасте реактивность иммунной системы соответствует показателям взрослых людей, но при этом уровень иммуноглобулинов группы А остается низким. На что это влияет? Низкий уровень IgA провоцирует возникновение аллергических реакций и развитие аутоиммунных заболеваний. Именно в этом возрасте чаще всего малыши болеют всевозможными паразитарными инфекциями, включая гельминтозы и лямблиозы, восприимчивы к вирусам гриппа и ОРВИ. Все это создает среду, комфортную для возникновения и развития хронических недугов.

Как помочь неокрепшему организму?

Как помочь неокрепшему организму?

Рассмотрим конкретные способы, как повысить иммунитет ребенка в 5 лет. Дело в том, что в этом возрасте профилактические мероприятия должны быть нацелены в основном на устранение причин, снижающих естественную защиту. Это тот случай, когда организм уже способен бороться сам, но ему нужно всего-то капельку помочь.

Что вы можете сделать, чтобы поддержать своего малыша:

  • обеспечить полноценное и разнообразное питание;
  • следить за тем, чтобы ребенок вовремя ложился спать и высыпался;
  • активно закалять организм малыша (поддерживать слегка прохладную температуру в помещении, но без сквозняков, стараться не допускать перегрева, практиковать хождение босиком по траве/земле);
  • обеспечивать ребенку частые и активные прогулки, игры на свежем воздухе.

Народные средства для поднятия иммунитета

Народные средства хороши в том случае, если используются разумно и без фанатизма. К одному из таких способов и относится следующий рецепт:

Ягоды и листья шиповника заваривают крутым кипятком, добавив много мяты и лимона. После того, как отвар остынет, его небольшими порциями добавляют в чай и предлагают выпить ребенку на ночь. Разумеется, данный напиток можно пить и в чистом виде, но маловероятно, что ребенку он придётся по вкусу.

Также можно дважды в день проводить полоскания ротовой полости и горла специальным раствором. Готовится он просто: в стакан теплой воды добавляется чайная ложка соли и аналогичное количество соды.

Медицина на шаг впереди

Медицина на шаг впереди

В холодное время года, а также при регулярных посещениях детского сада и других мест скопления людей риск подхватить инфекцию кратно возрастает, в связи с чем народных методов укрепления иммунной системы может быть недостаточно. Поэтому врачи часто рекомендуют деткам с ослабленным иммунитетам проводить профилактику ОРВИ и гриппа с использованием медицинских препаратов. К одному из таких относятся капли Деринат, давно зарекомендовавшие себя на рынке в качестве доступного и действенного препарата для детей. Преимущество этого средства заключается в нескольких моментах:

  • применяется как для профилактики и укрепления собственных защитных сил, так и для наиболее лёгкого выздоровления и минимизации рисков осложнений ОРВИ;
  • не замещает иммунитет, а дополняет его, давая возможность ребенку окрепнуть и быстрее набраться сил;
  • помогает укрепить слизистую оболочку и восстановить ее, чтобы не допустить проникновения инфекции;
  • выпускается в виде капель и спрея, не имеет цвета, запаха, вкуса, поэтому оптимально подходит пятилетнему малышу.

Подробнее о препарате и о его свойствах читайте на нашем сайте.

Поскольку иммунитет – это хрупкая система, для его укрепления рекомендуется воспользоваться рекомендациями врача и решать проблему комплексно.

Полезные статьи:

Источник

Название статьи: Формирование здорового образа жизни у детей 5 – 6 лет – памятка для родителей.

ФИО: Казанцева Евгения Владимировна

Должность: воспитатель

Организация: МДОУ «ЦРР – детский сад «Дружба» № 35

Город: Качканар, Свердловская область

Цель: валеологическое просвещение родителей – закрепление представлений о формировании правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Сегодня в условиях ухудшения экологической обстановки учёные отмечают увеличение числа больных людей, начиная с рождения. Поэтому важно уже с дошкольного возраста начи-нать учить ребёнка управлять своим здоровьем.

Процесс формирования здоровья ребёнка в значительной степени зависит от образа жизни и здоровьеформирующей деятельности семьи.

Вот несколько несложных, но таких важных правил для здоровья Вашего ребёнка и здоровья не только физического, но и психического, которые обязательно нужно установить и соблюдать:

  • РЕЖИМ ДНЯ.

Очень важно приучить ребёнка к правильному режиму – в определённое время ребёнок должен ложиться спать и вставать, в одни и те же часы завтракать, обедать и ужинать. Обязательно отвести время для игр и прогулок или подвижных игр. Если режим дня постоянно соблюдается, то ребёнок всегда знает, чем он будет заниматься, формируются определённые формы поведения, появляются привычки, важные для воспитания ребёнка.

  • РЕЖИМ ПИТАНИЯ.

Ребёнок должен принимать пищу 4-5 раз в день. Завтракать не позднее 45 минут – 1 часа после пробуждения, а ужин планировать за 1,5 – 2 часа до сна. Не разрешайте детям перекусывать печеньем, конфетой или пр. в неположенное время. Питание должно быть рациональным – достаточное в количественном отношении, по качественному составу, покрывающее затраты организма ребёнка в пищевых веществах и энергии. Питание должно быть разнообразным. В пище должно содержаться определённое количество белковых продуктов, жиров и углеводов. Также организм человека постоянно нуждается в минеральных солях, витаминах, воде. Ни одно из основных веществ пищи нельзя заменить другим.

  • РЕЖИМ СНА.
Читайте также:  Омега 3 ребенку 5 лет

Нормальная продолжительность сна для ребёнка 5-6 лет – 12-13 часов. Часть из этого времени выделяется для дневного сна – 1,5 часа. На ночь укладывать детей надо в 9 часов вечера. Для этого нужно создать спокойную обстановку, тогда ребёнок быстро заснёт. Ведь именно во сне восстанавливаются клетки головного мозга, растут и развиваются все ткани и системы организма. Длительное недосыпание может привести к переутомлению головного мозга.

Если ребёнок категорически не засыпает днём, необходимо устраивать послеобеденный отдых в комнате, предоставляя ему возможность тихо заниматься любимым делом. Ни в коем случае не следует подменять послеобеденный отдых просмотром мультфильмов или детских передач – это прямой путь к перегрузке нервной системы и развитию неврозов. Если ребёнок днём не засыпает, то ночной сон следует удлинить. Вечером уложить спать ребёнка помогут ритуалы, которые при регулярном выполнении формируют у ребёнка условные рефлексы. Одежда для сна должна быть удобной, из натуральных материалов, предпочтительнее из хлопка. Страх темноты свойственен многим детям. Не стоит в этом случае ругать ребёнка, его надо успокоить, приласкать, уговорить. Можно оставить дверь открытой и включить ночник. Нельзя перед сном разрешать ребёнку смотреть несоответствующие возрасту телепередачи, играть в компьютерные игры – это ведёт к психическому переутомлению и нарушению сна. Также причинами беспокойного сна могут стать острая и тяжёлая пища за ужином, недостаток физической нагрузки днём, стрессовые ситуации, начинающееся простудное заболевание. Воздух в комнате, где спит ребёнок должен быть чистыми и свежим (20 – 22 ◦), духота не способствует полноценному отдыху.

  • ПРОГУЛКИ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ.

Зимой дети должны гулять на воздухе не меньше 3-4 часов, а летом гораздо дольше.

  • ИГРЫ.

Уделите время для разнообразных занятий и игр. Нужно чередовать шумные и подвижные игры с более спокойными. Вечером перед сном лучше организовать спокойные занятия: рисовать, лепить, можно почитать им книгу или рассказать что-нибудь.

  • ГИГИЕНА. Необходима для укрепления здоровья, физического и духовного развития детей. Привитие гигиенических навыков – это неотъемлемая часть культурного поведения, основная роль в этом принадлежит родителям. Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене – уходу за своим телом и содержание его в чистоте. Ребёнок в 5 лет умеет самостоятельно мыть лицо, уши, верхнюю часть груди, руки до локтя, обтираться до пояса. Водные процедуры утром и вечером перед сном имеют ещё и закаливающее значение, хорошо влияют на нервную систему, способствуют быстрому засыпанию.

Каждый ребёнок должен следить за чистотой зубов и ухаживать

за ними, т.к. зубы влияют на здоровье, настроение, мимику и поведение

человека.

Обязательно должен пользоваться носовым платком. Ребёнок должен знать, что при кашле и чихании из носоглотки выделяется большое количество микробов и, если не пользоваться платком, то с брызгами происходит заражении окружающих.

Также, если у ребёнка нет носового платка, то он втягивает в себя отделяемое из носа и проглатывает, что очень вредно. Платок должен быть отдельный для глаз и отдельный для носа (особенно во время простуды), во избежание попадания инфекции из носа на глаза и наоборот.

Очень важно следить за своевременным опорожнением кишечника и мочевого пузыря у Вашего ребёнка. Запоры и задержка мочи очень вредны и могут вызвать отравление организма. Детям необходимо об этом знать, т.к. некоторые из них терпят, стесняясь попроситься в туалет. Туалетом также нужно обучать пользоваться аккуратно.

Дети также должны знать, что при возникновении зуда или других неприятных ощущений в области половых органов, нельзя их трогать, а необходимо сразу, не стесняясь, обратиться к близким взрослым. Личная гигиена включает вопросы гигиены быта, в первую очередь поддержание чистоты воздуха в жилище, уход за одеждой и постельными принадлежностями, создание нормальных условий для сна и отдыха.

У ребёнка очень развито чувство подражания, наблюдательности, любознательности и потребности в самостоятельных действиях, поэтому практикуйте наглядный показ правильного выполнения гигиенических процедур (своевременное мытьё рук, чистка зубов, бережное хранение своей одежды и т.д.). Будьте примером своим детям, чтобы они вам подражали и относились уважительно.

Придерживайтесь этих правил и Ваш ребёнок будет здоров: активен, весел, с хорошим настроением, с прекрасным аппетитом, крепким сном, легко просыпающимся, умеющим быстро сосредоточиться, работать без отвлечений. Не хлюпает носом, не дышит открытым ртом, не жалуется на недомогания и головную боль или боли в животе. Его психическое и физическое развитие будут в норме!!!!

Здоровья Вам и Вашим деткам!!!!

Список использованной литературы:

  1. Т.А.Тарасова, Л.С.Власова «Я и мое здоровье»

Программа, методические рекомендации и практические разработки по воспитанию здорового образа жизни детей дошкольного возраста; Москва Школьная Пресса 2009

ББК 74.1 Т191

«Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников» Выпуск I полугодие 2009 г.

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о рег. ПИ № 77-1491 от 10.01.00

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: 1977.

Источник