Засорение желудка у ребенка в 2 года

ÐаÑоÑение желÑдка Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°ÑÑ Ð¸Ð·-за множеÑÑва пÑиÑин. ÐÐ°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ñ Ð¿ÑедÑÑавлÑÐµÑ Ñобой заÑÑÑднение пÑоÑеÑÑа Ð¿Ð¾Ð¿Ð°Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÐµÑеваÑенной пиÑи в киÑеÑник. ÐÑледÑÑвие ÑÑого желÑдок пеÑеполнÑеÑÑÑ ÐºÐ¸ÑеÑнÑми газами и пиÑей, ÑÑо ÑопÑовождаеÑÑÑ ÑазÑÑвом ÑÑенки желÑдка в одном или неÑколÑкиÑ
меÑÑаÑ
, ÑÑо пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº забÑоÑÑ ÑодеÑжимого в бÑÑÑнÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾ÑÑÑ. ÐеÑение бÑÐ´ÐµÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ ÑÑпеÑнÑм, еÑли заболевание бÑло диагноÑÑиÑовано на Ñаннем ÑÑапе.
СимпÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¸ пÑиÑÐ¸Ð½Ñ Ð·Ð°ÑоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¶ÐµÐ»Ñдка
Ðе ÑекÑеÑ, ÑÑо ÑимпÑÐ¾Ð¼Ñ Ð·Ð°ÑоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ðµ ÑвлÑÑÑÑÑ ÑÑÑого ÑпеÑиÑиÑнÑми и заÑаÑÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð¾ÑноÑиÑÑÑ Ðº множеÑÑÐ²Ñ Ð·Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ð¹ ÐÐТ, напÑимеÑ, к оÑÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð³Ð°ÑÑÑиÑÑ, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð´Ð¸Ð°Ð³Ð½Ð¾Ð· Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð´Ð¾ÑÑаÑоÑно ÑоÑнÑм ÑолÑко пÑи пÑоведении некоÑоÑой инÑÑÑÑменÑалÑной диагноÑÑики.
СимпÑÐ¾Ð¼Ñ Ð·Ð°ÑоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¶ÐµÐ»Ñдка:
- ÑвоÑа, в оÑновном, Ñ Ð¶ÐµÐ»ÑÑÑ, возникаÑÑÐ°Ñ Ð¸Ð·-за Ñого, ÑÑо оÑганизм ÑÑÑемиÑÑÑ Ð¾ÑвободиÑÑÑÑ Ð¾Ñ Ð¿Ð¸Ñи лÑбÑм доÑÑÑпнÑм пÑÑем;
- пÑи ÑаÑÑой ÑвоÑе наÑÑÑпаÑÑ ÑимпÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¾Ð±ÐµÐ·Ð²Ð¾Ð¶Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ;
- Ñ Ñебенка и взÑоÑлого можно оÑмеÑиÑÑ Ð±ÑÑÑÑое поÑвление ÑÑвÑÑва ÑÑÑалоÑÑи и ÑлабоÑÑи;
- пеÑиодиÑеÑÐºÐ°Ñ ÑоÑноÑа;
- вздÑÑие живоÑа и ÑÑÑание;
- ÑилÑÐ½Ð°Ñ Ð±Ð¾Ð»Ñ Ð¿ÑиÑÑÑпообÑазного Ñ Ð°ÑакÑеÑа;
- диаÑеÑ, коÑоÑÐ°Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ ÑаÑпÑоÑÑÑанена пÑи налиÑии не ÑлиÑком ÑеÑÑезнÑÑ Ð¿Ð¾Ð²Ñеждений, а Ñакже Ð·Ð°Ð¿Ð¾Ñ Ð¿Ñи ÑилÑнÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑеждениÑÑ ;
- кал Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑодеÑжаÑÑ Ð¿ÑимеÑи кÑови;
- Ð»Ð¸Ñ Ð¾ÑадоÑное повÑÑение ÑемпеÑаÑÑÑÑ Ñела;
- Ñнижение аппеÑиÑа.
Такие ÑимпÑомÑ, как ÑвоÑа Ñ ÐºÑовÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ кÑовÑнÑе ÑгÑÑÑки в кале ÑвидеÑелÑÑÑвÑÑÑ Ð¾Ð± оÑкÑÑÑии внÑÑÑеннего кÑовоÑеÑениÑ. ÐÑи подобнÑÑ Ð¿ÑÐ¸Ð·Ð½Ð°ÐºÐ°Ñ Ð·Ð°ÑоÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑледÑÐµÑ Ð½ÐµÐ¼ÐµÐ´Ð»ÐµÐ½Ð½Ð¾ обÑаÑаÑÑÑÑ Ð² ÑкоÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑ. ÐаÑоÑение желÑдка Ñебенка заÑаÑÑÑÑ ÑопÑовождаеÑÑÑ Ð¿ÑинÑÑием им ÑмбÑионалÑной позÑ, когда колени подÑÑнÑÑÑ Ðº живоÑÑ. Ðо ÑÑой позе ÑодиÑели ÑмогÑÑ Ð¾ÑениÑÑ ÑоÑÑоÑние малÑÑа в ÑÐµÑ ÑлÑÑаÑÑ , когда Ñебенок не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²Ð½ÑÑно обÑÑÑниÑÑ, ÑÑо и как Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ болиÑ.
РнекоÑоÑÑÑ ÑлÑÑаÑÑ ÑимпÑÐ¾Ð¼Ñ Ð·Ð°ÑоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑоÑвлÑÑÑÑÑ Ð½Ðµ ÑÑазÑ, а ÑолÑко по пÑоÑеÑÑвии неÑколÑÐºÐ¸Ñ Ð´Ð½ÐµÐ¹. СледÑÐµÑ Ð¾ÑмеÑиÑÑ, ÑÑо ÑиÑк ÑмеÑÑи возÑаÑÑÐ°ÐµÑ Ð´Ð¾ 20%-25%, еÑли леÑение не бÑло наÑаÑо вовÑемÑ. Ðо ÑÑой пÑиÑине не ÑÑеÑнÑйÑеÑÑ Ð¾Ð±ÑаÑаÑÑÑÑ Ðº вÑаÑÑ Ð¿Ñи поÑвлении подозÑиÑелÑнÑÑ ÑимпÑомов Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ð¸Ð»Ð¸ Ñебенка.
ÐÑиÑÐ¸Ð½Ñ Ð·Ð°ÑоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¶ÐµÐ»Ñдка
РболÑÑинÑÑве ÑлÑÑаев, пÑиÑÐ¸Ð½Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð°ÑоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¶ÐµÐ»Ñдка Ñебенка или взÑоÑлого можно ÑазделиÑÑ Ð½Ð° две каÑегоÑии: Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸ÑеÑкие ÑÑавмÑ, напÑимеÑ, поÑле опеÑаÑии, а Ñакже налиÑие некоÑоÑÑÑ Ð·Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ð¹.
ÐÑиÑÐ¸Ð½Ñ Ð·Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ:
- опÑÑ Ð¾Ð»Ð¸ злокаÑеÑÑвенного или добÑокаÑеÑÑвенного Ñ Ð°ÑакÑеÑа могÑÑ ÑпоÑобÑÑвоваÑÑ Ð·Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² двÑÑ ÑлÑÑаÑÑ : когда опÑÑ Ð¾Ð»Ñ Ð½ÐµÐ¿Ð¾ÑÑедÑÑвенно пеÑекÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð¿ÐµÑемеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¸Ñи и пÑи возникновении повÑеждений вÑледÑÑвие пÑÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»ÑÑевой ÑеÑапии;
- ÑпаеÑÐ½Ð°Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ñ Ð¸Ð»Ð¸ ÑÑбÑÐ¾Ð²Ð°Ñ ÑканÑ, поÑвивÑаÑÑÑ Ð¿Ð¾Ñле опеÑаÑионного вмеÑаÑелÑÑÑва;
- воÑпалиÑелÑнÑе заболеваниÑ, пÑовоÑиÑÑÑÑие ÑменÑÑение диамеÑÑа желÑдка и ÑÑеноз ÑÑенок;
- желÑÐ½Ð¾ÐºÐ°Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ñ;
- ÑÑжелÑй вид запоÑа, возникÑий вÑледÑÑвие Ð·Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐаÑкинÑона;
- инвагинаÑÐ¸Ñ Ð¶ÐµÐ»Ñдка;
- завоÑÐ¾Ñ ÐºÐ¸ÑеÑника;
- наÑледÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¿ÑедÑаÑположенноÑÑÑ;
- длиÑелÑное ÑпоÑÑебление некоÑоÑÑÑ Ð¼ÐµÐ´Ð¸ÐºÐ°Ð¼ÐµÐ½Ñов, оÑÑиÑаÑелÑно влиÑÑÑÐ¸Ñ Ð½Ð° ÑабоÑÑ Ð¼Ð¾ÑоÑики желÑдка.
Ðо Ð¿Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¿Ð¾Ñледней пÑиÑÐ¸Ð½Ñ ÑледÑÐµÑ ÑаÑÑказаÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ñобнее. Ðело в Ñом, ÑÑо иногда заÑоÑение желÑдка Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐµÑ Ð¸Ð·-за паÑалиÑиÑеÑкой непÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑи, когда наÑÑÑаеÑÑÑ ÑÑнкÑÐ¸Ñ Ð¿ÐµÑиÑÑалÑÑики желÑдка.
ÐиагноÑÑика заÑоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¶ÐµÐ»Ñдка Ñ Ñебенка
ÐаÑоÑение Ñ Ñебенка возÑаÑÑом до 2 леÑ, пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ, в болÑÑинÑÑве ÑлÑÑаев, по Ñаким пÑиÑинам, как наÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑнкÑиониÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¸ÑеваÑениÑ, заÑажение инÑекÑиÑми, коÑоÑÑе пÑиводÑÑ Ðº воÑпалениÑ, а Ñакже в ÑезÑлÑÑаÑе недоÑÑаÑоÑного кÑовоÑÐ½Ð°Ð±Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñганов ÐÐТ. Также в некоÑоÑÑÑ ÑлÑÑаÑÑ Ð·Ð°ÑоÑение желÑдка Ñебенка пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ñле пеÑенеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¸ÑеÑного гÑиппа.
ÐиагноÑÑика болезни Ñ Ñебенка Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¾ÑÑÑеÑÑвлÑÑÑÑÑ ÑолÑко Ñ Ð¸ÑполÑзованием инÑÑÑÑменÑалÑнÑÑ Ð¼ÐµÑодов, Ñ. к. маленÑкие деÑи доволÑно ÑаÑÑо не могÑÑ ÑоÑно опиÑаÑÑ Ñвои ÑимпÑомÑ. Ð ÑÑом ÑлÑÑае вÑÐ°Ñ Ð¸ÑполÑзÑÐµÑ Ð¿Ð°Ð»ÑпаÑÐ¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð²ÑÑÑÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¹ облаÑÑи и ÑвеÑдÑÑ ÑÑаÑÑков и ÑÑеÑоÑÐºÐ¾Ð¿Ð¸Ñ Ð¶ÐµÐ»Ñдка, а Ñакже анализиÑÑÐµÑ ÑÑÑание и вздÑÑие живоÑа.
ÐиагноÑÑика Ñ Ð²Ð·ÑоÑлÑÑ Ð¸ деÑей оÑÑÑеÑÑвлÑеÑÑÑ Ð¿ÑимеÑно по одной ÑÑ ÐµÐ¼Ðµ. ÐÐ»Ñ Ð½Ð°Ñала ÑеÑез ÐºÐ»Ð¸Ð·Ð¼Ñ Ð¸Ð»Ð¸ зонд паÑиенÑÑ Ð²Ð²Ð¾Ð´ÑÑ ÐºÐ¸ÑлоÑное конÑÑаÑÑное веÑеÑÑво (ÑаÑÑо Ð´Ð»Ñ ÑÑой Ñели иÑполÑзÑÑÑ Ð±Ð°Ñий), а заÑем делаÑÑ ÑенÑгеногÑаÑÐ¸Ñ Ð±ÑÑÑной полоÑÑи. ÐолÑной пÑи ÑÑом ложиÑÑÑ Ð½Ð° бок, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ð° Ñнимке бÑло видно колиÑеÑÑво ÑкопивÑейÑÑ Ð¶Ð¸Ð´ÐºÐ¾ÑÑи. ÐонÑÑаÑÑиÑование пÑименÑÑÑ Ð´Ð»Ñ ÑлÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑоÑноÑÑи анализа пÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑи желÑдка. ÐаннÑй меÑод ÑаÑÑо иÑполÑзÑеÑÑÑ Ð² каÑеÑÑве диагноÑÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¼ÐµÑопÑиÑÑий множеÑÑва заболеваний желÑдоÑно-киÑеÑного ÑÑакÑа. Ðногда Ð´Ð»Ñ Ð´Ð¸Ð°Ð³Ð½Ð¾ÑÑики заÑоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¶ÐµÐ»Ñдка Ñакже иÑполÑзÑеÑÑÑ ÐºÐ¾Ð»Ð¾Ð½Ð¾ÑкопиÑ.
ÐеÑение бÑÐ´ÐµÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ ÑÑÑекÑивнÑм, еÑли заболевание бÑло вÑÑвлено на наÑалÑной ÑÑадии. ÐÑли ÑвоевÑÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑ Ð½Ðµ бÑла оказана, Ñо вÑÑока веÑоÑÑноÑÑÑ Ñокового ÑоÑÑоÑние болÑного и ÑаÑпÑоÑÑÑанение воÑпалиÑелÑнÑÑ Ð¸Ð½ÑекÑионнÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ð¹ на вÑе оÑганÑ. ÐÑÑÑÑÑÑвие леÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð°ÑоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¶ÐµÐ»Ñдка Ñебенка или взÑоÑлого Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи к гангÑене и леÑалÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¸ÑÑ Ð¾Ð´Ñ.
ÐеÑение заÑоÑениÑ
ÐеÑение Ð·Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑоводиÑÑÑ 2 ÑпоÑобами:
- конÑеÑваÑивнÑм меÑодом, коÑоÑÑй пÑÐµÐ´Ð¿Ð¾Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ Ð½Ð°Ð·Ð½Ð°Ñение клизм и пÑомÑваний желÑдка, а заÑем капелÑниÑÑ Ñо ÑпеÑиалÑнÑм ÑаÑÑвоÑом, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð²Ð¾ÑÑÑановиÑÑ Ð±Ð°Ð»Ð°Ð½Ñ ÑлекÑÑолиÑов. Ðногда вÑÐ°Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ð°Ð·Ð½Ð°ÑиÑÑ ÐºÐ°ÑеÑеÑизаÑÐ¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑии о баланÑе жидкоÑÑи в оÑганизме;
- пÑи помоÑи Ñ Ð¸ÑÑÑгиÑеÑкого вмеÑаÑелÑÑÑва. Ð ÑÑом ÑлÑÑае во вÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð¿ÐµÑаÑии ÑнаÑала гибкой ÑÑÑбкой оÑкаÑиваеÑÑÑ Ð»Ð¸ÑнÑÑ Ð¶ÐµÐ»ÑдоÑÐ½Ð°Ñ Ð¶Ð¸Ð´ÐºÐ¾ÑÑÑ, а Ñакже, пÑи Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑи, ÑдалÑÑÑÑÑ Ñкани, подвеÑгÑиеÑÑ Ð½ÐµÐºÑозÑ, и ÑоединÑÑÑÑÑ Ð·Ð´Ð¾ÑовÑе конÑÑ Ð¶ÐµÐ»Ñдка. ÐаÑем в ÑеÑение 6-8 ÑаÑов ÑÑÑÑанÑеÑÑÑ Ð¾Ð±ÐµÐ·Ð²Ð¾Ð¶Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ðµ оÑганизма, а Ñакже наÑинаеÑÑÑ Ð²Ð¾ÑÑÑановление водно-ÑлекÑÑолиÑного баланÑа.
ÐонÑеÑваÑивнÑй меÑод назнаÑаеÑÑÑ Ð¿Ñи не ÑлиÑком ÑеÑÑезнÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑеждениÑÑ , а опеÑаÑивнÑй â на ÑÑжелой ÑÑадии заболеваниÑ. Ðажно знаÑÑ, ÑÑо делаÑÑ Ð¿Ñи заÑоÑении желÑдка Ñ Ñебенка или взÑоÑлого:
- пÑомойÑе желÑдок лÑбÑм ÑпоÑобом;
- вÑпивайÑе пÑепаÑÐ°Ñ Ð ÐµÐ³Ð¸Ð´Ñон каждÑе 5-10 минÑÑ Ð½Ð° пÑоÑÑжении 2-3 ÑаÑов;
- вÑпейÑе 1 ÑаблеÑÐºÑ Ð´Ð»Ñ Ñебенка и 2 ÑаблеÑки Ð´Ð»Ñ Ð²Ð·ÑоÑлого пÑепаÑаÑа Ðезим ÑоÑÑе, ФеÑÑала или дÑÑÐ³Ð¸Ñ ÑеÑменÑнÑÑ Ð»ÐµÐºÐ°ÑÑÑвеннÑÑ ÑÑедÑÑв;
- ÑаÑÑо, но маленÑкими глоÑками пейÑе ÑеплÑÑ Ð¼Ð¸Ð½ÐµÑалÑнÑÑ Ð²Ð¾Ð´Ñ;
- ÑÑÑÑаниÑе из ÑаÑиона лÑбÑÑ ÑÑÑднопеÑеваÑиваемÑÑ Ð¿Ð¸ÑÑ;
- пÑи желании, можно вÑпиÑÑ Ð¾ÑÐ²Ð°Ñ Ð¸Ð· ÑомаÑки Ð´Ð»Ñ Ð¾ÑÑановки воÑпалениÑ.
ÐÑе медикаменÑознÑе пÑепаÑаÑÑ Ð²ÑÐ°Ñ Ð¿ÑопиÑÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑолÑко поÑле пÑÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð¿ÐµÑаÑивного или конÑеÑваÑивного леÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ ÑÑÑÑÐ°Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ¿ÑиÑÑнÑÑ ÑимпÑомов заÑоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¶ÐµÐ»Ñдка. РоÑновном назнаÑаÑÑÑÑ Ð°Ð½Ñи-ÑвоÑнÑе ÑÑедÑÑва, анÑибиоÑики и обезболиваÑÑие пÑепаÑаÑÑ. ÐоÑле пÑÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»ÐµÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑекомендÑеÑÑÑ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð´Ð°ÑÑ Ð² ÑеÑение неÑколÑÐºÐ¸Ñ Ð´Ð½ÐµÐ¹ или пиÑаÑÑÑÑ ÑолÑко легкими и нежиÑнÑми пÑодÑкÑами, коÑоÑÑе легко пеÑеваÑиваÑÑÑÑ.
ÐеÑед пÑинÑÑием лÑбÑÑ Ð¼ÐµÐ´Ð¸ÐºÐ°Ð¼ÐµÐ½ÑознÑÑ ÑÑедÑÑв, пÑоконÑÑлÑÑиÑÑйÑеÑÑ Ñ Ð²Ð°Ñим леÑаÑим вÑаÑом.
Источник
Первые недели жизни малыша — большой стресс для его пищеварительной системы. Пока ребенок находился в материнской утробе, все питательные вещества поступали через плаценту. Но практически сразу после рождения стерильный кишечник начинают заселять микроорганизмы, причем как полезные, так и вредные.
И такие стремительные перемены не могут не отразиться на состоянии ребенка. Колики, вздутие животика, запоры — частые спутники адаптации пищеварительной системы новорожденного к новым условиям. Почему возникают расстройства пищеварения и как их преодолеть, расскажем в статье.
Особенности органов пищеварения у детей до года
Пищеварительная система малышей раннего возраста несовершенна. Пройдет немало времени, прежде чем органы пищеварения у детей начнут функционировать так же, как у взрослых. Например, у грудничков слабо развит кардиальный сфинктер (место, в котором короткий пищевод переходит в желудок), поэтому, словно плохая заслонка, он допускает обратный заброс содержимого из желудка. Так возникают срыгивания — частое явление в жизни грудничка[1]. Вместимость желудка у деток маленькая. В первый день жизни — не больше 10 мл. С расширением рациона питания эта цифра растет, и через год вместимость составляет уже около 300 мл. Мышечная оболочка желудка развита слабо, поэтому маленький объем — единственная преграда от переедания[2].
Пока ребенок находится на грудном вскармливании, желудочный сок имеет невысокую активность. Его компоненты не отличаются от «взрослого» состава, но содержатся в минимальном количестве: пепсин для расщепления белков, липаза для жиров, химозин для створаживания молока. Пищеварение у детей заточено на хорошее усвоение материнского молока и адаптированных смесей: белки и жиры такого питания частично всасываются нерасщепленными, требуя минимальной активности пищеварительных соков. Так, на переваривание молока уходит до двух–трех часов, смесей — до двух–четырех часов[3].
Начиная от полости рта и заканчивая стенкой кишечника слизистые органов пищеварения имеют общую черту — они тонкие и нежные. Хрупкая структура делает слизистые легко проницаемыми для энтерококков, кишечной палочки и других вредных микробов. К тому же для желудка ребенка характерна низкая концентрация соляной кислоты — важного антибактериального фактора пищеварительного сока. Поэтому детский организм так уязвим перед средой, полной чужеродных микроорганизмов[4].
Возможные причины расстройств пищеварения у детей
Попадая в мир взрослых, ребенок переходит на лактотрофный тип питания, то есть молочный. Вместе с материнским молоком в кишечник попадают полезные бифидо- и лактобактерии. Но порой для укрепления пищеварения деток этого бывает недостаточно, и тогда возникают различные проблемы, которые могут ограничиться временными расстройствами, а могут перерасти в заболевания.
Временные расстройства
Практически каждая мама наблюдает у своего малыша такие неприятные явления, как колики, беспокойство, частые срыгивания, рвота и вздутие животика. Все это симптомы транзиторного (временного) дисбиоза[5]. Надо отметить, что такое состояние не является патологией. Дисбиоз возникает практически у каждого малыша (в 90% случаев) даже в условиях соблюдения всех правил ухода — это объясняется несовершенством иммунной системы и органов пищеварения. Однако, если не принимать никаких мер, дисбиоз может затянуться и стать причиной заболеваний из-за присоединения вторичной инфекции[6].
На заметку
Дисбиоз — нарушение бактериального состава микрофлоры: количество лактобацилл и бифидобактерий уменьшается, а число болезнетворных микроорганизмов растет.
Причиной дисбиоза может быть:
- Неправильное питание, несвоевременное введение прикорма. Кишечник малыша не способен переваривать «взрослую» пищу. Причина в малом количестве ферментов, в том числе пепсина. К тому же расширение рациона питания у детей до пяти месяцев приводит к преждевременной выработке гастрина и гистамина клетками желудка. Пищеварительная система переходит в состояние повышенной чувствительности. Кормление ребенка едой, к которой он не готов ввиду несостоятельности пищеварительных соков, может привести к нарушению перистальтики, диарее, запорам и расстройствам состава бактериальной флоры.
- Искусственное вскармливание. Адаптированные смеси хотя и максимально приближены по составу к материнскому молоку, все же не являются его точной копией и не содержат необходимого количества полезных бактерий.
- Нарушение гигиенических норм. Как мы уже говорили, через нежные слизистые оболочки легко проникают микробы, поэтому к уходу за младенцем нужно относиться максимально ответственно. Грязные руки и бутылочки могут быть источниками инфекции. Даже материнская грудь требует тщательной обработки до и после кормления.
- Прием антибактериальных средств. Антибиотики уничтожают не только патогенные бактерии, но и полезные. Поэтому после применения антибактериальных средств часто изменяется соотношение микроорганизмов в пищеварительной системе. Прием таких серьезных препаратов должен оправдывать потенциальный риск для здоровья грудничка.
- Острые инфекционные заболевания. Дети первых лет жизни часто болеют из-за того, что у них нет иммунитета к множеству микроорганизмов (аденовирусов, РС-вирусов, пневмококков), а иммуноглобулины — факторы защиты — имеют низкую активность. В результате в организм легко попадают вредные микробы. Возникает дисбаланс не только в месте проникновения, но и в микрофлоре органов пищеварения младенца.
Заболевания органов пищеварения у детей грудного возраста
Нередкое расстройство пищеварения у детей — молочница. Ее вызывают дрожжевые грибки кандиды, поэтому заболевание имеет и другое название — кандидоз. Грибки в норме существуют в организме малышей в небольшом количестве, но в условиях нарушенного баланса микрофлоры кандида начинает активно размножаться. Грибки могут передаваться через грязные руки и бутылочки или еще во внутриутробном периоде, если молочницей болеет мама. Главный симптом — «творожистые» налеты на слизистых щечек, языке, деснах и нёбе: такие изменения в полости рта можно обнаружить уже на 5–14-й день жизни. При молочнице детки плачут во время кормления, беспокойно себя ведут и часто срыгивают. Без лечения кандидоз может распространиться за пределы полости рта: в дыхательную систему, желудок и кишечник ребенка[7].
Другим частым заболеванием в детском возрасте является гастроэзофагеальный рефлюкс (ГЭРБ). Болезнь проявляется периодическим забросом пищи из желудка обратно в пищевод. Дети чувствуют жжение в груди и боль, плачут и отказываются от пищи. Часто возникают отрыжки и срыгивания кислым содержимым. ГЭРБ опасен осложнением на дыхательную систему вплоть до развития пневмонии[8]. На фоне дисбиоза обратный заброс пищи создает условия для инфицирования патогенными микроорганизмами верхних отделов органов пищеварения малышей.
Профилактические меры
Лучшее лечение любого заболевания — его профилактика. Сохранить и укрепить здоровье пищеварительной системы ребенка помогут простые правила. Самым важным остается соблюдение гигиены: все, с чем контактирует ребенок, должно подвергаться обработке. Нельзя использовать сырую воду для питья и приготовления пищи — это потенциальный источник инфекции. Тарелки, чашки и ложки лучше мыть сразу после использования, а бутылочки и соски кипятить — многие микроорганизмы не выдерживают высоких температур. Руки необходимо мыть тщательно и часто: в течение дня на них оседает множество бактерий, к которым у ребенка нет иммунитета. Перед вскармливанием маме нужно вымыть грудь и сцедить первые капли — в них могут быть микробы[9].
Рациональное питание по возрасту помогает полезным веществам усваиваться в максимальном объеме. Пища, для которой желудочные соки ребенка недостаточно активны, создает неблагоприятные условия для пищеварения: она дольше задерживается в организме, вызывает нарушения моторики и микрофлоры, а это предпосылки заболеваний органов пищеварения. Важно не допускать недокорма и перекорма ребенка — питание должно быть адекватным. Эту золотую середину не всегда легко соблюдать, но нужно помнить, чем грозят малышу переедание и другая крайность — недоедание. Избыток пищи переполняет маленький, не готовый к этому желудок, пищеварительные соки не справляются с обилием пищи, возникает диспепсия и дисбиоз. Недокорм же чреват тем, что организму не будет хватать питательных веществ для нормального развития[10].
Малыши всегда должны быть одеты по погоде, нельзя допускать контакта с больными и переохлаждения. Обязательно вакцинироваться согласно календарю прививок: это снижает вероятность развития инфекционных болезней.
Лечение антибактериальными препаратами возможно только по согласованию с доктором. «Спасательным кругом», уменьшающим вероятность развития дисбиоза на фоне приема антибиотиков, являются пробиотики[11]. Средства, содержащие живые бифидо- и лактобактерии восстанавливают микрофлору и в условиях уже сформированного нарушения. Это уменьшает вероятность перехода временных расстройств в хронические заболевания. Для улучшения пищеварения детям показано раннее назначение пробиотиков — буквально с первого дня жизни. Прием таких средств не только помогает заселить кишечник грудничка полезными микроорганизмами, но и укрепляет иммунитет, ускоряет процессы адаптации организма ребенка.
При малейших признаках заболеваний органов пищеварения у детей необходимо обратиться к врачу-педиатру. Детский организм слишком хрупкий, и самолечение может привести к непоправимым последствиям. Однако и паника здесь ни к чему. Большинство тревожных симптомов: срыгивания, диарея или запор, колики, вздутие — это всего лишь проявления дисбиоза, и при своевременной коррекции микрофлоры кишечника пищеварение малыша придет в норму. С большой долей вероятности доктор пропишет новорожденному пробиотики. Для детей раннего возраста особенно удобны пробиотики в форме капель: их можно смешивать с теплым молоком, так что применение такого средства не доставит малышу дискомфорта.
Источник