Здоровье и физическое развитие ребенка презентация

Здоровье и физическое развитие ребенка презентация thumbnail

1. Физическое развитие ребёнка

ГБОУ СПО «Тольяттинский медколледж»
Пропедевтика детских болезней
Касатикова Н.В.

2. План лекции

1. Оценка физического развития ребёнка
2. Биологическая акселерация
3. Вариабельность физического развития

3. Физическое развитие

это динамический процесс роста и биологического
созревания ребенка в том или ином периоде
детства

4. Критерии физического развития

масса тела;
длина тела (рост);
окружность головы;
окружность грудной клетки;
пропорциональность этих показателей.

5. Физические показатели новорождённого

• При рождении доношенного ребенка масса тела в
среднем составляет у мальчиков 3500 г, у девочек
3300 г. Допустимые нормативные колебания массы
тела от 2500 г до 4000 г. Если масса тела при
рождении превышает 4000 г, ребенок считается
крупным.
• Длина тела у новорожденного в среднем равна 50
см. Допустимые колебания 46-56 см.
• Окружность головы у ребенка при рождении равна
34-36 см, окружность грудной клетки 32-34 см.

6. Физиологическая потеря (убыль) массы тела

В первые дни жизни ребенка вес тела несколько
уменьшается, что называется физиологическая
потеря (убыль) массы тела. Максимально
допустимое уменьшение веса на 6-8% от массы тела
при рождении. Этот процесс продолжается до
третьего дня жизни, а до 7-8 дня вес
новорожденного восстанавливается.

7. Динамика массы тела

В 1 месяц она увеличивается на 600 г, во 2 и 3
увеличивается на 800 г. А в каждый последующий
месяц ребенок прибавляет на 50 г меньше, чем в
предыдущий (т.е. в 4 месяца – 750 г, в 5 месяцев – 700
и т.д.). К 4,5 месяцам масса удваивается, а к 1 году
утраивается.
1 полугодие: М = М р + 800 х n , где n – число месяцев;
М р – масса ребенка при рождении.
2 полугодие: М = М р + (800 х 6) + 400 (n-6), где n –
возраст старше 6 месяцев.

8. Длина тела

1 квартал – по 3 см (9 см); 2 квартал – по 2,5 см (7,5 см);
3 квартал – по 1,5 см (4,5 см); 4 квартал – по 1 см (3 см).
Примерно 24-25 см за 1 год жизни.
Окружность головы и грудной клетки
Окружность головы увеличивается на 1 см в месяц, а
окружность грудной клетки на 1,3 см в месяц.

9. Динамика физических показателей после первого года жизни

Масса тела в 1 год составляет 10 кг. От 1 года до 5 лет:
m = 10+n , где n – число лет ребенка. От 5 лет до 10
лет: m= 20 + 3х(n-5), где n – число лет ребенка.
Длина тела в 1 год составляет 75 см. От 1 года до 5 лет
= 75+5n , где n – число лет ребенка. В 5 лет длина тела
составляет 110 см. От 5 до 10 лет = 110+6х(n-5).
Окружность головы до 5 лет увеличивается по 1 см в
год. В 5 лет = 50 см, потом по 0,5 см в год.
Окружность груди от 1 года до 10 лет увеличивается
на 1,5 см в год, в 10 лет = 63 см, после 10 лет
увеличивается на 3 см в год.

10. Изменение пропорций тела

11. Варианты оценки физического развития по центильным таблицам

Рост и вес ребёнка соответствуют возрасту,
физическое развитие среднее, гармоничное.
Рост и (или) вес ребёнка не соответствуют возрасту,
физическое развитие ниже (или выше) среднего,
дисгармоничное (или резко дисгармоничное).

12. Биологическая акселерация

ускоренный рост и созревание детей по сравнению с
прежними временами.
Со стороны физического развития это проявляется
в первую очередь более быстрым увеличением
длины тела ребенка и впоследствии большим
ростом взрослых лиц.
Кроме рассмотренного ускоренного роста,
развития костной ткани, у детей отмечается
раннее умственное, эндокринное, половое,
эмоциональное созревание.

13. Основные причины

значительная миграция (территориальное передвижение)
населения планеты и бракосочетания лиц разных рас
более рациональное питание
часто перекармливание ребенка, особенно белками и
жирами, повышающими рост через эндокринную систему;
экологические факторы:
– влияние космической радиации;
– действие магнитного поля;
– повышенный радиационный фон;
– химические вещества (лекарственные средства,
консерванты, пестициды, углекислый газ и т.п.)
влияние повышенной солнечной радиации, а также прием
витамина Д) с целью профилактики и лечения рахита
(особенно его передозировка) это ускоряет процесс
окостенения.

Читайте также:  Пазл для развития ребенка

14. Гипостатура

это одинаковое отставание роста и массы тела у детей
первого года жизни по сравнению со средними
нормативными показателями соответствующего
возраста.
При этом фактическая масса тела хоть и меньше
средних показателей, однако отвечает росту ребенка.
Проявлений гипотрофии здесь нет. По центильным
таблицам физическое развитие часто оценивается
как низкое гармоничное.

15. Причины гипостатуры

недостаточное количество белка и витаминов,
начиная с внутриутробного периода и на первом
году жизни.
Чаще всего задержка роста развивается в случае:
– продолжительной гипотрофии (больше 6 месяцев);
– продолжительных заболеваний.

16. Паратрофия

результат хронического нарушения вскармливания
детей первого года жизни, которое характеризуется
увеличением массы тела по сравнению с
нормативными данными на 10% и больше.
I степень — 11-20%
II степень — 21-30%
III степень — 31% и больше

17. Причины паратрофии

нерациональное вскармливание ребенка, часто
искусственное
конституциональная склонность
нарушения метаболизма (быстрое всасывание и
усвоение жиров, углеводов в желудочно-кишечном
тракте, повышенная гидролабильность тканей).
В ядрах гипоталамуса происходят функциональные
нарушения, ведущие к дискоррекции между
чувствами аппетита и сытости, может быть
повышение инсулина, соматотропного гормона
гипофиза, задержка в организме лишнего
количества воды и др.

18. Липоматозный тип

у ребенка здоровый вид: кожа и
слизистые оболочки естественного
цвета, тургор тканей, сила мышц
удовлетворительные и т.д.
анализы крови нормальные
Ребёнок болеет редко, а течение
заболевания нетяжелое и поддается
лечению.

19. Липоматозно-пастозный тип

• бледность и пастозность кожи, бледность слизистых
оболочек, анемия. У ребенка увеличена масса тела,
однако кожа при этом дряблая, снижен тургор тканей,
малыш вялый, малоподвижный.
• На первом году жизни часто аллергический диатез,
рахит, снижение иммунологического статуса.
• Дети склонны к разным патологиям желудочнокишечного тракта, при которых быстро теряют
значительную массу тела (однако она восстанавливается
за короткое время).
• Часто патология органов дыхания, которая
сопровождается обструктивным синдромом. В будущем
это нередко переходит в астматический бронхит, а затем
в бронхиальную астму.

20. Нанизм (карликовость)

нарушение физического развития, выражающееся
отставанием в росте по сравнению со средней нормой
для возраста, пола, популяции, расы.
У взрослых лиц белой расы принято считать
карликовым рост ниже 130 см у мужчин, ниже 120 см
у женщин.
Классификация:
карликовость с пропорциональным телосложением
карликовость с непропорциональным
телосложением

21. Этиология нанизма

генетические нарушения роста организма при
эндокринных и неэндокринных заболеваниях.
В патогенезе нанизма лежат нарушения функции
гипофиза, щитовидной железы, обмена веществ.

22. Симптомы карликовости

Основной симптом – задержка роста
Частые признаки нанизма:
кожа сухая, морщинистая, бледная с
желтоватым оттенком (вид старого
человека)
детские, мелкие черты лица
недостаточное развитие мышц
избыточное отложение жира на
груди – «ложные» молочные железы
низкое артериальное давление
бесплодие

23. Гигантизм

это клинический синдром, в
основе которого лежит
гиперпродукция
соматотропного гормона, что
приводит к чрезмерному
увеличению роста.
Чаще всего возникает при
заболеваниях гипофиза.

24. Симптомы гигантизма

Развивается гигантизм на протяжении нескольких
лет. Увеличение роста проявляется в препубертатном
и пубертатном периодах.
Дети при этом жалуются на ухудшение общего
состояния, головную боль, слабость, быструю
утомляемость, боль в конечностях. Постепенно
уменьшается сила мышц.
Физическое развитие ребенка при гигантизме
диспропорциональное: центильные коридоры
показателей роста преобладают над массой.

25. Спасибо за внимание!

Источник

  • Тема№1

Это раздел профилактической медицины, изучающий: Условия среды обитания и деятельности детей, ее влияние на здоровье и функциональное состояние растущего организма, разрабатывающим научные основы и практические меры, направленные на укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятное развитие ребенка.

  • Это раздел профилактической медицины, изучающий: Условия среды обитания и деятельности детей, ее влияние на здоровье и функциональное состояние растущего организма, разрабатывающим научные основы и практические меры, направленные на укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятное развитие ребенка.
  • Это наука об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения, о воспитании человека с гармоничным развитием духовных и физических сил.
  • Это дисциплина которая интегрирует гигиенические нормы и опыт сан.эпид службы применительно к растущему организму с учетом его возможности и потребности на данном этапе онтогенеза
Читайте также:  Упражнения на развитие внимания ребенка 7 лет

Объект изучения гигиены –здоровье детей и подростков, т.к они длительно находятся в своеобразных условиях среды.

  • Объект изучения гигиены –здоровье детей и подростков, т.к они длительно находятся в своеобразных условиях среды.
  • Цель гигиены- обосновать и разработать санитарно-гигиенические условия воспитания и обучения ,комплекс оздравительных мероприятий способствующих укреплению здоровья и физического развития детей и подростков.
  • Задачи- не нарушая естества обусловленные природой растущего организма, целенаправленно воздействовать средой на воспитание здорового человека ,совершенствовать его функциональные и физческие возможности.

Метод естественного гигиенического эксперимента(влияние естественного освещения на детей)

  • Метод естественного гигиенического эксперимента(влияние естественного освещения на детей)
  • Метод лабораторных экспериментов (доказательная)(дополнить и уточнить данные полученные в естественных условиях)
  • Метод гигиенических наблюдений(позволяет исследовать как среду, так и реакции растущего организма на различные факторы в конкретных условиях)
  • Санитарно – статистический метод.(данный метод применяют при изучении состояния детей и подростков)
  • Математические прогнозирования(метод риска)

1.состояние здоровья и физического развития детей и подростков.

  • 1.состояние здоровья и физического развития детей и подростков.
  • 2.гигиена учебного процесса в детских и подростковых организациях.
  • 3.Гииеничские основы физического воспитания детей и подростков.
  • 4.Гигиена трудовой деятельности.
  • 5.Санитарное благоустройство детских и подростковых организаций.

Снижение смертности.

  • Снижение смертности.
  • Улучшение демографических показателей в развитых странах.
  • Увеличение рождаемости.
  • Увеличился уровень заболеваемости (подростки 10%,дети на 18%)
  • Снизился уровень жизни
  • Ухудшение психического развития
  • Увеличение аллергических патологий.
  • Снижение инфекционных заболеваний.
  • Рассматривается как статистическое понятие, характеризуется:
  • Комплексом медико-демографических показателей(смертность/рождаемость)
  • Показателями заболеваемости(остр./хр.)
  • Показателями инвалидности.
  • Уровнем физического развития и степенью ее гармоничности.
  • Это многомерный динамический процесс приспособления к меняющимся условиям окр.среды., это такое состояние структуры, функции и адаптационных резервов ,которые обеспечивают человеку жизнь в данное время, в данной конкретной среде.
  • ЗДОРОВЬЕ (Мин. Зд.РФ) – такая форма жизнедеятельности, которая обеспечивает необходимое качество жизни и максимальное в данных условиях ее продолжительность.
  • 50%- образ жизни
  • 23%-ф-ры окр.ср
  • 17%-наследственность
  • 10%-медико-санитарная помощь
  • Делятся на:
  • Биологические
  • -возраст матери
  • -состояние здоровья матери
  • -отклонения (антро-, интро-, постнатальные)
  • -масса ребенка
  • Социальные
  • -площадь квартиры
  • -доход семьи
  • -образование родителей
  • -режим дня
  • 1)Это совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и развития.
  • 2)Процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма в процессе его индивидуального развития.
  • *Показатели физического развития детей и подростков отражают уровень благосостояние народа и являются объективным критерием состояния здоровья детей и подростков, отрожая запас физических сил, выносливость и дееспособность организма.

Биологического развития

  • Биологического развития
  • Динамики развития роста
  • Телосложения
  • Мышечной силы
  • Работоспособности
  • Наличие жировых отложений
  • Половым развитием
  • Двигательным развитием
  • Вес
  • Социальные условия
  • Питание
  • Окружающая среда
  • Наследственность
  • Медико-санитарная помощь
  • Чем моложе организм ,тем интенсивнее его рост и развитие.
  • Процесс роста и развития протекают неравномерно ,каждому возрастному периоду свойственны определенные анатома – физиологические особенности
  • Протекание роста и развития по половым признакам.(два перекреста у девочек и мальчиков)
  • Эндогенность (рост и развитие осуществляется по законам наследственной программы)
  • Необратимость
  • Цикличность(периоды активации и торможение роста)
  • Постепенность
  • Синхроность (рост и старение совершаются относительно одновременно)

Проведение исследований в первую половину дня

  • Проведение исследований в первую половину дня
  • Исследование точно выверенного инструментария
  • Единообразие приемов исследования
  • Соблюдение антропометрических точек
  • В благоприятных климатических условиях.

1)соматометрические-длина тела,рост,вес,окружность грудной клетки…

  • 1)соматометрические-длина тела,рост,вес,окружность грудной клетки…
  • 2)соматоскопические- состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень развития подкожно- жировой клетчатки, состояние опорно двигательного аппарата, степнь полового созревания.
  • 3)физиометрия- жизненная емкость легких, мышечная сила, частота пульса, величина АД,
  • 4)СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ.

Измерение роста:

  • Измерение роста:
  • Деревянный ростомер
  • Металический антропометр.
  • Ошибка при измерении роста не должна привышать 0.5 см

Медицинские весы

  • Медицинские весы
  • *взвешивают натощак, без одежды и обуви.

Стальная рулетка

  • Стальная рулетка
  • Сантиметровая лента
  • ****Окружность грудной клетки измеряют в состоянии покоя, максимального вдоха и максимального выдоха.

Жироотложение:

  • Жироотложение:
  • Толстотный циркуль.
  • Измерение толщины жировой складки на животе и под лопаткой.
  • Средним считают жироотложение при толщине складки то 1 до 2 см.

Костяк:

  • Костяк:
  • 3 типа:
  • 1)тонкий(узкие плечи и грудная клетка, малые размеры кисти рук)
  • 2)коренастый(широкие плечи и грудная клетка, большие кисти рук)
  • 3)промежуточный

Форма грудной клетки:

  • Форма грудной клетки:
  • 1)цилиндрическая(равномерно развита в верхнем и нижнем отделах, подгрудиный угол округлой формы и по величине приближается к 90 градусам, передняя грудинная линия округлая.)
  • 2)коническая(сужение в верхней части, расширение в нижней , более широкий и выступающий вперед нижний отдел по сравнению с верхним отделом , подгрудинный угол более 90 градусов, передняя грудинная линия сверху прямая, снизу округлая, ребра имеют горизонтальное расположение).
  • 3)плоская (удлиненная и уплощенная грудная клетка, подгрудинный угол сужен,он менее 90 градусов, ребра косо-нисходящие, передняя грудинная линии прямая)
  • 4)смешанная
  • 5)рахитическая
  • 6)бочкообразная
Читайте также:  Игры ребенка 6 лет на развитие логического мышления

Позвоночник:

  • Позвоночник:
  • 1)нормальный
  • 2)лордотический ( малый шейный и резко выраженный поясничный изгиб, живот выпячен, верхняя часть туловища наклонена назад)
  • 3)кифотический (увеличение шейного и пояничного изгиба, спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед.)
  • 4)сутуловатая(увеличивается глубина шейного изгиба, но сглаживается поясничный, голова наклонена вперед, плечи опущены)
  • 5)выпрямленная (сглаживание обоих изгибов)
  • Номальный позвоночник в сагитале имеет s образную форму.
  • Шейная и поясничная кривизна обращены вперед, грудная выпуклость обращена назад.

Позвоночник:

  • Позвоночник:
  • К деформациям относится:
  • Право и левосторонние сколиозы разной степени.
  • 1 степень- слабовыраженная ассиметрия плеч, лопаток.
  • 2 степень- устойчивое искривление вправо или влево, наличие компенсаторных мышечных валиков
  • 3 степень -глубокие искривления, сопровождающиеся деформацией грудной клетки.

Форма ног:

  • Форма ног:
  • 1)нормалная
  • 2)х-образная(вальвусная)
  • 3)о-образная(варусная)
  • Методика:
  • А.на середине пятки
  • В. на середине основания большого пальца
  • С.межу большим и вторым пальцем
  • ПРОВОДИМ 2 ЛИНИИ
  • 1.МЕЖДУ А и В
  • 2 МЕЖДУ А и С
  • Оцениваем :
  • 1.Если две линии не заходят за пределы отпечатка -нормальная стопа
  • 2.Если латеральная линия располагается по краю отпечатка,а медиальная за ее пределами- уплощенная стопа
  • 3.Если две линии располагаются на отпечатке стопы- плоская стопа

Плантография

  • Плантография
  • 1)Номальная(сводчатая)(перешеек до 50%)
  • 2)Уплощенная.(перешеек от 50-60%)
  • 3) Плоская стопа(более 60 %)
  • 10-11 лет у мальчиков
  • Последовательность развитие половых признаков:
  • 1)Изменение тембра голоса
  • 2)оволосенение лобка
  • 3)увеличение щит.хряща гортани
  • 4)оволосение подмышечных впадин и лица.
  • 9-10 лет у девочек
  • Последовательность развития половых признаков:
  • 1)развитие молочных желез
  • 2)оволосение лобка
  • 3)оволосение подмышечных впадин.
  • 4)сановление менструальной функции

Жизненная емкость легких:

  • Жизненная емкость легких:
  • Водяной спирометр
  • Газовый спирометр

Мышечная сила рук:

  • Мышечная сила рук:
  • Ручной динамометр
  • Становая сила(сила разгибателей спины)
  • Становой динамометр

Частота сердечных сокращений

  • Частота сердечных сокращений
  • По пульсу за 1 мин
  • АД
  • Аппарат Рива-Роччи
  • тонометр

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

  • КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
  • Нервно психическое состояние
  • Хронические заболевания
  • Резистентность
  • Состояние основных органов и систем.

Генерализирующий

  • Генерализирующий
  • (поперечное сечение популяции)
  • Это массовые исследования физического развития больших групп детей в относительно короткий срок
  • (медосмотр)
  • Статистическая обработка данных позволяет определить средние показатели физического развития каждой возрастно_половой группы и средние показатели которые являются возрастными стандартами физического развития.
  • Индивидуализирующий
  • (продольное сечение популяции)
  • Систематическое наблюдение за отдельными людьми в течение длительного времени.
  • Позволяют выявить особенности роста и развития индивидуума связанные с конкретными условиями жизни ( режим питания, перенесенные заболевания)и изучить скорость соматического развития на протяжении всего периода роста.

Метод сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития.

  • Метод сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития.
  • Метод шкал регрессии
  • Цинтильный метод
  • Комплексной оценки физического развития
  • Комплексной оценки состояния здоровья.
  • Суть в сравнении физического развития индивидуума с физическим развитием той группы, членом которого он является.
  • Основным показателем развития (F) сравнивают со средним арифметическим данных признаков(M) СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ВОЗРОСТНО-ПОЛОВОЙ ГРУППЕ и делят на сигму (среднее арифметическое отклонение)
  • Недостаток метода: каждый признак оценивается изолированно ,без корреляции с другими признаками .
    • -3
    • -2
    • -1
    • +1
    • +2
    • +3
    • РОСТ
    • МАССА
    • ОГК
    • РЕЗУЛЬТАТ
    • НИЗКИЙ
    • НИЖЕ СРЕДНЕГО
    • СРЕДНЕЕ
    • СРЕДНЕЕ
    • ВЫШЕ СРЕДНЕГО
    • ВЫСОКОЕ
    • Устанавливает уровень биологического развития(биологический возраст) по показаниям длинны тела ,ее погодовой прибавки, количеству постоянных зубов, по степени развития вторичных половых признаков и сроку наступления менструации у девочек.
    • Используя таблицы сравнивают данные ребенка со средними возрастными показателями, определяется соответствие биологического возраста календарному, опережение или отставание.
    • Включает определение морфофункционального состояния организма с использованием шкал регрессии и возрастных стандартов как для соматометрических, так и для физиометрических показателей.
    • Морфофункциональное состояние:
    • 1 степень: хорошо гармоничное
    • 2 степень: ухудшенная дисгармоничное
    • 3 степень: плохое дисгармоничное
    • 4 степень: общая задержка физ.развития
    • 5 степень: опережение физ.развития

    Источник