Здоровье и развитие ребенка экспресс контроль

Экспресс-контроль в школе

Скачать Размер:0.5 Мб

Конституция РФ гарантирует свободы человека и гражданина, и объявляет, что эти свободы находятся под защитой государства. В частности ст.17 утверждает: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Права детей на свободное здоровое развитие защищает Федеральный Закон «О гарантиях прав ребенка в РФ», вменяющий всем учреждениям оказывать «…содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей» (ст.4)

И совершенно справедливо, что целевой установкой закона «Об образовании» является «свободное развитие личности», а так же приоритет здоровья перед собственно обучением. Вот почему образовательный процесс закон «Об образовании» толкует не узко как технологию передачу информации и механическое её заучивание, а как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства…».

Эти базовые положения конституции и федеральных законов требуют от федеральных и региональных министерств и департаментов образования, от образовательных учреждений не фрагментарное развитие одной части личности в ущерб другой (типа механического заучивания различных стандартов информации на фоне деградации тела и творческого разума), а целостное триединое физическое развитие тела, нравственных чувств и творческого разума.

Следовательно, конституция и закон «Об образовании» РФ требуют, что бы воспитание тела, нравственных чувств и творческого разума в своей не раздельной целостности стали фундаментом для разработки базового учебного плана, а так же итогового документа аттестации выпускников школ. К сожалению, содержание базового учебного плана, в т. ч. итоговая аттестация обучающихся проигнорировали предусмотренные законом цели и задачи образовательного процесса.

Например, одним из базовых показателей «свободного развития личности» является формирование у школьников свободного самостоятельного суждения – мышления. К сожалению, это фундаментальное положение полностью отброшено методическим письмом министерства образования (№1561/14-15 от 19.11.98) «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». Данный официальный документ цели и оценку итогов обучения сводит к …скорости чтения под секундомеры с первого класса (?). В то же время наукой установлено, что в этих условиях происходит эрозия и деградация ассоциаций между словом, как звуковым кодом, и чувством образа, несущим в себе всю смысловую нагрузку. А психиатры знают, что расщепление слов от их образно – смыслового содержания есть не что иное как шизофрения. А в итоге такого обучения, по данным того же министерства образования РФ, спустя только первый год так называемого образования у 60 – 70% малышей оформляются пограничные психические расстройства (письмо №220/11-12 от 22.02.1999).

Медикам хорошо известно, что качество развития и здоровья ребёнка, в конечном счете, является следствием адекватности природе развивающего ребенка используемых воспитательно – развивающих технологий. Не случайно ст. 51 закона «Об образовании» вменяет: «Образовательное учреждение создает условия гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Для реализации данного требования и пресечения проникновения в школы чуждых природе развития ребенка и вредных для его здоровья различных педагогических «инноваций» и дидактических средств в РФ выстроена Государственная гигиеническая и эпидемиологическая служба – Роспотребнадзор РФ. При этом федеральный закон «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» ст.28 однозначно вменяет системе образования следующие охраняющие здоровье школьника санитарно – гигиенические требования.

1). В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

2). Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.

И весь парадокс нашего правового государства в том, что данную статью закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» министерство образования РФ уже 13 лет просто «не замечает». И такое стало возможным благодаря, во – первых, отсутствию контроля со стороны законодательной власти над правоприменительной практикой исполнительной власти, во – вторых, благодаря отсутствию полноценного мониторинга за качеством развития детей под воздействием педагогической деятельности, в т. ч. под влиянием различных педагогических инноваций. Например, совместный приказ министерства образования и здравоохранения РФ (№186/272-4305) регламентирует периодические углублённые осмотры детей (за год до поступления в школу, спустя первый год обучения, после окончания начальной школы и т. д.). При этом в этом же приказе чётко указано:

«Анализ проводимых ежегодно профилактических осмотров детей показывает их низкую эффективность. При высоком общем охвате осмотрами (96-98%) патологические состояния и заболевания среди осматриваемых детей выявляются в 9 – 6 раз реже, чем при целевых выборочных углублённых обследованиях детей. Сложившаяся система профилактических осмотров не позволяет выявлять начальные стадии хронических заболеваний».

За истекшие годы ситуация с профилактическими осмотрами ещё более усугубилась. Таким образом, формально (де-юре), Конституция и Законы РФ гарантируют детям главные права – права на здоровое, свободное и гармоничное их развитие. Де-факто – те непрерывные реформы образования, которые проводит каждый новый министр образования) не имеют ни научного обоснования, ни санитарно – гигиенического заключения (сертификатов Роспотребнадзора РФ).

Источник

Особенности здоровьесберегающей технологии

по методике В. Ф. Базарного

Методика В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение. Это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом. Материально-техническое обеспечение данной технологии (специализированная мебель, тех. средства) включено в нормативные документы Министерства образования и науки РФ. Производство необходимого учебного оборудования ведется в соответствии с патентом под авторским контролем. Методика обеспечивается информационным, консультационным и методическим сопровождением. Осуществляется подготовка и переподготовка педагогических кадров всех уровней на всех этапах реализации.

Благодаря данной технологии достигается:

  1. Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.
  2. Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
  3. Психологический комфорт в образовательном учреждении.
  4. Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии;
  5. Повышает рейтинг и конкурентоспособность образовательного учреждения.
  6. Позволяет привлечь дополнительные средства родителей и спонсоров, путем включения родителей в общую задачу улучшение здоровья детей в стенах школы.

К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся:

  1. Режим динамической смены поз.
  2. Упражнения на зрительную координацию.
  3. Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).
  4. Упражнения на мышечно-телесную координацию.

Рассмотрим более подробно каждый из них.

Режим динамической смены поз:

  1. Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25 минут. Ребенок сидит на уроке 40 минут.
  2. «Не усади!» – заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше.
  3. «Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» – писал В. Ф. Базарный. Поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у учащихся зрительно- моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формировать на уроках атмосферу доверительного отношения, что позволяет говорить об организации обучения учащихся, которое в наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждого ребенка.
  4. Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Для реализации режима динамической смены поз В.Ф. Базарный предлагает два варианта:

  1. использование настольной конторки
  1. а там, где это возможно менять позу детей: за столами – сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачку.

Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:

  1. поддержание физической, психической активности умственной сферы;
  2. имеет высокие показатели физического развития здоровья;
  3. повышается иммунная система;
  4. улучшаются ростовые процессы;
  5. развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);
  6. снижается степень низкой склоняемости головы.

Упражнения на зрительную координацию

  1. «Никакой преграды глазу!» – еще один принцип В. Ф. Базарного.
  2. В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения.
  3. Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных.
  4. Все вместе картины составляют единый сюжет.
  5. Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.
  6. Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты.
  7. Учащиеся с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.

Влияние таких упражнений:

  1. данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции,
  2. скорость ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни.
  3. у детей развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация.
  4. учащиеся становятся зоркими, внимательными.
  5. очень важно, чтобы каждый ребенок находился на своей рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом на начало года по результатам обследования на предмет остроты зрения и рефракции на оба глаза.

Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры)

  1. на стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям:
  2. наружный овал – красный, внутренний – зеленый,
  3. крест коричнево-золотистый,
  4. восьмерка – ярко-голубым цветом.

Методика работы с офтальмотренажёром

  1. Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.
  2. Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения.
  3. Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.
  4. Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

Упражнения на мышечно-телесную координацию

  1. Урок проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке класса.
  2. Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.
  3. Например, учитель показывает дидактический материал сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит от учеников, тренируя тем самым мышцы глаза.

Для двигательной активности на уроке используются «сенсорные кресты»

«Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в классной комнате. На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, словарные слова и пр.). Учитель в ходе урока периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.

Литература:

  1. Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников, М., 1975.
  2. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005. – 176с.
  3. Базарный В. Ф. « Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде». Сергиев Посад, 1995.
  4. Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа».- 2006, № 8. С. 98.
  5. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. – № 11. С. 75.
  6. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56-58.

Материалы подготовила:

к.п.н., доцент, методист ЦРНО

издательства «Просвещение»

Стефаненко Н.А.

Источник

Экспресс-контроль в школе

Скачать Размер:0.5 Мб

Конституция РФ гарантирует свободы человека и гражданина, и объявляет, что эти свободы находятся под защитой государства. В частности ст.17 утверждает: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Права детей на свободное здоровое развитие защищает Федеральный Закон «О гарантиях прав ребенка в РФ», вменяющий всем учреждениям оказывать «…содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей» (ст.4)

И совершенно справедливо, что целевой установкой закона «Об образовании» является «свободное развитие личности», а так же приоритет здоровья перед собственно обучением. Вот почему образовательный процесс закон «Об образовании» толкует не узко как технологию передачу информации и механическое её заучивание, а как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства…».

Эти базовые положения конституции и федеральных законов требуют от федеральных и региональных министерств и департаментов образования, от образовательных учреждений не фрагментарное развитие одной части личности в ущерб другой (типа механического заучивания различных стандартов информации на фоне деградации тела и творческого разума), а целостное триединое физическое развитие тела, нравственных чувств и творческого разума.

Следовательно, конституция и закон «Об образовании» РФ требуют, что бы воспитание тела, нравственных чувств и творческого разума в своей не раздельной целостности стали фундаментом для разработки базового учебного плана, а так же итогового документа аттестации выпускников школ. К сожалению, содержание базового учебного плана, в т. ч. итоговая аттестация обучающихся проигнорировали предусмотренные законом цели и задачи образовательного процесса.

Например, одним из базовых показателей «свободного развития личности» является формирование у школьников свободного самостоятельного суждения – мышления. К сожалению, это фундаментальное положение полностью отброшено методическим письмом министерства образования (№1561/14-15 от 19.11.98) «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». Данный официальный документ цели и оценку итогов обучения сводит к …скорости чтения под секундомеры с первого класса (?). В то же время наукой установлено, что в этих условиях происходит эрозия и деградация ассоциаций между словом, как звуковым кодом, и чувством образа, несущим в себе всю смысловую нагрузку. А психиатры знают, что расщепление слов от их образно – смыслового содержания есть не что иное как шизофрения. А в итоге такого обучения, по данным того же министерства образования РФ, спустя только первый год так называемого образования у 60 – 70% малышей оформляются пограничные психические расстройства (письмо №220/11-12 от 22.02.1999).

Медикам хорошо известно, что качество развития и здоровья ребёнка, в конечном счете, является следствием адекватности природе развивающего ребенка используемых воспитательно – развивающих технологий. Не случайно ст. 51 закона «Об образовании» вменяет: «Образовательное учреждение создает условия гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Для реализации данного требования и пресечения проникновения в школы чуждых природе развития ребенка и вредных для его здоровья различных педагогических «инноваций» и дидактических средств в РФ выстроена Государственная гигиеническая и эпидемиологическая служба – Роспотребнадзор РФ. При этом федеральный закон «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» ст.28 однозначно вменяет системе образования следующие охраняющие здоровье школьника санитарно – гигиенические требования.

1). В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

2). Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.

И весь парадокс нашего правового государства в том, что данную статью закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» министерство образования РФ уже 13 лет просто «не замечает». И такое стало возможным благодаря, во – первых, отсутствию контроля со стороны законодательной власти над правоприменительной практикой исполнительной власти, во – вторых, благодаря отсутствию полноценного мониторинга за качеством развития детей под воздействием педагогической деятельности, в т. ч. под влиянием различных педагогических инноваций. Например, совместный приказ министерства образования и здравоохранения РФ (№186/272-4305) регламентирует периодические углублённые осмотры детей (за год до поступления в школу, спустя первый год обучения, после окончания начальной школы и т. д.). При этом в этом же приказе чётко указано:

«Анализ проводимых ежегодно профилактических осмотров детей показывает их низкую эффективность. При высоком общем охвате осмотрами (96-98%) патологические состояния и заболевания среди осматриваемых детей выявляются в 9 – 6 раз реже, чем при целевых выборочных углублённых обследованиях детей. Сложившаяся система профилактических осмотров не позволяет выявлять начальные стадии хронических заболеваний».

За истекшие годы ситуация с профилактическими осмотрами ещё более усугубилась. Таким образом, формально (де-юре), Конституция и Законы РФ гарантируют детям главные права – права на здоровое, свободное и гармоничное их развитие. Де-факто – те непрерывные реформы образования, которые проводит каждый новый министр образования) не имеют ни научного обоснования, ни санитарно – гигиенического заключения (сертификатов Роспотребнадзора РФ).

Источник