Здоровье и развитие ребенка до 7 лет

ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольный возраст – один из критических периодов в жизни ребенка. В это время активно формируется высшая нервная деятельность, происходит нарастание подвижности и силы нервных процессов, что способно привести к истощению малыша. Родители и воспитатели часто отмечают смену настроения крохи, повышенную раздражительность, быструю утомляемость и невнимательность. У дошкольников нередко проявляются признаки невротических реакций: они то и дело крутят волосы, грызут ногти, совершают беспорядочные движения – подпрыгивают и покачиваются, долгое время не засыпают.
В этом возрасте происходит «глубинная» перестройка обмена веществ, из-за чего малыш чаще подвергается влиянию детских инфекций. Дошкольный период отличается повышенным риском формирования и проявления хронических заболеваний и всевозможных аллергических реакций, особенно у часто болеющих детей. Однако даже здоровый ребенок дошкольного возраста нуждается в заботе и тщательном уходе со стороны взрослых.
Особенности восприятия дошкольниками понятия «здоровье»
Отношение малыша к здоровью зависит от того, насколько в его сознании сформировано это понятие. Существует несколько предпосылок, по которым можно распознать, какое представление о правильном образе жизни имеет дошкольник:
ощущаются положительные изменения в функциональном развитии (например, ребенок пытается сохранить и продемонстрировать ровную осанку);
заметно активное развитие психических процессов;
дети прилагают волевые усилия и проявляют физическую активность, чтобы во время игры достичь поставленной цели;
в возрасте 5-7 лет ребенок способен самостоятельно выполнять несложные поручения, владеет навыками самообслуживания.
Условно дошкольный возраст делится на три периода, каждый из которых имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при формировании правильного образа жизни.
Дети 3-4 лет, относящиеся к младшему дошкольному возрасту, осознают, что представляет собой болезнь, однако охарактеризовать понятие «здоровье» не могут. Поэтому у малышей практически никакого отношения к здоровому образу жизни еще нет. Однако это не значит, что не стоит проводить беседы на эту тему, вкладывая в маленькие несмышленые головы простейшие правила сохранения здоровья и основы формирования ЗОЖ.
В среднем дошкольном возрасте дети представляют здоровье как «не болезнь». В их памяти откладывается негативное отношение к заболеваниям, основанное на собственном опыте. Ребенок начинает осознавать угрозу от внешней среды («не бегай по лужам – заболеешь», «не ешь мороженное на улице – простудишься»). Но что такое «быть здоровым» ребенок объяснить еще не может. Здоровье для него – нечто абстрактное.
Дети старшего дошкольного возраста имеют несколько больший опыт, благодаря которому отношение к здоровью и правильному образу жизни у них существенно меняется. Ребенок по-прежнему соотносит здоровье с заболеваниями, однако уже отчетливо определяет угрозу как от окружающей среды, так и от собственных действий («не ешь грязное яблоко», «не бери еду немытыми руками»). Воспитательная работа в виде проведения беседы на тему здорового образа жизни помогает старшим дошкольникам соотнести понятие «здоровье» с элементарными правилами гигиены.
Физическое здоровье ребенка дошкольного возраста
Осознавать связь между занятиями физкультурой и укреплением здоровья ребенок начинает ближе к 5-6 годам. Однако физическая составляющая важна для формирования ЗОЖ и на более ранних этапах жизни.
Зарядка и закаливание
Ежедневная утренняя зарядка стимулирует деятельность всего организма малыша, улучшает обмен веществ и приводит в тонус мышечную систему. Более того, физические упражнения дисциплинируют и развивают познавательные способности крохи. Помимо занятий дома рекомендуются подвижные игры на улице.
В укреплении здоровья дошкольников и формировании здорового образа жизни немаловажную роль играет закаливание. Главные правила – постепенность и систематичность. Кроме этого, следует обязательно учесть общее состояние малыша и его физическое развитие. Решив закаливать свое чадо, родители должны положительно настроить на это самого ребенка, регулярно проводя беседы о том, как благотворно сказываются подобные мероприятия на здоровье.
Основы гигиены
Соблюдение правил гигиены особенно важны при формировании здорового образа жизни дошкольников. Полезные санитарно-гигиенические навыки должны складываться уже в раннем возрасте, а определенные знания по этому поводу помогут ребенку сознательнее относиться к собственному здоровью.
Закрепление навыков элементарной гигиены у малыша будет проходить успешнее, если родители своим примером покажут ему, насколько это необходимо. Главная цель – гигиенические процедуры должны стать внутренней потребность ребенка.
Чтобы поддерживать чистоту тела, дошкольникам необходимо мыться не реже 2-х раз в неделю, используя детский гель для душа или мягкое мыло. Руки обязательно моются перед едой, после прогулок или посещения туалета, а ноги – ежедневно перед сном. Утром и вечером следует умываться холодной водой. А чтобы под ногтями крохи не скапливалась грязь, нужно по мере роста их коротко стричь.
Уход за зубами – важное условие сохранения здоровья дошкольников. Обычно к 3-м годам у малыша прорезываются все двадцать молочных зубов, а начиная с пяти лет они постепенно заменяются на постоянные. Недостаточный уход за детскими молочными зубами может привести к кариесу, который впоследствии переходит на постоянные зубы. Специалисты рекомендуют приучать ребенка чистить зубы с использованием пасты с трехлетнего возраста. Зубная щетка у каждого члена семьи, включая и дошкольника, должна быть своя.
Правильное питание
Питание – один из основных факторов, постоянно влияющих на развитие организма крохи. В дошкольном возрасте рациональное питание имеет немаловажное значение, так как оно способствует улучшению здоровья, укреплению физической и духовной силы малыша, предупреждает возникновение заболеваний, содействует формированию ЗОЖ.
Правильное питание дошкольников должно быть:
доброкачественным (не допускается содержания в еде болезнетворных микроорганизмов и вредных примесей);
полноценным (содержать необходимое количество минеральных веществ, витаминов, белков, жиров, углеводов);
разнообразным (в меню должны присутствовать продукты растительного и животного происхождения);
достаточным по калорийности и объему – необходимо, чтобы употребленная пища вызывала чувство сытости у ребенка, придавала ему энергичности и обеспечивала материал для развития и роста его организма.
Режим дня
Твердый режим дня дошкольников – один из главных факторов в формировании ЗОЖ. Малыш быстро привыкает к предложенному распорядку и благоприятно на него реагирует. Причем чем младше кроха, тем легче его приучить к заданным временным рамкам.
К созданию расписания дошкольника можно подойти творчески и применить наглядные пособия (рисунки, таблицы и красочные плакаты), которые помогут малышу лучше запомнить последовательность кормлений, прогулок и сна. В составлении режима следует обязательно обозначить мероприятия, направленные на оздоровление детей, – физминутки и процедуры закаливания.
В распорядке дня необходимо учесть, что кроха 3-4 лет должен спать не меньше 14 часов, а ребенок постарше – около 13 часов в сутки. Из этого времени полтора-два часа выделяются на дневной сон. Укладывать спать дошкольников следует не позднее 9 часов вечера.
Через час после пробуждения малыша нужно покормить завтраком, а ужин предложить часа за полтора до ночного сна. Днем промежутки между приемами пищи должны быть не больше четырех часов.
При составлении режима необходимо принять к сведению, что дошкольники, как и взрослые люди, делятся на «сов» и «жаворонков». Малыш-«сова» становится более внимательным после 16-ти часов, а «жаворонок» активен уже с 8-ми утра.
Психическое и социальное здоровье дошкольника
Поддержание психического и социального здоровья – один из важных моментов в полноценном развитии детей дошкольного возраста.
Психическое здоровье малыша формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся темперамент, характер и самооценка ребенка. Эффективное созидание психологического комфорта и психическое оздоровление детей возможно только при учете этих индивидуальных особенностей. Внешние факторы, воздействующие на кроху, – это внутрисемейная среда и условия в детском саду.
Социальное здоровье предполагает адекватное восприятие действительности, адаптацию к общественной среде, проявление интереса к окружающему миру. Спокойная доброжелательная обстановка, созданная родителями и воспитателями, – залог нормального психосоциального развития дошкольников. Окружающие взрослые должны внимательно относиться к эмоциональным потребностям малыша, поддерживать дисциплину, проводить познавательные беседы, играть с ним и осуществлять необходимое наблюдение.
Как правило, если в семье царит взаимоуважение и понимание, а в детском саду малыш чувствует себя уверенно и комфортно, его психосоциальное здоровье находится в полном порядке. При выполнении этих условий исключения встречаются крайне редко.
Здоровье ребенка зависит не только от родителей, а и от окружающих его людей. Заботясь о своем чаде в дошкольный период жизни, папы и мамы создают необходимые благоприятные условия для развития малыша, что впоследствии поможет сформировать из него здоровую во всех отношениях личность.
Источник
Следить за здоровьем детей надо как минимум до достижения ими 18 лет. Именно до этого возраста в родительские обязанности входит и пункт прохождения регулярных диспансеризаций. На практике же это выглядит несколько иначе.
Обычно активно здоровьем малышей занимаются мамы младенцев, как только крохи подрастают и перестают постоянно болеть ОРВИ, на этом контроль ослабляется. А на самом деле в национальной стратегии сохранения здоровья для детей предусмотрен ряд диспансеризаций, которые следует проходить, чтобы не пропустить какие-то сбои в здоровье.
Неонатальное обследование
Еще в роддоме ребенок, находясь под контролем врачей, проходит сразу несколько обследований. Так, его регулярно осматривает педиатр на предмет состояния здоровья и основных параметров. Кроме того, еще в рамках медучреждения у крохи берут материал на неонатальный скрининг по таким опасным патологиям, как гипотиреоз, фенилкетонурия, муковисцидоз, адреногенитальный синдром, галактоземия, аудиологический скрининг. Эта мера позволяет выявить тяжелые заболевания на ранних этапах и вовремя принять меры по их лечению.
В течение первого года жизни
До года кроха регулярно проходит врачей. Предполагается сразу несколько обследований и осмотров в первые 12 месяцев. Итак, в 1 месяц малыш первый раз посещает с мамой поликлинику (до этого его осматривают каждую неделю на дому, что называется патронажем новорожденных). Здесь он должен посетить сразу несколько специалистов – педиатра, невролога, хирурга, офтальмолога. В некоторых случаях предлагается еще пройти стоматолога, даже несмотря на то, что зубов, даже молочных, у малыша еще нет.
Кроме того, могут быть предложены исследования УЗИ органов брюшной полости, тазобедренных суставов, почек, ЭКГ, аудиологический скрининг. Также в раннем возрасте, пока не закрылся родничок, врачи предлагают провести обследование мозга посредством УЗИ.
В 2 месяца кроха снова приходит к педиатру на осмотр, могут быть назначены анализы крови и мочи для контроля состояния органов.
В 3 месяца снова осмотр у педиатра, вместе с которым состоянием крохи озадачится и ортопед. Кроме того, именно на этот срок обычно приходятся первые прививки, а значит, надо сдавать анализы. Присоединяется к осмотру и невролог.
Дальше ребенок посещает педиатра ежемесячно в специальные дни здорового ребенка, по необходимости получает направление к узким специалистам. Так, например, невролога надо проходить каждые три месяца в течение первого года. Регулярно сдает анализы, когда подходит время плановых прививок. Стоит помнить, что перед каждой вакцинацией малыш должен быть обследован и осмотрен врачом во избежание осложнений на фоне пропущенного заболевания.
В год малыш завершает этот цикл ежемесячных диспансеризацией полным обследованием. Он должен посетить педиатра, невролога, хирурга, ортопеда, ЛОР-врача, офтальмолога. В числе анализов предлагаются стандартные клинические исследования и ЭКГ. Сердце обследуют, чтобы оценить риски отклонений от нормы, а также проследить за закрытием открытого овального окна.
От года до трех
Если здоровье малыша крепкое, он не цепляет ОРВИ без конца, посещать врача придется трижды с года до двух и по разу в году после. Итак, в год и три месяца надо пройти педиатра, то же самое в полтора. Стоит вписать в график и постановку прививок. В два года диспансеризация предполагает осмотр педиатром, стоматологом, в некоторых случаях рекомендуют пройти психиатра. В три года снова полноценный осмотр широким кругом врачей, среди которых педиатр, невролог, детский хирург, стоматолог, офтальмолог. ЛОР. Также добавляются гинеколог для девочек и уролог-андролог для мальчиков. Такие специалисты на столь раннем сроке нужны, чтобы оценить правильность строения органов половой системы, увидеть потенциальные проблемы, которые могут образоваться из-за неправильного ухода.
Также ребенок сдает клинические анализы на общую проверку процессов, которые происходят внутри.
Диспансеризация с 4 до 5 лет
Здесь режим «лайт». Предполагается, что детей, у которых нет каких-либо жалоб или заболеваний, осматривать должны только педиатры и стоматологи.
Диспансеризация в 6 лет
Тут осмотров будет больше, потому что начинается подготовка к школе. Детям советуют пройти целый список врачей. В их числе педиатры, неврологи, хирурги, стоматологи, ортопеды, офтальмологи, ЛОР-специалисты, психиатр, гинеколог и уролог-андролог. Потребуется пройти и через ряд обследований – клинические анализы крови и мочи, УЗИ органов брюшной полости, почек, ЭКГ, ЭХОКг.
Диспансеризация в 7 лет
Прохождение медосмотра в возрасте 7 лет практически схоже с тем, что было в 6. Правда, можно не проводить обследований УЗИ и ЭХО, ограничившись одними анализами крови и мочи.
Диспансеризация в 8-9 лет
Обследование здоровья детей в эти возрастные периоды подразумевает посещение раз в год педиатра и стоматолога.
Диспансеризация в 10 лет
В первую десятилетку для детей предусмотрено глобальное обследование, которое, кстати, нередко организуется группами в школе. Для детей выделяют отдельное время и дают направление в поликлинику, к которой прикреплена школа.
В рамках такого обследования дети проходят педиатра, невролога, стоматолога, эндокринолога, ортопеда, офтальмолога, эндокринолога и ЛОРа. Сдают анализы.
До следующего этапа советуют ходить раз в год к педиатру на осмотры.
Диспансеризация в 13 лет
Еще одна рубежная дата для детей, которые переходят в статус «подростков». Здесь предусмотрено посещение педиатра, стоматолога, психиатра, гинеколога и уролога-андролога. Дальше до 15-17 лет дети могут быть свободны.
Диспансеризация в 15-17 лет
Организм в эти годы стремительно меняется, параллельно возрастают нагрузки. Поэтому обследование детей данной возрастной категории будет достаточно масштабным.
Оно включает в себя прохождение таких врачей, как педиатр, хирург, стоматолог, эндокринолог, невролог, ортопед, офтальмолог, ЛОР, психиатр, гинеколог и уролог-андролог. Предлагаются к сдаче и такие анализы, как клинические исследования крови и мочи, УЗИ брюшной полости, почек, ЭКГ. Многие обследования проводятся в рамках подготовки справки для поступления в вуз.
Порядок организации
В разные возрастные периоды «набор» врачей, которые должны осматривать ребенка, разнится. Когда составляется программа, врачи особое внимание уделяют учету статистики характерных патологий для того или иного возраста. Так, например, считается, что большая часть проблем со слухом у детей определяется на первом году жизни. А вот оценивать состояние половой системы раньше, чем ребенку исполнится 3 года, нецелесообразно.
Приведенная стандартная программа диспансеризация по мере необходимости может быть расширена и дополнена – так происходит в тех случаях, когда у ребенка обнаруживаются какие-то отклонения от нормы. Важно понимать необходимость своевременных диспансеризаций. Ведь организм ребенка гибче взрослого, поэтому многие начинающиеся патологии можно быстро вылечить, не допустив их хронизации. Во взрослом же возрасте справиться с последствиями заболеваний из детства обычно сложно, а то и невозможно.
График прививок
Не стоит забывать и про прививки, которые входят в национальный календарь. Они также позволяют сохранять здоровье детей и защищать их от опаснейших инфекций с непредсказуемым результатом.
Возраст | Прививка и ревакцинация |
---|---|
В первые сутки после рождения | Первая прививка от гепатита B |
3-7 суток со дня рождения | Вакцинация против туберкулеза |
1 месяц | Вторая вакцина от гепатита B |
2 месяца | Третья вакцина от гепатита B для детей из групп риска, а также первая вакцина от пневмококковой инфекции |
3 месяца | Первая прививка АКДС – от дифтерии, коклюша, столбняка; Первая вакцинация против полиомиелита; Для групп риска первая вакцинации от гемофилии |
4,5 месяца | Вторая вакцинация АКДC; Для групп риска вторая вакцинация от гемофилии; Вторая вакцинация от полиомиелита; Вторая вакцина от пневмококка |
6 месяцев | Третья вакцинация АКДС; Третья вакцинация от гепатита B; Третья вакцина от полиомиелита; Для групп риска третья вакцина от гемофилии |
1 год | Вакцинация против кори, краснухи, паротита (свинки); Четвертая вакцинация против гепатита B для групп риска; Ревакцинация от пневмококка |
1 год и 3 месяца | Ревакцинация против пневмококка |
1 год и 6 месяцев | Первая ревакцинация от полиомиелита; Первая ревакцинация АКДС; Для групп риска ревакцинация от гемофилии |
1 год 8 месяцев | Вторая ревакцинация от полиомиелита |
6 лет | Ревакцинация против кори, краснухи, паротита |
6-7 лет | Вторая ревакцинация против дифтерии и столбняка; Ревакцинация против туберкулеза |
14 лет | Третья ревакцинация от дифтерии и столбняка; Третья ревакцинация против полиомиелита |
18 лет | Каждые 10 лет ревакцинация от дифтерии, столбняка |
График прививок может корректироваться по фактическому здоровью детей. Например, если они прибаливают на момент плановой постановки прививки, ее можно перенести. Но затягивать тоже не стоит. Ведь несвоевременные прививки снижают иммунитет.
Источник