Здоровье и развитие ребенка экспресс контроль в школе

Экспресс-контроль в школе
Скачать Размер:0.5 Мб
Конституция РФ гарантирует свободы человека и гражданина, и объявляет, что эти свободы находятся под защитой государства. В частности ст.17 утверждает: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».
Права детей на свободное здоровое развитие защищает Федеральный Закон «О гарантиях прав ребенка в РФ», вменяющий всем учреждениям оказывать «…содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей» (ст.4)
И совершенно справедливо, что целевой установкой закона «Об образовании» является «свободное развитие личности», а так же приоритет здоровья перед собственно обучением. Вот почему образовательный процесс закон «Об образовании» толкует не узко как технологию передачу информации и механическое её заучивание, а как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства…».
Эти базовые положения конституции и федеральных законов требуют от федеральных и региональных министерств и департаментов образования, от образовательных учреждений не фрагментарное развитие одной части личности в ущерб другой (типа механического заучивания различных стандартов информации на фоне деградации тела и творческого разума), а целостное триединое физическое развитие тела, нравственных чувств и творческого разума.
Следовательно, конституция и закон «Об образовании» РФ требуют, что бы воспитание тела, нравственных чувств и творческого разума в своей не раздельной целостности стали фундаментом для разработки базового учебного плана, а так же итогового документа аттестации выпускников школ. К сожалению, содержание базового учебного плана, в т. ч. итоговая аттестация обучающихся проигнорировали предусмотренные законом цели и задачи образовательного процесса.
Например, одним из базовых показателей «свободного развития личности» является формирование у школьников свободного самостоятельного суждения – мышления. К сожалению, это фундаментальное положение полностью отброшено методическим письмом министерства образования (№1561/14-15 от 19.11.98) «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». Данный официальный документ цели и оценку итогов обучения сводит к …скорости чтения под секундомеры с первого класса (?). В то же время наукой установлено, что в этих условиях происходит эрозия и деградация ассоциаций между словом, как звуковым кодом, и чувством образа, несущим в себе всю смысловую нагрузку. А психиатры знают, что расщепление слов от их образно – смыслового содержания есть не что иное как шизофрения. А в итоге такого обучения, по данным того же министерства образования РФ, спустя только первый год так называемого образования у 60 – 70% малышей оформляются пограничные психические расстройства (письмо №220/11-12 от 22.02.1999).
Медикам хорошо известно, что качество развития и здоровья ребёнка, в конечном счете, является следствием адекватности природе развивающего ребенка используемых воспитательно – развивающих технологий. Не случайно ст. 51 закона «Об образовании» вменяет: «Образовательное учреждение создает условия гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Для реализации данного требования и пресечения проникновения в школы чуждых природе развития ребенка и вредных для его здоровья различных педагогических «инноваций» и дидактических средств в РФ выстроена Государственная гигиеническая и эпидемиологическая служба – Роспотребнадзор РФ. При этом федеральный закон «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» ст.28 однозначно вменяет системе образования следующие охраняющие здоровье школьника санитарно – гигиенические требования.
1). В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
2). Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.
И весь парадокс нашего правового государства в том, что данную статью закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» министерство образования РФ уже 13 лет просто «не замечает». И такое стало возможным благодаря, во – первых, отсутствию контроля со стороны законодательной власти над правоприменительной практикой исполнительной власти, во – вторых, благодаря отсутствию полноценного мониторинга за качеством развития детей под воздействием педагогической деятельности, в т. ч. под влиянием различных педагогических инноваций. Например, совместный приказ министерства образования и здравоохранения РФ (№186/272-4305) регламентирует периодические углублённые осмотры детей (за год до поступления в школу, спустя первый год обучения, после окончания начальной школы и т. д.). При этом в этом же приказе чётко указано:
«Анализ проводимых ежегодно профилактических осмотров детей показывает их низкую эффективность. При высоком общем охвате осмотрами (96-98%) патологические состояния и заболевания среди осматриваемых детей выявляются в 9 – 6 раз реже, чем при целевых выборочных углублённых обследованиях детей. Сложившаяся система профилактических осмотров не позволяет выявлять начальные стадии хронических заболеваний».
За истекшие годы ситуация с профилактическими осмотрами ещё более усугубилась. Таким образом, формально (де-юре), Конституция и Законы РФ гарантируют детям главные права – права на здоровое, свободное и гармоничное их развитие. Де-факто – те непрерывные реформы образования, которые проводит каждый новый министр образования) не имеют ни научного обоснования, ни санитарно – гигиенического заключения (сертификатов Роспотребнадзора РФ).
Источник
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………
Анализ используемой литературы……………………………………………..
Исследование состояния здоровья школьников……………….……
1 Состояние физической культуры в РФ и в МБОУ СОШ № 5..………….
2 Состояние здоровья школьников МБОУ СОШ № 5..…………………….
3 Характеристика диагностических методов……………………………………..
4 Описание методики исследования……………….………………………
5 Результаты исследования………………………….………………………
6 Выводы………………………………………………….………………….
Заключение……………………………………………………..…………… Список литературы ……………………………………………….……….………
Приложения………………………………………………………..…………….
ВВЕДЕНИЕ
детском возрасте не задумываешься о своём здоровье, но, понимая важность его сохранения и укрепления надо говорить о здоровом образе жизни уже сейчас. Прививать устойчивые навыки сбережения здоровья, так как состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Физически здоровых детей в школу приходит с каждым годом меньше.
Длительное невнимание руководства страны к проблеме спорта и здорового образа жизни привело к снижению количества детей, занимающихся в спортивных секциях.
Цель нашего исследования – оценить с помощью тестов показатели физического и умственного развития учащихся МБОУ СОШ № 5
сравнить показатели в группах учащихся, активно занимающихся различными видами спорта и учащихся, не занимающихся регулярно спортом.
Именно это обусловило актуальность и выбор темы исследования. Цель работы: изучить влияние регулярных занятий спортом на
развитие учащихся МБОУ СОШ № 5, для того, чтобы учащиеся могли объективно оценить свое индивидуальное здоровье и внести коррективы в свой образ жизни с целью его сохранения и укрепления.
Объектом исследования являются показатели физического здоровья иумственного развития: масса тела, рост учащихся, объем грудной клетки, пульс, давление, внимание, память.
Предмет изучения – антропометрические данные и психическиепроцессы учащихся МБОУ СОШ № 5.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решенияследующих задач:
1. Научиться оценивать показатели физического развития с помощью измерений и расчетных формул.
Освоить методики определения пульса, артериального давления,
определения энергозатрат по частоте сердечных сокращений.
Используя простейшие методики, научиться оценивать состояние сердечнососудистой системы у учащихся-спортсменов, и у учащихся, не занимающихся спортом.
Оценить высшую нервную деятельность у учащихся двух групп по состоянию кратковременной памяти, уровню внимательности и сосредоточенности, объему восприятия. На основе полученных результатов сделать выводы и разработать рекомендации для учащихся.
Основу гипотезы составило следующее предположение: активные занятия спортом способствуют повышению уровня физической подготовленности школьников.
процессе исследования использовались следующие методы:
анкетирование, анализ литературы, объяснительно-иллюстративный метод, метод практических действий, индивидуальная и групповая работа.
содержательной части работы описаны проведённые исследования, в приложении имеется дополнительный материал по пропаганде здорового образа жизни.
работеиспользовалисьобразовательныетехнологии:
мультимедийные, исследования, развитие познавательных интересов, коллективного и группового обучения.
Ожидаемые результаты: овладение учащимися диагностическими методами оценки здоровья, умение оценивать состояние своего здоровья для его сохранения и укрепления.
Практическая значимость исследования:объективная оценказдоровья учащихся; рекомендации школьникам по сохранению и укреплению здоровья.
1.4 Описание методики исследования Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе изучили проблему, определили цель и задачи теоретической и экспериментальной работы, отобрали наиболее оптимальные экспресс – диагностические способы оценки здоровья. Перед началом эксперимента мы изучили состояние здоровья учащихся испытуемого класса по медицинским показаниям и уровень физической подготовленности по результатам тестирования.
На втором этапе исследования провели тестирование и эксперимент, обработали данные экспериментальной работы, обобщили результаты исследования.
На третьем этапе оформили результаты исследования.
Исследование проводилось на уроках физической культуры в 7А,7Б, 7В классах. В экспериментальную группу были включены юноши и девушки, занимающиеся различными видами спорта, в контрольную – учащиеся, не занимающиеся активно спортом.
Данная работа относится к прикладным исследованиям, в ходе выполнения работы ученики 7-х классов освоили методики определения своего физического, физиологического состояния и показателей высшей нервной деятельности. Результаты этих исследований помогли ученикам объективно оценить состояние своего здоровья и изменить количество физической нагрузки в режиме дня.
Результаты исследования
С учащимися было проведено тестирование (см.Приложение, таблицы
1-4): определение объема кратковременной памяти, определение
внимательности и сосредоточенности, функционирование нервной системы в
покое. Мы применяли тесты на выявление образной памяти и на объем
механического запоминания (см. Приложение с. 33-35).
Группы учащихся
Тест на образную
Тест «Объем
память
механического запоминания
(%)
(баллы)
Экспериментальная группа (юноши)
67,8
7
Экспериментальная группа (девушки)
60
7,8
Контрольная группа (юноши)
64
7.4
Контрольная группа (девушки)
58
7,8
Проанализировав результаты тестирования, мы пришли к выводу, что образная память выше у юношей и девушек спортсменов, так как для них важно оценить ситуацию на поле, запомнить ее (на небольшой промежуток времени), среагировать на меняющуюся обстановку. Показатели объема кратковременной памяти в обеих группах юношей и девушек одинаковы (см. Приложение, таблица 5).
функциональном состоянии сердца и сосудов судят по различным проявлениям их деятельности. В настоящее время используют различные функциональные пробы и физиологические тесты. Мы провели функциональные пробы по ЧСС (частоте сердечных сокращений) и по АД
(артериальному давлению). Оба показателя измерялись до нагрузки, сразу после нее, через 1,5 минуты. В качестве дозированной нагрузки учащиеся выполняли 20 приседаний в высоком темпе (см. Приложение, таблицы 2,5,8,11,13).
Группы учащихся
СОКРАЩЕНИЙ (ЧСС)
ДАВЛЕНИЮ (АД)
До
Сразу
Через 1
Через
До
Сразу
Через
нагруз
после
мин
2 мин
нагрузки
после
1,5 мин
ки
нагруз
нагрузки
ки
Юноши-спортсмены
77,4
100,8
78,2
60,8
136/82
152/87
136/79
Девушки-спортсменки
72,4
113,2
71
–
131/73
139/80
133/80
Юноши- не спортсмены
85
107,8
83,4
–
121/73
134/70
130/76
Девушки- не спортсменки
77
119
83
120/75
130/70
129/68
Анализ средних значений пульса до и после дозированной нагрузки позволяет сделать следующие выводы. Пульс у учащихся, занимающихся спортом в покое ниже, чем у учащихся, не занимающихся спортом. После нагрузки ЧСС повышается у учащихся не спортсменов сильнее и восстанавливается значительно дольше. За 1.5 мин после нагрузки пульс у
девушек не спортсменок не восстановился. Таким образом, пульс восстанавливается быстрее у учащихся, занимающихся спортом. Частота пульса в возрасте 15-20 лет в норме у людей составляет 60-90 ударов в минуту. АД в покое у спортсменов немного выше, чем у учащихся, не занимающихся активно спортом. Во время нагрузки АД повышается у учащихся обеих групп, но время восстановления АД у спортсменов значительно меньше. У не спортсменов через 1,5 минут давление не восстановилось.
Анализ полученных данных показал, что показатели состояния сердечно – сосудистой системы у спортсменов лучше.
Результаты состояния дыхательной системы (проба Штанге)
(см. Приложение, таблицы 1,4,7,10)
Показатель задержки дыхания (с)
Спортсмены
Не спортсмены
(кол-во чел. / %)
(кол-во чел. / %)
1.
Отлично (1 мин и более)
1/10%
0/0%
2.
Норма (не менее 40 с)
7/70%
6/60%
3.
Ниже нормы (менее 40 с)
2/20%
4/40%
Состояние дыхательной системы у спортсменов лучше, чем у учащихся, не занимающихся активно спортом. Только 2 спортсмена из десяти имеют показатель незначительно ниже нормы (35 и 39 секунд) в отличии от контрольной группы, где показатели задержки дыхания значительно ниже нормы (10, 15, 20 секунд).
Весоростовой показатель (см. Приложение, таблицы 1,4,7,10)
Показатель
Спортсмены
Не спортсмены
(кол-во чел. / %)
(кол-во чел. / %)
1.
Норма
8/80%
0/0%
2.
Избыточный вес
0/0%
0/0%
3.
Недостаточный вес
2/20%
10/100%
По результатам весоростового показателя у спортсменов вес соответствует росту у 80 % испытуемых, в отличие от контрольной группы, у которой 100% испытуемых имеет недостаточный вес. По этим результатам
можно судить о достаточно развитой мышечной системе у учащихся, активно
занимающихся спортом.
Индекс пропорциональности роста (длины тела) и обхвата грудной клетки
(см. Приложение, таблицы 3,6,9,12)
Показатель
Спортсмены
Не спортсмены
(кол-во чел. / %)
(кол-во чел. / %)
1.
Крепкое телосложение
1/10%
0/0%
2.
Хорошее телосложение
3/30%
0/0%
3.
Среднее телосложение
2/20%
1/10%
4.
Слабое телосложение
4/40%
5/50%
5.
Очень слабое
0/0
4/40
Крепкое, хорошее и среднее телосложение в группе спортсменов имеют 60% учащихся; в группе не спортсменов лишь 10 % испытуемых имеют среднее телосложение, а 90% имеют слабое и очень слабое телосложение.
Индекс Эрисмана пропорциональности (гармоничности) конституции тела (см. Приложение, таблицы 3,6,9,12)
Показатель
Спортсмены
Не спортсмены
(кол-во чел. / %)
(кол-во чел. / %)
1.
Норма
8/80%
3/30%
2.
Недостаточная масса тела
2/20%
7/70%
3.
Ожирение
0/0%
0/0%
экспериментальной группе 80 % учащихся имеют гармоничное телосложение, в отличие от учащихся контрольной группы, где пропорционально сложенных всего лишь 30 %.
Степень развития мускулатуры (см. Приложение, таблицы 3,6,9,12)
Показатель
Спортсмены
Не спортсмены
(кол-во чел. / %)
(кол-во чел. / %)
1.
Слабая мускулатура
0/0
3/30%
2.
Норма
3/30%
7/70%
3.
Атлетическая мускулатура
7/70%
0/0%
Показателем гармоничности конституции тела является также степень развития мускулатуры. В результате измерений были получены следующие данные: у 70% спортсменов атлетическая мускулатура, у 30% – нормальная,
учащихся со слабой мускулатурой нет. В контрольной группе у 70% испытуемых нормальная мускулатура, у 30%-слабая, учащихся с атлетической мускулатурой нет.
Полученные результаты позволяют сделать вывод: уровень физического развития испытуемых, активно занимающихся спортом значительно выше, в отличие от учащихся, не занимающихся спортом в различных секциях.
Выводы.
Гипотеза исследования – активные занятия спортом способствуют повышению уровня физической подготовленности школьников – подтвердилась.
В результате исследования было выявлено, что у учащихся экспериментальной группы (спортсменов), показатели физического развития значительно выше, чем у учащихся контрольной группы.
Показатели состояния дыхательной системы на 20% лучше, чем у не спортсменов;
Вес соответствует росту у 80% спортсменов; у не спортсменов несоответствие роста весу – 100%;
c. Индекс массы тела ниже нормы у спортсменов – 20%; у не
спортсменов – 100%;
Индекс пропорциональности роста и обхвата грудной клетки: у спортсменов – 80%, у не спортсменов – 30%;
Степень развития мускулатуры: 70% спортсменов имеет атлетическую мускулатуру, тогда как у не спортсменов этот показатель равен 0;
Среди учащихся, занимающихся спортом (как мальчиков, так и девочек) отсутствует очень слабое телосложение.
Повышение пульса и давления после дозированной нагрузки у спортсменов меньше чем у не спортсменов, а восстановление пульса до нормы происходит быстрее.
Образная память у спортсменов лучше, чем у не спортсменов.
Занятия детей спортом улучшает показатели физического развития учащихся и не вызывают отрицательного влияния на высшую нервную деятельность, включая такие понятия, как способность к обучению,
внимание, сосредоточенность, работоспособность и память.
Овладение диагностическими методами позволяет объективно оценить состояние своего здоровья и внести коррективы в свой образ жизни
(заниматься физической культурой и спортом).
Использование экспресс методов повышают интерес учащихся к состоянию своего здоровья, мотивирует их на его сохранение и укрепление.
Рекомендации для учащихся.
Для сохранения здоровья необходимо следить за его состоянием,
регулярно проходить медицинские осмотры.
Для укрепления здоровья следует вести здоровый образ жизни.
Отказаться от вредных привычек и активно заниматься спортом. Заключение
сохранении и укреплении здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. Эту задачу эффективно решают занятия спортом. Для того чтобы спорт приносил радость и активные занятия различными видами спорта не нанесли вреда здоровью подростка, крайне необходимо уметь его оценивать. Точность самооценки здоровья зависит от знания:
строения человеческого организма и особенностей его функционирования;
о своем телосложении, поскольку некоторые заболевания присущи определенным типам телосложения.
Каждому человеку важно научиться оценивать и постоянно контролировать состояние своего здоровья – заниматься его мониторингом.
Здоровьеформирующая деятельность может быть по-настоящему творческой, позволяющей человеку находить собственные пути укрепления
здоровья и формирования здорового образа жизни на базе сформированной культуры здоровья.
Список литературы.
Амосов Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М.Амосов.- М.: Физкультура и здоровье, 1987.
Анисимов В.В. Экспресс – диагностические методы оценки здоровья /ОБЖ. Основы безопасности жизни/ ежемесячный научно-методический и информационный журнал № 7 (157), июль 2009, 8-13 с.
Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома / В.Ф.Базарный.- М.:Аркти,2005.
Залыгин В.Е. О моделях определения здоровья в медицине и валеологии / ОБЖ. Основы безопасности жизни/ ежемесячный научно-методический и информационный журнал № 1 (163), январь 2010, 41-43 с.
Лисицкая Т.С. Что такое ЗОЖ. Привести себя в норму./ Физическая культура в школе/ ежемесячный научно-методический журнал № 3/2007, 50-
с.
Николаев В.Р. Тренироваться и быть здоровым./ Физическая культура в школе/ ежемесячный научно-методический журнал № 5/2007, 75-79 с.
https://www.who.int/governance/eb/constitution/ru/ Устав ВОЗ.
Источник