Запоздалое развитие у ребенка

Запоздалое развитие у ребенка thumbnail

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.

Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике – чаще в процессе школьного обучения.

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР)

Причины ЗПР

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально-психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

1. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

  • патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, ФАС и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.
  • тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.
  • ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

  1. ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
  2. ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
  3. ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
  4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с ЗПР

Интеллектуальная сфера

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Читайте также:  Развитие ребенка после года тест

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Речевой статус

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Эмоциональная сфера

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится:

  • сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • диагностическое обследование речи;
  • изучение медицинской документации ребенка;
  • беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Коррекция задержки психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:

  • познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии.
  • коррекции нарушений речи в рамках индивидуальных и групповых логопедических занятий.

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Читайте также:  Отчет речь в умственном развитии ребенка

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Источник

Рекомендованные сообщения

Всем привет!

Вот мне интересно, если ребенок поздно сел, пошел, пополз, заговорил, не умеет кушать ложкой и чистить самостоятельно зубы к определенному возрасту, не понимает что такое горшок,…и все это в совокупности…то реально что он в дальнейшем догонит (догонит точно), а как-то перегонит сверстников в умственных способностях?) Дурацкий наверное вопрос, но вот интересно почитать мам детишек с поздним развитием, как они в дальнейшем в школе учатся итд?

У меня такой малыш) никуда не торопиться, но я его и не тороплю. Ну вот как бы читаю что многие ложкой едят, к мы ещё головой не созрели и так со многим.

  • Ответы 77
  • Создано 7 авг
  • Последний ответ 8 авг

Лучшие авторы в этой теме

  • 23

  • 19

  • 8

  • 4

Популярные сообщения

Причем тут ум? Ваши умелки сейчас это созревание корко-подкорковых нейронных связей. Те базовая физиология. К интелекту отношения не имеет

Нет. Это как с горшком. Это кажется, что научили, но пока в головешке не щелкнет что-то, ребенок не сможет это сделать, как не учи.

Когда ребенок дозреет, мама увидит. Просто надо среду соответствующую создать еще. С той же ложкой. Я после года показала, что можно самой, не пошло, потом я периодически спрашивала, не хочет ли

Лучше говорить о конкретном вощрасте для каждой умелки.

Потому что на каждую умелку очень большой коридор.

@Mамба

Ну вот к примеру каждая умелка к концу коридора. Это значит что по жизни никуда торопиться не будет?))

Ребёнок должен быть развит в рамках возрастной нормы. Если не в норме, то нужно искать причину и её устранять.

Реально отстающих в развитии детей с самостоятельной компенсаций до выше среднего я не видела. Обычно там большой труд родителей, который со стороны не видно.

Только что, okeyka сказал(а):

@Mамба

Ну вот к примеру каждая умелка к концу коридора. Это значит что по жизни никуда торопиться не будет?))

Это норма же, ребенок развивается по норме.

  • 1

    1 минуту назад, okeyka сказал(а):

    @Mамба

    Ну вот к примеру каждая умелка к концу коридора. Это значит что по жизни никуда торопиться не будет?))

    Это значит, что темпы созревания его цнс ниже среднестатистической. Больше ничего. Ну есть вы его не держите в изоляции ?

    @Violetta у нас нет критического отставания, но как-то вот не торопиться у меня ребенок со всем. Не обязательно труд родителей, у знакомой ребенок сам зубы чистит в 1,3. Не могу сказать что они прям развитием ребенка заморочены, вот просто такой ребенок, все схватывает на лету видать)

    1 минуту назад, okeyka сказал(а):

    @Mамба

    Ну вот к примеру каждая умелка к концу коридора. Это значит что по жизни никуда торопиться не будет?))

    А что вы имееете ввиду – не тороплю? Детям можно помогать, тем же массажем например. Учить, показывать мотивировать. А если просто ждать, то откуда же умелки возьмутся?

    • 1

      @Violetta не держу, но и на площадках мы не гуляем каждый день, тк не ходи в 1,2. может быть реально в ЦНС дело и в том что без бабушек растет и сестер братьев нет пока

      @okeyka у вас же малыш родился раньше срока? Сколько ему сейчас? Когда в больнице лежали, там много было рожденных раньше срока. Врачи мамочкам говорили, что после 3х лет еще перегонят сверстников

      @Шелена// пффф) массаж делали, моему ребенку наплевать на него. Пополз на четвереньках когда сам решил и сел когда сам решил. Массажистка сказала не приставать к нему, только больше нервировать ребенка.

      Ну по поводу физической стороны я не так переживаю, сама в 1,3 пошла) но в школе уже бегала быстрее всех в классе)

      Читайте также:  Центр коррекции развития ребенка

      @Мурленка нет, не раньше, в срок

      А зубки чистить и ложку держать учили?

      4 минуты назад, Шелена// сказал(а):

      А что вы имееете ввиду – не тороплю? Детям можно помогать, тем же массажем например. Учить, показывать мотивировать. А если просто ждать, то откуда же умелки возьмутся?

      Это заблуждение, что обязательно надо помогать. Если нет проблем, то ребенок дозреет. Всему свое время

      • 1

        Ну и темперамент разный у всех. Я на площадке смотрю, наши ровестники спокойные, играют сидят. Мой летает,1г 3м ему. У подруги племянник, разница с моим сыном 3 дня. Куда посадил, там и забрал. Ничего ему не надо. Мой ест ложка у него, ложка у меня тарелка у него и у меня. Зубы сам не чистит. Так попытки делает только

        @okeyka значит перепутала, ник похожий, не обижайтесь

        2 минуты назад, okeyka сказал(а):

        @Шелена// .

        Ну по поводу физической стороны я не так переживаю, сама в 1,3 пошла) но в школе уже бегала быстрее всех в классе)

        А о чем тогда переживаете?

        3 минуты назад, Mамба сказал(а):

        Это заблуждение, что обязательно надо помогать. Если нет проблем, то ребенок дозреет. Всему свое время

        Ну, в теме автора еще и зубки чистить – это надо учить, а не ждать пока дозреет.

        @Шелена// да, грызет щётку и ложкой играет, а не ест)

        @Mамба я не переживаю! Мне просто интересно если В раннем возрасте ребенок позднее развивается, чем сверстники, то можно от него ждать гениальных способностей в будущем, или это вообще не показатель

        @okeyka ребёнок обучается из среды. То, что у кого-то чистит зубы, это развитие навыка имитации и средней моторики. То, что у вас плохо ходит (как вы считаете) это вестибулярный аппарат и крупная моторика.

        В таком возрасте физиология абсолютно пребладающий фактор.

        Вложения родителей я имела ввиду именно в здоровье при наличии проблем, а не буквы на горшке учить.

        • 1

          @Шелена// зубы чистить с 8 месяцев ему начала кстати, зубов у нас уже полный рот, 4-х не хватает

          Только что, Шелена// сказал(а):

          Ну, в теме автора еще и зубки чистить – это надо учить, а не ждать пока дозреет.

          Нет, не надо.

          В 1,2 чистить зубы и держать ложку обязательные умелки? Нет ведь.

          Я своей после полутора дала щётку и ложку она сама взяла. Ничему не учила. У меня не было такой цели. Смысла просто не вижу в таком обучении.

          3 минуты назад, okeyka сказал(а):

          @Mамба я не переживаю! Мне просто интересно если В раннем возрасте ребенок позднее развивается, чем сверстники, то можно от него ждать гениальных способностей в будущем, или это вообще не показатель

          Ничего это не значит. Это разные вещи, если кто то медленно бегает, это не значит, что он плохо поёт

          @Violetta ну 3 курса массажа у лучшего специалиста по крупному городу в мо считается за вложение в здоровье?)

          Мы ещё кстати крупные и высокие , 13700 вес в 1,2. Может ему тяжеловато ещё из-за этого от части

          1 минуту назад, okeyka сказал(а):

          @Шелена// да, грызет щётку и ложкой играет, а не ест)

          Это нормально ) он еще маленький. А поесть предложите вкусняшку, и сама не кормите.

          @Mамба не обязательные, но если хочешь, чтобы умел, вполне можно научить.

          4 минуты назад, okeyka сказал(а):

          @Шелена// да, грызет щётку и ложкой играет, а не ест)

          @Mамба я не переживаю! Мне просто интересно если В раннем возрасте ребенок позднее развивается, чем сверстники, то можно от него ждать гениальных способностей в будущем, или это вообще не показатель

          Если вы про физическое развитие, то нет. Совсем не обязательно.

          У меня дочка не из ранних в первом году. Все умелки физические во второй половине сроков нормы. Она толстуха была и, возможно, это тормозило, хз. Но сейчас, в почти 2 года, крупная моторика очень хорошая, ловкая и умеет такие вещи, которые не все ее сверстники делают

          @okeyka вопрос помощи должен быть адекватен проблеме.

          Пока по вашему описанию никакой проблемы нет. Массаж ну хорошо для общего состояния

          Присоединяйтесь к нашим обсуждениям!

          Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

          Источник