Зарубежные концепции развития ребенка
Определение 1
Концепция – это определенная система взглядов на что-либо, ведущая мысль которой определяет цель, задачи и пути решения.
Определение 2
Воспитание – это целенаправленный и управляемый процесс развития личности.
Актуальные проблемы современной педагогики детства за рубежом
Основой практически всех воспитательных систем и педагогических концепций являются ведущие философские теории и положения. На зарубежную философию значительное влияние оказывали такие направления философии как прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм.
В настоящее время в современной зарубежной педагогике детства выделяют следующие актуальные проблемы:
- Самостоятельность и свобода в обучении и воспитании.
- Роль педагога в образовательном процессе.
- Вопросы насилия и безопасности.
- Воспитание духовных основ личности.
- Традиции равенства и гендерных ролей.
- Вопросы разновозрастного воспитания.
- Востребованность полиэтнического воспитания.
- Проблемы эффективного и продуктивного взаимодействия с родителями.
- Формирование у детей грамотности.
- Востребованность экологического воспитания.
- Внедрение в процесс образования модального и модульного обучения, повышение качества предоставляемых услуг образования.
Данные проблемы вызваны потребностями, которое современное общество предъявляет к подготовке подрастающего поколения. Так, востребованность экологического воспитания обусловлена сложной экологической обстановкой в мире. Человечество стремиться сохранить и защитить природу от полного уничтожения. Именно поэтому крайне важно воспитывать в детях любовь и бережное отношение к окружающей природе.
В свете указанных актуальных проблем воспитания и развития, Министерства просвещения зарубежных стран предъявляют конкретные требования к содержанию образования и наличию в нем обязательных элементов.
Основные зарубежные концепции воспитания и развития детей
Ведущие современные зарубежные концепции воспитания и развития детей:
- Компенсаторное воспитания – предусматривает разработку и внедрение в процесс воспитания и развития детей интеграционных программ, которые будут учитывать особенности развития детей, их возрастные возможности и потребности. Данные программы позволят всем детям, вне зависимости от их развития принять участие в организованном воспитательно-образовательном процессе. Компенсаторное воспитания предполагает деление детей на группы и классы, в зависимости от уровня их развития (одаренные дети; дети с нормальным и средним развитием; дети, имеющие определенные проблемы в развитии и т.д.).
- Воспитание, направленное на развитие самостоятельной познавательной активности – предусматривает смещение акцента на «обучении обучению». Основной задачей педагога является формирование у детей навыков самообучения, самовоспитания и саморазвития. Перед детьми стоит цель не просто овладеть конкретными знаниями, умениями и навыками, а научиться получать их самостоятельно.
- Активное сотрудничество с родителями воспитанников, по вопросам, связанных с воспитанием и развитием детей, на всех этапах образования. С этой целью все чаще в странах Европы и США организуются специальные центры, задачей которых является максимальное раскрытие и развитие воспитательного потенциала родителей, а также успешная интеграция семьи и самого ребенка в современное общество.
- Активное использование инновационного метода «Хай скоуп», разработанного в 90-е годы в США. Данный метод ориентирован на воспитание у детей чувства ответственности и свободы, посредством организации разнообразных видов деятельности и сотрудничества со взрослыми. В процессе воспитания недопустимо критиковать ребенка, тем самым формируя у него комплексы, необходимо ему доверять и хвалить.
- Использование метода проектирования в рамках самообучения – предусматривает самостоятельную работу детей над конкретной темой или проблемой. Задача педагога оказывать необходимую посильную помощь, направлять детей и руководить процессом.
- Теория свободного воспитания – является распространенной концепцией воспитания во Франции. Данная концепция предполагает спонтанное (природное) развитие ребенка. Задача взрослого ненавязчиво создавать ситуации, которые будут позволять ребенку развиваться в соответствии с его возможностями и потребностями, без применения «насилия» и насаждения каких-либо идей, программ и рамок (шаблонов).
- Разновозрастное воспитание и развитие – концепция является наиболее популярной в Германии. В основе концепции заложено то, что дети разных возрастов объединяются в группы по интересам и способностям. Тем самым воспитания разновозрастных детей с общими интересами способствует тому, что у них развиваются определенные способности и предрасположенности, а также дети учатся друг от друга в процессе взаимодействия.
Ведущие зарубежные направления взаимодействия семьи и детского сада (начальной школы)
Современные концепции воспитания и развития детей за рубежом, предполагают пять основных направлений педагогического воздействия на ребенка, оказываемого семьей и образовательной организацией:
- Формирование и развитие у детей дружелюбного и позитивного отношения к окружающему миру и людям.
- Формирование и развитие навыков самостоятельности и самодеятельности в вопросах обучения, взаимодействия с окружающими людьми разного возраста и социального положения (дети, взрослые, старики и т.д.).
- Воспитание детей в духе плюрализма, готовности не только высказывать, но и умению выслушать собеседника, высказать свою точку зрения и мысли логично и аргументировано, уметь грамотно оппонировать собеседнику.
- Формирование чувства гордости за национальную принадлежность, воспитание у детей толерантности.
- Воспитание международной солидарности.
Замечание 1
Таким образом, основной задачей современной зарубежной педагогики является обучение умению приобретать знания, пользуясь различными средствами и системами передачи информации и коммуникации; ставить перед собой цели, составлять план работы и определять методы достижения поставленных целей; критически оценивать свою работу.
Источник
– 2009 1. 2. 3. 4. 5. . , , . . : ; – ; ; . , , . , , , , , . 1. . , , , , . , , , . , : ; ( ); ; ; . . . (, , , , ) , . . , , , . I ( ) , , , . , . , . . , , : , , . , , . . , . , . . , . , , . , , , , . , , , . , , , . , , , . , , , . . 2. . 1801 , .. . 1837 , , () , . , . . : , ( ) , , , , . (). , , . – . , .. , , , , , . , , , , , , . -, , , . , , , , , , . , . , , . , . , , . . . . . . , .. .. . , . , . . (1861-1925) , , . , , , , , . , , . , , . , 28 , . , , . . . , . . . 14 , , . 21 , . 28 , , , . . ( : .) , , , , . , , , . , , . : . , , , . – . , , , . . . . , .. , () , – (). : . . , , , . . ,( , ) . , . , , . , – , . , . , ( ) (), – () 500 1000 . . , . . 3. (1838-1925), , , , . , , , . . , . . : .. .. (ecolesmaternelles) , , . , .. , .. , . . , , . . 2 4 , 4 5, 5 6. , . .. . , . , , , , , : , . , , . . , , , . – , ; , , , ; , . .. .. , , . , , . , , . . . , . , . , : ( ), ( ), ( ). , : , . . , . , , , , : , . , . , , , , . , , . , . 4. . . . , . . , , . 2004 . 5 . reception, – necery, – pre-necery. , . pre-necery 9 12 . , .. , 2 . 8-8.30 16 ( , ). 2 3 . reception . . Reception , . . ( ), , . 20, . -. 2002 : , . , . . . , , . , , . , . , , , . , , , , . . , , , , . , , 5. 1855 – . . . : – . – . , , , , , . , . . . snacks – , , . . , , , . : , , . . , : , , , . , , . , . : ? ? : , , , . . , . , ( ). , , . . . , , 6 : , , , , , . , , . , , , , , , . : , , ( ) , , . . start, . . – . , , . 90- Highscope, . . , , ( ). , .. . – . . , . , – IQ. , . . , . , , .. – , , . . , , . ( , ). , . , , , , , , , , , .. .. , , , , . , ? , . , . , , , . : , . , . , , . , , , . , , . , , – , , . . , ( , ?), , . . , . . . , , . , , , . : , , , . , . , , . , .. , , , , . . . . , . . -, . , , , : ; ; ; ; ; . , ( ). , , . , , , , , . , , , . , , . ( , , , ). , . . , . , , , , . : 1. .. , .. . . – . . .. . ., , 2008. 2. .. . . , , 2004. 3. … . , , 2008. : 4. .. . \ . 2002, 1. 5. . . . ., , 2002. : 6. www.slovari.yandex.ru 7. www.biography.ru 8. www.psyparents.ru 9. www.otrok.ru 10. www.waldorfschule.ru 11. www.infrance.ru 12. www.internationalschool.ru 13. www.useducation.ru |
Источник
Концепция представляет собой конкретную систему взглядов на что-то, основная суть которой выявляет цель, задачи и способы разрешения.
Воспитание включает в себя процесс формирования личности, имеющий целенаправленный и управляемый характер.
Базисом каждой системы воспитания выступают основные философские теории и положения. На зарубежную философию огромное воздействие оказывали самые различные направления философии, к примеру, прагматизм или бихевиоризм.
Основные зарубежные концепции воспитания и развития детей
В настоящее время существует большое количество зарубежных концепций воспитания. Рассмотрим основные из них.
Компенсаторное воспитание. Оно включает в себя создание, и последующее внедрение в процесс педагогического воспитания интеграционных программ. Данные программы берут во внимание специфику развития каждого ребёнка, возможности их возраста, а также существующие потребности. С их помощью дети, могут принимать активное участие в организованном воспитательном и образовательном процессе. В рамках данного воспитания происходит разделение детей на группы и классы. Это происходит в зависимости от степени их развития.
Воспитание, которое нацелено на формирование самостоятельной познавательной активности. В рамках этого предусматривается смещение акцента на «обучении обучению». Главной целью педагога выступает становление у детей определенных навыков, а именно самообучения, самовоспитания и саморазвития.
3.** Осуществление активного взаимодействия с родителями воспитанников, по вопросам, напрямую связанным с воспитанием и развитием детей.** Это происходит на каждой стадии образования. Для этого нужна организация специальных центров, основной целью которых станет максимальное раскрытие воспитательного потенциала, имеющегося у родителей.
Применение инновационного метода под названием «Хай скоуп». Он был разработан еще в 90-е годы в США. Он направлен на то, чтобы воспитать у ребенка чувство ответственности и свободы. Это происходит с помощью организации самых различных форм деятельности и взаимодействия с взрослыми.
Применение метода проектирования в рамках самообучения. Сюда относится самостоятельная деятельность ребенка над определенной темой или проблемой. В рамках этого основная цель педагога состоит в оказании необходимой помощи, при этом важно направлять детей и руководить всем процессом.
Концепция свободного воспитания. Данная концепция подразумевает под собой спонтанное (природное) развитие ребенка. Взрослому необходимо создавать ситуации, которые будут позволять ребенку развиваться согласно с его возможностями и потребностями.
Таким образом, главной целью современной зарубежной педагогики является обучение умению получать знания, пользуясь разнообразными способами передачи информации.
Технократическая педагогика
Представители технократической педагогики следуют из того, что целью воспитательной системы школы и общества выступает развитие «функционального» человека-исполнителя, который будет полностью адаптирован к жизни в общественной системе. При этом он должен быть полностью подготовлен к исполнению определенных социальных ролей. В рамках технократической педагогики воспитание базируется на научной основе рационального характера.
Создателем технократической педагогики является Б. Скиннер. По его мнению, процесс развития личности необходимо строго направлять, управлять, воспроизводить. Он основан на научных достижениях. Его результатами являются проектируемые результаты.
Реакции личности – это поведение, поступки в ответ на стимулы (различные жизненные ситуации), окружающая среда дает подкрепление. Поведенческая деятельность человека носит реактивный характер, сводится к механическим, биологическим реакциям организма на внешние раздражители.
Воспитание следует строить на рациональной научной основе, что означает по возможности технологизировать формирование нужных знаний и качеств личности. Это делают, опираясь на научные разработки в кибернетике, психологии, социологии, психотерапии.
Основным методом воздействия является психотропный. Это внушение, использование фармакологических препаратов, программирование поведения людей.
Достоинства технократической педагогики. Модификация поведения сводится к манипулированию личностью, пренебрежению ее всесторонним развитием, служит внешней адаптацией, не апеллируя к собственной воле и свободе, формирование человека-исполнителя.
Минусы – опасность подавить личность.
Источник
. . . . , . . .
. ,
, , , , .
19
–
2009
1.
2.
3.
4.
5.
. , , . . :
;
– ;
;
.
, , . , , , , , .
1.
. , , , , .
, , , .
, :
;
( );
;
;
.
. . (, , , , ) , . . , , , .
I ( ) , , , .
, . , .
. , , : , , . , , .
. , .
, . . , . , , . , , , , . , , , . , , , .
, , , . , , , . .
2.
. 1801 , .. . 1837 , , () , . , .
. : , ( ) – , , , , . ().
– , , . – . , .. , – , , , , . , , , , , , . -, , , . , , , , , , .
, . , , . , . , , . . .
. . . , .. .. . , . , .
– .
(1861-1925) – , , .
, , , , , . , , . , , . , 28 , . , , . . . , . . . 14 , , . 21 , . 28 , , , .
. ( : .) , , , , . , , , . , – , . :
.
, , , .
–
– . , , , . . . .
, .. , () , – ().
:
. . , , , .
. ,( , ) .
, . , , .
, – , . , . , ( ) (), – () – 500 1000 .
. , .
.
3.
(1838-1925), , , , . , , , . .
, – . .
: .. .. (ecoles maternelles) , , . , .. , .. , .
. , , .
. 2 4 , 4 5, 5 6. , .
.. . , . , , , , , : , . , , . . , , , .
– , ; , , , ; , .
.. .. , , . , , . , , . .
. , . , . , : ( ), ( ), ( ). , :
– , .
– .
– , .
, , , , :
, .
, .
, , , , . , – , .
, .
4.
. . . , – . . , , .
2004 . 5 . reception, – necery, – pre-necery.
, . pre-necery 9 12 . , .. , 2 . 8-8.30 16 ( , ). 2 3 . reception – . – . Reception , . .
( ), , . 20, . -. 2002 :
, .
,
.
.
.
, , . , , .
, – . , , , .
, , , , . . , , , , . , ,
5.
1855 – . . .
:
– .
–
. , , , , , . , . – . .
snacks – , , .
. , , , . : , , . .
, : , , , . , , – . , . : ? ?
: , , , .
. , .
, ( ). , , .
. . , , 6 : , , , , , . , , .
, , , , , , . : , , ( ) , , .
. start, . . – . – , , .
90- High scope, . . , , ( ). – , – .. . – . . , .
, – IQ. , .
. , . , , .. – , , .
. , , . ( , ). , . , , , , , , , , , .. .. , , , , . , ? , . – , . , , , .
:
, .
, .
, , .
– , , , . , , .
, , – , , . – .
, ( , ?), , . .
, . . – . , , . , , , .
: , , , . , .
, , .
, .. , , , , . . . .
, . . -, .
, , , : ; ; ; ; ; .
, ( ).
, , .
, , , , , .
, , , .
, , – .
– ( , , , ). , . .
, .
, , , – , .
:
1. .. , .. . . – . . .. . – ., , 2008.
2. .. . . – , , 2004.
3. .. . . – , , 2008.
:
4. .. . \ . 2002, 1.
5. . . . – ., , 2002.
:
6. www.slovari.yandex.ru
7. www.biography.ru
8. www.psyparents.ru
9. www.otrok.ru
10. www.waldorfschule.ru
11. www.infrance.ru
12. www.internationalschool.ru
13. www.useducation.ru
-: , , . .
[45,0 K], 18.02.2012
. . . .
[46,7 K], 04.03.2013
. . , . . .
[1,9 M], 19.01.2014
, , . . . .
[45,1 K], 27.06.2014
. . . . – , . .
[422,6 K], 04.11.2012
– , , . . . : , , .
[47,1 K], 09.04.2009
; , . . . .
[1,4 M], 25.09.2014
- ?
, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.
Источник
|
Источник