Зависание ребенка 5 лет

Зависание ребенка 5 лет thumbnail

Нередко родители и педагоги сталкиваются с ситуациями, когда ребенок на время выпадает из реальности, «зависает». Как определить, что это — возрастная норма, особенности личности или нарушения в работе мозга и нервной системы? Как понять, что ребенку необходима помощь специалиста? Журналист «Литтлвана» Ира Форд поговорила об этом с психотерапевтом Аглаей Датешидзе.

Аглая Датешидзе — психотерапевт, танцевально-двигательный терапевт, организатор мероприятий и семейных лагерей, писатель, мама Теи (8,5 лет).

«Зависание» — это особенность детской психики

— В чем причины условного «зависания» у ребенка? С ним разговариваешь — не слышит. Шел и забыл, куда шел. Будто стучишься в дверь, а она не открывается. И не знаешь, что делать: то ли тихонько отойти в сторону, то ли облить ребенка водой, то ли бежать к врачу…

— Полное погружение в процесс — это особенность детской психики. Она так устроена: когда ребенок сосредотачивается на чем-то, у него нет возможности обращать внимание на иные объекты. Фокус внимания нацелен так глубоко на предмет, что он может не видеть и не слышать все, что вокруг. Это нормально.

Также нормально, что ребенок чего-то хотел, куда-то шел и забыл, что и зачем. Его внимание может быстро переключаться. Классический вариант — ребенок забывает в садике или в школе что-то важное. Форму для физкультуры, например. Родителям придется смириться: к данному моменту он еще не может держать в голове несколько задач и обращать фокус внимания на каждую. Надел куртку и сапоги? Уже плюс!

— С чем еще надо смириться, о чем помнить родителям?

— Детская психика очень пластична и восприимчива. И часто ребенку нужно довольно много времени, чтобы обработать информацию. Один из способов это сделать — направить внимание внутрь себя. Это происходит автоматически. И тут представьте: он обрабатывает огромный файл, а вы вламываетесь в его мир со стуком. Подождите конца обработки. И ваш ребенок сам вынырнет из своего мира в ваш общий.

Вообще, наш мир — это то, с чем ребенку приходится психологически справляться. И абсолютно точно, что сосредоточенность на чем-то, «зависание» — это способ ребенка адаптации к миру вокруг. Часто дети таким способом берегут себя от чего-то.

Расслабляться не стоит

— Все ситуации, которые вы описали, выглядят абсолютно здоровыми. Или рано успокаиваться и есть моменты, когда зависание — это более опасный симптом?

— Да, совсем расслабляться не стоит! Бывает, что «зависание» является аварийным механизмом, который говорит о сложности отношений ребенка с внешним миром. О том, что детская психика не может с чем-то справиться, не имеет возможности, ресурсов: о травматической ситуации, большом стрессе или ситуации, напоминающей ситуацию большого стресса, который ребенок пережил раньше.

А еще бывают психические особенности, отклонения, диагнозы, которые ставят неврологи и психиатры. При этом вовсе не обязательно ребенок, который «зависает», может иметь в анамнезе, например, аутизм. Но дети с психическими особенностями вполне могут быть похожи «на дома с закрытыми ставнями, за которыми совершаются пиры».

— Может ли родитель сам определить, что, например, здесь «зависание» — это возраст, тут — перенапряжение, а вот в этом случае уже нужно сходить к детскому психиатру?

— Первое, на что нужно положиться — родительское чутье. Хотя, если родитель тревожен, то в этот момент чутье и интуиция перестают работать.

— И что же делать?

— Попробуйте проанализировать «зависание» ребенка. Важна связь с внешними событиями, контекст и частота, с которой это происходит. Часто родители понимают, что он «зависает» по итогам ситуации, когда произошло что-то непростое, из ряда вон выходящее.

Оцените контакт ребенка с внешним миром. Когда он есть, и ребенок находится в контакте с собой и с родителями, то даже в ситуации «зависания» он может сказать: «Я устал». И это повод дать ему время на восстановление. Здоровые дети в стрессовых ситуациях часто просто засыпают, и все.

Другое дело, если ребенок ни на что не реагирует, находится абсолютно в своем мире. Либо реагирует неадекватно. Когда у него есть какие-то мульти-моторные явления (например, он раскачивается), начинает что-то говорить, ориентироваться как будто в параллельной реальности. Это должно насторожить родителя.

Возраст «зависания»: что норма, а что нет

— Есть ли возрастные особенности для такого «выпадения из реальности»? Например, малыши до 3 лет «уходят в астрал», наблюдая, как вертится барабан стиральной машинки? Или могут час крутить педали велосипеда, стоящего на руле и седле.

— Ребенок в этом возрасте (от года до трех) большей частью направлен на изучение внешнего мира, и его внимание по определению очень переключаемо. «Зависание» на педалях — это невозможность контролировать себя, переключить внимание. Это меня насторожило бы, я пошла бы к неврологу или психиатру, потому что такое проявление характерно для ранних психиатрических симптомов, которые могут сопровождать простую форму шизофрении. Я знаю, родители напрягаются при словах «детский психиатр», но нет ничего страшного в том, чтобы сходить к нему с ребенком этого возраста — малыша не поставят на учет только из-за того, что вы обратились с вопросом. И вообще сейчас нет института учета как такового. Все обращения анонимны.

При этом важно показать ребенка нескольким врачам, чтобы составить свое мнение прежде, чем выполнять какие-либо предписания. Может быть, не только психиатру и неврологу, но и другим специалистам новой медицины — например, остеопату.

— Другая ситуация: ребенок 7–10 лет садится делать домашнее задание и через 3 часа обнаруживает себя за тем же столом с пустой тетрадью?

— Ребенок 7–10 лет, который где-то «завис» — это частая история. Если он хорошо учится, социально адаптирован и во время выходных, праздников и каникул не «выключается», то такая реакция может быть просто особенностью его адаптации к обучению и сигналом переутомления. Кто из взрослых не ловил себя в состоянии «смотришь в книгу, видишь фигу» — ты утомлен, и у тебя нет ни желания, ни интереса что-то узнать прямо сейчас. И для младшеклассника нормально хотеть что-то приятное, а неприятное, пусть и полезное, не хотеть. Но я настаиваю на том, чтобы оценивать ситуацию в контексте! Если ребенок социально не адаптирован, у него есть странные эмоциональные реакции, он регулярно находится в какой-то параллельной реальности — это причина для консультации с врачом.

Читайте также:  Лететь с ребенком 5 лет

— Еще пример: парень 12–14 лет не слышит ничего из того, что говорят родители, хотя может кивать и даже поддакивать. Оказывается, что он не снимал воображаемые наушники и находился в своем мире. Это норма?

— Ситуация с подростками особая. Если ребенок проживает подростковый кризис, то «зависание» — это, вероятно, одна из стадий его созревания. И если он адекватен, контактен и демонстрирует хорошие реакции, я бы не стала думать про психиатрию. Но есть нюанс: именно в подростковом возрасте, когда меняется гормональный фон, могут проявиться дремавшие доселе психические заболевания, особенно, если есть генетические предпосылки. Поэтому я бы рекомендовала родителям, у которых есть в роду люди с психическими заболеваниями, быть особенно внимательными к детям подросткового возраста.

У каждого свой путь

— Мой сын часто погружался в свой мир, и я не знала, где найти точку опоры, чтобы отыскать его уникальность. Вопрос решился, когда ребенок пошел в кружок робототехники в 5 лет…

— Мне очень понятна эта история. У моей дочери есть друг, который очень одарен в плане информации, математики, очень эрудирован. На семилетие ему, по его же просьбе, подарили поездку на орнитологическую станцию. И при этом он систематически писается, а иногда и какается. Я вижу связь между тем, насколько этот мальчик умеет сосредотачиваться в научных областях и насколько он беспомощен в других. Но верю, что с возрастом все выравнивается.

У каждого свой путь. И, чтобы помогать ребенку, нужно быть рядом, принимать происходящее, как есть, не сравнивать и не ранжировать: «У Пети с пятого этажа все круто, а вот у тебя не очень. Все уже давно не писаются, а ты все еще да». В этом месте помогает такой подход: «Хорошо, что тебе нравятся динозавры, ты считаешь до нескольких тысяч, умножаешь трехзначные числа. А то, что ты забываешь сходить в туалет, — это тоже твоя особенность». Подходите к ребенку как к целому феномену без попытки его исправить, дополнить или улучшить. Часто люди, которые могут сосредотачиваться, «зависать» на чем-то одном, очень уязвимы и ранимы. Старайтесь не ранить ребенка словами и научитесь взаимодействовать с его особенностями. При грамотном подходе при помощи медицины с возрастом большинство вопросов решится!

— Часто «зависание» связано с синдромом дефицита внимания (СДВГ) и гиперактивности?

— СДВГ — достаточно спорный диагноз. Я думаю, что это комплекс симптомов, образующихся в силу разных причин. При этом они вовсе не обязательно связаны с симптомами, они могут находиться вообще в другой плоскости. Поэтому, если вам педиатр или еще кто-то говорит: «Это похоже на СДВГ», хорошо бы обратиться к детскому неврологу, и уже он проанализирует ситуацию детально.

«Зависание» — это симптом, что ребенку не хватает ресурса, чтобы затормозиться. Значит, возникло перенапряжение психики, после которого он «затормаживается» гораздо глубже, чем в нормальном состоянии.

Допустим, ребенок пришел с прогулки. Ему достаточно посидеть 5 минут, чтобы действовать дальше. Но если ребенок перегулял и сильно перевозбудился (это будет понятно мамам младенцев), то торможение происходит на гораздо более глубоком уровне. Потому что малыш «тормозит» не из ресурса, а из истощения, из недостатка, психика «падает» гораздо глубже.

Советы учителям

— А что делать учителю, если он видит, что у него на уроке ребенок опять «витает в облаках» и не может оттуда спуститься?

— Важно понимать причину «витания». Например, такой симптом часто проявляется у детей, переживших травму. Травма — это момент, когда психике не хватило ресурса, чтобы справиться с определенным событием. В этом месте нужен психолог. И работа с травмой: реагирование, поиск новых способов справиться с этим, притягивание новых ресурсов, например, другого взрослого или нового взгляда на это событие. Важно встречать из травмы ребенка с таким опытом.

— Что это значит «встречать из травмы»?

— Смотреть любящими глазами, быть рядом, переживать чувства рядом с ним, давать ему возможность говорить, рассказывать, давать сочувственный контакт. Есть известное исследование, которое проводилось в военной Германии. В нем принимали участие две категории детей: одних отправили в эвакуацию без родителей, а другие переживали в городах бомбежку вместе с мамами и папами. И те, которые были в эвакуации, на молоке и хорошей еде без бомбежки, травмировались психологически гораздо сильнее, чем вторые. Потому что родители встречали детей из травмы. Поэтому, если учитель видит, что ребенок травмирован, стоит обратиться к детскому психологу. Но поскольку дети живут в семейной системе и очень зависимы от нее, мамам и папам, прежде всего, стоит решить свои вопросы. Вообще, лучший вклад в психическое здоровье детей — это личная психотерапия родителей.

— А если у ребенка нет травмы, а «зависание» есть, что делать учителю?

— Учителю сложно что-то сделать с этим, когда он каждый день ведет пять уроков и у него в классе 30 человек. Это прямой путь к выгоранию, к ситуации, когда он не может помочь каждому — у него физически нет для этого терпения и эмоциональных сил. Поэтому помочь могут превентивные меры. Он не может сократить нагрузку, она регулируется ставкой, поэтому нужно заниматься гигиеной собственной психики: помогать себе психологическими, физическими методами, общаясь с психологом, с родными, с кем угодно. Когда учитель не в ресурсе, ему очень сложно принимать ученика, который выпадает из стандарта. Я могу пожелать такому педагогу найти контакт с родителями, обеспечить взаимную поддержку, отыскать индивидуальный подход к ребенку, научиться включать чувство юмора. Все это даст невероятные результаты. Ребенок шагнет навстречу такому учителю — просто потому, что психически здоровые дети стремятся к контакту и готовы принимать помощь взрослого, чтобы достичь результатов в учебе и выстроить отношения.

Больше интересных статей – на портале для родителей Littleone

Источник

Мы часто не понимаем увлечений наших детей. Ругаемся, если они весь день смотрели сериал — а потом понимаем, что в выходной делали то же самое. Психолог Анна Боева рассказала «Мелу», почему ребёнку проводить время с телефоном за играми или видео из интернета может быть комфортнее, чем общаться с родителями, и как правильно себя вести в такой ситуации.

Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm

Читайте также:  Ребенку 5 лет болит спина

Вопрос. Ребёнок проводит очень много времени за игрушками в телефоне. Он будто зависим от него: становится злым, когда заканчиваются деньги на нём. Это влияет на его успеваемость в школе. Без конца приходится пополнять баланс, чтобы он мог пользоваться интернетом. Тратит трафик на игры в считанные часы. Компромиссы и договоры не приносят результата. Что делать, если ребёнок постоянно зависает в телефоне?

Ответ. Причины, почему ребёнок проводит много времени в телефоне, будут разными у дошкольника и ученика младших классов или подростка. Поэтому в первую очередь надо обратить внимание на возраст.

Если мы говорим о ребёнке 8-11 лет, то причина может быть в том, что ребёнок прячется в гаджет и его мир от того, что происходит с ним в реальной жизни. Играя в игры или просматривая ролики в интернете, он может отвлекаться от причин своей грусти. Также ему может быть скучно, и таким образом он просто убивает время. Если ребёнок боится общаться со сверстниками, экран гаджета, который не требует от тебя никаких навыков коммуникации, становится для него единственным ресурсом общения.

Отсутствие интереса ко всему происходящему вокруг детям не свойственно. В нормальной ситуации всё должно быть как раз наоборот. Я бы посоветовала понаблюдать за поведением ребёнка в семье. Нередко ему гораздо проще контактировать с гаджетом, чем с папой или мамой, если он дома не чувствует себя в безопасности или переживает из-за конфликтов между членами семьи.

Другая причина — родители ребёнка сами постоянно «сидят» в телефоне. В таком случае у ребёнка перед глазами нет примера, чем себя ещё можно занять в свободное время. Ему кажется несправедливым, что вам можно проводить вечера за переписками в соцсетях, а ему нет — и он будет эту несправедливость оспаривать.

Младший школьный возраст — очень сложный для детей: у них меняется тело, привычки, они не понимают, что с ними происходит. Для ребёнка это время серьёзной тревоги и стресса. Поэтому важно оставить ему возможность заниматься тем, с чем он чувствует себя спокойно и в безопасности, пусть это и игры в смартфоне. Но важно, чтобы при этом у него были и другие занятия, увлечения.

Если речь идёт о подростке, то родителям, в первую очередь, нужно смириться: для подросткового возраста такие явления — в рамках нормы. Подростковый кризис — это кризис сепарации. Подростку важно ощутить себя самостоятельным человеком, и он свергает родителей с пьедестала, лишает их авторитета, которым они были для него раньше.

Друзья, с которыми он может вместе играть в телефонные и сетевые игры, становятся новой референтной группой, то есть значимым окружением. По сути, они занимают место, которое раньше принадлежало родителям и другим взрослым. Это абсолютно нормально. Такой период надо просто пережить — подростковый возраст рано или поздно закончится.

С другой стороны, играть в онлайн-игры со сверстниками — не так плохо для ребёнка, как кажется на первый взгляд. Он ведь продолжает общаться со ними, пусть и в цифровом формате. Если же он предпочитает играть сам по себе, то стоит забеспокоиться: чем он может быть недоволен, вдруг что-то случилось в школе?

Не пытайтесь просто запретить играть в телефон — это только раззадорит ребёнка, а попробуйте наладить с ним диалог. Если ребёнок ведёт себя агрессивно, когда вы пытаетесь пресечь его попытки постоянно играть в телефон, я бы посоветовала обратиться к психологу. Причём не ребёнку, а его родителям. Мы так сильно цепляемся за вещь, когда она для нас очень ценна. Попробуйте разобраться, что могло произойти между вами, что для ребёнка телефон стал последним оплотом надежды.

Источник

Игромания у ребенка — это не лично его вина, а семейный симптом. К такому выводу пришел психолог и отец троих детей Геннадий Лаврентьев. Как родители могут снизить зависимость ребенка от гаджета? Психолог поделился любопытным способом, который помог ему и его клиентам. 
 

Почему возникает зависимость от игр

Зависание ребенка 5 летНездоровый интерес к играм — это именно зависимость, то есть состояние некоторой психологической несвободы ребенка. Он словно в плену этой квадратной штуковины. Взяв телефон в руки, у ребенка в голове в большом количестве выделяются гормоны радости. Это физиологический уровень зависимости. И именно из-за него у ребенка наступает «ломка», когда гаджет у него изымают.

Эта ломка проявляется в истериках, протестах, нытье, капризах, депрессии, обидах и т.д. Обратите внимание, сколько энергии в этом списке детских проявлений. Каждый ребенок — это сгусток энергии, которая пытается найти себе применение. Но где ребенок может, а главное хочет расходовать свою энергию? Не в самоотверженных ли трудах за правое дело на радость мамы и папы? Почему между гаджетом и «сделать домашнее задание» (то есть порадовать маму) ребенок выбирает гаджет? Да просто потому, что у мамы с ребенком не настроена схема взаимодействия: ты делаешь — я радуюсь — ты радуешься — я делаю. На этой системе подкреплений (положительных и отрицательных) строятся отношения родителя с ребенком.

Если они работают, если они понятны ребенку и приняты им, то у него будет внутреннее чувство правильности своих действий, ведь так хорошо делать маме приятно, а потом получать взамен что-то хорошее, например, любовь и принятие. Это и сложная и крайне простая схема. Сложность ее реализации в том, что родителю нужно быть нормальным, психически здоровым человеком без закидонов, так сказать, и серьезно относиться к развитию своего ребенка и себя, как родителя.

Если этой связи между мамой и ребенком нет, то ребенок идет по пути наименьшего сопротивления, получая удовольствие в наиболее легкодоступном и ярком месте. Чтобы поменьше работать и побольше радоваться. Зачем прикладывать усилия, если мне это не интересно, а маме и папе тоже? Так уж устроена человеческая (незрелая) психика. Все просто: почти ничего не делать и получать впечатления. 

Если родитель не смог создать с ребенком совместное поле счастья, совместную площадку радости, если родитель пропустил этот период, отдав ребенка в руки ютуба и телефонных игр, то для начала нужно признать, что в схватке с гаджетом за сердце ребенка вы проиграли, потерпели поражение. Он отнял у вас сердце ребенка! Искусственный интеллект победил! И это сложно принять. Как вам, кстати, сейчас с этим чувством? Некомфортно? Отлично! Значит, в вас есть та самая внутренняя энергия и мотивация для неравной борьбы с гаджетом.

Итак, объявляется операция «Троянский конь»

Помните эту историю? В ней греки хитростью попали в стан троянцев, в большой деревянной статуе коня. А ночью, выбравшись из этого коня, захватили Трою. Что-то подобное придется сделать и вам.

Вы, конечно, можете отобрать у ребенка гаджет в надежде, что он станет делать уроки, но раз вы читаете эту статью, значит, пробовали что-то подобное и, видимо, безуспешно. 

Нулевой этап. Перестаньте ребенка критиковать

Для установления подлинного контакта с ребенком агрессия — не лучший способ. Перестаньте критиковать за игры, кричать, наказывать. Лучше потратить энергию на установку приложения для родительского контроля. Я рекомендую Family Link от Гугл. С его помощью вы сможете отслеживать динамику сокращения времени пользования гаджетом и вообще управлять многими функциями в телефоне ребенка.

Читайте также:  Показать ребенка 5 лет

Первый этап. Разведка

Так как ваша с ребенком эмоциональная связь и мотивационная система скорее всего искажена, разрушена или не была адекватно сформирована, то сегодня школьник не впускает вас в свой реальный внутренний мир. Ребенок «в домике», а вы на улице. Следовательно, задача номер один — познать источник радости ребенка. Что он любит, от чего «кайфует».

В вашем случае это компьютерные игры. На этом этапе просто поинтересуйтесь, во что он играет, какие его любимые игры. Скорее всего их будет немного — обычно это 2−3 игры. Иногда дети охотно рассказывают об игре, но бывает так, что ребенок на подобные расспросы реагирует закрытием, агрессией и т.д

.

Второй этапСтроим коня

Вы узнали, во что играет ваш ребенок. Теперь изучите этот мир. Возьмите его любимую игру и станьте в ней экспертом. Это несложно. Поиграйте в нее. Узнайте правила, имена героев, секреты, фишки. Попробуйте пройти несколько уровней. Узнайте терминологию, основные затруднения. Погрузитесь в нее. Помните: вы погружаетесь не в игру, а погружаетесь во внутренний мир вашего ребенка. 

Третий этапДарим коня

Теперь, вооружившись знанием, подарите вашего Троянского коня. Начните при ребенке говорить об игре, начните демонстрировать свою экспертность в ней. Так вы привлечете к себе его внимание. Вы увидите, как удивительно быстро начнет меняться отношение к вам. Вы создаете общее эмоциональное поле. В нем вы делитесь впечатлениями, эмоциями, информацией.

Если вам удастся достичь большого успеха в игре, вы станете авторитетом в глазах ребенка, гуру! Он станет вас уважать и восхищаться вами, поначалу — как игроком. Далее можно помочь ему достичь большего в игре, например, подсказать, как пройти тот или иной уровень или купить в игре недостающих участников, оружие и т.д. Постоянно держите в уме задачу третьего этапа — установление контакта, создание общего эмоционального поля.

Все, теперь вы, может быть, впервые в жизни находитесь в одном мире со своим ребенком. Насладитесь этим моментом, потому что дальше придется работать. В процессе игры вы можете много нового узнать от ребенка, выведать (в хорошем смысле) все, что вас интересовало.

Четвертый этапВыход из коня

Вспомним, что по наступлению ночи греки выбрались из деревянного коня и захватили уже отпраздновавших победу троянцев. Что-то подобное нужно сделать и вам, только оговорюсь, что на этом этапе нужно действовать предельно филигранно, с ювелирной точностью. Если на предыдущих этапах вы все сделали правильно и добились успеха, то теперь ни в коем случае нельзя разрушить этот новый совместный мирок.
 

Верными признаками того, что вы стали значимым игроком в игре ребенка — это просьбы ребенка поиграть с вами, пообщаться об игре, что-то сделать в игре, купить, объяснить и т.д. То есть вы ассоциируетесь с чем-то желаемым. Теперь самое время начать создавать новые дополнительные правила игры.

Игра — это нереальность. И там свои законы и правила. Ваша задача связать правила в игре с правилами в реальности. Заставить онлайн и офлайн взаимодействовать. Тут уже формула такая: вы делаете, если он делает.

На практике это может выглядеть так. Вы аккуратно говорите ребенку, что, например, не можете продолжить с ним играть, так как вам нужно убраться в квартире. Но в то же время вы можете быстрее вернуться в его игру и начать с ним играть, если он вам поможет. Это самый простой вариант. То есть в игре появляется дополнительное (офлайн) правило. Да, оно может сработать не сразу, и не отчаивайтесь, если поначалу вы будете в игноре. Со временем это начнет меняться. Тут важно все: интонация вашего голоса, правильные слова, ситуация, контекст, состояние ребенка, все нюансы нужно учитывать перед тем, как естественно и непринужденно произнести это условие. Хорошая новость в том, что, правильно пройдя предыдущие этапы, вы уже находитесь в контакте с ребенком и привлекли его внимание.

Важно также понимать, что если ребенок отреагировал положительно на офлайн правило и выполнил условие, то это архиважное событие! Это должно вызывать у вас неподдельную радость, поощрение, благодарность и любовь. Важно поощрять ребенка за любую его инициативу, когда он без просьб сделал что-то хорошее сам.

На этом этапе действуем до устойчивого контакта, пока ребенок не станет нормально и с пониманием относиться к вашим наградам за его помощь. В качестве помощи может быть и выполненное домашнее задание и еще много чего. Сколько времени может потребоваться, сказать сложно, думаю, несколько месяцев точно. Вы почувствуете это сами. Только не форсируйте события, бережно взращивайте новое семя.

Пятый этап. Закрепление и развитие успеха

К этому этапу приступаем, если вы уже научились встраивать реальную жизнь в детскую игру. Теперь логично закрепить и наращивать успех. До этого момента гормоны радости ребенок получал от игры, но в то же время вы научились связывать игру и реальную жизнь. И это значит, что уроки, уборка, чтение, прогулки, еда и все, что вы выбирали в качестве его помощи вам в офлайн жизни, все это в голове ребенка уже может ассоциироваться с чем-то хорошим и приятным, а не только с обязаловкой, принудиловкой, скандалами и т.п.

На пятом этапе основной акцент делаем на двух моментах: во-первых, на плавном, но уверенном сокращении времени зависания ребенка в гаджете, во-вторых, на увеличении доли офлайн активности. Подключайте всевозможные спортивные секции, совместные походы, увлечения, хобби, иностранные языки, группы по интересам. Все, что будет способствовать переключению внимания ребенка, его развитию, в чем он будет добиваться успеха, получать трудное, но ценное удовольствие.

Пятый этап — это финишная прямая. Задайтесь вопросом, нужно ли полностью отучать ребенка от игр или для вас будет достаточным, когда ребенок будет тратить на игру, к примеру, полчаса в день. Решать вам! Помните, что дети очень пластичные существа и, если старательно соблюдать технологию, планомерно и последовательно выполнять простые действия, то ваш ребенок увидит, что его реальная жизнь, как и он сам, кому-то нужна, что ни к чему утопать в виртуальном мире игр, от которых болит голова и садится зрение.

И так постепенно ваши отношения нормализуются, и вы станете счастливым родителем любящего вас ребенка, способного противостоять опасному и манящему океану как компьютерных игр, так и всего интернета.

Источник: b17.ru

Источник